Толорая Георгий: другие произведения.

Толорая Георгий."Шестисторонка" - зародыш региональной организации?

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Толорая Георгий (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 4k. Статистика.
  • Статья:
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       Георгий Толорая, д.э.н.,
       Директор исследовательских программ
       Центра изучения современной Кореи при ИМЭМО РАН

    "Шестисторонка" - зародыш региональной организации?

    Подготовлено для газеты "Время новостей", апрель 2004 г.

       Внешние итоги двух раундов пекинских переговоров по ядерной программе КНДР не дают особых поводов для оптимизма. Слишком велики расхождения между главными противниками- США и КНДР, чтобы надеяться на реализацию "пакетной сделки" в обозримом будущем. Нет пока даже общего понимания, что может войти в "пакет" - только ли замораживание военной программы КНДР или демонтаж всего ее потенциала в ядерной области, включая подозреваемую урановую программу, а со стороны США - только ли декларативные гарантии безопасности КНДР или конкретные шаги и экономическое содействие? Даже при наличии политической воли и желания договариваться с обеих сторон поиски компромисса могут занять немало времени. К тому же до выборов в США ни Пхеньян, ни Вашингтон торопиться не будут. Первый - потому что надеется на более выгодный для себя политический расклад после выборов. Второй- чтобы не обострять ситуацию накануне выборов (но и не делать уступок), а в случае переизбрания Дж.Буша - "навалиться" на "несговорчивых" северокорейцев уже с новыми аргументами, привлекая на свою сторону "пятерку".
       Тем не менее позволим себе не согласиться с записными пессимистами. Мы имеем дело с новым геополитическим явлением, беспрецедентным для Северо-Восточной Азии. Впервые страны региона пытаются о чем-то договориться в многостороннем формате. И, можно сказать -"цель - ничто, движение - все".
       Даже если говорить о "частном" вопросе- недопущении распространения ядерного оружия в Корее - процесс может быть важнее результата. Во-первых, пока идут переговоры, меньше вероятность чрезвычайной ситуации (если только Пхеньян проявит сдержанность в своих ядерных амбициях). Во-вторых, если в результате переговорного процесса снизятся политическая напряженность, конфронтация между Северной Кореей и ее противниками, вопрос о необходимость для нее иметь "средства ядерного сдерживания" может отпасть сам собой. Создание рабочих групп, которые смогут без особого внимания прессы и сенсационного ажиотажа заняться кропотливой работой по сближению позиций, весьма знаменательно. Конечно, если у этих рабочих групп (особенно КНДР и США) будет серьезный мандат и политический импульс. Что касается России, то новый министр иностранных дел С.Лавров прекрасно владеет проблематикой и, несмотря на отъезд главного переговорщика, высокого профессионала А.Лосюкова послом в Японию, можно надеяться, такой импульс с российской стороны будет задан, и пристальным вниманием руководства МИДа шестисторонний процесс не будет обделен.
       Но даже если отвлечься от конкретного повода, давшего возможность реализовать идею шестисторонних переговоров (Россия, напомним, выдвинула ее первой еще в 1994 году и последовательно отстаивала), само по себе создание такого механизма - гигантский шаг вперед. Если его "национальные части" должным образом притрутся, шестисторонка - отличное место для обсуждения многочисленных проблем региона- начиная от проблем безопасности и мер военного доверия до экономических проектов - например, политического измерения создания сети газо- и нефтепроводов, железнодорожных магистралей, систем связи и передвижения людей, в перспективе -может быть, даже зоны свободной торговли. Короче, даже когда ядерная проблема КНДР и проблема обеспечения ее безопасности будет решена (хотя до этого ох, как неблизко), шестисторонка сможет расширить свой мандат и продолжить деятельность - вплоть до создания новой региональной структуры - назовем ее Организация безопасности и сотрудничества в Северо-Восточной Азии (ОБС СВА). Прецеденты есть - ведь именно из переговоров по узкой теме пограничного урегулирования по завершении их мандата родилась Шанхайская организация сотрудничества. Тот факт, что Россия стала инициатором и первоначальным участником многостороннего процесса - ее крупный дипломатический задел на будущее.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Толорая Георгий (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 4k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка