Аннотация: Подлинная культура не может существовать без нравственности, которая является основной целью воспитания человека в человеке!
"Природа и воспитание в чем-то похожи. Воспитание меняет человека, создавая тем самым его вторую природу.
Демокрит
...Живя в Англии уже более десяти лет и воспитывая двоих детей, я сталкивался с образовательной системой, которую хотят скопировать российские псевдореформаторы. Судя по всему, они несколько раз побывали в школах на Западе и "вдохновлённые" их успехами, решили подобное создать в России.
Однако нельзя забывать, что школьное образование в Англии делится на государственное и частное, на платное и бесплатное, а это меняет ситуацию, если хотя бы немного вникнуть в суть дела.
Надо знать, что в хороших частных школах плата за обучение составляет от пяти до двадцати пяти тысяч фунтов в год, что в переводе на русские рубли, составляет от двухсот пятидесяти тысяч до миллиона двухсот пятидесяти тысяч рублей. А много ли вы найдёте в России семей, которые могут себе позволить даже одного ребёнка обучать в такой частной школе!
Кстати, мне рассказывали, как русская "делегация" учителей и чиновников образовательной системы входила на уроки в английской школе, чуть ли не ногой открывая дверь, не спрося разрешения учителя. (Это разрешение необходимо было получить и желательно заранее, ещё и потому, что учащиеся в Англии, в определённом смысле главная составляющая "процесса", а чиновники - второстепенная.)
Этот инцидент показал уровень культуры учительского и чиновного корпуса в нынешней России, во всяком случае тех людей, которые в Москве вполне может быть и готовили эту школьную реформу и новый образовательный стандарт.
Конечно, в России есть и другие учителя - вежливые, умные и тонкие, но они очень редко выезжают за границу. Те же, что бывают здесь в Англии, принадлежат к той породе "новых русских", для которых деньги - главная жизненная ценность. Поэтому и свою "реформу" они создают по заказу определенного богатого слоя русских, совершенно не заботясь о подлинно демократических ценностях, которые и являются основой преуспевания "западного" мира.
"Социальный лифт", поиски талантов среди всех слоёв населения, составляют одну из главных целей образовательной системы. А средством достижения поставленных задач является попытка соблюдения равных возможностей "на старте" жизни. Естественно настолько, насколько это позволяет социальная система - развитый капитализм.
Тем не менее, образование является одной из ведущих задач любого правительства в Англии и напоминает лозунг: "Учиться, учиться и еще раз учиться", выдвинутый Лениным в революционной России. Англичане в этой области достигли очень многого, как впрочем, в своё время и Советский Союз. Нынешние российские "деятели" образования способны только разрушать построенное с таким трудом и похоже, совершенно не понимают социальных, "социалистических" истоков того благополучия, которое сегодня имеют многие западные страны, прежде всего Англия.
Хочу отметить, то образование для своих детей было и остаётся одной из приоритетных задач в каждой семье из английского среднего класса, а таковых, по разным подсчётам, в Англии до половины семей.
Для того, чтобы дать детям хорошее образование, многие родители даже меняют место жительства переезжая в районы, где есть хорошие школы не только частные, но и государственные, - бесплатные, хотя таких совсем немного и в них при поступлении существует большой конкурс.
К чести основного массива государственных школ в Великобритании, надо сказать, что уровень обучения и преподавания в них довольно высок.
И это создаётся, в основном за счёт множества вспомогательных подразделений в системе образования от инспекторов, периодически проверяющих школы на предмет качества работы, до курсов повышения квалификации учителей и разного рода творческих и научных конференций и семинаров.
Вся система работает над улучшением образовательного стандарта и реформы тут происходят практически каждый год. Структура проверок, рейтинговых списков и научной работы разнообразна и многочисленна, и в ней, постоянно заботятся о повышении уровня обучения и качества образования. Боюсь, что и с этим в России будут большие проблемы. Педагогические вузы, которым вдруг присвоили звания университетов или даже академий, свой научный и теоретический уровень от этого нисколько не повысили. На самом деле, произошла элементарная подмена названий, которой так грешили либеральные образованцы в начале мрачных девяностых годов прошлого века!
Вообще, конец восьмидесятых и начало девяностых прошлого века в России, стало временем подмены понятий, что и стало во многом причиной разрушения не только Союза, но и культурного кода советской цивилизации.
Все, так называемые "демократические реформы" скопированные с западных образцов, в России породили взяточников, бандитов и олигархов, и надолго затормозили процесс подлинной демократизации страны.
К сожалению, и реформы образования могут остановиться на стадии разрушения уже существующей базы, как это уже было с российским здравоохранением или с наукой. Уже слышатся из среды молодых "образованцев" призывы разрушить советскую школу, якобы сохранившуюся в "новой" России.
Однако от той школы, которая породила светил мировой музыки, кино, науки и искусства уже ничего не осталось, а на её месте вырос какой-то "социальный уродец", штампующий малограмотных, малокультурных, но алчных и амбициозных абитуриентов.
Как правило, эти либеральные "педагоги - разрушители" приходят в среднюю и высшую школу из той среды, чьё становление пришлось на лихие девяностые и потому, уже не помня и не зная советской школы, они, пользуясь расхожими штампами по её поводу, часто совершенно не понимают о чём говорят.
Больные карьерным активизмом, они хотят "действовать", зарабатывать славу и деньги и потому чрезвычайно опасны!
Невольно вспоминается старинный буддистский афоризм, который гласит: "Действие не устраняет незнания, так как не противоречит ему"!
В России, на мой взгляд, сегодня происходит развал не только образовательного, но прежде всего культурного стандарта, когда многие люди окончив не только школу, но и институт говорят, что солнце - это спутник Земли, а многие ещё "верят", что Бог создал Землю в шесть дней, а на седьмой прилёг отдыхать. И сделал Он это не далее, как около шести тысяч лет назад.
Я, конечно, шучу, но культурный "обратный ход" (церковный термин из девятнадцатого столетия) заметен "невооружённым" глазом.
Основной аргумент сторонников нового стандарта - это уменьшение учебной нагрузки на школьников. И главное новшество - школьник сам должен и будет решать, что ему лучше учить, а точнее, удобнее изучать.
Естественно при таком подходе, нормальный школьник выберет то, что полегче и попроще.
Таким образом в России, можно будет забыть не только о математических школах которые были красой и гордостью Советского Союза, но главное, о приличных учителях математики, физики и химии - именно они определяют, через время конечно, успехи или неуспехи в стране математики, физики, химии и других фундаментальных наук в которых надо думать и работать, а не болтать языком!
Нынешние подростки - в основном инстинктивные "прагматики". Они уже затвердили на всю жизнь, что тот кто тяжело работает - неудачник, а тот кто не работает и имеет много денег - тот счастливчик!
Не имея жизненного опыта, они естественно будут выбирать лёгкий путь в жизни, и если их не "подталкивать" тем или иным способом, то их мечтания завершатся трагическим разочарованием.
Ведь дети, в определённом смысле маленькие животные, которые постоянно норовят "спрыгнуть" на уже пройденную ступень социализации и превратиться во взрослых животных, руководствующихся в своём поведении инстинктами.
Да и многие ли взрослые в России, после массированного промывания мозгов в девяностые в сторону оглупления и выработки инстинктивных навыков, могут похвастаться внутренним подталкиванием себя к занятиями, увлечениям чем-то интеллектуально сложным.
Проще ведь устроить себе "маленький отдых" и окунуться в инстинктивную жизнь, тем более если культурные стандарты уже повсеместно, благодаря ТВ и Интернету, приближаются к уровню "ниже плинтуса" и "ниже пояса"!
Однако мы не должны забывать, что человека из обезьяны сделал труд, как утверждали классики социализма, а Зигмунд Фрейд говорил, что человеческая культура стала продуктом репрессивного метода воспитания понимаемого в широком смысле, то есть подталкивания, иногда и через систему наказаний!
А что мы можем получить на выходе, если позволим, а точнее, если перевалим груз ответственности выбора своего общего будущего, на плечи наших детей?
Многим воспитателям известно, что причиной большинства детских нервных и психических срывов становятся неверная диета и плохой распорядок дня. Но каково же должно быть тогда значение культурной "диеты", духовного питания для детей и юношества?
В России, где пропаганда эгоизма, алчности и насилия, стала чуть ли не государственной программой средств массовой информации и особенно телевидения, трудно ожидать, что дети смогут самостоятельно противостоять этому урагану безнравственных или прямо уголовных идеалов!
И тут, необходимо вступает в силу понимание ответственности взрослых за "образовательное воспитание" детей. Однако сегодня в моде теория "самостоятельности" детей, и много её сторонников окопались в лагере "реформаторов", упорно противостоящих здравому смыслу. Такая позиция, на мой взгляд, показывает возрастающую безответственность не только государственной власти, но и родителей!
За примерами, иллюстрирующими отвратительные результаты такого взрослого "малодушия", в той же благословенной Англии, далеко ходить не надо. Я какое-то время работал в качестве педагога в детском - "послешкольном" клубе, в одном из центральных районов Лондона, где в районе Кингс - Кросс живут в основном семьи рабочего класса.
Там я столкнулся с откровенной грубостью и даже издевательствами подростков над воспитателями, и полным неуважением к взрослым вообще. Если же воспитатели пытались восстановить порядок в клубе, то подростки могли и избить их, а женщин, часто уже бабушек, могли послать куда подальше. А воспитатели это терпели!
Я же, по профессиональной и российской привычке, во всё влезал (Я был директором большого подросткового клуба в Питере) и однажды назвал "плохим, глупым мальчиком", подростка лет тринадцати, который услышав мой акцент, стал пинать в меня футбольным мячом.
Когда в повышенном тоне я указал ему на неадекватность поведения, этот подросток не ожидавший такой непривычной реакции, вышел из себя и стал от бессилия плеваться в меня, не говорю уже о ругательствах которые мне адресовал.
Наконец подросток ушёл разъярённый и вскоре, на территорию клуба пришёл другой подросток постарше и размахивая молотком, стал бегать рядом со мной, демонстрируя очевидные намерения проучить меня с помощью этого молотка!
Молодой воспитатель работавший со мной, видя, что я шокирован этим случаем утешил меня говоря, что эти же подростки на него нападали с ножом!
Вскоре в Лондоне прокатилась эпидемия смертей от ножевых ран, нанесённых подростками своим сверстникам и не только, хотя и сегодня о смерти подростков от ножей сообщают в новостях почти каждый день!
Другой случай, больше комичный, чем опасный, произошёл уже с моим сыном.
В его частной известной школе, по моему настоянию он стал изучать русский язык наряду с французским, как вторым - в английской школе есть такая формула. И вот на родительском собрании, классный руководитель моего сына, стала советовать мне оставить сыну только французский, мотивируя тем, что по французскому скоро будет экзамен, а русский будет мешать ему и отвлекать внимание от экзамена.
Я так же вежливо, но непреклонно не согласился с её доводами, и настоял на совместном изучении и того и другого языков. А жене (она англичанка) уже на повышенных тонах, очень эмоционально объяснил, что на русском мой сын будет разговаривать со мной, а французский может ему в этом смысле совсем не пригодится - тогда, как и сейчас, я плохо знаю английский, а по-французски совсем ничего не понимаю.
Дома, конечно, был небольшой скандал, двери хлопали, жена и старшая дочь плакали, обиженные моей "тиранией", однако я настоял на своём...
Вскоре мой сын сдал экзамен по французскому, а чуть позже и по русскому языку! И по сию пору мы с ним общаемся на русском, правда ломаном, однако ему это общение очень нравится. А я на нём, периодически проверяю уровень своего английского "разговорного". Так и получается, что он говорит со мной на русском, а я с ним на английском - в итоге всем стало хорошо.
Я сторонник такой педагогической теории, проверенной личным педагогическим опытом, которая предусматривает ответственность родителей перед обществом и самого общества, в лице государства, за образование и главное за воспитание не только своих, но всех детей.
А обязанностью детей считаю учение и воспитанность. И конечно это процесс двухсторонний, однако с чётким разделением уровней ответственности, разным для взрослых и детей.
Наблюдая то, что происходит не только в Англии, но в основном в России, я вижу, что взрослые дядьки и тётки, делая деньги на ТВ, в газетах, на радио и в интернете, отравляют сознание подростков и детей злобной алчностью, эгоизмом и культом силы!
Потом, когда дети становятся постарше, эти же законодатели социальной моды пугаются их зверских наклонностей и садят в тюрьму жертв своего воспитания и вдалбливания инстинктивных привычек и "идеалов", на всех информационных уровнях!
Получается так, что отравители детского сознания и провокаторы жируют в России, зарабатывая миллионы и миллиарды на пропаганде инстинктивной жизни, а отвечают за результаты жертвы такого научения - отравления.
Очевидно, что это не только не по христиански, но и не по человечески!
То, что моя система "принуждения" к хорошему образованию, связанная с жёстким, подталкивающим воспитанием даёт свои плоды, я убедился на опыте своего сына.
У него, как у всякого подростка, конечно был компьютер, (к счастью, благодаря жене в доме никогда не было телевизора) и сын, сидя за ним, забывал обо всё на свете, прежде всего об уроках. Тем самым, он наглядно демонстрировал тот инстинктивный выбор, на котором настаивают нынешние горе - реформаторы в России.
Поэтому мне, изредка приходилось воздействовать на него не только вербально, но и физически, отчего жена была не в восторге, впрочем, как и я сам. Однако жизнь заставляла это делать - часто, эти воздействия происходили после родительских собраний.
Но вот он стал постарше и я, на ломанном английском стал ему объяснять, что моя обязанность, как родителя, заключена в принуждении его к образованию, а его сыновняя обязанность заключена в научении, под моим руководством, тяжело и много работать над заданными уроками! Но не только!
Я объяснял ему, что пока он не различает понятий добра и зла в человеческом и больше, в христианском смысле, моя обязанность руководить им и растолковывать эти понятия насколько я сам их понимаю. А он, хотя и может не понимать сейчас, о чём я настойчиво толкую, но в будущем, когда сам станет отцом, сможет понять меня вполне!
Конечно эти объяснения иногда были грубы, однако возымели действие.
Кроме учёбы в школе, сын занимался музыкой с пяти лет, потом ходил в музыкальную школу и играл на скрипке, а потом ещё, по воскресеньям пел в церковном хоре, зарабатывая себе стипендию для оплаты учёбы в известной лондонской школе.
И вот, я заставлял его каждый день по часу, в свободное от уроков время, играть заданный в музыкальной школе урок. Естественно, он как мог увиливал от этих занятий, иногда плакал, говорил, что ему это ни к чему и что он не хочет стать профессиональным скрипачом.
Я на это отвечал, что эти занятия приучат его быть последовательным и постепенно заставят методично работать, а эти навыки пригодятся не только при учёбе в университете, но и во взрослой жизни - в университет он хотел, потому что его старшая сестра заканчивала Кембридж и ему нравилось там бывать.
Он сопротивлялся исполнению моих требований как мог, однако я настаивал на своём.
Однажды, когда я увидел, что он, закрыв двери своей комнаты просто пиликает на скрипке, а сам смотрит на экран компьютера, я усложнил задание и "попросил" его, каждый воскресный вечер играть нам с женой выученный за неделю отрывок, и если он не был готов, то я его наказывал иногда даже слегка физически...
...Прошло уже много лет. В последнем классе музыкальной школы сын стал концертмейстером одного из школьных симфонических оркестров и ему, похоже, очень нравилась эта роль и особенно, когда его за хорошую игру оркестра хвалил уважаемый дирижёр. После таких похвал, он невольно сам себя зауважал!
Впоследствии сын неплохо закончил школу, поступил в университет и вполне доволен собой и взрослея, относится ко мне всё более уважительно, стараясь разговаривать со мной по-русски, чему я конечно рад! А скрипачом он не стал, зато с удовольствием ходит на концерты симфонической музыки и может отличить музыку Гершвина от музыки Чайковского!
На примере воспитания сына, я ещё раз убедился, что если вы, в воспитании детей перебарываете в себе равнодушие и душевную лень, то получаете результат зависящий от вашего воспитания, а не от воспитания полученного от просмотра боевиков или от общения со сверстниками на улице!
2011-2023 год. Лондон Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal