Калиниченко O.: другие произведения.

Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 30/06/2011.
  • © Copyright Калиниченко O. (kazgugnk@yahoo.com)
  • Обновлено: 12/06/2011. 28k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

    www.vipdisser.com

    Эту работу вы можете купить на сайте www.vipdisser.com

    Калиниченко Ольга Вячеславовна

    Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими

    Специальность 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии

    Защита состоялась 21 июня 2004 г .

    Содержание.

    2 СОДЕРЖАНИЕ

    Введение...3

    Глава I. Проблемы исследования этнического и морального

    самосознания в отечественной и зарубежной психологии ...9

    ј1. Проблемы исследования этнического самосознания...10

    ј2. Проблемы исследования морального самосознания...69

    Глава II. Методы исследования этнического и морального

    самосознания ј1. Описание и обоснование методов исследования

    этнического самосознания...101

    ј2. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических

    отношений (B.C. Мухина, К.А. Хвостов)...125

    ј3. Метод изучения морального самосознания молодежи

    (А.А.Хвостов). Описание и обоснование...129

    Глава III. Результаты эмпирического исследования этнического и морального самосознания корейской и русской учащейся молодежи

    ј1. Результаты исследования этнического самосознания корейской и русской молодежи по методикам и анкетным

    материалам...136

    ј2. Результаты исследования этнического самосознания корейской и русской молодежи проективным методом депривации структурных

    звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений...162

    ј 3. Результаты исследования морального самосознания

    корейской и русской молодежи...171

    Заключение и выводы...182

    Библиография...186

    Приложение 1. Ретроспективный анализ становления ментальности

    российских корейцев...204

    Приложение 2. Этнопсихологическая анкета...224

    Приложение 3. Метод изучения морального самосознания (А.А. Хвостов)...227 Приложение 4. Сравнительные результаты изучения морального

    самосознания корейской и русской молодежи...233

    3

    Введение

    ВВЕДЕНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Актуальность изучения особенностей этнического самосознания личности в условиях межэтнического взаимодействия обусловлена социально-экономическими, общественно-политическими и историко-культурными процессами, происходящими в современном обществе.Реалии и тенденции развития современных межэтнических отношений в России акцентируют этническое самосознание и этническую идентичность не только больших и малых народов, но и переселенческих этнических меньшинств -диаспор.Приморский край исторически является этническим перекрестком, территорией этнокультурных контактов Востока и Запада. В нем в настоящее время проживает 119 различных этносов. Корейская диаспора в Приморье сегодня одна из самых многочисленных: корейцы после русских и украинцев, занимают третье место. Их численность в Приморском крае в целом достигает (по официальным источникам) 30 тыс. человек и продолжает увеличиваться за счет возрастающей интенсивности миграционных потоков из Средней Азии.Интерес вызывает специфика этнического самосознания молодежи, так как именно молодые слои населения отличаются высокой сензитивностью к социальным изменениям и готовностью следовать тенденциям современных процессов аккультурации, и, следовательно, они определяют направление развития межэтнических отношений.В связи с этим особую значимость представляет исследование особенностейэтнического самосознания корейской и русской учащейся молодежи, как наиболее просвещенной и сензитивной части общества. Учет и прогнозирование характера взаимодействия между различными этническими группами дают возможность своевременно осуществлять профилактику межэтнической напряженности в конкретном полиэтническом регионе.4 Актуально исследовать в общем контексте этнического самосознанияособенности морального самосознания корейской и русской молодежи, проживающей в одном геоисторическом пространстве: этническое самосознание, представляя собой сложную структуру ценностных ориентации, норм и принципов поведения, тесно связано с моральным самосознанием.Методологической основой исследования явилась укрепившаяся в отечественной психологии идея о развитии личности путем "присвоения материальной и духовной культуры общества", лежащая в основе теории феноменологии развития и бытия личности и структуры самосознания B.C. Мухиной. Согласно этой концепции, развитие самосознания личности осуществляется в контексте исторически-обусловленной реальности существования человека, а именно, в условиях реальности культуры (социального пространства, образно-знаковых систем, предметного мира) и природной реальности. Выделяемые B.C. Мухиной условия развития и бытия человека, определяют содержание структурных звеньев самосознания и позволяют выделить их особенности в зависимости от этнокультурного контекста.Цель исследования - выявить особенности этнического и морального самосознания корейской учащейся молодежи в условиях межэтнического взаимодействия с русскими.Предмет исследования - особенности этнического и морального самосознания корейской молодежи в условиях взаимодействия с русскими.Объект исследования - корейские и русские студенты восточного факультета Уссурийского государственного педагогического института. Гипотезы исследования:1. Этническое самосознание корейской учащейся молодежи имеет свою специфику, обусловленную культурно-историческим развитием этноса. В условиях межэтнического взаимодействия с русскими характеризуется слабой5выраженностью этнической идентификации, наличием признаков этнической неполноценности.2. Спецификой этнического самосознания корейской учащейся молодежи является тенденция к межэтнической интеграции, в то время как особенностью этнического самосознания русской молодежи, является тенденция к межэтническому обособлению по отношению к корейской диаспоре.3. Моральное самосознание корейской учащейся молодежи Приморья микшируется под моральные суждения, свойственные титульному этносу, и не является этнодифференцирующим признаком.Цель исследования требует постановки и решения следующих частных задач:1. Проанализировать современное состояние проблемы этнического и морального самосознания в психологической науке. На основе изучения содержания понятий "самосознание", "этническое самосознание", "этническая идентичность", "моральное самосознание", обосновать методологический подход и отработать тезаурус исследования особенностей этнического и морального самосознания корейской молодежи в условиях межэтнического взаимодействия с русскими.2. Обосновать комплекс методов эмпирического исследования этнического и морального самосознания корейской учащейся молодежи, апробировать адекватность методических приемов получения и обработки данных.3. Провести сравнительный анализ структуры этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими, проживающих в Приморском крае.Теоретическое значение и научная новизна исследования. В исследовании впервые анализируются особенности этнического самосознания корейской молодежи через концепцию структуры самосознания B.C. Мухиной, проявляющиеся в условиях межэтнического взаимодействия с русскими на современном этапе истории Приморского края. Получен уникальный сравнительный эмпирический материал на основе исследования конкретных6этносов, взаимодействующих в едином геоисторическом пространстве.Применен комплексный подход к изучению этнического (включая моральное) самосознания, проанализирована специфика содержания структурных звеньев самосознания корейской и русской учащейся молодежи; выявлены характерные типы поведения. корейцев и русских в условиях межэтнической и внутриэтнической фрустрации. Теоретическое значение имеют выделяемые общие и специфические составляющие этнического и морального самосознания современной корейской и русской молодежи Приморского края.Практическая значимость исследования связана с возможностью прогнозировать характер взаимодействия между этническими группами и осуществлять профилактику межэтнической напряженности в данном полиэтническом регионе.Результаты проведенного исследования были использованы преподавателями вузов при чтении лекций, посвященных проблемам межэтнических отношений. Кроме того полученные данные использовались для воспитания межэтнической толерантности у студенческой молодежи.Полученные эмпирические данные могут найти применение в деятельности учителей, социальных работников, психологов, руководителей, работающих в поликультурных коллективах, для повышения эффективности их деятельности.Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез применяли следующие методы и методики исследования.1. Методика Куна-Макпортленда "Кто Я?";2. Методика Е. Богардуса "Шкала социально-психологической дистанции";3. Методика субъективной рефлексии "Достоинства и недостатки представителей моего и другого этноса" (B.C. Мухина);4. Специально разработанная диссертантом этнопсихологическая анкета, направленная на выяснение роли различных этнодифференцирующих признаков и структурных компонентов этнической идентичности и этнического самосознания.5. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений (В.С.Мухина, К.А.Хвостов);7 6. Метод изучения морального самосознания молодежи (А.А.Хвостов);В исследовании использовались статистические методы обработки данных: метод контент-анализа, методы количественного описания материала (средние арифметические значения, критерии хи-квадрат, Стьюдента, Манна-Уитни для проверки значимости различий, корреляционный анализ по Спирмену для проверки характера связи).Общий объем выборки составил 325 человек: проективным методом депривации структурных звеньев самосознания обследовано 105 человек, из них 50 корейцев (26 девушек, 24 юноши) и 55 русских ( 30 девушек, 25 юношей); этнопсихологической анкетой и методом изучения морального самосознания обследовано по 110 человек, из них по 55 корейцев (30 девушек, 25 юношей) и по 55 русских (30 девушек, 25 юношей) в возрасте от 17 до 21 года (средний возраст 19 лет).На защиту выносятся следующие положения:I. Особенностью этнического самосознания корейской учащейся молодежи, проживающей в Приморском крае, является наличие слабо выраженной бикультурной идентичности, которая представляет собой следствие этнокультурной адаптации по типу интеграции и ассимиляции.П. В структуре этнического самосознания корейской и русской учащейся молодежи наряду с преобладанием позитивной идентичности, имеются признаки нарушения этнической самоидентификации.III. Содержание структурных звеньев самосознания корейской учащейся молодежи определяется идентификацией как с исконной культурой, так и с культурой титульного этноса.IV. Во взаимоотношениях между корейской и русской учащейся молодежью существуют амбивалентные позиции по отношению друг к другу. У корейской учащейся молодежи в условиях межэтнического взаимодействии с русскими наблюдается стремление к межэтнической интеграции. Данная тенденция проявляется в увеличении толерантных форм социального реагирования на представителей русского этноса. Особенностью этнического самосознания русской8учащейся молодежи является тенденция к обособлению от корейской молодежи, выражающаяся в повышении агрессивности и стремлении увеличить социальную дистанцию.V. Моральное самосознание корейцев Приморья микшируется под моральные суждения, свойственные титульному этносу и не является этнодифференцирующим признаком.Достоверность результатов исследования обеспечена применением комплекса методов, адекватных цели, объекту и предмету работы, их апробации в пилотажном исследовании и психометрическим обоснованием, а также определением статистической значимости полученных результатов с помощью аппарата математической статистики.Структура и объем диссертацииДиссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Содержание диссертации изложено на 235 страницах. В приложении представлены историко-этнографические материалы, образцы методик, таблицы с результатами исследования. Библиография состоит из 250 источника, из них 30 на иностранных языках.9ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ИМОРАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИПроблемы исследования этнического самосознания вызваны, на наш взгляд, прежде всего тем, что в современной научной литературе (как в отечественной, так ив зарубежной) имеется разнообразнейшее его толкование, предлагаются различные, часто категориально несовместимые определения. Это связано, на наш взгляд, с тем, что, во-первых, этническое самосознание изучается как междисциплинарный феномен социологами, этнологами, психологами, историками, философами и политологами. Каждая научная дисциплина имеет свой угол зрения и инструментарий изучения.Во-вторых, как в зарубежной, так и в отечественной науке до сих пор, происходит формирование концептуального аппарата и, поэтому нет ясности. В-третьих, феноменология понятия "этническое самосознание", принятого в отечественной науке, сходна с феноменологией понятия "этническая идентичность", наиболее разрабатываемого за рубежом. А так как в России и на западе приемлемы разные научные парадигмы, различные феноменологические традиции, возникает проблема определения сущности данных понятий и необходимость их теоретического анализа. Обзор литературы позволит выявить соотношение данных этнопсихологических категорий в отечественной и зарубежной психологической науке.10 ј 1. Проблемы исследования этнического самосознанияПроблемы исследования самосознания и этнического самосознания в зарубежной науке. Прежде, чем перейти к рассмотрению проблем этнического самосознания, важно рассмотреть традицию изучения феномена "самосознание" за рубежом.В американской и западной традиции самосознание связано с содержанием таких понятий как "Я", "самость", "self" , "идентичность", "Я-концепция" и др., разрабатывалась в русле многих направлений и имеет длительную историю изучения.Основополагающими для всех теорий "Я" явились взгляды У.Джеймса, который первым из психологов начал разрабатывать данную проблему, выделяя в едином целостном Я две составляющие - "Я-сознающее" (Я как субъект познания) и "Я-как-объект". "Я-как-объект" - это все, что человек может назвать своим, в нем автор выделяет четыре составляющих:Духовное Я - содержит интеллектуальные и другие способности индивида,его интересы и т.д.Материальное Я - тело человека, его материальные принадлежности(машина, дом, одежда и т.д.).Социальное Я- отношения индивида с другими людьми.Чистое Я (физическое) - определяется как поток мыслей, составляющихчувство персональной идентичности1.Как видим, У.Джеймс разделял понятия "Я" и идентичность, в его теории идентичность выступает как часть Я. Взгляды У.Джеймса легли в основу построения многих различных теорий Я. У.Джемс одним из первых выделил социальный фактор в осознании личностью себя и представил его в качестве одного из определяющих формирование личности элементов. В этих его идеях1 ДжеймсУ. Психология. - М., 1991. - С.8611лежат предтечи объяснительного принципа социальной природы самосознания личности и, в частности, ее принадлежности к своему этносу.Развивая идеи У. Джеймса, Ч. Кули предложил теорию "зеркального Я", главный постулат которой состоял, в том, что представления человека о том, как его оценивают другие, существенно определяют его представления о себе. Ч. Кули писал, что подобно тому, как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду, и они представляют для нас интерес, потому, что принадлежат нам..., так в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражается наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья и т.д. и это определенным образом действует на нас. Согласно Ч.Кули, Зеркальное Я возникает на основе символического взаимодействия индивида с различными группами, членом которых он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют человеку обратную связь, однако воспринимается она на основе уже существующих представлений о себе и интерпретируется в соответствии с этим.Как видно, Ч.Кули в теории Зеркального Я предполагает причинную зависимость самосознания от оценок других людей.Д. Мид, автор концепции социально-ориентированного Я, рассматривал* Я, так же как и Ч. Кули, как результат социального взаимодействия. В качестве инструмента формирования Я он вводит понятие "обобщенный другой", под которым имеется ввиду совокупность обезличенных установок, норм и ценностей общества. В процессе общения с другими людьми индивид начинает смотреть на себя со стороны, т.е. как на социальный объект. По Миду, человек обретает сознание и собственное Я лишь в групповом действии, как: бы примеряя на себя роли "обобщенных других" и характерно только для зрелой личности, у которой внутренняя тождественность и непрерывность синтезируется со стремлением ее12интеграции с социальными структурами (государством, нацией, различными социальными группами).1Ч. Кули и Д. Мид заложили основы символического интеракционизма, в рамках которого Я рассматривалось как результат социального взаимодействия.Наиболее часто для обозначения самосознания в зарубежной психологии использовали конструкт "Я-концепция". Термин "Я-концепция" возник в русле феноменологического направления в теории К. Роджерса, который первым и дал его определение.По К. Роджерсу, Я-концепция или самость- это "...организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств "Я", или "меня" и восприятий отношений "Я" или "меня" с другими людьми и с различными аспектами жизни, а так же ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, но не обязательно осознаваемый"2. Как видим, Я-концепция, в понимании К. Роджерса, это часть восприятий человека, которая состоит из осознанных восприятия и ценностей "Я".Согласно К. Рождерсу, Я-концепция часто включает набор восприятий, отражающих роли человека в различных жизненных ситуациях. Она возникает на основе взаимодействия с социальной средой из потребности в позитивном внимании окружающих и является механизмом саморегуляции поведения.Помимо представлений о том, какой человек есть (Я-концепции), у человека имеются и представления о том, каким бы он хотел быть. Этот компонент Я К. Роджерс назвал Я-идеальное.Расхождение между Я-концепцией, идеальным Я и требованиями общества, приводят к переживаниям угрозы, тогда человек стремится защитить целостность Я с помощью искажения или отрицания восприятия. Таким образом, чем больше согласия, конгруэнтности между Я-концепцией человека, его мыслями, чувствами и поведением, тем ближе к идеальному Я, в этом и есть суть самоактуализации. К.1 Mead D.G. Mind, Self and Society. - Chicago, 1936.13Роджерс писал: "Следуя развитию Я-структуры, общая тенденция к актуализации выражается так же в актуализации той части опыта переживаний организма, который символизирован в Я. Если Я и весь опыт переживаний организма относительно конгруэнтны, тогда актуализирующая тенденция остается относительно единой. Если Я и опыт неконгруэнтны, тогда общая тенденция к актуализации организма может действовать в направлении, не совпадающем с тенденцией к актуализации Я"1.Итак, в концепции К.Роджерса самость и Я-концепция рассматриваются как взаимозаменяемые термины и обозначают сложную структуру самовосприятий, включающую и представления о том, кем человек хотел бы стать (Идеальное-Я) и определяющую его поведение.В своей теории Р. Берне предложил более дифференцированную структуру Я концепции. Согласно Р. Бернсу, "Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой, ее можно считать совокупностью установок, направленных на самого себя"2. Помимо выделенных У. Джеймсом аспектов ("Я-сознающее" и "Я-как-объект"), он выделяет еще три ее составляющие:1. "образ Я" или "картина Я" - представления индивида о самом себе, самоописания черт, ролевых, статусных, этнических характеристик, (когнитивная составляющая);2. самооценка - аффективная оценка этого представления, которая обладает различной степенью интенсивности, в зависимости от уровня принятия тех или иных качеств (оценочная составляющая);3. потенциальная поведенческая реакция - те действия, которые вызываются "образом я" и самооценкой (поведенческая соствляющая).Р. Берне рассматривает три модальности Я-концепции:' Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. In S. Koch (Ed.). Psychology: A study of a science (Vol.3). N.Y.: McGraw -Hill, 1959.. P. 196-197. 2 Берне P. Развитие Я-концепции и воспитание. - М, 1986. - С.ЗО.14- реальное Я, отражающее те установки, которые связаны с актуальными способностями, ролями, статусами ("представления о том, каков я на самом деле");- идеальное Я, установки индивида, связанные с представлениями, о том, кем он хотел бы стать ("Я каким бы хотел быть");- зеркальное Я, представления человека о том, как его видят другие ("Я глазами других").Каждая модальность, в свою очередь, состоит из физического социального, умственного и эмоционального компонентов. Р. Берне делит Я-концепцию на позитивную (принятие человеком себя, наличие высокой самооценки) и негативную (непринятие себя, наличие низкой самооценки). Основными функциями Я-концепции, согласно Р. Бернсу, являются обеспечение внутренней согласованности, интерпретация опыта и формирование совокупности ожиданий индивида1.Итак, как видим, Р. Берне в своей теории не использует категорию "идентичность". Я-концепцию он понимает как сплав когнитивных и аффективных составляющих "Я", определяющих поведение человека.Исследователи М. Розенберг2, X. Маркус3 и другие, рассматривая проблематику "Я", также не используют концепт "идентичность", используя понятие Я-концепция как целостное личностное образование, сходное по своим функциям с идентичностью.Впервые исследованием природы национальной психологии начали заниматься в середине 19 века немецкие ученые, являющиеся основателями теории "психологии народов" X. Штейнталь и М. Лазарус4.Они трактовали задачи психологии народов с субъективно-идеалистических позиций, то есть брали заБерне Р. Я-концепция и воспитание. - М., 1986. - С.32-47.2 Rosenberg M. Conceiving the Self. N. Y., 1979.3 Markus H.R. Unresolved issues of self-representation//Cognitive Therapy and Research. 1990. V. 14(2). P.241-253.4 Штейнталь Х., Лазарус М. Мысли о народной психологии. - СПб., 1865.15основу "дух народа" как некую таинственную субстанцию, которая является производной от психологии индивида и остается неизменной.Большой вклад в исследование "психологии народов" внес немецкий психолог, основатель экспериментальной психологии В. Вундт1, попытавшийся психологически истолковать культурно-исторические явления. "Психологи народов - это наука о душе народа, которая проявляется в языке, мифах, религии, обычаях, нравах, искусстве и т.д." - писал он.Начиная с 70-х годов 20 столетия в США центральное место в исследованиях этнического самосознания занимает вопрос об этнической идентичности, дополняя, а нередко и заменяя собой традиционные понятия Я-концепции, самости и др. Поскольку же вопрос об этнической идентичности тесно связан с проблемой идентичности и идентификации вообще, особенно с социальной идентичностью личности, представляется целесообразным рассмотреть общие вопросы и показать место рассматриваемого феномена в системе других направлений психологии.Понятие идентичности имеет довольно длительную историю, и использовалось многими теориями. Во-первых, близким по смыслу к нему было понятие "базовой личности", введенное А. Кардинером и определяемое культурантропологическими теориями как манера вести себя, вступать во взаимодействие с другими людьми. Во-вторых, понятие идентичности широко использовали различные ролевые теории личности, в рамках которых она понималась как структурная совокупность различных ролей, интериоризируемых в процессе социального обучения. В-третьих, введение в научный обиход данного понятия подготавливалось также целым рядом эмпирических социально-психологических исследований, основным предметом которых было изучение взаимовлияния личности и группы.21 Вундт В. Психология народов. -СПб., 1902. - С- 14.2 Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VL/Под ред. B.C. Собкина. - М, 1998. - С.67.16Начало глубокого исследования идентичности связано с наиболее известным направлением психологии - психоаналитическим. Традиции этой школы нашли свое продолжение в психологической антропологии в изучении этничности, как одной из форм социальной идентичности. В становлении социально-психологического подхода к исследованию идентичности, основой которого является изучение личности как члена общности, группы, внесла значительный вклад и когнитивная психология. Рассмотрим подробнее взгляды зарубежных психологов на изучаемый феномен.Впервые понятие "идентификация" появилось в психологии благодаря 3. Фрейду. В 1921 году вышла его работа "Массовая психология и анализ человеческого "Я". В ней автор впервые применил этот термин и вошел он в науку как половая идентификация.З.Фрейд определил несколько типов идентификации. В младенчестве возникает первичная идентификация, которая является бессознательной формой эмоциональной связи ребенка к матери. Во вторичной идентификации играет роль запрета, благодаря которому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия. Этот феномен идентификации назван Эдиповым комплексом, когда мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некоторые особенности его поведения. Согласно З.Фрейду, идентификация носит изначально амбивалентный характер, а также "она может стать выражением нежности так же легко, как и желанием устранения"1.В теории З.Фрейда феноменологическим содержанием идентификации как механизма развития личности является бессознательное отождествление субъекта с объектом, мотивом которого называются страх истерии любви (анаклитическая или развивающая идентификация) и страх перед наказанием за присущие субъекту сексуальные и агрессивные влечения (защитная идентификация). З.Фрейд' Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "Я" // "Я" и "ОНО" Труды разных лет. -Кн. 1 - , Тбилиси, 1991.-С. 103.17показывает, что все типы идентификации как механизма развития личности связаны с биологической природой человека, с проявлениями врожденных сексуальных и агрессивных влечений, с игнорированием социальной сущности личности.Согласно З.Фрейду, при формировании и становлении личности ребенка к функциям идентификации относятся: построение психических структур личности, регулировка собственного поведения и модификация объектных отношений, то есть идентификация выступает как механизм развития личности в онтогенезе.В последующих работах он рассматривает идентификацию не только как бессознательную эмоциональную связь ребенка с родителями, но и как важный механизм взаимодействия между индивидом и социальной группой.Для З.Фрейда механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как "вживание". По З.Фрейду, идентификация является группообразующим фактором и помогает выйти за пределы собственного "Я", почувствовать эмоциональные переживания другого.3. Фрейд первый дал развернутую психологическую интерпретацию межгрупповых отношений и, в частности, проблемы отождествления индивида с группой, то есть явления социальной идентификации. 3. Фрейд связывал это явление с противопоставлением любви к собственной группе и агрессии по отношению к другим. Постулировав факт неизбежности, универсальности аутгрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии, 3. Фрейд интерпретировал ее как главное средство поддержания сплоченности и стабильности группы. З.Фрейд через понятие "идентификация" обозначил потенциальную возможность изучения механизмов познания и понимания другого человека и сплоченности социальных групп.Как можно видеть, 3. Фрейдом заложены основы понимания таких феноменов как идентификация, социальная идентификация, которые он рассматривал как механизмы развития личности, состоящие в бессознательном отождествлении субъекта с объектом. Важнейшей заслугой Фрейда явилась

    Эту работу вы можете купить на сайте www.vipdisser.com

  • Комментарии: 2, последний от 30/06/2011.
  • © Copyright Калиниченко O. (kazgugnk@yahoo.com)
  • Обновлено: 12/06/2011. 28k. Статистика.
  • Статья: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка