Ким Герман: другие произведения.

Герман Ким. Из корейцев в японцы (натурализация)

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ким Герман (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Статья: Япония
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


    Герман Ким

    Из корейцев в японцы

    (натурализация)

       Япония всегда стремилась сохранить свою уникальность и не разбавлять чистоту своей моноэтничности какими-либо пришельцами. Лишь в крайних ситуациях правительство привлекало зарубежную рабочую силу. Однако со временем число постоянно проживающих иностранцев стало расти и если в конце 1970 г. их насчитывалось 700 тыс., то сегодня их более 2 миллионов человек. До 80-х годов прошлого века корейцы и айну были единственными национальными меньшинствами, но разница в том, что айну - аборигены, а корейцы - иностранцы. В середине 1990-х годов корейцы составляли и половину всего иностранного населения, но затем их доля резко уменьшилась до одной трети.
       В чем же причины такого резкого сокращения? Если говорить о сравнительных показателях, то они объясняются стремительным притоком китайцев и сейчас, я довольно часто встречаю здесь выходцев из Поднебесной. Новые китайцы стали вторыми по численности иностранцами. Параллельно с ними из Латинской Америки, если не сказать проще - из Бразилии, стали возвращаться "никкейчжин" - этнические японцы, в чем-то схожие с оралманами у нас. Филиппинцы, а точнее филиппинки - это последняя небольшая, но заметная группа иностранцев. Говорят на Хоккайдо много русских, но как я понял в основном это "руссо туристо", моряки и рыболовы. Пребывает вся эта публика из Сахалина или Приморья на пару-тройку дней, а воспоминаний о "публика морале" среди местного населения оставляют на года. В онсенах (онсен - традиционные японские бани на горячих источниках) на входе установлены таблички "Иностранцам вход запрещен", но в виду имеются наши братья-россияне.
       Что касается сокращения корейцев в абсолютной численности, то причины тут разные, от чисто демографических, до политических и экономических. Конечно, корейское население, равно как и японское стало стареть, а количество детей сокращаться. Однако решающим фактором стала натурализация корейцев, то есть их отказ от корейских фамилий, имен, а главное - этнической принадлежности.
       Почему это произошло с "зайнити чосенчжин", а не "чосончжок" в Китае, с нами "коре сарам" или "чемикёпхо" в Америке. Попробую объяснить.
       Я уже не раз слышал, причем от разных людей то, чтобы оставаться корейцем в Японии надо иметь мужество и сильный характер. Внешне неотличимый от японца кореец, для которого родным языком стал японский, следующий всем правилам японского этикета и морали, рожденный в уже третьем поколении будет оставаться в статусе постоянного иностранного резидента, до тех пор он пока не натурализуется. И до пор пока он не откажется от своей корейской фамилии, всех корейских корней и потенциально возможного корейского гражданства, он будет постоянно испытывать неудобства, если не открытую дискриминацию по этническому признаку. Вообще с юридическим статусом "зайнити чосенчжин" непросто разобраться, так как их делят в зависимости от тех или иных обстоятельств на разные категории. Такая неопределенность правового статуса, является ключевой проблемой японских корейцев. К тому же это вопрос стал чрезвычайно политизированным, превратившись в своеобразный камень преткновения в отношениях между Японией, Южной и Северной Кореей.
       Другими причинами смены гражданства и этнической идентичности, явились желание трудоустроиться за ограниченными пределами "этнического бизнеса", преобладание межнациональных браков с японцами, забота о будущем своих детей, размытость чувства этнического самосознания у молодого поколения.
       Сколько же корейцев в Японии прошли натурализацию?
       Данных о количестве подданных корейцами на натурализацию заявок и число прошедших ее документальную процедуру нет. Однако исследователи по семейному праву смогли выявить количество заявлений на изменение корейских фамилий на японские с 1952 по 1999 год, что позволило выявить картину натурализации. Согласно проведенному анализу, в 1952 г. натурализацию прошли всего 232 корейца, далее со временем число принявших японское гражданство корейцев постоянно увеличивалось, о чем свидетельствуют данные таблицы. В архивах министерства здравоохранения сохранился документ, связанный с иммиграционным контролем за 1986 год, в котором приводится таблица с числом натурализовавшихся корейцев в период с 1952 по 1986 год. Мне ее тоже удалось получить и данные эти использую.
       В 1950-1960 гг. японское гражданство принимали в среднем 2-3 тыс. человек в год. Начиная с 1970-х г. число натурализованных корейцев начало увеличиваться и со второй половины десятилетия оно стало составлять ежегодно от 4,5 до 6,0 тыс. человек, увеличившись до 10 тыс. человек во второй половине 1990-х годов. Всего за весь период с 1952 по 1999 год натурализацию прошли 233,920 человек, которые составили 73,6 процентов о всех подавших заявление, то есть отказано было каждому 4-ому. В реальности отказов было еще больше, в особенности на начальном этапе в 1950-60-х годах. От 25 до 50 процентов корейцев не подавали заявления на натурализацию, после прохождения первичного собеседования. Из подавших заявления в 1954-1964 годы минимальная доля натурализовавшихся составила 39 процентов в 1961 г. и максимальная - в 1964 г. - 62 процента.
       Принятие молодыми корейцами японского гражданства продолжается, однако в силу того, что нынешнее поколение школьного возраста состоит в основном из национально-смешанных семей, вопрос постепенно будет снят, ибо некому будет натурализоваться.
       Национально-смешанные браки среди корейцев в 1955 г. составили меньше одной трети всего количества браков, но их доля постоянно росла в и к началу 1970-х годов таковых стало половина. То есть каждый второй "зайнити чосенчжин" вступал в брак (женился или выходил замуж) с японцами. Начиная с середины 70-х годов, число экзогамных браков стало превышать число эндогамных. Среди первого поколения корейцев и японцев экзогамия все еще вызывала неодобрение, т.к. они предпочитали, чтобы их дети вступали в брак с представителями своего этноса. Однако, родители, более не могли влиять на выбор молодого поколения.
       Число корейско-японских браков постоянно увеличивалось и в сущности она свидетельствовала о том, что традиционная антипатия между корейцами и японцами убывала среди послевоенных поколений. Повышение удельного веса этнически-смешанных браков вызвано несколькими факторами. Во-первых, 2-3 поколения корейцев стали относиться с меньшим предубеждением к иной национальности и смешению крови. Во-вторых, большая часть корейцев школьного возраста обучались в японских школах, в результате они более тесно общались с японскими сверстниками, чем между собой. В-третьих, становилось все труднее найти эндогамного партнера по браку, в силу дисперсного характера проживания преимущественно в крупных городах, в которых отсутствовали тесные внутриэтнические связи.
       Новый закон о национальности в Японии от 1985 г. облегчил процедуру и упростил условия приобретения японской национальности для детей рожденных от смешанных браков. Согласно прежнему закону новорожденные автоматически получали национальность отца. По новому закону, они могут получить национальность либо отца, либо матери. Поэтому доля смешанных браков еще более увеличилась и в середине 1990-х годов достигла более 85% процентов. До 1960-х годов большинство национально-смешанных пар составляли мужчины-корейцы и женщины-японкию Однако, начиная с первой половины 1970-х годов женщин-кореянок, вступивших в брак с японскими мужчинами стало больше, нежели корейцев-мужчин, женатых на японках. Чикако Кашивазаки считает, что изменения наступили в конце 1980-х -начале 1990-х годов в связи с упрощением въезда из Южной Кореи в Японию. Среди "новых" корейцев в Японии было много молодых женщин, которые работали в сфере обслуживания и развлечений, где знакомились с японскими мужчинами и выходили за них замуж.
      
       Опубликовано в газете "Коре ильбо".
      
       No   Ким Герман Николаевич, профессор, доктор исторических наук, директор Центра корееведения КазНУ им. аль-Фараби, Республика Казахстан, Алматы, 050012, ул. Амангельды 61а, каб. 200; тел./ факс раб. 7-327- 2674589, сотовый: 7-701-7551494; e-mail: kazgugnk@yahoo.com gerkim@mail.ru; MSN kazgugnk@hotmail.com
          http://www.koryosaram.freenet.kz
         
        No    Prof. Dr. Kim German Nikolaevitch, Director of the Center for Korean Studies Faculty at the Kazakh National University. Republic of Kazakhstan Almaty, 050012,Amangeldy str.61a, Room 200;
       Phone/fax: 7-327-2674589, mobile: 7-701-7551494
       e-mail:kazgugnk@yahoo.com gerkim@mail.ru; MSN kazgugnk@hotmail.com
       http://www.koryosaram.freenet.kz
         
      
      
       К "этническому бизнесу" корейцев в Японии относятся, прежде всего, предприятия относящиеся к "Чхочонрёну" или "Миндану", включающие в себя рестораны, финансовые учреждения, страховые компании, патинко, бары-караоке, торговые фирмы, магазины и т.д. На этих предприятиях работают в основном этнические корейцы и они обслуживают в основном клиентов в своей диаспорной среде.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ким Герман (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Статья: Япония
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка