Ким О.И.: другие произведения.

Ракетно-ядерная программа Северной Кореи

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 15/10/2006.
  • © Copyright Ким О.И. (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/12/2004. 37k. Статистика.
  • Статья:
  • Оценка: 5.21*10  Ваша оценка:

    Ракетно-ядерная программа КНДР

    Северная Корея одной из первых среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона развернула секретные работы по овладению военной ядерной и ракетной технологией. Это во многом объяснялось напряженной ситуацией, сложившейся на Корейском полуострове после окончания Второй мировой войны, что особенно наглядно проявилось в ходе войны между Севером и Югом в 1950-1953г.г. В эту войну прямо или косвенно были втянуты США и их союзники, Китай и Советский Союз. Поддержанию напряженности в немалой степени способствовало размещение на территории Южной Кореи группировки войск США и арсенала американского тактического ядерного оружия воздушного и морского базирования. У руководства КНДР были серьезные основания полагать, что в случае развязывания военного конфликта на полуострове это оружие будет пущено в ход.

    Внезапная кончина в июле 1994 года северокорейского лидера Ким Ир Сена, последнего диктатора, выпестованного И.Сталиным и в течение полувека жестко управлявшего страной, поставило перед мировым сообществом ряд вопросов. Каким путем пойдет дальше КНДР? Сможет ли престолонаследник Ким Чен Ир распроститься с надеждами на обладание ядерным оружием, разработкой которого он непосредственно руководил в течение последних лет?

    В погоне за атомной бомбой

    История развития ядерных исследований, создания обширной ядерной инфраструктуры, подготовки специалистов в области военных технологий в КНДР показывает, что около двадцати последних лет своей жизни Ким Ир Сен придавал первостепенное значение их ракетно-ядерной направленности. Он одним из первых среди лидеров стран третьего мира оценил значение нового оружия и, несмотря на серьезные трудности, стал добиваться овладения им. Первый наглядный урок ему преподали США, когда нанесли атомные удары по Хиросиме и Нагасаки. Ошеломляющие результаты этих "натурных" испытаний нового оружия наглядно показали северокорейскому вождю, что атомная бомба отнюдь не "бумажный тигр" и применение ее в военных целях может сыграть решающую роль в достижении победы над противником.

    Второй урок ему был преподан во время Корейской войны 1950-1953 годов, когда военно-политическое руководство США практически рассматривало возможность использования ядерного оружия против Северной Кореи. В опубликованном после войны отчете министерства авиации "Воздушная война в Корее" указывалось, что эти планы, в частности, предусматривали сбрасывание 40-килотонной бомбы в районе Тхончхона и шести бомб в треугольнике Пхенган-Чхорвон-Кимхва. В результате нанесения этих ударов должна быть уничтожена крупная группировка северокорейских войск, что по замыслу командования США, привело бы к решающему перелому в ходе всей кампании. Однако Г.Трумэн не решился отдать второй в своей жизни приказ о применении ядерного оружия. Ким Ир Сен оказался прилежным учеником и создание огромной армии, оснащение ее разнообразным вооружением и военной техникой, разработка ядерного оружия стало одной из главных целей КНДР. (1)

    В середине 90-х годов в составе вооруженных сил Северной Кореи находились 32 дивизии сухопутных войск, в том числе 2 танковые, 38 отдельных бригад, из них 7 танковых и 22 войск специального назначения. На вооружении армии и флота имеется около 3700 танков, 1960 боевых бронированных машин, 6800 артиллерийских орудий, 730 боевых самолетов, 460 надводных кораблей и 27 подводных лодок. Общая численность личного состава достигает 1 млн. 127 тысяч человек (пятое место в мире после Китая, США, Индии и России), что составляет свыше 5% населения страны. На военные цели расходуется более 20% ВВП. Военные приготовления в КНДР проходят под лозунгом "превратим всю страну в крепость". По свидетельству перебежчиков, в стране построено много секретных военных баз, находящихся под землей или врытых в горы. На островах Дайва, Джунвэй и Рюко в скалах созданы целые города с гаванями, складами и прочими объектами инфраструктуры. (2)

    Такая милитаризация КНДР создала непосильную нагрузку на экономику страны. Это привело к разрастанию экономического кризиса, обнищанию населения, что особенно чувствительно проявилось в 80-90-х годах. Несмотря на это, создание ядерного оружия стало навязчивой идеей Пхеньяна.

    По примеру своего "старшего брата" - Китая, где Мао весьма успешно решил ядерную проблему и уже в 1964 году произвел первое испытание атомного заряда, северокорейский режим начал свое тайное восхождение к заветной цели. Этому в определенной степени способствовало подписанное в 1956 году соглашение между КНДР и СССР о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. Десятки северокорейских специалистов проходили обучение и стажировались в научных институтах СССР и Китая. В 1964 году при помощи Советского Союза был основан научно-исследовательский центр в Енбене, где наряду с работами в области ядерной энергетики вскоре стали вестись военно-прикладные исследования. В следующем году там был введен в строй исследовательский реактор мощностью 5 мегаватт, поставленный из СССР. В начале 80-х годов в Енбене было начато строительство еще одного ядерного реактора, мощность которого должна была составить 50 мегаватт. Было также развернуто строительство газографитного реактора мощностью 200 мегаватт в районе Тхончхона. Все эти реакторы имеют двойное назначение: для выработки электроэнергии и получения плутония оружейного качества.

    Вопросами ядерной программы КНДР непосредственно ведает Министерство атомной промышленности, которое входит в состав Государственного административного совета (кабинета министров). На вершине системы управления находится Ким Чен Ир. Ему подчинены Центральный народный комитет и Государственный комитет обороны. Центральному народному комитету подчинены Министерство государственной безопасности и Государственный административный совет, который осуществляет руководство ядерной программой через Министерство общественной безопасности, Министерство атомной промышленности и Комитет горной промышленности. Между этими органами распределены зоны ответственности в осуществлении ядерной программы. (3)

    Известно, что в настоящее время, когда конструкция простейших ядерных зарядов перестала быть секретом, критическим элементом военных ядерных программ является получение необходимого количества расщепляющихся материалов - высокообогащенного урана или плутония. Для своей ядерной программы КНДР выбрала в качестве базового расщепляющегося вещества плутоний.

    Поэтому главным критерием в оценке степени продвинутости северокорейской ядерной программы является ответ на вопрос о том, какое количество плутония уже имеется в КНДР и каковы перспективы его производства в ближайшие годы?

    Высокая закрытость северокорейского общества не дает возможности однозначно ответить на поставленный вопрос, поэтому приходится ориентироваться на результаты приближенных расчетов и сведения, получаемые от спецслужб. Для определения примерного количества наработанного в реакторах плутония специалисты нередко используют простую зависимость: в течение суток работающий реактор производит один грамм плутония на каждый мегаватт его мощности. Это означает, что реактор в Енбене мощностью 5 мегаватт может произвести в сутки 5 г плутония или около 1,8 кг в течение года, а 50-мегаваттный реактор способен наработать до 20кг плутония в год, что достаточно для создания 4-5 боезарядов.

    В то же время разведслужбы ведущих стран мира расходятся в своих оценках количества плутония, находящегося в распоряжении Пхеньяна. Так, известно, что еще в 1990 году председатель КГБ СССР В.Крючков в докладной записке в Политбюро ЦК КПСС (N363-к) докладывал, что в Енбене "...завершена разработка первого атомного взрывного устройства. Его испытание в настоящее время не планируется в интересах сокрытия от мировой общественности и контролирующих международных организаций самого факта производства в КНДР атомного оружия". (4)

    Спустя три года, Служба внешней разведки РФ в своем отчете "Новый вызов после "холодной войны": распространение оружия массового поражения" утверждала, что" в настоящее время КНДР не располагает ядерным оружием. Вместе с тем в течение сравнительно длительного периода КНДР развивает военно-прикладную программу в ядерной сфере".(5) В январе 1994 года директор Cлужбы внешней разведки Е.Примаков посетил Южную Корею. По сообщениям, поступившим тогда из Сеула, одной из главных тем его переговоров с президентом Ким Юнг Самом была проблема ядерной программы КНДР. Возможно, в то время появились новые сведения о ядерных усилиях Пхеньяна, вызвавшие повышенное внимание Москвы.

    Планы Пхеньяна в отношении ядерного оружия привлекали пристальное внимание не только со стороны России. Директор ЦРУ Соединенных Штатов Дж. Вулси на основе полученных разведданных заявил, что Северная Корея уже в 1993 году имела такое количество плутония, которого достаточно для создания одного ядерного заряда. По его же мнению, к концу 1995 года у Пхеньяна будет запас плутония, достаточный для изготовления 5-6 боезарядов. (6) При посещении Южной Кореи в апреле 1994 года министр обороны США У.Перри заявил, что по оценкам военных экспертов, у КНДР к тому времени уже имелось примерно такое количество плутония. Аналогичные оценки в отношении продвинутости северокорейской ядерной программы высказывают специалисты Японии. В докладе МИД этой страны, подготовленном в марте 1993 года указывалось, что в распоряжении Пхеньяна уже тогда могло быть от16 до 24 килограммов плутония оружейного качества. (7)

    Иногда достоянием мировой общественности становятся свидетельства северокорейских специалистов, покинувших страну. В 1994 году в Японии были обнародованы утверждения ядерщика Ким Дай Хо, бежавшего из КНДР, о том, что его страна еще в 1988 году обладала 12 килограммами плутония. (8) Правда, специалисты ведущих стран мира довольно осторожно отнеслись к этим оценкам. Однако большинство из них сходятся в главном: в Северной Корее на протяжении многих лет, вплоть до последнего времени, проводятся глубоко законспирированные исследования по разработке ядерного оружия и практическая работа по накоплению запасов плутония.

    В течение почти тридцати лет в КНДР создавалась обширная ядерная инфраструктура, включающая в себя как научно-исследовательские, так и производственные предприятия. Сведения об этих объектах приведены в таблице запасов оружейного плутония.

    Местоположение

    объектов Объекты инфраструктуры

    Хыннам Действующий урановый рудник

    Хамхын Университет химической промышленности: Подготовка специалистов в области переработки ядерных материалов.

    Кусон Предприятие по переработке урана. Получение диоксида урана (UO2)

    Наннам Исследовательский центр ядерной энергии

    Пхенсон Пхенсонский научный университет и Исследовательский центр атомной энергии

    Пхенсан Предприятие по добыче и переработке урановой руды. Производство диоксида урана

    Пхеньян Колледж ядерной физики при Университете им. Ким Ир Сена и Колледж ядерной физики в составе Технологического университета им. Ким Чхека

    Пакчхон Исследовательский центр атомной энергии, урановый рудник и обогатительное предприятие. Предположительно, в центре ведутся разработки ядерного оружия

    Сунчхон Действующий урановый рудник

    Унги Действующий урановый рудник

    Пусан Исследовательский центр атомной энергии. Изучение проблем радиационной защиты

    Енбен Фактически главный центр по проектированию и производству ядерного оружия. Исследовательский центр атомной энергии. В состав Центра входят: Институт ядерной физики, Институт ядерной электроники, Институт изотопов, Институт радиационной химии, Критическая сборка мощностью 0,1 Мвт, реактор мощностью 5 Мвт, реактор тепловой мощностью 8 Мвт, реактор мощностью 50 Мвт, Радиохимическая лаборатория, предприятие по переработке изотопов, завод ядерного топлива, полигон для испытаний взрывных устройств.

    Анализ ядерной инфраструктуры КНДР убеждает в том, что работы по созданию ядерного оружия ведутся широким фронтом, охватывая все стороны этой сложной научно-технической проблемы. При этом обращает внимание тот факт, что в стране созданы крупные научно-исследовательские центры, которые, судя по всему, обладают способностью вести не только теоретические и прикладные исследования, но и разработку конструкции боезарядов. Несколько скромнее выглядят производственные мощности для получения плутония, что и было отмечено рядом зарубежных специалистов. Этот недостаток является главным ограничивающим фактором для КНДР в накоплении ядерных боезарядов.

    Однако КНДР не была одинока в своих стремлениях стать обладателем ядерного оружия. Ее ближайший сосед одно время был также не лишен ядерных амбиций. По признанию некоторых высокопоставленных чиновников Сеула, в Южной Корее в 70-х г.г. были развернуты секретные работы по созданию ядерного оружия. В соответствие с планами первый образец ядерного взрывного устройства должен быть готов к 1981г. Об этом впоследствии заявил бывший начальник разведки и контрразведки РК трехзвездный генерал Кан Чан Сун, выступая на заседании Комитета по национальной обороне в мае 1994г. По его утверждению, президент Пак Чжон Хи еще в сентябре 1978г. в приватной беседе сообщил ему, что к тому времени атомная бомба "была готова на 95 процентов".

    Секретный атомный проект опирался на французские ядерные технологии, а руководство им осуществляло агентство военных исследований Министерства обороны. Эти работы рассматривались прежде всего с позиции противодействия ядерным амбициям Северной Кореи. Однако реализации этих планов помешали два обстоятельства: убийство президента Пака и довольно жесткий нажим США. Администрация США поставила ультимативное условие - закрыть секретные лаборатории и полностью прекратить все работы над ядерным оружием. Сеул был вынужден выполнить все требования Соединенных Штатов. (10,11) В то же время следует признать, что высокий научно-технический уровень Республики Корея обеспечивает возможность создания ядерного оружия, в случае принятия политического решения, в течение одного-двух лет.

    Ядерная дилемма: уран или плутоний.

    Перед страной, которая приняла политическое решение о тайном создании ядерного оружия, встает немало научно-технических проблем. Среди них на первом месте стоит проблема выбора оружейного расщепляющегося материала, который в свою очередь определяет не только особенности конструкции ядерного заряда, но что особенно важно - состав всей ядерной инфраструктуры. Известно, что создание боезарядов на основе высокообогащенного урана требует строительства огромных, дорогостоящих обогатительных предприятий, обеспечить скрытность которых довольно сложно. Даже в случае создания технологических обогатительных линий под землей их выдает наличие мощных источников электроэнергии и выделения значительного количества тепла.

    С точки зрения скрытности при создании ядерного оружия более предпочтительно ориентироваться на использование плутония, поскольку его производство легче замаскировать под маской гражданской промышленной энергетики. Для получения плутония оружейного качества используются специальные реакторы с замедлителем в виде тяжелой воды или газографитные промышленные реакторы двойного назначения. Для создания ядерных зарядов применяется плутоний с содержанием изотопа-239 свыше 90 %. Однако, как показали исследования американских специалистов, в качестве расщепляющегося ядерного материала для создания боезаряда может быть использован плутоний любого изотопного состава, в том числе и полученный в промышленных реакторах. При глубоком выгорании уранового топлива, что экономически наиболее выгодно, в нем образуется плутоний с содержанием изотопа-239 около 60 %, остальное его тяжелые изотопы. Боезаряд из такого плутония будет иметь более сложную конструкцию, обладать повышенным радиационным фоном и обеспечивать мощность взрыва примерно на порядок ниже, чем при использовании плутония оружейного качества. Но, тем не менее, это будет заряд, создающий при взрыве весь комплекс поражающих факторов. Эксперимент, проведенный в Неваде, подтвердил эти теоретические выкладки американских специалистов. (12)

    Как известно, наиболее простым конструктивным решением является заряд так называемого "пушечного" типа. В основе его устройства лежит принцип создания надкритической массы расщепляющегося вещества, способной к поддержанию цепной ядерной реакции, путем быстрого соединения ("выстреливания" навстречу друг другу) двух его кусков, размещенных в " стволе". Исследования, проведенные в США еще в период "Манхэттенского проекта", показали, что такая сравнительно простая схема боезаряда применима только при использовании урана. Ее простота определяет высокую надежность срабатывания заряда. Поэтому урановая бомба "Литтл Бой" ("Малыш") была взорвана над Хиросимой без предварительного испытания такой конструкции в полигонных условиях.

    В то же время в силу ядерно-физических свойств плутония создать на его основе заряд пушечного типа не представляется возможным. При использовании в качестве ядерной взрывчатки плутония применяется более сложная конструкция так называемого "имплозивного" типа (" имплозия"- сферический взрыв, сходящийся к центру). При взрыве сферической оболочки мощного взрывчатого вещества происходит обжатие плутония и повышение его плотности, что обеспечивает перевод его в надкритическое состояние, способное к ядерной реакции. В силу сложности такого взрывного устройства чрезвычайно высоки требования по обеспечению синхронизации действий всех элементов автоматики заряда с точностью, исчисляемой микросекундами. Поэтому специалисты США провели 16 июля 1945 года на полигоне Аламогордо первое в истории испытание ядерного заряда именно "имплозивного" типа. И только убедившись в работоспособности такой конструкции, было решено сбросить плутониевую бомбу "Фэт Мэн" ("Толстяк") на Нагасаки. (13)

    Как уже ранее упоминалось, анализ деятельности Северной Кореи в ядерной сфере показывает, что программа проводимых там работ направлена на создание именно плутониевого боезаряда. Такой путь создания ядерного оружия обеспечивает значительную скрытность при накоплении запасов расщепляющегося материала, но определяет повышенную сложность изготовления боезаряда. Даже создав и накопив у себя несколько таких боезарядов, специалисты КНДР будут вынуждены провести испытания, необходимые для проверки их работоспособности и определения боевых характеристик. Это явилось бы открытой демонстрацией военной ядерной программы, тем более что при существующей системе контроля скрыть подземные испытания даже зарядов небольшой мощности невозможно.

    Ракетная программа Северной Кореи

    Создавая огромные вооруженные силы, военно-политическое руководство КНДР постоянно проявляло повышенный интерес к их оснащению ракетным оружием, к приобретению средств доставки оружия массового поражения. Уже в 60-х годах КНДР закупила в СССР тактические ракеты с боеголовками в обычном оснащении ФРОГ-5 и ФРОГ-7 с дальностью действия 50 и 70 километров. Особенно большая активность в овладении ракетной технологией стала проявляться, начиная с 70-х годов. Не обладая необходимым научно-техническим потенциалом, Пхеньян старался использовать возможности довольно тесного сотрудничества с Китаем и Советским Союзом. Во второй половине 70-х годов специалисты КНДР принимали участие в китайской программе создания ракеты с дальностью полета порядка 600 км и боеголовкой массой до 600 кг. Однако в результате обострившейся борьбы в китайском руководстве этот проект не был доведен до конца.

    После неудачи с этой программой северокорейское руководство усилило внимание к советской ракетной технологии. В Советском Союзе были приобретены ракеты СКАД-В с дальностью полета до 300 км и массой полезной нагрузки в 1 тонну. При этом решалась двоякая задача. Помимо принятия этих ракет на вооружение основной упор делался на освоение их производства и подготовку собственных инженерно-технических кадров, создание промышленной базы для налаживания производства ракетного оружия. Приложенные усилия не пропали даром и уже в 1984 году были проведены первые испытания ракеты СКАД-В северокорейского производства, а в следующем году они стали поступать на вооружение войск.

    Новый стимул для расширения производства ракет был дан вскоре после окончания ирано-иракской войны, когда Иран предложил финансировать разработку новой, модифицированной модели ракеты СКАД с условием поставки ему значительного количества этого оружия. Финансовые вливания помогли решить эту задачу и по опубликованным данным в 1987 году Иран получил первые 100 ракет. В результате проведенной модернизации была увеличена дальность полета ракет до 340 км, а полезная нагрузка - на 15 %. Однако не удалось преодолеть основной традиционный недостаток северокорейских ракет - их невысокую точность. Круговое вероятное отклонение (радиус круга с центром в точке цели, в который попадает 50% ракет, выпущенных по ней) находится в пределах 450-1000 метров. Такая низкая точность определяет целесообразность их боевого использования в обычном снаряжении для нанесения ударов по крупным площадным целям (городам), рассчитанных, прежде всего, на психологическое воздействие на население. Наибольшая эффективность применения таких ракет обеспечивается при оснащении их боеголовками с оружием массового уничтожения.

    Еще одна попытка модернизировать эту ракету была связана с передачей Ираном обломков иракских ракет "Аль-Хуссейн", которые представляли собой модификацию ракеты СКАД. Полученная информация не осталась втуне и в 1989 году было начато производство новой модели, получившей наименование СКАД-С, а в следующем году состоялись ее летные испытания. При массе полезной нагрузки 700 кг дальность полета усовершенствованной ракеты достигает 600 км. Она также унаследовала от своих предшественниц невысокую точность.

    Большой неожиданностью для зарубежных специалистов оказалось испытание в мае 1993 года северокорейской ракеты Нодонг-1. Как стало затем известно, работа над ней была начата в 1988-1989 годах. Целью новой программы является создание ракеты средней дальности, способной нести на себе ядерные и химические боеголовки. В финансировании работ над новой ракетой принимают участие Иран и Ливия. Свое участие в этой программе они дополняют за счет приобретения в странах Запада (несмотря на запреты КОКОМ) различных материалов и технических средств.

    По сведениям из зарубежных источников, Иран вел переговоры с Пхеньяном о закупке 150 ракет Нодонг, возможно в обмен на поставки нефти. Первый испытательный запуск ракеты Нодонг был произведен с полумобильной пусковой установки на полигоне Тайпотэнг в провинции Северный Хамкьен на восточном побережье страны. Довольно скудная информация о новой ракете пока не позволяет дать полную характеристику ее конструкции и боевых возможностей, однако на основе некоторых сведений о ней и истории развития ракетной технологии можно сделать некоторые предварительные оценки. По мнению специалистов, дальность полета новой ракеты составляет около 1300 км, однако некоторые из них предполагают, что за счет применения более легких конструкционных материалов она может быть увеличена до 1500 км. Ракета будет способна доставить на предельную дальность боеголовку массой 700 кг. Технической основой и элементной базой является технология советских ракет СКАД. Двигатели работают на жидком топливе. По данным иностранной фоторазведки, примерные габариты ракеты составляют 15-16 метров в длину и до 1,3 метра в диаметре.

    Система управления ракеты инерциальная, она обеспечивает сравнительно невысокую точность попадания (КВО может достигать значения 2 км). Скорость на конечном участке траектории составляет около 2500 м/сек, общее время полета при стрельбе на предельную дальность - 8-9 минут. Одновременно ведется разработка еще одной ракеты - Таэпотонг-1 (Нодонг-2) с дальностью полета 1500-2200 км. Для создания такой ракеты потребовалось перейти на двухступенчатую конструкцию. Первое испытание ракеты Таэпотонг состоялось в августе 1998г. Оно оказалось неудачным: ракета с неотделившейся головной частью перелетела Японию и упала в море гораздо ближе расчетной точки падения. Принятие новой ракеты на вооружение ожидается в 2000-2004г.г. Одновременно также ведется разработка ракеты большой дальности Таэпотонг-2, которая по оценкам специалистов будет обладать дальностью до 6000 км.

    Ракета Нодонг-1 способна достигать западных районов Японии, вплоть до Осака, Таэпотонг-1 может наносить удары по всей территории Японии и по американским базам на острове Гуам, а Таэпотонг-2 - по объектам на Аляске и Гавайях. В случае военного конфликта эти ракеты могут быть использованы для нанесения ударов по группировкам войск, крупным городам и промышленным центрам, аэродромам и портам Южной Кореи, а также Японии, препятствуя переброске войск в зону конфликта. Они также могут быть применены с целью осуществления ядерного шантажа своих ближайших соседей с выдвижением политических, военных и экономических требований. В таблице... приведены основные характеристики северокорейских ракет.

    Баллистические ракеты Северной Кореи (14,15)

    Наименование ракеты Характеристики ракеты

    Дальн. км Масса б/г кг Длина м Масса рак. кг Принято на воор. год

    СКАД-В 340 1000 11 6500 1985

    СКАД-С 600 700 12 6300 1990

    Нодонг-1 1300 700 16 15500 1997

    Таэпотонг-1 1500-2200 700-1000 27 21000 2000-2004

    Твэпотонг-2 4000-6000 700-1000 32 60000 2000-2004

    В разработке ракетных программ Северная Корея испытывает серьезные трудности, связанные с недостатком кадров ученых и инженеров, сравнительно низким техническим уровнем промышленности. Поэтому Пхеньян ведет активный поиск необходимых ему специалистов за рубежом. Особое внимание в этом отношении представляют некоторые республики бывшего СССР, особенно Россия и Украина. В декабре 1992 года министерство безопасности России пресекло выезд за рубеж 30 ученых ракетчиков.

    При расследовании оказалось, что конечным пунктом их назначения была Северная Корея. МИД России выразил протест, предупредив о возможном разрыве отношений с Пхеньяном, если он не перестанет переманивать к себе ученых. Однако по некоторым сообщениям печати, несколько российских ученых, выехавших ранее, принимали участие в ракетных программах КНДР. (16)

    Маневры вокруг Договора о нераспространении

    Как известно, президент США Дж. Буш в сентябре 1991г. объявил о сокращении тактического ядерного оружия и выводе его на территорию страны. Это означало, что на территории Южной Кореи оно размещаться не будет, чем создавался стимул для открытия активного раунда переговоров между Севером и Югом Кореи. В декабре 1991г. в результате переговоров между КНДР и Республикой Кореей были подписаны два важных соглашения: о политическом примирении и о создании на Корейском полуострове безъядерной зоны. В 1992г., через шесть лет после присоединения КНДР к Договору о нераспространении, была достигнута договоренность о допуске к ядерным объектам инспекторов МАГАТЭ. В том же году в ходе инспекции на шести ядерных объектах инспектора пришли к выводу о том, что в КНДР проводилась работа по производству плутония. После этого северокорейское руководство отказало МАГАТЭ в проведении инспекций в местах складирования отработанного топлива.

    Особую обеспокоенность мировой общественности вызвало заявление Пхеньяна, сделанное в марте 1993 года, в котором объявлялось о намерении КНДР выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия. Одновременно с заявлением о выходе из Договора Пхеньян привел свою армию в состояние повышенной готовности. Это был наиболее острый кризис в режиме нераспространения с момента заключения Договора в 1968 году. За время его функционирования Северная Корея стала первой страной, намеревавшейся выйти из Договора, что в случае исполнения нанесло бы серьезный удар по режиму нераспространения. Военно-политическая элита Пхеньяна с самого начала стремилась ограничить доступ экспертов МАГАТЭ к своим ядерным объектам, отказывала им в заборе проб отработанного топлива, скрывала наличие ряда секретных объектов ядерного комплекса, в частности, завода радиохимического разделения.

    В результате активности дипломатии США за день до конца трехмесячного срока, по истечении которого решение КНДР о выходе из Договора вступило бы в силу, 11 июня 1993 года было опубликовано совместное американо-северокорейское заявление. В нем указывалось, что КНДР приостанавливает свое намерение выйти из Договора, а Вашингтон создает международный консорциум (КЕДО) для замены северокорейских газографитных реакторов на легководные, которые значительно снижают возможность использования нарабатываемого в них плутония для производства боезарядов.

    Для того, чтобы обеспечить активное участие в финансировании строительства АЭС своих союзников - Японии и Южной Кореи, США предложили использовать легководные реакторы мощностью 1000 мегаватт южнокорейского производства. Общая сумма затрат для выполнения этого проекта составляет от 4 до 6 млрд. долларов. Северокорейское военно-политическое руководство долгое время отказывалось дать согласие на установку на АЭС реакторов Южной Кореи под предлогом их ненадежности. Однако на самом деле, в основе этой позиции КНДР лежали, скорее всего, идеологические мотивы. Согласие с предложениями США означало бы практическое признание превосходства Юга полуострова над Севером в области высоких технологий. Кроме того, присутствие сотен, возможно и тысяч довольно благополучных и обеспеченных южнокорейских специалистов в полуголодной стране может серьезно подорвать эффективность усилий пропагандистской машины КНДР. Были опасения, что южнокорейский строительно-монтажный десант внесет немало беспокойства в "монолитное единство" северокорейского общества.

    И все же, 21 октября 1994 года Соединенные Штаты и Северная Корея подписали "Рамочное соглашение". В нем зафиксировано обязательство КНДР отказаться от своей военной ядерной программы, вывести из эксплуатации 5-мегаватный исследовательский реактор и прекратить строительство двух газографитных реакторов, заменив их южнокорейскими на легкой воде. Со своей стороны США обеспечивают во время "переходного" периода покрытие образующегося дефицита энергии путем поставки угля и нефти (только нефти до 500 тысяч тонн в год). В марте 1995г. был официально утвержден Международный консорциум по развитию энергетики на Корейском полуострове -КЕДО, на который возлагалось руководство строительством ядерных реакторов. Однако выполнение этих соглашений начало пробуксовывать с самого начала. Работа по строительству реакторов в силу различных причин отстает от намеченных планов, а, кроме того, не преодолены разногласия между США, Японией и Южной Кореей в отношении размеров финансирования стройки каждой страной.

    Подписание соглашений, несмотря на общую положительную оценку, не создавало надежных гарантий в отношении прекращения в КНДР работ над ядерным оружием. Наиболее существенным недостатком, по оценкам специалистов, является то, что первая "специальная инспекция" двух секретных ядерных центров КДНР, где предположительно проводятся ядерные исследования в военной сфере, может быть проведена не ранее, чем через четыре - пять лет. Если верить заверениям лидеров КНДР об отсутствии у них запасов оружейного плутония и реальных результатов по созданию ядерного оружия, то к чему было бы настаивать на отказе от проведения инспекций на такой длительный срок? Не отвечает ли это желанию элиты Пхеньяна обеспечить себе определенную свободу рук для продолжения погони за фактическим ядерным статусом?

    Нет сомнений в том, что в этот период МАГАТЭ будет не в состоянии обеспечить гарантии в соответствии с уставом этой организации и требованиями Совета Безопасности ООН. Такая неопределенность отнюдь не способствует укреплению режима нераспространения, в то же время представляет возможность КНДР в любой момент под тем или иным предлогом отказаться от достигнутых договоренностей и форсировать работу над ядерным оружием.

    Какие цели преследует Пхеньян?

    При рассмотрении ракетно-ядерных программ КНДР возникает закономерный вопрос: что движет Пхеньяном, побуждая его ввязываться в столь рискованное предприятие? Какие цели ставит перед собой военно-политическая элита этой страны? Правящие круги КНДР не могут не отдавать себе отчет в том, что в ответ на его ракетно-ядерные амбиции последует негативная реакция со стороны мирового сообщества. Следовательно, уверены в том, что игра стоит свеч.

    По мнению некоторых аналитиков, первая цель Пхеньяна состоит в том, чтобы перешагнуть барьер и обрести статус ядерной державы. Имея пятую по размерам армию в мире, страна, тем не менее, не играет никакой политической роли на мировой арене, практически находится в политической и экономической изоляции. Поэтому Ким Ир Сен связывал свои надежды на повышение международного рейтинга КНДР с обладанием ядерного статуса.

    Этим объясняется его внезапная попытка выйти из Договора о нераспространении, уйти из-под контроля МАГАТЭ с расчетом поставить мир перед свершившимся фактом. В Пхеньяне сознавали, что обнаружение экспертами МАГАТЭ прямых военных приготовлений может привести к тому, что КНДР еще до овладения ядерным оружием разделит судьбу Ирака.

    В условиях тяжелого экономического положения Северной Кореи перспектива ее возможного объединения со сравнительно благополучным Югом не вызывает энтузиазма в Пхеньяне. Пример Восточной Германии и Румынии, судьба их политических лидеров служит серьезным предупреждением правящей элите КНДР. В Пхеньяне полагают, что в этом случае обладание ядерным оружием сделает его позицию на переговорах с Сеулом более весомой и объединение Севера и Юга будет происходить на условиях наиболее благоприятных для КНДР. Справедливости ради следует заметить, что Южная Корея в не меньшей степени опасается объединения с КНДР, ибо для выравнивания экономического положения двух стран от нее потребуются огромные финансовые вложения в северокорейскую экономику, которые отбросят страну на много лет назад.

    Нельзя также исключить и того, что, наладив производство оружейного плутония, Пхеньян может предпринять его подпольную продажу своим традиционным покупателям ракет, другим тоталитарным режимам, которые тянутся к овладению ядерным оружием. К таким действиям его может подтолкнуть чрезвычайно высокая стоимость ядерных материалов, которую готовы заплатить соискатели подпольного ядерного статуса. Это является весьма привлекательным для терпящей бедствие северокорейской экономики.

    Другой и, пожалуй, наиболее вероятной целью ядерных амбиций Пхеньяна является намерение как можно дороже разменять свою ядерную программу в обмен на широкое дипломатическое признание, снятие экономических и торговых ограничений, значительные уступки со стороны США, Японии, Южной Кореи и других стран. При этом руководство КНДР исходит из постулата: чем дальше будет продвинута работа над ядерным оружием, тем большую плату будут готовы заплатить эти страны за отказ Пхеньяна от нее.

    Среди прямых требований, выдвигаемых лидерами Северной Кореи содержатся: ликвидация американского военного присутствия на полуострове, устранение политической и экономической дискриминации КНДР, гарантированная денуклеаризация Корейского полуострова, оказание республике экономической помощи и ряд других. Для достижения поставленных целей Пхеньян не пренебрегает и попытками прямого шантажа, даже в отношении стран, оказывавших ранее ему значительную помощь. Известно, что в 1991 году в период переговоров Москвы с Сеулом об установлении дипломатических отношений министр иностранных дел КНДР заявил, что если СССР признает республику Корея, то Пхеньян активизирует свою военную ядерную программу.

    Сложный узел противоречий, завязавшийся на Корейском полуострове, обостренный ракетно-ядерными амбициями КНДР, потребует от мирового сообщества согласованных усилий. Нет сомнений в том, что наиболее приемлемым путем решения этой проблемы является мирное политическое урегулирование. Несмотря на некоторое улучшение политической ситуации на полуострове, сложившейся после подписания американо-северокорейского соглашения, корейский регион еще далек от превращения его в зону мира, свободную от ядерного оружия.

    К сожалению, в решении проблемы мирного объединения двух корейских государств, судьбы северокорейской ракетно-ядерной программы последняя точка еще не поставлена. Поэтому мировое сообщество, видимо, еще будет вынуждено вернуться к предложению России о созыве международной конференции с участием США, России, Китая, Японии, обеих Корей, представителей ООН и МАГАТЭ, в ходе которой можно было бы выработать согласованные меры по укреплению мира и согласия на полуострове, соблюдению режима нераспространения, постепенного сближения Севера и Юга, воссоздания единого корейского государства.

    Литература:

    1. Белоус В. США: ядерные когти ястребов. Воениздат, 1986, с.69.

    2. Сегодня, 1996, 14 июня.

    3. Бермудез Дж. Ядерная инфраструктура КНДР. Ядерное распространение, 1994, май, выпуск 2, с.35, 36.

    4. Известия, 1994, 24 июня.

    5. Новый вызов после "холодной войны": распространение оружия массового поражения. Доклад Службы внешней разведки РФ, 1993, с.92.

    6. Белоус В. Сколько плутония было в кармане у Ким Ир Сена? Сегодня, 1994, 26 августа.

    7. Давыдов В. Вызов международной безопасности: Северная Корея и ядерное оружие. США: ЭПИ, 1993, Љ 10, с.18-30.

    8. Известия, 1994, 24 мая.

    9. Бермудез Дж, Ядерная инфраструктура КНДР. Ядерное распространение, 1994, май, выпуск 2, с.36-46.

    10. Сегодня, 1994, 26 мая.

    11. Известия, 1994, 25 мая.

    12. Марк К. Взрывные свойства реакторного плутония. Наука и глобальная безопасность. 1994, т.4, Љ 1, с.73-77.

    13. Лэпп Р. Атомы и люди. ИЛ, 1959, с.80.

    14. Райт Д., Кадышев Т. Анализ ракеты Нодонг. Наука и всеобщая безопасность, 1994, Т.4, Љ 2, с.3, 4.

    15. Bermudez J. North Koreans test two stage JRBM over Japan. JDW, 1998, 9 September.

    16. Известия, 1994, 15 июня.

  • Комментарии: 2, последний от 15/10/2006.
  • © Copyright Ким О.И. (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/12/2004. 37k. Статистика.
  • Статья:
  • Оценка: 5.21*10  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка