После своего рода прорыва в отношениях России с Северной Кореей (два саммита за год, восстановление сотрудничества почти во всех областях, имевших место до 1990 года) у многих в Сеуле появились опасения: а не означает ни это свертывание отношений Москвы с Сеулом, исчезновения в них доверительности?
Думается, такие сомнения совершенно безосновательны. Да, в 2000-2001 годах наша политика на Корейском полуострове стала вновь "стоять на двух ногах". Да, больше внимания в этот период уделялось "починке" связей с КНДР, что неудивительного с учетом десятилетнего охлаждения в отношениях и обидчивого характера северокорейцев. Однако это никак не предполагает какого-либо дистанцирования от Сеула, не может и не должно служить причиной возникновения проблем в наших отношениях. Наша политика в Корее - не равноудаленность. С каждой из стран отношения развиваются независимо, в той мере, в какой партнеры в России и, соответственно, в РК и КНДР имеют в этом потребность и располагают возможностями.
Другое дело, что в российско-коерйских отношениях так и не сложилось полное взаимопнимание, не всегда учитываются законные интересы партнера, а иные решения, касающиеся друг друга, принимаются под влиянием привнесенных соображений, интересов, связанных с третьими странами.
Несмотря на то, что прошло уже более десяти лет после установления дипломатических отношений между Республикой Корея и - тогда еще - Советским Союзом, в Южной Корее нашу страну до последнего времени воспринимали с опаской. В ней все еще видели наследницу советской империи, "союзницу противника" - КНДР, а позднее - еще и непонятную, непредсказуемую страну, в которой льется кровь, царит нестабильность, растет разрыв между богатыми и бедными, правят бал коррупционеры и мафия. Именно поэтому на протяжении 90-х годов РК не особенно форсировала сближение с Россией, и надежды начала прошлого десятилетия на формирование крепкого взаимовыгодного партнерства оказались нереализованными. Не обошлось без разочарований и в России - наших политиков обижало пренебрежение, восприятие в РК России только как средства давления на Северную Корею, деловых людей - нежелание южнокорейцев инвестировать, вести дела на долгосрочной основе... Отношения между двумя странами, народы которых исторически испытывают друг к другу взаимную симпатию, оставались хотя и вполне добрососедскими, невраждебными, но и не характеризовались особой доверительностью, взаимной уступчивостью во имя общих результатов.
В 2000-2001 годах важнейшим фактором исправления положения в двусторонних отношениях России и Южной Кореи и в повышении роли России в укреплении мира и стабильности на Корейском полуострове стала саммитовая дипломатия. После избрания Президентом России В.В.Путина он в течение 2000 г. несколько раз общался с Президентом РК Ким Дэ Чжуном по телефону, провел два "минисаммита" в рамках многосторонних мероприятий.
Визит В.В.Путина в РК (26-28 февраля 2001 г.) в этих обстоятельствах стал весомым импульсом к развитию сотрудничества. Главный политический результат - закрепление за Россией уже отчетливо обозначенной после прошлогодней нормализации отношений с КНДР роли одного из ключевых "игроков" в корейском урегулировании. В условиях ужесточения подходов к ситуации на Корейском полуострове, к отношениям с КНДР новой американской администрации особенно важно было "возвысить голос" в защиту неконфронтационных подходов, политических путей решения имеющихся проблем. И это в полной мере удалось: Президент Ким Дэ Чжун, южнокорейская общественность с большим удовлетворением восприняли закрепленную в Совместном заявлении по итогам визита "готовность и стремление Российской Федерации продолжать поддержку линии на налаживание межкорейских контактов и продуктивного сотрудничества между Югом и Севером Кореи".
Российская сторона решительно высказываются за продолжение американо-северокорейского диалога, подтверждает важность строгого исполнения обеими сторонами Женевского рамочного соглашения между КНДР и США. Подтверждена и надежда на скорейшее разрешение "ракетных проблем" полуострова путем продолжения диалога между заинтересованными сторонами - в процессе чего также весьма важен поиск развязок между КНДР и США. Как известно, эта же позиция была подтверждена в ходе визита в России Председателя Ким Чен Ира летом с.г.
Российская сторона высказала намерение и далее продолжать содействовать снижению напряженности, укреплению мира в этом непростом регионе. В Совместном заявлении подчеркнуто, что "корейская сторона позитивно оценила конструктивную роль и вклад Российской Федерации в дело мира и стабильности на Корейском полуострове". О важности этой стабилизирующей роли говорили все без исключения собеседники В.В.Путина в Сеуле, как из правящего лагеря, так и из оппозиции. После установления достаточно тесных связей с северокоерйским руководством мы готовы играть еще более активную роль в улучшении ситуации, не претендуя на посредничество.
В Сеуле Президентом России впервые были публично провозглашены базисные позиции корейской политики России, направленные на межкорейское урегулирование в условиях мира и стабильности. В речи В.В.Путина в Национальном собрании РК 28 февраля 2001 г. они сформулированы следующим образом:
"Первое. Мирный процесс и сотрудничество между Севером и Югом должны развиваться на принципах, согласованных самим корейским народом, самими корейскими руководителями, без вмешательства извне.
Второе. Все проблемы должны решаться исключительно мирным дипломатическим путем в духе совместной декларации Юга и Севера от 15 июня 2000 года.
Третье. Мы будем приветствовать процесс создания мирного единого корейского государства, дружественного России и другим странам. Мы убеждены - надежную безопасность можно обеспечить невоенными средствами, путем выработки соответствующих международно-правовых гарантий.
Четвертое. Снижение напряженности невозможно при распространении оружия массового уничтожения в мире вообще и в регионе в частности, и на Корейском полуострове тем более. Россия готова внести свою лепту в эти процесс. Мы будем поддерживать безъядерный статус Корейского полуострова. В этом контексте обращу внимание на продвижение наших глобальных инициатив по ракетному нераспространению. Призываю Республику Корея активно участвовать в этих начинаниях.
Пятое. Россия заинтересована в осуществлении с участием стран Северо-Восточной Азии, в том числе двух Корей проектов, направленных на экономическое развитие региона. Такие проекты, как организация перевозок по Транскорейской железной дороге и Транссибу, совместная модернизация энергетики на Корейском полуострове. Это выгодно всем. Проигравших в этой работе не будет. Именно такие совместные дела закладывают прочный экономический фундамент стабильности в регионе в целом."
* * *
В диалоге стран на одно из первых мест вышла тематика поддержания стратегической стабильности - в чем весьма заинтересована Южная Корея, в первую очередь по соображениям, связанным с развитием межкорейского диалога. В РК довольно громко звучат голоса противников разворачивания США системы НПРО и ПРО ТВД в Восточной Азии: они в первую очередь опасаются того, что развертывание этих систем, в т.ч. под предлогом "северокорейской ракетной угрозы", спровоцирует Пхеньян на возврат к конфронтации, а в перспективе может способствовать милитаризации Китая, появлению новых разграничительных линий в регионе. За этими настроениями с настороженностью следят США, пытающиеся не допустить "официализации" такой позиции. Не случайно появление в Совместном заявлении пассажа о согласии в том, что "Договор по ПРО 1972 года является краеугольным камнем стратегической стабильности, фундаментом международных усилий по ядерному разоружению и нераспространения", а потом он должен "сохраняться и укрепляться" немедленно вызвало гнев в США. Следствием стали определенные осложнения в корейско-американских отношениях, на что россияне, разумеется, не рассчитывали. Если бы мы могли предполагать такой оборот событий, лучше было бы не включать в совместный документ те обязательства, которые заведомо нереально выполнить.
Важно также констатировать согласие России и РК в важности укрепления роли ООН в качестве центрального механизма международных отношений, играющего основополагающую роль в сохранении международного мира и безопасности на основе принципов верховенства права в международных отношениях и Устава ООН. Республика Корея явно не хотела бы повторения на полуострове иракского или югославского сценария, и в этом ее приоритеты полностью совпадают с российскими.
Обращает на себя внимание также договоренность двух стран принимать меры по избежанию негативных последствий глобализации, что также свидетельствует о возросшей самостоятельности в политике Южной Кореи. Для России ценны и готовность РК изучать вопросы, связанные с российской инициативой по энергетическому обеспечению устойчивого развития, экологическому оздоровлению планеты и нераспространению ядерного оружия, интерес Сеула к российским предложениям о предотвращении милитаризации космоса и о создании Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий.
Сегодня, когда отношения России и с КНДР, и с РК равно добрососедские, хотя и различны по характеру, важно сосредоточиться на практических вопросах крупномасштабного сотрудничества.
1. Главный для России и государств Корейского полуострова на обозримую перспективу проект - "продление" Транссиба на юг Корейского полуострова, что по словам В.В.Путина, "приведет к мировому коммуникационному прорыву". По словам Ким Дэ Чжуна, "недалек тот день, когда поезд из Пусана с мечтой о мире и процветании в XXI веке примчится прямо в Москву". Российская сторона подтверждает готовность к финансовому участию в модернизации "восточного" маршрута соединения ТКЖД с Транссибом. С этой концепцией согласился и Ким Чен Ир, выдвинувший идею прокладки железнодорожного пути российского стандарта от Хасана на границе до Юга Кореи. Необходимо активизировать контакты российских и южнокорейских ведомств по реализации этого "проекта XXI века".
2. Особое внимание должно быть обращено на развитие долгосрочного сотрудничества в энергетике. Наиболее перспективным на сегодняшний день является проект строительства газопровода с Ковыктинского месторождения в Иркутской области на Юг Корейского полуострова через Китай. Российская сторона подтвердила готовность в рамках проведения тремя странами (КНР-РФ-РК) ТЭО рассмотреть возможность прокладки газопровода и через территорию КНДР (при то, разумеется, понимании, что возможные дополнительные расходы в этой связи лягут на потребителя). В сентябре с.г. согласие на этот счет было достигнуто между Сеулом и Пхеньяном.
Российская сторона предложила также изучить возможности участия корейских компаний в проектах, связанных с разработкой нефти и газа на Сахалине (возможно также строительство трубопроводов на этой основе).
3. Россия хотела бы заняться совместной модернизацией энергоинфраструктуры Северной Кореи (речь, в частности, идет о четырех ТЭС, построенных в свое время в КНДР при советском содействии). Согласно предложенной схеме, Россия могла бы предоставить электроэнергетическое оборудование и услуги специалистов, а южнокорейская сторона финансировала бы эту программу, причем частично или даже полностью - путем списания соответствующих сумм с российского долга. Эта схема была бы выгодна всем, т.к. позволяла бы РК с наименьшими затратами оказать КНДР помощь в восстановлении энергоснабжения (необходимость чего очевидна и для инвестирования, и для осуществления транспортных проектов, не говоря уже о гуманитарных соображениях), Россия - расплатиться с долгами. КНДР официально подтвердила согласие с этой схемой, оказались не готовы к предметному разговору на этот счет, предложив на высшем уровне (п.5 Московской декларации России и КНДР). Дело за политически решением руководства РК. Рассчитываем, что она будет принята до истечения срока президентских полномочий Ким Дэ Чжуна.
4. Пока что России приходится решать долговую проблему испытанным способом, - товарными поставками, включая продукцию военного назначения. Корейская сторона согласилась изучить возможность закупки в России ряда оборонительных вооружений и гражданской продукции на сумму до 700 млн. долл. договоренность о намерениях РК изучить возможность таких закупок, в т.ч. с оплатой не менее 50% наличными, была закреплена в совместном документе о намерениях, однако реального продвижения пока нет. Не хотелось бы, чтобы повторилась история с закупкой подводных лодок в России, которая оставила у российской стороны известное неудовлетворение.
5. В XXI веке возрастающую роль в экономическом сотрудничестве двух стран должна играть сфера высоких технологий. В связи с вступлением РК в Режим контроля за ракетными технологиями заманчивые перспективы открываются в аэрокосмической области (российской стороной даже было предложено оказать РК содействие в запуске ее спутников до тех пор, пока в РК не будет построен собственный космодром). Достигнуть договоренность вернуться к идеи создания российско-корейского центра по научно-техническому обмену, продолжит работу совместных исследовательских центров на территории России, укреплять сотрудничество в сфере информатики и связи, мирного использования атомной энергии.
Российская сторона должна будет предпринять необходимые меры для улучшения климата для южнокорейских инвестиций в России. В частности, необходима скорейшая ратификация подписанного еще в 1999 году Соглашения о создании Российско-Корейского индустриального комплекса в СЭЗ "Находка", что позволило бы южнокорейским компаниям вкладывать средства в эту зону. Разумеется, она при этом не должна использоваться для несанкционированных целей, превращаться в "налоговую дыру", для чего стороны должны подписать регулирующий спорный вопросы совместный документ.
Литература:
Сообщение ИТАР-ТАСС, Сеул, 27.02.2001.
Там же.
Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации: Речи и выступления.