Германия до начала ХХ века, была страной поставляющей мигрантов, с 1800 по 1930 годы почти семь миллионов немцев покинули фатерлянд по экономическим или политическим мотивам. С конца 2-ой мировой войны ситуация изменилась: до 1949 года почти 12 миллионов переселенцев вернулись в четыре оккупационные зоны Германии, а во второй половине ХХ века по численности иммигрантов Германия стала лидером в Европе. В период между 1950 и 1997 гг. около 29 миллионов человек въехали в Германию в качестве трудовых мигрантов, последовавших за ними членов их семей, переселенцев, ходатайствующих о предоставлении убежища или германских граждан, проживавших за рубежом.
На сегодняшний день пребывание в Германии 7,4 миллионов иностранцев и около 3,2 миллионов репатриантов-переселенцев дает четкие представления о масштабах притока населения в течение последних четырех десятилетий. Тем не менее, Германия - в отличие от США - не считает себя страной иммигрантов. Гастарбайтеры, беженцы послевоенных лет, репатрианты и другие категории лиц, прибывавших в страну, не рассматривались в качестве иммигрантов.
Решение о привлечении иностранной рабочей силы в Федеративную Республику Германию было принято уже в середине 1950-х годов, однако только после возведения Берлинской стены, когда прервался поток переселенцев из ГДР, вербовка гастарбайтеров развернулась в полном объеме. Уже в 1964 году в страну прибыл миллионный гастарбайтер, а спустя девять лет численность гастарбайтеров достигла уже 2,6 миллионов. После сворачивания контрактной системы найма зарубежных рабочих в 1973 году последовала не обратная волна выезда, как это ожидалось, а массовый приток членов семей гастарбайтеров. Из рабочей силы, временно находящейся в Германии, они превратились фактически в иммигрантов. Хотя Федеральное правительство приняло ряд мер по ограничению дальнейшего притока и стимулированию возвращения иностранцев к себе на родину, их число в Германии непрерывно росло.
В конце 1990-х гг. иностранное население в объединенной Германии насчитывало уже 7,4 миллиона, среди которых значительную часть составляли родившиеся в стране дети иностранцев. Эти 1,4 миллиона представителей "второго поколения" не имеют, согласно действующему законодательству, ни германского гражданства, ни права на то, чтобы остаться в Германии на длительный срок, если они не являются гражданами другого государства-члена ЕС. Основные возможности легального временного или постоянного пребывания в Германию являются следующими:
--
право на убежище для тех, кто подвергается политическим преследованиям, и их ближайшим родственникам, а также существующие правила по приему контингента беженцев и временный допуск жертв из районов ведения военных действий и вынужденных переселенцев;
--
право на въезд для супругов-граждан другого государства и несовершеннолетних детей (до 16 лет) проживающих в Германии иностранцев;
--
прием переселенцев поздней волны из стран СНГ;
--
право на въезд (соответственно на возвращение в любое время) для граждан Германии, проживающих в других странах;
--
право свободного передвижения и повсеместного проживания для граждан других государств-членов ЕС и Европейского экономического пространства (ЕЭП);
--
легальные возможности трудоустройства для граждан государств Центральной и Восточной Европы (работа по контракту, сезонные рабочие, новые гастарбайтеры, другие трудовые мигранты);
--
специальные правила для студентов-иностранцев и для специалистов определенных профессий (среди прочих: иностранных менеджеров, деятелей искусства, занятых репродуцированием, спортсменов, журналистов, групп войск и военного персонала союзнических государств, сотрудников международных организаций).
В Германии на сегодняшний день проживает самая крупная корейская иммигрантская община численностью около 30 тысяч человек, основу которой заложили корейские шахтеры и медсестры, прибывшие на работу по контракту в 1960-70-е гг. Позже к ним присоединились корейские студенты, бизнесмены, пасторы, журналисты и члены их семей.
КорейскиешахтерывГермании
Вербовка корейских горнорабочих началась на основе соглашения между правительствами Кореи и Германии в 1963 году. Эта программа была основана на помощи развития и должна служить для профессионального и технического развития корейцев горнорабочих. Президент Кореи Пак Чжонг Хи предпринял попытку развития экономики привлечением дополнительной твердой валюты посредством экспорта рабочих сил в другие страны. Форсированный экспорт рабочих сил был вызван также необходимостью решения острой проблемы безработицы, возникшей в результате миграции сельских корейских жителей в города.
С другой стороны горнодобывающая промышленность Западной Германии в 1960-ые годы страдала от нехватки рабочих сил, хотя спрос на уголь рос, молодые немцы не желали заниматься опасной и тяжелой физической работой, поэтому немецкие предприниматели на основе межправительственного соглашения начали приглашать корейских горнорабочих.
Парадокс, однако, заключался в том, что в Корее путем подкупа и коррупции набирались люди, не имевшие опыта работы в шахтах и на самом деле занимались иным трудом. Отправлялись мужчины моложе 35 лет и прошедшие медицинский контроль и выдержавшие соответствующий экзамен. В начале главным условием являлось хорошее физическое здоровье, однако с увеличением желающих (в 1970 г. на одну вакансию претендовали 30 человек) заключить контракт осложнились экзамены и кроме медицинской комиссии сдавались тесты на элементарные знания и экзамен по основам немецкого языка.
В 1963 году на шахты Германию были отправлены 247 человек и всего до окончания вербовки в 1977 г. 8, 395 корейских мужчин стали контрактными горнорабочими. По прибытию в ФРГ они в течении одного месяца учили необходимый запас слов, которые чаще всего употребляются во время работы на шахте и после трехмесячного испытательного срока корейцы получали допуск к работе горнорабочего. Так как работа оплачивалась соответственно выработке, многие новоиспеченные корейские шахтеры получали самую минимальную заработную плату. Ежемесячная зарплата составляла в то время около 800-1000 немецких марок. Все остальные деньги кроме 250 марок, которые уходили на проживание и питание отправлялись в Корею.
У новичков-корейцев условия труда были менее благоприятные, не только в размерах оплаты, но, к примеру, они отправлялись на более опасные участки в забое, нежели чем турецкие шахтеры, поэтому среди них чаще происходили производственные травмы, несчастные случаи и отмечалась высокая заболеваемость. Страховые компании не заключали полисы с корейскими шахтерами, а работодатели не делали отчислений в пенсионный фонд. Рабочая неделя составляла 40 часов, сверхурочная работа оплачивалась дополнительно. Заработки перечислялись на специальный фонд, из которого шахтеры по возвращении домой могли снимать свой деньги. Из фонда высчитывались суммы за вербовку и дорожные расходы, так что работодатели не несли никаких дополнительных расходов. Часть своих заработков корейские горняки не смогли получить и в 1987г в фонде задержались 2,9 млн. немецких марок.
Несмотря на трудности и проблемы, корейские шахтеры оставались в Германии после истечения 3-летнего срока, предусмотренного контактом, так как они хотели зарабатывать твердую валюту и не видели перспектив по возвращению на родину. Работодатели тоже были заинтересованы в том, чтобы не отпускать рабочих через 3 года, так как в этом случае им пришлось бы обучать новых рабочих заново. Поэтому более половины корейских горняков осталось в Германии, а другая группа оставшихся рабочих добились этого путем женитьбы на кореянках-медсестрах.
В 1979 г. корейские горнорабочие в Германии впервые за 16 лет пребывания в этой стране начали акцию протеста и предъявили германскому правительству следующие требования:
--
Продление срока контракта более чем на три года.
--
Равные возможности работы для корейцев, как и для остальных наемных рабочих.
--
Равное социальное положение.
--
Равные шансы для получения профессионального образования.
Эта акция превратилась позже в большое движение, так как в это время корейские медсестры тоже начали акцию против насильственного возвращения назад в Корею. "Корейский комитет по правам человека для горнорабочих" провел акцию по сбору подписей, в которой приняли 400 из 800 корейских горнорабочих, проживавших в ФРГ. Жестокая кровавая бойня, устроенная в мае 1980 южнокорейским военно-диктаторским режимом в Кванджу против студентов, выступившим за демократизацию страны, оказала также влияние на принятие правительством Германии решения об удовлетворении вышеуказанных требований. Отныне корейские шахтеры были уравнены в правах со всеми иными иностранными рабочими. Проработавшим в Германии более 5 лет гарантировалось право на бессрочное пребывание, прожившим в стране более 8 лет, выдавался вид на постоянное жительство.
После многочисленных протестов были сохранены права на пребывание в Германии 400 корейским горнорабочим. Таким образом, шахтеры составили мужскую основу корейской иммигрантской общины.
165 горнорабочим удалось получить высшее образование при помощи министерства образования, экономического сотрудничества и федерации. 120 корейцев закончили профессионально-технические школы Германии и сделали на этом в Южной Корее профессиональную карьеру. Часть вернувшихся в Корею шахтеров не смогли устроиться на родине и вновь покинули страну, отправившись в США, Саудовскую Аравию и другие страны. Исследователи считают, что ни один вернувшийся из Германии горнорабочий не пошел работать в шахты Южной Кореи.