|
независимый журналист-международник
"Солнечная политика" и южнокорейские проекты в Северной Корее.
В то время, когда мы еще не знали о политике, проводимой Ким Дэ Джуном, мы думали о том, что Северная Корея стоит в преддверии коллапса, вызванного экономическими причинами. И нет ничего проще, чем сидеть и ждать, когда недовольство северокорейцев своим экономическим состоянием достигнет апогея и они свергнут правящую элиту, точно также как это произошло в Румынии с режимом Чаушеску. К тому времени, аналитики уже много раз предрекали, что правящий режим в КНДР рухнет в 1989 г. Что в 1991 году Советский Союз, а с ним и Северная Корея обязательно обратятся в руины. Предполагали крах после смерти многолетнего руководителя Ким Ир Сена, по причине засухи, наводнений и неурожая потерпит крушение в 1994-98 г. Однако, режим, претерпев все это, продолжает существовать. Затем постепенно у нас стали возникать сомнения, в целесообразности такого ожидания.
При более зрелом размышлении и детальном ознакомлении с "солнечной политикой" мы пришли к выводу о том, что крах северокорейского режима, будет означать одновременно гуманитарную катастрофу для Южной Кореи. Судите сами, ФРГ, адсорбировав Восточную Германию, вложив огромные средства, до сих пор не закончила ее реконструкцию. А ведь ФРГ является одной из самых благополучных строи мира в экономическом отношении, да и ГДР долгие годы являлись "витриной социалистического мира". Что же касается Южной Корен, то при всем восхищении темпами ее экономического развития (11 место в мире), то ей еще далеко до немецкого благосостояния, да и экономическая ситуация в КНДР не настраивает на оптимистический лад. В подтверждении сказанного приведем следующие цифры. Согласно сообщениям банка Кореи, на севере наблюдался неуклонный спад производства, показатель ВВП в 1997 году оказался на 6,8% ниже, чем в 1992 году. Совокупная мощь энергетического комплекса сократилась с 29,37 трлн. Квт/ч в 1989 г. до 19,27 трлн. Квт/ч в 1997 г., тем самым обеспеченность предприятий электроэнергией в 1997 году составила 40% от общей потребности и важнейшие предприятия северокорейской индустрии девствуют ва 20% ниже запланированной нормы. А если сравнить население обеих Корей - Южная Корея почти 46 млн и Северная Корея без малого 25 млн. человек, то становится ясным, что коллапс КНДР становится абсолютно не приемлем для РК.
Исключительным по своей значимости событием, для всего корейского народа стало избрание Ким Дэ Джуиа Президентом Южной Кореи, который во всех своих президентских компаниях, никогда не отрицал наличие у себя, неуемного желания сотрудничать с Севером. С его приходом наступила пора смены приоритетов, когда вместо набившей оскомину конфронтации с Севером, делаются реальные шаги к снижению напряженности на полуострове.
Чем объяснить экономический упадок Северной Кореи. Произошло это вследствие того, что окончательно расстроилось сотрудничество в рамках стран социалистического лагеря. Когда цены на товары и сырье составлявшие до этого одну треть или одну четверть от мировых цен взмыли вверх, ухудшилась производительность и снизилась продуктивность предприятий КНДР. Естественно, для закупа сырья по мировым ценам у Северной Кореи не хватало средств. Конечно, если бы не это обстоятельство, все было бы по иному.
И для того, чтобы РК могла сотрудничать с коммунистическим Севером необходимо "постепенно трансформировать ее систему" подобно тому что имело место в Китае и во Вьетнаме, т.е. КНДР должна открыться мировому сообществу для проведения экономических преобразований. Уже в ходе своего первого визита в США, Ким Дэ Джуи становится глашатаем перемен. СМИ освещавшие этот визит, писали "Мистер Ким лучше всех, чем кто-либо в Вашингтоне знает, что лучше для безопасности Южной Кореи и призывает не к враждебному подходу к его северному соседу...". Заручившись поддержкой Белого Дома, он обращается к республиканскому большинству в Конгрессе с просьбой пересмотреть устаревшие на сегодня американские торговые и экономические санкции, направленные против Северной Кореи, которые были приняты еще во времена Корейской войны. Естественно, США проявляли осторожность в данном направлении, но сначала санкции были смягчены, а затем и вовсе отменены. Теперь Вашингтон позволяет американским бизнесменам проводить работы в "неопасных районах" Северной Кореи, морские суда под флагом США теперь могут причаливать к северокорейским берегам. Конечно, предварительно Пхеньяну пришлось отказаться от своих ракетных и ядерных программ (1997 г.) и воздержаться от продажи своих ракет на Средний Восток. Вместе с тем. Северная Корея начинает сама проявлять активность, приглашая американских специалистов для осмотра предприятий - потенциальных объектов для инвестирования, особенно в горной промышленности. .
Правительство Ким Дэ Джуна стремится стабилизировать обстановку в отношениях между корейскими государствами путем расширения экономических связей, и с их помощью добиться своих стратегических целей. Каким образом оно планирует это осуществить?
Во-первых, взаимные экономические интересы изменяют межкорейские отношения. Если каждая сторона будет извлекать прибыль от делового сотрудничества, то отношения в политической сфере постепенно станут партнерскими.
Во-вторых, естественно, для выполнения этого, требуется единственное условие -сохранение мира. При интенсивном экономическом обмене между странами, участники этого процесса станут зависимыми друг от друга и будут озабочены тем, чтобы не нанести вреда партнеру и как результат, следует ожидать снижения вероятности межкорейского конфликта.
В-третьих, Южная Корея имеет не менее значительный интерес в том, что при использовании дешевого труда в Северной Корее, снизить производственные расходы и тогда ее товары обретут еще большую конкурентоспособность. Ну и конечно, от этого получает выгоду и Северная Корея, т.к. открываются возможности привлечения южнокорейских инвестиций и доступ к их технологии, а также перспективно для нее использование возможностей рынка Южной Кореи.
Тем самым, будет активно продвигаться строительство экономической общности Север-Юг. Большую роль в экономическом сотрудничестве с Севером правительство Ким Дэ Джуна отводит корейским конгломератам (чеболам), лидеры которых имеют клаиовые связи или сами являются выходцами с северной части Корейского полуострова. В первую очередь их привлекает дешевая рабочая сила, находящаяся под контролем государства, в отличие от Южной Кореи, которая имеет сильные профсоюзные организации, использующие различные формы борьбы для повышения заработной платы. До недавнего времени чеболы предпочитали инвестировать такие страны как Китай и Вьетнам. Без сомнения, что перспективы инвестировать страну с известной им культурой, одним с ними языком, и с дешевой и покладистой рабочей силой было бы для них верхом желаемого.
Финансовый кризис, который привел к девальвации воны, сделал Корейский экспорт в КНДР еще более притягательным Ну и наверное, чеболы, косвенным обрезом могут извлечь прибыль и из того, что наличие такой рабочей силы по соседству, сделают профсоюзы на юге более уступчивыми.
Первенцем "солнечной политики" является проект корпорации "Хундай" на горе Кымганг. Значимость его для обеих стран трудно оценить, поэтому в ближайшем будущем на страницах нашей газеты будет опубликована статья, целиком посвященная этому проекту. Достоянием гласности стали и другие проекты корпорации. Среди них:
1. Нефтеперерабатывающий завод на западном побережье КНДР.
2. Строительство индустриального комплекса общей площадью 26,4 млн. кв.м.
3. Строительство завода по сборке автомобилей в Пьенгхва.
4. Строительство радиозавода мощностью 240000 устройств в год.
5. Строительство предприятия по разделке старых судов объемом 200000 тонн в год.
6. Строительство термальной электростанции в Пхеньяне мощностью ЮООООКвт.
7. Развитие предприятия по разливу минеральной воды.
8. Строительство завода по сборке телефонов.
9. Совместное развитие рынка строительной индустрии.
10. Строительство гимназии в Пхеньяне.
Тем самым, "Хундай", осуществляя прорыв на Север бронирует за собой значительную часть северокорейского рынка и при благоприятной коныоктуре вполне способен переместить некоторые свои предприятия с Юга на Север. Почетный председатель "Хундай Бизнес Групп" Чунг Чу Юн обогатил свой имидж как первооткрыватель Северной Кореи. Телевидение и другие СМИ растиражировали по всему миру кадры хроники, когда он и Северокорейский лидер Ким Чей Ир пожимали друг другу руки, что означает, что "Хундай" достиг большого успеха и именно этот конгломерат может стать главным созидателем будущих проектов.
Меры, применяемые Северной Кореей, привели к тому, что были сняты верхние ограничения для инвесторов, значительно расширен список областей применения инвестиций, упрощена процедура регистрации. Область применения инвестиций стала более разнообразной. В отличие от уже ставших традиционными (текстильное производство и предприятия по пошиву одежды), стали охватываться сельское хозяйство, рыболовство, недвижимость, телекоммуникационные проекты и рекламе.
Созданное в Южной Корее министерство по делам объединения привело данные по количеству проектов и числу партнеров сотрудничающих с Северной Кореей в экономической сфере.
Восемь из пятнадцати проектов получили свое начало с приходом администрации Ким Дэ Джуна. Среди них: совместное предприятие по разливу минеральной воды, строительство фармацевтической фабрики по производству антикоагулирувдщих веществ. Оба этих проекта начнут действовать в этом году. Учитывая большую заинтересованность Северокорейского правительства, имеет большие шансы на успех проекты на Западном побережье. Проект "Хуидая" по созданию индустриального комплекса рассчитан на три этапа, с окончанием в 2008 году. Он будет объединять под своим началом 850 фирм занимающихся промышленным производством, предусматривается создание 220000 рабочих мест и экспорт товаров на сумму более 20 млрд. долларов. Как сообщает Корейская Международная Торговая Ассоциация первая стадия этого проекта будет полностью завершена уже в 2002 году.
Корпорация ЬО уже наладила производство телефонов, телевизоров и стереосистем на совместном предприятии близ Пхеньяна и уже ожидает повышения производства во второй половине текущего года. Одновременно ЬО намерено построить на Севере завод по сборке телевизоров(200000 единиц в год). Компания ЬС 1шепш11опа1 ЬС Огоир объявили о том, что вкладывают 1 млрд. долларов в строительство центра логистики в демилитаризованной зоне в окрестностях Паньмыньджома. Находятся на стадии обсуждения проект создания совместного предприятия в Тангане (водоснабжение). Набирает силу совместное предприятие в Нампо (концерн ДЭУ).
Теперь, когда некоторые проекты вступают в силу, становится необходимым решение вопросов юридического характера, таких как: защита инвестиций, необходимо двухстороннее соглашение по избежанию двойного налогообложения, соглашение о тарифах и т.д. Как только эти соглашения вступят в силу, по мнению экспертов ожидается широкий наплыв инвестиций в промышленную сферу, причем наибольший приток ожидается в торговле, промышленном производстве, сельском хозяйстве, строительстве ,финаисах и т.д. Наибольшей поддержкой будут пользоваться планы по строительству железнодорожных магистралей, прокладке автомобильных дорог и в сфере энергетики. Ожидается, что кредито-фннансовые отношения, как и вся экономическая система Севера будет планомерно превращаться в рыночную..
Министерство Экономики и Финансов Южной Кореи выделило 200 млрд. вон (180 млн. долларов) для поддержки финансовых проектов на Севере. Министерство Планирования и Бюджета заявило, что правительство дополнительно выделяет 500 млрд. вон (446 млн долларов) в Корейский Фонд Экономического Сотрудничества, что будет составлять уже более миллиарда вон и эти средства будут задействованы в развитии инфраструктур на Севере. Федерация Корейских Промышленников направила членов своего комитета по межкорейской торговле и инвестициям в КНДР для подбора объектов для инвестирования.
Экономический Исследовательский Институт корпорации ЬО оценивает возможный экономический бум в Северной Корее от 20 триллионов вон (18 млрд. долларов) до 300 триллионов (267 млрд. долларов). Представитель Американского Инвестиционного Банка Морган Стенли заявил, что переговоры на высшем уровне оказали благотворительный эффект как для экономики Юга, так и для экономики Севера. Ожидая от Севера постепенного перехода к смешанной модели в китайском стиле, банк предсказывает, что скоро Пхеньян будет способен к совместным действиям с международными экономическими институтами для получения большой финансовой и технической помощи.
Сотрудничество с КНДР становится заманчивым, не только для Южнокорейских инвесторов. Газеты РК сообщают, что этнические корейцы из США, Японии и Китая также предпринимают шаги в этом направлении. И как следствие такой деловой активности Франция, Тайвань, страны Евросоюза намерены заключить дипломатические отношения с Пхеньяном. Смеем предположить, что в ближайшее время экономическая активность в КНДР будет растя как снежный ком.
Но нельзя сказать, что дорога к этому успеху была и будет легкой. Пятидесятилетнее противостояние не прошло даром и образовавшаяся за эти годы обоюдная враждебность в одночасье не исчезнет. Как и в самой Корее, так и за ее пределами осуществлялись и будут осуществляться действия ставящие целью, препятствовать сближения Юга и Севера, Думается. что в случае победа" Буща-младшего на выборах в США, это тоже отразится на процессе сближения. Но процесс набирает силу и мощь и остановить его вряд ли удастся.
А теперь вспомним басню Эзопа "Солнце и туча", от которой берет свое глубоко символическое название "солнечная политика", оглянемся вокруг и припомним, что за зимой всегда наступает весна, что даже после полярной ночи наступит солнечное утро.