Ким Герман: другие произведения.

Герман Ким. Корейские студиозы в Японии

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ким Герман (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 11k. Статистика.
  • Статья: Япония
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    Герман Ким

    Корейские студиозы в Японии

      
       Первые корейские студенты появились в Японии через пять лет после подписания японо-корейского договора в 1876 г. Японское правительство подняло вопрос о возможности приезда корейских студентов еще в 1877 г., но это стало возможным только после того, как корейский двор дал в начале 1881 г. согласие на отправку студентов. В июне 1881 г. первая группа корейских студентов, состоявшая из 22 человек, отбыла на учебу в Японию. Корейские юноши из знатных дворянских родов должны были обучаться юриспруденции, военному делу и т.п.
       Японские власти активно поощряли отправку талантливых молодых корейцев на учебу в Японию. Многие известные японские политические и общественные деятели видели в корейских студентах не только основу сильной Кореи, которая стала бы рядом с Японией бастионом против западного мира, но также идеальную возможность сформировать прояпонскую позицию будущих корейских лидеров.
       Важную роль в привлечении корейских студентов в Японию сыграл крупнейший японский просветитель Фукудзава Юкити (1834-1901). Он своим мировоззрением оказал сильное влияние на корейских демократов, проходивших обучение в Японии. Среди корейских последователей Фукудзавы наиболее известен Ким Юк Кюн, который с марта 1882 г. в течение пяти месяцев прожил в доме учителя. Будущий корейский реформатор провел еще полгода, в Токио постоянно встречаясь с Фукудзавой, и занимаясь переводом на корейский язык его программы по модернизации Кореи. Ким Юк Кюн вернулся в Корею с твердым убеждением, что в Корее необходимо провести коренное реформирование традиционного общества. Для подготовки и осуществления важных задач модернизации требовались новые прогрессивно мыслящие лидеры. Такие лидеры должны были проходить обучение за рубежом, поэтому Ким Ок Кюн пришел к выводу о необходимости отправки как можно большего числа корейских студентов в Японию. В 1883 г. группа из сорока корейских студентов прибыла в Японию и зачислена в "Кейо Джиюку". Современное название - университет Кейо, или просто - Кейо. Частное учебное заведение, основанное в 1868 г. Фукудзавой.
       После неудавшегося в декабре 1884 г. дворцового переворота группы корейских реформаторов, проходивших обучение в Японии, резко усилилась прокитайская фракция минского двора в Корее. Часть реформаторов погибла в вооруженных стычках, другие же были заключены в тюрьмы или отправлены в ссылку. В условиях политической зависимости Кореи от цинских властей отправка корейских студентов в Японию прекратилась вплоть до 1895 года.
       После победы Японии над Китаем в войне 1894-1895 гг. и прихода к власти прояпонского марионеточного правительства в Сеуле вопрос об отправке студентов для обучения в Японию вновь встал на повестку дня. Однако пока обсуждались детали вопроса, японцы организовали в октябре 1885 г. убийство королевы Мин, что повлекло за собой немедленное возвращение многих студентов в Корею. Больше половины первых студентов намеревалось завершить учебу в Кейо, но в начале 1896 г. корейское правительство приказало всем оставшимся студентам вернуться на родину. За исключением неудачной попытки возобновить программу для студентов в 1898 г., отправка новых групп была отложена до 1904 г., когда влияние Японии на Корею вновь обрело полную силу. С этого времени японское правительство взяло на себя задачу подготовки корейских студентов, а значимость частных институтов, таких, как Kейо, которые играли важную роль в прошлом, стала резко ослабевать.
       Первая группа корейских студентов прибыла в Токио в ноябре 1904 г., и большинство из них были зачислены на специальные подготовительные курсы в Первую токийскую общеобразовательную школу, одну из самых престижных школ Японии. Атмосфера в школе напоминала военное училище, и любые нарушения дисциплинарного порядка и морального устава школы строго карались. За первый год обучения около половины корейских слушателей были отчислены и заменены другими, вновь прибывшими студентами.
       По мнению японских властей, и в Корее и в Японии ощущалось отсутствие централизованного административного контроля над корейскими студентами, который вызвал рост политической активности в их среде. В январе 1906 г. был создан отдел инспекции корейских студентов. В обязанности инспектора специальным распоряжением японского правительства вменялись контроль за корейскими студентами и составление ежеквартальных отчетов для министерства народного образования об успеваемости и поведении каждого студента. В период между установлением протектората и аннексией Кореи численность корейских студентов в Японии резко увеличилась; и в 1910 г., она составляла более 500 человек, из которых более 90 процентов сами оплачивали учебу.
       Корейское генерал-губернаторство было заинтересовано в специалистах практической и производственной сферы деятельности. Поэтому большинство студентов-стипендиатов были посланы на изучение агрокультуры, медицины, орошения, лесного хозяйства и т.д. Студентов, выбранных в этот период для изучения юриспруденции, политики и экономики не набиралось и десяти человек. В отличие от студентов-стипендиатов, самофинансируемых больше привлекали общественные науки, что отражало интерес к политике, юриспруденции и экономике.
       Приблизительно 40 процентов корейских студентов были включены в школы выше общеобразовательного уровня, в то время как 45 процентов учащихся обучались в подготовительных школах. Высокая пропорция корейских студентов в подготовительных школах объяснялась необходимостью первоначального языкового обучения, а также повышения уровня знаний, до предусмотренных японскими общеобразовательными программами требований.
       Хотя корейские студенты обучались в учебных заведениях разных городов Японии, преобладающая часть была сконцентрирована в Токио. Численность корейских студентов в Токио увеличилась с 362 человек в 1915 г. до 1141 человек в 1921 г., а общее число корейских студентов возросло за этот период соответственно с 481 чел. до 1303 человек. В 1921 г. корейские студенты и учащиеся в японской столице распределялись по типам учебных заведений следующим образом: в университетах - 2 чел., подготовительных курсах университетов - 424, в техникумах - 72, общеобразовательных школах - 99, подготовительных и других школах - 517 человек.
       Корейское студенчество в Японии, несмотря на свою малочисленность, представляло собой наиболее организованную, политически активную и оппозиционно настроенную против японского колониального режима группу корейских иммигрантов. Предвестником мартовского освободительного движения были волнения корейских студентов в Токио в конце 1918 г. 28 декабря нелегальное антияпонское общество корейских студентов в Токио провело собрание, на котором присутствовало свыше 500 человек. В целях конспирации оно именовалось диспутом об ораторском искусстве. Выступавшие предлагали немедленно начать активное движение за независимость и с этой целью направить представителей в Корею и в другие страны для переговоров с видными общественными деятелями.
       В начале февраля 1919 г. более 600 студентов собрались в клубе молодежи в Токио и приняли решение послать декларацию независимости японскому правительству. Несмотря на полицейский надзор, аресты и репрессии, передовая часть корейского студенчества горячо стремилась вести борьбу за независимость своей страны. Об этом гласит декларация корейских студентов, проживавших в Токио, посланная ими в феврале 1919 г. японскому правительству: "Молодежная организация независимости Кореи от имени 20-миллионного корейского народа заявляет всем государствам мира, добившимся свободы и справедливости, о своем стремлении получить независимость."
       Декларация студентов была своего рода ультиматумом японскому правительству: либо независимость, либо непримиримая борьба. "Наша нация хочет путем справедливости обрести свободу. Но если мы этим путем не достигнем успехов, то, оставляя за собой свободу действий, мы будем вести кровавую борьбу, все до последнего человека, за право на существование, за свою независимость. Мы не имеем ни одного солдата. Мы не имеем вооружения. Мы не имеем нужных сил для сопротивления Японии. Но если Япония не удовлетворит справедливых требований нашей нации, то мы объявим против Японии кровавую борьбу на вечные времена."
       При всей своей непоследовательности и двойственности декларация студентов является документом большого значения, выразившим стремление передовых слоев корейской интеллигенции к избавлению от колониального гнета, их готовность активно участвовать в антиимпериалистическом движении. Важными характерными чертами корейских студентов в Японии после подавления движения за независимость 1919 г. явились быстрое распространение пролетарской идеологии и появление левоцентристских организаций, поддерживаемых в ряде случаев японскими идеологами.
       С началом массовой иммиграции корейских рабочих в Японию в 20-30-х гг. студенты составляли уже лишь незначительную долю в общем количестве корейцев в Японии. Так, в 1938г. корейских студентов и учащихся школ насчитывалось, по данным японского министерства внутренних дел, всего 12356 человек из 799878 проживавших в Японии корейцев. А в 1942 г. учащихся было около 300 тысяч человек при общей численности проживавших в Японии корейцев переваливших полуторамиллионную отметку.
       Корейские студенты, прибывшие в Японию в 1930-х гг. со знанием японского языка и более высоким уровнем общеобразовательного образования, показывают иное распределение по типам японских учебных заведений, чем их предшественники. К примеру, в 1935 г. свыше 47 процентов корейских студентов обучались в техникумах, колледжах и университетах, а в 1940 г. этот показатель вырос до 60 процентов.
      
      
       Опубликовано в газете "Коре ильбо".
      
      
       No   Ким Герман Николаевич, профессор, доктор исторических наук, директор Центра корееведения КазНУ им. аль-Фараби, Республика Казахстан, Алматы, 050012, ул. Амангельды 61а, каб. 200; тел./ факс раб. 7-327- 2674589, сотовый: 7-701-7551494; e-mail: kazgugnk@yahoo.com gerkim@mail.ru; MSN kazgugnk@hotmail.com
          http://www.koryosaram.freenet.kz
         
        No    Prof. Dr. Kim German Nikolaevitch, Director of the Center for Korean Studies Faculty at the Kazakh National University. Republic of Kazakhstan Almaty, 050012,Amangeldy str.61a, Room 200;
       Phone/fax: 7-327-2674589, mobile: 7-701-7551494
       e-mail:kazgugnk@yahoo.com gerkim@mail.ru; MSN kazgugnk@hotmail.com
       http://www.koryosaram.freenet.kz
         
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ким Герман (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 11k. Статистика.
  • Статья: Япония
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка