Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

русская цивилизация и Запад. Из сборника статей

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 18/09/2023. 26k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Русская цивилизация во все времена противостояла западной, но всегда старалась объединиться с ней!

  •   "Атеизм - как агрессивное неверие - одна из главных причин разрушения русской цивилизации!"
      
      ..."Эксперимент почти удался. Класс олигархов получился очень богатым. Народное хозяйство разрушили полностью. Социалистическую культуру общежития отменили. Былое искусство угробили.
      Но в этот момент случился глобальный кризис на Западе и вдруг поднялся Восток.
      Это неожиданно.
      Мы сделали так, что у нас нет общих законов в стране, страна принадлежит богатым, русская культура уже не существует, а судьей нашего успеха может быть только Запад. И вдруг Запад стал помирать. Запад больше не может быть судьей успеха прозападной России - потому что Запад стал неуспешен. Парадокс получился.
      Хуже всего то, что мы уже не знаем: стали мы Западом - или не стали.
      Потому что Запад перестал быть прежним Западом..."
      Максим Кантор "Сетевые заметки".
      
      
      ...После развала Советского Союза, начался распад русской цивилизации. Народы и страны столетиями входящие в орбиту российской цивилизации - монархической и советской - вдруг стали отделяться от метрополии утверждая самостийность, чреватую национализмом и даже неофашизмом.
      И детонатором этого взрывного разрушения связей с новой Россией, можно считать национальную интеллигенцию - людей грамотных, но нравственно невоспитанных, превратившихся, по терминологии Александра Зиновьева, в провинциальных "западнистов".
      И Россия не исключение в этом процессе, только образованцы здесь ненавидят историю России, но с обожанием воспринимают и транслирую миф о западном благополучии.
      Именно в таком отношении к своей стране, наиболее заметны провинциалы из среды российского образованческого класса, члены которого называют себя демократами, но презирают народ и отрицают самобытность и величие русской культуры. В какой-то момент истории современной России, эти люди вновь стали "лакеями западной мысли" и пресмыкаясь перед западными авторитетами, разрушают русскую культуру и тем самым, "не ведая что творят", разрушают русскую цивилизацию.
      
      Читая прогнозы и предсказания западных теоретиков, например Сэмюэля Хантингтона, можно видеть, что в своих работах о грядущих войнах цивилизаций, он утверждал - главные бои за выживание и развитий цивилизаций сегодня происходят на ниве культуры, и в этой гибридной войне идущей уже сейчас, потеряют статус цивилизаций те страны, которые не смогут противостоять внедрению в общество "заморских" традиций и моральных ценностей! Он называет их культурными "вирусами".
      В России, образованческий класс уже со времён распада Союза, полностью стоит на "западнистских" позициях. Об этом и писал известный в мире социолог и философ Александр Зиновьев - именно российская культурная интеллигенция, превратившаяся в образованщину, заражена этим прозападным вирусом и постепенно, становится могильщиком русской культуры, являющейся одним из столпов русской цивилизации!
      Кто из нынешних образованцев читает и помнит Толстого, Достоевского, Лескова, Чехова?!
      И хотя ими по-прежнему восхищается весь образованный мир - в России они забыты, а советские писатели, художники, архитекторы и скульпторы, вообще выпали из памяти современных образованцев.
      В головах нынешней культурной тусовки - иначе это скопление неучей никак не назовёшь - на первых местах стоят кумиры западной литературы, искусства и науки. И это презрение к своим корням и своим культурным сокровищам, постепенно делают из русской цивилизации страну третьего мира.
      Нынешние российские образованцы начисто отрицают особенность и самобытность России и твердят об общем пути развития, который можно осуществить в России только через насилие власти над народом.
      А сегодняшние власти, не понимая идеологической ловушки которую сами устроили, не хотят иметь ничего общего с российской историей и живут как европейцы - одним днём!
      Об особенности русских людей недавно говорила - "французский историк, постоянный секретарь Французской академии Элен Каррер д'Анкосс. В интервью Figaro, она назвала два параметра, по которым русские отличаются от западных европейцев.
      По ее мнению, один из этих параметров - "чувство истории", которое у жителей России развито сильнее чем в Европе, из-за трагедий XX века. Вторым параметром историк считает обостренное "чувство смерти", как религиозной основы русского православия!
      Но в сегодняшней России, эти особенности народной психологии касаются только простых людей, в то время как российская образованщина всеми силами старается быть похожей на европейских буржуа!
      
      ...Однако вернёмся к началу - что же всё таки такое цивилизация, и как её определяют?
      Вот мнение интересного современного русского философа Бориса Межуева:
      
      "Слово "цивилизация" имеет много значений и смыслов. Но в контексте высказывания президента стоит выделить три аспекта. Во-первых, в отличие от просто наций, страна-цивилизация должна обладать способностью притягивать к себе людей и целые народы, вовлекать их в свою орбиту..."
      "Во-вторых, отчасти верно обратное - страна-цивилизация должна обладать иммунитетом от социокультурных инноваций другой цивилизации, защитой от их вирусного распространения....
      Вирусное распространение социокультурных инноваций внутри определенного пространства - самый яркий цивилизационный признак..."
      "Наконец, третье - не менее важное. Быть цивилизацией - значит, обладать способностью удерживать на своей территории институты развития. В первую очередь цеха интеллектуального производства, то есть те отделы научного знания, на которых производится то или иное открытие, и те, условно, конструкторские бюро, где эти открытия воплощаются в жизнь. По существу, современная цивилизация не что иное, как национализация интеллектуального класса..." Из статьи Бориса Межуева: "Что значит быть цивилизацией".
      
      Межуев правильно подмечает начавшийся, ещё в последние годы существования Союза, процесс маргинализации, развитие провинциализма среди русской - советской интеллигенции, работающей в тех самых "институтах развития". Эта интеллигенция, называющая себя креативным классом, превратилась сегодня в образованщину и является главным внутренним врагом русской цивилизации:
      
      "Если ученые твоей страны думают только о том, как ее покинуть и найти себе работу в других, более удобных для проживания странах, то такой стране цивилизацией стать невозможно. Точнее, "отдельной цивилизацией" - ей можно только попытаться влиться в чужую цивилизацию в качестве периферии: аграрной, сырьевой, демографической. Предоставить ей в обмен на передовые технологии какие-нибудь выгодные услуги. Но чтобы быть чем-то отдельным, нужно обладать способностью самостоятельно производить время, пробиваться к будущему..."
      
       ...К сожалению, после установления в стране Реставрации, в таких маргиналов превратилась культурная и даже часть властной элиты России. Посмотрите какими алчными глазами они смотрят на Запад, куда переводят не только свои богатства, но и детей, и свои семьи.
      Сегодняшняя богатая, образованческая элита, за последние тридцать - сорок лет превратилась в отряд кочующих по миру маргиналов, думающих о себе, как о космополитах!
      Конечно простые россияне по прежнему остаются в черте русской цивилизации, однако предательство элит, постепенно ведёт к нравственному разложению общества вообще, что в конце концов будет означать окончательное разрушение русской цивилизации!
      
      А лозунг таких маргиналов "пора валить", если рассматривать происходящее в этом аспекте, совсем не безобиден - по сути это и есть разрушение основ самобытной русской цивилизации!
      И вот как описывает современное цивилизационное пространство Межуев, который странным образом забывает о китайской, индийской и вообще о азиатских цивилизациях - это общая и характерная ошибка нынешних русский интеллигентов - для них западная цивилизация являются единственной мировой цивилизацией, хотя очевидно, что это не так:
      
      "Две мировые войны привели к тому, что четыре времяобразующие державы фактически объединились в одну цивилизацию с безусловным лидерством Америки - а Россия под именем Советского Союза единственная из этой пентархии осталась за бортом. Точнее, за "железным занавесом". Главная задача Евро-Атлантики в холодной войне и заключалась, собственно говоря, даже не в том, чтобы разделить СССР на отдельные части, главное было лишить СССР институтов производства времени. На тогдашнем языке это называлось - "выбросить в третий мир". На сегодняшнем надо было бы сказать "лишить цивилизационного статуса"".
      
      ...Я не совсем согласен с Межуевым, особенно с тем, что цивилизация обязательно связана с каким - то блокированием. После войны, Советский Союз создал советскую цивилизацию, которая долгое время успешно противостояла цивилизации западной.
      Ну и самое важное - он странным образом обходит одну из главных составляющих мировых цивилизаций - религиозную составляющую, определяющую особенность каждой из них - об этом писал и Хантингтон.
      О самобытности и самодостаточности русской цивилизации писали многие, но вот интересные высказывания Николая Бердяева по этому поводу:
      
      "Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном самосознании. Русская национальная мысль чувствует потребность разгадать загадку России, понять идею России, определить ее место в мире. Все чувствуют в нынешний мировой день, что Россия стоит перед великими мировыми задачами. Но это глубокое чувство сопровождается сознанием неопределенности, почти неопределимости этих задач. С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена чему-то великому, что Россия - особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности и богоносности России. Идет это от старой идеи Москвы как Третьего Рима, через славянофильство к Достоевскому, Соловьеву и к современным неославянофилам. К идеям этого порядка прилипло много фальши и лжи, но отразилось в них и что-то и подлинно народное, подлинно русское. Не может человек всю жизнь чувствовать какое-то особенное и великое призвание и остро сознавать его в периоды наибольшего духовного подъема, если человек этот ни к чему значительному не призван и не предназначен. Это биологически невозможно. Невозможно это и в жизни целого народа..."
      "...Многих на Западе влечет к себе таинственная глубина русского Востока. Свет с Востока видели лишь немногие избранные индивидуальности. Русское государство давно уже признано великой державой, с которой должны считаться все государства мира и которая играет видную роль в международной политике. Но духовная культура России, то ядро жизни, по отношению к которому сама государственность есть лишь поверхностная оболочка и орудие, не занимает еще великодержавного положения в мире. Дух России не может еще диктовать народам тех условий, которые может диктовать русская дипломатия. Славянская раса не заняла еще в мире того положения, которое заняла раса латинская или германская. Вот что должно в корне измениться после нынешней великой войны, которая являет собой совершенно небывалое историческое сплетение восточного и западного человечества. Творческий дух России займет, наконец, великодержавное положение в духовном мировом концерте. То, что совершалось в недрах русского духа, перестанет уже быть провинциальным, отдельным и замкнутым, станет мировым и общечеловеческим, не восточным только, но и не западным. Для этого давно уже созрели потенциальные духовные силы России..."
      
      ...А вот что, ещё совсем недавно, о русской цивилизации писал тот же Хантингтон в статье "Столкновение цивилизаций", наделяя каждую мировую цивилизацию ещё и религиозной самобытностью. В частности русскую цивилизацию он связывал с православием, отчасти соглашаясь, что в религиозном смысле Россия - это Третий Рим:
      
      "В классовых и идеологических конфликтах ключевым был вопрос: "На чьей ты стороне?" И человек мог выбирать - на чьей он стороне, а также менять раз избранные позиции. В конфликте же цивилизаций вопрос ставится иначе: "Кто ты такой?"
      Речь идёт о том, что дано и не подлежит изменениям. И, как мы знаем из опыта Боснии, Кавказа, Судана, дав неподходящий ответ на этот вопрос, можно немедленно получить пулю в лоб. Религия разделяет людей ещё более резко, чем этническая принадлежность. Человек может быть полу-французом и полу-арабом, и даже гражданином обеих этих стран. Куда сложнее быть полу-католиком и полу-мусульманином..."
      
      Разъясняя свое отношение к происходящему в мировой истории, Хантингтон пишет о сути конфликта цивилизаций:
      
      "Таким образом, конфликт цивилизаций разворачивается на двух уровнях. На микроуровне группы, обитающие вдоль линий разлома между цивилизациями, ведут борьбу, зачастую кровопролитную, за земли и власть друг над другом. На макроуровне страны, относящиеся к разным цивилизациям, соперничают из-за влияния в военной и экономической сфере, борются за контроль над международными организациями и третьими странами, стараясь утвердить собственные политические и религиозные ценности..."
      "И сейчас "бархатный занавес" культуры сменил "железный занавес" идеологии в качестве главной демаркационной линии в Европе. События в Югославии показали, что это линия не только культурных различий, но временами и кровавых конфликтов..."
      Напомню, что статья была написана в 1996-ом году.
      
      И далее Хантингтон рассматривает возможности развития цивилизаций во времени и это очень похоже на ту развилку, перед которой Россия стоит со времён прихода к власти "Единой России" и президента Путина.
      Русский "богатырь" сегодня в раздумье остановился на перекрёстке, надеясь найти путь, где ни коня не потеряешь, ни своей жизни, как суверенной цивилизации:
      
      "Судя по всему, центральной осью мировой политики в будущем станет конфликт между "Западом и остальным миром", как выразился К. Махбубани, и реакция незападных цивилизаций на западную мощь и ценности. Такого рода реакция, как правило, принимает одну из трёх форм, или же их сочетание.
      Во-первых, и это самый крайний вариант, незападные страны могут последовать примеру Северной Кореи или Бирмы и взять курс на изоляцию - оградить свои страны от западного проникновения и разложения и в сущности устраниться от участия в жизни мирового сообщества, где доминирует Запад. Но за такую политику приходится платить слишком высокую цену, и лишь немногие страны приняли её в полном объёме.
      Вторая возможность - попробовать примкнуть к Западу и принять его ценности и институты. На языке теории международных отношений это называется "вскочить на подножку поезда".
      "Третья возможность - попытаться создать противовес Западу, развивая экономическую и военную мощь и сотрудничая с другими незападными странами против Запада. Одновременно можно сохранять исконные национальные ценности и институты - иными словами, модернизироваться, но не вестернизироваться..."
      "Очень важно сказать о сегодняшней России, что властные элиты стремятся на Запад, а народ остаётся приверженцем православной цивилизации:
      "В будущем, когда принадлежность к определённой цивилизации станет основой самоидентификации людей, страны, в населении которых представлено несколько цивилизационных групп, вроде Советского Союза или Югославии, будут обречены на распад. Но есть и внутренне расколотые страны - относительно однородные в культурном отношении, но в которых нет согласия по вопросу о том, к какой именно цивилизации они принадлежат. Их правительства, как правило, хотят "вскочить на подножку поезда" и примкнуть к Западу, но история, культура и традиции этих стран ничего общего с Западом не имеют..."
      
      Хантингтон в этой работе довольно подробно рассматривает русскую цивилизацию и его прогнозы неутешительны, хотя и не совсем совпадают с тем, что сегодня происходит в международной политике по распределению статусности между государствами и цивилизациями.
      Вот как он описывает перспективы вхождения России в Западный альянс:
      
      "Чтобы расколотая изнутри страна смогла заново обрести свою культурную идентичность, должны быть соблюдены три условия. Во-первых, необходимо, чтобы политическая и экономическая элита этой страны в целом поддерживала и приветствовала такой шаг. Во-вторых, её народ должен быть согласен, пусть неохотно, на принятие новой идентичности. В-третьих, доминирующие группы той цивилизации, в которую расколотая страна пытается влиться, должны быть готовы принять "новообращённого"".
      
      ...В самом начале третьего тысячелетия, Россия наконец осознала опасность добровольного отказа от самоидентификации, как одной из мировых цивилизаций. Путин, в Мюнхенской речи 207-ого года, ясно дал понять, что Россия не только не хочет быть поглощена цивилизацией западной, но в силу своей особенности и непохожести на Запад, не может этого сделать не утратив самостоятельности и независимости. Об этом сто лет тому назад и говорил Николай Бердяев, характеризуя особенности России.
      Однако у Хантингтона есть свое видение современной России, которое соответствует взгляду большинства западных политиков, историков и социологов:
      
      "В глобальном же масштабе самой значительной расколотой страной остаётся Россия. Вопрос о том, является ли Россия частью Запада, или она возглавляет свою особую, православно-славянскую цивилизацию, на протяжении российской истории ставился неоднократно. После победы коммунистов проблема ещё больше запуталась: взяв на вооружение западную идеологию, коммунисты приспособили её к российским условиям и затем от имени этой идеологии бросили вызов Западу. Коммунистическое господство сняло с повестки дня исторический спор между западниками и славянофилами. Но после дискредитации коммунизма русский народ вновь столкнулся с этой проблемой..."
      "Президент Борис Ельцин заимствует западные принципы и цели, стараясь превратить Россию в "нормальную" страну западного мира. Однако и правящая элита, и широкие массы российского общества расходятся во мнениях по этому вопросу..."
      
       Ещё раз напомню, что статья писалась во времена правления Ельцина.
      И далее Хантингтон очень точно спрогнозировал то, что сегодня происходит между Россией и Западом:
      
      "...И совсем неясно, как же обстоит дело с Россией, желающей присоединиться к Западу. Конфликт между либеральной демократией и марксизмом-ленинизмом был конфликтом идеологий, которые, невзирая на все различия, хотя бы внешне ставили одни и те же основные цели: свободу, равенство и процветание. Но Россия традиционалистская, авторитарная, националистическая будет стремиться к совершенно иным целям. Западный демократ вполне мог вести интеллектуальный спор с советским марксистом. Но это будет немыслимо с русским традиционалистом. И если русские, перестав быть марксистами, не примут либеральную демократию и начнут вести себя как россияне, а не как западные люди, отношения между Россией и Западом опять могут стать отдалёнными и враждебными..."
      
      Хантингтон, как и большинство западных лидеров, некоторое время считал, что соперничество между Западом и Россией закончилось после победы Запада в "холодной войне".
      Но сегодня, мы видим, что это не так, да и не могло быть так - Русская цивилизация, как птица феникс вновь восстаёт из пепла и занимает надлежащее место в мировой иерархии цивилизаций!
      Так что Хантингтон и его единомышленники ошибались, исходя из недолгого правления "русского космополита" Ельцина.
      Но для Запада, Хантингтон предлагает вот такой выход из складывающейся ситуации:
      
      ВЫВОДЫ ДЛЯ ЗАПАДА
      "...В данной статье отнюдь не утверждается, что цивилизационная идентичность заменит все другие формы идентичности, что нации-государства исчезнут, каждая цивилизация станет политически единой и целостной, а конфликты и борьба между различными группами внутри цивилизаций прекратятся. Я лишь выдвигаю гипотезу о том, что:
      1. Противоречия между цивилизациями важны и реальны.
      2. Цивилизационное самосознание возрастает.
      3. Конфликт между цивилизациями придёт на смену идеологическим и другим формам конфликтов в качестве преобладающей формы глобального конфликта.
      4. Международные отношения, исторически являвшиеся игрой в рамках западной цивилизации, будут всё больше девестернизироваться и превращаться в игру, где незападные цивилизации станут выступать не как пассивные объекты, а как активные действующие лица.
      5. Эффективные международные институты в области политики, экономики и безопасности будут складываться скорее внутри цивилизаций, чем между ними.
      6. Конфликты между группами, относящимися к разным цивилизациям, будут более частыми, затяжными и кровопролитными, чем конфликты внутри одной цивилизации.
      7. Вооружённые конфликты между группами, принадлежащими к разным цивилизациям, станут наиболее вероятным и опасным источником напряжённости, потенциальным источником мировых войн.
      8. Главными осями международной политики станут отношения между Западом и остальным миром.
      9. Политические элиты некоторых расколотых незападных стран постараются включить их в число западных, но в большинстве случаев им придётся столкнуться с серьёзными препятствиями.
      10. В ближайшем будущем основным очагом конфликтов будут взаимоотношения между Западом и рядом исламско-конфуцианских стран.
      Это не обоснование желательности конфликта между цивилизациями, а предположительная картина будущего. Но если моя гипотеза убедительна, необходимо задуматься о том, что это означает для западной политики. Здесь следует провести чёткое различие между краткосрочной выгодой и долгосрочным урегулированием. Если исходить из позиций краткосрочной выгоды, интересы Запада явно требуют:
      1. Укрепления сотрудничества и единства в рамках собственной цивилизации, прежде всего между Европой и Северной Америкой.
      2. Интеграции в состав Запада стран Восточной Европы и Латинской Америки, чья культура близка к западной.
      3. Поддержания и расширения сотрудничества с Россией и Японией.
      4. Предотвращения, разрастания локальных межцивилизационных конфликтов в полномасштабные войны между цивилизациями.
      5. Ограничения роста военной мощи конфуцианских и исламских стран.
      6. Замедления сокращения военной мощи Запада и сохранения его военного превосходства в Восточной и Юго-Западной Азии.
      7. Использования конфликтов и разногласий между конфуцианскими и исламскими странами.
      8. Поддержки представителей других цивилизаций, симпатизирующих западным ценностями и интересам.
      9. Укрепления международных институтов, отражающих и легитимизирующих западные интересы и ценности, и привлечения к участию в этих институтах незападных стран..."
      
      В силу того, что статья написана для западного политического истеблишмента, Хантингтон, с одной стороны предлагает Западу вооружаться, а с другой, пытаться найти общие основания с цивилизациями - соперниками:
      
      "Западу всё больше и больше придётся считаться с этими цивилизациями, близкими по своей мощи, но весьма отличными по своим ценностям и интересам. Это потребует поддержания его потенциала на уровне, который будет обеспечивать защиту интересов Запада в отношениях с другими цивилизациями. Но от Запада потребуется и более глубокое понимание фундаментальных религиозных и философских основ этих цивилизаций. Он должен будет понять, как люди этих цивилизаций представляют себе собственные интересы. Необходимо будет найти элементы сходства между западной и другими цивилизациями. Ибо в обозримом будущем не сложится единой универсальной цивилизации. Напротив, мир будет состоять из непохожих друг на друга цивилизаций, и каждой из них придётся учиться сосуществовать со всеми остальными..."
      
      ...Подводя предварительные итоги рассмотрения проблемы разрушения русской цивилизационной особенности, можно говорить и о новых возможностях консолидации русской православной цивилизации. Но для этого необходимо вернуть русский управляющих класс в национальные рамки, занимаясь национализацией российской интеллигенции.
      И второе необходимое условие - это реформа русского православия, которое со временем превращается в набор догм, на которые молятся, часто в буквальном смысле, верующие россияне. И эта реформа, по масштабам, может и должна мало в чем уступать европейской Реформации, произошедшей ещё в начале шестнадцатого века!
      Необходимо сблизить русское христианство с подлинной верой в нравственные законы изложенные в Новом Завете Иисуса Христа, и сблизить такую веру с реальной жизнью, с реально существующими нравственными общественными ценностями!
      
      
       2020 - 2023 год. Лондон. Владимир Кабаков
      
       Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 18/09/2023. 26k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка