Тен М.: другие произведения.

Особенности менталитета корейских студентов и проблемы национальной идентификации

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тен М. (kazgugnk@yahoo.com)
  • Обновлено: 03/05/2011. 34k. Статистика.
  • Статья: Узбекистан
  •  Ваша оценка:


    Тен M.

    Особенности менталитета корейских студентов и проблемы национальной идентификации.

      
      
       Изучение менталитета, его особенностей и сущности является актуальной проблемой, рассматриваемой представителями разных наук, т.к. проблемы становления национального самосознания находятся в центре внимания исследователей корейских диаспор в странах СНГ. В Узбекистане на сегодняшний день проживает 155, 9 тыс. корейцев1. Из них значительную часть составляет молодежь, то есть те, которые решают вопросы национального, культурного самоопределения. Как пойдет развитие корейской диаспоры в обозримом будущем: по пути ассимиляции с окружающей этнокультурной средой или возрождения своих собственных культурных ценностей, сохранения и развития национальной самобытности? - вот вопрос, который волнует корейскую молодежь, проживающую в Узбекистане.
       Проблемы национальной идентификации корейских студентов стоят в центре внимания настоящей работы. Национальная идентификация рассматривается как категория, обозначающая весь комплекс проблем национального самоопределения, включая осознание интересов, ценностных ориентаций и установок по отношению к другим национальностям.2 Проблемы социальной идентификации непосредственно отражаются на формировании национального самосознания молодых людей. Идентификация - основной фактор определения этнической принадлежности индивидов. В современной науке существует немало трактовок понятия "идентификация", но среди них преобладает её понимание как процесса перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей его внешнего окружения, стремление актуализировать в своей личности такие черты, которые имеют важное и жизненно необходимое для него значение в данных условиях. Идентификация - это самоопределение путем свободного выбора человеком тех качеств, умений и ценностей, какими он хотел бы обладать3. Изучение процессов идентификации неразрывно связано с определением менталитета нации, ее отличительных черт на уровне сознания и деятельности. Менталитет - это определенный образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе4.
       Проблема национальной идентификации корейской молодежи современного Узбекистана изучалась в социологическом исследовании, проведенным автором. Он подходит к решению проблемы с точки зрения
       определения духовных особенностей менталитета, недостаточно изученных исследователями корейской культуры. Цель данной работы заключается в раскрытии особенностей менталитета корейской молодежи Узбекистана в сравнении с менталитетом молодых людей узбекской национальности. Задача исследования - определение факторов, влияющих на процесс идентификации и основные проблемы национального самоопределения молодых людей корейской национальности в современном обществе. Предметом исследования стали ментальные особенности духовного самоопределения корейской молодежи и процессы обретения национальной идентичности в сравнительном анализе с узбекской молодежью. Объектом явились студенты 3 - 4 курсов корейской и узбекской национальностей.
       В исследовании была применена случайная выборка - 100 чел. Методом экспериментального опроса было опрошено 2 группы студентов по 50 чел.: контрольная группа - узбеки, экспериментальная - корейцы. Был применен индивидуально-групповой подход по методике доцента Убайдуллаевой Р.Т.5. Главной особенностью данной методики является системное изучение менталитета на основе выявления его различий у исследуемых групп по четырем характеристикам: чувственно-эмоционального, нормативного, ценностного и рационального духовных складов, определение особого их сочетания. Чувственно-эмоциональный склад включает в себя такие качества респондентов, как умение контролировать себя в конфликтных ситуациях, степень собранности и спокойствия при поиске выхода из затруднительных ситуаций, импульсивности. Нормативный склад менталитета - это сложившаяся в культурной среде привычка поведения, их влияние на мотивацию при решении вопросов повседневной деятельности.
       Ценности выражают духовные потребности и проявляются в убеждениях, духовных потребностях, интересах и целях деятельности. Выделяют терминальные и индустриальные ценности6. В проведенном опросе изучались инструментальные ценности, т.е. те, которые выступают способом достижения целей. Были выделены 2 типа ценностных ориентаций: ориентированные на себя и ориентированные на внешние факторы. Кроме того, изучалась самооценка студентов, характеризующая степень уверенности в себе и своих силах.
       Рациональность - это умение правильно понимать ситуацию и вырабатывать адекватные средства достижения цели. Это уровень логического сознания, характеризующий степень осмысления процессов. Он связан с рефлексивностью действий и выражает характер ментальных различий корейских и узбекских студентов. Именно поиск ментальных различий корейской и узбекской молодежи помог более глубоко проникнуть в субъективный мир и выявить основные факторы, определяющие процессы национальной идентификации. Путем рассмотрения отмеченных четырех компонентов сознания корейской и узбекской молодежи была выявлена следующая индивидуально - групповая структура самосознания групп студентов корейской и узбекской национальности.

    Уровень

    Чувства

    Нормы

    Оценка

    Рефлексия

      

    КОР

    УЗБ

    КОР

    УЗБ

    КОР

    УЗБ

    КОР

    УЗБ

       Низкий

    0.1

    0.1

    0.1

    0.1

    0.1

    0.1

    0.1

    0.1

       Средний

    0.2

    0.2

    0.3

    0.2

    0.3

    0.3

    0.3

    0.2

       Высокий

    0.5

    0.4

    0.5

    0.6

    0.3

    0.3

    0.4

    0.4

    Таблица 1. Показатели уровня рефлексии и духовно - нравственных позиций студентов корейской и узбекской групп (единица измерения - коэффициент).

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Из табл.1, в целом по результатам изучения характеристик были отмечены следующие различия между двумя группами. Наибольшие различия в менталитете обнаруживаются в нормативном духовном складе. У корейских студентов следование нормам стоит на более низком уровне, чем у узбекских студентов, разница коэффициентов составила 0,08. Если по низкому и среднему уровням характеристик наблюдается существенная прерогатива корейцев (разница 6 %), то по высокому уровню преобладают узбеки, т.к. они более высоко оценивают нормы. Изучение преимущественной ориентации групп студентов показало, что корейцы в затруднительных ситуациях опираются больше на поддержку друзей и знакомых (40 %), нежели на собственные силы. Некоторая часть в достаточной мере знает свои возможности, но не знает, как применить их (24 %). И узбеки (66 %) и корейцы (56%) знают, чего хотят и понимают, как этого добиться, умеют слышать себя. Но в отличие от узбеков корейцы меньше вдаются в причины появления затруднительных ситуаций, хотя и стремятся в них разобраться (56 %).
       На основе полученных данных опроса были составлены обобщенные коэффициенты, показывающие уровни рефлексии и духовно - нравственных позиций. Например, к низкому уровню чувственного восприятия относились совокупные показатели от числа отметивших ответы: 1. "раздражение"; 2. "ненависть, злость"; 3. "я начинаю раздражаться конфликтовать". По итогам исследования по чувственно-эмоциональной характеристике обнаруживаются существенные различия. В целом, и у корейцев и у узбеков получены значимые показатели, отнесенные к высокому уровню. Корейцы проявляют высокую степень собранности и умения контролировать себя в конфликтных ситуациях (36%). Для них характерен высокий уровень самообладания. Корейцы большей частью уравновешены и спокойны при столкновении с препятствиями. Узбекские студенты по чувственно-эмоциональной характеристике уступают в среднем на 0,08, а разница показателей по высокому уровню данной характеристики между группами составляет 0,1 коэффициент.
       Дополнительный вопрос анкеты исследования о национальном самоопределении также выявил явные различия менталитета между двумя группами опрошенных. Так, если только 48 % корейцев считает себя частью узбекистанского общества, то среди узбекских студентов таких оказалось - 80 % . Значительное число корейцев считает себя частью своей этнической группы - 32 %. Это говорит об определенном уровне национального самосознания корейской молодежи. Некоторая часть корейцев отождествляет себя с корейцами исторической родины. Однако смысл этих ответов проясняется в результате анализа ответов на вопросы понимания респондентами понятия "Родина". 82 % корейцев считают родиной место, где они родились, т.е. Узбекистан, и лишь 4 % - историческую родину, т.е. Корею. Это говорит о серьезном противоречии, лежащем в основе национального самоопределения корейцев в Узбекистане. Это противоречие помогает понять трудности и проблемы молодежи. С одной стороны корейские студенты считают себя частью отдельной этнокультурной общности, с другой - они осознают свою сопричастность с жизнью узбекистанского общества, с которой они постоянно взаимодействуют. Корейские студенты стремятся реализовать себя в сфере образования, повысить свой социальный уровень, однако проблема внутреннего осознания себя частью среды, в которой они живут, не дает им полной уверенности в своих планах.
       Это подтверждается и ответами на вопросы, касающиеся миграционных настроений респондентов. Как и предполагалось, более высокий уровень миграционных настроений наблюдается среди представителей корейской молодежи. Свое будущее с Узбекистаном твердо связывают лишь 32 % корейцев, в то время как среди узбеков - 64 %. Категорически не связывают свое будущее с Узбекистаном- 14 % корейцев и 2 % узбеков. Эти данные подтверждают показатели миграционных тенденций из официальной статистики. Так, в начале 90 - х годов выбытие корейского населения из Узбекистана колебалось по годам в пределах 2,0 - 2,3 тыс. человек в год, а в последние 5 лет - 3,4 - 3,9 тыс. человек, т.е. интенсивность выбытия возрастает7.
       Корейцы не удовлетворены, прежде всего, экономическим положением в стране. Можно сказать, что корейцы - это миграционно подвижная часть узбекистанского общества. Однако при всем при этом, многие корейцы надеются на улучшение ситуации. Таковых оказалось 40 %. Разочарованные в своих ожиданиях, а ныне пополнившие контингент миграционно активных составили 12 %. Для более глубокого изучения этих процессов необходимо проводить подобные опросы систематически, чтобы выявить тенденцию. Пока же можно утверждать то, что с 1989 года и к началу нашего века республику покинуло 35,6 тыс. корейцев.8 А, исходя из данных, полученных в исследовании, можно предвидеть рост миграционных настроений в ближайшее время. Вопрос о миграционных настроениях корейской молодежи во многом зависит от их внутренних установок, которые у корейцев довольно неустойчивы. Трудности национального самоопределения является причиной неуверенности в будущем, поэтому значительная часть корейцев настроена на перемену той среды, в которой она пребывает и где не может стать в полной мере ее частью. Наряду с экономическими, эта неявная проблема корейцев оказывает существенное влияние на обретение национальной идентичности в социальной среде. Это отражается и на отношении корейской молодежи к традициям своей национальности. По итогам исследования ответы по данному вопросу получились весьма неоднозначные. И узбеки (54 %) и корейцы (64 %) относятся к традициям своей национальности положительно. 24 % корейцев и 46 % узбеков выразили положительное отношение к традициям, при условии упрощения некоторых традиций. Но было выражено и другое отношение. Так, 8 % корейцев относится к традициям нейтрально и 4 % относится к ним отрицательно.
       При достаточно высокой общей положительной оценке национальных традиций, часть корейцев относиться к ним с неодобрением. Это явление вполне закономерно в контексте общей проблемы постепенной утраты корейской диаспорой своих культурных ценностей. Узбеки, проживая в своей родной этнокультурной среде, перенимают традиции, поэтому они считают их неотъемлемой частью своей жизни.
       Выделений различий менталитетов исследуемых групп дало возможность обнаружить следующие сходства корейских и узбекских студентов. Схожие результаты оказались по рациональному духовному складу (таблица 1). Незначительная средняя разница между группами (0,03) наглядно показывает, что и узбеки и корейцы, в целом, довольно целеустремленны и стараются действовать исходя из своих возможностей. Корейские студенты ориентированы больше на внешние факторы, такие, как везение, удача, поддержку окружающих, а у узбеков явно выраженная ориентация на внутренние факторы: собственные, духовные силы и возможности. При этом корейцы стремятся расширять кругозор своих знаний (36 %), так же, как узбекские студенты, сочетают свои усилия с упорством и трудолюбием. Корейцы более самонадеянны, в собственных ответах на открытые вопросы анкеты они указывали, что в любом случае смогут добиться желаемого. Узбеки более сдержанны и действуют более обдуманно и стремятся пополнять свой опыт и развивать самодисциплину. Средняя разница по ценностной характеристике в коэффициентном выражении составила всего 0.03. А по среднему уровню оценки показатели совпали - 0,3 (коэф.). Корейцы, как и узбеки, оценивают встречающиеся трудности довольно взвешенно. Значительная часть корейцев (41 %) обдумывает возможность возникновения препятствий, старается подготовиться к ним заранее. Особое внимание обращают, обработанные методом контент-анализа, варианты ответов респондентов на открытые вопросы, согласно которым корейцы оценивают трудные ситуации в своей жизни, как явление обыденное и необходимое.
       Схожие результаты получились и по вопросу, касающемуся отношения респондентов к смешанным бракам. В целом, корейцы относятся к таковым положительно - 52 %, среди узбеков таких - 32 %. 26 % корейцев ответили отрицательно, однако при условии присутствия в отношениях взаимной любви, мешать браку не стоит, узбеков так ответило 44 %. 8 %- корейцев и 10 % узбеков относятся к межнациональным бракам отрицательно по национальным причинам. Из этого можно предположить, что в будущем возможно количество смешанных браков в Узбекистане будет расти. Но этот вопрос требует отдельного исследования.
       Интересные ответы были получены на вопрос анкеты, касающийся национальной принадлежности, близкой по духу и культурному воспитанию корейским и узбекским студентам. Итоги довольно интересные. 80 % корейцев ответили, что им близка национальная принадлежность корейцев, тогда, как 70 % узбеков ответили так по поводу принадлежности к узбекской национальности; 18 % узбекам близка корейская нация, а 16 % корейцам - узбекская; кроме того 16 % корейцев и 8 % узбеков ответили, что им близка русская нация. Исходя из этого видно, что корейская и узбекская нации не ставят между собой барьеров, напротив, они все больше взаимодействуют и становятся действительными членами единой социально- культурной среды.
      
      
       0x08 graphic
    100
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
    90
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
    80
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
    70
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
    60
       0x08 graphic
    0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
    50
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
    40
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
    30
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
    20
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
    0x08 graphic
    10
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
    %
      
      
      
       0x08 graphic
      
      
      
       0x08 graphic
      
      
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
       Н С В Н С В Н С В Н С В
       Чувства Нормы Оценка Рефлексия
       0x08 graphic
    корейские студенты Н, С, В - Низкий, Средний и Высокий уровень показателей
       0x08 graphic
    узбекские студенты по характеристикам исследования.
       Диаграмма. Логический инвариант деятельности корейской и узбекской групп студентов.
      
       На основании анализа индексов чувственно-ценностно-рационального уровней был обнаружен логический инвариант менталитета групп студентов корейской и узбекской национальностей, отражающий деятельностные аспекты (диаграмма).
       Как видно из диаграммы, по многим параметрам менталитеты имеют сходства. Это объясняется единой социокультурной средой и тем, что между корейцами и узбеками не существует языкового барьера, многие узбеки знают или стремятся выучить русский язык, а корейцы начинают говорить по-узбекски. И та и другая нации сталкиваются с одинаковыми социальными, экономическими и политическими вопросами в стране, от чего консолидация этих национальных групп только усиливается.
       Однако вопрос о национальной идентификации стоит сегодня перед корейцами намного острее, чем у узбекской молодежи. Отдаленность от исторической родины - пожалуй, один из главных факторов утраты корейской диаспорой в Узбекистане значительной части своих культурных национальных ценностей, главным образом, языка.
       Как известно, корейцы оказались в республиках центрально - азиатского региона не по причине добровольной миграции, а были насильственно депортированы с Дальнего Востока в 1937 году. За прошедшие с тех пор десятилетия многое в их жизни подверглось значительным переменам, в том числе язык, обычаи и менталитет в целом. "Оказавшись в полиэтническом окружении, корейцы постепенно преодолевали рамки своего мононационального сознания, приобщаясь к инонациональным ценностям. Происходила трансформация корейского культурного фонда, усиливавшаяся высокой степенью ассимиляции; этнические корейцы адаптировались к традициям русской, европейской и центрально - азиатской культур. Эти факторы существенно повлияли на поведение, обычаи, мировоззрение и идеалы людей, депортированных с Дальнего Востока".9 Исследование сходств и различий в менталитете корейских и узбекских студентов выяснило, что по нормативной и чувственно - эмоциональной характеристикам корейцы отличаются от титульной нации. Корейцы обладают более спокойным характером и менее конфликтны. Но они чаще проявляют нерешительность по сравнению с узбекскими студентами, стараются опереться на поддержку других, чем на себя и свои возможности. Корейцы стремятся приобрести больше знаний, а узбеки доверяют опыту и навыкам. Однако корейцы легче относятся к затруднительным ситуациям и более оптимистичны в достижении желаемых результатов. Можно говорить о том, что корейцами в достижении целей движет некий стимул в себе или заинтересованность, нежели вынужденная или объективная необходимость. К вопросу о национальной самоидентификации, большинство корейцев положительно относится к своим национальным традициям. Это обнадеживающий сигнал к перспективе роста уровня национального самосознания корейцев в Узбекистане.
       Исследование показало также, что и количество смешанных браков по-видимому будет расти, а значит, возрастает вероятность более глубокого смешения корейской диаспоры с другими нациями, проживающими в республике. Отсюда возможно появление двух параллельных тенденций. С одной стороны - уровень национального самосознания корейцев будет возрастать, с другой - будет происходить дальнейшее взаимодействие, взаимообогащение корейской и других национальных культур Узбекистана.
       Что же мы можем получить в итоге? Автор данной работы придерживается мнения, что уже в обозримом будущем корейцы станут менее обособленной и отделяющейся частью узбекистанского общества, займут более прочное место во всех сферах жизнедеятельности республики, а вместе с тем, сохранив собственную культуру, создадут некую новую этнокультурную общность. В ней узбекистанская корейская культура соединит приобретенные русские культурные ценности, вбираемую сегодня часть узбекской ментальности и свою, во многом осовремененную, национальную культуру. Но есть вопрос, которому следует уделить особое внимание - это рост миграционных настроений среди корейской молодежи. Исходя из полученных данных исследования, необходимо разработать ряд мер по предотвращению стихийного потока миграции из Узбекистана корейцев в будущем. Эти меры должны предусматривать решение острых проблем в социально-экономической сфере, улучшение культурного и духовного климата в государстве. Наряду с уже принятыми законами о развитии национальных диаспор, необходимо усилить работу и неправительственных некоммерческих организаций, национальных культурных центров.
       Однако следует констатировать тот факт, что на сегодняшний день работа Ассоциации корейских культурных центров (АККЦ) практически не эффективна и не заметна для подавляющей части корейской диаспоры Узбекистана. А работа с корейской молодежью вообще не организована и этому вопросу не уделяется должного внимания. Формально не так давно при Ассоциации было образовано молодежная секция, но она не проводит никакую работу. Если корейской молодежью не занимаются организации, специально уполномоченные, то, что можно сказать о других благотворительных, международных и др. организациях. Несомненно, Ассоциация способна внести существенный вклад в решение проблем, стоящих сегодня перед корейской молодежью, в том числе, и проблемы национальной идентификации. Эта проблема стоит остро, и к ней будут обращаться не раз. Утрата культурных ценностей и процессы мировой глобализации приводят к стандартизации отношений, поэтому важно не только сохранить, но и развить культурное богатство корейской диаспоры в направлении обретения национальной идентичности для того, чтобы, став важной составляющей общества Узбекистана, корейцы могли раскрыть свой культурный и духовный потенциал во имя процветания республики.
       Процесс индустриализации вносит свои коррективы в этнокультурные процессы, однако не стоит забывать, что без сохранения и преумножения культурных ценностей невозможен и шаг в будущее. На примере многих стран мы видим, как использование культурного богатства помогает добиваться успехов в экономике, политике и международных отношениях. Опираясь на достижения прошлых поколений возможно построение процветающего будущего.
       Узбекистан - это многонациональная республика, а значит, вбирает в себя культурные ценности многих народов и народностей. Из этого многообразия складывается прочная основа для построения гражданского общества. Толерантность и взаимоуважение стали главной чертой национальных отношений в Узбекистане. Многосторонний учет культурных интересов каждой нации, проживающей в стране - необходимый фактор демократических преобразований, наметившихся в условиях переходного общества. Корейская диаспора реализовала далеко не все свои возможности. При условии сохранения мира и порядка, добрососедства и миролюбия, каждая нация способна внести свой значительный вклад в дело построения демократического, благополучного и богатого государства.
      
      
      
       ЛИТЕРАТУРА:
      
       1. Этно-конфессиональный атлас Узбекистана. - Т.: Госкомдемгеодезкадастр, 2005.
       2. Ганиева М.Х. Этносоциология. - Ташкент.2005, - С.73
       3. Садохин А.П. Этнология. - М., 2001, - С.131
       4. Терра Лексикон. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. С. Новикова. - М.: Терра, 1998. - С.349
       5. Убайдуллаева Р.Т. Метод самодиалога в исследовании менталитета студентов // Социология: 4М, 2006. N 22.
       6. Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории.Л., 1964. С.68.
       7. Максакова Л. Миграция корейского населения Центральной Азии. // Многонациональные страны и национальная идентификация. Бишкек. 2005. - С.12.
       8. Population migration in Uzbekistan. - Tashkent, 2001, - P.101
       9. Назарьян Р., Югай А. Перемена вероучения корейцами Узбекистана, как один из факторов создания международного корейского сообщества. // Многонациональные страны и национальная идентификация. Бишкек. 2005. - С.106.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       9
      
      
       9
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тен М. (kazgugnk@yahoo.com)
  • Обновлено: 03/05/2011. 34k. Статистика.
  • Статья: Узбекистан
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка