Ян Сергей: другие произведения.

Ян Сергей. Мавзолей

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ян Сергей (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 13k. Статистика.
  • Статья:
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    Сергей Ян

    МАВЗОЛЕЙ

       Утром внеочередной пункт нашей программы - посещение мавзолея товарища Ким Ир Сена, вождя корейской революции.
       На площади размером с приличный городской квартал сво­бодно разместился целый комплекс зданий и сооружений, вклю­чая бывший президентский дворец. Проехав через высокие кра­сивые ворота, охраняемые солдатами в парадной советской фор­ме, подъезжаем к длинной, облицованной мрамором галерее для стоянки трамваев и автобусов. Вокруг - скверы и фонтаны, а по периметру - широкий канал с водой. Только что было сол­нечно, вдруг резко стемнело, и разразился настоящий тропичес­кий ливень - в пяти шагах ничего не видно. Несмотря на раннее утро и проливной дождь, в очереди стоят сотни посетителей.
       Посещаемость народом революционных памятников, музе­ев и кладбищ просто поразительна. Вся история страны сведе­на к тёмному дореволюционному прошлому и светлому настоя­щему: социализму, построенному под мудрым руководством партии. Монументы и памятники, воздвигнутые в честь рево­люции, возведены в ранг народных святынь. Всё, как было у нас, только с учетом особенностей восточного послушания и покорности судьбе.
       Долго решался вопрос о допуске в мавзолей нашего Кости -молодого человека, приехавшего в Корею без выходного тём­ного костюма. В конце концов все, кроме школьницы Вики, ко­торая не была допущена к святыне по возрастному цензу, выс­троились в колонну по три человека под крышей так кстати по­строенной галереи. Шум дождя заглушает наши разговоры и шарканье ног. Вслед за группой студентов мы спускаемся на эскалаторе куда-то вниз. Навстречу из мавзолея поднимаются военные. В небольшой комнате нас перестраивают в колонну по два человека, и движущийся тротуар - горизонтальный эска­латор - везёт нас по длинному, ярко освещенному тоннелю. По встречной полосе, разделённой от нас широким парапетом, едут рабочие и школьники старших классов. У некоторых женщин на глазах слёзы. Через поворот ещё один эскалатор. В очередном коридоре нас по одному пропускают через металлоискатель. За­тем на движущейся дорожке маленькие щёточки промывают посетителям подошвы. Это ещё не всё. В небольшом агрегате, снаружи похожем на контейнер, струёй воздуха с нас сдунули пыль, а потом пропустили через какое-то излучение. И снова на эскалаторах поднимаемся наверх. Мрамор, золото, хрусталь. Сияние такое, что слепит глаза. Наконец, после получасовых блужданий в подземелье, останавливаемся перед каменны­ми с позолотой дверьми внутри бывшего президентского дворца, ныне мавзолея. Входим. В центре огромного зала на возвышении стоит прозрачный саркофаг с телом вождя. Чет­веро часовых по углам возвышения больше похожи на изва­яния. Звучит, как ни странно, знакомая чуть замедленная мелодия песни "Из-за острова на стрежень...", украшенная элементами восточной музыки.
       Группами по пять человек подходим к саркофагу. По знаку сопровождающего останавливаемся у ног, кланяемся, перехо­дим налево, смотрим, снова кланяемся и переходим на другую сторону. Последний поклон. Из зала выходим через другие две­ри. Было ли там ещё что-то кроме саркофага - не помню. Го­ворят, что тело товарища Ким Ир Сена бальзамировали рос­сийские ученые из института им. В.И. Ленина. И здесь мы впе­реди "планеты всей". Действительно, Ким Ир Сен в саркофаге выглядит, если так можно сказать, "живее" часовых, стоящих вокруг него.
       В смежном зале в стеклянных витринах сверкают сотни ор­денов, медалей и других наград, полученных великим вождем и учителем за свою долгую революционную жизнь более чем из ста стран. Знаки отличия и ордена Болгарии, Кубы, Германии, Польши - всех без исключения стран соцлагеря. Награды из Азии, Африки, Америки. По ним можно изучать политическую географию мира. Его заслуги перед народом и правительством СССР отмечены тремя орденами Ленина, двумя орденами Тру­дового Красного Знамени и десятками медалей.
       По бесконечным переходам возвращаемся назад. Из чёр­ных туч по чёрному асфальту хлещут чёрные плети дождя. Мол­чаливые, придавленные непогодой едем в гостиницу. После двух­часового отдыха спешно грузим баулы. Перед поездкой в го­род Анджу, для встречи с родственниками, мы совершаем пла­новую экскурсию в показательный детский сад, который зани­мает несколько этажей в восьмиэтажном здании одного из рай­онов столицы. В прихожей нам выдают безразмерные тапочки и, шлёпая ими как ластами, мы поднимаемся по ступенькам в классы. Интерьер учебных помещений, коридоров и залов пора­жает обилием ковровых дорожек, хрустальных люстр, картин и аквариумов. Макеты деревьев в натуральную величину. Плоды на них не отличишь от настоящих. Здесь дети изучают флору страны. Для изучения фауны представлены чучела чуть ли не всех животных и птиц, обитающих в Корее. И, конечно же, ма­кеты памятных революционных мест - по ним дети изучают развитие победоносного освободительного движения. Малыши, вытянувшись в струнку, тоненькими голосами чеканят памят­ные даты, показывают на макетах места стоянок революцион­ных отрядов. Также чётко и внятно они рассказывают о расте­ниях и животных, поют песни, прославляющие партию и её ве­ликого вождя. Всё как было у нас, в СССР: "Я Ленина не виде­ла, но я его люблю!".
       В танцевальном зале дети, многократно отражаясь в больших зеркалах, демонстрируют чудеса хореографии и пластики. В концертном зале прошло целое представление. Юные пяти-шестилетние скрипачи, вокалисты, пианисты, вокальные ансам­бли, маленький хор, группа исполнителей на национальных ин­струментах. Все выступали очень профессионально, а малень­кая ведущая покорила нас своей грацией, пластикой и непосред­ственностью. Любую выставку могли бы украсить произведе­ния юных художников. Сплошные гении и таланты, хотя нам сказали, что это обычные дети "простых" трудящихся. Потом мы вместе с ними водили хороводы и даже приняли участие в небольших соревнованиях. Надолго запомнились сияющие, до­верчивые глаза и трогательные ладошки детей...
       ...Скоростная автострада, по которой одиноко бежит наш автобус, построена с учётом всех современных требований. Развязки в разных уровнях, разделительная полоса со свето­отражающей плёнкой на столбиках пикетов, эстакады, тон­нели, красивые мосты. Стрелка спидометра качается у от­метки сто двадцать километров в час. За окном проносятся жёлтые убранные рисовые поля, сады, многоцветные сопки и серые стены монолитных скал. Современная скоростная автострада, на которой нет машин...
       В Северной Корее - третий год неурожай. В прошедшие два года непрерывно шли дожди, и все посевы погубило наводне­ние. В этом году засуха. Каналы и реки обмелели. За лето дождь прошёл всего два раза. Гуманитарная помощь, поступающая из Китая, Японии и Таиланда, позволяет лишь не допустить мас­сового голода в стране. Об этом нас заранее предупредили и извинились за возможно скудный и непривычный рацион пита­ния. Вопреки ожиданиям, еды было вволю, правда, качество риса оставляло желать лучшего. Если нас, "туристов", корми­ли таким рисом, можно представить, чем питается население. Впрочем, нам не надо долго рассказывать о колхозно-кооперативных, социалистических трудностях. Мы сами родом оттуда.
       ...В ноябре 1953 года нашу семью выселили из Южно-Сахалинска и отправили в колхоз. Шёл снег. Кроме одеж­ды, что была на нас, разрешили взять с собой два неболь­ших узла с одеялами и посудой, узелок с рисом и два ма­леньких фанерных чемодана. Всё, что родители не успели раздать соседям, осталось в пустом доме. Когда подъехал маленький трактор с тележкой, один на пять семей, мы уже сидели на узлах. Быстро закинули вещи, потом, потес­нив уже сидевших на узлах людей, разместились на тележ­ке сами. Так началась долгая одиссея нашей семьи. На пе­ревале бушевала метель, стало темнеть. Мужчины, ука­зывая дорогу, по двое бежали впереди трактора. Я, уку­танный во всевозможные платки, сквозь маленькую щёлоч­ку с интересом следил за блестящей стальной гусеницей и незаметно уснул. Проснулся уже на деревянных нарах, по­крытых слоем пушистой соломы.
       Как мы не умерли с голоду в ту зиму, знают лишь Бог и мои родители. Мамины платья и отрезы, бережно сохра­нённые в заветном чемодане ещё с войны, отец обменял на несколько мешков картошки и бочку солёной горбуши. Тай­ком, ночами, преодолевая расстояние в шесть километров, перенёс он на себе продукты и спрятал их под полом. По­чти всю зиму мы ели картошку, перловую кашу и солёную рыбу. Но до весны все равно не хватило.
       В конце декабря в наш колхоз на санях привезли полто­ра десятка семей спецпереселенцев с материка - украин­цев и русских. Мы боялись их и не ходили к ним. Через неде­лю к нам неожиданно зашла русская соседка и попросила маму не выбрасывать картофельные очистки. Мы подума­ли, что они привезли поросёнка и, удивившись их запасли­вости, всё рассказали отцу. Родители долго говорили между собой, а утром отец отнёс соседям полмешка картош­ки. Ещё полмешка отнёс украинцам. Через несколько дней страшный бородатый дед в огромных сапогах принёс нам буханку чёрного домашнего хлеба. Я не помню, чтобы до этого случая мы ели хлеб. Вот так вместе мы выживали. Ближе к весне картошку не чистили, варили в мундире. Наконец, сошёл снег. Появились дикоросы, рыба, дорога в соседнее село. Мы выжили....
       Уже в сумерках, проехав город Хенсан, подъезжаем к оте­лю небольшого пригородного посёлка с домами в чисто вос­точном архитектурном стиле. Наших женщин, изрядно измучен­ных отсутствием тепла в столице, очень обрадовали уютные тёплые номера.
       Вечером гид пригласил всех на дискотеку. Дюжина искате­лей приключений села в маленький автобус, который тут же пом­чался по извилистой тёмной дороге. Через двадцать минут мы подъехали к шикарному отелю на окраине Хенсана. Высокое здание, сверху похожее на трёхлучевую звезду, - одно из самых красивых в Северной Корее. Внутренняя отделка и убранство отеля на порядок выше интерьеров, виденных нами в Пхеньяне. В скоростных лифтах поднялись на восемнадцатый этаж и по изогнутому дугой коридору подошли к дверям ночного клуба. Входим в большой полутёмный зал с ярко освещенной стойкой бара. По периметру стоят невысокие столики с креслами, на подиуме музыкальный центр. В середине зала, под аккомпане­мент аккордеона поют и танцуют, а точнее, водят хороводы че­ловек тридцать парней и девушек. Происходящее в зале напо­минало наши "деревенские" посиделки.
       ...На окраине посёлка, у разрушенного деревянного здания, принадлежавшего когда-то воинской части, была ровная бетон­ная площадка, размером шесть на шесть метров, известная всем как "пятачок". С одной стороны площадки, возле чудом сохранившейся стены, лежали в беспорядке сваленные друг на дру­га бетонные блоки. С другой, смежной, росло несколько берёз и какие-то колючие кусты. На противоположной стороне про­стиралась так называемая "поляна", используемая жителями в утренние часы как место сбора коров. Чтобы ненароком не на­ступить на "мины" (коровьи лепёшки), ходить по поляне нужно было очень осторожно.
       Летними вечерами, собираясь на "пятачке", молодёжь пела и танцевала. Нам, тринадцатилетним мальчишкам и девчонкам, доверяли разжигать и поддерживать около площадки большой костёр. Под аккомпанемент аккордеона и гитары наши девчон­ки вместе с "взрослыми" танцевали модный твист и выходя­щий из моды вальс-бостон.
       Чуть позже уже все вместе водили хороводы, играли в "ру­чеек" и какие-то другие, уже позабытые мной игры. Иногда под смех и крики возмущённых девушек подвыпившие парни пели "матерщинные" частушки. Но чаще всего до поздней ночи на пятачке звучали тревожные, волнующие песни: "Там вдали за рекой...", "Я не знаю, где встретиться нам придётся с тобой. Глобус крутится-вертится...", "Сиреневый туман...". Наши звонкие голоса, украшенные гитарными аккордами и минорны­ми переливами аккордеона, улетали к домам, далёким сопкам, звёздам. Мы были искренними, наивными и восторженными...
       Слегка разогревшись, попросили бармена включить музы­кальный центр и поискать современную музыку. Нашлись запи­си российских мелодий и даже ламбада. После вальса в нашем исполнении посетители потихонечку стали покидать дискотеку, а после ламбады в большом зале, кроме нас, осталось только несколько самых стойких отдыхающих. Пришлось извиниться перед ребятами за испорченный вечер. Познакомились, поси­дели вместе за столиками. Оказалось, что здесь отдыхает груп­па молодых передовиков из Пхеньяна, награждённых за удар­ный труд недельной поездкой по историческим и революционным местам. Девушки одеты в скромные платья, у ребят по­верх рубашек пиджаки или ветровки. На столах - слабенькая рисовая водка и пиво. Время пролетело незаметно. Было видно, что они как-то сочувственно относятся к нам, словно в их ду­шах есть нечто такое, чего у нас быть не может.
      
       16. 10. 97 г.
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ян Сергей (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 13k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка