Каринберг Всеволод Карлович: другие произведения.

О произведении Чудновой Ирины ·глиняный годЋ.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 28/12/2004.
  • © Copyright Каринберг Всеволод Карлович (tigena_1@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 7k. Статистика.
  • Обзор: Россия
  • Иллюстрации: 1 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В её поэзии чувствуется дуновение от взмаха крыльев птицы Пэн над тростниками, что летит с Севера…


  •   
       Я не собираюсь полностью рассматривать "Глиняный год" http://world.lib.ru/comment/c/chudnowa_i_w/06_12_04 Ирины Чудновой, в нем много личного из жизни автора, мы, непосвященные, до конца не сможем понять все намеки и все чувства, подвигшие автора на дневниковые записи прошедшего года. Хотя автор и желает этого интимного соучастия в своей жизни.
       ( Из письма другу...
    .
    ..в том смысле, в котором художник чувствует глухоту мира...
       ...читатель не задумывается ..., он не пожелает копаться в биографии того, чьи тексты и личность ему не запали в душу. К тому же, на всех всё равно не угодить, стоит ли пытаться - ведь никто не оценит такой попытки, а сил она заберёт без отдачи.
    ...Так хорошо, что мысли-чувства-слова-буквы разлиты в пространстве, неразделимы с ним, и нет уже ничего вне этого пространства и каждое движение может нарушить хрупкую нежность равновесия, и боишься дышать, чтобы не, и не надышишься..
         
          И вот я стою на самой середине лета, чуть влево головой - май, чуть вправо - сентябрь, стою и не знаю, потому ли я не пишу, что мне всё ещё очень плохо, или уже настолько хорошо, что я опять не пишу).
      
       Зарисовки из реальной жизни с её сиюминутностью и неуловимой ускользающей событийностью вызывают чувства неизбежности уходящего, реминисценции в прошлое, связываясь ассоациациями, логику которых знает только автор, выстраиваются в ряд вызывая эмоциональный отклик в читателе, держа в напряжении, мысль автора ясна - все связано с личными переживаниями, - гранат срубят потом, когда исчезнет из картинки автор.
       Что же можно заметить в этом движении? Во-первых явный творческий прогресс. Исчезла кажущаяся беспричинной грусть по прошлому. Исчезла грубость ян и подчиненность инь, освобождая место цельности мировосприятия автора. Кажется, она нашла истинное призвание поэта - в даоском смысле - "беззаботное скитание" в вечном. Прорыв к себе, как к самоценности личной жизни. И она бравирует этим отрывом.
       (И это счастье - счастье - что всё на свете конечно, и жизнь человечья в первую очередь. Вечность - всего лишь прореха в кармане бытия. Горничная заштопает, она знает своё дело).
       Сколько в этом даоского мироощущения жизни!
       Поистине остается полет стрелы, в котором и сам выстрел и цель!
       (...блаженно раненое сердце соитьем Стрелы с Пустотой..) - это ощущение конечности жизни, и бесшабашной грусти этого факта, придающей остроту сиюминутному существованию, которое само по себе - тайна.
       После этого автору можно простить и участвие в конкурсах-дурашках типа "Блэк Джек" - она переросла помочи. Что есть такие "конкурсы-тесты? Когда объявленной ценностью становится голова "чужака", тогда возникает "культура охотников ЗА головами", а призом - инициация в этом обществе. Торжество "коллективной" морали.
       Эзра Паунд избавился от узкой англо-саксонской мотивации в своей поэзии, этого ему не простили пишущие в рамках отвергнутой традиции, а не его статьи на радио в защиту фашизма, - зрелого поэта долго держали в сумасшедшем доме, не предъявляя никаких претензий политического характера.
       На Самиздате много авторов, пишущих в стиле "восточной экзотики", - но все это от ума, а не от сердца. А у нашего автора есть прорыв в простоту пространства, без символизма модернистских изысков. Типа рассказа "про палачей", - зачем - это? http://zhurnal.lib.ru/e/eudnowa_irina_wiktorowna/shimun_litkon.shtml Хотя автору конечно виднее - какая болезненная блажь заставила написать "такое"?
       Автор пишет блестяще, это зрелость Анны Ахматовой и Эзры, когда слово-символ и слово-чувство, как состояние духа, пробилось в реальность окружающего мира, без традиционной "европейской" рефлексии и абсурда непонятой жизни.
       (Мир природы хорош и красив и значим сам по себе, а мир человека рефлектирующего живёт на каких-то подпорках (об их качестве - в другой раз, иначе буду плеваться ядовитой пеной мизантропии), на связях высшего порядка, а всё потому, что как-то забывается в процессе высшей нервной деятельности коры, что в основе этой самой деятельности лежит банальное - состояние организма).
       Но здесь лукавство! (Донца бутонов полнее тоскою с каждым// весенним дождём). Автор хорошо понимает, что состояние организма отражает, резонирует окружающий мир, преобразовывая его в вечностное.
      
       Когда автор обретает связь с окружающим, мы видим сочувствие к казалось бы далеким от нее людям: в метро, на стройке, соседям по быту - и это находит отклик в читателях, -хотя и кажется, что автор оторвался от привязанностей к миру людей.
       (А я всё пытаюсь разобраться, как же так получается, что я не вписываюсь (всю жизнь - с самого детсада) в ритм нормального существования собственного организма, как части человеческого общества. Но при этом очень активно пользуюсь его, общества, плодами).
       Чтобы передать другим свое знание...нужно отстраниться от него.
       В её поэзии чувствуется дуновение от взмаха крыльев птицы Пэн над тростниками, что летит с Севера...
       И ясно вижу преодоление раннего ложного романтизма, эклектично, как мне кажется, вписанного в рамки "Глиняный год". Красота и уродство - они растворяются в гармонии просветленного сознания.
      
       Бег стрелок резв. Придёт туман седой,
          Накроет сад, и скрип ворот,
          И эхо птичьих голосов, что с лета влёт
          Запутавшись, в густых ветвях повисли,
          И головастиков моих осенних чувств и мыслей
          В забытой кадке с дождевой водой.
         
       Способность насыщать пространство чувством, - уже не важно, где это написано и когда, - обозначить пустоту этого пространства, отстраненность, и одновременно глубочайшее слияние с ним, соединенное эмоциональным единством образа, - показатель мастерства, - мы как бы касаемся начала творения форм...
      
  • Комментарии: 4, последний от 28/12/2004.
  • © Copyright Каринберг Всеволод Карлович (tigena_1@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 7k. Статистика.
  • Обзор: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка