Георгий Толорая, д.э.н.,
Директор исследовательских программ
Центра изучения современной Кореи при ИМЭМО РАН
(подготовлено для газеты"Коммерсант"
совместно с к.и.н. А.В.Воронцовым
апрель 2003 г.)
ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД БУРЕЙ НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ
ЗАКАНЧИВАЕТСЯ?
Девятого апреля в СБ ООН начинаются консультации по письму Генерального директора МАГАТЭ Эль-Барадея относительно ядерной программы КНДР. Пхеньян отреагировал на это решение неожиданно жестко. Представитель МИД КНДР заявил, что, учитывая опыт аналогичных процедур в ООН накануне американского вторжения в Ирак, сам факт рассмотрения "северокорейского вопроса" в Совете Безопасности представляет собой "прелюдию к войне в Корее".
Хрупкое равновесие на Корейском полуострове, в последнее время ушедшего на периферию общественного внимания, на самом деле остается "балансированием на краю пропасти". С начала иракской войны и северокорейцы, и американцы, казалось бы, взяли паузу во взаимных нападках. США предпочитали не привлекать внимание международной общественности к северокорейскому ядерному вопросу, в том числе, не форсировали его обсуждение в СБ ООН, а Северная Корея не производила никаких резких движений. Это давало наблюдателям надежду на то, что позиции обоих участников противоборства дрейфуют в направлении поисков выхода на диалог, который позволил бы "разменять" северокорейскую программу развития ОМУ на гарантии невмешательства со стороны США. Однако, телерепортажи с театра военных действий в Ираке, похоже, подтолкнули Ким Чен Ира, который не может не примерять на себя судьбу Саддама, к решительным действиям, вероятность чего, собственно и предсказывалась авторами данной публикации в предшествующей статье ("Коммерсант", 20 марта 2003 ).
В Северной Корее, очевидно, решили, что ждать, пока США спокойно завершат войну в Ираке и приступят к планомерному "удушению" КНДР, не стоит. Объяснений может быть два. Либо Пхеньян пришел к выводу, что его надежды на то, что объединенным силам, выступающим за политическое решение корейского кризиса на основе учета интересов безопасности КНДР, к которым с разной степенью последовательности относятся Россия, Китай, Южная Корея, отчасти Япония и некоторые другие страны, удастся уговорить Вашингтон на переговорный компромисс, тают с каждым днем. Либо Ким Чен Ир решил еще повысить ставки, чтобы испытывающий определенный шок из-за тяготы войны США более серьезно задумались о предпочтительности переговорного решения, и заодно "утяжелить" свою переговорную корзину.
В вышеупомянутом заявлении МИД КНДР со ссылкой на пример Ирака утверждается, что в современных условиях согласие на разоружение войну не предотвращает, а наоборот - ведет к её началу. В соответствии с такой логикой северокорейцы подняли свои ставки в противоборстве с США. Теперь они не желают говорить о разоружении и вообще сомневаются в смысле о чем либо договариваться с США. В заявлении ими впервые указывается на то, что даже заключение с США договора о ненападении (к чему Пхеньян до сих пор призывал Вашингтон) не позволит предотвратить войну. Напомним, что до сих пор США не только не собирались заключать с КНДР никакого договора, но и говорили о возможности лишь одностороннего прекращения последней собственной ядерной программы.
Следовательно, по мнению руководства Северной Кореи, безопасность страны в нынешней ситуации можно обеспечить исключительно "физическим" сдерживанием, что является весьма прозрачным намеком на ОМУ. Заключительная фраза заявления более чем красноречива: "Если, в итоге, СБ станет инструментом реализации враждебной политики США, направленной на удушение КНДР", то последняя не будет нести ответственности за срыв всех диалоговых усилий и серьёзное обострение обстановки на Корейском полуострове. "КНДР также будет вынуждена обладать средствами сдерживания войны, для чего будет задействован весь имеющийся у нас потенциал".
Не хотелось бы верить в неотвратимость леймотива этой финальной фразы, который заключается в предупреждении - если итоги рассмотрения "северокорейского" вопроса в СБ ООН Северную Корею не устроят, то последняя объявит себя ядерным государством. Впрочем, и такую, в общем-то не являющуюся чем-то невообразимым, возможность, авторы тоже предсказывали.
Если подобный сценарий реализуется, то России, а также, видимо, и Китаю, безусловно, будет крайне трудно проявить понимание действий Северной Кореи, что в результате приведет к углублению международной изоляции последней. Создастся новая ситуация, оправдывающая блокаду КНДР, которая, в итоге, чревата последствиями, ещё более тяжелыми, чем в Ираке. "Удушаемый" режим может решиться на "последний бой". Но и даже если КНДР будет потихоньку разваливаться, облегчения соседям это тоже не принесет.
Впрочем, стоит надеяться на то, что последний шанс на переговорное решение пока ещё не упущен. Слабо артикулированная реакция на Западе на столь важное заявление Пхеньяна заставляет подозревать, что США все-таки не решаются пока перейти к тактике "давления до победного конца" и не исключают переговорного решения. Россия, при этом, не отвергает компромиссной формулы и в рамках какого-либо многостороннего формата, благо, что в последнее время нет недостатка в соответствующих предложениях со стороны различных заинтересованных государств. Москва допускает проведение форума в составе четырех, традиционно вовлеченных в корейскую проблему держав (РФ, КНР, США, Япония) и двух корейских государств, например, в Китае или аналогичного мероприятия с участием ЕС в Европе. Главное, по мнению российской стороны, чтобы такой формат был принят основными действующими лицами - США и КНДР и не создавал у последнй ощущения загнанности в угол, которое может подвигнуть её на самые неприятные акции.
По нашему мнению, в условиях столь глубокого недоверия со стороны Пхеньяна США и обязательствам последних даже в письменной форме, было бы полезно, подумать о таких гарантиях, которые могли бы быть восприняты северокорейцами как настолько надежные, что позволили бы им отказаться от потенциала ядерного сдерживания. Видимо, одним из таких вариантов могло бы стать соглашение, при котором американские обязательства подкреплялись бы перекрестными гарантиями со стороны ряда других государств, прежде всего, РФ и КНР, о том, что США и КНДР будут выполнять собственные обещания. Дополнительными гарантами могли бы выступить РК и Япония, а также, возможно, ЕС. В условиях развала основанного на авторитете и эффективности Совета Безопасности ООН международного порядка такой путь представляется, возможно, единственно реалистичным выходом из сложившейся взрывоопасной ситуации на Корейском полуострове.