Толорая Георгий: другие произведения.

Толорая Георгий.Очередные задачи российской дипломатии на Корейском полуострове

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Толорая Георгий (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 17k. Статистика.
  • Статья:
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       Георгий Толорая, д.э.н.,
       Директор исследовательских программ
       Центра изучения современной Кореи при ИМЭМО РАН
      
      

    ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ

    НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ.

    Подготовлено для журнала

    "Корус Форум", Москва-Сеул

    февраль 2002 г.

       О, Азии век золотой...
       Как ярко сиял светильник Кореи!
       Он ждет своего часа
       Чтоб вновь озарить восточный край
      

    Рабиндранат Тагор

      

       Один из самых примечательных итогов последних двух лет (2000-2001 годы) эволюции российской дипломатии - Москва вновь вспомнила о Корее. Такой разворот оказался весьма своевременным с учетом того, что на рубеже веков корейская проблема вновь оказалась в "фокусе" мировой политики. Сегодня корейская тема - в поле зрения высшего российского политического руководства, она постоянно затрагивается за переговорным столом в контактах России с ведущими мировыми державами. Поднялся "рейтинг" обеих Корей в структуре внешних связей России. Невзирая на идеологические соображения активизировались политические контакты Москвы с Пхеньяном и Сеулом. При этом Россия "вернулась" на Корейский полуостров не в роли агрессивного покорителя или нахрапистого торгаша, а как уважаемый партнер и искренний друг, радетель за дело мира и примирения в Корее. С нами стали считаться и в Пхеньяне и в Сеуле, причем в обеих столицах признают, что роль России - конструктивная.
       Конечно, тенденция к такому изменению места России в корейских делах еще далека от закрепления. Однако у ней прочная основа - переоценка, притом достаточно непростая, Россией на протяжении 90-х годов своих приоритетов в соседнем регионе в целом и на Корейском полуострове в особенности. Нынешние представления базируются на трезвой оценке наших национальных интересов и законных интересов наших партнеров, прогнозе мирового развития в ХХ1 веке. Сформировалась выверенная, сбалансированная линия, которая отличается как от одностороннего идеологизированного подхода советских времен, так и несколько идеалистического и конъюнктурного курса первых лет демократизации. Главные ориентиры российской политики на корейском направлении сегодня следующие:
      -- обеспечение мира и стабильности в Корее, выработка политико-дипломатическими средствами режима безопасности, учитывающего интересы всех заинтересованных государств;
      -- поддержка национального примирения, диалога и сотрудничества Севера и Юга с перспективой создания мирным путем дружественного России единого корейского государства;
      -- недопущение распространения в Корее оружия массового поражения, чрезмерной милитаризации полуострова (сверх уровня оборонной достаточности);
      -- создание условий для взаимовыгодного экономического со- трудничества , в том числе на многосторонней основе;
      -- решение социальных и гуманитарных проблем региона, содействие гармоничному социально-экономическому прогрессу Дальнего Востока России и сопредельных государств и территорий.
       Короче говоря, цель России - в том, чтобы "вновь засиял светильник Кореи", поскольку это полностью соответствует ее национальным интересам - политическим, экономическим, гуманитарным, является необходимой предпосылкой совместного процветания в регионе Северо-Восточной Азии.
      
      
       * * *
       В рамках такой идейной платформы для России во второй половине 1990-х необходимо было, на фоне стабильного развития отношений с Южной Кореей, "подтянуть" отношения с КНДР, по известным причинам "обидевшейся" на Россию в начале десятилетия. Изоляция КНДР контрпродуктивна, и лишь путем уважительного диалога с ней возможно добиться взаимопонимания, совместными силами решить имеющиеся проблемы. Это сложная дипломатическая задача была успешно выполнена - в результате двух встреч на высшем уровне и возникшего понимания между политическим руководством двух стран, можно сказать, прошлое было закрыто: Москва и Пхеньян договорились вырабатывать новую модель сотрудничества в ХХ1 веке, основанную на уважении, взаимной выгоде, невмешательстве и прагматизме. Одновременно важно было продвинуть конструктивное взаимодополняющее партнерство с РК, "не оттолкнуть" официальный Сеул, который хотя и перешел к политике "солнечного тепла", все же с подозрением относился к контактам Севера с третьими странами. При этом надо было учитывать определенный разрыв в представлениях РК и ее ведущих союзников, прежде всего США, о политических приоритетах на полуострове. На рубеже десятилетий в целом удалось наладить взаимопонимание и сотрудничество с администрацией Ким Дэ Чжуна в политической сфере, хотя экономическая составляющая отношений по-прежнему не проявляет особого динамизма.
       Российская дипломатия наглядно показала, что в решении проблем безопасности на Корейском полуострове политические переговорные средства куда более результативны, чем нажимные подходы "с позиции силы". Именно в рамках дипломатического маневрирования удалось значительно оздоровить ситуацию на полуострове в 2000-2001 годах - в частности, в том, что касается "ракетной проблемы". Россия последовательно содействовала внедрению в практику именно таких стандартов в своих международных усилиях по решению корейской проблемы. Тем актуальнее этот опыт становится сегодня в условиях нагнетания напряженности на полуострове.
       Россия предложила новаторскую по стандартам и Юга и Севера модель многостороннего сотрудничества с участием обоих корейских государств, реализация которой имела бы не только серьезный экономический, но и громадный политический стабилизационный эффект. Наиболее известным примером такого подхода является проект воссоединения Транскорейской магистрали с Транссибом. Пока что, однако, ни северяне, ни южане не готовы столь резко сломать устоявшиеся стереотипы, "образы врага". Россия, однако, убеждена, что именно приоритеты стабильности, мира, сотрудничества, бесконфликтного решения имеющихся и вновь возникающих проблем остаются ориентирами для прагматической политике в Корее и намерена их придерживаться.
       * * *
      
       Каковы же новые вызовы, стоящие перед российской дипломатией в Корее?
       В последнее время исповедуемые ею подходы подверглись серьезным испытаниям. Речь идет прежде всего о причислении КНДР к некоей "оси зла", проблемы с которой должны, по идее, решаться самыми жесткими нажимными методами. Конечно, мы далеки от того, чтобы однозначно трактовать резкие американские заявления как предвестник грядущего военного конфликта - но все же они существенно накалили атмосферу, поставили под сомнение достижения политики национального примирения в Корее и перспективы выхода КНДР из изоляции. В итоге визита Президента США Дж.Буша в регион стало ясно, что официальный Вашингтон, хотя он и готов к переговорам с Пхеньяном, не оставляет назидательного тона и надежд на изменение строя Северной Кореи, что вряд ли создает благоприятную атмосферу для равноправного диалога.
       Мы признаем, разумеется, что проблемы, связанные с недопущением распространения оружия массового уничтожения, применительно к Корее не являются надуманными. Россия заинтересована в ликвидации этих озабоченностей, в том числе в рамках борьбы с международным терроризмом. Мы, однако, считаем возможным и единственно допустимым компромиссное, переговорное решение.
       В таком контексте особое внимание привлекает так называемая "проблема 2003 года". В начале 2003 года в Сеуле придет к власти новая администрация, которая, в случае победы оппозиции, по имеющимся прогнозам, может ужесточить линию по отношению к Северу. Одновременно истекает срок реализации Рамочного соглашения 1994 года между КНДР и США, согласно которому в обмен на замораживание северокорейцами своей ядерной программы США должны были построить АЭС в КНДР. До 2003 года действует и объявленный КНДР мораторий на испытание тяжелых баллистических ракет. Если не удастся достичь взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами относительно того, как действовать согласованно и с учетом интересов каждого, не исключен рост конфликтного потенциала - вплоть до серьезного обострения обстановки на полуострове и в отношениях вовлеченный в корейские проблемы государств. Таким образом, общий фон и условия, в которых вынуждена действовать российская дипломатия в предстоящий период, заметно ухудшились по сравнению с 2000-2001 годами. Тем активнее должны быть наши шаги на трех главных направлениях: в отношениях с КНДР, РК, и в международном формате по корейской проблематике.
      
       * * *
       Наиболее динамичным "сектором" остается развитие отношений с КНДР, что неудивительно после десятилетней паузы. Актуальность поддержания постоянного контакта и вдумчивой работы с Пхеньяном еще более возросла в интересах обеспечения интересов безопасности в связи с ужесточением американских подходов к корейской ситуации.
       Особенно интенсивно проходит политический диалог - налажены его постоянные каналы. Знаменательными событиями стали две встречи Председателя ГКО Ким Чен Ира с сотрудниками российского посольства в Пхеньяне в декабре 2001 и январе 2002 гг. Беспрецедентным для российско-северокорейских отношений явился визит Полномочного представителя Президента России в Дальневосточном федеральном округе К.Б.Пуликовского в КНДР - в его рамках состоялись две многочасовых встречи с Ким Чен Иром, беседы и переговоры с руководителями правительства КНДР В конце февраля Россию посетил Председатель Верховного народного собрания КНДР Цой Тхэ Бок. На очереди - посещения КНДР другими региональными руководителями России, ответные поездки высоких представителей КНДР, политические консультации. В осложнившейся международной обстановки вокруг КНДР только поддержание постоянного доверительного диалога служит действенным средствам урегулирования озабоченностей, недопущения нагнетания угроз.Необходимо "подтягивать" экономические отношения между РФ и КНДР. Разумеется, возможности этого не так велики, но они есть. Прежде всего предстоит завершить урегулирование проблем прошлого, в первую очередь долговой - здесь взаимоприемлемая формула почти согласована. На этой основе можно будет приступить к конкретному обсуждению финансово-экономических условий реализации двусторонних инвестиционных проектов - в первую очередь в энергетике, нефтепереработке, добывающий промышленности. Успешно развивается сотрудничество на транспорте - в Пхеньяне начало действовать российское железнодорожное представительство. Большой потенциал, к освоению которого мы только-только приступаем, заложен в региональном и приграничном сотрудничестве. Имеются хорошие возможности сотрудничества в лесозаготовке, использовании корейской рабочей силы, морском промысле - по всем этим направлениями активизировались переговоры на экспертном уровне. Все это служит эффективной подготовке очередного заседания межправкомиссии, решения которой должны знаменовать собой сдвиг в двустороннем сотрудничестве, формирование его новой, отвечающей современным реалиям модели.
       Активизировалось сотрудничество в гуманитарной и культурной сфере - обмен творческими коллективами, выставками. Интересам обоих стран целям отвечает восстановление обмена в области образования.
       Весьма знаменательно то, что нашлись точки соприкосновения в оценке Москвой и Пхеньяном международной ситуации, важнейших событий и процессов международной жизни. Сотрудничество в дипломатической сфере полезно обеим сторонам, продуктивно для координации усилий по обеспечению безопасности и благоприятного развития ситуации на Корейском полуострове.
      
       Партнерство с администраций Ким Дэ Чжуна в Республике Корея в предстоящий период неизбежно будет носить на себе отпечаток разгорающихся в Южной Корее предвыборных баталий. Это несколько сужает поле практического взаимодействия. Однако наши фундаментальные интересы в корейском урегулировании совпадают. Мы согласны в том, что высшей ценностью являются мир, безопасность, национальное примирение и в том, что эти цели могут быть достигнуты только путем сотрудничества и диалога Севера и Юга. На этой основе мы намерены развивать с Сеулом содержательный диалог и консультации, содействовать налаживанию межкорейского сотрудничества, углублению взаимопонимания, не претендуя при этом на роль посредника. Эта работа ведется как в контактах на политическом уровне, темп которых поддерживается усилиями обеих сторон, так и в повседневных рабочих контактах на уровне посольств (в этой связи особенно знаменательным в Москве считают беспрецедентное назначение в начале 2002 года на пост посла в России главного внешнеполитического стратега Голубого дома - помощника Президента РК по вопросам внешней политики и национальной безопасности Чон Тхэ Ика).
       Предстоят также активные двусторонние контакты по правительственной, парламентской линии, общественных организаций в гуманитарной сфере в интересах активизации сотрудничества между народами России и РК во всех областях. Создание солидного задела взаимодействия особенно важно в период смены администрации в интересах преемственности.
       У России и Южной Кореи впечатляющая повестка в области экономического взаимодействия. Предстоит очередное заседание межправкомиссии, которое должно сыграть важную роль в преодолении застоя в области инвестиционного сотрудничества, в продвижении крупных проектов - таких, как Иркутский газовый, Сахалин-2, СЭЗ "Находка" и др. Необходимо продолжить "дипломатическое сопровождение" крупных сделок, решения проблемы погашения долговых обязательств, в том числе в контексте развития военно-технического сотрудничества.
       Россия намерена продвигать крупные проекты сотрудничества на многосторонней основе. Главным на длительную перспективу является проект создания железнодорожного транспортного коридора между Корейским полуостровом и Европой путем воссоединения железных дорог Севера и Юга с выходом на Транссибирскую магистраль. Россия проделала значительный объем работ по разработке технико-экономического обоснования модернизации северокорейского участка маршрута, ведет переговоры с Югом по подключению южнокорейских дорог к проекту. Разумеется, здесь немало трудностей - как техно-экономических, так и особенно политических. Мы хорошо сознаем это, но полны решимости их преодолеть. Ситуация, когда между Югом Кореи и материком отсутствует сухопутный "мост" - ненормальна и рано или поздно будет преодолена. Это веление времени.
       Среди других многосторонних проектов сотрудничества хотелось бы упомянуть сохраняющее силу российское предложение о том, чтобы восстанавливать и модернизировать энергоинфраструктуру Севера в счет российского долга Югу. На первый взгляд кажется, что Россия думает лишь о своих интересах (погашение долга РК, укрепление позиций на Севере) - но по зрелом размышлении понятно, что такая схема выгодна всем троим. Юг получает возможность решить проблему российских долгов, наиболее дешевым путем помочь соотечественникам на Севере и своим бизнесменам, намеренным осуществлять деловые проекты в КНДР, укрепить взаимопонимание с Пхеньяном. Север решает свои энергетические и гуманитарные проблемы, становясь обязанным соотечественникам, а не США, как по проекту КЕДО.
       И, наконец, международное измерение корейской проблемы. В своих контактах с ведущими "центрами силы" и державами, вовлеченными в корейское урегулирование, в рамках международных организаций и форумов Россия намерена отстаивать взвешенный, учитывающий законные интересы всех участников подход к решению существующих и вновь возникающих проблем. Очевидно, что с учетом новых отношений с Пхеньяном работы в нынешней ситуации у российских дипломатов прибавится.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Толорая Георгий (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 17k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка