Стельмах В.Г.: другие произведения.

Стельмах В.Г.Корейское школьное образование в Москве

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 02/07/2005.
  • © Copyright Стельмах В.Г. (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/12/2004. 4k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:

    Стельмах В.Г.

    Корейское школьное образование в Москве

    сентябрь-ноябрь 2000г.

    Основные проблемы, которые решает любая этническая группа, оказавшаяся в положении национального меньшинства, но стремящаяся к сохранению самобытности, это - образование, частичное воссоздание языковой среды и воспроизводство культурных традиций. Отсюда и берет начало классическая институционная триада диаспоры: школа, церковь и элемент "поддержки" функционирования родного языка среди взрослых ее членов (средства массовой информации и/или библиотека). Совершенно очевидно, что именно школа, где происходит первое настоящее вхождение ребенка широкое социальное окружение, является основным звеном указанной триады.

    Несмотря на то, что процесс демократизации России идет более десяти лет, национальное образование в Москве находится в зачаточном состоянии[2]. В таком контексте большие успехи корейской общины столицы в решении данной проблемы заслуживают внимания. Считающаяся корейской московская школа Љ1086 функционирует с 1992 г. Впрочем, такое ее название не совсем точно и вовсе не потому, что ее посещают не только корейцы (по словам директора школы, доктора педагогических наук Н.Н.Эм, у нее учатся представители более 50 национальностей). Особенность подхода корейской общины к созданию своей школы состоит в том, что она изначально мыслилась как образовательное заведение с этнокультурным корейским компонентом, который дополнял, а не подменял или "подавлял" общегородскую, стандартную учебную программу. При этом этнический ее блок выглядит весьма впечатляюще: в школе, помимо корейского языка и литературы, все дети могут изучать, например, кулинарное искусство и столовый этикет корейцев, их национальную музыку, фольклор. В дополнение к этому работают изостудия, секция тэквондо и танцевальная группа, в которой преподают не только национальные, но и обыкновенные, бальные танцы.

    В настоящее время школа Љ1086 может считаться эталонной по многим показателям. Она обладает прекрасной базой, и это не удивительно, так как школа находится под патронажем ЮНЕСКО и пользуется организационной поддержкой Министерства культуры Республики Корея (содействие в обмене педагогами и учащимися с профильными заведениями Сеула; помощь с учебными материалами; поставка технических средств обучения). Вследствие этого уровень подготовки там весьма высок: по результатам 2000 учебного года 98% ее выпускников поступили в высшие учебные заведения, в том числе двое - в Сеульский университет.

    Такие успехи корейской общины выглядят особо впечатляюще на фоне сложностей, которые имели место при создании школы. Энтузиастам национального школьного образования, помимо рутинной бюрократической волокиты и нелепой системы многочисленных административных согласований, пришлось, во-первых, преодолевать инертность внутри самой общины. Тысячи осевших в Москве корейцев утратили свой язык и забыли обычаи, традиции[3]. Одним словом, интерес диаспоры к этнической культуре и языку угас; люди попросту привыкли обходиться без них. В результате даже некоторые общественные объединения корейцев культурной направленности на первых порах не хотели помогать своей школе.

    Во-вторых, активисты корейского образования, как, впрочем, и представители иных московских меньшинств, вначале столкнулись с бытовой ксенофобией окрестных жителей. Эмоции иногда перехлестывали через край: в классные окна летели камни. Этот конфликт разрешился через открытость школы для всех учащихся микрорайона, а не только для корейцев. Когда живущие по соседству москвичи поняли, что школа, наряду с хорошими знаниями по предметам, предоставляет дополнительные возможности эстетического и культурного развития обучающихся, то те же самые люди, которые оскорбляли Н.Н.Эм, выкрикивая из толпы: "Нам не нужен узкоглазый директор!", стали приходить к ней с просьбой принять к себе их детей.

    [1]Материал подготовлен В.Г. Стельмахом в процессе изучения этнокультурного развития московских национальных диаспор. Использована информация, опубликованная газетой "Корейская диаспора" Љ15, сентябрь 2000 г.

    [2]См.: Стельмах В. Национально-культурные объединения меньшинств Москвы: контакты и конфликты с большинством // Конфликт - диалог - сотрудничество. Бюллетень Љ 4 (июнь-август 2000). Национальные общественные движения в Российской Федерации. М., 2000.

    [3]Сама директор школы Н.Н.Эм, не владея родным языком с детства, выучила его самостоятельно по словарям и разговорникам.

  • Комментарии: 1, последний от 02/07/2005.
  • © Copyright Стельмах В.Г. (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/12/2004. 4k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка