Халмухамедов А.: другие произведения.

Армянская Диаспора Как Социокультурный И Политический Феномен

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Халмухамедов А. (kazgugnk@yahoo.com)
  • Обновлено: 06/02/2011. 37k. Статистика.
  • Статья: Армения
  •  Ваша оценка:


       О 1999 г.
       A.M. ХАЛМУХАМЕДОВ
       АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
       0x08 graphic
    ХАЛМУХАМЕДОВ Александр Муталович - кандидат философских наук, начальник отдела Этнополитических проблем Департамента народов Северного Кавказа Министерства национальной политики РФ.
       0x08 graphic
    Хотелось бы поддержать инициативу журнала в исследовании этнических диаспор (см. N 12 за 1996 г.), остающихся малоизученным объектом обществознания. Без претензий на проникновение в глубины межармянских взаимосвязей настоящая статья являет собой попытку определить усилиями стороннего наблюдателя (не армянина) некоторые принципиальные характеристики армянской диаспоры, позволяющие гово­рить о ней как об особом социокультурном феномене, обладающем чрезвычайным политическим влиянием.
       Под термином диаспора (греч. - "рассеяние") автором понимается устойчивая сово­купность людей единого этнического происхождения, живущая вне пределов своего национально-административного (государственного) образования и имеющая инсти­туты для функционирования и развития в рамках данной этнической культуры.
       Армения как национальное государство армян, армянская диаспора как армяне вне национального государства и Карабах (Арцах) как уже не диаспора, но еще не Армения - это своеобразный конгломерат (сообщество) представителей одной нацио­нальности, связанных общей историей, языком и судьбой. Характеризуя этот феномен, сами армянские ученые часто используют термин "армянство". Очевидная взаимосвязь и взаимозависимость всех трех компонентов армянства не оставляет сомнений в его специфической причинно-следственной геометрии. Выражение "армянский треуголь­ник" достаточно точно отражает суть современного армянства в указанных ипостасях.
       Небольшой экскурс в историю. Рубежным в истории Армении явился 301 г., когда она стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной рели­гии [1]. Была заложена, таким образом, основа будущего величия и трагедии армян­ского народа. Маршруты распространения христианства в IV-IX веках получили запад­ный, европейский вектор, в результате чего Армения превратилась на весьма долгий период в периферию христианского мира. Это обстоятельство, на наш взгляд, во мно­гом предопределило дальнейшую судьбу армян: иноконфессиональное окружение вы­талкивало армян с их исторической территории, рассеивая по всем странам и конти­нентам.
       Формирование армянской диаспоры (по-армянски "спюрк") продолжалось на протяжении многих веков (приток в диаспору не прекращается и по сей день даже с обретением Арменией независимости в 1991 г.). В ее возникновении, безусловно, из­вестную роль сыграли частые опустошительные набеги агрессивных соседних племен. Но в этой связи надо несколько уточнить суждение, будто армянская диаспора берет свое начало в основном с XIV века, после того, как орды Тимура вторглись в пределы Армении и истребили огромную часть населения [2, с. 34]. Не только насилие и нужда заставляли армян перемещаться в другие страны и на другие континенты. Имели место и чисто экономические мотивы миграций. Армянские купцы еще задолго до тимуровского нашествия (наряду со своими греческими коллегами) в поисках новых торговых путей выезжали за тридевять земель и оседали на "чужбине"1.
       0x08 graphic
    1Эмиграция армян в Византийскую империю началась вскоре после византийско-персидского раздела 387 г., усилилась в эпоху армянского владычества, приобрела постоянный и организованный характер послеустановления господства Византии (X-XI века) и массовые масштабы - при сельджуках (с середины XI века) [3].
      
       Изучение литературы об армянах диаспоры былых времен показывает, что боль­шое значение в сохранении их этнической идентификации (культуры, языка, религии, образа жизни) обрели следующие обстоятельства. Это, во-первых, выбранное армян­ской церковью монофизитство, которое "представлялось еретическим как для като­ликов, так и для православных, и потому окончательно выделившее армян в этнос-религию" [2, с. 36]. Во-вторых, отказ армян в IV-V веках пользоваться латинским или греческим алфавитом и обращение к собственной оригинальной письменности, соз­данной Месропом Маштоцем. В-третьих, активная торгово-экономическая деятель­ность, обеспечивавшая армянам в определенной степени политическую независимость, позволявшая отстаивать культурную автономность и оказывать сопротивление асси­миляции. Можно сказать, что армяне своими силами "заработали" условия для сохра­нения культуры и языка. Ученый-этнолог Эрнст Геллнер называет армян среди экономически активных урбанизированных этносов, имеющих "длительную традицию дисперсного проживания в качестве национального меньшинства" [4].
       Основные сферы деятельности армянской диаспоры в прошлом (и сейчас) -торговля, финансы, наука, культура. Этническая корпоративность плавно перерастает в экономическую (кустарные ремесла, сфера услуг, мелкий бизнес, торговля), когда "личные соглашения" обеспечивают успех и безопасность коммерческой сделки. Подобный механизм характерен не только для армянских поселений и общин, но и для евреев, греков, корейцев, некоторых других. Речь идет об исторически сложившейся традиции, когда диаспора выступает в качестве регулирующего инструмента между­народной торговли и в целом международных экономических отношений2.
       Приведем наиболее типичные примеры обустройства армян на чужбине.
       В течение нескольких веков армяне составляли преобладающее население Тиф­лиса. По данным официальной переписи 1864 г. здесь их числилось 47,7%, грузин -24,76%, русских - 20,47%. Торговый и ростовщический капитал к началу XIX века (и позже) в Грузии был сосредоточен главным образом в руках армян. Последние контролировали в столице почти всю частную собственность и торговлю. Прибли­зительно 2/3 торгово-промышленного класса составляли армяне [5]. В 1909 г. предста­вители армянского населения занимали большинство депутатских мест в городской Думе Тифлиса [6, с. 16]. Немецкий путешественник А. Гакстгаузен в книге "Закавказ­ский край", изданной в 1857 г., рисует довольно контрастную картину: "Они (армяне) деятельны, трудолюбивы, предприимчивы и постепенно покупкою, арендою и залого-дательством присваивают себе все имущество грузинов, за что их и ненавидят" [там же, с. 1861.
       Исследователи пишут о заметной роли армян в восточной торговле России в XVIII столетии. "Важнейшей статьей русского импорта из Ирана являлся шелк, и торговля им почти полностью принадлежала армянам" [7]. Еще в первой половине XIX века армянские города-колонии, расположенные в основном на российском юге, формировались как торгово-промышленные центры. Промышленный капитал находил­ся под контролем армянского купечества, что обусловливало быстрое развитие буржу­азных отношений. Подобное экономическое положение позволяло порой добиваться освобождения от государственных налогов, а также льготных пошлин и прочих приви­легий. Армяне в Астрахани, Нор-Нахичеване, Феодосии, Моздоке и многих других го­родах имели собственные структуры самоуправления - суд, магистратуру и т.п.
       Полностью самостоятельными были армянские общины в Польше в XVI-XVII веках.
       В Турции к 1914 г. армяне составляли 10% населения. Но сосредоточили у себя 60% импорта, 40% экспорта. А их доля во внутренней торговле достигала 80% [8]. Рассуждая о причинах антиармянских погромов в 1915 г., вице-консул Германии в Эрзеруме писал достаточно откровенно: "Не думаю, что можно было как-нибудь иначе
       0x08 graphic
    2 Книга о торговле, написанная на армянском языке Лукою Ванандеци в 1699 г., содержит обращение "для вас, братия торговцы, кои принадлежите нашему народу".

    55


       уничтожить культуру, которая старше и намного выше турецкой. Кроме того, мне кажется, что армяне, как и евреи, являются расой, обладающей большой силой сопротивления. За счет образования, коммерческих способностей, высокой приспособ­ляемости им удалось устроиться в неблагоприятных для себя условиях". И далее, описывая этнический состав страны, дипломат замечает: "Население Анатолии составляют в основном турки, армяне и курды. В культурном отношении курды стоят ниже всех, армяне - выше всех. Любовь к родине, к той местности, на которой они живут уже в течение столетий, составляет главную черту их характера... Они доминируют экономически в городах. Почти вся торговля сосредоточена в их руках. Их трудолюбие и активная предприимчивость вызывают раздражение" [9].
       Количественные параметры диаспоры. По данным Института экономических иссле­дований Минэкономики РА, в исключительно трудные дни для Армении 1991-- 1995 годы оттуда выехало 677 тыс. человек. Это примерно 18% постоянных ее жителей [10]. А диаспора в настоящее время насчитывает свыше 4 млн. (на пол­миллиона больше, чем в самой республике), проживающих примерно в 70 государствах мира. Общая характеристика социально-экономического положения армян в странах диаспоры показывает известную обустроенность представителей этого народа, будь то исламский Иран или демократическая Америка. Они предпочитают селиться в крупных (часто столичных) городах: Москве, Лондоне, Бейруте, Лос-Анджелесе, Бостоне, Детройте, Марселе, Исфахане, Стамбуле, Тбилиси.
       Самые крупные армянские общины существуют в США (1 млн. чел.), России (550 тыс.), Франции (500 тыс.), Грузии (400 тыс.), Иране (200 тыс.), Ливане (150 тыс.), Сирии (130 тыс.), Аргентине (85 тыс.), Канаде (60 тыс.), Австралии (30 тыс.). На территории Нагорного Карабаха проживает 147 тыс. армян. Их доля в общей численности населения Грузии составляет 10%, Ливана - 5%, Сирии -- 2%, Ирана, США и России - по 0,5% [11].
       Пространство диаспоры имеет тенденцию к расширению за счет эмиграции из стран традиционного проживания (Армения, Иран, Ливан, Сирия) в Германию, Англию, Грецию, Израиль, Польшу.
       Немаловажным является тот факт, что многие выезжающие из Армении в послед­ние годы выбирают ближнее для себя зарубежье - Россию - и реально рассматривают возможность возвращения на родину. Все зависит от социально-экономических преобразований, так как большинство эмигрантов причиной своего выезда называют отсутствие работы, низкую зарплату, социально-бытовые проблемы.
       Явно поубавилось число тех, кто стремится в США. Помимо языкового, еще одним барьером на пути в западную цитадель стало очевидное нежелание американцев приютить у себя не обремененных капиталом эмигрантов [12]. Кроме того, сами армянские общины в Америке сегодня не очень жалуют новых переселенцев, деды которых в свое время вынуждены были покинуть родину, спасаясь от турок, и им непонятно, зачем нужно ее бросать добровольно [13].
       Исследователей армянской эмиграции тревожит то обстоятельство, что опре­деленная часть уезжающих из нынешней Армении живет не так уж плохо. Это прежде всего предприниматели, а также строители, инженеры, учителя, врачи. Причины выезда - не в материальных и социальных катаклизмах. Высказывается мнение, будто тут мы имеем дело с каким-то не до конца изученным нравственно-психологическим явлением, вызванным сумятицей в головах и душах растерявшихся людей [там же].
       В целом, анализируя перемещения армян в последние годы, можно установить присущий им основной вектор - с Востока на Запад, что позволяет предположить усиление влияния западной системы ценностей на мировоззрение армянства.
       Социокультурная характеристика. Сейчас армян можно встретить среди крупных банкиров и предпринимателей, ученых и политиков, артистов и музыкантов. Амери­канские фермеры-армяне западного побережья получают самые высокие в США урожаи. Один из богатейших и влиятельных людей Америки К. Керкорян является
       56
      
       председателем компании "Trans International Airlines", обладает контрольным пакетом акций известной кинокомпании Голливуда "Metro-Goldwing Mayer" [14]. В списке знаменитых представителей армянской диаспоры XX века фигурируют имена американского теннисиста Андре Агасси, россиянина, чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова, французов композитора Мишеля Леграна и автогонщика Алена Проста [15]. Американские наблюдатели отмечают, что армяне представлены во всех особо важных структурах штата Калифорния [16]. Иногда в шутку Лос-Анджелес называют Лос-Арменосом (Los-Armenos).
       Благополучным выглядит положение армян и в Швеции. Известная своими социал-демократическими традициями, она обеспечила национальным меньшинствам мак­симум льгот и привилегий. Так, ребенок любой национальности, обучаясь в швед­ской школе, может изучать родной язык. Для этого специальный государственный комитет при правительстве Риксфорбунд находит учителя, оплачивает его транс­портные расходы. Этот же государственный орган финансирует все официально зарегистрированные в стране национальные общественные объединения. И, в част­ности, оплачивает аренду помещения, которое занимает "Армянский союз Шве­ции", как и часовую передачу на армянском языке по стокгольмскому телевиде­нию [17].
       Несмотря на репрессии и депортации, армяне смогли "выжить" даже в такой неравнодушной к национальным меньшинствам стране как Турция. В Стамбуле -городе с крупной армянской общиной - функционируют 34 армянских церкви, 15 гимназий, больницы, дома для сирот и престарелых, спортивные центры, издаются армянские газеты. Свой журнал выпускает Патриаршество3. Помимо Стамбула действующие армянские церкви есть в Кайсери, Диарбакыре, Искендеруне [18]. По словам главы Константинопольского патриаршества архиепископа Казанчяна, у него сложились теплые отношения с президентом Демирелем: "Нынешнее турецкое руко­водство предпринимает все возможное, чтобы религиозные меньшинства чувствовали себя в стране полноценными гражданами" [19].
       Определенным своеобразием отличается ситуация с армянскими общинами в Иране. Иран интегрировал армян не как этнос, а как религиозное меньшинство ортодок­сального вероисповедания. Взаимоотношения развиваются не по схеме "ислам против христианства", "персы против армян", а по схеме "вера против неверия". На первый план выходят не этноконфессиональные различия, а, напротив, глубокое мировоз­зренческое сходство вокруг таких ценностей как традиции, вера, семья, справед­ливость4. "Основа государственности в религии вообще, а не только в мусуль­манстве", - так характеризуют иранское государство представители местной армян­ской общины [20].
       Один из вариантов упрочения национальной общины - создание закрытых (но не секретных) общественных структур. Собственный корреспондент газеты "Республика Армения" в Аргентине А. Саркисян рассказывает об армянской масонской ложе "Арарат", действующей там уже более сорока лет. Основные труды масонов, в частности общий устав "Конституция Андерссона", переведены на армянский язык [21]. Аналогичные структуры действуют в Англии, Ливане и США.
       Политические функции. Характеризуя армянскую диаспору, целесобразно остано­виться на ее политических функциях, ибо в большинстве стран проживания армяне ведут активную политическую деятельность в общественных объединениях, а также в государственных и муниципальных органах власти. Политические интересы нацио­нальных общин отстаивают парламентарии армянского происхождения в США, Кана-
       0x08 graphic
    3 Конституционное право Турции не признает факта существования нацменьшинств. Согласно решению
    Лозаннской конференции (1922-23 гг.), продублированному в турецкой конституции, армян, греков и евреев
    относят к религиозным меньшинствам.
       4 Этим же, пожалуй, объясняется существование в самом центре Тегерана храма Русской православной
    церкви. Даже во время иранской революции 1979 г., по словам прихожан, исламисты старались не трогать
    "подзаконных" христиан, "людей Писания".

    57


       де, Франции, Иране, Ливане, Аргентине, России. Признаком национальной активности предстает обилие общественных организаций. Только в РФ армянами зарегистрирова­но на общероссийском или межрегиональном уровнях множество общественных объ­единений, в которые входят организации самой различной направленности (от Епар­хиального Совета Армянской Апостольской церкви до армянских средних школ) [11].
       Москва сегодня сконцентрировала немалую армянскую элиту, потенциал которой, по мнению руководителя Всемирной армянской ассамблеи С. Джилавяна, фактически не используется, отчего "спюрк" здесь пока не стал сообществом, сцементированным единой целью. Из ближайших программ Ассамблеи упомянем намерение создать в российских регионах армянские образовательные учреждения, культурно-просвети­тельские центры, наладить разнообразные производства, где будут работать в основном представители диаспоры. Предусматривается проведение в Москве второго общеармянского форума, на котором подлежит утверждению конкретный план меро­приятий по объединению армянства. Особое значение в этом контексте приобретает подготовка к празднованию 1700-летия провозглашения христианства в Армении в качестве государственной религии.
       Чтобы представить масштаб стратегии Всемирной армянской ассамблеи, сошлемся на один из программных принципов, сформулированных при учреждении этой орга­низации в декабре 1994 г.: "Армянская диаспора является на сегодняшний день наибо­лее эффективным интегратором кадровых и идейных ресурсов, общенациональной воли, ибо она не обюрокрачена, не коррумпирована, и в отличие от бюрократических структур динамична, демократична и бескорыстна" [22].
       Схожих принципов придерживается другая авторитетная в диаспоре организация Дашнакцутюн: "Есть нации, которые достаточно сильны, чтобы создавать в мире новые политические ситуации, а затем создавшуюся ситуацию использовать в своих интересах", - это один из пунктов политической программы дашнаков, обнародованной в московском издании журнала "Pro Armenia" [23].
       В продолжение темы политической активности жизни диаспоры следует выделить ее лоббистскую деятельность в государственных органах. Так, благодаря ей доста­точно быстро Госдума России ратифицировала договор о военной базе в Армении, приняла заявление в поддержку инициативы ряда армянских организаций о присое­динении к российско-белорусскому союзу. Еще раньше, в апреле 1995 г., российский парламент выступил с осуждением проявлений геноцида армян в Турции.
       Ярким олицетворением деятельной политики можно назвать армянское лобби в США. В руководстве Республики Армения выделяют армянскую общину Америки именно с точки зрения ее весомого лоббистского потенциала. Американские армяне имеют традиции лоббирования, опыт и соответствующие организованные группы вро­де Армянской ассамблеи Америки и Армяно-американского комитета действий [24].
       Армяно-еврейские параллели. Армянская диаспора при всей своей самобытности и даже уникальности все же имеет и определенные схожие черты с некоторыми другими диаспорами, и, прежде всего, с еврейской. Армяно-еврейские параллели нельзя не заметить, они признаны и в обеих общинах. Симптоматичен выход в свет в 1995 г. книги "Армяне и евреи. Цифры. Даты. Имена", которую подготовил армянин Вардван Варжапетян при спонсорской помощи еврейского журнала "Лехаим" (гл. ред. Борух Горин). Если суммировать оценки, прозвучавшие в этой книге, то получится некий обобщающий портрет армяно-еврейской диаспоры со следующими характерными чертами: максимальная дисперсность, экономическая предприимчивость, высокая сте­пень приспособляемости и в то же время "нерастворяемость", социально-культурная замкнутость, наконец, невысокая популярность в общественном мнении иноэтничес-кого окружения.
       Латентный характер внутриобщинных связей как в армянской, так и в еврейской диаспорах дают основание рассуждать о свойственных им специфических механизмах этнического влияния, неподдающегося контролю со стороны местных государственных органов.
       58
      
       В 1996 г. в некоторых американских СМИ развернулась дискуссия по поводу попыток иностранных разведок использовать национальные и религиозные связи американцев с гражданами из других стран, в частности американских евреев [25].
       Говоря об армяно-еврейских параллелях, правомерно предположить, что армяне это тоже своебразный "контингент". Разве что Республика Армения не располагает такими возможностями по работе с диаспорой в разведывательных целях как Израиль.
       Диаспора и Армения. Активность армянской диаспоры имела самое непосредст­венное отношение к смене власти в Армении весной 1998 г. Принято считать, что экс-президент Л. Тер-Петросян был слишком независим от диаспоры, что и предопре­делило его политическую судьбу.
       В отличие от Тер-Петросяна новый президент Р. Кочарян пользуется гораздо большим авторитетом среди зарубежных армян. Одним из его первых политических шагов была легализация запрещенной в 1995 г. влиятельной в диаспорных кругах партии Дашнакцутюн, которая в свою очередь приложила максимум усилий для устранения прежнего лидера страны.
       Р. Кочарян обещает быстрое восстановление экономики во многом посредством изменения политики по отношению к диаспоре. В структуре республиканского МИД начинает действовать Управление диаспоры, возглавляемое заместителем министра иностранных дел, основная задача которого - привлечь инвестиции армянских богачей из-за рубежа. При этом Дашнакцутюн обещает Еревану всяческое содействие. Такую точку зрения высказал Ж. Госакян - главный редактор газеты "Аспарез", офи­циального органа этой партии на западном побережье США [27].
       Словом, с приходом новых людей к государственному рулю в республике следует ожидать активизации и углубления всесторонних взаимосвязей между Арменией и диаспорой, в том числе российскими армянами.
       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
        -- См.: Армяне. Ереван, 1991. С. 6-7.
        -- См.: ТощенкоЖ.Т., Чаптыкова Т.Н. Диаспора как объект социологического исследования//Социол.
      исслед. 1996. N 12.
        -- Арутюшнш-Фиданян В.А. К вопросу об основных характеристиках контактной зоны // Контактные зоны
      в истории Восточной Европы. М., 1995. С. 42-61.
        -- Getlner Ernest. Nation and nationalism. Oxford, UK, 1990. P. 105.
        -- См.: Чхетия Ш. Тбилиси в XIX столетии. Изд-во АН ГрССР, 1942. С. 161, 165, 209.
        -- См.: Мамулов С.С. Армяне в Грузии. М., 1995.
        -- Ананян Ж., Хачатурян В. Армянские общины России. Ереван, 1993. С. 19.
        -- См.: Киракосян Д.С. Младотурки перед судом истории. Ереван, 1986.
        -- Deutschland und Armenian. 1914-1918. Sammlung diplomatischer Aktenstueke. Herausgegeben und eingeleitet
      von Dr. Johannes Lepsius. Potsdam, 1919. S. 124.
      
        -- См.: Сегодня, 21 февраля 1996 г.
        -- См.: Армянский вестник. 1993. N 10.
        -- См.: Баблумян С. Эмиграция из Армении приобрела характер национального бедствия. Известия.
      22 апреля 1994 г.
        -- См.: Айдинян В. Спор о диаспоре. Российские вести, 3 сентября 1993 г.
        -- См.: Waldslreicher D. The armenian americans. New York, 1989.
        -- См.: Варжапетян Вардван. Армяне и евреи. Цифры. Даты. Имена. М, Изд-во "Ной", 1995.
        -- См.: New York Post. April 27. 19%.
        -- См.: Республика Армения, 15 июня 1995 г.
        -- См.: Агаян Ц.П. Армяне в Турции. М., Амбук, 1994.
        -- Республика Армения, 10 апреля 1996 г.
        -- Армянский вестник. 1993. N 12.
        -- См.: Республика Армения, 16 июля 1996 г.
        -- Россия, 7-13 сентября 1994 г.
        -- Pro Armenia, 1994. N 1.
        -- См.: Независимая газета, 5 ноября 1997 г.
        -- См.: Сегодня, 3 октября 1996 г.
        -- См.: АРМЕНПРЕСС, 27 марта 1998 г.

    59

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Халмухамедов А. (kazgugnk@yahoo.com)
  • Обновлено: 06/02/2011. 37k. Статистика.
  • Статья: Армения
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка