Один из самых примечательных итогов последних двух лет (2000-2001 годы) эволюции российской дипломатии - Москва вновь вспомнила о Корее. Такой разворот оказался весьма своевременным с учетом того, что на рубеже веков корейская проблема вновь оказалась в "фокусе" мировой политики. Сегодня корейская тема - в поле зрения высшего российского политического руководства, она постоянно затрагивается за переговорным столом в контактах России с ведущими мировыми державами. Поднялся "рейтинг" обеих Корей в структуре внешних связей России. Невзирая на идеологические соображения активизировались политические контакты Москвы с Пхеньяном и Сеулом. При этом Россия "вернулась" на Корейский полуостровне в роли агрессивного покорителя или нахрапистого торгаша, а как уважаемый партнер и искренний друг, радетель за дело мира и примирения в Корее. С нами стали считаться и в Пхеньяне и в Сеуле, причем в обеих столицах признают, что роль России - конструктивная.
Конечно, тенденция к такому изменению места России в корейских делах еще далека от закрепления. Однако у ней прочная основа - переоценка, притом достаточно непростая, Россией на протяжении 90-х годов своих приоритетов в соседнем регионе в целом и на Корейском полуострове в особенности. Нынешние представления базируются на трезвой оценке наших национальных интересов и законных интересов наших партнеров, прогнозе мирового развития в ХХ1 веке. Сформировалась выверенная, сбалансированная линия, которая отличается как от одностороннего идеологизированного подхода советских времен, так и несколько идеалистического и конъюнктурного курса первых лет демократизации. Главные ориентиры российской политики на корейском направлении сегодня следующие:
--
обеспечение мира и стабильности в Корее, выработка политико-дипломатическими средствами режима безопасности, учитывающего интересы всех заинтересованных государств;
--
поддержка национального примирения, диалога и сотрудничества Севера и Юга с перспективой создания мирным путем дружественного России единого корейского государства;
--
недопущение распространения в Корее оружия массового поражения, чрезмерной милитаризации полуострова (сверх уровня оборонной достаточности);
--
создание условий для взаимовыгодного экономического со- трудничества , в том числе на многосторонней основе;
--
решение социальных и гуманитарных проблем региона, содействие гармоничному социально-экономическому прогрессу Дальнего Востока России и сопредельных государств и территорий.
Короче говоря, цель России - в том, чтобы "вновь засиял светильник Кореи", поскольку это полностью соответствует ее национальным интересам - политическим, экономическим, гуманитарным, является необходимой предпосылкой совместного процветания в регионе Северо-Восточной Азии.
* * *
В рамках такой идейной платформы для России во второй половине 1990-х необходимо было, на фоне стабильного развития отношений с Южной Кореей, "подтянуть" отношения с КНДР, по известным причинам "обидевшейся" на Россию в начале десятилетия. Изоляция КНДР контрпродуктивна, и лишь путем уважительного диалога с ней возможно добиться взаимопонимания, совместными силами решить имеющиеся проблемы. Это сложная дипломатическая задача была успешно выполнена - в результате двух встреч на высшем уровне и возникшего понимания между политическим руководством двух стран, можно сказать, прошлое было закрыто: Москва и Пхеньян договорились вырабатывать новую модель сотрудничества в ХХ1 веке, основанную на уважении, взаимной выгоде, невмешательстве и прагматизме. Одновременно важно было продвинуть конструктивное взаимодополняющее партнерство с РК, "не оттолкнуть" официальный Сеул, который хотя и перешел к политике "солнечного тепла", все же с подозрением относился к контактам Севера с третьими странами. При этом надо было учитывать определенный разрыв в представлениях РК и ее ведущих союзников, прежде всего США, о политических приоритетах на полуострове. На рубеже десятилетий в целом удалось наладить взаимопонимание и сотрудничество с администрацией Ким Дэ Чжуна в политической сфере, хотя экономическая составляющая отношений по-прежнему не проявляет особого динамизма.
Российская дипломатия наглядно показала, что в решении проблем безопасности на Корейском полуострове политические переговорные средства куда более результативны, чем нажимные подходы "с позиции силы". Именно в рамках дипломатического маневрирования удалось значительно оздоровить ситуацию на полуострове в 2000-2001 годах - в частности, в том, что касается "ракетной проблемы". Россия последовательно содействовала внедрению в практику именно таких стандартов в своих международных усилиях по решению корейской проблемы. Тем актуальнее этот опыт становится сегодня в условиях нагнетания напряженности на полуострове.
Россия предложила новаторскую по стандартам и Юга и Севера модель многостороннего сотрудничества с участием обоих корейских государств, реализация которой имела бы не только серьезный экономический, но и громадный политический стабилизационный эффект. Наиболее известным примером такого подхода является проект воссоединения Транскорейской магистрали с Транссибом. Пока что, однако, ни северяне, ни южане не готовы столь резко сломать устоявшиеся стереотипы, "образы врага". Россия, однако, убеждена, что именно приоритеты стабильности, мира, сотрудничества, бесконфликтного решения имеющихся и вновь возникающих проблем остаются ориентирами для прагматической политике в Корее и намерена их придерживаться.
* * *
Каковы же новые вызовы, стоящие перед российской дипломатией в Корее?
В последнее время исповедуемые ею подходы подверглись серьезным испытаниям. Речь идет прежде всего о причислении КНДР к некоей "оси зла", проблемы с которой должны, по идее, решаться самыми жесткими нажимными методами. Конечно, мы далеки от того, чтобы однозначно трактовать резкие американские заявления как предвестник грядущего военного конфликта - но все же они существенно накалили атмосферу, поставили под сомнение достижения политики национального примирения в Корее и перспективы выхода КНДР из изоляции. В итоге визита Президента США Дж.Буша в регион стало ясно, что официальный Вашингтон, хотя он и готов к переговорам с Пхеньяном, не оставляет назидательного тона и надежд на изменение строя Северной Кореи, что вряд ли создает благоприятную атмосферу для равноправного диалога.
Мы признаем, разумеется, что проблемы, связанные с недопущением распространения оружия массового уничтожения, применительно к Корее не являются надуманными. Россия заинтересована в ликвидации этих озабоченностей, в том числе в рамках борьбы с международным терроризмом. Мы, однако, считаем возможным и единственно допустимым компромиссное, переговорное решение.
В таком контексте особое внимание привлекает так называемая "проблема 2003 года". В начале 2003 года в Сеуле придет к власти новая администрация, которая, в случае победы оппозиции, по имеющимся прогнозам, может ужесточить линию по отношению к Северу. Одновременно истекает срок реализации Рамочного соглашения 1994 года между КНДР и США, согласно которому в обмен на замораживание северокорейцами своей ядерной программы США должны были построить АЭС в КНДР. До 2003 года действует и объявленный КНДР мораторий на испытание тяжелых баллистических ракет. Если не удастся достичь взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами относительно того, как действовать согласованно и с учетом интересов каждого, не исключен рост конфликтного потенциала - вплоть до серьезного обострения обстановки на полуострове и в отношениях вовлеченный в корейские проблемы государств. Таким образом, общий фон и условия, в которых вынуждена действовать российская дипломатия в предстоящий период, заметно ухудшились по сравнению с 2000-2001 годами. Тем активнее должны быть наши шаги на трех главных направлениях: в отношениях с КНДР, РК, и в международном формате по корейской проблематике.
* * *
Наиболее динамичным "сектором" остается развитие отношений с КНДР, что неудивительно после десятилетней паузы. Актуальность поддержания постоянного контакта и вдумчивой работы с Пхеньяном еще более возросла в интересах обеспечения интересов безопасности в связи с ужесточением американских подходов к корейской ситуации.
Особенно интенсивно проходит политический диалог - налажены его постоянные каналы. Знаменательными событиями стали две встречи Председателя ГКО Ким Чен Ира с сотрудниками российского посольства в Пхеньяне в декабре 2001 и январе 2002 гг. Беспрецедентным для российско-северокорейских отношений явился визит Полномочного представителя Президента России в Дальневосточном федеральном округе К.Б.Пуликовского в КНДР - в его рамках состоялись две многочасовых встречи с Ким Чен Иром, беседы и переговоры с руководителями правительства КНДР В конце февраля Россию посетил Председатель Верховного народного собрания КНДР Цой Тхэ Бок. На очереди - посещения КНДР другими региональными руководителями России, ответные поездки высоких представителей КНДР, политические консультации. В осложнившейся международной обстановки вокруг КНДР только поддержание постоянного доверительного диалога служит действенным средствам урегулирования озабоченностей, недопущения нагнетания угроз.Необходимо "подтягивать" экономические отношения между РФ и КНДР. Разумеется, возможности этого не так велики, но они есть. Прежде всего предстоит завершить урегулирование проблем прошлого, в первую очередь долговой - здесь взаимоприемлемая формула почти согласована. На этой основе можно будет приступить к конкретному обсуждению финансово-экономических условий реализации двусторонних инвестиционных проектов - в первую очередь в энергетике, нефтепереработке, добывающий промышленности. Успешно развивается сотрудничество на транспорте - в Пхеньяне начало действовать российское железнодорожное представительство. Большой потенциал, к освоению которого мы только-только приступаем, заложен в региональном и приграничном сотрудничестве. Имеются хорошие возможности сотрудничества в лесозаготовке, использовании корейской рабочей силы, морском промысле - по всем этим направлениями активизировалисьпереговоры на экспертном уровне. Все это служит эффективной подготовке очередного заседания межправкомиссии, решения которой должны знаменовать собой сдвиг в двустороннем сотрудничестве, формирование его новой, отвечающей современным реалиям модели.
Активизировалось сотрудничество в гуманитарной и культурной сфере - обмен творческими коллективами, выставками. Интересам обоих стран целям отвечает восстановление обмена в области образования.
Весьма знаменательно то, что нашлись точки соприкосновения в оценке Москвой и Пхеньяном международной ситуации, важнейших событий и процессов международной жизни. Сотрудничество в дипломатической сфере полезно обеим сторонам, продуктивно для координации усилий по обеспечению безопасности и благоприятного развития ситуации на Корейском полуострове.
Партнерство с администраций Ким Дэ Чжуна в Республике Корея в предстоящий период неизбежно будет носить на себе отпечаток разгорающихся в Южной Корее предвыборных баталий. Это несколько сужает поле практического взаимодействия. Однако наши фундаментальные интересы в корейском урегулировании совпадают. Мы согласны в том, что высшей ценностью являются мир, безопасность, национальное примирение и в том, что эти цели могут быть достигнуты только путем сотрудничества и диалога Севера и Юга. На этой основе мы намерены развивать с Сеулом содержательный диалог и консультации, содействовать налаживанию межкорейского сотрудничества, углублению взаимопонимания, не претендуя при этом на роль посредника. Эта работа ведется как в контактах на политическом уровне, темп которых поддерживается усилиями обеих сторон, так и в повседневных рабочих контактах на уровне посольств (в этой связи особенно знаменательным в Москве считают беспрецедентное назначение в начале 2002 года на пост посла в России главного внешнеполитического стратега Голубого дома - помощника Президента РК по вопросам внешней политики и национальной безопасности Чон Тхэ Ика).
Предстоят также активные двусторонние контакты по правительственной, парламентской линии, общественных организаций в гуманитарной сфере в интересах активизации сотрудничества между народами России и РК во всех областях. Создание солидного задела взаимодействия особенно важно в период смены администрации в интересах преемственности.
У России и Южной Кореи впечатляющая повестка в области экономического взаимодействия. Предстоит очередное заседание межправкомиссии, которое должно сыграть важную роль в преодолении застоя в области инвестиционного сотрудничества, в продвижении крупных проектов - таких, как Иркутский газовый, Сахалин-2, СЭЗ "Находка" и др. Необходимо продолжить "дипломатическое сопровождение" крупных сделок, решения проблемы погашения долговых обязательств, в том числе в контексте развития военно-технического сотрудничества.
Россия намерена продвигать крупные проекты сотрудничества на многосторонней основе. Главным на длительную перспективу является проект создания железнодорожного транспортного коридора между Корейским полуостровом и Европой путем воссоединения железных дорог Севера и Юга с выходом на Транссибирскую магистраль. Россия проделала значительный объем работ по разработке технико-экономического обоснования модернизации северокорейского участка маршрута, ведет переговоры с Югом по подключению южнокорейских дорог к проекту. Разумеется, здесь немало трудностей - как техно-экономических, так и особенно политических. Мы хорошо сознаем это, но полны решимости их преодолеть. Ситуация, когда между Югом Кореи и материком отсутствует сухопутный "мост" - ненормальна и рано или поздно будет преодолена. Это веление времени.
Среди других многосторонних проектов сотрудничества хотелось бы упомянуть сохраняющее силу российское предложение о том, чтобы восстанавливать и модернизировать энергоинфраструктуру Севера в счет российского долга Югу. На первый взгляд кажется, что Россия думает лишь о своих интересах (погашение долга РК, укрепление позиций на Севере) - но по зрелом размышлении понятно, что такая схема выгодна всем троим. Юг получает возможность решить проблему российских долгов, наиболее дешевым путем помочь соотечественникам на Севере и своим бизнесменам, намеренным осуществлять деловые проекты в КНДР, укрепить взаимопонимание с Пхеньяном. Север решает свои энергетические и гуманитарные проблемы, становясь обязанным соотечественникам, а не США, как по проекту КЕДО.
И, наконец, международное измерение корейской проблемы. В своих контактах с ведущими "центрами силы" и державами, вовлеченными в корейское урегулирование, в рамках международных организаций и форумов Россия намерена отстаивать взвешенный, учитывающий законные интересы всех участников подход к решению существующих и вновь возникающих проблем. Очевидно, что с учетом новых отношений с Пхеньяном работы в нынешней ситуации у российских дипломатов прибавится.