неизвестный автор: другие произведения.

Казахская диаспора

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 11/01/2012.
  • © Copyright неизвестный автор (kazgugnk@yahoo.com)
  • Обновлено: 11/04/2011. 50k. Статистика.
  • Обзор: Казахстан
  • Оценка: 6.78*6  Ваша оценка:


         The Kazakh Diasporas Abroad
      
      

    Россия

    По ориентировочным данным, в настоящее время в РФ проживает 1 млн, 310 тыс. этнических казахов, из них около 70% - в сельской местности. Большинство наших соотечественников компактно проживает в 12 субъектах Российской Федерации, сопредельных с Казахстаном. Это - Алтайский край и Республика Алтай, Астраханская, Оренбургская, Самарская, Курганская, Челябинская, Омская, Саратовская, Волгоградская, Новосибирская и Тюменская области. Определенное количество казахов живет в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Калмыкии, а также в других областях России.
    На начало 1999 года о численности проживающих казахов в регионах Российской Федерации существуют такие цифры:
    Астраханская область - 135 тыс.
    Оренбургская область - 115 тыс.
    Волгоградская область - 46 тыс.
    Челябинская область - 34 тыс.
    Алтайский край - 24 тыс.
    Курганская область - 19 тыс.
    Тюменская область - 18 тыс.
    Самара - 16 тыс.
    Новосибирская область - 14 тыс.
    Москва - 10 тыс.
    Санкт-Петербург - 8 тыс.
    Ханты-мансийский округ - 4 тыс.
    Томская область - 2 тыс.
    Сахалинская - 1 тыс.

    Республика Алтай

    По данным на 1989 год, население Кош-Агачского района Горно-Алтайской автономной области составляло тыс. человек: 39.6 проц. приходилось на долю теленгитов и алтайцев, 54,4 проц. (около 9 тыс. человек) - на долю казахов. В 1991 году в районе на считывалось 8200 казахов и 7013 теленгитов (алтайцев); в 1993 году - соответственно, 6377 и 7264 человек. В последние годы миграция пошла на убыль, наметился обратный процесс. В 1995 году население района составило 15 748 человек, из них 7999 казахов, 7555 теленгитов (алтайцев).
    На современном этапе развития для казахской диаспоры в целом характерны два процесса: сохранение этнической идентичности и репатриация в Казахстан.
    В качестве показателя уровня этнического самосознания можно выделить осознание большей частью казахов своей родоплеменной принадлежности, пли принадлежности к семейно-родственным группам, знание своей исторической традиции. Алтайские казахи демонстрируют хорошее знание родословной своей семьи. Так, например, казахи Кош-Агачского района отмечают свою информированность по данному вопросу, сохраняя память о разделении казахского этноса по жузам. Основная масса казахов Кош-Агачского района относит себя к среднему жузу - 48 проц., 2 проц. - к старшему и 1 проц., - к младшему, остальные затрудняются с ответом о своей родоплеменной принадлежности.
    Казахи Алтая сохраняют свои традиции и на уровне бытовой, материальной культуры. Современный быт населения Кош-Агачского района отличается хорошей сохранностью традиционных особенностей. Более всего национальная утварь употребляется именно в семейном быту - более 70 проц. казахов утверждают, что используют национальную утварь, примерно такое же количество опрошенных носят национальную одежду. Также распространены национальные формы жилья - юрты.
    Среди казахского населения Алтая преобладает нуклеарная семья. Число семей, в составе которых проживают два поколения родственников, примерно одинаково распространено у алтайцев и казахов Кош-Агачского района. Тип семьи, состоящей из трех поколений, встречается среди казахского этноса значительно реже. Встречаются и четырехпоколенные семьи, однако число их невелико среди казахского населения - всего один процент.
    Содержание семейных ролей стало яснее строгим, чем раньше. Традиционные представления о поведении людей в семье трансформируются в сторону новых норм и ценностей. Обычно в современной семье уже не наблюдается четкого разделения "мужской" и "женской" сфер деятельности. Но все же в жизни семей казахов Кош-Агачского района до их пор проявляются традиционные черты, например, сохранение представлений семейном главенстве мужчины.
    Сохранению этнической идентичности способствует также низкий уровень метисации населения. Среди казахов Алтая межэтнические браки не распространены. Большинство браков в Кош-Агачском районе совершается между лицами одной национальности. В этнически однородном браке состоят 76 проц. казахов.
    В Усть-Канском районе, где численность казахов составляет лишь около 9 проц. населения, доминирует тенденция к расширению числа межнациональных браков: около 40 проц. казахов состоят в браке с лицами иной национальности (23 проц. - с русскими и 17 проц. - с алтайцами).
    Еще одной характерной особенностью алтайских казахов является религиозный фактор. В современных условиях, когда алтайцы обрели статус "титульного" этноса, а казахи, сохраняющие лидирующие позиции в социальной инфраструктуре, оказались в роли этнического меньшинства, религиозный фактор, став формой самоопределения, приобрел особую значимость. Активная "исламизация" района в последние годы, связанная с установлением контактов с исламским миром (с мусульманами Казахстана, Монголии, Китая, Турции) актуализирует не только религиозное, но и этническое сознание и способствует консолидации казахов Республики Алтай. Этно-локальные группы Кош-Агачского района бережно сохраняют религиозные представления своих предков. Большинство населения района считает себя верующими.
    В рамках алтайской государственности казахи, как и все народы Республики Алтай, получили подтверждение культурного и языкового суверенитета. Законодательные акты республики провозгласили государственными алтайский и русский языки, оговорив, что казахский может использоваться на официальном уровне в местах компактного проживания его носителей. Свыше 90 проц. казахов считают родным язык своего этноса, и демонстрируют хорошее знание казахского языка, общаясь, как правило, на нем и в семейном кругу. Нужно заметить, что в условиях взаимодействия с другими этническими группами, алтайские казахи усвоили и часто свободно владеют не только русским языком, но и алтайским.
    Полилингвизм, реально существующий в Кош-Агачском районе, обусловлен как административно-политическими факторами, так и потребностями повседневной жизни, и особенностями образовательной системы. Долгие десятилетия основным языком обучения на Алтае оставался русский. С началом эксперимента по развитию национального образования в большинстве школ района (среди них три начальные, десять средних, одна неполная средняя) с 1 -го по 4-й класс было введено преподавание на родном языке (на языке этнического большинства поселка), с 5-го по 11-й - на русском, с сохранением курса родного языка.
    Администрация района способствует сохранению и развитию национальных культур. При ее содействии в Кош-Агаче был создан Центр казахской культуры. Предпринимаются и другие меры для сохранения самобытности культуры алтайских казахов. Так, в 2001 году в поселке Жанааул Кош-Агашского района был проведен курултай казахов России. Свои обращения курултаю направили Президент Казахстана Н. Назарбаев и Президент России В. Путин. На курултае среди прочих вопросов обсуждались планы развития местного телевидения, печати и радио на казахском языке.
    Как и большинство сельских жителей на постсоветском пространстве, сообщество алтайских казахов испытывает некоторые сложности в адаптации к современным социально-экономическим процессам. Развал колхозно-кооперативных структур, нерентабельность основной отрасли - животноводства, резкое падение жизненного уровня определяют кризисный характер социально-экономической ситуации в Кош-Агачском районе. В подобных условиях советское время вспоминают как весьма благополучную эпоху, когда, хотя и не было большого материального достатка, но были гарантированы минимальные социальные права, предпринимались меры по развитию экономики края.
    Стрессовые обстоятельства жизни привели к снижению рождаемости, обострилась криминогенная обстановка, возросло общее число преступлений. Денежные доходы населения района находятся на крайне низком уровне. Ситуация здесь даже несколько хуже, чем во многих других районах Республики Алтай. Наиболее низкой является зарплата в сельском хозяйстве. В 2000 году она составляла всего 164 рубля, или 17 проц. от среднего уровня зарплаты по району. Безработными являются более 30 проц. казахского населения района.
    Обнаруживается существенная зависимость места занятости от национальности работающего. Доля занятых в частных организациях среди казахов превышает аналогичный показатель среди алтайцев почти в пять раз. Это весьма рельефно подчеркивают различия в степени адаптации к современным экономическим и социальным условиям в различных национальных общинах. Среднедушевые доходы казахов несколько выше, чем у алтайцев, и составляют, соответственно, 576 рублей против 487 рублей на члена семьи в месяц.
    Практически все казахские семьи 95 процентов, имеют собственные домашние хозяйства, которым и принадлежит ведущая роль в производстве мяса и молока.

    Республика Узбекистан

    Официальные данные Центра статистики РУ очень занижают количество казахов до 1 млн. человек. Однако можно с определенной долей уверенности сказать, что число казахов составляет примерно 1 млн. 660 тыс. человек, что составляет почти треть всей казахской диаспоры за рубежом. Местами их наиболее компактного проживания в Узбекистане являются Каракалпакстан, город Ташкент, Ташкентская, Навоийская, Джизакская, Сырдарьинская и Бухарская области.
    Министерством иностранных дел РК узбекской стороне было предложено заключить Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства. Однако МИД Узбекистана, ссылаясь на действующее внутреннее законодательство, отказалось рассматривать это предложение, предлагая перенести его на более поздние сроки. После внесения необходимых поправок в Закон "О гражданстве РК" этот вопрос снят. По нашим прогнозам, количество семей, желающих вернуться на историческую родину, в ближайшие годы может резко возрасти, а выезд приобрести массовый характер.
    В связи с нехваткой в школах учебных пособий на казахском языке в 2002 г. Посольством совместно с Министерством образования и науки РК была организована передача Министерству народного образования РУ учебников на сумму 5 млн. тенге. Это составляет только часть потребностей в учебном материале. Министерство образования Узбекистана организовало у себя выпуск учебников для казахских школ, однако из-за нехватки учебников и перехода узбекских школ на латинский алфавит идет сокращение казахских школ.
    У казахов живущих в соседнем Узбекистане проблем не мало, это связано с получением образования на родном языке, ограничение подписки на периодические издания на родном языке, и проблемы в сфере культуры, литературы, искусства, социально-экономические проблемы. В районах и городах Узбекистана постепенно сходят с экрана передачи телевидения Казахстана. В образовательной системе тоже есть свои трудности, не хватка учебников на казахском, с каждым годом сокращается численность школ с обучением на казахском языке, дополнительные трудности в получении образования создает и то, что в 1996 году общеобразовательные учреждения Узбекистана перешли на латинскую графику. Около 60% диаспоры - жители сельской местности. Они выращивают хлопок и рис, успешно занимаются животноводством, в том числе разведением каракулевых пород овец. Горожане, в основном, работают в образовании, здравоохранении, бытовом обслуживании и в других отраслях нематериальной сферы.
    По данным посольства Казахстана в Узбекистане, среди казахского населения республики, главным образом, молодежи и женщин, сохраняется очень высокая безработица, в первую очередь среди людей со средним образованием, ее уровень 50 - 60 %. Особенно остро эта проблема стоит на территориях, обозначенных как зоны экологического бедствия. Например, в Каракалпакстане более 70% трудоспособного населения диаспоры - безработные. Реальные доходы - самые низкие в СНГ. Плохо организовано бытовое обслуживание населения, много проблем в сфере медицины, не все сельские населенные пункты обеспечены питьевой водой и природным газом. Самые плохие условия жизни в Каракалпакстане, что напрямую связанно с экологией региона. Наилучшие показатели в Ташкенте и Ташкентской области: там своевременно выплачивают заработную плату, население обеспеченно газом, светом, качественной водой.
    Весьма низко по сравнению с титульной нацией представительство этнических казахов в государственных органах власти. Даже в очень густо населенных казахами регионах республики - Каракалпакстане, Ташкентской, Навоийской областях число руководителей - представителей диаспоры в последние годы заметно сократилась. Их освобождают с руководящих постов, высокооплачиваемых или престижных должностей. Казахская диаспора воспринимает происходящее как ущемление своих социальных, политических прав, а такие действия властей могут привести к социальной напряженности в республике, особенно в местах компактного проживания казахов. Косвенным подтверждением этого служит увеличение числа межэтнических конфликтов на бытовом уровне.
    Снижение социального статуса диаспоры, ухудшение ее материального положения, отсутствие гарантированных прав во многих сферах жизнедеятельности - процесс весьма болезненный, однако его нельзя рассматривать как дискриминацию только казахского населения республики. Процесс этот объективный, обусловлен переходным периодом и затрагивает практически всех жителей страны, без учета национальности. Несмотря на снижение социального статуса, можно надеяться, что повышенные адаптационные возможности казахского этноса помогут ему и в новых условиях найти свои ниши в обществе.

    Кыргызская Республика

       Согласно последней переписи населения (апрель 1999 г.) численность этнических казахов здесь составила 42 657 человек. Фактически казахское население на начало 2004 г. составляет около 65 тысяч. Местами наиболее компактного проживания являются Чуйская обл. (17 510 чел.), г. Бишкек (12 064 чел.), Иссык-Кульская (6979 чел.), Таласская (3604 чел.), Джалал-Абадская (ИЗО чел.), Ошская (1200 чел.), Нарынская (394 чел.) и Баткентская (376 чел.) области. Образовательный уровень: высшее образование имеют- 4234 чел., незаконченное высшее -678, средне-специальное - 4346, среднее - 13 366, у остальных - начальное образование. Среди казахов было 47 кандидатов, 8 докторов наук.
    В целом социально-экономическое положение наших соотечественников в Кыргызстане оставляет желать лучшего. Часть казахов родилась от смешанных браков, что вызывает угрозу ассимиляции. Согласно данным национальной переписи населения в 1999 г. из 42 657 казахов 7546 показали родным языком кыргызский, 2449 - русский, 95 - узбекский. Одной из причин является то, что в районах, где компактно проживает казахская диаспора, почти нет казахских средних школ и детских учреждений, не транслируются теле- и радиопрограммы на родном языке.

    Туркменистан

      
       По данным переписи населения 1995 г., в Туркменистане проживает 86 987 казахов (4% от общего количества населения страны). Они компактно расселены в Дашогузском (33 000 человек). Балканском (22 000 человек), а также в Марыйском и Лебапском велайятах (областях) и в основном заняты в животноводстве, пищевой и нефтеперерабатывающей областях и социальной сфере. По данным нашего посольства, на 2003 г. здесь проживали более 110 тыс. казахов.
    Посольство РК вручило 16 тыс. учебников и учебных пособий директорам казахских школ Туркменистана. В связи с тем, что вопрос смены гражданства казахами-переселенцами в последнее время приобрел особую остроту, а также в связи с длительностью и дороговизной данной процедуры.
    Министерство иностранных дел РК направило туркменской стороне проект двустороннего Соглашения об упрощенном приобретении и прекращении гражданства. Однако в связи с обособлением Туркмении от остальных республик Центральной Азии и введением визового режима между нашими странами эта проблема до сих пор не нашла своего положительного решения. Из-за этого страдают наши соотечественники, они ограничены в гуманитарных связях с Казахстаном.

    Монголия

      
       По данным Национального статистического управления Монголии, общая численность этнических казахов составляет 102 983 человек, что приравнивается к 5% всего населения страны (второе место после монголов). Из них в Баян-Ульгийском аймаке проживают 83 776 человек, в Хобдинском аймаке -- 12 215, в Улан-Баторе и его окрестностях - 7504, а в промышленных районах Эрдэнэт, Дархан, Бэрх и Шарыгол - 4245 человек. По уточненным данным Посольства РК, в Монголии проживает более 126 тыс. казахов. По сведениям М. Татимова в Монголии проживают 157 тыс. казахов, значительно ниже показатель ВАК - 90 тыс. человек. Разноголосица в данных требует специального изучения данного вопроса.
    Более 90% казахов компактно проживают в западной части Монголии, в аймаке Баян-Ульгий, который удален от столицы на 1600 километров. Относительно активное развитие скотоводства в Баян-Ульгие и интенсивная приграничная торговля (Алтайская республика РФ и СУАР КНР) способствовали улучшению социально-экономического положения соотечественников по сравнению с другими районами Монголии.
    Переселение казахов в республику началось с сентября 1991 г. в соответствии с Соглашением между Казахстаном и Монголией о взаимном сотрудничестве в области рынка труда и занятости населения. Всего прибыло более 83 тыс. человек. В дальнейшем в связи с отказом приема в гражданство РК более 12 тыс. казахов выехали обратно в Монголию. У нас нашли новую родину 70 278 казахов.

    Казахская диаспора в Китае

      
       В настоящее время, по различным источникам, в Китае казахская диаспора насчитывает от 1 296 000 до 1 500 000 человек. Сведения о количестве казахов, проживающих в Китае, сильно разнятся между собой. Сложно оценить количество казахов, проживающих на территории современного Китая традиционно имеющих в семьях от 3 до 5 детей, из-за демографической политики проводимой китайским правительством, ограничивающей количество детей в семьях. В связи с этим существует достаточно большая часть незарегистрированного населения. Также сложность возникают с тем, что не существует достоверных статистических данных количества общего населения проживающего в Китае, не говоря уже о точных данных казахов, находящихся в этой стране.
    По китайским источникам казахская ирредента (диаспора) в Китае является одним из 10 крупных этносов в числе других, численность которых превышает 1 млн.человек. Всего в Китае проживает 56 национальностей. Казахская диаспора является самой многочисленной. Динамика роста численности казахов в Китае достаточно высока:
    1949 г. - более 443 тыс.
    1979 г. - около 848 тыс.
    1982 г. - 907 тыс.
    1985 г. - 964 тыс.
    1990 г. - 1 млн. 200 тыс.
    2005 г. - от 1 млн. 296 тыс. до 1 млн. 500 тыс.
    Казахи в основной массе проживают в Или-Казахской автономной области (Алтайском, Илийском, Тарбагатайском округах), в Мори-Казахском, Баркуль-Казахском уездах СУАР КНР, Аксай-Казахском автономном уезде провинции Ганьсу, а также в небольшом количестве в Пекине.
    К моменту образования КНР в ее пределах проживало более 420 тыс. казахов, из которых около 418 тыс. в Синьцзяне, составляя 9% от населения; и более трех тысяч в граничащих с ним районах провинций Ганьсу и Цинхай. В Синьцзяне казахи кочевали главным образом в районах Алтайского, Илийского и Тарбагатайского (Чугучакского) округов, на долю которых приходилось 3/5 всех казахских кочевий. Более мелкие группы имели кочевия в пределах нынешних Мурэ-Казахского автономного уезда и уезда Цинхай (Санджи-Хуэйская автономная область) и Барколь-Казахского автономного уезда (Хамийский округ). Как правило, кочевья казахов строились по родовому признаку.
    В результате политики национальной территориальной автономии, проводимой Китайской народной республикой в 1954 году была образована Илийская автономная область.
    По сведениям казахстанских исследователей современная казахская диаспора в Китае имеет ряд особенностей. Во-первых, более 80% проживающих на территории КНР казахов родились уже после образования КНР, причем более 70% - после 1962 г. и около 50% - после "культурной революции". Это, с одной стороны, свидетельство нашего вывода об определенном "послаблении" неханьским народам при осуществлении курса "регулирования рождаемости", а с другой - показатель того, что большая часть казахского населения рассматривает КНР своей родиной. Наконец, для большинства представителей казахской диаспоры знакомы на собственном опыте эксперименты периода "культурной революции" и им присущи все те психологические особенности, которые характерны для "поколения культурной революции" в целом. Во-вторых, несмотря на значительный прогресс, достигнутый в деле повышения культурного и общеобразовательного уровня казахской этнической группы в КНР, он остается низким. По данным переписи, в 1982 г. среди лиц казахской национальности старше шести лет (725.130 человек) выпускников различных высших учебных заведений насчитывалось только 2.547; студентов - 1,483; выпускников средней школы первой ступени - 41.599; средней школы второй ступени - 124.781; начальной школы - 351.272; безграмотных и полуграмотных - 203.448 человек или 28,66% общего числа казахского населения автономного района, в том числе среди лиц от шести до одиннадцати лет - 81.325 человек. Существенно и то, что уровень безграмотности среди женщин, составляющих 50% лиц казахской национальности, в 1,5 раза выше, чем у мужчин.
    Данное обстоятельство предопределило и соответствующие сферы занятости казахского населения КНР. Из 294 923 казахов, занятых в народном хозяйстве страны, в земледелии, скотоводстве, рыбоводстве и лесном хозяйстве сосредоточено 243 557 человек, или 82,58% экономически активного казахского населения; на рудниках, предприятиях деревообрабатывающей промышленности - 3,659; на заводах и фабриках - 3 781; в строительстве - 2 016: на транспорте и в связи - 2 224: торговле и на предприятиях общественного питания - 9 152; здравоохранении и социальном обеспечении - 16 045; государственных и партийных органах, аппарате массовых организаций - 9 460.
    По профессиональной принадлежности казахи КНР начала 80-х годов распределялись следующим образом: технический персонал различных предприятий - 32.889, ответственные работники государственных органов, предприятий, партийных и общественных организаций - 5.821, делопроизводители и соответствующие этой категории работники - 5.809, торговые работники- 3.816, работники сферы обслуживания - 4.812, земледельцы, скотоводы, лесоводы -219.752, производственные рабочие, рабочие транспорта и соответствующие этим категориям работники - 21.295 или 7,43% казахского населения, занятого в народном хозяйстве КНР.
    Такова структура проживающих в настоящее время на территории КНР казахов и их положение в структуре других 56 национальностей КНР на середину 1982 г. За прошедшие годы реформ эта структура не претерпела сколь-нибудь значительных изменений; конечно прогресс налицо - повысился культурный и общеобразовательный уровень казахского населения КНР, готовятся национальные кадровые работники: технические специалисты, укрепляется экономика кочевий и набирает силу процесс перевода казахов на оседлый образ жизни, получает дальнейшее развитие школьное образование на родном языке и т.д., но, тем не менее ни социальная, ни профессиональная, ни политическая структура казахов не приобретает значимых качественных изменений, существо которых и позволяет ответить на вопрос: какое направление развития ожидает казахскую общину КНР и возможно ли будет учесть уроки прошлого.
    История казахской диаспоры в Китае имеет свою специфику. В последнее время возрос интерес к памятникам Китая как к историческим источникам о прошлом казахов. В этой связи началась работа по изучению исторического наследия казахов в Китае, где сосредоточено много литературных памятников устного народного творчества казахов. Именно казахская диаспора в Китае имеет больше представителей культуры и искусства. С их участием начаты работы по изданию книг, сбору исторических материалов и т.п. В данном направлении активная работа ведется с участием Всемирной ассоциации казахов. Например, организована подготовка к изданию книги "Шынжандагы казак сазгерлери" ("Казахские композиторы Синцзяня"). Ее автор - искусствовед Кулжада Мухамед, отец Майры Мухамедкызы. Был организован вечер, посвященные 200-летию со дня Бейсенби, который жил в Китае и был замечательным мастером создания кюев. По этому случаю выпущен специальный компакт-диск. Также Т.Жолдыулы был известен как акын-импровизатор. По случаю 100-летия со дня его рождения подготовлена магнитная лента с записями его песен в исполнении молодых исполнителей. В Китае очень развито танцевальное искусство. И в этой связи следует упомянуть имя известного балетмейстера Нагимы Таиркызы, дочери выдающегося кюйши Таира, также жившего в Китае. Она воспитала немало талантливых танцоров. Н.Таиркызы нередко приезжает в Алматы, где проводит занятия в областной филармонии. Планируется провести вечер танцевального искусства балетмейстера.
    В результате активного внешнеполитического курса Президента РК Н. А. Назарбаева и МИД РК в позиции китайской стороны наметилось определенное понимание нашей политики. Следует отметить участие официальной делегации КНР во втором Всемирном курултае казахов в Туркестане в 2002 году. Посольство дает соотечественникам объективную информацию об экономической, политической и культурной жизни Казахстана, разъясняет интересующие их нормативные акты, регулирующие миграционные, демографические процессы.
    За последние годы в Китае сокращается сфера применения казахского языка в местных органах власти и закрываются национальные школы. Наших соотечественников также беспокоит политика Пекина по ограничению рождаемости детей, что приведет к замораживанию численности казахского населения.

    Или-Казахская автономная область
    На всем протяжении казахстанско-китайской границы расположилась и граничит с нами Или-Казахская автономная область (ИКАО) со своим правительством, местными органами управления, казахскими школами и газетами, радио и телевидением на казахском языке.
    Первые административные должности в автономиях, по конституции КНР, обязательно должны занимать представители титульного этноса, в ИКАО это казахи (на должности первых секретарей парткомов, начиная с районного и городского звена, это положение не распространяется).
    Наибольший удельный вес казахов наблюдается в сфере образования, культуры, искусства, финансов, страхования, здравоохранения, спорта и социального обслуживания, а также на партийно-государственной службе и в правоохранительных органах. Наименьший - в наукоемких отраслях и на промышленных предприятиях, особенно крупных.
    Столица ИКАО - Кульджа (в китайской транскрипции - Инин) одновременно является и центром Илийского аймака (округа), помимо которого в область входят еще два аймака: Тарбагатайский с центром в городе Чугучак и Алтайский с центром в городе Алтай. Каждый аймак разделен на сельские районы (ауданы) и по статусу примерно равен статусу области в бывших союзных республиках. В Илийском аймаке 9 районов, в Тарбагатайском - 6, в Алтайском - 8.
    В административно-территориальной табели о рангах ИКАО занимает более высокую ступень, нежели округа Синьцзяна: ее аймак по статусу равен округу. Поэтому областная власть является как бы дополнительной надстройкой, и власти местной порой легче решить вопросы напрямую в Урумчи. В Урумчи этому не препятствуют, особенно после того, как в 1982 году ИКАО решила выйти из-под юрисдикции СУАР, обратившись в Пекин с просьбой прямого подчинения правительству КНР.
    Во главе ИКАО стоит председатель правительства области, которого по-казахски называют "облыс бастыгы" - глава области, или "облыс ?кімет бастыгы" - глава правительства области, а не "?кімет тора?асы" - председатель правительства, поскольку считается, что председатель в Китае один - это Председатель КНР.
    Аймаком (округом) руководит губернатор, которого здесь именуют не акимом, а "уали", мэров городов называют "калабастыгы" - градоначальник, зато руководителей районов все чаще называют акимами - "аудан ?кімі". Правда, до 1990-х годов более в ходу был термин "аудан бастыгы". Акима волости часто просто называют "ауылбас".
    На территории СУАР казахи по численности занимают третье место после ханьцев и уйгур, составляя 7,4 проц. общего числа его населения. За 54 года, со времени провозглашения КНР, численность казахской общины в Поднебесной выросла более чем в три раза. Помимо ИКАО, есть и другие автономные образования, где казахи являются титульным этносом: Мурэ-Казахский автономный уезд в Санчжи-Дунганской области, Барколь-Казахский автономный уезд в Хамийском округе и Аксай-Казахский автономный уезд в провинции Ганьсу. В провинции Цинхай есть Хайси-Тибет-Монгол-Казахская автономная область, которую чаще именуют просто Хайси-Мои голо-Тибетской. Есть также с десяток автономных казахских волостей.
    Откуда появились в Китае казахи? Довольно распространено ошибочное мнение, что все они - переселенцы и перебрались в Китай после революции. И если в Ганьсу и Цинхай и даже за Урумчи казахи действительно переселились в более позднее время, то казахи ИКАО - в большинстве своем аборигены этой территории. Казахи успешно отстаивали эти земли в ходе двухвековой борьбы с джунгарами.
    Проживая в другой стране, казахи здесь развивались в других исторических рамках, в совершенно иных социально-экономических и политических условиях и, естественно, в Китае находились под китайским культурным влиянием.
    Растет культурный и общеобразовательный уровень казахов в КНР. Многие из жителей ИКАО закончили или учатся в вузах Пекина, Шанхая и других крупных городов Китая, есть учившиеся и проходящие обучение за рубежом, в том числе и в Казахстане.
    Что же ждет казахскую автономию в будущем? Сохранится ли национальная политика, проводимая сегодня китайскими властями и КПК? Уже сегодня со стороны ханьского населения задаются вопросы о правомерности сохранения льгот, которыми пользуются представители национальных меньшинств. Как к этим настроениям отнесутся в новом руководстве? Хотя всегда хочется надеяться на лучшее.
    А пока на всем протяжении казахстанско-китайской границы с нами граничит Или-Казахская автономная область, по сути второе в мире, хоть и автономное, административно-территориальное образование казахов, где казахи являются титульным этносом и официально стоят у ее руководства.
      

    Казахская диаспора в Турции

      
       Казахская диаспора в Турции в основной своей массе состоит из лиц, переселившихся в 50-е гг. прошлого века из Алтайского округа Синьцзян-Уйгурского автономного района ("алтайские казахи"), а также из Афганистана и Ирана ("афганские казахи"), переселившихся в 80-е гг. ХХ века в качестве беженцев. В Стамбульском консульском округе проживают алтайские (3450 семей) и афганские (740 семей) казахи.
    Данные о численности проживающих в Турции казахов различные, причем с большой количественной разницей. Называется цифра от 19 000 до 25 000 человек. К примеру, по сведениям Сайлау Батырша-улы, на 2003 г. численность представителей диаспоры в Турецкой Республике составляла около 19 тыс. человек. По данным на 2005 год обозначена цифра от 25 000 до 30 000 человек.
    Основная часть (порядка 2750 семей) казахов сосредоточена у Мраморного моря, в районе "Зейтинбурну" Стамбула, 120 семей - у Эгейского моря (провинция Измир), около 80 семей - в провинции Нигде, 60 семей - в Анкаре и других провинциях. Также в Турцию переселились казахи из Афганистана и Ирана. 11-12 октября 2000 г. для их возвращения на историческую родину были организованы 3 чартерных рейса на ТУ-154.
    Вопросами предоставления социальной и экономической помощи членам диаспоры занимается "Общество казахов Турции", статус которого равен национально-культурному центру. В Турции функционируют другие общественные организации: "Общество поддержки социального и культурного развития турецких казахов", "Фонд Коркыт Ата", "Общество Восточного Туркестана" и "Фонд Ахмета Иассауи".
    Турецкие казахи являются наиболее адаптированной диаспорой к условиям страны проживания. Турция наиболее близкая по культурным, религиозным, языковым условиям страна. Связь с Турцией до сих пор сильна в казахской диаспоре, проживающей в Европе. Собственно европейская диаспора - это мигранты с территории Турции. Это отражается в быту, в общении друг с другом, представители казахской диаспоры дают своим детям в основном турецкие имена, традиции и праздники проводятся по турецким обычаям. Это закономерно, так как близость тюркских народов издревле была тесной и долгое проживание в Турции, несомненно, повлияла на культуру казахов.
    Среди европейских казахов родственные связи сильнее с Турцией, чем с Казахстаном. Большинство их родственников проживают в Турции, в Китае, в Алтае.
    Казахи, проживающие в Турции, расселены компактно. В 1972 году они обратились с просьбой к турецкому правительству, и им в этом же году предоставили земли для выкупа и застройки в Стамбуле. Наши соотечественники назвали этот район "Казахкент", сейчас он называется "Гюнешли", в переводе с турецкого это "Солнечный". В Стамбуле казахи живут и в других районах (например, Зейтинбурну, Кучук Чекмеджи, Сафра-кой, Орнектепе), но они все же стараются держаться вместе.
    В целях объединения казахов Турции был создан Фонд турецких казахов при содействии муниципалитета г.Стамбула. Было выделено помещение, в котором есть предметы казахского быта, юрта, литература о Казахстане.
    Силами Фонда издается журнал "Арман". Сложность возникает с подбором материала, нужны авторы и, прежде всего казахстанские, которые могли бы в полной мере освещать жизнь в стране.
    У казахской диаспоры хорошие отношения с муниципалитетом района и города. Руководитель фонда отмечает, что местная власть ценит законопослушность, уважение к старшим, трудолюбие, которым отличаются казахи. В своей среде казахи практикуют институт биев (в несколько трансформированном виде). Местные власти выходили с предложением внедрить данную систему управления на районном уровне. Среди казахов нет случаев задержания в полиции, в совершении преступлений, хулиганства и т.п. Казахи имеют устойчивое экономическое положение, умеют работать и владеют профессиями.
    Молодежь говорит на турецком языке, обучается в учебных заведениях на турецком языке. Изучение казахского языка организовано Фондом собственными силами. В 2005 году в Стамбульский университет приехал преподаватель казахского языка и организовал обучение языка среди студенческой молодежи. Существует острая нехватка учебно-методической литературы. Сложности обостряются в связи с разной графикой алфавита. Учебники, которые поступают из Казахстана, написаны на кириллице. Нет специалистов, которые бы владели этой графикой для обучения языку. Это обстоятельство делает бессмысленным поступление учебников из Казахстана на кириллице.
    Казахская диаспора очень тесно сотрудничает с казахстанским посольством в Стамбуле. При их поддержке организованы праздник Наурыз, концерты мастеров искусств Казахстана.
    Казахи в Турции занимаются в основном кожевенным делом, развивают самостоятельный бизнес. В условиях работы, налогообложения, конкуренции не испытывают трудностей. По их словам казахов ценят за их порядочность и ответственность как хороших клиентов и партнеров.
    Есть предприятия, которые работают на Казахстан, открыты 13 магазинов в Алматы, около 30 в Шымкенте. Однако их недостаточно, необходимо увеличивать их количество. Казахи, проживающие в Турции, озабочены потерей казахского языка, недостатком информации из Казахстана, сложными условиями репатриации в Казахстан.
    Не удовлетворены отсутствием в эфирах казахоязычных передач. Нет информационной среды, которая бы поддерживала и развивала знание казахского языка. Старшее поколение очень волнует будущее их детей и внуков.
    Сильно обеспокоены казахи Турции условиями репатриации: долгие сборы документов, которые в принципе не могут быть у оралманов, такие как прописка, справки с БТИ и т.п. По мнению казахов, проживающих в Турции, казахская диаспора за рубежом могла бы усилить позиции Казахстана в международных отношениях, стать источником формирования позитивного имиджа страны, укрепления экономических связей. Одним из важных условий является создание культурного центра, для этого требуется помощь государства.
    По мнению Г. Мендикуловой, во многих отношениях казахская община в Турции стала примером для представителей казахской диаспоры, что стало возможным не только благодаря усилиям казахов, но и ответным действиям турецкого правительства, вследствие которых казахские беженцы из Синьцзяна нашли там свою вторую Родину. Изучая казахскую общину в Турции 1990-х гг. можно констатировать следующие моменты в процессе сохранения этнической идентичности, заложенные старшим поколением казахов еще в 1970-х гг., плоды которого пожинаются сегодня.
    В 1960-х гг. казахи были расселены в разных районах городов, дети стали посещать турецкие школы, что не способствовало процессу сохранения казахской идентичности, а наоборот, привело к тому, что часть казахской молодежи подверглась процессу "отуречивания", против которого выступили казахские аксакалы. Чтобы как-то остановить процесс "отуречивания" казахов, у старшего поколения возникла идея поселиться вместе, в одном районе, где, впоследствии можно было бы открыть казахскую начальную и среднюю школы. Так, появился в стамбульском районе Гунешли "Казахкент", официальное открытие которого произошло 15 августа 1973 г. Первые дома были построены на улице "Алтай", как воспоминание или напоминание о Родине.
    В Турции в декабре 1986 г. было организовано культурно- просветительское общество турецких казахов "Вакиф", как резонанс на декабрьские события в Алма-Ате. Учредителями этого общества стали 10 человек и первым председателем был избран Токтоубай Топлу. В марте 1988 г. начал выходить "Бюллетень общества турецких казахов "Вакиф". В свет вышло всего два номера "Бюллетеня". В этих "Бюллетенях" помещались материалы по этнографии и истории казахского народа, новости о жизни казахских общин в Турции и странах Западной Европы, публиковались интервью с видными деятелями и предпринимателями из среды казахской диаспоры.
    Начиная с 1991 г., между турецкими казахами и Республикой Казахстан развиваются и укрепляются тесные многогранные связи. Одно из последних важнейших событий для казахов, проживающих в Турции, было проведение Малого Курултая казахов 28-29 марта 1997 г. Кроме того, казахская община Турции не отличается сепаратизмом и имеет хорошие отношения с населением страны, правительством и местной администрацией.
    Высшее образование в Турции стоит очень дорого, поэтому оно не доступно для большинства казахской молодежи. Представители казахской молодежи, поступающие в высшие учебные заведения, становятся, в основном, одними из самых лучших студентов. Некоторые казахи имеют по два высших образования.
    В настоящий момент около 200 казахских девушек и юношей обучаются в Турции в вузах по специальностям экономика, строительство, журналистика, медицина и юриспруденция. Однако большинство казахской молодежи в Турции занимаются своим этническим бизнесом: обработка, шитье и продажа кожаных изделий.
    Семья у казахов в Турции в большинстве своем по форме сложная (неразделенная) и моноэтническая, хотя не так редки браки с представителями других тюркских народов: крымскими татарами, кыргызами, уйгурами.
    Возрастной ценз у казахских мужчин для вступления в брак несколько завышен. Чаще всего казахи женятся к 30-ти годам, когда заложены материальные основы для создания и полной ответственности за семью. Традиционно, в Турции вся ответственность за семью ложится на плечи мужчины. Девушки, не получившие высшего образования, зачастую выходят замуж сразу после наступления совершеннолетия и помогают своим мужьям на семейном производстве.
    Все чаще представители казахской молодежи покидают свои дома в поисках работы и лучшей жизни в странах Западной Европы, Северной Америки и последние шесть лет начали пытаться переселяться в Казахстан.
      

    Казахская диаспора в странах Европы

      
       Казахская диаспора в США и странах Западной Европы (в основном ФРГ, Франция, Скандинавия) сформировалась в результате поездки на учебу и на "волне" трудовой миграции. Благоприятные социально-экономические условия жизни и абсорбированный менталитет удерживают их в Европе. В других странах представители казахской национальности из-за своей малочисленности частично ассимилировались с местным населением.
    Следствием правовых мероприятий британской иммиграционной политики 1960-1990-х гг. явилась малочисленность представителей казахской диаспоры на берегах Туманного Альбиона. В Великобритании казахи проживают, в основном, в Лондоне и Рединге, что обусловлено их профессиональной ориентацией и сферой деятельности.
    Представители казахской диаспоры в Великобритании предпочитают моноэтнический брак и для них характерен привоз своих семей в страну проживания. Поэтому, очень важно для них не потерять этнические корни и приобщать своих детей к изучению казахского языка и традиций казахского народа.
    Для этого в 1992 г. казахи в Великобритании решили создать общество, так как с 1985 г. в страну начали приезжать казахи из Турции и КНР для учебы и работы. Целью этого общества стала необходимость в установлении связей между казахами, проживающими в Великобритании, а также укрепить многосторонние связи с их этнической Родиной - Казахстаном. Один из таких шагов был предпринят в июне 1995 г. во время официального визита Президента Казахстана Н.А. Назарбаева в Великобританию, когда представители казахской диаспоры были приняты Президентом и в беседе с ним имели возможность обсудить свои проблемы.
    К сожалению, отличительной чертой казахской общины в Великобритании является ее сильная разобщенность, до сих пор не налажены тесные связи между казахами, прибывшими из КНР, Турции и Казахстана. По данным, зафиксированным казахским обществом, в Лондоне проживают 65 представителей казахской диаспоры, выходцы из Турции. В это число не включены казахи, прибывшие из КНР, Казахстана и других стран мира, увеличивающих количество казахской диаспоры до 100-120 семей.
    В ФРГ казахи стали переезжать в середине 1960-х гг., как составная часть турецкой трудовой иммиграции. Кроме того, со времен Второй мировой войны в Германии проживают 2 казаха - бывших легионера, имеющих турецкое гражданство.
    В ФРГ казахи, кроме работы на производствах промышленной зоны Рура и Рейна, занимались общественно-политической деятельностью, в частности, в Мюнхене на радиостанции "Свобода" в казахской редакции. Казахи в ФРГ проживают в: Мюнхене - 60 семей или 300 человек, Кельне - 90 или 450, Гамбурге - 4 или 20, Западном Берлине - 20 или 100, Хайдельберге - 1 или 5, Майнце - 2 или 10, Франкфурте-на-Майне-1 или 5. Итого: 178 семей или 890 казахов.
    В ФРГ было организовано два казахских общества в Мюнхене и Кельне для проведения культурно-образовательных мероприятий среди подрастающей казахской молодежи. Неактивная деятельность данных обществ в ФРГ объясняется отсутствием практического опыта в ведении дел и скоординированных действий.
    Одним из самых злободневных вопросов казахской диаспоры в ФРГ является языковая проблема. В основном, казахи в семьях говорят на турецком языке, дети чаще всего на немецком. Посылка из Казахстана книг, газет и журналов на казахском языке стала бы мощной поддержкой в решении этой проблемы.
    В 1993 г. в Мюнхене начал издаваться "Бюллетень казахских тюрков Европы". Первый номер бюллетеня вышел на турецком языке, второй - уже на казахском. В бюллетене помещалась информация о событиях, происходящих в казахских общинах в Турции. Германии, Франции, Швеции, Австрии, Великобритании, Швейцарии и Дании, публиковались сообщения о достижениях в Казахстане. Издано было всего два номера за два года (1993-1994).
    Думается, что отличительной чертой казахов, проживающих в ФРГ, является наличие более высокого образовательного уровня и социального статуса, так как, первое поколение казахских иммигрантов сумело дать своим детям прекрасное образование, которые сейчас работают юристами, стоматологами, инженерами. В семейных отношениях казахи ФРГ отличаются большим консерватизмом, чем, например, во Франции. Стараются привозить невест из казахских семей, проживающих в Турции. Часты браки на турчанках, и практически не имеют места браки с нетюркскими народами.
    Согласно сведениям, полученным от казахских информаторов, в настоящий момент в Швеции проживают около 30 семей казахов, в основном, выходцы из Турции. Они проживают в Стокгольме, Евле, Вастерасе, Геттеборге. В последнее время их число пополняется за счет пребывания казахов из Казахстана, вступивших в брак с гражданами этой страны.
      

    Страны дальнего зарубежья

    Соединенные Штаты Америки

       В США казахи начали эмигрировать после Второй мировой войны. В основном, казахское население в США можно разделить на несколько групп:
    1) бывшие граждане СССР, во время Второй мировой войны попавшие в плен и содержавшиеся в концентрационных лагерях на территории Германии, освобожденные союзническими войсками и после проверок, отправленные на местожительство в Турцию по их собственной просьбе, а затем из Турции иммигрировавшие в Штаты, где на сегодняшний день проживают их второе и третье поколения;
    2) казахи из Турции, являвшиеся составной частью турецкой трудовой иммиграции, получивших работу, а после пяти лет постоянного (безвыездного) пребывания в стране и статус граждан США;
    3) казахи из КНР, приезжающие в США через Японию, Тайвань, пересекающие Тихий океан, остающиеся на учебу или работу на Тихоокеанском побережье, а затем получающие возможность жизнедеятельности в стране;
    4) казахи из Республики Казахстан, приезжающие на учебу или работу;
    5) получившие гражданство, вследствие межэтнических браков с гражданами США.
    США как мультикультурная и полиэтническая страна стала привлекать внимание казахских мигрантов только с середины 1960-х гг., после либерализации иммиграционных законов 1965 г. Согласно "Гарвардской Энциклопедии Американских этнических групп", в 1960-х гг. в США насчитывает около 20 семей казахов. Из этих 20 семей - 13 были семьями бывших военнопленных вермахта, переехавших в эту страну в середине 1960-х гг. и обосновавшихся в метрополии Нью-Йорка, Вашингтона (округ Колумбия) и в штате Калифорния. Выбор данных областей расселения мотивировался следующими показателями: 1) возможность получения работы; 2) наличие представителей их этнической группы, уже проживающих там; 3) климатические условия, имеющих хотя бы отдаленное сходство со страной происхождения и, 4) наличие высших учебных заведений.
    У казахов США наблюдаются моноэтнические и межэтнические браки. Межэтнические браки характерны для старшего поколения. В отличии от них казахская молодежь второго третьего поколения диаспоры старается найти себе спутника жизни из казахской среды, в чем проявляется стратегия на сохранение этнической идентичности.
    Казахи в США, вследствие малочисленности и отсутствия влияния на все сферы жизнедеятельности американского общества, в отличие от представителей других диаспор, не имеют даже своего общества, где они могли бы совместно решать насущные проблемы. Для американских казахов также характерна разобщенность, как, например, и для британских.
    При Индианском университете (Блумингтон) в 1996 г. была создана Казахская студенческая ассоциация, которая ежегодно организует празднование Наурыза, знакомит с традициями и обычаями казахского народа, проводит тематические конференции.
    Казахская диаспора в США пополняет свои ряды, благодаря межэтническим бракам, совершаемым казахами из Республики Казахстан с гражданами США, а также предоставлению американскими властями наиболее выдающимся ученым и специалистам Казахстана возможности для проживания и деятельности в этой стране.

    Исламская Республика Иран

      
       В настоящее время казахская диаспора насчитывает по разным источникам от 10 до 15 тыс. человек, компактно проживающих в городах Гор-ган, Бендер-Туркмен и Гомбад провинции Гулистан. Диаспора в Иране в основном формировалась в 20--30-е гг. прошлого столетия, когда в СССР начался процесс коллективизации, конфискации скота и зерновых запасов. Большинство из них - выходцы с территории Мангистауской области. При содействии Посольства Республики Казахстан в ИРИ 59 семей было перевезено на историческую родину специальным авиарейсом.

    Пакистан и Афганистан

      
       В Исламской Республике Пакистан казахская диаспора насчитывает по данным Сайлау Батырша-улы - более 1600 человек. Татимов М. считает, что их количество составляет 3 000 чел., по данным Мендикуловой Г. - 5 000. Казахская национальность в Пакистане в основном состоит из афганских переселенцев, бежавших от оккупационной Советской армии.
    Вследствие того, что репатрианты, прибывшие в Пакистан, оказались без каких-либо средств к существованию, Посольством были приняты все возможные меры для поддержания их жизнедеятельности. В 1998 г. в Казахстан была отправлена большая часть беженцев из Афганистана (230 человек). В 1999-2000 гг. вернулись еще 573 казаха. В Афганистане насчитывалось около 21 тыс. казахов. Согласно информации Дипломатической миссии РК 374 человека выразили желание вернуться на историческую родину. Многие афганские казахи являются неграмотными, не имеют документов, удостоверяющих личность.
      
      
      
      
  • Комментарии: 1, последний от 11/01/2012.
  • © Copyright неизвестный автор (kazgugnk@yahoo.com)
  • Обновлено: 11/04/2011. 50k. Статистика.
  • Обзор: Казахстан
  • Оценка: 6.78*6  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка