Кризисные этносы
Сервер "Заграница":
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
В.Г.Бабаков - Кризисные этносыРоссийская академия наук
Институт философии
В.Г.Бабаков
КРИЗИСНЫЕ ЭТНОСЫ
Москва
1993
ББК 60.7 Б 12
Ответственный редактор:
доктор философских наук
А.А.Панарин
Рецензенты:
доктор философских наук
С.М.Брайович,
Е.П.Батьянова
В авторской редакции
Бабаков В.Г.
Б 12 Кризисные этносы. -
М.,1993. - 183с.
В монографии рассмотрены
внешние и внутренние факторы
кризисных явлений в этнических
средах объективные предпосылки
кризиса этносов и его
восприятие в общественном
сознании, эрозия основных
компонентов этносов и их
функций.
На основе анализа материалов
конкретных этно-соци-
ологических исследований
проблем малочисленных народов
и национальных меньшинств, как
этносов, подвергнувшихся в
наибольшей степени кризису, в
книге рассмотрены следующие
вопросы: типологизация
малочисленных народов,
экологические проблемы
выживания традиционных
этносов, модернизация и
социальная структура,
аккультурация и кризис
традиционных ценностей,
стрессовое состояние
этнического сознания.
ISBN 5-201-018409-8
| В.Г.Бабаков,
1993
| ИФРАН, 1993
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава первая. Типологизация малых
народов 10
Глава вторая. Этноэкологические
кризисы и проблемы этнического
выживания малых народов 34
Глава третья. Модернизация и
социальная структура 69
Глава четвертая.
Этнодемографические процессы и
проблемы этнической консолидации
106
Глава пятая. Аккультурация и кризис
традиционных этнических ценностей
124
Глава шестая. Стрессовое состояние
этнического сознания 154
Введение
Более чем семидесятилетний период
коммунистического строительства в
СССР закончился глубочайшим
социально-экономическим, политическим
и моральным кризисом всего советского
сообщества. Тотальное отчуждение,
контрасты духовного освобождения,
дилеммы и тупики авторитарного
управления, дефицитная экономика и
постоянное нарастание социальной
напряженности глубоко потрясли и всю
национально-этническую систему
советского государства, национально-
политическая организация которого
распалась в считанные месяцы.
Национально-государственная система
Союза ССР носила в себе глубокие
внутренние противоречия, порожденные
самой этно-национальной структурой
общества наличием огромного
разнообразия этносов, различающихся
исторической судьбой, численностью,
3
по языку, культуре, религии и т.д.
Возникший в 1922 г. СССР к концу 30-х
годов фактически сложился как уни-
тарное государство и стал в сущности
на мировой арене правопреемником
бывшей царской России.
Своеобразие Российской империи
заключалось в том, что
великодержавные амбиции его правящих
кругов осуществлялись не столько за
счет ограбления завоеванных и
добровольно присоединившихся народов,
как это было в большинстве имперских
образований подобного типа, сколько
за счет эксплуатации экономических и
людских ресурсов самого русского
народа. Эта практика нашла свое
отражение в идее мессианства русского
народа. В условиях революции и
гражданской войны идея мессианства
была по-своему трансформирована и
переработана В.И.Лениным и включена в
теорию пролетарского
интернационализма. Говоря о роли
России в мировой революции, В.И.Ленин
писал, что "пролетарский
интернационализм требует, во-первых,
подчинения интересов пролетарской
борьбы в одной стране интересам этой
борьбы во всемирном масштабе, во-
вторых, требует способности и
готовности со стороны нации,
осуществляющей победу над буржуазией
4
идти на величайшие национальные
жертвы ради свержения международного
капитала"1.
В 20-40-е годы эта идея была
воплощена в действительность. В
процессе социалистических
экспериментов русскому народу
пришлось действительно пойти на ве-
личайшие жертвы как в прямом смысле,
так и в плане утраты многих
этнических и, в особенности, духовных
ценностей. В годы второй мировой
войны русский народ понес огромные
потери. Репрессиями и войной был по-
дорван в сильной степени генофонд
русского этноса.
В послевоенный период русский народ
по-прежнему нес на себе крест
интернационалистского мессианства во
всем мире, исполняя роль старшего
брата по отношению к другим народам
внутри страны. Все это оказалось
непосильной ношей даже для такого
макроэтноса как русский народ.
Наряду с другими бедами, которые при-
несла народу тоталитарная система,
выполнение интернациональной задачи
по внедрению социализма в наци-
ональных окраинах и в различных
регионах мира еще сильнее подорвало
____________________
1Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.41.
С.166.
5
экономический и социокультурный
потенциал русского народа, вызвав в
нем глубокий социальный и моральный
кризис. Сходная судьба у бело-
русского, украинского и некоторых
других численно больших народов,
ставших донорами социалистического
строительства.
Проблемы преодоления кризисных
явлений у русского и других крупных
этносов, имеющих свою госу-
дарственность, - особая тема
исследования. В настоящей работе речь
пойдет не о них, а о тех этносах,
которые в силу своей малочисленности
или дисперсности расселения, не
создали своих государственных или
иных организованных структур. Эти
этносы не однородны по своим
социокультурным, лингвистическим
характеристикам, проживают в
различных регионах. Различаются и
кризисные явления, происходящие в их
экономическом пространстве и
этнокультурной среде. В силу си-
стемности межэтнических и
внутриэтнических связей общий
кризисный фон определяется в то же
время для каждого региона
проживающего в нем народа неповто-
римым сочетанием различных проблем.
При этом определяющими в кризисных
ситуациях у одних этносов могут быть
6
проблемы экологии и биологического
выживания, у других приоритетными
стали проблемы национального языка и
специфики этнической культуры и т.д.
В критической ситуации в
современных условиях оказались народы
Севера и национальные меньшинства,
проживающие в иноэтническом
пространстве. В условиях
обострившихся межнациональных
конфликтов эти этносы оказываются
практически беззащитными, их со-
стояние вызывает особую тревогу.
Плачевное экономическое, политическое
положение малых народов и наци-
ональных меньшинств, их низкий
культурный уровень суть результат
накопления кризисных явлений в си-
стеме национальных отношений, где они
выражены наиболее рельефно. В этой
связи речь идет не только о со-
хранении экономической и духовной
энергии того или иного малочисленного
этноса, но и о его физическом
выживании.
В контексте всеобщего общественного
кризиса в стране наблюдается и чисто
этническая специфика проявления