Толорая Георгий: другие произведения.

Толорая Георгий.Ось Москва-Пхеньян-Сеул

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Толорая Георгий (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 6k. Статистика.
  • Статья:
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       Георгий Толорая, д.э.н.,
       Директор исследовательских программ
       Центра изучения современной Кореи при ИМЭМО РАН
       (подготовлено для газеты
       "Время Новостей"
       ноябрь 2002 г.)

    Ось Москва-Пхеньян-Сеул

    Когда пойдет первый поезд из Пусана на Европу и почему это важно для России?

       Шумиха вокруг "ядерной программы" КНДР задвинула в тень замыслы о многостороннем сотрудничестве на Корейском полуострове. Но не похоронила окончательно. Новаторская идея трехстороннего сотрудничества с участием Северной и Южной Кореи была выдвинута именно Россией в целях достижения не только взаимной выгоды, но и роста доверия, снижения напряженности на полуострове, вовлечения КНДР в полноценное международное разделение труда.
       Центральным проектом подобного рода с начала нового тысячелетия стало создание железнодорожного транспортного коридора, соединяющего две Кореи с Транссибом по восточному побережью Кореи, что позволит кратчайшим путем перевозить контейнеры между Европой и Азией. Путь через Приморье сократит время прохождения грузов из Азии в Европу с одного месяца до 12 суток. По оценкам специалистов, России это может принести до 1 млрд долл в год. Не останутся внакладе и КНДР, и Южная Корея. Равно как и грузоотправители других азиатских и европейских стран, товары которых на рынки друг друга станут попадать дешевле и быстрее.
       Есть, правда, и вариант прокладки трассы по западному побережью Кореи на Китай. Грузы в итоге все равно попадут на Транссиб (в районе Байкала), но на российский участок - и на долю в прибыли - придется уже гораздо меньше. За этот вариант выступает, естественно, Китай, но также и Южная Корея, для которой, видимо, важнее отношения с азиатским гигантом, чем с Россией.
       Речь, по сути, идет о новой "евроазиатской оси", которая внесет определенные коррективы в картину международного разделения труда. Понятно, что кто-то от этого выиграет, а кто-то и проиграет. Не связано ли очередное обострение в Корее и с этим обстоятельством? Получается, что инспирированная США кампания давления на Пхеньян ставит под угрозу не только весь начавший оформляться в последние два года основанный на диалоге и сотрудничестве миропорядок на Корейском полуострове, но и наши экономические и политические интересы. Обратило на себя внимание, что на днях американский генерал Сулиган заявил, что КНДР-де может использовать межкорейскую трассу "в качестве коридора вторжения на Юг".
       Между тем России удалось за два с небольшим годом немало. На высшем уровне (благодаря путешествию Ким Чен Ира по Транссибу) мы договорились с КНДР о приоритетности маршрута с южной стороны демилитаризованной зоны на российско-северокорейскую границу. Россия за свой счет обследовала трассу и подготовила несколько вариантов технических решений. Первый этап работы российских железнодорожников в КНДР завершился в 2001 году. В его ходе специалисты из РФ обследовали 781 км будущей Транскорейской магистрали. Россия приступила к модернизации 240-километрового участка ДВЖД от пограничной с КНДР станции Хасан до соединения с Транссибом у станции Барановская под Уссурийском. Подписанный в ноябре в Пхеньяне главами железнодорожных ведомств меморандум предусматривает изменение трассы главного хода Транскорейской магистрали ближе к морю. (правда, пока не удалось договориться по колее - будет она российского или международного стандарта). Для детального анализа места строительства участка железной дороги длиной более 100 км в КНДР из России на днях отправляется спецпоезд, в состав которого входят жилые вагоны, дизельная и рефрижераторная секции с продовольствием, а также платформы с автомобилями и 35 специалистов Дальневосточной железной дороги /ДВЖД/. В КНДР эксперты во главе с руководством Хабаровского института Желдорпроект в течение месяца проведут необходимые работы.
       Россия убедила и южнокорейцев в перспективности именно такого варианта "железного шелкового пути", идея которого близка сердцу нынешнего президента РК нобелевского лауреата Ким Дэ Чжуна. Правда, уже в декабре ему на смену будет избран новый президент - скорее всего, из оппозиции - так что надо спешить "застолбить" проект. России удалось уговорить и Север, и Юг на беспрецедентную встречу в трехстороннем формате, которая запланирована во Владивостоке. Это даст гарантии грузопотока с Юга по магистрали. Однако в РК считают восточный вариант трассы более дорогим и требующим больше времени (РК придется построить 170 км путей), чем западный. Какое решение примет новый президент РК?
       Сакраментальный вопрос -где деньги? Ведь только модернизация (а по сути - новое строительство) трассы в КНДР обойдется минимум в 2 млрд.долл. Прежнее руководство МПС заявляло о готовности "платить за все", однако вряд ли тут уместна купеческая щедрость - нужнее точный расчет современного бизнесмена. А такой расчет показывает, что данный проект, в случае составления грамотного коммерческого обоснования, вполне может привлечь средства с международного рынка капитала. Заинтересованность уже проявляют Япония, некоторые страны ЕС, вполне могут захотеть вложить деньги в выгодное начинание и такие инвесторы, как Тайвань, Австралия, Таиланд, международные финансовые организации...Короче, речь может идти о международном консорциуме. Ключевую роль в нем, конечно, будут играть Россия, КНДР и РК. Но этот "проект века" по своему значению выйдет далеко за рамки субрегиона. А значит, нуждается в соответствующей международной поддержке. Представляется, что именно это должно стать приоритетной задачей российской дипломатии. Именно практические шаги в этом направлении позволили бы реализовать наш подход - обеспечить мир, стабильность и процветание на Корейском полуострове через многостороннее сотрудничество и диалог. Любые же попытки изоляции и нажима, а тем более силовых действий под лозунгом "борьбы с осью зла" не только могут привести к катастрофе, но и шли бы вразрез с нашими практическими интересами.
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Толорая Георгий (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 6k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка