Сегодня довольно прохладно, не более пяти градусов тепла. "Страна утренней свежести"-так назвал Корею Марко Поло. Точнее не скажешь.
После завтрака обменяли доллары на воны для покупки сувениров родным и друзьям. Опять нас везут на какой-то завод. А мне бы в музей или картинную галерею. Очень хочется увидеть изделия прикладного искусства и старинные, выполненные тушью, офорты, о которых мне в детстве рассказывала мама.
За окном нашего автобуса мелькают рисовые поля, с аккуратными стогами жёлтой соломы, укрытые прямоугольниками чёрной плёнки виноградники, разноцветные домики под изогнутыми красными и зелёными черепичными крышами. Со склонов придорожных сопок и откосов дорог ещё не убрана спелая жёлто-зелёная тыква. Изредка попадаются плантации лука, кимчи и салата. Повсюду теннисные корты и футбольные поля. Корея готовится к проведению чемпионата мира по футболу в 2002 году.
Металлургический завод города Ульсана занимает второе место в мире по объёму выпускаемой продукции. Первое место было утрачено в прошлом году, после слияния в одно предприятие двух сталелитейных концернов в Японии. Впечатляют не цифры, называемые представителем завода, а продуманный до мельчайших деталей производственный процесс и чистота. Металлургические шлаки и отходы доменного производства прессуются в огромные кубы и вывозятся на берег моря для строительства пирса. При нас раскатали в лист брусок ярко-красной стали и свернули его в рулон. Жар чувствуется на расстоянии пятидесяти метров. Всё автоматизировано, лишь изредка можно увидеть за пультами людей в жаростойких блестящих костюмах. Согласно определённому графику, по территории завода ходят рейсовые автобусы. Длина внутризаводских железнодорожных путей составляет шестьдесят два километра. Протяжённость автодорог и проездов в два раза больше. Системы очистки воздуха и оборотного водоснабжения -предмет особой гордости металлургов. В небольших прудах, находящихся на водоочистных сооружениях, плавают маленькие карлики. В заводской столовой нас угощают вкусным обедом, а после обеда, наконец-то, везут на древние курганы, в которых похоронены корейские цари (ваны) эпохи Силла (Shilla).
История Кореи насчитывает несколько тысячелетий и делится на отличающиеся от общепринятого европейского летоисчисления временные отрезки. Государства в Корее и Китае образовались примерно в тот же исторический период, что и античные государства Средиземноморья. Однако объединённые племенными общинами люди жили на полуострове с незапамятных времён.
В научном мире нет единого мнения о происхождении корейцев. Одни считают, что полуостров был издревле заселён "северными" этническими группами, говорившими на тибето-китайских или палеоазиатских языках. Другие отстаивают теорию "южного этногенеза", связанного с группами, говорившими на малайско-полинезийских языках. Известный исследователь Эрнст Мулдашев выдвинул гипотезу о тибетском происхождении современных людей. Согласно этой гипотезе, миграция отдельных племён с Тибета на север привела к возникновению палеосибирской расы, из которой выделились урало-алтайская раса, ставшая прародительницей современных татар, башкир и алтайцев, а также южно-сибирская раса, которая, в свою очередь, разделилась на три самостоятельных ответвления: центрально-азиатскую, маньчжуро-корейскую и эскимосскую расы. Из маньчжуро-корейской расы вышли современные северные китайцы, корейцы и японцы.
В книге "Древний Чосон" Ю.Бутин пишет: "По этническому составу Чосона можно сделать вывод, что основу населения этого государства составили племена алтайской семьи Е и МЭК, причем Е обитали в его восточных районах, а МЭК в западных. Бесспорно то, что во втором тысячелетии до нашей эры (примерно четыре тысячи лет назад) на полуострове уже сложился основной хозяйственно-культурный облик национального древнего государства".
Известны несколько стоянок древних людей на территории Кореи: "Сокдяним", возраст которой около пятисот тысяч лет; "Кульпхо 1" возраст сто пятьдесят тысяч лет; "Кульпхо 2" возраст около сорока тысяч лет. Останки древнего человека найдены и в более ранних, до одного миллиона лет назад, слоях. Уже в эпоху Неолита, примерно от десяти до четырёх тысяч лет назад, население полуострова было оседлым и занималось земледелием и скотоводством. Основными письменными источниками по истории Кореи являются китайские "Хроники" двух-трёхтысячелетней давности и дошедшее до наших дней одно из крупнейших произведений историка Ким Бу Сика "Сам-гук Саги" ("Деяния трёх государств"). Сохранилось и произведение буддийского монаха Ирёна (Иль Ён) "Самгук Юса" ("Забытые деяния трех государств"). Это примерно 128 г. н.э. Во всех этих источниках имеется информация об основателе первого корейского государства - Тангуне. Его имя также ветречается в "Хрониках династии Вэй" (древний Китай). Более ранних письменных источников не обнаружено.
Древнюю историю Кореи принято подразделять на два периода. Первый, "Чосон Тангуна", или "Мифический период", это время создания первого корейского государства, основанного третьего октября 2233 года до нашей эры. Второй, "Чосон Ки Дела", или "Легендарный период", продлился с двенадцатого по пятый век до нашей эры. Первоначально полуостров населяли племена "Хан" на юге, племена "Окчо", "Е" и "Мэк" - в центральной и северной части. Территория первых корейских государств простиралась до Бакайского залива. Поздняя столица древней Кореи это город Вангомсон (город Кайнин - нынешний Китай). Местонахождение легендарного города Асадаль, первой столицы государства Чосон, пока неизвестно. В древнем Чосоне существовали нормы права, которые в урезанном сокращённом виде дошли до наших дней. Из восьми предполагаемых запретных статей известны три:
- Совершивший убийство подлежит смертной казни.
- Причинивший ранение - выплачивает компенсацию.
- Мужчина, совершивший кражу, вместе со своей семьёй становится рабом в доме потерпевшего.
В древней Корее, в отличие от государств Средиземного моря, невозможно выделить исторический период, в котором доминирующую роль играли бы рабовладельческие отношения. Видимо, это объясняется общинным укладом жизни населения и главенствующей ролью общественного мнения.
В 108 г. до н. э. происходит распад государства Чосон и разделение его на мелкие округа (княжества), которые существовали до III века до н.э. Известно о существовании округов Чин-бо, Хондо, более позднего Наннан и других. Далее формируются три раннефеодальных государства: на севере Когурё, со столицей в городе Пхеньяне, в центральной части полуострова -Пекче и на юге - Силла, со столицей в г. Кёнджу. (Именно здесь в настоящее время наша сахалинская группа попирает ногами древние камни). Примерно в это же время в Корее происходит официальное признание буддизма. С III в. до 936 г под нажимом царства Силла идёт постепенное слияние и объединение трёх государств. В 936 г. на полуострове появляется Коре второе объединённое государство, существовавшее до 1392 г. Это государство вело много войн и пережило татаро-монгольское нашествие. В течение двадцати семи лет Коре сопротивлялось вторжению, но в конце 1257 г. монголы захватили полуостров. После покорения Кореи Орда предприняла две попытки вторжения на японские острова. После первой самураи оставили в живых только одного воина, которого отправили назад в качестве чёрного вестника. Во время второй попытки страшной силы ураган "камикадзе", что означает "Божественный ветер", разметал в Японском море огромный флот, насчитывавший десять тысяч судов. Сто лет, вплоть до освобождения Кореи от монгольского ига в 1357 году, страной правили чужеземцы. Примерно через каждые двадцать пять лет народ Кореи восставал против захватчиков, но только на третий раз удалось окончательно выдворить иноземцев за пределы страны. Рассказывают, что недавно археологи нашли на острове Дедю-до захоронение, в котором покоятся останки одного из потомков хана Батыя. Сложность поиска таких захоронений заключается в том, что после похорон военачальников Орды на земле не оставалось никаких видимых следов. Могилы засыпались вровень с землёй, а по этому месту прогоняли табун лошадей.
С 1392 по 1897 год Корея снова именовалась "Чосон" в память о первом древнекорейском государстве. В середине этого периода, в 1590 году, происходит захват Чосона Японией и затем, в 1598 году, его освобождение. До 1876 года Чосон фактически являлся закрытым государством. В 1910 году произошла аннексия Кореи Японией, которая продолжалась до 1945 года. События послевоенного периода всем хорошо известны.
Интересна символика государственного флага Кореи, которая несёт в себе огромную смысловую нагрузку.
В центре белого полотнища, олицетворяющего чистоту Божественного Промысла, расположен сине-красный круг древневосточной монады. Окружность символизирует бесконечное сущее Дао, вечное во времени и пространстве. Внутри этой вечности постоянный переход, движение и преобразование энергий Инь и Ян. Красное и Синее, светлое и тёмное, мужское и женское, лёгкое и тяжёлое в своём движении и взаимодействии создают основу нашего мира и всей Вселенной. По углам полотнища размещены триграммы. В левом верхнем углу - Цянь -творчество. Это дух динамичных перемен. Три сплошные черты, каждая из которых олицетворяет энергию Ян, символизируют небо. Цянь является отцом в семействе триграмм. В противоположном нижнем правом углу триграмма Кунь - исполнение. Это дух, питающий всё сущее. Его действие - воспроизводство, его свойство - самоотдача. Три прерывистые чёрточки Инь символизируют землю, дающую начало всем вещам. В семействе триграмм Кунь является матерью. В правом верхнем углу знак Кань - погружение. Это знак опасности, знак быстро текущей воды, всё заполняющей собою. Это сила и энергия для преодоления препятствий. Сильная черта Ян в обрамлении двух Инь означает среднего сына в семействе. Последняя триграмма обозначает среднюю дочь. Знак Ли - это магическая сила созидания, дух огня и света. По древнему восточному преданию, из трёх братьев (Китай, Корея, Япония) Корея является средним братом. Именно поэтому на флаге знаки Ли и Кань. Символика является важнейшим элементом в познании страны и традиций её народа.
Верования древних корейцев мало чем отличались от верований древних народов других регионов мира. По их представлениям, всю Вселенную заполнял сонм божеств и духов (кви-син), над которым стоял высший небесный владыка Ханыним. Древние корейцы поклонялись духу (богу) созвездия Большой медведицы и Полярной звезды, духам гор - Сансин, духам воды - Мульквисин, духу тигра - Хосин. Вместе с возникновением буддизма, даосизма и конфуцианства, пришедшими в Корею из Индии и Китая, начинается культ предков, мудрецов-пророков и героев. Старая вера с возникновением новой не отбрасывалась.
Всё это причудливым образом смешивалось и приспосабливалось под местные традиции и условия. Буддизм, в сочетании с верой в духов и культом предков, способствовал возникновению и проникновению в Корею в более поздний период Дзен-буд-дизма. Не зная основ этой философии-религии, иногда трудно понять душевные порывы корейца или японца. Она настолько естественно вписывается в их духовные потребности, что многие корейцы на Сахалине и не подозревают, что следуют традициям и канонам этой религии.
... Ах, этот таинственно-неуловимый, призрачный, как дым костра в холодном октябрьском небе, загадочный Дзен-буддизм - секрет моего детства, моей юности. Наша с мамой страшная тайна. Видимо, только так, заручившись моим словом, она могла передать мне, пионеру, воинствующему материалисту и безбожнику, основы этой философии. Буддийские притчи, сказки о божественном искусстве владения мечом - кендо, рассказы о самураях, сочиняющих стихи в ночь перед казнью, настолько увлекали меня, что я готов был слушать их часами.
Цзен-буддизм - это память о моей матери Окамото Фу-куэ, принявшей в замужестве корейское имя Чан Боксун.
Привыкаешь к весенним цветам, когда долго живёшь... Скоро кончится год.
* * *
Завтра облаком стану Плывущим рядом с луной В призрачном мире грёз...
Мне кажется, восточному человеку трудно понять или принять суровое Христианство или Ислам с их раз и навсегда установленными строгими запретами и обрядами, отдалёнными от простого человека целым сонмом посредников - служителей.
Так кто такой Будда, чьё учение тысячелетиями будоражит умы философов и поэтов, кому поклоняется почти половина населения Земли? Прежде всего, он - человек. Пусть не всегда понятный, пусть не во всем обычный, но все равно человек. По канонам одного из четырех древних течений буддийской религии Бонпо, первый Будда появился на земле восемнадцать тысяч лет назад. Звали его Тонпа Щенраб. Он прожил восемьдесят два года и оставил после себя Великое Учение, влияние которого продлится ещё двенадцать тысяч лет. Всего за тридцать тысяч лет на земле возникнут (родятся) тысяча два пророка (Будды). Предыдущий Будда (Гаутама) пришел к нам две тысячи с лишним лет назад. Имя следующего Будды - Майт-рейя, что означает любовь.
Существуют тридцать два признака, характеризующих внешность Будды. Вот некоторые из них:
на ступнях Будды не было подъёма;
- Будда имел сорок зубов;
- глаза Будды были глубокого голубого цвета;
- руки Будды были красивые и доставали до колен.
По индийским источникам Буддой стал сын царя небольшого государства в предгорьях Гималаев. Мальчика звали Сидхарта. Впоследствии, став аскетом, он взял себе имя Гаутама. Достижение единства человека с природой, с миром, с вечностью, которое возможно лишь через изменение и совершенствование его духовной сущности в этом, наверное, смысл озарения Будды.
"Будьте сами своими светильниками-скажет он на смертном ложе. - Сам человек совершает зло, сам оскверняет себя. И чистота, и скверна внутри тебя. Никто не очистит тебя, кроме самого тебя". Человек не должен уходить от реальности. "Все созданное, все рожденное тленно", сказано в "Книге великой кончины". Через сострадание и любовь можно выйти в бессмертие новой сущности, чувствуя, как самого себя, каждую травинку, каждое дерево, каждого человека...
В рамках буддизма родились психологические, логические и научные теории, сохранившие свою актуальность до настоящего времени: буддийская концепция элементарных частиц, как сущность единого физического поля, описание состояния психики человека перед смертью (тибетская "Книга мёртвых"), исследования понятий бесконечно малого и нуля.
Буддизм, как и последующие его течения, в том числе и дзен-буддизм, на Западе иногда называют религией без Бога. Буддизм - это скорее философское учение, чем религия. Каждый человек несёт в себе Будду, каждый может стать Буддой (просветлённым). Поиск гармонии с окружающим миром, духовное совершенство, достижение состояния просветления (са-тори) вот истинные цели приверженцев дзен-буддизма. Через сатори возникает озарение, новый взгляд на жизнь, новое отношение к действительности.
"У них не было храмов, но у них было какое-то насущное, живое и беспредельное единение с Целым Вселенной; у них не было веры, зато было твердое знание, что когда восполнится их земная радость до пределов земной природы, тогда наступит для них, и для живущих и для умерших, еще большее расширение соприкосновения с Целым Вселенной" (Ф. М. Достоевский). Может, это и есть дзен-буддизм? Вот как описывает поэт Даниил Андреев испытанное им состояние сатори в "Розе мира": "Тихо дыша, откинувшись навзничь на охапку сена, я слышал, как Нерусса струится не позади, в нескольких шагах за мною, но как бы сквозь мою собственную душу. Это было первым необычным. Торжественно и бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось все, что было на земле, что могло быть на небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медленно вращаясь, плыли в мировом хороводе, но сквозь меня; и всё, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством..."
Просветление неповторимо и индивидуально. "Я брёл куда-то. Внезапно не стало ни тела, ни ума. Всё, что я мог чувствовать, было великим сияющим Целым вездесущим, совершенным, ясным, возвышенным. Это было подобно всеохватывающему зеркалу, из которого возникли горы и реки... Мои чувства были ясными и прозрачными, как будто тело и ум исчезли", так описал своё состояние дзенский монах Хан Шань почти пятьсот лет назад. С дзен-буддизмом, прививающим мгновенность принятия решения, остроту реакции, умение концентрировать энергию, связано создание и развитие восточных школ рукопашного боя. Японское искусство нинзюцу и каратэ, культивируемая в монастыре Гольбукса корейская борьба хапкидо и дзенский монастырь Шаолинь в Китае, воспитывающий мастеров ушу, известны почти всему миру.
Дзен сохраняется и передаётся в коротких притчах, в каждой из которых заключены парадоксы. Всего записано и систематизировано около тысячи восьмисот притч. Дзенские парадоксы и коаны не имеют однозначного толкования. Они содержат тысячу ответов и не содержат ни одного ответа. Всё зависит от личности человека, от его взглядов на жизнь. Вот одна поучительная притча: "Крестьянина из далекого села угостили в городе вкусным блюдом. "Из чего оно приготовлено?" спросил он. Услышав, что кушанье приготовлено из бамбука, крестьянин, забыв обо всем, быстро побежал домой. "Как я разбогатею, продавая такое вкусное блюдо", мечтал он, перемешивая в котле бамбук, надёрганный из старой циновки. Но какие бы приправы он ни бросал в котел, бамбук оставался жёстким и несъедобным. Пришлось ему идти работать на поле".
А вот очень известная на Востоке история: "Одна женщина, жаждавшая Просветления, сделала деревянную фигурку Будды и покрыла её позолотой. Статуэтка получилась очень красивая, и куда бы женщина ни шла, она всюду носила её с собой. Прошли годы, и постаревшая женщина нашла приют в маленьком деревенском храме, в котором помещалось множество статуй Будды, каждая из которых имела отдельный алтарь. Каждый день она возжигала благовония перед своим золочёным Буддой, но ей не нравилось, что аромат распространялся и на другие статуи. Она смастерила воронку, через которую дым попадал только на её статую. Это привело к тому, что нос у золоченой статуи почернел".
Комментарий современного мастера дзен Ошо к этой притче, изложенный им в своей книге "Ни воды, ни луны", изданной на русском языке в 1994 году, настолько поразил меня, что я решился процитировать его почти полностью. За поучительной, как мне казалось, историей о создании идола или кумира оказалась скрыта целая философия.
"Жажда обладания, привязанность это фальшивая любовь. Лучше ненависть, она, по крайней мере, честнее и больше соответствует действительности. Ненависть может однажды перерасти в любовь, но стремление к обладанию никогда не станет любовью. Статуя и не подумает открыть для вас Окончательную Реальность, ведь она всего лишь ваше творение. Можно покрыть её позолотой, она приобретет очаровательный вид, но это мёртвая вещь.
Статуэтка превратилась в ношу, в обузу, которую надо было таскать с собой и оберегать. Женщина не могла ступить шагу без статуи, чтобы никто не посмел завладеть ею, не посмел отнять её. Все мысли женщины были сосредоточены вокруг статуи. Она стала центром её желаний, её страха, её поклонения. Но ведь это не любовь.
Годы прошли, но ничего не произошло. Ношение с собой Будды ничего не может дать, ибо как вы можете унести Будду? Вы можете унести только статую. Будду не нужно носить. Его нужно переживать. Его надо любить, а не стремиться обладать им. Вы должны раствориться в Будде, а не носиться с ним, как со своим имуществом. Это всего лишь ваши творения, ваши игрушки, и как бы они прекрасны ни были, это не имеет никакого значения. Вы сами создаете своих богов, а потом молитесь и плачете на них, надеясь, что что-то произойдет. В том храме, где она остановилась, было много статуй Будды. В Китае есть храм с десятью тысячами Будд, десять тысяч алтарей в одном храме! Но даже десять тысяч не помогут. Одного Будды достаточно, а десяти тысяч мало. Ищите живого Будду! А если вы не можете найти живого Будду, закройте глаза и ищите его в себе. Если же не найдете его снаружи, ищите внутри, потому что Будды не умирают. Они всегда здесь, надо просто поискать. Может быть, они просто живут за углом вашего дома, а вы никогда не заглядывали туда. Или вы так хорошо знакомы со своим соседом, что воображаете, будто знаете его? На самом деле его никто не знает. Вы можете обнаружить Будду в нищем. Эта женщина, должно быть, прошла мимо многих Будд из-за своей статуи ибо она думала, что у неё уже есть Будда. Она уже обрела одного Будду, нужно ли еще что-то искать? Поэтому она и остановилась в том храме. Люди, живущие со статуями, всегда находят себе пристанище в храме. Такие люди не способны достичь Конечной Высокой цели; они непременно остановятся где-нибудь на полпути, на обочине дороги у алтаря или в храме.
В храме можно позволить себе отдохнуть, в этом нет ничего плохого. Оставайтесь там на ночь, но утром, пока вас ещё не поймали, бегите! Не останавливайтесь, пока не достигнете Высшего, этого единственного храма, в котором вы не найдёте ни одной статуи. Там вас ждут только подлинные вещи не статуи, не портреты, а истинные ценности. Не останавливайтесь в своём поиске на портретах, на копиях. Ищите оригинал, ищите сам источник. Не покрываете же вы золотом настоящего Будду, не правда ли? Впрочем, он и не позволит вам сделать это, он сумеет постоять за себя. Он скажет: "Подождите! Что вы делаете? Вы убьете меня!". Золото убивает. Жизнь нельзя покрыть золотом. Только смерть позволяет нанести на себя позолоту. Жизнь не терпит такого отношения к себе.
"Каждый день монахиня возжигала благовония пред своим золочёным Буддой, но ей не нравилось, что аромат распространяется и на другие статуи, и она смастерила воронку, через которую дым попадал только на её статую".
Это характерно для собственника: стремление к тому, чтобы запах, фимиам, курение не достигло других статуй, хотя все они тоже были статуями Будды. "Но ведь мой Будда особенный. А твой, это так себе".
Кришны или Рамы. Всё равно. А вот позволить другим статуям наслаждаться ароматом, струящимся только для её Будды, она не могла. Но истинная любовь не заботится о том, дышит ли кто её ароматом. Любовь это явление такого рода, что когда она приходит, в её орбиту вовлекается не только любимый человек, но и всё окружающее, при этом она распространяется всё шире, всё дальше, проецируется на всех людей. Это похоже на круги по воде.
"Нос у золоченой статуи почернел, что сделало её чрезвычайно уродливой". Это происходит со всеми любящими и их возлюбленными, потому что теперь аромат уже вовсе не аромат; он превращается в обыкновенный дым. Аромат должен иметь способность распространяться. Присмотритесь к вашим Кришнам, Будде у них у всех черные носы, и всё из-за вас, из-за вашей привязанности. Все храмы черны, потому что они кому-то принадлежат: "Мой храм!". Разве храм может быть вашим или моим? Храм, он и есть Храм!".
Одно время Дзен-буддизм был единственной государственной религией Японии и Кореи. Однако, в отличие от средневековой Европы, религия в этих странах никогда не становилась господствующей идеей, и государства не вели религиозные войны. К сожалению, в первое время, дзенские монахи не записывали притчи, отрицая "книжную" мудрость, поэтому систематические записи стали производиться только с третьего века нашей эры. В настоящее время монастыри обладают большими библиотеками древних книг.
Современные корейцы совершают по праздникам обряды поклонения святым духам (свадьбы, праздники урожая, Новый год). Похороны человека проводятся по буддийскому обряду. При всём этом в Корее имеет большое влияние католическая церковь. Корейцев, вообще, отличает веротерпимость. В стране мирно сосуществуют буддийские и индуистские храмы, христианские церкви. Интересно, что индуисты признают Будду ава-тарой (воплощением) Вишну. Поучительны древние тексты одного из мудрецов дзен Лаоцзы (VI в. до н. э.): "...Когда все люди узнают, что красивое является красивым, появляется и безобразное. Когда люди узнают, что добро является добром, появляется зло...". Дзен это больше философия, чем религия, потому что сочетает в себе невозможное: монотеизм (теория единого бога) и политеизм, существование бога в образе великой пустоты Нечто и существование бога в человеке (совесть, душа), и также полное отрицание бога. Созерцание, поиск совершенства и истины, вот основа этой религии-философии. Четыре основных принципа дзен, сформулированные Бодхидхар-мой в шестом веке нашей эры, указывают путь к Истине:
- Во-первых, не полагайся на слова и символы. Истина в молчании в искренности;
- во-вторых, смысл вне Писаний. Научиться видеть сердцем, сострадать;
- в-третьих, прямо указывай на человеческое сердце. Истинные чувства не нуждаются в посредниках;
- в-четвертых, прозревай природу и становись Буддой. Просветление может возникнуть мгновенно, надо быть готовым понять его.
В Палийском каноне говорится о четырёх Благородных истинах, которые выражают суть буддизма. Первая истина, обозначаемая термином "дукха", упрощённо означает страдание. Это не само абстрактное страдание, как таковое, а наша жизнь с постоянным разочарованием и крушением надежд. Жизнь как бег по обломкам своих грёз, по осколкам своей мечты.
Вторая истина соотносится с желаниями или жадностью (тришна). Желание держать под постоянным контролем все события, возникающие из чувства неуверенности в себе. Жажда обладания вещами, стремление "объять необъятное" заставляют разум принять абстрактный мир искажённых эмоций за реальную действительность.
Третья истина - это достижение "нирваны", достижение состояния Будды. Раствориться в необъятном, заполнить его собой, выйти из порочного круга "кармы".
Четвёртая Благородная Истина описывает восьмеричный Путь достижения просветления. Первые два пути касаются мышления. Это правильные представления и должные стремления. Четыре других пути относятся к действиям:
- Воздержание от лжи.
- Воздержание от насилия к любым формам жизни, непричинение им зла.
- Праведный образ жизни, состоящий в добывании средств к существованию честным способом.
- Правильные усилия, состоящие в преодолении соблазнов, создании благ.
Последние два пункта восьмеричного Пути направляют человека на правильное мышление, на понятие суетности мира вещей, на выработку отрешённости и созерцания.
Отличительной чертой дзен-буддизма от других философских школ этого направления является более тесная духовная связь с даосизмом и относительно большая свобода от влияния конфуцианских догм. Один из распространённых символов дзен - японская кукла Дарума (ванька-встанька). Западные профессора психоанализа К.Юнг и Э.Фромм видят в дзен путь к психосинтезу, к восстановлению духовной цельности человека.
Есть очень поучительная притча: "Прежде чем человек изучил дзен, горы для него были горами и воды водами. Потом, когда он взглянул в истину дзен, горы не стали горами и воды водами. Но когда он действительно достиг обители покоя (мудрости), горы снова стали горами и воды водами". Религия привела к расцвету культуры, литературы и поэзии. Поэтические образы дзен объёмны, противоречивы и передают в основном настроение. Главное в стихах не рифма, не то, что описано словами, а то, что есть между строк.
На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер...
(Басе. Перевод с яп. В. Марковой)
Звёздной ночью Жизнь мне приснилась. Проснулся уже седым...
(со слов матери)
Это дзенские трехстишия хокку (японск.). Классической формой корейского стихосложения, наряду с чанга, каса, хян-га и другими, является короткое трехстишие сиджо. Стихи "сиджо" записывались, как правило, иероглифами. Хаммун, кореизированный вариант китайской письменности, применялся повсеместно до создания своего алфавита. Специалисты утверждают, что в "сиджо" современных авторов теряется объёмность образов и возможность передачи в стихах малейших нюансов духовных переживаний человека. В 888 году Ви Хон и Тэ Гю составили первый сборник корейской поэзии под названием "Самдэмок", который, к великому сожалению, не дошёл до наших дней.
Белокрылая цапля на утлом челне одиноком! Отчего ты бела, не в волне ли морской искупалась? Тело чисто твое, словно снег на горах оно бело; Но чиста ли душа у тебя, белоснежная цапля? (перевод с кор. А. Ахматовой)
Тень промелькнула у моих дверей -Я выбежала милому навстречу. Но оказалось -- это облака Прошли по небу и задели месяц.
(перевод с кор. А Жовтиса)
Корейские поэты редко издавались отдельными сборниками. Их стихи, в основном, составляли безымянные антологии. Основным источником сведений об устном творчестве корейского народа служат исторические хроники царских династий Китая. Скорее всего, это была обрядовая поэзия, тематика которой была связана с земледелием и крестьянским бытом. Тексты песен и стихов не сохранились. Однако имеется довольно подробный перечень их названий и условий, при которых они исполнялись. Четырнадцать стихотворений из сборника "Самдэмок" приведены в книге буддийского монаха Ирена "Самбук Юса" и одиннадцать в "Житии Кюне" (1075г.). Это так называемые "песни Силла", или иначе Сансай (Хянга это более позднее их наименование). В эпоху Коре (X - VI вв.) получила развитие народная поэзия в форме Вольлен своеобразная поэтическая тема с вариациями, приуроченными к каждому месяцу года. Наиболее известные произведения того периода это "Сочен Пельгок" плач девушки, покинутой возлюбленным, и обрядовая песня "Чхоенга", которая позже была положена в основу драматического действия. В 1403 году в Корее изобретён первый в мире наборный металлический шрифт для печатания книг, а через сорок лет была создана своя национальная письменность. Знание основ стихосложения являлось в Корее одним из критериев конкурсного отбора чиновников на государственную и военную службу.
В 1727 году Ким Чхон Тхек составил антологию корейской поэзии под названием "Неувядаемые слова страны зелёных гор", в которую вошли шестьсот восемьдесят пять трёхстиший (сиджо) и двести девяносто пять больших стихов (чанга). А в 1763 году вышла ещё одна антология "Поэзия страны, лежащей к востоку от моря", составленная Ким Су Чженом. В ней около девятисот стихов. Обе эти антологии являются памятниками средневековой корейской поэзии.
Классические корейские стихи сиджо, как и японские хайку это образ жизни, это философское восприятие мира по дзен-буд-дизму, духовное слияние человека с вещами и явлениями окружающего мира.
Задремал над удочками сидя,
пробудился -- месяц в небе блещет.
Через мост Нефритовый над речкой
с посохом бамбуковым иду.
И шагов моих прозрачный звук
только птицам, спящим в гнёздах, снится.
(Пак Ин Но, перевод А. Жовтиса)
Не только стихи, но и всё Корейское искусство пронизано духом дзен-буддизма. Очень колоритны корейские сказки, пословицы, поговорки. Меня всегда поражало, что мой отец и его друзья (в основном, не очень грамотные люди), в разговоре часто применяли пословицы, читали за столом стихи и рассказывали парадоксальные истории (сейчас я понимаю, что это были коаны). Особенно яркие изречения мы, тогда ещё школьники, по настоянию мамы, заучивали наизусть. Они остались в моей памяти до сих пор.
"Прежде, чем стать учёным - стань человеком. Хакча тве-ги джоне ингани твера".
"И вороне рад, если она прилетела с родной стороны. Ка-магви-до нэ ттань камагвирамион пангапта".
Жаль, что в ту далекую пору мы недостаточно внимательно вслушивались в эти слова. Многое забыто, и многое упущено навсегда. Об этом очень мудро говорит ещё одна корейская пословица: "Только вырастив своих детей, откроешь себе душу родителей".
Истоки многих корейских пословиц можно найти в старинных обрядах и обычаях народа.
"Кривое дерево сторожит могилу предков". Эту пословицу употребляют, когда сына из-за физических недостатков не берут в армию, и он, взяв на себя заботу о родителях, остается в семье. Само выражение восходит к глубокой древности, к обычаю сажать деревья на могилах предков. В случае крайней нужды эти деревья могли быть вырублены и проданы, кроме кривых, непригодных для дела.
"На могиле его предков зацвели цветы. Сансое кочхи пхи-отта". Так говорили о человеке, сделавшем удачную карьеру, совершившим для общины благое дело. Распустившиеся цветы на могилах, по преданиям корейцев, сулят их потомкам богатство и уважение.
"Чужие родители болеют, а он свой мизинец режет. Намый чхинуван-е танджи". Эта пословица связана с существовавшим в старину поверьем, в котором говорилось о том, что если сын разрежет мизинец и даст выпить каплю крови больным родителям, то они непременно поправятся. Изречение употребляли применительно к людям, проявляющим чрезмерную заботу о чужих и забросившим своих близких, или к вмешивающимся в чужие дела.
А вот одна типичная корейская сказка. В деревне Едон у чёрной свиньи родился белоголовый поросенок. Это было настолько необычно, что свинья решила повезти своего детёныша в столицу к государю. По пути они остановились на ночлег в деревне Хадон. Проснувшись утром, свинья была потрясена, увидев, что все поросята в этой деревне белоголовые. Пришлось ей со стыдом возвращаться в Едон". Когда говорят о свинье с деревни Едон, все знают, о чём идет речь.
...Где вы теперь, таинственные и желанные сказки нашего счастливого детства? В какие миры, в какие сны вы ушли от нас, оставив в душе яркий и неуловимый след, подобный росчерку метеорита в черном августовском небе. Морозными зимними вечерами мы закутывались в толстые ватные одеяла и под привычные песни ветра и шорох снега в чёрных провалах окон, затаив дыхание, слушали о великих мудрецах, далёких странах и волшебных феях. Тёмные колышущиеся тени, от желтого язычка пламени керосиновой лампы, расцветали на стенах диковинными цветами, оборачивались свирепыми демонами. Помните тот причудливый мир, который жил, смеялся, пел и умирал на стене, созданный тенями от наших детских пальцев и рук?
Иногда, перед сном, мы рассказывали друг другу наивные, но от этого не менее страшные небылицы о каких-то синих пятнах на стенах, о потерянных мертвецами кольцах, об отрубленной руке на гремящей цепи. Потом, напуганные, долго не могли заснуть, со страхом вслушиваясь в загадочные шорохи спящего дома...
Город Кёнджу почти целое тысячелетие являлся столицей государства Силла. После объединения страны столицей Коре стал город Сеул. Окрестности Кенджу - это настоящий музей под открытым небом. ЮНЕСКО объявила этот район историческим памятником всемирного значения. Здесь сохранены жилища, парки и целые поместья эпох Силла и Коре.
Просторная стоянка для автомашин, небольшие очереди у билетных касс, ворота с турникетами, а за ними древние курганы, в которых погребены Цари Кореи.
До настоящего времени обнаружено шестьдесят семь курганов эпохи Силла. На этом захоронении их двадцать три. Курган представляет собой насыпной холм из камней, скреплённых между собой минеральным вяжущим веществом, покрытый тонким слоем растительного грунта. Высота курганов от пятнадцати до двадцати трёх метров. Встречаются двуглавые курганы, в которых хоронили царя вместе с царицей. В одном из таких курганов обустроен вход и произведён срез кургана по вертикали. Верхнее покрытие, толщиной в несколько метров, сохранено. В центре основания кургана, в специальной нише, находятся останки царя, его золотое оружие и украшения. Отдельно выставлены на обозрение корона, керамическая посуда, черепки с иероглифами, остатки истлевшей одежды.
Известны фамилии пятидесяти шести царей государства Силла. Из них сорок шесть царей носили фамилию Ким, остальные десять - Пак. Между этими породнившимися династиями существовал целый свод правил, регламентирующих наследование фамилии. Например, мужчина династии Пак, женившийся на царице династии Ким, должен был взять фамилию жены. Существуют предания, согласно которым на территории Кореи, в эпоху раннего неолита (10 тысяч лет назад), был матриархат, часть обрядов и обычаев которого сохранились и в более поздние сроки. В истории Кореи существовали династии царей Ли, Хан, Сон и другие.
Бродим вокруг курганов. На ветках редких деревьев поют птицы, спешат по своим делам хлопотливые белки. Неярко светит осеннее солнце. Старик собирает со склонов сухую траву и листья. Неужели так было всегда? Прошло полторы тысячи лет. Но каждую осень старик собирает сухие листья, и каждую весну зеленеет трава на склонах.