Аннотация: Баоабанов - это русский Тарантино показывающий жизнь как она есть и даже страшнее!
"Во всем, на что направлен в наши дни киноаппарат, массы получат возможность взглянуть самим себе в лицо..."
Вальтер Беньямин
...Посмотрел несколько фильмов Балабанова.
Впечатления тяжёлые и если смотреть на русскую жизнь глазами Балабанова, то невольно охватывает нервный смех, потому что такого в реальности просто не может быть, но в России бывает!
Балабанов - певец абсурда и бессмысленной жестокости, зеркало той реальрности, которой наполнена наше существование, но которую большую часть жизни мы просто не замечаем, потому что нас это прямо не касается.
Мы в этой "романтической" среде не живём или ушли от неё, поменяв статус и уровень обеспеченности, однако внутри, глядя на эти жуткие сюрреалистические сцены из балабановских фильмов, мы вспоминаем свои страхи и фантазии и понимаем, что это взято из российской жизни, а не придумано художником из ничего!
Фильм "Про уродов и людей", это некое смешение Фрейда с Тарантино. Нас пугают и притягивают жуткие извращения чувств и придуманные герои из добропорядочной русской дореволюционной жизни. Это вдвойне ошарашивает, потому что мы находимся под гипнозом мифов о дворянских правилах чести и доблести, в исполнении героического красавца "поручика Ржевского".
Фильм воспринимается как жестокая и безысходная пародия, на отражённую в нынешней реальности предреволюционную, романтизированную обывателями-буржуа жизнь, которую мы не знаем и которой не было никогда.
Однако "феномен Распутина", декаданс и неудовлетворённость сытостью и благополучием - это тогдашняя реальность и атмосфера вырождения, толкает героев фильма на рискованные приключения.
Но люди, в этом фильме живут мелко и низко, а потому, погибают нелепо, не по "благородным правилам"!
Всё происходящее на экране, немножко напоминает злые рассказы Чехова, но в основном, тут присутствует "антиплатонов", то есть замысловатая фантазия накладывается на искусно выстроенные реалии.
Заправляющийся водой паровоз - это реальность, а бездушный Иоганн, трусливый и наивный Путилов, сумасшедший Виктор Иваныч, злая и мечтательная слепая жена доктора - это выдумка авторов фильма и творческие фантазии талантливых актёров...
Все их персонажи, кажется происходят из "параллельного" мира, как впрочем из другого мира и одержимость российской публики, наивной порнографией, тоже приметы того времени.
Невольно возникает вопрос: как и почему такая нелепая тема заинтересовала Балабанова - ведь он сам и сценарий писал!
Но посмотрев год выходса на экраны, вспоминаешь свирепый абсурд послеперестроечной жизни в России и понимаешь желание режиссёра, иносказательно показать росийское общество сошедшее с ума от вожделения и тоски по мещанскому идеалу!
Живость поднятых проблем, беспросветность идиотизма жизни, заставляют нас, зрителей предположить, что эти люди спасаются, через сексуальные фантазии и жажду подлых развлечений, от бессмыслицы сытого, но бесцельного существования, постепенно превращаясь в хорошо одетых, цивилизованных животных!
Вам это ничего не напоминает?!
Вообще фильмы Балабанова реалистичны, саркастичны, жестоки и безысходны даже тогда, когда имеют "хороший" конец. Его герои всегда с сексуальными и социальными странностями, а с точки зрения нормального человека они извращенцы, но при этом, их трудно отличить от "нормальных" людей в толпе, потому что они ничем не отличаются от большинства!
Таких и в современной России несравнимо с другими временами много, и зовут их в России "отморозками", а наличие подобных "персонажей", делают нашу жизнь непредсказуемой и свирепой.
Знаменитый его фильм Брат, тем не менее оптимистичен, а герой Данила Багров - это типичный русский человек, волею непредсказуемой судьбы и военного опыта, где и научен убивать людей, сохраняет детскую наивность и отсутствие страха смерти.
Такого в реальности не бывает, но миф созданный Балабановым о "безбашенном" защитнике униженных и оскорблённых живёт, завоёвывает всё новых поклонников, уже после смерти самого кинорежиссёра.
Образ Данилы Багрова, в фильмах "Брат" и "Брат-2", дал молодым возможность надеяться на преодоление абсурда жизни, и вдохновил на сопротивление силе денег, человеческой злобе и провинциальному неуважению себя.
Может быть поэтому, уже сегодня, став людьми среднего возраста, поколение "Брата" сохраняют в себе жажду добра и справедливости, готовность сражаться за нравственные идеалы!
Иначе, во времена олигархического бандитизма было не выжить.
А тут, словно по заказу государственников из правительства, появилась "ролевая модель" как говорят англичане, а значит появился герой, под портретом которого можно "себя чистить".
Жизнь в бандитской России, научила людей многому и одним из самых влиятельных и авторитетных "учителей" последующих поколений, как в добре так и во зле, стал Балабанов и его знаменитые фильмы.
Мне не понравился фильм "Кочегар" и "Жмурки" - уродство перестроечной жизни доведено в них до абсурда, хотя, как кинодокументы, если их разбирать в категориях кинокритики, они стали своеобразным зеркалом, правда кривым, в которое полезно посмотреться каждому из нас, ужаснуться и вспомнить годы, когда в российской жизни не осталось ничего святого и даже церковь стала местом отмывания бандитских доходов.
Лозунг того времени: "Деньги не пахнут!" - чудовищный по смыслу и по содержанию, но именно он, в те переломные времена завоевал сердца и души людей, когда зверства первоначального капитализма проявились в России во всей красе.
Чтобы заставить людей понять всю глубину их нравственного падения и понадобились зверские фильмы Балабанова - этого российского, русского Тарантино.
Будущие поколения россиян, будут с удивлением смотреть фильмы Балабанова, как с ужасом и отвращением сегодняшние американцы смотрят кино созданное Тарантино!
В Америке, в период Великой депрессии, как и в России "девяностых", страна погрузилась в бандитский беспредел и приключения какого-нибудь убийцы и главы мафиозного клана были обыденной реальностью, хотя сегодня воспринимаются как нечто придуманное, мифическое и сказочное.
Остаётся напомнить, что в России, в страшные девяностые, только по официальной статистике убивали в год по тридцать тысяч человек, в основном молодых, живущих "по понятиям" и гибнущих в безжалостно-свирепых бандитских разборках.
Эти бандиты-"герои" из рабочих кварталов, были "романтиками" - их завораживало киношное насилие и потому, они вдохновлялись американскими фильмами "экшен" и отчасти, воспринимали жестокости Тарантино как некий кодекс поведения "избранных", то есть по-русски бандитов - самых жестоких и беспощадных молодых людей, изувеченных идеологией первоначального капитализма!
Во времена экономического и нравственного развала, они десятками если не сотнями тысяч умирали в злобе и отчаянии не понимая, что стали жертвами новых социальных отношений.
В Веймарской Германии, такие молодые любители "земли и крови" стали ревностными сторонниками национал-социализма, а в России просто бандитами!
Конечно жаль, что после смерти кинорежиссёра, как и при жизни, никто из киноведов не написал, не постарался объяснить феномен "балабановщины" в российском кино.
А ведь такие исследования могли бы стать бестселлером, потому, что объяснили бы притягательность его фильмов для российского обывателя.
Интерес к фильмам Балабанова с годами не убывает и это явление можно толковать по разному. С одной стороны "Жмурки" и уже кичевые "Бригады", вырастили несколько поколений бандитов, а с другой, фильмы "Брат" и "Брат - 2" воспитали и продолжают воспитывать несколько поколений молодых патриотов России!
...Подводя итоги этого короткого киноисследования, хочется сказать, что творчество Балабанова противоречиво, иногда страшно своей безумной фантазией, но отражает разлад - "сумбур вместо музыки" в постсоветском обществе, точно так, как фильмы Тарантино, показывают изнанку американского благополучия и индивидуализма...
2016-2023 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal