Подготовлено для газеты "Время новостей", апрель 2004 г.
Внешние итоги двух раундов пекинских переговоров по ядерной программе КНДР не дают особых поводов для оптимизма. Слишком велики расхождения между главными противниками- США и КНДР, чтобы надеяться на реализацию "пакетной сделки" в обозримом будущем. Нет пока даже общего понимания, что может войти в "пакет" - только ли замораживание военной программы КНДР или демонтаж всего ее потенциала в ядерной области, включая подозреваемую урановую программу, а со стороны США - только ли декларативные гарантии безопасности КНДР или конкретные шаги и экономическое содействие? Даже при наличии политической воли и желания договариваться с обеих сторон поиски компромисса могут занять немало времени. К тому же до выборов в США ни Пхеньян, ни Вашингтон торопиться не будут. Первый - потому что надеется на более выгодный для себя политический расклад после выборов. Второй- чтобы не обострять ситуацию накануне выборов (но и не делать уступок), а в случае переизбрания Дж.Буша - "навалиться" на "несговорчивых" северокорейцев уже с новыми аргументами, привлекая на свою сторону "пятерку".
Тем не менее позволим себе не согласиться с записными пессимистами. Мы имеем дело с новым геополитическим явлением, беспрецедентным для Северо-Восточной Азии. Впервые страны региона пытаются о чем-то договориться в многостороннем формате. И, можно сказать -"цель - ничто, движение - все".
Даже если говорить о "частном" вопросе- недопущении распространения ядерного оружия в Корее - процесс может быть важнее результата. Во-первых, пока идут переговоры, меньше вероятность чрезвычайной ситуации (если только Пхеньян проявит сдержанность в своих ядерных амбициях). Во-вторых, если в результате переговорного процесса снизятся политическая напряженность, конфронтация между Северной Кореей и ее противниками, вопрос о необходимость для нее иметь "средства ядерного сдерживания" может отпасть сам собой. Создание рабочих групп, которые смогут без особого внимания прессы и сенсационного ажиотажа заняться кропотливой работой по сближению позиций, весьма знаменательно. Конечно, если у этих рабочих групп (особенно КНДР и США) будет серьезный мандат и политический импульс. Что касается России, то новый министр иностранных дел С.Лавров прекрасно владеет проблематикой и, несмотря на отъезд главного переговорщика, высокого профессионала А.Лосюкова послом в Японию, можно надеяться, такой импульс с российской стороны будет задан, и пристальным вниманием руководства МИДа шестисторонний процесс не будет обделен.
Но даже если отвлечься от конкретного повода, давшего возможность реализовать идею шестисторонних переговоров (Россия, напомним, выдвинула ее первой еще в 1994 году и последовательно отстаивала), само по себе создание такого механизма - гигантский шаг вперед. Если его "национальные части" должным образом притрутся, шестисторонка - отличное место для обсуждения многочисленных проблем региона- начиная от проблем безопасности и мер военного доверия до экономических проектов - например, политического измерения создания сети газо- и нефтепроводов, железнодорожных магистралей, систем связи и передвижения людей, в перспективе -может быть, даже зоны свободной торговли. Короче, даже когда ядерная проблема КНДР и проблема обеспечения ее безопасности будет решена (хотя до этого ох, как неблизко), шестисторонка сможет расширить свой мандат и продолжить деятельность - вплоть до создания новой региональной структуры - назовем ее Организация безопасности и сотрудничества в Северо-Восточной Азии (ОБС СВА). Прецеденты есть - ведь именно из переговоров по узкой теме пограничного урегулирования по завершении их мандата родилась Шанхайская организация сотрудничества. Тот факт, что Россия стала инициатором и первоначальным участником многостороннего процесса - ее крупный дипломатический задел на будущее.