Целенаправленная информационно-психологическая работа США со СМИ привела к тому, что большинство не только рядовых граждан, но и значительная часть политического бомонда пребывают в убеждении, что единственная причина нынешней напряженности на Корейском полуострове - безумное желание агрессивного, непредсказуемого диктатора Ким Чен Ира обзавестись вдобавок к миллионной армии еще и ядерным оружием для того, чтобы угрожать соседям и возможно, даже завоевать процветающий Юг Кореи. Тем более что его отец Ким Ир Сен в начале 50-х именно это и пытался сделать. Решение по этой логике лежит на поверхности: навалиться "всем миром" на опасного авантюриста и шантажиста, вырвать у него не только "ядерное жало", но и химическое, биологическое и прочее оружие. Так США позиционируют себя в данном конфликте, пытаясь вербовать сторонников.
Вроде бы логично. А вот что дальше? Оставить диктатора в покое? По демонстрируемой в Ираке американской логике - это полумера: мириться с существованием уже поставленного на колени тоталитарного режима нельзя - надо дать угнетенному народу свободу и демократию (правда, может быть, не срочно - нефти, к счастью для Северной Кореи, там пока не найдено). Никто пока не говорит впрямую, что это неизбежно приведет не только к падению нынешнего режима, но и к исчезновению северокорейской государственности как таковой - поглощению Севера Югом. Но зато тогда, наконец, настанет на Корейском полуострове тишь да благодать.
У людей, внимательно - и не только по американским учебникам - изучавших историю вообще и корейскую в особенности такой благостный сценарий вызывает определенный скепсис. Ядерный кризис возник не сам по себе, а как следствие неурегулированности коренных вопросов международного устройства в Корее - он высветил отсутствие простых развязок узла, запутанного всей историей раскола Кореи, полувековым противоборством социальных систем и американо-северокорейской конфронтации.
"Простые рецепты" не учитывают того, что после второй мировой войны на основе единой (впрочем, всегда раздиравшейся региональными противоречиями) корейской нации сформировались не просто два государства - две различных цивилизации. А может быть, надо уже вести речь о двух корейских этносах. Схожего, базирующегося на национальных традициях в северо- и южно-корейском социумах хорошо если процентов двадцать-тридцать. А все остальное - чуждое и непонятное друг для друга. Готовы ли двадцать с лишним миллионов северокорейцев к радикальным переменам, можно ли рассчитывать на их покорность южнокорейским "господам"? Готова ли Южная Корея немедленно взять на себя ответственность за их судьбу ценой немалых экономических потерь? Уживутся ли они в одном государстве, не приведут ли межрегиональные и социальные конфликты к вялотекущей гражданской войне? Как все это скажется на международной безопасности в этом непростом регионе, где пересекаются интересы США, Японии, Китая, России?
Короче говоря, прежде чем начать раскручивать клубок, дернув за ядерную "ниточку", надо четко и недвусмысленно ответить на принципиальный вопрос - мы за одномоментное исчезновение КНДР или против? В этом и состоит подоплека "ядерного спора", здесь проходит водораздел между позициями различных государств, вовлеченных в него. Только проанализировав всю совокупность этих проблем, можно сказать - будет война на Корейском полуострове или нет.
"Чучхейская" специфика
Посмотрим объективно, что такое сегодняшняя Северная Корея и каковы ее цели. КНДР сегодня - страна с отсталой замкнутой полуразрушенной экономикой и жестким политическим режимом, базирующемся не столько на марксистcко-ленинских коммунистических принципах, сколько на конфуцианско-феодальной традиции и национализме. Следствие - закрытость и изолированность северокорейского общества, живущего по своим, во многом знакомым поколению советских людей тридцатых годов, законам, помноженным на восточное преклонение перед носителями высшей власти Сама эта власть правит архаическими административно-командными методами без опоры на современные политтехнологии, речи о свободе и правах человека тут лучше не заводить. Страна нищая из-за отсутствия ресурсов и нерациональной структуры экономики. Однако если сравнивать разрыв в образе и уровне жизни между высшими чиновниками КНДР и рядовыми корейцами и, с другой стороны, между средней руки российским олигархом и населением депрессивной глубинки, то, как говорится, еще вопрос, где эта разница и потенциал социального конфликта больше. Общество вполне пригодно к модернизации, если ему будет предложен разумный курс.
Опасна ли КНДР для соседей, вынашивает ли она захватнические замыслы? Не говоря уже о том, что за всю тысячелетнюю историю корейцы не разу не пытались кого-то завоевать, никаких причин для агрессии (например, попытка навязать свою идеологию, захватить территорию или экономические ресурсы) и ни малейших шансов на победу у КНДР нет. Вся "военно-ориентированная" риторика и милитаризация, столь поражающие воображение заезжих журналистов и мирных западных обывателей, подчинены лишь стремлению обеспечить жесткий контроль над обществом и отпугнуть возможных агрессоров. Если Ким Ир Сен и мог питать иллюзии о насильственном объединении Кореи (испытывая глубокий комплекс из-за неудачи в войне 50-х), то Ким Чен Ир и его окружение думают только о самосохранении.
Комфортно ли жить в такой стране? Вряд ли, и не только из-за нищеты, но и из-за отсутствия элементарной свободы. Лучше было ли бы для прогресса человечества, если бы порядки в ней стали более цивилизованны и ориентированы на интересы личности? Трудно, не покривив душой, ответить на этот вопрос отрицательно (даже помня о том, что в восточном, конфуцианском понимании свобода личности - даже в той же Южной Корее - гораздо уже, чем в западном). Каковы варианты достижения этого? Если считать, что нынешний застой рано или поздно должен разрешиться выходом из тупика, их по сути два- эволюционный и революционный.
Эволюционный путь, оказавшийся невозможным в соцстранах Европы, не является чем-то непредставимым в КНДР именно потому, что эта страна - не социалистическая по сути, а бюрократически-монархическая. Перемены могут включать ползучую приватизацию с благословения высшей власти основными властными структурами - армейскими, спецслужбами, партийными, местными - госсобственности и создании хозяйственных конгломератов - своего рода северокорейских "чэболей". Они при сохранении авторитарного абсолютистского политического режима, все более отказывающегося от социалистической риторики в пользу националистической, на основе привлечения иностранного (прежде всего южнокорейского) капитала и экспортной ориентации поведут страну в будущее. Вряд ли оно станет особо светлым для большинства трудящихся - но они не станут голодать, всевластие государства сузится, а переход не будет турбулентным. Наследник Ким Чен Ира (а его надо выбирать уже сейчас) через пятнадцать-двадцать лет примет уже совсем другую страну - не очень демократическую, но вполне приемлемую для мирового сообщества, а хозяйственно теснейше связанную с Южной Кореей.
Революционный путь так или иначе означает внешнее вмешательство. На внутренние оппозиционные движения КНДР рассчитывать не приходится - всякое диссидентство подавляется железной рукой, к тому же в условиях тотальной слежки и информационной закрытости условий для его становления нет. "Верхушечный" переворот увенчался бы либо продолжением прежней политики противостояния внешнему миру (и тогда не решит противоречий), либо капитуляцией перед Югом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Революционный вариант означал бы полную ликвидацию всей системы управления в КНДР и замену его контролем со стороны "оккупационной" южнокорейской администрации. При этом многочисленная армия северокорейских кадров осталась бы не просто "не у дел", а ожидала бы репрессий, что вполне может подвигнуть ее на вооруженную борьбу.
Фактически все нынешнее обострение вызвано как раз конфликтом между приверженцами эволюционного и революционного путей. Китай, Россия, а вслед за ними - и сеульская администрация Ким Дэ Чжуна, и правительство Коидзуми видят реалистичность и преимущества эволюционного пути, хотя могут не сходиться в частностях. Дж.Буш с существованием "режима-парии" мириться не хочет и говорит - "принесите мне голову Ким Чен Ира".
Зачем Ким Чен Иру атомная бомба?
После консолидации своей власти во второй половине 1990-х Ким Чен Ир стал искать путь выхода из "чучхейского" тупика развития. Задача вдвойне трудная, поскольку он не мог открыто ревизовать наследие своего отца (хотя иногда и "прорывался" - скажем, извинился перед японцами за похищения людей) и не мог рисковать разбродом в устоявшейся системе власти. Однако выйдя из изоляции ( и в этом российский фактор - решающий), пойдя на сближение с Югом, нормализацию отношений с Японией, попытки экономических реформ путем увязки оплаты труда с его результатами, создания "открытого сектора" в экономике Ким ясно показал, куда направлен вектор его интереса. При этом, однако, он не забывал об укреплении военного компонента - системы сдерживания врагов, которые могли бы воспользоваться периодом изменений для свержения его режима. Конечно, он хочет сохранить власть и свою страну. Но он мечтает не о казарменном социализме, а о чем-то вроде Брунея - просвещенной монархии, независимой и хотя бы относительно зажиточной.
Можно много рассуждать о том, почему этот вариант, в развертывание которого немало сил вложило и правительство Ким Джэ Чжуна, и российская дипломатия, не понравился Дж.Бушу (Б.Клинтон, начавший с планов военного решения ядерной проблемы, под конец разобрался в ситуации и стал энтузиастом "вовлечения" КНДР). Возможно, дело в его стойкой идеологической неприязни к "последнему оплоту коммунизма" - следовательно, укреплению режима даже за счет его эволюции помогать нельзя. Возможно, перспектива сближения двух Корей ставила бы под угрозу стратегические интересы США в Северо-Восточнеой Азии, включая сдерживание Китая и контроль над Японией. Но главное - для американцев недопустимы попытки неповиновения "верховной мировой власти", оскорбительна идея о торге на равных с "режимами-париями". У Буша и его команды вполне определенный рецепт - и Ирак не оставляет в этом сомнений - как надо поступать с "плохими парнями". А Ким Чен ИрТак или иначе, администрация Дж.Буша новаторство Ким Чен Ира не поддержала - напротив, было принято стратегическое решение на борьбу с ним. А повод для того, чтобы прервать процессы сближения КНДР со вчерашними противниками и восстановления связей со вчерашними союзниками всегда можно было найти.
Попытка записать Пхеньян в спонсоры терроризма не удалась. Тогда американцы воспользовались второй "неубиенной картой"- ОМУ. Возможно при этом, что они действительно видят угрозу для себя в северокорейских ОМУ - хотя северокорейцы этого не понимают. Именно претензии к КНДР относительно разработки ОМУ сейчас поставлены во главу угла, хотя на деле, повторим, речь идет о судьбе северокорейской государственности. Впрочем, спровоцированное американским вмешательством размораживание ядерной программы КНДР создало реальную опасность появления здесь военного ядерного потенциала, с чем опасно примириться из-за угрозы "эффекта домино".
К сожалению, КНДР не исключает обладания ОМУ в качестве средства сдерживания, относясь к международным нормам на этот счет с тем же цинизмом, с каким США относятся к международному праву вообще. Пример Югославии и Ирака убедил северокорейское руководство, что рассчитывать на право не приходится - полагаться можно только на себя. Еще накануне нормализации отношений между Москвой и Сеулом в начале 90-х советскому министру Шеварднадзе было прямо заявлено, что, утратив советскую поддержку, Пхеньян будет вынужден идти на разработку "оружия сдерживания". Ядерные программы КНДР несомненно носили военный характер - вопрос только в том, насколько они успешны. Многие наши специалисты считают, что технико-экономической возможности создать атомную бомбу у КНДР нет. По сути, у него нет в этом и особой необходимости - обычных средств сдерживания, способных нанести неприемлемый ущерб войскам США в Южной Корее, самой Южной Корее и Японии в нормальных условиях достаточно для предотвращения агрессии. Получается, что подписав в 1994 году Рамочное соглашение с США, Пхеньян продал несуществующий товар - он заморозил программу, которая вряд ли на что-либо годна, кроме нескольких килограммов плутония. В конце концов США решили не платить по счетам - но обвинить в нарушении партнера и разорвать Рамочное соглашение.
Американский "план кампании"
В октябре 2002 американский эмиссар Дж.Келли обвинил северокорейцев в том, что они тайно закупали оборудование для обогащения урана. Так это или не так - в общем, неважно: на иракском фоне КНДР все равно было бы "не отмыться"- американцы, с их презумпцией виновности КНДР, потребовали бы инспекций, в том числе интрузивных, доказательств, интервью и т.д. Далее начала бы раскручиваться спираль эскалации, ведущая режим Ким Чен Ира к неизбежному концу (см. пример Ирака). Понимая это, северокорейцы в ответ решили создать двусмысленность и заставить американцев понервничать и в конечном итоге согласиться на переговорный компромисс: они заявили, что "могут обладать не только ядерным, но и более мощным оружием" чтобы противостоять американской угрозе. Несмотря на туманность этого заявления, американцы ухватились за него как за "признание" КНДР в осуществлении секретной ядерной программы (никаких доказательств этого как не было, так и нет) и ситуация пошла по пути нагнетания: США прекратили поставки мазута по Рамочному соглашению, КНДР разморозила реально имевшуюся "плутониевую"ядерную программу и вышла из ДНЯО.
При этом северокорейцы открыто заявляют - и призывают в свидетели Китай и Россию - что готовы "внести ясность" в вопрос о своей ядерной программе, даже допустить инспекции, если только США дадут им гарантии неприкосновенности (по их логике, тогда и средства сдерживания будут не нужны). США, однако, реальных гарантий давать не хотят, от переговоров с КНДР, несмотря на давление не только России и Китая, но и Японии и Южной Кореи, увиливают, и вроде бы совсем не спешат ухватиться за предложенную возможность узнать истину о ядерной программе КНДР. Они стараются перенести дискуссию в ООН, сколотить международную коалицию против КНДР, при этом пока особо не торопясь. Северокорейцы из этого делают вывод - США просто ждут окончания иракской кампании, чтобы всерьез взяться за КНДР. Есть планы и санкций, и блокады.
До войны, как очевидно думают американцы (если в Белом доме вообще серьезно размышляют над этим) скорее всего, дело не дойдет - слишком велик ущерб от ответного удара КНДР. Но изолировать и экономически удушить КНДР, опираясь на международную поддержку, США вполне в состоянии. Правда, это потребует больше времени, но США не форсируют события, так как в глубине души знают о том, что исходящая от северокорейских ОМУ угроза - маргинальная. А с падением режима Ким Чен Ира все само собой и образуется. Похоже, американцы даже готовы допустить (вопиющее противоречие с Ираком!) чтобы КНДР создала несколько ядерных зарядов. Это даст отличный повод к изоляции, но применить ядерное оружие повода американцы не дадут - а когда режим Ким Чен Ира рухнет, послушные южнокорейцы это оружие сдадут американцам.
Такой сценарий не устраивает ни Южную Корею (ее новый руководитель Но Му Хён прекрасно понимает, какая катастрофа ждет Корейский полуостров в случае его реализации), ни Китай, ни Россию. Не в восторге от него и Япония, и далекий от места событий ЕС. Но, похоже, в "пост-иракский" период противостоять планам США никто не сможет. Дебаты в ООН и резолюции не остановят США в последовательном нагнетании давления на КНДР, пока, наконец, не произойдет коллапс режима, лишенного гуманитарной помощи, подпитки от экспорта оружия и переводов от соотечественников, задыхающегося без сырья и энергии для промышленности. Возможно, это займет год, или два - до следующих президентских выборов в США Дж.Буш постарается уложиться.
Вряд ли Китай и Россия станут "по-крупному" ругаться с США из-за Кореи. Управу на пока что "ершистого" Но Му Хёна в Вашингтоне тоже рано или поздно найдут (слишком сильно РК -и экономически, и стратегически -завязана на США). У Ким Чен Ира два выхода - либо почетно капитулировать, либо начать игру "на грани фола", постаравшись поставить США перед непосредственным выбором - идти на военный конфликт, или уступить, начать с северокорейцами переговоры об их "модус вивенди". Причем произойти развязка должна в ближайшие месяцы, возможно, еще до окончания войны в Ираке.
Последовательные шаги северокорейцев по повышению ставок (запуск реактора в Нёнбене, демонстративная подготовка к переработке ядерных отходов в целях производства оружейного плутония, перехват американского самолета-разведчика) свидетельствует о том, что они избрали второй сценарий - нагнетания напряженности и теперь уже действительного провоцирования американцев (чего стоит одно заявление о готовности принять Саддама Хусейна!). Они хотят поставить США перед реальным выбором - война или переговоры уже в ближайшее время. При этом сами уступать не хотят ни на йоту, не делая даже символических уступок американским "голубям" в виде, например, согласия на контакты в рамках Совбеза ООН. Опасная игра! Россия, до сих пор безоговорочно поддерживавшая Пхеньян, может в конце концов оказаться ее заложником. Выбор - мир или война в Корее - должен быть сделан в ближайшие месяцы, причем от России- равно как и от Южной Кореи - здесь мало что зависит.