Аннотация: Либеральное будущее представляется Прилепину, как некое добровольное рабство у собственного инстинкта наслаждения и потребления!
...Купил книгу Пелевина "Любовь к трём цукербринам" давно и проглядев несколько страниц забросил её, определив, что это некая саркастическая злая заумь, обычная у этого автора...
Прошло года два и в очередном путешествии появились время оторваться от компьютера, поэтому я лениво взялся читать эту книгу.
С первых страниц пошло повествование о неких кровожадных птицах в пестрых перьях - одеждах, с злыми клювастыми головами. Эти птицы, охотились и хотели убить не кого-нибудь, но самого Создателя Вселенной!
А орудиями убийства они - то есть Птицы, назначили московского программиста Кешу, Надю, тоже служащую в фирме Контра Ру и загадочного философа, средних лет, заслуженного академика.
Бог в скептических фантазиях Пелевина представлял из себя толстяка, с лицом на котором выделялось как бы свиное рыло - он не сопротивляясь умело избегал нападений своих созданий!
Мне понятно, почему Пелевин так описывал Бога, которого "никто не видел", но которого представляют обычно могучим красивым стариком с седой длинной бородой - ведь "всезнающий и всемогущий", в людском представлении так и должен выглядеть!
А тут какой-то уродец, постоянно скрывающийся от Птиц, которых мог бы их уничтожить одним мановением руки - ведь он же "всесильный" - в этом противоречии есть интрига, и я продолжил читать дальше!
В начале романа идёт описание сна некоего Кеши - обычного гражданина страны будущего, в которой всё устроено по планам намеченным ещё либеральными фантастами, где нет никаких треволнений, войн и даже стычек, потому что всю жизнь на планете Земля контролирует либеральная система, некогда созданная самими людьми, но со временем превратившаяся в главного цензора и надсмотрщика над "счастливым" человечеством.
Систему Пелевин описывает так:
"Ведь какие идиоты вокруг. Они полагают, что система - это Путин. Или Обама. А если очень уверены, будто система - это ФРС и Йеллен-шмелен.
А система - это светящийся экран на расстоянии шестидесяти сантиметров от глаз. С которым мы трахаемся, советуемся и интересуемся, какие для нас сегодня будут новости. Путин, Обама, Йеллен - это на нём просто разные картинки. А экран один и тот же... Мы думаем, что экраном управляем наполовину мы, а на другую половину спецслужбы, но на самом деле сам экран уже давно управляет и нами, и спецслужбами. Вот что такое система. И как, спрашивается, с ней бороться, если про борьбу с ней мы читаем на том же экране"
...Главным занятием и удовольствием людей живущих в те времена является конечно же секс в разных его формах и извращениях. А ещё разного рода переписки в социальных сетях и словесная война, в надежде заработать на этом имя, славу и деньги!
Правда жизнь в этом райском будущем протекает так же лениво и бессмысленно, как она протекает во многих "развитых" странах сегодня. Люди тускло и лениво, целыми днями сидят у экрана и так привыкли в электронных пространствах, что начинают бояться реальности, которая по-прежнему существует, но находиться под строгим запретом, то есть за годы благополучия выработалась своеобразная самоцензура, которая сделала возвращение в эту реальность невозможной. Мир снов, иллюзий и электронных муляжей заменили настоящую жизнь и люди уже настолько привыкли быть рабами экрана, что неспособны почувствовать разницу между фантазиями и действительностью!
В голове героя романа Кеши, даже мысли о бунте против такого системного рабства не возникает, тем более мыслей помочь это сделать другим. Однако Пелевин констатирует всё-таки такую возможность, но для этого надо сделать что-то реальное:
"Если бы я ощущал в себе задатки проповедника и верил, что людей можно уговорить прыгнуть из плохого мира в хороший, я надел бы маскировочную балаклаву (иначе не будут слушать), залез бы на бронетранспортер и прокричал бы что-то вроде:
- Человек! Не нравится то, что вокруг? Желаешь жить среди нормальных людей? Стань таким, каким хочешь видеть других. Только не притворяйся на пять минут, не хитри - а действительно стань. Миру не останется ничего, кроме как последовать за тобой. Это и есть магия..."
Автор в этом романе-пародии на мечтания нынешних либеральных идеологов о сладком будущем, зло издевается над желаниями нынешних эмоционально кастрированых обывателей, которые уже давно ни во что не верят и потому вся их жизнь бесплодна и подчинена потреблению - "потребляй и наслаждайся" - это лозунг сегодняшних либералов, и Пелевин искусно и красочно, саркастически изображает людей либерального будущего, которые в религиозном смысле атеисты и просто неспособны во что-либо поверить, коме заповеди -"Потребление сделает вас обеспеченными, а тем самым и счастливыми":
"...есть одна простая проверенная техника, срабатывающая всегда. Медленный, но самый надежный способ перемещения в счастливые миры описан во всех древних книгах - в той их части, которая посвящена, сорри за банальность, заповедям. Они, в общем, везде одни и те же, эти техники правильной жизни. И жить по заповедям очень непросто ("не лги, не убий, не укради" и так далее ведь относится не только к физическим проявлениям, но и к состояниям ума). Но мы, образованные современные люди, знаем, что заповеди написаны не для нас. Мы - высокоразвитые сущности, живущие по особым правилам для продвинутых..."
В этом романе, автор не один раз поминает недобрым словом русофобию, и это делает его провидцем, потому что этот текст вышел в свет ещё в 2015 году, когда русофобская пропаганда на западе только набирала обороты:
"Я вообще заметил - кипучая ненависть к "рашке" - верное свидетельство, что у человека впереди ещё много-много хмурых и неустроенных российских жизней, обычно на самом социальном дне, и ни в цитрусовом Средиземноморье, ни среди горячих эстонских парней от этого не спастись: всё сбудется в точном соответствии с вокзальным анекдотом про зацепившиеся в другом городе подтяжки..."
Пелевин, как умный человек, прекрасно понимает современную западную стратегию "продвинутых" правителей и остроумно, желчно высмеивает таких правителей:
"Это не я стал воином Аллаха после прозрения, Ке. Это система захотела сделать из меня террориста. Террористы и несогласные необходимы ей как воздух. Именно на них покоится существующий порядок - ибо террор его оправдывает, а протест шлифует..."
Я уже говорил, что Пелевин остроумен и саркастичен - именно поэтому он видит то, что видеть обывателю, стремящемуся к удовольствием и самообольщениям, не дано:
"Реальность не скрыта от нас вселенским
обманом. Зачем? Это слишком неэкономно. Реальность не запрещена. Она всего лишь не видна. Она скучна, и мы прячем ее под обои фейстопа. Физический мир скрыт за ворохом электронных симуляций и поп-апов. Нас не надо вводить в принудительный транс уколами наркотиков или настроенными на ритмы мозга вспышками. Мы зомбируем себя сами - и больше всего боимся, что это прекратится. Мы способны в любой момент увидеть реальность, отвлекшись от наложенной на нее лжи, но мы этого не делаем..."
...Хотелось бы добавить - не делаем по разным причинам, в которых смысл один и тот же - живи развлекаясь и потребляя!
И я полагаю, что Пелевин не зря говорит об этой неспособности, а точнее неумения видеть правду реального мира. Об этом проникновенно писал один из современных философов, который утверждал: "Истина существует прямо перед нами, она от нас не скрывается, и достаточно повернуть голову, сконцентрировав фокус внимания, и мы ясно увидим эту истину"!
(Продолжение следует)
Сентябрь 2023 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal