Вступление к книге очерков об Англии, англичанах и русских, живущих в Англии
Рассуждения о религии
Грязная работа
Взбаламученное море
Праздник беженцев в Нюэме
"Палата Љ9"
"Темпл" (Церковь в Англии)
В память о митрополите Антонии Сурожском
Прогнозы. Выборы в Думу
"Подмена понятий"
"Заметки о текущем моменте"
Нью-Форест
Перед Новым годом
"Сад Леонардсли"
Баттерси парк
Лондонский ботанический сад в Кью
Кембридж
Казнь Короля
"Смерть Короля". Продолжение сцены
Политический кризис в странах Запада
"Захват". Статья о терроре
О воспитании
Записки
О "Свободе"
Новости в масс-медиа
Клубное воспитание
Проблемы иммиграции
Вступление к книге очерков об Англии, англичанах и русских, живущих в Англии
Общие замечания об основных чертах жизни в Англии и, если угодно, то иллюстрированное оглавление к этим очеркам.
Прежде всего, меня поразил налаженный веками быт - то, что я называю технологией жизни, и богатство страны, накапливаемого столетиями. Богатство, ставшее обыденностью, привычкой. Если сравнивать с Россией, то становится понятной сложность восстановления нормальной жизни в нашей стране. И дело тут не в коммунистах или капиталистах. Из малого никогда не делается быстро многого. Когда я слышу споры о том, как было бы хорошо, если бы царь остался, или бы коммунисты остались, я думаю, что предмета спора тут просто нет. Так складывалась история, что Россия всегда была на грани исчезновения, во все времена воевала, а потом обрушивалась в пропасть социального хаоса. И вновь и вновь, воюя, поднималась из праха, устанавливалась на какое-то время и вновь рушилась силою исторических обстоятельств, обусловленных географическим положением, социальной нестабильностью, следствием загадочного русского характера, сложившегося под воздействием становления, полу-азиатского, полу-европейского государства; полу-христианского, полу-языческого образа верований; полудикого, полу-цивилизованного образа жизни. Часто всё это плохо совместимые качества перемешивались в кипящую, бурлящую взрывоопасную смесь, которая клокотала, удивляя и пугая европейцев и подавая пример азиатским соседям. Путь поражений и побед, тысячелетнего рабства и победоносных революций, сменяемых контрреволюциями - это судьба России, которая не похожа на судьбу ни одного европейское, ни одного азиатское государства.
Но вернёмся в Англию. Личный автомобиль здесь давно уже стал не роскошью, а средством передвижения, средством упорядочения жизни. Супермаркеты продуктовые и мануфактурные - это торговые фабрики. Продукты закупают раз в неделю и на неделю. Дома для этого есть большой холодильник и морозильник. Привозят на машине, закупая всё, включая туалетную бумагу, спички, салфетки, стиральные порошки, вино и медикаменты. Это целая индустрия. Существует система скидок, финансовых пунктов и распродаж. Продукты со всего света, так чтобы можно было подешевле купить, побыстрее доставить, подороже продать и получить прибыль.
Мануфактура продаётся таким же образом в больших магазинах. На нескольких этажах все есть, все на виду, все доступно, никто не боится, что украдут. Продавцы ходят и смотрят, кому помочь выбрать. Радио и электротовары, одежда и обувь, постельное и нижнее бельё - всё есть, разных цветов, оттенков, фасонов и конструкций. Просторные прохладные залы, будь то летом или зимой. Платят кредитными карточками и наличными: "живые" деньги тут же берут из банкоматов. Вообще, деньги здесь сегодня - цель и смысл жизни. В отличие от шестидесятых, когда студенты и интеллигенция отбивалась от навязывания обществу стандартов потребления, сегодня, даже бывшие хиппи и битники, перевоспитались и копят денежку, делают карьеру. Зато сыто и спокойно. Если бы не эмигранты и терроризм, жить можно бы припеваючи. Но сытая жизнь, чревата застоем.
Слава богу, России это не грозит.
Днём и вечерами в городах и деревнях работают пабы и бары, в которых общаются и пьют пиво, водку и виски. То, что покрепче, пьют граммами, не так как в России - перевернул двести пятьдесят и готов. Отсюда, от быстрого опьянения, быстрое отключение всех "сфинктеров", потом следует "ты меня уважашь...", а потом или мордобой, или пьяные слёзы: тут все зависит от темперамента.
В Англии сегодня работают много: в банках, конторах, в офисах, на стройках. Иногда, если нельзя или не выгодно применять технику, применяют даже тачки, какими возили землю в тридцатые на Беломор - канале.
Строят много. Весь Лондон в башенных кранах, как в России во времена пятилеток. Строят быстро, по принципу "лего", то есть структурными модулями. Разбирают не старое ещё здание, а на его месте ставят каркас и набирают модулями. Смотришь, через полгода, год новое красивое современное здание готово. Земля в городе очень дорогая, поэтому строят качественно, добротно. Квартиры и в старых и в новых домах очень дорогие, хотя строят и муниципальное жильё, тоже красивое и удобное. В принципе, оно, муниципальное жильё, бесплатное, его дают особо нуждающимся и бедным, но кварт, плата высока. Однако и зарплата высока. Средний заработок в Лондоне около пятнадцати тысяч фунтов в год. Это около пятидесяти тысяч в месяц рублями. Но повторяю, цены в Англии самые высокие в Европе, исключая Москву. Может быть, поэтому в Лондоне много бездомных, но об этой проблеме подробнее в другой раз...
Парки, скверы, деревья, цветы, пруды, фонтаны, скульптуры - всё хорошо продумано, уютно, нарядно. Цветочные клумбы или коллекции живых роз просто волшебные. И тут же в парках птицы: дикие утки, гуси, лебеди разных пород и разного цвета. В Ричмонд-парке стада оленей и ланей рядом, иногда в двадцати шагах. В любом парке белочки едят орешки с руки. Тут велосипедные дорожки соседствуют с пешеходными и очень много футбольных и регбийных полей, на которых даже в будни многолюдно. Ведь Англия это родина футбола и регби, как, впрочем, вообще спорта.
Дороги, нет слов - сказка. Улицы в городах узкие, но водители привыкли и дорожных происшествий не много, хотя бывают пробки. Паркуют прямо на обочинах, а в воскресные дни даже на мостах через Темзу. А мосты какие? А прогулочные пароходы? А рестораны на кораблях на воде?.. А сколько свету ночью? Газеты можно читать...
В городах, много мелких кафе и ресторанчиков: итальянских, индийских, японских, французских, китайских. Появилось несколько русских, где хорошо кормят, но достаточно дорого: двадцать-тридцать фунтов с человека. В Лондоне живёт многонациональное сообщество: много индусов, арабов, африканцев, в основном из бывших колоний. В Нюэме (район Лондона) эмигранты составляют большинство (60% жителей). Эмиграция стала большой проблемой недавно. Раньше считались расистскими любые разговоры об этнической статистике. Сейчас положение изменилось. Власти ввели жесткие меры против незаконной или подозрительной эмиграции, но расизм на британских островах не прививается, хотя на бытовом уровне бывает...
В Лондоне много музеев, большинство из которых бесплатные, в том числе Британский музей и Национальная художественная галерея, Музей развития техники, Галерея Тэйт и Музей естественной истории. Много книжных магазинов, много книг, много читателей. Книги дорогие, но есть система скидок и много магазинов уцененной книги. Я покупаю книги только на распродажах...
Телевизор, а то и два - три, в каждом доме. Много каналов ТВ, спутникового ТВ и радио, Классическая музыка почти так же популярна как попса, но у каждой своя аудитория. Очень много церквей. Почти все работают. Государственная религия - англиканство. Священники свои люди в школах, а школьники в церквях. Много детских церковных хоров. Веруют без фанатизма, но, в большинстве, искренне.
Много уличных рынков, которые работают в обеденное время. Очень удобно. Можешь в обед пройтись и купить нужную вещь и не дорого.
Часто проводятся национальные фестивали и карнавалы. Кажется, собирается полгорода. Едят, пьют, поют, танцуют, продают-покупают, гремит музыка, играют оркестры. Беженцы по районам проводят свои праздники. Дети и взрослые поют и пляшут в национальных одеждах. Русских не видно.
Метро в Лондоне старейшее в мире, ему около полутора сотен лет. Удобное, линий и станций много, вагоны уютные с бархатной обивкой сидений. Метро часто совмещено с пригородными поездами. Можешь сесть в метро в центре Лондона и уехать на южный берег моря, в Брайтон. Много всяческих реконструкций. На месте свалок и старых промышленных районов, дорогие современные жилые комплексы. В старых доках и фабричных зданиях оборудуют музеи и концертные залы...
В деревнях, на фермах продают овощи и фрукты, варенья и соленья. Видишь объявление, заезжаешь, платишь, берёшь и уезжаешь. Часто хозяев нет рядом. Работают. Берёшь, оставляешь плату на прилавке и уезжаешь.
Диких хищников в природе нет. Волков и медведей уничтожили несколько столетий назад. При этом либералы очень жалеют животных значительно больше, чем людей. Может быть, поэтому в Лондоне появились городские лисы, живущие в садах и огородах. Они часто нападают на кошек и собак. Было несколько случаев нападений на грудных детей в колясках. Ни собак, ни кошек в свободном виде, без хозяина, на улицах не увидишь. Этим Англия тоже отличается от России.
Суды традиционно торжественны. Судейские чиновники в париках и мантиях. Юридические сообщества владеют целыми районами в центре города. Очень богаты ...
Много туристов и есть на что посмотреть. Королевская гвардия, как и двести лет назад, делает развод караула у Букингемского дворца, в том числе конная гвардия в золотистых кирасах и с саблями наголо. Народу не протолкнуться...
Скандалы в парламенте и в королевской семье становятся достоянием публики через газеты, которые выходят иногда более чем на ста страницах, с журнальными приложениями. "Санди Таймс" выходит по воскресеньям и чтива на всю неделю. Стоит фунт сорок. Но, повторяю: чтения на неделю. Одно спортивное приложение на тридцати страницах...
Система образования интересна. Начальная школа с пяти лет. С одиннадцати лет - второй уровень Последние два года - ступень для поступления в университет. По результатам школьных экзаменов, вы можете претендовать на поступление в тот или иной университет, в том числе в престижные Кембридж или Оксфорд. В университетах обычно учатся три года. Школы государственные и частные. При этом частные школы были задуманы, как школы для бедных, но превратились в дорогие привилегированные. Многим из этих школ по несколько сотен лет. Платят в таких школах за обучение ежегодно пот семи до десяти - двадцати тысяч фунтов. Год учебы в университете стоит около трёх тысяч фунтов...
Отпуск в Англии это почти всегда путешествие. Большинство представителей среднего класса могут себе позволить поездку за границу. Маршруты разные: от Китая до Аргентины и от Голландии до Испании. Впрочем, не менее интересны поездки по самой Англии от Уэльса и Шотландии до Ирландии и Южной оконечности острова. Путешествие под Ла-Маншем на поезде Евростар во Францию никто уже и не считает заграничным. Путешествуя и наблюдая жизнь других народов в других странах, сравнивая, мы начинаем понимать, что существуют ценности, значение которых похоже и в Иране, и в Швеции, и в Испании. Личная свобода, финансовая независимость, наряду со свободой воли и патриотизмом, делают людей похожими. Путешествия позволяют, сравнивая, понять и увидеть свою жизнь со стороны. Помогают понять, что такое хорошо и что такое плохо...
Как ни странно, но для меня было большим открытием, что в Англии, наряду с капитализмом, существуют и зачатки социализма
Я почему-то был уверен, что Англия, это оплот империализма, а потому ни о каких формах социализма не может быть и речи. Голая эксплуатация и только... Но я лечился в современных бесплатных госпиталях, ходил искать работу в бесплатные агентства по трудоустройству, учился на бесплатных курсах английского языка... Думаю, что существование социалистического сектора здесь, открытие приятное не только для меня.
Возникновение дикого капитализма в России, во многом, обусловлено незнанием россиянами действительной жизни на Западе. И этим воспользовались нечестные люди. Помню аргумент русских образованцев: "Вы знаете, ведь там, на Западе, за все надо платить", и начинали брать поборы с больных, учащихся, ищущих работу, а то и просто за пользование государственными уличными туалетами. На самом деле, наряду с частными госпиталями и агентствами по трудоустройству, есть и бесплатные, государственные, которые не хуже, а иногда и лучше. Мало того, в Англии, как, впрочем, и в ведущих западных странах, есть профсоюзы, которые являются великой силой защиты рабочего человека. Попробуй директор школы или начальство любого уровня заставь работать учителя или рабочего в не оговоренное контрактом время или не выплати заработную плату во время. Директор может лишиться места, а начальство может получить скандал или, не дай бог, забастовку. Его, начальника, могут уволить или не переизбрать на следующих выборах. И конечно, речь не может идти о взятках чиновнику. Не принято дарить цветы, учителям в начале и в конце учебного года. Ведь ваши дети или вы сами зависите от учителя. Все понимают, что учительство - это работа и, какие могут быть подарки за работу, кроме зарплаты. В России же это норма, как давание и вымогательство взяток. Здесь дело не в уровне зарплаты, как я пытался доказать своим друзьям и знакомым образованцам на родине.
Взятка, это всегда следствие нравственного разложения. Думаю, что уровень совести никак не связан с уровнем доходов. Для меня это очевидно. Бессовестные люди оправдывали взяточничество ещё в СССР. И во что всё вылилось, вы сами прекрасно видите. Вся страна мучается, но взятки стали уже "вредной привычкой", от которой безболезненно невозможно избавиться. Я с трудом представляю себе человека, который утверждает, что он верует во Христа и берёт взятки, хотя бы и "борзыми щенками".
Отсутствие взяток и поборов в Англии, следствие крепкой нравственной основы, привычка не делать преступлений потому, что за это Бог накажет, осудят люди. В конце концов, это просто не принято...
Я приблизительно набросал план тем, о которых хочу написать. О чем-то уже написано, что-то еще предстоит увидеть и обдумать. Будет много спорных тем и утверждений, но главное, будет попытка сравнения, иногда невольного. Я ведь русский человек, да еще, наверное, и "старый русский". Хотя бы потому, что родился еще при Сталине и прожил, взрослея и наблюдая жизнь, и через правление Хрущева и застой Брежнева, слышал знаменитые "улучшить и ускорить" из уст Горбачева, видел пьяное дирижирование оркестром Ельцина. Теперь хочется подумать и поговорить о хорошем и о плохом, что принесла мне жизнь за это время. Возможно, буду субъективен, но иначе и быть не может. Всегда помню, чей-то афоризм. "Факты без толкования и толкователя просто не существуют" - и я с этим полностью согласен...
2003-09-15. Лондон
Рассуждения о религии
Англиканская церковь передвинула границу нравственно допустимого до пределов, оправдывающих зарабатывание денег и обладания комфортными условиями существования. Иначе говоря, смешение царства Божия и царства кесаря укоренилось в англиканской традиции. Но поостережемся упрекать кого бы то ни было, ибо это движение было ответом на откровенное лицемерие средневекового католицизма и борьба эта была связана с жертвами и кровопролитием.
Вспомним Кровавую Мери.
Погружаясь во тьму времен, мы видим борьбу между сторонниками подлинного христианства и фарисейства, псевдо-религиозности.
Процесс христианизации и его развитие постоянно связан с противостоянием и взаимодействием, взаимопроникновением царства кесаря в царство Божие. И движение это шло долгое время в одну сторону: Однако и царство Божие, в самой радикальной форме реализованное большевиками, опробовало прорыв в царство кесаря, революционным путем в своём радикализме отрицая собственно христианство, но спонтанно, в глубине имея в качестве идеалов Христовы ценности. Вспомните десять заповедей строителей коммунизма...
Надежда построить светски - христианское царствие Кесаря извращает первооснову христианства, но воплощает бесчисленные попытки человека разорвать паутину первогреховности, отрицая личную ответственность и покаяние за грехи прародителей смешавших себя с миром кесаря в первовремена и за это изгнанных из Эдема. Большевики вообще, на мой взгляд, использовали много принципов заимствованных у первохристиан. И даже еврейскую идею богоизбранного народа, вместо народа используя понятие "класс". Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин в своём отчаянном радикализме отрицали и христианство, подменив личную ответственность перед Богом, ответственностью перед человеческим законом, что дало кратковременные результаты, но слишком дорогой ценой утраты личной свободы и привело в итоге к обожествлению вождей.
Кроме подмены основополагающей идеи, коммунисты повторили путь уже однажды проделанный Французской революцией. Они в процессе бюрократической эволюции, превратились в партию номенклатуры и чиновной верхушки. Постепенно были забыты или изменены на противоположные не только партийные принципы, но и цели. Остались демагогические лозунги, вроде "Народ и партия едины", или "Партия - авангард рабочего класса". Сегодняшние проблемы коммунистов заключены в неспособности понять изменившуюся ситуацию и соответствующим образом реагировать на перемены. И главное! Коммунисты должны покаяться и на деле доказывать, что они партия рабочих и крестьян....
Но вернёмся к англиканской церкви. Сегодня эта ветвь христианства является государственной религией в Англии и насчитывает во всем мире около семидесяти миллионов приверженцев. В Англии главой церкви является Архиепископ Кентерберийский. Он избирается сложной системой политических решений, где главным и решающим моментом является выбор премьер-министра английского правительства. Затем претендента представляют королю или королеве. В Англии косвенно даже архиепископ избирается народом и это есть продолжение политической системы. Иначе говоря, царствие кесаря и здесь поглотило царствие Божие. Нечто подобное было и в СССР, хотя здесь церковь была отделена от государства. Формально церковь в Англии зависит от государства, но фактически нет. Просто духовная и светская власть сотрудничают, удовлетворяя потребности друг друга и общества.
На первый взгляд смешение кесаря и бога, их сотрудничество, не касается политики, но это на первый, поверхностный взгляд. Сегодня проблемы веры и неверия стоят во главе угла политической жизни всего мира, а за этим скрывается борьба между "верными" Богу и "неверными", в основном из-за религиозных и политических противоречий Америки и Европы с арабским миром.
И не только религиозными разногласиями обусловлено желание арабского мира противостоять культурной экспансии Америки и их союзников в остальном мире, экспорту "Демократии" с помощью денег, а часто и с помощью оружия. Навязывание ценностей Западного мира, включающих атеизм и буржуазное полу-христианство, провоцирует отпор исламских фундаменталистов. Обезбоженность Западного мира достигла опасных пределов, когда деньги очень часто занимают место Бога на алтаре Жизни. Мне это напоминает религиозную ситуацию в Римской империи накануне рождения Христа. Во всяком случае, уже нельзя надеяться, что этот кризис "рассосётся" сам собой. На самом деле это может привести к новым религиозным войнам, своеобразной Круссаде, но теперь ислама против христианства. По сути, джихад, это и есть религиозная война "верных" против "неверных". Для мусульманских ортодоксов подмена царства Божия царством кесаря или светским государством - есть отпадение от веры. Для них и деньги и комфорт никогда не могут затмить блеска божьих идей учения Аллаха. Поэтому, наблюдая ниспадение веры на Западе до уровня средства достижения богатства и комфорта, они говорят о безбожии Западного мира.
Кроме того, ортодоксальная доктрина толкает приверженцев ислама на борьбу за независимость "правильной веры" от тлетворного влияния "неверных", так называемого либерализма, который, на взгляд ревнителей ислама, является врагом веры, проявлением человеческого эгоизма, замаскированного защитой псевдодемократических ценностей, таких как абстрактные права человека, права женщин, права сексуальных меньшинств. Для исламистов обожествление либеральных ценностей есть всегда борьба против подлинного бога и его заветов. Для исламских ортодоксов, очевидно, что Запад и, прежде всего Америка, маскируют свою испорченность и неверие разговорами об общечеловеческих ценностях, демократии и прогрессе. И здесь лицемерие и фарисейство Соединённых Штатов очевидно.
Для людей, умеющих чувствовать чужое горе, любые попытки бомбить чужие города и деревни, есть акты агрессии, чем бы они не оправдывались - борьбой с диктатурой или помощью демократической оппозиции. Объявление Бушем идеологических противников Америки, "осью зла" очень напоминает мне заявление Гитлера о странах, которые для блага всего мира и Третьего Рейха надо уничтожить, ибо в них живут недочеловеки. Кроме того, подводиться идеологическая база под утверждение, что только Запад и, даже конкретнее, президент США Джордж Буш- младший знает истину и по просьбе "Трудящихся американцев" берёт на себя роль бога, который один только знает, кто достоин жить, а кто нет. Одним словом, "ОВЦЫ НАПРАВО, А КОЗЛИЩИ НАЛЕВО", При этом американцы пробуют на непослушных новейшие вооружения, такие как 15000-фунтовые бомбы или даже вакуумные, обладающие особой разрушительной силой. Под лозунгом защиты добра и справедливости скрывается политика с позиции силы и откровенные экономические интересы. И дело здесь не только в нефти Ирака, но прежде всего в сохранении финансового доминирования "Избранных" над остальными, а для этого надо уничтожать непокорных и вообще инакомыслящих. Ужас, испытанный американцами и самим Бушем 11-го сентября, толкает их на бесчеловечные акции устрашения для наведения "нового порядка". При этом Буш часто молится и просит бога помочь ему и Америке победить врагов. После бомбежек в Югославии, войн в Афганистане и Ираке, после убийства десятков тысяч мирных жителей, он утверждает, что он христианин и исповедует христианские заповеди.
Постепенно война с терроризмом превращается в войну с инакомыслием, ведет к диктатуре США и не видеть этого невозможно. А то, что эта война ведётся под демагогическими лозунгами, ещё больше настораживает.
Анти-христианский, анти-религиозный характер всего происходящего наводит на печальные размышления об утрате христовых ценностей, превращения христианства в бытовой догматизм, приучающий людей к ценностям фарисейства. Делая зло или преступление, в надежде на безнаказанность, замаскируй ложь под правду, зло под добро, лицемерием скрой своё неверие и ты добьешься своего. Но из истории мы знаем, что Бог рано или поздно воздает злом за зло и добром за добро. Только невежды или отъявленные хитрецы не помнят, чем закончилась и казнь Иисуса и гонения на христиан в Римской империи.
В добавление хочется сказать, что распространение антиамериканизма во всем мире связано с попыткой американцев убивать других, не подвергая себя опасности: либо чужими руками, подкупая наемников в Югославии, в Афганистане и в Ираке, формируя и натравливая оппозицию на неугодные режимы, либо сбрасывая с воздуха тысячи бомб, зная об отсутствии или неэффективности противовоздушной обороны. Самое страшное, что американцы не прислушались к предупреждению, прозвучавшему 11-го сентября и продолжают политику под лозунгом разделяй и властвуй. Североамериканцы продолжают использовать своё островное положение, которое до сих пор помогало им избежать войны на своей территории. В то время, как на протяжении двух последних мировых войн страны Европы и Азии становились жертвами опустошительных взаимо нашествий, Соединенные Штаты, воюя, ещё и зарабатывали деньги на разорении и разрушении своих экономических конкурентов, используя океан, как щит.
Времена меняются и события 11-го сентября показывают, что никто сегодня, как бы далеко он ни находился от Евразии, не обеспечен полной безопасностью. Мало того. Сегодня, американское общество по своему национальному составу так многозначно и хаотично, что любые военные или экономические неурядицы могут привести это государство к гражданской войне и социальной атомизации, к борьбе всех против всех. Культ индивидуализма и корпоративной разобщенности чреват социальными потрясениями и кризисами, а либеральная идеология, ставящая во главу угла личное преуспеяние, подталкивает манифестацию эгоизмов, движет общество к краю пропасти. Рано или поздно подмена христианства либерализмом, обернется для Америки катастрофой.
И очень важно видеть перемены происходящие и происшедшие вокруг нас и внутри нас. И в Америке, и в Европе очевидно становление кризиса политической системы, когда перемены в обществе и в экономике заставляют менять и многие институты "старой" демократии. Тот, кто успеет провести необходимые реформы, тот избежит множества непредвиденных потерь и страданий.
Для сравнения хочу сказать, что СССР, главный враг Запада в холодной войне, потерпел катастрофу и распался, когда либерализм проник в общество и идеологи "победившего социализма" не "заметили" этого, потому, что сами были его носителями. Эгоизм и ложь партийно - чиновной номенклатуры разрушили единство народа, а потом уже стали разрушаться политические и экономические структуры. Кризис власти в СССР продолжается многие годы и до сих пор не закончился. Но ведь за спиной России в двадцатом веке, две революции, гражданская война, две кровопролитные мировые войны. Казалось бы, страна уже привыкла к катаклизмам, привыкла их преодолевать. И всё-таки...
В прошлом веке Россия насильственно потеряла более тридцати миллионов человек, лучших из лучших, базовый генофонд, что стало, на мой взгляд, причиной катастрофического демографического кризиса, от которого Россия ещё долго не сможет оправиться. Появление образованцев, социальная анархия, утрата морально-религиозных идеалов, отразилась на экономике и привела к воцарению в стране дикого капитализма, когда на место утративших силу скомпрометированных запретительных законов пришли законы бандитского сообщества. Свято место пусто не бывает ... Хочу напомнить, что разложение системы началось после введения войск в Чехословакию, а потом и в Афганистан. Тогдашние правители тоже вообразили себя знающими, что плохо и что хорошо для других стран...
Таким образом, даже привычная ко всему Россия, потерпела катастрофу и понесла невозвратимые потери. Каково же будет Америке пережить нечто похожее... Но я не хочу тревожить читателя мрачными предсказаниями.
В завершении хочу отметить, что религиозному сознанию нанесён значительный урон. Все что мы сегодня видим, есть следствие постепенного отступления от религиозных, христианских норм и требований. Телевидение, пресса и радио пропагандируют сытую довольную физиологическую, животную жизнь. Легализация секса, эротики порнографии, стремление избегнуть глубоких переживаний, будь то смерть близких или любовь, приводят к соответствующему понижению уровня ответственности за будущее иаше и наших детей. Прямая, сиюминутная выгода теснит благо и самопожертвование, высмеивает альтруизм, заставляет поверить в одномоментность, сиюминутность бытия, без перспективы развития, без воздаяния за наши дела и поступки. Для многих сегодня деньги становятся целью и смыслом жизни и они в бессмысленной погоне за богатством, олицетворяющем для них свободу, комфорт и, наконец, идеал веры, не могут уже оценить происходящее, всячески затуманивают своими рассуждениями и поступками разницу между богом и мамоной, любовью и себялюбием, верностью и предательством...
Все это следствие победы идеалов фарисейства, против которых так самоотверженно выступал Христос, видя в них предательство бога и причину человеческих страданий.
Количество верующих становится все меньше, а количество фарисеев или псевдо-верующих все больше. Протестантизм, который был реакцией на фарисейство, разрушающее подлинную веру, сегодня превращается в рутинное обрядоведение, ослабляемое псевдо реформами, угождающими фарисеям все больше и больше. Многие из верующих не видят альтернативы процессу дегуманизации и атеизации жизни.
Но ведь это так просто вернуться на путь праведной страдательной жизни. Возлюби ближнего как себя самого. Не делай другому того, что тебе самому не понравилось бы. Устреми своё я навстречу благотворительности и добролюбию...
"Распни его" - кричала толпа Пилату, и сегодня рёв толпы на стадионах очень напоминает этот сатанинский крик в Иерусалиме, во времена предательства и казни Иисуса. Рёв самолётов и вертолётов, взрывы мин и бомб вторят этому вселенскому "Распни его!"...
А современная церковь не находит в себе сил для благодатных перемен, потому что кесарево заслонило, затмило богово. Наступают времена Великого Инквизитора, времена фарисеев, которые готовы вновь и вновь предавать и казнить всякого, кто усомниться в их "святости и добродетелях". Либерализм - это идеология нового фарисейства, постоянное забвение слов Иисуса: "Царствие моё не от мира сего"...
2003-09-16. Лондон
Грязная работа
Я не работал в Англии после приезда около полутора лет. А точнее, я попробовал подрабатывать, помогая художнице делать поздравительные открытки и получал за многочасовую работу около двадцати фунтов в неделю. Я зарабатывал около фунта в час при кропотливой, напряженной работе. Однако скоро художница отказалась от моих услуг, чему я был втайне рад.
Когда я совсем заскучал без денег и без перспектив, мы с женой (сам я не понимал по-английски и тем более не говорил) пошли в трудовое агентство. Просмотрев сотни объявлений, мы выбрали два-три, которые нам подходили и стали разговаривать с агентом - симпатичной участливой женщиной средних лет. Она куда-то звонила, с кем-то о чём-то договаривалась и выдала нам два адреса. Назавтра жена позвонила по указанным адресам и в первом месте, уборщика посуды с утра до обеда, в кафе концертного зала "Фестиваль-холл" нам отказали, а во втором, уборщиком в Вестминстер - колледже предложили прийти. Я был согласен на любую работу, но только на полдня и с утра желательно. Это я указал в агентстве. Встретили меня в университетском общежитии двое молодых людей и предложили на следующее утро выйти на работу. Короткая справка: Мне за пятьдесят и в России я был директором большого подросткового клуба, с двадцатью педагогами и двумя уборщицами. Но делать нечего...
Утром в понедельник я получил ведро, швабру, резиновые перчатки, мне указали место, где я мог переодеться и началась моя рабочая деятельность. Три часа я мыл полы, ванны, туалеты, пылесосил и убирал студенческие кухни в квартирах из восьми комнат с гостиной. В комнаты я не входил, а все остальное было полем моей активности. Супервайзер -начальник показал мне, как надо мыть чистить, пылесосить и процесс пошел. Платили мне в начале минимальную в то время для Британии зарплату: три фунта шестьдесят пенсов за час работы. За две недело набегало около сотни фунтов.
Скоро я привык, познакомился с некоторыми студентами и остальными уборщиками. В основном это были африканцы, но бывали и европейцы: двое молодых парней из Югославии, которые меня почему-то жалели и снисходительно похлопывали по плечу. Потом появилась испанка и даже молодой вежливый китаец. Африканцы все хорошо говорили по английски, а европейцы и китаец плохо, как и я. Владельцем фирмы уборщиков был весёлый и немного нервный Раджин. Со мной он был вежлив и видимо догадывался, что я знавал и лучшие времена.
Со временем в уборщиках остались только африканцы и я стал называть себя белым негром, вспоминая знаменитое эссе Норманна Майлера "Белый негр". Вскоре я привык к работе, приноровился и захотел ещё подработать. Через знакомых жены я устроился в фирму по уборке офисов в Сити "по черному", то есть без документов. Как выяснилось, фирмой командовала женщина, а её сотрудниками были её сорокалетний жених и взрослая дочь. Встречаясь с Шеном, так звали жениха, мы убирали маленькие офисы и во дворе в трёх- четырёх местах. Напарник был карибским негром из Канады. В прошлой его жизни осталась жена - ирландка и двое детей подростков. Разошлись они потому, что бывшая жена была алкоголичка и, промучившись лет пятнадцать, он её бросил. Сейчас он был женихом необъятно толстой хозяйки фирмы, очень живой и общительной Магдален, которая от отца получила это дело в наследство. Работая так два с половиной часа, я получал ещё сто фунтов. Работы было немного, но мы ездили с работы на работу на автобусах, таская за собой пылесос в большой сумке и потому к вечеру я прилично уставал.
Иногда, мы с Шеном, перед работой выпивали по бутылочке пива, а то заходили на перерыве в паб и там я попробовал настоящий Гиннес и Карлсберг. Одним словом, я пытался въехать в колею и стать как все люди.
Однако с моей зарплатой скоро начались неприятности. Магдален памятуя о том, что я работал без договора, стала задерживать зарплату на месяц, а то и на два. Вскоре Шён ушел на другую работу, а я стал убирать офис на Олд стрит один, по два часа ежедневно - за сто пятьдесят фунтов в месяц.
В последний раз я не получал от Магдален зарплату за четыре месяца. Я работал и ждал, вспоминая, что в России не получают зарплату по году. Однако через своего знакомого я узнал, что фирма, с которой договор по уборке оффиса с Магдален, регулярно перечисляет ей мою зарплату.
В конце концов, Магдален выгнали, заставив её заплатить мне за четыре месяца шестьсот фунтов. Фирма была китайская и когда они узнали о моих злоключениях с зарплатой, то зауважали меня.
На первой работе сменился уже второй супервайзер и на место молодого парня из Бразилии, который все время спал, закрывшись в кабинете, пришла африканка средних лет по имени Мария. Она резво взялась управлять и, видя мою вежливость и безотказность, решила, что я существо безобидное, тем паче, что не говорю по-английски. Она стала приказывать и указывать, что и как делать, сваливала на меня самую грязную работу, под довольные ухмылки остальных. Один раз я не выдержал и так на неё рявкнул, ударив в ярости кулаком по перегородке, что она испуганно выскочила из комнаты и хотела вызвать полицию, но телефон почему-то не сработал. После этого случая она стала более вежлива и вскоре уехала в Африку.
Африканцы иногда посмеивались надо мной, не понимая, как может нормальный белый работать уборщиком. В Англии это прерогатива чёрных, или опустившихся людей, или эмигрантов только что прибывших в Англию. Но я терпел молчаливые усмешки и постепенно от меня отстали. Я ведь был воспитан в Советском Союзе, где все были равны и любая работа была не зазорна.
Через полтора года за то же время я зарабатывал вдвое больше и, в общем, на двух работах получал иногда более шестисот фунтов.
Индиец, новый владелец фирмы, видя мою работоспособность, зауважал меня и очень сожалел, когда я собрался уходить.
На второй работе тоже стало неплохо. Я перезнакомился с сотрудниками фирмы и беседовал с ними о футболе, рассказывал о России. Фирма занималась телекоммуникациями. Все работали с утра до вечера у компьютеров и у многих, даже молодых, в конце недели прорисовывались тёмные круги под глазами. А я, как "белый человек", приходил после полудня, мыл посуду на кухне, делая перерывы, читал газеты. Потом я пылесосил два зала, иногда попутно обсуждая результаты футбольной супер лиги с итальянцем Матео, страстным фаном итальянского клуба "Болонья". Я даже не переодевался, так как работа была чистая.
И ещё я думал, что работать так как, работают эти молодые мужчины и женщины, я не смогу. Мне казалось, что так работать могут только рабы, у которых другого выхода нет.
- Ну а деньги?- спросите вы.
Ну, а что деньги? Разве они делают нас счастливыми?... Главное, чтобы работа, которую вы делаете, была осмысленной. А они мучаются проблемами бессмысленной купли продажи с утра до вечера, а иногда даже ночью видят кошмары о непроданных услугах связи. Конечно, они все зажаты жизнью в угол. Если не будут зарабатывать достаточно, не смогут оплачивать жильё и их выгонят на улицу. Но, по мне, так лучше улица, чем всю жизнь вот так.
Пишу это, а сам думаю: "Ишь, какой ты смелый! Давно ли сам-то крутился, как карась на сковородке без работы и без денег"...
Через какое-то время я потерял работу и сейчас вновь безнадежно хожу по трудовым агентствам. На моём счету в банке сегодня семьдесят пенсов...
2003-09-16. Лондон
Взбаламученное море
ПРИТЧИ: Глава 11 "Ветхий завет".
"Придёт гордость, придет и посрамление".
"Непорочность прямодушных будет руководить
их, а лукавство коварных погубит их".
"Не поможет богатство в день гнева, правда же
спасёт от смерти".
Нынешнее морально-нравственное состояние России можно сравнить с взбаламученным морем. И это море раскачали праздные, безответственные люди. Вот только одна подробность " шторма", охватившего страну...
Читая русские газеты, я каждый раз подмечал выпячивание в них зла, каких-то особенных жестоких преступлений, каких-то особых сексуальных извращений и вообще ужасов, притягивающих обывателя, как магнит. Например: в одной популярной газете, между прочим, рассказано, как бывший зэк заманивал нестойких женщин и девушек к себе на квартиру, напаивал их, насиловал, а потом убивал и даже частично съедал филейные части, а остальное выбрасывал. Для разделки тел использовал мясницкие ножи и пилы для костей. После суда и получения срока грозил судьям убить их и съесть...
Похожие бессмысленные и кровожадные убийства довольно часто происходят в России. И вот я стал задумываться над причинами такого душегубства. Как Божии создания, сотворенные по образу и подобию Всевышнего, дошли до жизни такой. И почему в стране, называющей себя православно-христианской, такое стало возможным, да ещё не в мрачно жестокие средние века, а в начале двадцать первого века, во времена победы либерализма и воцарения демократии...
Весной 2003-го, я побывал в России, впервые после пяти лет разлуки. То, что я увидел, поразило меня.
В Питере, который судорожно готовился к Юбилею, нашёл я весеннюю грязь и запустение. На Малой Охте, в одном из тихих её уголков, было чудовищно грязно. Помойка, находящаяся рядом со школой, была раскидана на многие метры вокруг и запах мокрой, горелой бумаги, гниющего мусора, затруднял дыхание. На тающем заледенелом снегу, тут и там виднелись кучи и кучки оттаявшего собачьего дерьма, накопившегося за зиму. В доме, где живет моя дочь, все двери парадных были сломаны, замки вырваны с корнем. Полы в подъездах уже не мыли многие месяцы. Почти в каждой квартире за дверьми лаяли собаки, которым хозяева позволяли делать свои "дела" рядом с домом и потому вход в подъезд превратился в собачий туалет. В подвалах домов были крысы, которые иногда выбегали на лестничные площадки, пугая детей. Почуяв весну, из этих же подвалов вылезли стайки бездомных, нахально-весёлых подростков, радующихся яркому солнечному свету и наступающему теплу. Они попрошайничали в магазине микрорайона и продавец, пыталась их поскорее выгнать, чтобы клиентов не отпугивали...