В тот воскресный день хитом американской столицы стал ежегодный "Марафон американской морской пехоты", в котором приняли участие 1400 человек, причем вовсе не бравые здоровяки, а женщины, пенсионеры и те, кому уже под сорок, т.е. по-нашему - середнячки. Событие носит общенациональный масштаб, щедро спонсируется разными компаниями, транслируется по всем каналам, и любители бегать трусцой слетаются со всех концов страны, не победы и славы ради, а для удовольствия и просто участия. Марафон стартует с обелиска американским морским пехотинцам, чем-то напоминающим наши совковые революционные памятники, и он проходит через центр Вашингтона, поэтому с утра до 3 часов весь наземный транспорт в столице был парализован.
Придут ли искушенные всякими культурными ивентами вашингтонцы на просмотр нашего фильма - вот что меня волновало все дни в преддверии премьеры. Мои коллеги-профессора из Мичиганского университета такой озабоченности не проявляли, но какое-то внутреннее напряжение чувствовалось, ведь в организационной подготовке премьеры, или как у нас принято говорить "обеспечении явки" мы никакого участия не принимали, этим занимались Смитсоновский институт* и университет Дж. Хопкинса.**
Итак, 29 октября, 2 часа пополудни, кинозал галереи А. Сэклера*** заполнен до отказа, 300 человек, за дверьми в фойе остались те, кто пришел к самому началу и, поэтому не досталось мест.
Модератор коротко и профессионально поставленным голосом объявил программу и назвал имена присутствующих виновников торжества.
Фильм начался.
Я его уже столько раз смотрел его в разных вариантах, потому что мы в течение двух месяцев постоянно что-то меняли, дополняли. Это мне порой напоминало игру в мозаику, кажется одни и те же разноцветные кусочки стекла, но ведь очень важно их правильно расположить, чтобы получилась яркая, но гармоничная картина. В нашем случае архиважным явилось то, с каких кадров мы фильм стартуем, как раскроем тему и чем поставим финальную точку.
Фильм длительностью в 57 минут прошел как на одном дыхании и как только экран погас, раздались громовые аплодисменты.
Модератор пригласил на сцену Мередит У-Каммингс - исполнительного продюсера; Дэвида Чанга - директора; Матта Диббла - видео-аудио-оператора и меня историка-консультанта фильма.
Мне сказали, что, как правило, после таких просмотров значительная часть людей уходит, но в нашем случае весь зал остался, и люди стали бомбить вопросами. Модератор не успевал и не знал, кому дать следующее слово, так поднималось сразу много рук. Те обычные 45 минут, принятые в Америке для дискуссий и обсуждений пролетели незаметно быстро.
Большинство зрителей в зале оказались не корейцами, хотя, естественно, приехали родители, близкие и друзья Дэвида Чанга, представители столичной диаспоры, журналисты, писатели и ученые. На фильм пришли наши казахи, работающие и обучающиеся в Вашингтоне, и к моему удивлению несколько бывших узбекских корейцев, получившие грин-карту и живущие в Америке. Люди подходили, поздравляли, интересовались нельзя ли купить фильм на DVD диске, где его еще будут показывать, приглашали к себе.
Затем университет Джонса Хопкинса в лице Кента Калдера - директора Центра Восточно-Азиатских исследований дал прием почетным гостям в аристократическом клубе с неудачно современным названием "Космос". Люди продолжали живо обсуждать фильм, подходили друг к другу, знакомились, при чем все это проходило без заорганизованности, спокойно и непринужденно. Без экзальтаций и деланных восхищений. К моему удивлению я не услышал ни от кого никакой критики, хотя пожелания поступали. Типа вставить в фильм сюжет о деятельности южнокорейских миссионерских церквей, добавить в него про проблемы узбекистанских корейцев и другие, на наш взгляд не вписывающиеся в концепцию фильма темы.
На следующее утро у нас с Дэвидом по телефону взяла интервью радиостанция "Voice of America", то есть та самая вражеская, антисоветская, от названия которой - "Голос Америки", у наших партократов и кэгэбушников шерсть дыбом вставала. Затем были съемки-интервью 24-ому корейско-американскому телеканалу, штаб-квартира которого находится в Лос-Анджелесе, откуда вещание идет по всей Америке, также как нашей передачи "Ури Миндег" - по всему Казахстану.
Старт фильма, по общему признанию, прошел весьма успешно, публика встретила его очень тепло, пресса разнесла молву о нем по всей стране. О фильме вышла статья в крупнейшей южнокорейской ежедневной газете "Донг-А Ильбо". Сейчас выстраивается график и маршруты продвижения фильма. 6 ноября его покажут в Мичигане, потом через 5 дней в Стэнфордском университете (Сан-Франциско, Калифорнии). Марафон будет продолжаться целый год по Америке, а финиширует у нас в Казахстане.
Еще одно событие, которое меня порадовало в Вашингтоне, это встреча и переговоры с рабочей группой Смитсоновского музея об открытии 23 мая следующего года Корейской галереи, в которой будет уделено место и нам, корейцам Казахстана. Но эта уже тема отдельного, весьма увлекательного рассказа.
д.и.н., профессор Г.Н. Ким,
Visiting Professor, Institute of Humanities
University of Michigan, Ann Arbor
gerkim@umich.edu
В рамке
*Всемирно известный Смитсоновский институт (Smithsonian Institution), один из крупнейших научно-исследовательских и культурных центров США. Он был основан в 1846 на средства английского ученого Дж. Смитсона для "расширения и распространения знаний в народе".
Смитсоновский институт - это на самом деле 16 музеев и галерей и поэтому по праву считается самым большим в мире музейным комплексом. В коллекции Смитсоновского института, вернее в его доверительной собственности, которой он распоряжается от имени американского народа, насчитывается более 142 миллионов экспонатов.
Смитсоновский институт объединяет Национальный музей (основан в 1846, 60 млн. экспонатов по антропологии, ботанике, зоологии, энтомологии, палеобиологии, минералогии, истории науки и техники, гражданской и военной истории, искусству и народный творчеству и др.), Смитсоновскую астрофизическую обсерваторию, Национальную галерею искусства, Институт этнологических исследований, Национальный зоологический парк и другие научные учреждения. Ведёт большую издательскую деятельность.
Главой этого общенационального учреждения является действующий президент США, который входит в Почётный совет Института наряду с вице-президентом, государственным секретарем США, министрами финансов, обороны, юстиции и другими официальными лицами.
Девять Смитсоновских музеев и галерей (в том числе и Национальный музей естественной истории) расположены на Национальном молу в центре Вашингтона между памятником Джорджу Вашингтону и Капитолием. Пять других музеев и зоопарк разместились в других уголках Вашингтона. Купер-Хьюит, Национальный музей дизайна и Национальный музей американских индейцев находятся в Нью-Йорке.
Вход во все музеи и галереи Смитсоновской сети бесплатный.
** университет Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) находится в Вашингтоне и входит в топ-двадцатку университетов США.
*** Галерея Артура М. Сэклера (Arthur M. Sackler Gallery) хранит и выставляет для обозрения одну из лучших мировых коллекций предметов искусства народов Азии. В галерее проводятся выставки, лекции и другие мероприятия.