магистрант исторического факультета КазГУ им. Аль-Фараби
Восстановление корейского языка
у советских корейцев- путь к
возрождению ментальности.
Каждый народ имеет свою ментальность. Все культуры происходят из собственной национальной ментальности. Культура относится к основной форме выражения каждой нации и под ментальностью понимается сознание основной ценности этой культуры. Поэтому в истории и культуре каждого народа существует индивидуальный взгляд на ценность своей культуры, т. е. конкретно проявляется национальная ментальность. Ментальность является самосознанием и бесконечно перерождает национальное самосознание из поколения в поколение. Эта ментальность выражается в национальной истории, в языке, в культуре и в мифологии.Мы попытались рассмотреть изменения ментальности и восстановления языка советских корейцев.
Когда национальная группа иммигрируетв другую страну, то возникает эффект первичного обустройства (Doctrine of firsteffective settlement). И так же старая ментальность может адаптироваться в новой обстановке. Потому что ментальность никаким образом не исчезает с простым механическим передвижением.. Хотя нация передвигается, но ментальность сохраняет отношение с национальной группой, даже если нация существует в новом местожительстве. Эта тенденция проявляется и в корейцах Казахстана.
Один из народов в СССР - корейцы. Корейцы были одним из первых в достаточно длинном, многотысячном списке переселенцев. Именно на них отрабатывался механизм переселенческой политики эпохи тоталитаризма, апробировалась система воздействия властных институтов на этносы. Согласно политике разделения через примирение между разными народами, составляющими союз, получается сплав из народа, смешение народов СССР составляемыми народами, т. е. создается совсем новый советский человек. Этот тезис после Ленина стал стереотипной советской национальной политикой. Но многие учёные считают, что создание и сохранение советской системы является иной формы российской империи. Вследствие этого советское правительство продолжало политику "советизации", что, в сущности, означало по содержанию "русификацию" и это проявлялось во всех отраслях политики, экономики, социокультуры, образования и т. д. Коммуническое руководство стремилось представить национальные отношения в СССР идеальными и беспроблемными. Преувеличение достижений в решении национального вопроса вытекало из концепции развитого социализма. Именно в этот период в системе национальных отношений проблемы нарастали быстрее, чем решались. Право нации на самоопределение фактически было забыто. Эта политика ликвидировала корейский язык, культуру и традиции.
Корейцы за пределами своей страны - это народ, вышедший с корейского полуострова и проживающий в других странах. Хотя они живут в других странах, но их объединяет чувство единой нации и родства. Сейчас 5 млн. 500 тыс. корейцев живут за пределами корейского полуостровапочти в 140 государствах. Чтобы сохранить свою ментальность, корейцы-эмигранты вынесли много страданий. Корейцы Дальнего Востока из-за своей национальной принадлежности подверглись насильственному переселению в Центральную Азию.После распада СССР корейцы, адаптированные в Центральной Азии и вошедшие в слой социальных приобретённых прав, стали терять свои права. Из-за влияния коммунизма в течение продолжительного времени советские корейцы (корё сарам) в какой-то степени стали терять свою ментальность, но в процессе становления независимого Казахстана им необходимо восстановить национальную и гражданскую ментальность.
Одним из путей возрождения ментальности является восстановление родного языка. Надо отметить, что с приобретением независимости в Казахстане повысился интерес к языкам, в том числе к корейскому. Причём, интерес к корейскому языку наблюдается не только у корё сарам, но и людей других национальностей. Это связано с одной стороны, с практической заинтересованностью, потому что знание корейского языка даёт шанс работать на корейской фирме. С другой стороны, появился интерес к своей истории и к родному языку. Соответственно в ряде университетов и институтов Казахстана открылись факультеты корейского языка и корейской литературы - востоковедения КазГНУ им. аль-Фараби, на филологических факультетах АГУ им. Абая, Кзыл-Ординского, Усть-Каменогорского университетов, в Казахском государственном университете международных отношений и мировых языков, университете мировой журналистики, Академии КНБ, Казахской государственной академии управления. Кроме того, в корейских культурных центрах, корейских христианских миссионерских церквях и кружках. Однако там изучают корейский язык в основном некорейцы. По годовому анализу обучения корейского языка в корейском центре при посольстве, - 70% казахов, 20% корейцев и 20% другие. При преподавании корейского языка мы столкнулись с определенными трудностями. Вначале корейцы более активно и легко воспринимают корейский язык, но спустя время они медленнее и его осваивают. Иными словами, они знали и использовали корейский язык как бытовой, но глубже изучать его им трудно, потому что они потеряли родной язык и мыслят как русские. С другой стороны, казахи легче осваивают корейский язык из-за сходства грамматики (алтайская группа языков). Нам кажется, корейцы больше изменили национальную ментальность, чем казахи. На изменение национального самосознания корейцев сильно повлияла национальная политика СССР. Для корейцев, пострадавших в советское время, самой лучшей стратегией выживания было подчинение русификации, которая была тотальной в СССР и, считаясь неблагонадёжной нацией, приспосабливались к советской политике. Поэтому их советская ментальность оказалась сильнее их национального самосознания. Однако корейцы, насильственно переселенные, потерявшие контакт с родиной из-за стены идеологии и советизации, сохранили жизнеспособность и ментальность.
Корейская интеллигенция формировалась путём подготовки молодых кадров через высшие заведения. Для них образование означало один из способов выживания. Вследствие этого 2 и 3 поколение корё сарам изменил свой образ жизни, покинул село и вошёл в слой "белых воротников" и их инструментом стал язык. Но в нынешнее время усиливаются самосознание народов центральноазитских стран, тюркизация и панисламизм, и жизнь корё сарам усложняется, поэтому в современной ситуации появилась угроза проживания для корейцев и даже потери работыв Средней Азии. После распада СССР перед этническими корейцами стали те же проблемы, как и перед другими народами Казахстана. Это тревога и опасения за будущее, сложность новой жизни и выживание этноса.Из-за трудностей и появившихся проблем после перестройки появилась тенденция ухода корейцев из Центральной Азии.
В последнее время корё сарам в той или иной степени свойственен неподдельный интерес к историческим корням своего народа в общей истории, стремление к овладению родным языком и освоению обычаев и традиций своего народа - интерес к своей ментальности. Корейский язык имеет статус "родного языка" проживающего в Казахстане корейского населения, но его функции очень ограничены. Для возрождения ментальности корё сарам необходимо в первую очередь восстановить родной язык, свои национальные корни и историю. Должна быть широкая программа восстановления корейского языка. Нельзя ограничиваться только преподаванием его на различных курсах. Необходима пропаганда корейской культуры через СМИ, традиций, изменение психологии корейской семьи, в которой должно присутствовать традиционное корейское воспитание. Это программа, которую надо проводить на государственном уровне, в её реализации заинтересованы и Казахстан, и Корея.
1
Ким Ён Уюг. Искушение ментальности Корея. 1996,. С. 207.
Ж. Б. Абылхожин. Традиционная структура Казахстана: социально-экономические аспекты фукционирования и трансформации (1920-1930-е гг.) Алматы, 1997, С. 17
См.: Ким Г.Н. Корейцы за рубежом: прошлое, настоящее и будущее.Алматы, 1995; его же. История иммиграции корейцев. Вторая половина 19 в.-1945 гг. Алматы, 1999. ,
Корейские исследователи разделяют корейцев по местам их компактного проживания. , Корейцы, которые живут в бывшем СССР, имеют самоназвание Коре Сарам. Так как советские корейцы называют себя не чосон сарам (северный кореец) или намхан сарам (южный кореец), а коре сарам, поэтому в этой работе используется термин советские корейцы или коре сарам.
Ким Г.Н. О структуре и содержании этнического самосознания корейской диаспоры Казахстана.//Этническое самосознание зарубежной корейской диапоры: традиция и трансформация. Материалы международного научного семинара, посвященного 10-летию Ассоциации корейцев Казахстана. Алматы, 1-3 июня, 2000; Ким Г.Н. Актуальные проблемы корейской диаспоры Казахстана (на англ.). - Известия корееведов Казахстана, вып. 1, Алматы, 1996, с.80-87; Ким Г.Н. Актуальные аспекты этнического ренессанса корейцев постсоветской Центральной Азии. - Материалы международной конференции "Государство и общество в странах постсоветского Востока: история, современность, перспективы. Алматы: Дайк-пресс, 1999, с. 262-272; Ким Г.Н., Хан В.С. Актуальные проблемы и перспективы корейской диаспоры Центральной Азии.- Известия корееведения Казахстана. - N6, 1999, с. 27-40.