Те, кому доводилось снимать или сниматься в кино, наверняка поддержит мое мнение, что зачастую самые интересные истории происходят именно за кадром, в процессе производства фильмов. И это понятно: в съемках участвуют десятки интереснейших людей, с разными характерами, пристрастиями, судьбами, подчас гораздо более яркими, чем те, которые видит зритель на экране в рамках готовой киноленты. Поэтому общение с участниками кинопроцесса, подчас даже мимолетное, с теми, чьи имена неприметно пробегают в титрах, открывает иногда какую-то новую грань жизни или какой-то новый, неведомый ранее ее нерв... Происходят также ситуации, в которых иногда не знаешь, как себя вести: то ли надо смеяться, то ли плакать, то ли - сразу же садиться за письменный стол, чтобы увековечить их.
Мне посчастливилось участвовать в съемках 3-х фильмов, в качестве статиста, актера массовки и исполнителя главной роли.
И вот что вспоминается...
"Транссибирский экспресс"
Этот фильм снимался на "Казахфильме" в середине 70- годов. Авторы сценария - братья Андрей Михалков - Кончаловский и Никита Михалков. Если кто читал сценарий, помнит, что они развернули действие картины на две серии, и в рамках этих серий у наших исполнителей-корейцев - Олега Ли, Мен Дон Ука, а также Лаврентия Сона - были весьма объемные роли.
Правда, впоследствии, в процессе монтажа картины создатели фильма - в их числе находился и главный режиссер картины Эльдор Уразбаев,- пришли к выводу, что фильм надо ужать до одной серии, перенеся его фабулу в движущийся с Дальнего Востока на Москву поезд.
Впоследствии стало ясно, что это и вправду было оправданное решение: фильм получился динамичным и напряженным, как и положено детективу.
Осенью 1975 года киногруппа с "Казахфильма" приехала в Москву, чтобы отснять несколько эпизодов, связанных, по сценарию, со столицей.
Я тогда учился в аспирантуре в МГУ им. Ломоносова. С Лаврентием Соном, выпускником сценарного факультета ВГИКа и в ту пору, кажется, редактором "Казахфильма", нас связывала искренняя дружба, завязавшаяся еще в Алма-Ате, которая, кстати, продолжается и по сию пору. Так вот, роль начальника японской контрразведки Ямамото писалась братьями Кончаловским и Михалковым именно на Лаврентия: контрразведчик по сценарию был в очках, некрасив, невысок росточком и к тому же хром, как и мой друг. ( Но если кто знает Лаврентия Сона, тот согласится со мной, насколько обманчива внешность: более обаятельного в общении и дружбе человека трудно сыскать).
Ему удалось дозвониться до меня в общежитие в высотном здании МГУ на Ленинских горах (в те времена на каждом этаже стоял телефон, обслуживаемый дежурным; а в сталинские времена, рассказывали университетские ветераны, телефон вообще был в каждой студенческой и аспирантской комнате), и мы условились встретиться на Рижском вокзале, на месте съемок.
Кстати, на Рижском вокзале в советские годы разворачивалось действие очень многих фильмов, чему в немалой степени способствовала архитектура вокзала, и особенно укрытого под крышу, с массивными чугунными стойками, перрона. Советским режиссерам того времени, в связи с лимитом на иностранные экспедиции, приходилось довольствоваться вполне дореволюционным и даже в чем-то зарубежным обликом вокзала,- если того требовал очередной сценарий.
Итак, вынырнув из метро, я шагал по перрону, оглядываясь по сторонам. Ничего, что бы говорило о готовящихся съемках, не было и в помине. Ну, там, осветителей с аппаратурой, оператора с камерой, ассистентов, актеров, режиссера с "матюгальником"...
Перрон был, что называется, девственно пуст, и по нему рысцой бежал мне навстречу Серик Бекмаханов, как впоследствии оказалось, второй режиссер картины. Мы с ним были шапочно знакомы по учебе в Казахском университете. Отец его, кстати, был известнейшим в Казахстане ученым, автором учебника казахского языка, который изучали во всех школах республики. Правда, мало кто из нас - моих соклассников и однокашников - мог похвастаться в ту пору знанием языка Абая...
К сожалению, как теперь очевидно.
Так вот, увидев меня, Серик бросился ко мне и, будто мы с ним расстались только вчера, или же являемся закадычными друзьями, совершенно по - свойски, с радостью закричал:
- Здорово! Как дела?
- Нормально,- ответил я.- Слушай, Серик, мне Лаврентий Сон сказал, что здесь будет сниматься кино.
- Будет-будет, тебя ждем!- продолжал исторгать из себя радость и дружелюбие Серик.
Согласитесь, услышать это было лестно... Хотя и не совсем понятно. Однако разъяснения последовали тут же:
- Слушай, нам нужны сейчас статисты. Ну, понимаешь, вот там должны стоять японские солдаты с винтовками.
- Серик, я при всем желании не смогу изобразить японских солдат, находясь в единственном числе,- возразил я. - Тут тебе нужен многоликий Будда.
- Не нужен никакой Будда. Хотя бы один солдат... Выручай, а? А то меня Эльдор убьет! Где я ему взвод азиатов в Москве найду?
В этом он был прав. Это сейчас их в Москве пруд-пруди - китайцев, вьетнамцев, корейцев, узбеков, таджиков, киргизов - а тогда, в середине 70-х годов в Москве их было раз-два и обчелся. Во всяком случае, в окрестностях Рижского вокзала на тот момент наблюдался только "раз"... В моем лице.
- Ну, ладно...Что надо делать?
- Иди вон к тому вагончику,- обрадовался киношник,- скажи костюмерше, что я тебя послал, пусть она тебя оденет в форму! А я через 10 минут прибегу,- Серик облегченно вздохнул и снова рысцой куда-то побежал.
Я пошагал в указанном Сериком направлении и тут столкнулся со своим другом Лаврентием и известным актером Олегом Ли, вышедшими из здания вокзала. Они были в игровых костюмах. Лаврентий, помнится, в сером клетчатом пиджаке, темных брюках, с тростью в руках и щегольском котелке на голове,- ну вылитый контрразведчик!
- Привет!- мы обнялись.
- Ты куда?- спросил Лаврентий.
- Да вот, Серик Бекмаханов попросил помочь. Японского солдата изобразить.
- Давай, помоги,- отозвался друг.- А то у нас жуткая ситуация: корейский театр не отпустил своих актеров в Москву, и в массовке просто некого снимать. Вон туда иди,- показал рукой Ларик на видневшийся невдалеке передвижной вагончик. - А потом мы здесь встретимся.
Я вошел в вагончик, в котором, как мне показалось, только меня одного и ждали... Во всяком случае, костюмерша сразу набросилась на меня:
- Здравствуйте! Вы от Серика? Давайте, побыстрее раздевайтесь и надевайте вот эту форму!
Она подала мне брюки и гимнастерку. Я зашел за ширму.
Приятно, черт побери, чувствовать себя нужным человеком...
- У Вас какой размер ноги?- заботливо спросила костюмерша.
- 41-й, - отозвался я.
- Так, что у нас с обувью... Вот, есть 42-й... Вам подойдет!
Ботинки иностранного армейского образца шлепнулись у моих ног.
В это время двери в вагончике скрипнули, кто-то, неведомый мне, вошел, вызвав со стороны костюмерши поток слов с совершенно елейной интонацией:
- Спасибо, Тамарочка!- раздался до боли знакомый голос, и за ширму вошел, держа на плечиках костюм, Олег Павлович Табаков.
Тогда ему было аккурат 40 лет. Он находился в расцвете славы, популярности; волны обожания, особенно со стороны женской половины СССР, захлестывали его со всех сторон. Но, он, как шла молва, был стоек и непоколебим в своей единственной привязанности.
Скользнув по мне приветливым взглядом, он вежливо поздоровался:
- Здравствуйте!
- Здравствуйте,- оробело поклонился я.
Далее шел процесс моего совместного со знаменитым артистом раздевания и переодевания, о котором, наверное, случись это сегодня и будь на моем месте некий бессовестный журналюга или папарацци, наверняка не удержался бы и красочно поведал миру о цвете маек и трусов Олега Павловича.
Но, слава богу, действие происходило в 1975 году, низменного интереса к нижнему белью со стороны газетчиков еще не наблюдалось, а уж с моей стороны, как аспиранта МГУ, тем более.
Олег Павлович переоделся первым и первым же, прощально кивнув мне, вышел из-за ширмы, в то время как я возился со шнуровкой на ботинках.
- Олег Павлович, позвольте, я Вам тут поправлю,- снова защебетала костюмерша, и спустя несколько мгновений послышался голос Олега Павловича, от которого, я думаю, костюмерша вся истаяла:
- Спасибо, голубушка-Тамарочка...
Двери открылись, и знаменитый актер покинул вагончик.
Я вышел из-за ширмы, и в это время влетел Серик Бекмаханов:
- Ну, как?
Он оглядел меня и задумчиво сказал:
- В общем и целом... Вот только волосы надо подстричь.
Это был удар ниже пояса. Поскольку, как помнят люди моего поколения, СССР в ту пору накрыла волна всеобщего поклонения перед английским "БИТЛЗ", граничащая с помешательством по поводу не только битловских песен и мелодий, но и длины волос. Значительная часть мужского населения Советского Союза в тот период времени была "долгогрива аки дива", считая свои свисающие по плечам волосы чуть ли не главным мужским достоинством... Что же касается наиболее продвинутой части молодежи, например, учащейся в МГУ, то в ее среде длина волос, скорее всего, олицетворялась с неким вольнододумством, а может быть даже с диссидентством...
Затронуло сие поветрие и автора этих строк. Во всяком случае, отращивая в аспирантские годы свои волосы, я вспоминал о своей юности, когда это было категорически невозможно из-за господствующего коротковолосого стандарта...
Так вот, услышав слова Серика, я дрогнул.
- Серик, ты что?! Неужели ты думаешь, что из-за одного эпизода... Даже не эпизода, а... В общем, этого не будет!- решительно заявил я.
- Старик, искусство требует жертв,- попытался изложить свой довод Серик.
Но я прервал его:
- Серик, не уговаривай!
Но не таков был Бекмаханов, чтобы отступить. К этому его обязывала должность второго режиссера, которая, как многие знают, в том и состоит, чтобы преодолевать трудности, постоянно возникающие в кино:
- Старик, ты посмотри на себя в зеркало? Ты думаешь, в Японии были солдаты с такими гривами?- возопил он, нахлобучив на меня некое подобие японского военного головного убора.
Из зеркала на Серика, парикмахера-гримершу и костюмершу смотрел хиппи.
- Старик,- продолжал изыскивать новые доводы Серик,- ты пойми... Один съемочный день "Казахфильму" обходится в 15 тысяч рублей! Все там тебя ждут! А ты?!
Он еще много чего говорил...
Я был непоколебим.
Серик рвал и метал, взывал к моему патриотизму (все - таки я родился в Казахстане)...
А убедил меня все-таки не он, а парикмахер- гримерша - в годах женщина- казашка, которая просто сказала:
- Знаете, волосы - не зубы, они же отрастут...
Она сразила меня наповал своей безусловной правотой.
- Ладно, режьте,- отчаянно взмахнул я рукой.
Резво застрекотала машинка, и спустя каких-то 30-40 секунд на окружающих растерянно стал взирать ну чисто злобный милитарист-япошка, строящий коварные планы против молодой Советской республики...
Кстати, с тех пор я как-то внутренне совершенно успокоился по поводу длины волос, осознав простую истину, преподанную той женщиной - гримершей с "Казахфильма":
- Волосы - не зубы...
Совершенно преображенный я, с макетом ружья времен Очакова и покоренья Крыма в руках, вышел, сопровождаемый Сериком, из вагончика, и мы с ним зашагали к месту съемок. За то время, что мы провозились с моим переодеванием и подгонкой внешности, на железнодорожный путь встал видавший виды паровоз с прицепленными к нему тремя вагонами, на перроне появились все атрибуты, сопровождающие съемки: аппаратура, ассистенты, актеры...
- Ты вот здесь встань,- сказал мне Серик,- а я тебя потом позову.
И убежал.
Из здания вокзала вышли, о чем - то разговаривая, Нонна Терентьева, Олег Табаков, Эльдор Уразбаев, Лаврентий Сон.
Было видно, как Эльдор Уразбаев дает распоряжения Серику, и тот бежит к машинисту паровоза, выглянувшему из своей кабины.
Лаврентий взобрался на подножку поезда.
- Нет, Ларион,- крикнул ему главный режиссер,- ты зайди в глубь, а потом будешь оттуда спускаться!
Лаврентий вошел в тамбур вагона.
Кстати, как потом оказалось, раньше это был личный вагон Л.П.Берии. В нем наличествовало все, что приличествовало его статусу в СССР: кухня, столовая, спальня, ванная, кабинет, комнаты для охраны, секретарей, связистов. В середине 70-х годов вагон был приписан то ли к начальнику Московской железной дороги, то ли к замминистра Союза. В картине зрители впоследствии могли увидеть внутреннее устройство этого вагона. Как его удалось киношникам взять в аренду у высокого железнодорожного начальства, об этом, наверное, теперь ведает только Серик Бекмаханов...
Но вернемся к съемкам.
- Олег, Нонна, - говорил Эльдор Уразбаев актерам,- Вы почтительно встречаете Лаврентия.- Все-таки своим приездом Вас почтил сам шеф японской контрразведки... Как его...
...Впоследствии эти кадры я увидел в картине в качестве подтитрового фона в самом начале фильма: Лаврентий, то есть, по сценарию, шеф японской контрразведки Ямамото, спускается со ступенек вагона, Табаков почтительно подает ему руку, подхалимски - напряженно улыбается Нонна Терентьева.
Всего - то 10-15 секунд...
- Снято! - произнес Эльдор Уразбаев. - Спасибо всем! На сегодня все!
- Спасибо всем, на сегодня съемки закончены! - продублировал слова главного второй режиссер Серик Бекмаханов в "матюгальник".
Народ бодро стал разбегаться в разные стороны: осветители потащили аппаратуру, операторы - камеры, художники - реквизит.
Вы, конечно, понимаете, каково было мое состояние - "японского солдата с ружьем", обритого ради казахского киноискусства практически наголо?..
- Серик!- отчаянно закричал я.
Он оглянулся, остановился и виновато развел руки.
- Старик, извини...
Из правды слов не выкинешь...
Лысый, я пошел потом с Лариком в ресторан, где с горя напился и поклялся больше никогда не сниматься в кино.
Но выполнить это обещание оказалось невозможно...
" Тайны мадам Вонг"!
Вообще-то, "Тайны мадам Вонг" была третьей и последней моей картиной, в которой мне довелось принимать участие. Однако я позволю себе нарушить последовательность событий, дабы читатель не подумал, что искусство всегда связано только с жертвами, как в предыдущем случае. Подчас оно приносит те или иные, маленькие или большие удовольствия.
Представьте себе: 3-е сентября 1981 года, я работаю преподавателем в Московском текстильном институте. Собственно, применительно к указанной выше дате нельзя сказать, что я работаю: студентов нашего института отправили на картошку и, следовательно, как таковой работы в виде лекций и семинарских занятий нет.
Кстати, я недавно поинтересовался и узнал, что в сегодняшних капиталистических условиях студенты уже лишены возможности дышать в сентябре чистым деревенским воздухом, испытывать романтику будней на картофельных и иных полях, обниматься и целоваться с девчонками в сельских условиях...
Что остается по этому поводу сказать? Нам искренне жаль Вас, потомки!
Так вот, аккурат в указанный день в моей квартире раздался из Крыма звонок от Леши Григорьева, в ту пору подвизавшегося в роли ассистента киностудии "Казахфильм".
Он весьма эмоционально сообщил о том, что такой-сякой алма-атинский корейский театр опять не отпустил своих драгоценных, ну прямо-таки на вес золота актеров на начавшиеся съемки эпохального фильма "Тайны мадам Вонг", а посему казахское кино в его лице слезно обращается с просьбой выручить и поучаствовать кинопроизводстве, которое проходит в Крыму, в окрестностях Судака.
- Леша, я не могу, у меня занятия в институте, - заикнулся было я.
Но Григорьев, наверное, был хорошим учеником Серика Бекмаханова и гримерши с " Казахфильма " , потому что тоже нашел слова, которые сразу проникли в мои душу и сердце:
- Старик, здесь такая чудная погода... Бархатный сезон...
Почувствовав в моем молчании возникшее в его пользу сомнение, он продолжил:
- На недельку... Билет туда-обратно... Гостиница оплачена... Суточные... Плюс за каждый съемочный день... В Симферополе встречу...
Было такое ощущение, что в его лице слились Серик Бекмаханов и казахская гримерша - настолько все было убедительно...
- Все!- закричал я в трубку,- жди меня через 3 дня, я вырвусь, чего бы это мне ни стоило!
- Прихвати с собой еще 3-х-4-х корейцев, а? На тех же условиях,- присовокупил Леша.- Для массовки. Очень нужно...
- Ладно, я постараюсь,- не совсем уверенно сказал я и положил трубку.
Памятуя о предыдущем опыте, когда меня обрили, но так и не сняли, я сразу же подумал, что, действительно, в Крым надо лететь целой компанией! Если обреют
всех, то уж потом не посмеют не отснять! Уж тогда-то коллективом бритоголовых мы сможем постоять за себя!
...Не буду рассказывать о том, как я исхитрился устроить в своем институте нелегальный отпуск, замаскировав его срочной научной работой в архиве,- это неинтересно. Интересно то, что, как оказалось после моих звонков знакомым московским корейцам, все они были киноманами и страстно хотели сняться в кино на перечисленных выше условиях! И если бы не работа или учеба, если бы не отгулянный уже отпуск, если бы не другие абы да кабы, то - непременно и только в кино, и никаких гвоздей!
Таким образом, из круга родственников, друзей, знакомых выявился только один счастливчик, у которого совпали все мыслимые и немыслимые благоприятные факторы, как-то: очередной трудовой отпуск, отсутствие профсоюзной путевки, внутренняя потребность омыть свое тело в водах Крыма или Сочи, а также... согласие жены отпустить его под моим присмотром в пучину киноискусства.
Так мы с Игорем Хегаем оказались в Крыму, и все было так, как излагал змей-искуситель Леша Григорьев: встреча в аэропорту Симферополя, гостиничный номер, бархатный сезон, яркое солнце во все небо, фрукты, вино, теплое море, суточные и так далее и так прочее.
Если кто видел упомянутую выше картину, то он вспомнит: в главной роли снимался серебряный призер Олимпийских игр и чемпион Европы по боксу Серик Конакбаев, в других ролях - Ирина Мирошниченко, Армен Джигарханян, Александр Абдулов...
В качестве второго режиссера на картине работал Цой Гук Ин. Приехавший во ВГИК из КНДР в 50-е годы, а затем оставшийся в СССР, он принадлежал к группе тех северных корейцев, которые по политическим причинам не вернулись на Родину: Хо Дин, Ли Дин, Хан Дин, Мен Дон Ук, Ян Вон Сик...
Худощавый, если не сказать, стройный как кипарис, Цой Гук Ин - сонсэнним в свои 60 с чем-то лет был легок, спортивен (во всяком случае, в ходе наших экскурсий по горам и по окрестностям знаменитой крепости в Судаке, он, продолжая пыхать неизменной сигаретой, не проявлял никаких признаков одышки), остроумен, глубок, тонок и мудр, как и положено восточному человеку.
Именно он, кстати, рассказал нам легенду о том, как был изобретен корейский алфавит. Впоследствии, неоднократно передавая эту легенду своим русским друзьям и знакомым, я встречал с их стороны неподдельное восхищение, мол, как ярко, доходчиво и зримо предстает корейская письменность...
- Поздней лунной ночью,- рассказывал Цой Гук Ин - сонсэнним,- один мудрец лежал в своей фанзе и смотрел в окно... Представляете себе окно?
Мы с Игорем кивали головами. Тут уж полным идиотом нужно быть, чтобы не представить себе окно, не правда ли?
Но Цой Гук Ин - сонсэнним прутиком для наглядности все же нарисовал окно, чем, как очевидно, выказал неполную уверенность в наших умственных возможностях.
- И вот в это окно заглянула полная луна,- продолжал рассказывать и чертить на песке наш уважаемый сонсэнним.
Нарисовав кружок в одной из клеток воображаемого окна, он победно взглянул на нас:
- Той ночью и родился корейский алфавит!
Признаться, его заключительная фраза нас поставила в тупик, потому что все же своим умом дойти до полного уяснения слагаемых корейской письменности на примере окошка, в которое заглянула луна, мы не смогли. Сколько ни смотрели на песок...
И тогда наш сонсэнним стал выводить отдельные элементы окна:
- Это буква...
Так он показал нам все буквы корейского алфавита.
Можете представить себе нашу радость! Мы почувствовали себя словно посвященными в святая святых корейской письменности!
- Как видите,- заключил свой урок Цой Гук Ин - сонсэнним,- окошко в корейской фанзе - это окно в мир знаний!
Впоследствии, учась в Корее родному языку, я рассказал о рассказанной им легенде своим корейским преподавателям.
Они восхищенно поцокали языками:
- Тьомари, адю тями- иссымнида!
...Так мы проводили в Судаке свое время: познавая новое, но и не забывая о мудром правиле - приехал на море, используй его прелести на все 100 процентов!
На исходе четвертого или пятого дня я спохватился: "А что же я скажу руководству кафедры по поводу своего черноморского загара? Это в каком таком московском архиве я его заработал?!"
Пришлось ограничить водные и воздушные процедуры. Да и вообще, надо было уже думать о возвращении в Москву.
...Сейчас, оглядываясь назад, кинематографисты того, советского, так сказать, разлива, продолжающие работать в нынешнем кино, вздыхают:
- Да, тогда была лафа, которую мы не понимали и не ценили...
На своем примере могу подтвердить: прожить в бархатный сезон в Крыму, на полном государственном обеспечении, 5 дней, не будучи занятым в съемках, а просто отдыхая, купаясь, читая, посещая музеи, кинотеатры, танцплощадки, при этом получая суточные... Где еще такое было возможно? Только в советском кинематографе!
Ну, может быть еще в каких-то сферах, о которых знают представители прежней номенклатуры...
- Хорошего должно быть помаленьку,- сказал я Леше Григорьеву на исходе пятого дня полнейшего удовольствия,- ты просил меня приехать на неделю, так вот послезавтра истекает мой срок.
- Старик,- взмолился он, - ну, побудь еще, а? Ну, разве не кайф вокруг, а?
- Леша, не уговаривай. Меня с работы выпрут за прогул. Я на неделю договорился.
Видимо, на ежевечерней планерке с главным режиссером фильма Леша изложил свое видение использования членов массовки. В результате утром
раздался крик ассистента по актерам:
- Где наши два корейца! Попрошу в костюмерную! И потом - на корабль!
...И начались съемки!
Если читатель думает, что снимали нас, двух корейцев, то он сильно ошибается.
На корабле, в который в составе киногруппы загрузились, наконец, и мы с Игорем, снимали, конечно, Серика Конакбаева, Армена Джигарханяна, Ирину Мирошниченко, каскадеров, изображавших из себя свирепых бандитов...
Вначале наблюдать это бывает интересно, однако от дубля к дублю все начинает приедаться, и в таких ситуациях обычно незанятые в съемках актеры предпочитают занимать места в кафе, или на диванчиках, ведя разговоры на тему " Бойцы вспоминают минувшие дни"...
Что не относилось, конечно, к Игорю Хегаю, бойцу в кино молодому и необстрелянному, которому буквально все было интересно, отчего он постоянно торчал на съемочной площадке.
Так вот, то ли Игорь так сильно намозолил глаза главному режиссеру, то ли и в самом деле пришла наша пора, но руководитель съемок вспомнил и перед очередным кадром закричал:
- Где там два корейца?
Надо было видеть, как взволновался Игорь... Глядя на него, я вспомнил свое состояние, когда на Чукотке встал перед камерой, чтобы отсняться в своем первом кадре в фильме "След росомахи"... Накануне назубок выученная роль вылетела из головы, стоило прозвучать сакраментальному:
- ...Кадр первый! Мотор! Начали!
То же самое происходило и с Игорем... На свой, конечно, лад.
Нам вручили по макету израильского автомата "Узи", посадили на катер и повезли на берег. Высадив нас и приказав подняться на скалу, ассистент стал орать в " матюгальник" главному оператору Игорю Вовнянко:
- Игорь, посмотри, так нормально?
До корабля, на котором разворачивалось основное действие, было метров 100.
Главный оператор помахал рукой и до нас донеслось:
- Пойдет...
- Вот так и стойте,- продублировал команду оператора ассистент и укрылся за валуном.
Видимо, волнение в Игоре Хегае достигло своего апогея, и он дрогнувшим голосом спросил меня:
- Если я автомат вот так возьму, как думаешь, будет нормально?
- Как к тебе удобно, так и держи,- сказал я. - Оттуда все равно не видно.
- Я вот так буду держать,- заявил Игорь, перехватив автомат и наставив его грозно на корабль.
Что там происходило на палубе, мы, конечно, не видели. Через десять минут нашего стояния на скале с корабля донесся удовлетворенный голос режиссера:
- Снято!
Ассистент высунулся из-за валуна:
- Ребята, спускайтесь, садимся на катер.
-Это все?- изумился Игорь Хегай.
- Все, Игорек, поздравляю тебя с дебютом,- отозвался я.
До сих пор корю себя за то, что не удержался и с высоты своего киношного опыта все же нарушил торжественность момента... Я сказал Игорю:
- Действие происходит на переднем плане, но для глубины изображения нужно, чтобы что-то имелось и на заднем плане... На языке операторов это называется "мусор в кадре"...
Игорь ничего не ответил и начал спускаться со скалы...
...На этом, собственно, закончилось мое участие в фильме "Тайны Мадам Вонг". На следующий день я получил расчет и улетел в Москву. Поскольку у Игоря отпуск составлял 24 дня, он пробыл до конца экспедиции в Крыму и продолжал совмещать полноценный отдых с эпизодическими съемками.
... Но это был еще не конец киноэпопеи...
Где-то в конце октября в моей квартире раздался звонок. Звонила некая девушка Гуля, заменившая Лешу Григорьева и сообщившая, что руководство группы убедительно просит меня принять участие в досъемках картины, которые будут происходить на "Мосфильме", начиная с 19.00.
- Правда, ведь это же очень удобно?- щебетала она в трубку.- Вы закончите работу, а потом часика на 2 -3 заглянете к нам...
- Девушка, Вы меня извините,- прервал ее я. - Я снимался на "Ленфильме", в главной роли, и знаю, что такое в кино 2-3 часика...
- Понимаю,- упала духом девушка,- тогда Вы действительно все знаете...
Я уже неоднократно говорил о том, что работа в кино формирует массу положительных качеств, такие как настойчивость, умение найти нужный тон, убедить собеседника, вызвать в нем необходимую тебе реакцию.
Та девушка не случайно заменила Лешу Григорьева.
В общем, через полчаса я выложил ей все домашние и служебные телефоны знакомых мне корейцев, живших в Москве.
Девушка поблагодарила меня и, после паузы, снова вернулась к попытке склонить меня к участию в сьемках. Профессионал, что и говорить, подумал я, и совершенно металлическим голосом дал ей решительный отлуп.
...Последующие перипетии, происходившие на "Мосфильме", доносились до меня опосредованно. То я узнавал, что участвующие в съемках московские корейцы объявили забастовки, локауты в связи непосильным ночным трудом... Потом стало известно, что в ходе борьбы за свои права им удалось добиться победы в виде повышения оплаты, и съемки возобновились... (Заметьте, все это происходило задолго до польской "Солидарности"...). Затем на меня стали дуться родственники, поскольку свояк Игорь практически перестал ночевать дома, чем весьма и весьма озадачил свою супругу, так, по-моему, до конца и не поверившую, что павильонные съемки на "Мосфильме" действительно длятся до 4-5 утра... Дело чуть было не дошло до развода.
В те полтора-два месяца, засыпая в своей постели, я думал о том, какая великая вещь - опыт! Не будь его, я бы сейчас тоже парился на "Мосфильме" в ожидании той самой пресловутой команды:
- Внимание! Мотор! Начали!
...Все когда-то приходит к своему концу. Логическому или нелогическому, но приходит. Закончились и съемки "...Мадам Вонг", и многострадальная студия "Казахфильм", зарекшись, как мне довелось слышать, на будущее связываться с пиратскими сценариями, действие которых разворачивается не в привольной казахской степи, а на зыбком и крайне затратном для кинобюджета море, ушла вначале в монтажный период, потом в озвучание, потом, вроде бы снова в досъемки, а далее снова в монтажный период и переозвучание.
Но так или иначе, осенью того же года в кинотеатре "Россия" на Пушкинской площади была устроена премьера фильма "Тайны мадам Вонг". Умиротворенные московские корейцы, снявшиеся с моей легкой руки в картине, позвали на премьеру. И мы с женой, конечно, пошли.
В те времена премьеры устраивались не так помпезно, как сегодня. Не было никаких ковровых дорожек, фейерверк не взлетал над головами, папарацци не вились вокруг актеров и режиссеров и телекамеры не следили за каждым их шагом.
Было все по- советски: скромно, буднично: встретились у памятника Александру Сергеевичу Пушкину, пожали друг другу руки, да и пошли себе в кинозал. Там послушали короткую речь главного режиссера, похлопали ему, подивились отсутствию исполнителей главных ролей - и погрузились во тьму...
Фильм начался, и по экрану потекло изображение... Вы, конечно, понимаете, что основное внимание нашей компании было занято фиксацией в картине друзей, родственников и знакомых, и в темноте то и дело раздавались восторги:
- Вон, Игорь... А вон - Слава... Витя... Веня... А вон Вадик...
- Сейчас буду я,- наклонился я к жене.
- Где-где? - вскинулась она.
На первом плане шла драка между бандитами и Сериком Конакбаевым...
А на заднем плане в 3-секудном кадре я все-таки успел увидеть нас с Игорем.
В белых штанах и коричневых рубашках, с автоматами наперевес.
Крошечные фигурки на скале...
На сленге кинооператоров, "мусор в кадре".
По "Следу росомахи"...
( Почти документальная повесть )
...Когда впоследствии меня спрашивали люди, не видевшие картины, кого же я сыграл в фильме "След росомахи", я всегда отвечал:
- Не кого, а что.
Обычно наступала пауза, а потом следовал недоуменный вопрос:
- В каком смысле?
- В том смысле, что я играл след...
Люди, конечно, улыбались моей шутке. Но, как известно, в каждой шутке есть доля правды. Во всяком случае, было бы странно, если бы я, или кто-нибудь другой на моем месте, приступая к съемкам, не имел бы этой тайной и сладостной цели - оставить СЛЕД в искусстве...
А тут я тоже шучу. Никакой такой цели у меня не было, в чем можно убедиться, прочитав нижеследующее:
" Ты не понимаешь..."
Именно так заявил мне мой друг Лаврентий Сон, узнав, что из полутора десятков кандидатов на главную роль в фильме "След росомахи" режиссер остановился на мне.
В полном объеме эта фраза звучала так:
- Ты не понимаешь, что бы это значило для профессионального актера, для его самоощущения, его творческой биографии. Ведь его этому учили, он к этому всю жизнь стремится, он для этого живет! А для тебя это... Забава, приключение...
Лаврентий с сожалением смотрел на меня.
Признаться, после его слов я почувствовал себя виноватым, поскольку, получалось, занял чье-то место...
Собственно говоря, для меня история с приглашением в кино и в самом деле начиналась как игра, как простое приключение.
Где-то в конце февраля 1976 года на ступенях клубной части высотного здания МГУ им. Ломоносова меня хватает за руку женщина в годах, одетая, сколько помнится, в коричневую цигейковую шубу и ондатровую шапку, с крайне несвоевременным для меня вопросом:
- Молодой человек, Вы не хотите сняться в кино?
Как вы знаете, в мире есть тысячи людей, в первую очередь, конечно, женского пола, кто был бы счастлив услышать этот вопрос, на который у них готов однозначно-троекратный ответ:
- Да! Да!! Да!!!
У меня же и в самых дальних мыслях такого желания не было. Будучи аспирантом, я в то время находился, что называется, на выходе: до конца аспирантуры оставалось каких-то 9 месяцев, и за это время надо было успеть опубликовать статью, закончить написание диссертации, подготовку автореферата и так далее...
- Простите, нет, не хочу,- ответил я женщине.
Софья Михайловна Барадэн, как выяснилось, ассистент киностудии "Ленфильм", нисколько не уступала казахским коллегам по хватке, напористости и умению соблазнять.
- А Вы в Лениграде были?- вкрадчиво спросила она. - В Эрмитаже, Русском музее, Петропавловской крепости?
Откуда она знала, что это мое слабое место, а?.. Не был, но собирался, и как раз в наступившем году. Все это промелькнуло у меня в голове, а она, словно прочитав мои мысли, продолжила развивать систему соблазнов:
- Всего-то на три дня... В первый день пройдете пробы, а потом все музеи и достопримечательности Ленинграда в Вашем распоряжении. Гостиницу мы Вам снимем на три дня, оплатим, так же, как и проезд туда-обратно. Получите суточные, а также и за съемки на пробах, по тарифу актера первой категории.