Ким Герман Николаевич: другие произведения.

Герман Ким. Просвещение и образование корейцев в Республике Казахстан

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 01/09/2018.
  • © Copyright Ким Герман Николаевич (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 08/08/2008. 75k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Оценка: 5.41*7  Ваша оценка:

    2

    Гл. 6. Просвещение и образование корейцев в Республике Казахстан

    6.1. Начало реформирования системы просвещения и образования

    Обретение Казахстаном государственного суверенитета и, последовавшие вслед за тем политические, социально-экономические преобразования вызвали к жизни необходимость реформирования системы образования. Принятие новых Законов Республики Казахстан "Об образовании" (18.01.1992) и "О высшем образовании" (10.04.1994) имело основополагающее значение. Этими законами была определена главная задача образования - создание государством необходимых условий для формирования и развития всесторонне развитой личности, подготовки квалифицированных специалистов, свободы выбора языка обучения и типа учебных заведений. Учреждения образования законодательно получили свободу в выборе программ, форм и методов обучения. Впервые появилась возможность реальной, а не мнимой независимости содержания образования и воспитания от идеологических доктрин.

    Затем эти законы конкретизировались в ряде других нормативных государственных документов, которые создавали правовую основу функционирования казахстанской системы дошкольного, школьного, высшего и послевузовского образования.

    Важнейшим событием, оказавшем влияние на последующее развитие независимого Казахстана в целом, в том числе в области народного образования явилось принятие в 1995 г. новой Конституции Республики Казахстан. В статье 30 основного Закона страны записано:

    1. Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно.

    2. Граждане имеют право на получение на конкурсной основе высшего образования в государственном высшем учебном заведении.

    3. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основании и в порядке, установленных законом.

    4. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995. 48 с.

    Таким образом, Конституция закрепляла за каждым гражданином страны право и обязанность получения бесплатного среднего образования, которые уже были в целом претворены в жизнь в советскую эпоху. Принципиальным отличием новой Конституции от предыдущих советских основных законов в являлся отказ от государственной монополии в области просвещения и образования и разрешение деятельности частных учебных заведений.

    Управление и контроль за системой просвещения и образования Казахстана продолжает оставаться государственной прерогативой. В законе РК "Об образовании"(ст.32) подчеркивается: "Государственную политику в области образования определяет президент Республики Казахстан, а ее реализацию осуществляет Кабинет Министров Республики Казахстан". Центральным органом государственного управления в области образования является Министерство образования и науки Республики Казахстан.

    В первой половине 1990-х годов активно формировалась политика в области реформирования образования. Трижды (1993 г., 1995 г., 1996 г.) внесены изменения и дополнения в Закон "Об образовании" и дважды (1995 г., 1996 г.) - в Закон "О высшем образовании". В этот период было разработано и принято множество различных концепций, программ, положений, государственных стандартов и т.д. См.: Кусаинов А.К. Развитие образования в Казахстане и Германии. Актюбинск. 1997. - 203 с. Принятие такого множества документов диктовалось неотложностью реформирования, однако в ряде случаев поспешность и непродуманность возобладали над рациональностью и эффективностью предполагаемых нововведений. И как следствие только принятые концепции, программы и планы вскоре требовали новых дополнений или действовали лишь весьма кратковременно.

    С момента обретения независимости в Казахстане постоянно предпринимались попытки поиска оптимальной структуры государственного управления вопросами просвещения, образования и науки. Это выразилось прежде всего в укрупнении, слиянии и переименовании министерств, государственных комитетов, Академии наук, департаментов и научно-исследовательских институтов.

    Действующая схема системы образования в Республике Казахстан охватывает следующие уровни:

    1. дошкольное воспитание (детские ясли, ясли-сады, детские сады)

    2. начальное образование (1-4 классы)

    3. основное среднее образование (5-9 классы)

    4. средние специальные учебные заведения ( на базе 9 и 11 классов)

    5. полное среднее образование (10-11 классы)

    6. высшие учебные заведения (4-7 лет)

    7. аспирантура (3 года)

    8. докторантура 3 года).

    В 1991 году в республике функционировало 8881 детское дошкольное учреждение, около 50% детей в возрасте 1-6 лет были охвачены общественным дошкольным воспитанием, в том числе в городах более 50%, а в сельской местности более 30%. Статистический бюллетень. (Госкомстат, Алматы) 1995, Љ 2, с. 57-58 Однако количество дошкольных учреждений и охват ими детей постоянно снижалось: в 1993 г. - 8053; 1995 г. - 5058, 1997 г. - 1533 и 1998 г. - 1338. Статистический ежегодник (Агентство Республики Казахстан по статистике. Алматы,1999, с. 81. Это объясняется прежде всего кризисным состоянием экономики переходного периода. Закрывались многие ведомственные детские сады, поскольку сами предприятия, раннее содержавшие их либо обанкротились, либо находились в тяжелом финансово-экономическом положении. Бюджетные средства, выделенные на дошкольное воспитание не покрывали необходимых затрат. Государственная задолженность перед дошкольными учреждениями постоянно увеличивалась. В результате система дошкольного воспитания и обучения, сложившаяся в предшествующий период, претерпела негативные последствия и не смогла функционировать в полном объеме.

    Новшеством явилось появление в Казахстане первых частных дошкольных учреждений. В то же время бюджетным дошкольным учреждениям предоставлялась возможность активизировать и разнообразить работу по осуществлению дополнительных платных услуг, расширению групп с полной оплатой родителями расходов на содержание детей.

    Общее среднее образование остается как и прежде основным звеном системы образования республики. Учащиеся получают среднее образование в школах трех ступеней - начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 классы).

    Реформирование общего среднего образования протекает в очень сложных экономических условиях, при хроническом дефиците бюджета и остаточном принципе финансирования. В тяжелом, бедственном положении оказалась материально-техническая база школ, особенно сельских. Заработная плата школьного учителя превратилась в мизерную, к тому во многих регионах перед целыми коллективам школ возникла многомесячная задолженность по оплате труда. Некогда высокий социальный статус учителя опустился до предела и как следствие десятки тысяч школьных педагогов были вынуждены оставить учебно-воспитательную работу и сменить свои профессии. Тяжелое положение складывается с финансированием и обеспечением школ учебниками и другой учебно-методической литературой, выпуск которой резко сократился. Особо острой была проблема создания и выпуска новой учебной литературы на казахском языке. Однако, несмотря на трудности школы Казахстана в целом продолжают выполнять свои основные функции и предоставляют всем детям школьного возраста бесплатное среднее образование.

    В педагогической практике появились новые типы школ: профильно-дифференцированные лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, школы, обучающие по лицейским и гимназическим программам.

    В 1994/95 учебном году в республике было 8395 общеобразовательных школ, 1998/99 - 8104. При общем сокращении числа государственных школ произошло увеличение количества созданных лицеев и гимназий, доля которых в 1994 г. составила 2,6%, а в 1995 г. - 6,8%. В 1995/96 учебном году. в Казахстане действовали 131 гимназия и 112 лицеев, а в 1998/99 учебном году соответственно: 168 и 104. Статистический ежегодник (Агентство Республики Казахстан по статистике. Алматы,1999, с. 82. Практика показала, что школы, обучающие по различным гимназическим программам, пользуются большим спросом.

    В республике функционирует большее количество общеобразовательных школ, в т.ч. сельские школы, обучение в которых происходит по базовому учебному плану, что обеспечивает получение знаний в объеме государственных стандартов образования.

    В настоящее время наметилась тенденция создания на базе профессионально-технических училищ профессионально-технических школ, а также включение в учебные планы некоторых школ предметов по профессиональному образованию.

    В системе образования Казахстан сохранились государственные учреждения специального воспитания и специальных школ для отдельных категорий детей (с недостатками умственного и физического развития). Однако численность таких школ сократилась со 121 - в 1995/96 учебном году до 99 - в 1998/99. Там же. Статистический ежегодник (Агентство Республики Казахстан по статистике. Алматы,1999, с. 82.

    Общеобразовательные школы Казахстана делятся по языкам обучения на казахские, русские, узбекские, уйгурские, таджикские, турецкие, немецкие и татарские. Численность учащихся с казахским языком обучения выросла с 1358,4 тыс. человек в 1995/96 учебном году до 1530,1 тыс. - в 1998/99, в то время как количество русскоязычных учеников снизилась за этот промежуток времени с 1584, 9 тыс. до 1462,4 тыс. человек. Там же. Статистический ежегодник (Агентство Республики Казахстан по статистике. Алматы,1999, с. 83

    Высшая школа Казахстана сумела сохранить до настоящего момента развитую сеть высших учебных заведений, осуществлявших подготовку, дипломированных специалистов, повышение квалификации, научно-исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность.

    На начало 1991-1992 учебного года в Казахстане был 61 государственный вуз, в число которых входило: 5 университетов; 56 институтов, из которых технических и политехнических - 17; аграрных и агропромышленных - 9 ; педагогических - 18; медицинских - 6; экономики и финансов - 3; культуры и искусств - 2; физической культуры - 1. Кроме того действовали учебные заведения Министерства внутренних дел.

    В ведении Министерства образования Республики Казахстан находились 39 вузов Министерство сельского хозяйства - 9, Министерство здравоохранения - 6, Министерство культуры - 3, других министерств и ведомств - 4.

    Вузы Казахстана расположены на ее территории неравномерно. 29 вузов находились в южном регионе Казахстана, концентрируясь в Алматы (17). Наименьшее число вузов находится в западном регионе Казахстана (6).

    Численность студентов в вузах составила 288400 человек, в том числе 178600 человек обучалось на дневных отделениях. Количество студентов на 10000 человек населения составило 171.

    Структура обучения студентов Казахстана в государственных вузах характеризовалось преобладанием числа специальностей инженерного профиля. В технических и политехнических вузах республики обучалось 30,4% от общего контингента студентов. Кроме того, в аграрных и агроинженерных вузах, где осуществляется подготовка наряду с другими и по инженерным специальностям, обучалось 13,5 % от общего контингента студентов в республике. Кусаинов А.К. Развитие образования в Казахстане и Германии. Актюбинск. 1997, с.136

    За истекший период в результате процессов реформирования системы высшего образования произошли существенные изменения и ее структуре. В 1996/97 гг. Казахстане действовали 53 государственных вуза, в том числе 18 университетов, 4 академии различного профиля и 31 институт.

    Согласно внесенным изменениям и дополнениям в Законы "Об образовании" и "О высшем образовании" многие вузы республики переданы в введение Министерства образования Республики Казахстан. Таким образом, в настоящее время в ведении Министерства образования и науки РК находится 45 вузов, Министерства здравоохранения - 6; Министерства юстиции - 1; Министерства финансов - 1. Кроме того существуют вузы, "проходящие отдельной строкой", обладающие определенной автономностью: КазГУ им. Аль-Фараби, Казахско-турецкий Международный университет им. Х.А. Яссави и ряд военных вузов.

    Число студентов в государственных вузах на начало 1995-1996 учебного года составило 260000 человек, в том числе 167300 человек обучалось на дневных отделениях. То есть по сравнению с 1991 годом, общее количество студентов снизилось на 9,8 процентов, а по дневной форме на 6,3 процента. Количество студентов на 10000 человек населения составило в 1996 г. 155 человек, что также снизилось на 9,3 процента. В 1998/99 учебном году численность студентов, обучавшихся в 56 государственных вузах составила 255 тыс. человек. Статистический ежегодник (Агентство Республики Казахстан по статистике. Алматы,1999, с. 85

    Если в 1991-1992 учебном году в государственные вузы были приняты 59950 человек, в т.ч. 39924 человек, на дневное отделение, то в 1995-1996 учебном году принято 55952 человек, в т.ч. 39871 человек на дневное отделение. Однако существенным отличием на 1995-1996 учебный год по сравнению с 1991-1992 годом является то, что в этом году из общего количества принятых в вузы 55952 человек, 11464 человек были приняты на условиях с полным возмещением затрат, а из принятых на дневное отделение 39871 человек принятых на условиях с полным возмещением затрат составило 7060 человек. Таким образом в 1995-1996 учебном году из общего количества принятых студентов в вузы республики 20% приняты с полным возмещением затрат, а на дневное отделение 17% студентов приняты на таких условиях. В 1996-1997 учебном году такая тенденция продолжается. См.: Кушербаев К.Е., Ахметов А.К., Абылкасымова А.Е., Рахимбек Х.М.. Стратегия развития высшего образования в Республике Казахстан, Алматы. - 1998. - 230 с.;

    Анализ происходящих изменений в структуре системы высшего образования за истекший период показывает, что за истекший период времени в республике создано 5 новых вузов, а в 1996 -1997 учебном году по сравнению с 1991 - 1992 учебным годом организовано, на базе действующих и вновь созданных институтов, 24 университета и 4 академии по различным профилям. См.: Справочник учебных заведений Республики Казахстан. Алматы. - 1999. - 136 с.

    За последние пять лет число негосударственных, частных вузов и количество обучающихся в них студентов постоянно увеличивалось. В 1995/96 гг. в 41 частном вузе обучалось 12, 7 тыс. студентов, в 1996/97 гг. в 52 вузах - 25 тыс., а в 1998/99 гг. в 88 вузах - 63,9 тыс. студентов. Статистический ежегодник (Агентство Республики Казахстан по статистике. Алматы,1999, с. 85

    Кроме того в Казахстане действовали десятки филиалов российских вузов. Зачастую так называемые филиалы размещались в нескольких арендуемых комнатах и не имели ни материальной базы, ни собственного преподавательского состава, ни соответствующих учебных программам, планов, книг и материалов. Несколько таких филиалов различных вузов и самостоятельных "карликовых" институтов действовало в одном небольшом населенном пункте - Сарыагаше. Численность студентов в таких филиалах и вузах составляет, как правило несколько сотен человек.

    На очном отделении зарекомендовавших себя надежными частных вузах таких как: "Адилет", "Кайнар", "Туран" и др. обучаются 1-2 тыс. студентов. В целом все вузы Казахстана как государственные, так и частные в сравнении с зарубежными университетами отличаются малочисленностью студентов. К примеру, самый крупный университета страны - КазГУ напоминает по структуре всего лишь один факультет науки и искусства Гарвардского университета, но не по содержанию и качеству образования. То же самое можно сказать, что КанНТУ (бывший Казахский политехнический институт напоминает по структуре всего лишь один инженерный факультет среднего американского университета. Если мысленно объединить все крупные вузы Алматы в один большой университет, то он будет всего как университет штата Огайо, в котором обучаются около 50 тыс. студентов. З. Инсепов. Реформа науки и образования в Казахстане. Нужна ли она? - Энергия Казахстана. 1999, Љ 6, с. 21.

    Вузовская система Казахстана продолжает трансформироваться и постановлением правительства страны от 24 апреля 1999 года "О новой модели формирования студенческого контингента государственных высших учебных заведений в Республике Казахстан" предусматривается поэтапный переход на новую модель. Казахстанская правда. 1999, 27 апреля В 1999 году им будет охвачен только прием в государственные вузы по госзаказу на дневное обучение. В следующем году по новой модели прием студентов будет осуществляться на все формы обучения во все вузы страны, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

    Необходимость изменения правил приема вызвана рядом причин. Прежде всего - резко сокращается бюджетное финансирование высшего образования. Так, средств, выделенных из бюджета на прием текущего года, на 30% меньше по сравнению с предыдущим годом. Изменилась бюджетная политика в области финансирования высшего образования. Бесплатность высшего образования реализуется предоставлением государственных образовательных грантов. Государственный образовательный грант - целевая сумма денег, предоставляемая обучающимся безвозмездно. для получения высшего профессионального образования создается также система государственного образовательного кредита.

    Государственный образовательный кредит - целевой кредит, предоставляемый обучающимся для оплаты профессионального образования, который должен быть погашен в течение 10 - 15 лет. Отдельным категориям лиц ( особо одаренные дети, дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды с детства), обучающимся по государственному заказу будет выделяться безвозвратная стипендия, покрывающая частично расходы на питание, проживание и приобретение учебной литературы. Обучающимся при из желании могут быть представлены студенческие кредиты - целевые кредиты на частичное покрытие расходов на питание, проживание и приобретение литературы.

    Количество студентов на первый курс по государственному образовательному гранту будет порядка 9 тысяч на дневное отделение и 2 тысячи - на заочное отделение, по образовательному кредиту будет принята 7,5 тысячи. На платное обучение - без каких - либо ограничений, лишь абитуриенты, получившие не ниже 40 баллов при тестировании. См.: Новые правила приема в вузы, новая методика формирования студенческого контингента.-Столичное образование. - 1999. - Љ1. - С. 4 - 6.

    Стержневой идеей перехода на новую систему финансирования является то, что финансируется не вуз, а конкретный человек. Главная цель перехода на новую модель - обеспечение будущему студенту права выбора не только специальности, но и конкретного вуза, где ведется подготовка по избранной им специальности. Причем сделать это он сможет не выезжая за пределы региона проживания.

    Прием на обучение за счет средств госбюджета осуществляется в три этапа. На первом - абитуриенты сдают свои заявления в региональные комиссии. Региональные комиссии создаются во всех областных центрах, а также в городах Астане, Алматы, Аркалыке, Жезказгане, Жетысае, Семипалатинске, Талдыкоргане, Туркестане. В заявлениях они должны указать, по какой специальности хотели бы учиться. Затем сотрудники Республиканского Центра тестирования Министерства науки и высшего образования проводят экзамены в форме комплексного тестирования с выдачей государственных сертификатов. На втором этапе - Республиканской приемной комиссией по конкурсу, на основании баллов государственных сертификатов выдаются свидетельства о присуждении образовательных грантов или предоставлении права на получение государственных образовательных кредитов. Лучшие из лучших по всей республики, в зависимости от набранных баллов, получат государственные образовательные гранты. Те абитуриенты, которые наберут чуть меньше баллов, могут получить государственные образовательные кредиты. Государственные образовательные кредиты будут получать и те претенденты, имеющие государственные сертификаты, подавшие заявления на специальности, по которым государственным заказом не предусмотрены образовательные гранты. На третьем - приемными комиссиями вузов проводится зачисление в число студентов.

    Особенностью новых правил приема является то, что юноши и девушки, поступающие в вузы по всей стране, будут поставлены в одинаковые условия, ведь раньше в разных вузах были разные требования. Все нацелено на то, чтобы исключить злоупотребления при поступлении в вузы. Ход сдачи экзаменов, распределение грантов и кредитов, будет предельно гласным, прозрачным. Новые правила приема в вузы, новая методика формирования студенческого контингента.-Столичное образование. - 1999. - Љ1. - С. 4 - 6.

    Стратегические направление в реформировании системы образования заключается в ее интеграции с наукой. Разделение академической науки и вузовского образования страны, практиковавшееся в советский период постепенно сменяется созданием совместных структур. Министерства образование и науки слиты в одно единое ведомство, некоторые научно-исследовательские институты придаются в университеты. Например слияние Казахского государственного юридического института и Института философии и права (бывшей Академии Наук) привело к появлению Казахской государственной юридической академии (КазГЮА).

    Вторая стратегическая линия в политике правительства в области высшего образование заключается в разгосударствлении университетов и других вузов. Уже подготовлен пакет проектов правительства по приватизации государственных учреждений высшего образования.

    Один из элитных вузов страны, который готовит будущих чиновников высокого ранга, Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования при президенте РК (КИМЕП), 21 февраля 2000 г. передан в доверительное управление с правом последующего выкупа председателю совета попечителей КИМЕПа доктору Ч. Бэнгу. Решение о приватизации института было принято правительством еще в 1998 г., однако тендер состоялся только через два года и по его условиям Ч. Бэнг должен в течение последующих трех лет доверительного управления инвестировать в него 2 миллиона долларов. К осени 2002 г. число студентов должно увеличиться до 2500 человек (сейчас их 1200). Соответственно предполагается увеличить и укрепить профессорско-преподавательский состав. Планируется открыть два новых факультета : журналистики и компьютерного программирования. Инвестиции будут вкладываться в первую очередь в ремонт помещений, пополнение библиотечного фонда, улучшение материально-технической базы, совершенствование компьютерного центра. При условии выполнения условий тендера, то есть инвестирования вышеуказанного капитала по окончанию срока доверительного управления Ч. Бэнг имеет право выкупить долю государства и КИМЕП перейдет в его собственность. Новое поколение, 2000, 10 марта.

    Республика Казахстан в настоящее время испытывает большие трудности в своем развитии как молодое суверенное государство. Кризисная ситуация в экономике республики наложила свой отпечаток и на систему образования. Однако несмотря на объективные трудности в системе образования Казахстана сохранились основные достижения советской эпохи с одной стороны и произошли значительные изменения, адаптирующие деятельность учреждений образования к новым рыночным условиям.

    6. 2. Корейцы в образовании и науке Казахстана

    В силу различных исторических предпосылок, объективных причин и субъективных факторов в Казахстане так и не появились корейские национальные школы, ликвидированные в 1938 году. Вероятность их появления на современном этапе равна нулю, ибо они не востребованы ни самим корейским населением, ни государственными потребностями суверенного Казахстана. Учащиеся корейской национальности полностью интегрированы в действующую систему школьного образования и продолжают обучение на русском языке, ставшем родным для молодого поколения корейской диаспоры.

    Материалы последней Всесоюзной переписи населения по Казахской ССР наглядно демонстрируют высокий уровень образования корейцев, достигнутый в советский период. В возрастной когорте от 16 до 29 лет на каждую тысячу корейцев приходилось 138 (69)* с высшим образованием, 68 (34) - незаконченным высшим, 196 (203) - средне-специальным, 442 (508) - средним общим, 148 (175) - неполным средним и только 4 (7) - с начальным и 4 - не имеющих начального образования. Среди каждой тысячи занятых уровень образования среди корейцев имел следующие показатели: 285 (131) человек с высшим, 24 (14) - не законченным высшим, 260 (234) - средне-специальным, 304 (400 ) - средним общим, 86 (147) - неполным средним, 32 (62) - начальным и 7 (12) - не имеющих начального образования. См.: Пак А.Д. Демографическая характеристика корейцев Казахстана.- Советские корейцы Казахстана (энциклопедический справочник). Алма-Ата, 1992, с. 161-162

    *В скобках средний показатель по всему населению КазССР

    Отсутствие официальных данных об охвате корейских детей школьным образованием компенсируется комплексом других косвенных сведений, которые позволяют сделать однозначный вывод о том, что абсолютное большинство, приближенное к стопроцентному показателю, получают обязательное полное среднее образование.

    Расчеты, основанные на материалах переписи населения 1989 г. дают следующие предварительные результаты: численность корейских детей школьного возраста составляет в настоящий момент около 16-18 тыс. человек, из которых 5-5,5 тысяч обучаются в начальных классах, 5-6 тыс. - в средних и 5-6 тыс. - в старших.

    К отличительным особенностям современных корейцев Казахстана в интересующемся нас аспекте можно отнести равенство полов в получении образования. Однако по численным показателям уровня образования женщины-кореянки занимают по сравнению с мужчинами доминирующее положение. По данным переписи населения 1989 г. уровень образования на тысячу мужчин и женщин корейской национальности в возрасте от 16 до 29 лет выглядел таким образом: мужчин с высшим образованием - 108 человек, а женщин - 169, с незаконченным высшим, соответственно - 59 и 78, средне-специальным - 173 и 219, средним общим - 486 и 396, неполным средним - 165 и 131, начальным - 6 и 7, не имеющих начального образования 3 и 4 человека. См.: Пак А.Д. Демографическая характеристика корейцев Казахстана.- Советские корейцы Казахстана (энциклопедический справочник). Алма-Ата, 1992, с. 161

    Характерной особенностью корейской диаспоры в Казахстане является высокая степень урбанизированности, ибо абсолютное численное большинство проживает в городах. По предварительным данным первой переписи населения Республики Казахстан из 100 тыс. общей численности корейцев страны около 20 тыс., т.е. каждый пятый являются жителями Алматы. В некоторых областях, таких как Карагандинская, Павлодарская, Уральская и т.д. удельный вес городское населения среди корейцев превышает 90 процентов, а в целом по стране составляет свыше 80 процентов. Урбанизированные условия жизни, традиционное стремление к получению образования, чувство родительской ответственности за будущее детей, а также материальный уровень среднестатистической корейской семьи и т.д. составляют основу для полного охвата корейских детей завершенным средним образованием. Дети-корейцы имеют хорошую базу для получения среднего образования на достаточно высоком уровне, позволяющим им конкурировать за получение высшего образования.

    Корейцы не проходят отдельной строкой по текущей статистической отчетности, поэтому нет возможности проследить за последние десять лет динамику численности студентов, выбора типа учебного заведения, факультета, специальности, формы обучения и т.д. Имеющиеся официальные данные свидетельствуют, что на начало 1997/98 учебного года общая численность студентов корейской национальности составила 4340 человек, причем на дневном отделении обучались 3096 человек, на вечернем - 75 и заочном - 1169. На начало 1998/99 учебного года изменения были довольно значительными: общая численность студентов-корейцев - 4767 человек, из них очников - 3320, вечерников - 108 и заочников - 1357. Прирост общей численности составил 10 процентов. Статистический ежегодник (Агентство Республики Казахстан по статистике. Алматы,1999, с. 86

    Данные по национальному составу учащихся колледжей дают по корейцам на начало 1997/98 и 1998/99 уч. гг. ( в скобках - прим. Г.К. ) по корейцам следующие показатели: общая численность - 794 (754) человек, в том числе на дневном отделении - 563 (588), на вечернем - 9 (3) и на заочном - 222 (163). Статистический ежегодник (Агентство Республики Казахстан по статистике. Алматы,1999, с. 87 Произошло незначительное сокращение в общей численности, связанное, возможно, с изменением статуса учебных заведений.

    Исходя из вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что численность студентов и учащихся корейской национальности в колледжах за последние годы оставалась без больших изменений. Среди корейцев в возрасте от 16 до 22 лет, наиболее соответствующей возрастной группе студенчества и учащихся колледжей, доля охваченных высшим и незаконченным высшим образованием составляет около 50 процентов. Корейцы, занимая по своей численности в структуре населения Казахстана 9-ую строчку, в национальном составе студентов высших учебных заведений поднялись в абсолютных показателях до 4-ого места, опередив таким образом немцев, татар, узбеков, белоруссов и уйгуров.

    Среди корейских студентов наиболее явственно стремление обучаться на очном отделении, число студентов вечерников совершенно незначительно. Если у казахов, русских, украинцев среднее соотношение численности студентов очной и заочной составляет 2 : 1, а у татар, узбеков, уйгур, туркмен почти "fifty-fifty", т.е. пятьдесят на пятьдесят, то у корейцев оно равно 3 к одному.

    Анализ косвенные данных и сведений, а также общие тенденции позволяют сделать следующие выводы относительно выбора корейцами вузов. Во-первых, доля студентов гуманитарных факультетов и специальностей заметно увеличилась, а технических, аграрных вузов и естественнонаучных факультетов соответственно снизилась. Во-вторых, снизилась численность корейцев из Казахстана, обучающихся в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска и других российских центров. Как и прежде совсем немногие корейские юноши желают получить образование в военных вузах и учебных заведениях, что объясняется в большей степени традицией советского периода. По всей вероятности произошло сокращение численности корейцев (в абсолютных и относительных показателях), обучающихся в очной и заочной аспирантуре. Это обусловлено прагматичностью корейцев, ориентирующихся на достижение материального благосостояния, с одной стороны и падением престижа, социального статуса и положения ученых.

    К сожалению, нет также сведений, касающихся соотношения численности студентов-корейцев, получающих образование на бюджетной основе и на договорных, платных условиях. Предположительно, что число последних либо равно, либо превышает число тех, кто получаете бесплатное вузовское образование. Эта увеличения численности студентов на договорных условиях носит общий для всех и стабильный на перспективу характер.

    Корейцы составляют не только часть казахстанского студенчества, но и многие представители корейской диаспоры работали и продолжают трудиться в университетах, академиях и различных вузах страны. Десятки докторов и кандидатов наук корейской национальности имеют ученые звания профессоров и доцентов, ряд из них занимали прошлом и являются в настоящее время деканами, заместителями деканов, заведующими кафедрами и лабораториями, т.е. выполняют руководящую и организационную работу.

    К моменту обретения Казахстаном государственного суверенитета корейская диаспора имела значительный научный потенциал, который по праву достоин признания и высокой оценки. См.: Советские корейцы Казахстана (энциклопедический словарь). Алма-Ата, 1992, с. 101-126; Корейцы в науке Казахстана. Алматы, 1997.- 251 с.

    Преобладающее большинство ученых-корейцев последних десятилетий составляли выпускники казахстанских вузов, таких как: КазГУ, КазПТИ, Алма-Атинский медицинский, сельско-хозяйственный, зооветеринарный институты, Карагандинский государственный университет и др. Однако основу корейской научной интеллигенции закладывали выпускники всесоюзных, центральных университетов и институтов, а также ведущих вузов других республик Советского Союза, а также . К таковым относится, к примеру, Ким М. П., историк, академик Академии наук СССР, выпускник 1934 г. Московского института истории и философии; Ким Е. И., математик, член-корр. НАН РК, выпускник 1937 г. МГУ; Ким И. Л., экономист, доктор экономических наук, министр финансов КазССР, выпускник 1937 г. Ленинградского финансово-экономического института; Ким Сын Хва, историк, доктор исторических наук, выпускник 1941 г. Узбекского государственного университета ( г. Самарканд); Тэн А. Н., литературовед, доктор филологических наук, выпускница 1941 г. Ленинградского пединститута им. А.И. Герцена и др.

    Названные и многие другие крупные ученые, одновременно с обогащением науки, своим трудом внесли огромный вклад в дело подготовки тысяч квалифицированных кадров, в т.ч. научных кадров, для Казахстана и не только Казахстана в годы Великой Отечественной войны, особенно в послевоенный период. Среди их многочисленных талантливых учеников можно назвать, к примеру, имена докторов наук: Ни Л. П., химик-металлург, академик HAH PK, лауреат Государственной премии СССР (1980г.); Ким Г. Ф., историк, член-корр. АН СССР, лауреат Государственной премии СССР; Ким О. В., крупный ученый в области горной техники; Хван М. В., Заслуженный деятель науки, крупный ученый в области биологии; Цой Д. Т., крупный ученый в области биологических наук; Цой С. В., крупный ученый в области горной науки, занесен в Золотую книгу Почета Казахской ССР; Ким В. А., крупный ученый в области государственного права, один из авторов конституции Республики Казахстан; Хан Г. Б., известный политолог, общественный деятель и др.

    В последние годы ряды ведущих ученых пополняются именами молодых ученых, представляющих уже третье поколение ученых за 60 лет жизни корейцев в Казахстане. Это Ни А. Л. (1950г.рожд.), д.ф.-м.н., специалист по химической физике, Цой И. Г. (1949г.рожд.), д.м.н., создатель в Казахстане научной школы по клинической инфекционной иммунологии; Юн Р.Б. (1954г.), крупный специалист в области горной науки; Огай Е. А., д.м.н., крупный специалист по детским инфекционным болезням; Ким О. Г. (1959г.), доктор философских наук; Кан Г. В. (1956г.), доктор исторических наук, Ким Г.Н., защитивший в сентябре 1999 г. диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности - всемирная история.

    Говоря о большом вкладе ученых-корейцев в науку Казахстана, отметим кратко основные результаты по отдельным отраслям науки, полученные ведущими учеными.

    6.2.1. Естественные науки

    По математике, наиболее крупные результаты были достигнуты под руководством доктора физико-математических наук, члена-корреспондента НАН PK, заслуженного деятеля науки КазССР Е.И. Кима. Широкую известность получила основанная Е.И. Кимом научная математическая школа, многочисленные воспитанники которой плодотворно трудятся в вузах и научных учреждениях Казахстана и за его пределами. Е.И. Кимом опубликованы более 120 научных работ, подготовлены 35 кандидатов наук, 4 его ученика защитили докторские диссертации. См.:

    Большая заслуга в применениях современных математических методов принадлежит доктору технических наук, профессору, заслуженному деятелю науки и техники РК И.Т. Паку. Он является активным и разносторонним специалистом в области вычислительной техники и ее приложений. В частности, в теории машинных вычислений. Результаты научных исследований И.Т. Пака опубликованы в многочисленных научных статьях, 6 монографиях (соавт.), защищены 17 авторскими свидетельствами и 20 зарубежными патентами (Франции, Англии, Японии, США, Швейцарии, Италии, ФРГ).

    Мировой известностью пользуются достижения казахстанских ученых в области геолого-минералогических и горной наук, расцвет которых связан с именем выдающегося ученого - академика АН СССР и АН КазССР К.И. Сатпаева. Свою лепту в общее дело внесли ученые-корейцы, получившие, в основном, под руководством казахстанских ученых высокий уровень знаний, и ставшие известными не только в Казахстане, но и за его пределами.

    Доктор геолого-минералогических наук, профессор, В.Г. Ли является первооткрывателем Саякского месторождения меди, кобальта, молибдена, золота, крупным специалистом в области геологии рудных месторождений и металлогении. За работу "Геология и металлогения Успенской тектонической зоны" он был удостоен Государственной премии Казахской ССР. Группой геологов под руководством В.Г.Ли была разработана новая систематика рудных формаций полиметаллических и медных месторождений Успенской зоны, где сосредоточен ряд крупных месторождений свинца, цинка, меди, вольфрама, молибдена и др. металлов. В 1985г. за цикл работ "Металлогения Казахстана и комплексные исследования горнорудных районов" В.Г.Ли вместе с другими геологами был удостоен Государственной премии СССР. Он - автор 122 опубликованных работ, в том числе ряда монографий.

    Доктор геолого-минералогических наук Д.Т. Цай является крупным специалистом в области палеонтологии и его исследования широко известны среди геологических исследований не только в Казахстане, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Д.Т. Цаю принадлежат 63 печатных работы, в том числе 3 монографии.

    Ряд крупных исследований, получивших важные внедрения, выполнены кандидатами геолого-минералогических наук К.И. Кимом, Г.И. Шегаем, А.Б. Ли.

    Ученые-горняки корейской национальности внесли весомый вклад в развитие горной промышленности Казахстана. В республике трудятся четыре доктора и десять кандидатов технических наук в области горной науки. Под руководством ученых-корейцев подготовлены более 100 кандидатов, 7 докторов технических наук. Корейскими учеными-горняками опубликованы свыше 1000 научных трудов, в том числе 600 монографий, получены более 200 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Они разработали ряд новых технологий по добыче угля и руд благородных, цветных и черных металлов, которые успешно применяются на шахтах, рудниках и карьерах не только Казахстана, но и других стран СНГ.

    Широкой известностью пользуются имена ведущих ученых-горняков, докторов технических наук С.В. Цоя (Алматы), О.В. Кима и С.С. Квона (Караганда), Р.Б. Юна. Отметим некоторые их крупномасштабные творческие результаты.

    Общепризнанными и широко известными в научном мире являются труды видного ученого-химика А.И. Муна -одного из основоположников научного направления, связанного с физико-химией и геохимией микроэлементов и ставшего к настоящему времени самостоятельной областью естествознания, интенсивно развивающейся на стыке химической науки и геологии. Им составлена детальная карта солевых ресурсов и генезиса их месторождений, намечены пути рационального использования. А.И. Мун - автор более 150 опубликованных научных трудов. Под его руководством защищено 8 кандидатских диссертаций. Ценные результаты получены докторами химических наук А.М.Пак, М.Х. Кимом, Д.Г. Ким.

    Крупный комплекс исследований выполнен под руководством и при непосредственном участии академика АН РК, Лауреата Государственной премии СССР в области науки и техники Л.П. Ни. Академиком Л.П. Ни развивается новое направление в технологии получения оксида алюминия. Под его руководством разработаны и предложены новые технологические схемы, эффективные способы получения глинозема из бедных руд, многосторонне исследовано большое число искусственных и естественных минералов, соединений кальция и магния, редких земель и других химических соединений. Профессор Л.П. Ни - автор более 100 изобретений, многие из которых нашли применение на алюминиевых предприятиях. Им подготовлены более 40 кандидатов и 3 доктора наук.

    Доктор технических наук О.А. Хан внес большой вклад в гидрометаллургию и электрохимию цветных металлов. Им решены многие вопросы гидрометаллургии цинка с последующим внедрением результатов. Он автор многочисленных научных публикаций и 26 изобретений.

    Много сделано в области металлургии меди Заслуженным металлургом Казахстана И. Е. Ли. За разработку и внедрение новых технологических решений на Жезказганском медеплавильном заводе директором которого он работал в течение 20 лет, ему дважды присуждалась премия Совета Министров СССР и Государственная премия Казахстана.

    Заметный вклад сделан в науку Казахстана учеными-корейцами, творчески работающими в области биологических и сельскохозяйственных наук.

    Доктором биологических наук С.М. Паком выяснены распространение токсоплазм (класса простейших паразитических) среди домашних и диких птиц, биологические свойства паразитов, выделенных от птиц, восприимчивость и инфекционная чувствительности к токсоплазмам отдельных видов птиц; разработаны паразитологические и серологические методики диагностики. Опубликованы 124 работы, подготовлены 2 доктора, 8 кандидатов наук.

    Д.б.н., профессор, Заслуженный деятель науки КазССР М.В. Хван выполнил оригинальные разработки по борьбе с протозойными, арахноэнтомозными заболеваниями сельскохозяйственных животных. Опубликовал 174 работы. Имеет 10 авторских свидетельств, подготовил 23 кандидата наук.

    Д.с.-х.н., Заслуженный деятель науки КазССР, Лауреат Государственной премии СССР Д.Н.Пак разработал научные основы создания алатауской породы крупного рогатого скота, преобразования пород с учетом меняющихся социально-экономических факторов и направления отбора, сформулировал положение о сочетаемости пород и линий крупного рогатого скота в зависимости от характера развития признаков в поколениях предков.

    Д.с.-х.н., профессор Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный зоотехник КазССР Л. И. Цой выполнил ряд крупных исследований в области селекции и разведения овец. Участвовал в выведении тонкорунной породы овец - Южно-Казахстанского мериноса, совершенствовал методы развития этой породы.

    Наиболее многочисленной группой ученых-корейцев (10 докторов, более 50 кандидатов наук) располагают медицинские науки. Кроме творческой работы труд ученых-медиков замечателен их огромным вкладов в здравоохранение.

    Одну из наиболее крупных групп ученых в этой отрасли составляют выходцы из известной научной школы аллергологов и инфекционных иммунологов академика HAH PK Н.Д. Беклемишева. К этой же школе принадлежит д.м.н., профессор И.Г. Цой, являющийся в настоящее время ведущим в стране ученым в области клинической и инфекционной иммунологии, экспериментальной аллергологии и иммунологии питания.

    С именем д.м.н., проф. Г.А. Нигая связан целый раздел отечественной восстановительной хирургии при туберкулезе опорно-двигательного аппарата, включающий 12 новых способов оперативного лечения.

    Академиком АМН РК, д.м.н., профессором Г.В.Цоем впервые в СССР было выполнено крупное исследование по проблеме сельскохозяйственного травматизма в целинных областях Казахстана; им совершенствовованы методы диагностики и оперативной тактики при хирургической патологии органов брюшной и грудной полостей.

    Крупное научное обобщение д.м.н. Н.В. Муна посвящено малоизученным аспектам профилактики и методам хирургического лечения геморроя среди беременных женщин и рожениц.

    6.2.2. Общественные науки

    За прошедшие годы в Казахстане сформировалась корейская интеллигенция во всех сферах общественных наук: истории, философии, юриспруденции, филологии, экономике. Однако докторов наук среди них значительно меньше, чем по физико-математическим, естественным и техническим наукам. Этот факт требует своего научного объяснения. Часть видных ученых-корейцев, особенно старшего возраста, проводила свою творческую деятельность в научных учреждениях и вузах Москвы. Таковы, например, профессора М.П.Ким, Г.Ф.Ким, Г.А.Югай и др.

    Работавшие и работающие в Казахстане корейцы-обществоведы внесли свой вклад в общее дело. Д.и.н. Ким Сын Хва выполнил фундаментальное исследование по истории советских корейцев и издал монографию.

    Д.филос.н., Заслуженный работник культуры КазССР Хан Г.Б. исследовал проблемы развития слаборазвитых стран и их народов опубликовал более 100 научных работ, в том числе 5 монографий.

    Д.ю.н., академик АГН РК, иностранный член РАЕН, Заслуженный работник МВД КазССР Ким В.А., исследования посвятил вопросам Советского государственного права, роли и деятельности местных советов, теоретическим основам Конституции РК. Опубликовал более 100 работ, 7 монографий и подготовил несколько десятков кандидатов наук.

    Д.филол.н. Тэн А.Н. выполняла исследования по проблемам классической и современной корейской литературы и английской литературы.

    Д.и.н. Кан Г.В. выполнил ряд важных исследований по вопросам социальной структуры общества, межнациональным отношениям, истории корейцев Казахстана.

    Д.филос.н. Ким О.Г. посвятил свои исследования философским вопросам языка, проблемам взаимосвязи языка и мышления, провел сравнительный философский анализ русских и корейских пословиц.

    Осенью 1999 г. Ким Г.Н. защитил докторскую диссертацию на тему "История иммиграции корейцев (вторая половина XIX в. -1945 г.". Он является автором (включая коллективные труды) 7 книг и нескольких десятков научных статей.

    В отдельных областях экономической науки ученые-корейцы своими исследованиями внесли значительный вклад, что нашло общественное признание в республике и на союзном уровне среди научной общественности. Исследования базировались на анализе состояния конкретных открытий экономики.

    Крупный финансист-практик и ученый, д.э.н., профессор Ким И.Л. проводил всесторонние исследования государственного бюджета и финансов Казахстана, их совершенствования и роли в экономике, что внесло значительный вклад в экономическую науку. По проблемам бюджета и финансов он создан научную школу финансистов в республике. Под его руководством защищено более 20 кандидатских диссертаций.

    Д.э.н., профессор Ли В.Д., являющийся учеником Л.И.Кима выполнил научные исследования по проблемам совершенствования финансового механизма, финансовых методов экономического стимулирования эффективности промышленного производства.

    Научные труды д.э.н., профессора Шима П.С. посвящены исследованиям эффективности и концентрации промышленного производства, его реструктуризации в условиях перехода к рыночной экономике, использованию материальных ресурсов. Под его научным руководством защищено 13 кандидатских диссертаций.

    Д.т.н. Цхай С.М. занимался вопросами внедрения экономико-математического моделирования и вычислительной техники в народном хозяйстве. Им опубликованы 60 научных и научно-методических работ, в том числе 4 монографии.

    Научный потенциал, достигнутый учеными-корейцами Казахстана в предшествующий период остается по прежнему на достаточно высоком уровне. В числе научной интеллигенции Казахстана в разные годы трудились и продолжают научные исследования около 60 докторов и свыше 200 кандидатов различных наук. Среди ученых- корейцев 7 лауреатов Государственных премий СССР и КазССР по науке, 6 Заслуженных деятелей науки Республики Казахстан, 4 действительных члена и членов-корреспондентов Академии наук СССР и Республики Казахстан, а также около 20 членов и членов-корреспондентов других общественных академий. См.: Корейцы в науке Казахстана. Алматы, 1997, 232-233

    В целях координации исследовательской деятельности, привлечения к активному участию в развитии науки и образования Республики Казахстан и установления и расширения международного сотрудничества в 1991 г. было организовано Корейское научно-техническое общество "Кахак", зарегистрированное Министерством юстиции РК. Почетным президентом НТО "Кахак" является академик АН РК, доктор технических наук, профессор Ни Леонид Павлович, президентом - доктор технических наук, профессор Пак Иван Тимофеевич. НТО "Кахак" осуществляет различные формы работ: проводит научные конференции, семинары, издает научный журнал, назначает именные стипендии лучшим студентам, разрабатывает совместные проекты, содействует установлению научных связей, оказывает спонсорскую и иную поддержку молодым ученым.

    6.3. Статус и природа "родного языка" корейцев Казахстана

    Прежде чем перейти к анализу вопросов обучения корейскому языку в современном Казахстане целесообразно обратиться к общей характеристике статуса корейского языка, его лингвистической природы. До депортации корейцев в Казахстан и ликвидации системы образования на национальном языке корейский язык ранжировался в языки народов СССР. Затем длительный период корейский язык, существовавший в устной, разговорной форме как бы не имел никакого официального статуса, а вот советской статистике по печатной продукции он входил в группу "Языков народов зарубежных стран". И это в какой-то мере соответствовало объективной реальности, ибо книги, напечатанные на корейском языке, представляли собой в основном переводы общественно-политической, классической русской и советской литературы, выполненные на северокорейском языковом стандарте.

    Поскольку корейский язык не преподавался в советских школах и не преподается ныне в школах Казахстана в объеме самостоятельного учебного предмета, его статус как языка национального меньшинства существенным образом отличается от статуса немецкого языка, который повсеместно классифицировался как "иностранный язык". Немецкий язык как учебный предмет преподается во многих школах и вузах Казахстана.

    Корейский язык имеет статус "родного языка", проживающих в Казахстане корейского населения. Корейский язык в социальной жизни страны имеет весьма ограниченные функции: в средствах массовой информации (одна еженедельная газета, одна 20-минутная радиопередача, повторяющаяся трижды в неделю и одна 30-минутная программа на телевидении); в искусстве ( корейский театр и ансамбль "Ариран"), литературе (один-два сборника рассказов или стихов) и образовании ( корейские отделения в ряде университетов и вузов).

    Какова же природа "родного" языка корейской диаспоры? Коре мар - язык корейцев самых старших возрастных групп, существующий в основном в устной форме и функционирующий лишь в семейно-бытовой сфере. Далекие предки переселенцев на русский Дальний Восток и, следовательно, проживающих ныне корейцев Казахстана происходили в основной своей массе из провинции Северный Хамген (СХ). Диалекты этой провинции делились на три подгруппы: Югып (шесть уездов - Пурён, Кёнхын, Онсон, Кёнвон, Косон и Хверён) самой северной части Корейского полуострова, граничащей с Россией и Китаем; Саып ("четыре уезда - Кёнсон, Менчхон, Кильчу и Хаксон) и Мусан. С языком корейцев Казахстана в большей степени связана первая подгруппа диалектов СХ. Во время правления вана Седжона на самых северных границах Кореи были заложены 6 крепостей-гарнизонов - Юкчин, которые позднее назывались Югып. Продолжительная изоляция от развивавшихся литературных языков, поглощение элементов диалектов малочисленных выходцев их южных провинций, затем консервация и наконец влияние русского языка привели к образованию к образованию лингвистического феномена, получившего название коре мар. См.: King J.R.P. An Introduction to Soviet Korean. - Language Research. Vol.23, No.2, Seoul, 1987, pp. 233-277; Kho Songmoo. Koreans in the Soviet Central Asia. Studia Orientalia. Vol. 61, Helsinki, 1987, pp. 101-140.

    В соответствии с социолингвистической терминологией, предложенной Х. Клоссом можно говорить о коре мар как специфической форме "неприкрытого диалекта" ( от немецкого - obdachlos, т.е. не имеющего крыши ). В отличие от диалектов Корейского полуострова, имеющих "крышу", прикрытие со стороны литературного корейского языка, диалекты корейцев России и Казахстана, оторванных от языкового ядра, лишены были такой защиты. Некоторые исследователи называют коре мар "вариантом корейского языка, сложившегося в условиях изоляции на основе двух северо-восточных диалектов корейского языка". См.: Пак Н.С. Тенденции развития коре мар.- Известия НАН РК. Серия общественных наук.- 1995, Љ 6, с. 21-29 При этом речь идет о лексико-грамматических особенностях природы коре мар, однако его определение как "варианта корейского языка" должно подкрепляться социальными функциями, выполняемым им в повседневной жизни диаспоры.

    Проживание в различных типах иноэтнического окружения, закономерности языковых контактов привели к пополнению ограниченного лексического фонда коре мар заимствованиями из русского и других языков. Коре мар практически не знает письменной формы, не звучит в эфире и на театральной сцене, не используется в средствах массовой информации, не преподается в школах - он вымирает. Пройдет десять-пятнадцать лет и не останется носителей этого лингвистичекого уникума. Возможна ли реанимация коре мар? Нет или скорее нет, чем да.

    Есть путь трансплантации живых и полнокровно функционирующих литературных стандартов пхеньянского или сеульского. Складывается парадоксальная ситуация: в газете "Коре ильбо", где переводчики сахалинские корейцы - выходцы из южных провинции Кореи - пишут на весьма приближенном к пхеньянскому северо-корейским языком, на радио звучит устами тех же сахалинских корейцев речь, напоминающая сеульский стандарт, а в Алматинском государственном университете преподавали профессора из Пхеньяна и Сеула, соответственно по северо-корейским и южно-корейскми учебникам. Профессор из Хельсинки Ко Сон Му безуспешно пытался преподавать в том же АГУ коре мар, чему воспротивились сами студенты и их родители.

    6.4. Этноязыковая ситуация среди корейской диаспоры Казахстана

    Следует рассмотреть, хотя бы в общих чертах, сложившуюся среди корейской диаспоры этноязыковую ситуацию, а именно, ее составляющие: языковую компетенцию, речевое поведение и языковые ориентации. См.: Haarman H. Aspecte der koreanisch-russischen Zweisprachigkeit. Hamburg: Helmut Buske Verlag, 1982.- 214 S.

    Языковая компетенция проявляется наглядно в степени владения тем или иным языком. Если сравнить степень владения корейским, казахским и русским языками то станет очевидно, что преобладающим и первичным языком для абсолютного большинства корейцев Казахстана является русский язык. Им совершенно свободно владеют 90-95% корейцев. Практически не осталось ныне корейцев, совершенно не владеющих русским языком. Уровень свободного владения казахским языком в силу различных объективных причин и обстоятельств предшествующего периода очень низкий. Доля корейцев, признающих за собой свободное владение казахским языком составляет 2-3 процента от общей численности.

    Современная языковая компетенция корейцев Казахстана детерминировалась такими факторами как: национальная и языковая политика советского периода, изменившийся характер расселения, интенсивная плотность межнациональных контактов, высокий уровень производственной занятости, образования и профессиональной квалификации. См.: Югай И.Г. Развитие современных этноязыковых процессов в инонациональной среде. АКД, М., 1982, с. 15

    Изменение языковой компетенции в значительной степени зависело от отношения самих советских корейцев, которые не отличались активным стремлением к сохранению и развитию языкового и культурного наследия. Корейцы демонстрировали устойчивый интерес к овладению русскому языку в совершенстве, что открывало возможности к получению знаний, образования; достижению успехов в трудовой деятельности, повышения социально-культурного статуса как на индивидуальном уровне, так и в масштабе всего этноса. Такой ускоренный по сравнению с другими национальными меньшинствами переход на языковой код доминирующего иноэтнического окружения характерно в целом для всех зарубежных корейских диаспор, отличающихся высокой степенью аккультурации и языковой ассимиляции. Однако при этом зарубежные корейцы устойчиво сохраняют свою этническую самоидентификацию и не ассимилируются в численно превосходящей инонациональной среде.

    В речевом поведении корейцев, охватывающем различные сферы жизнедеятельности, русский язык стал занимать доминирующее положение уже в 1950-70 гг., которое постоянно закреплялось в течение последующих двадцати лет. Использование корейского языка сужалось и ограничивается в настоящий момент в основном внутрисемейным общением и общением самых старших возрастных групп между собой. Hur Seung-Chul. Language Shift and Bilingualism among Soviet Nationality Groups.- The Journal of Slavic Studies, 1988, Vol.3, Seoul, pp.123-139

    Материалы переписей населения, однозначно свидетельствуют о снижении доли корейцев, признающих корейский язык в качестве родного: в 1970 г. - 64%, в 1979 г. - 56,1%, а в 1989 г. - 51,7%. Однако следует подчеркнуть, что признание его родным не означало владение им и использование его в повседневной жизни. Язык, как известно, не только универсальное средство коммуникации, передачи информации и т.д. Он является неотъемлимым атрибутом и символом этнического самосознания и, поэтому в признании корейского языка в качестве родного сыграли именно этнопсихологические факторы, проявилась этническая самоиндентификация по формуле: я кореец - корейский - мой родной язык. Этносоциологические и социолингвистические исследования, проведенные в последние годы среди корейской диаспоры подтвердили априорный вывод о несоответствии объективной языковой компетенции и субъективного осознания языка в качестве родного. См.: Хан М.М. Язык и этническое самосознание корейцев Казахстана. - Кунсткамера. Этнографические тетради. 1996, вып. 10, с. 35-60; Сон С.Ю. Социолингвистический анализ функционирования коре мар и русского языка в корейской диаспоре Казахстана. АКД, Алматы, 1999.- 31 с.

    Уровень языковой компетенция и характер речевого поведения различаются по возрастным и социальным группам корейской диаспоры Казахстана, что подтверждено рядом проведенных анкетирований, а также данными предшествовавших советских переписей населения. В возрастной группе от 0 до 25 лет абсолютно преобладающая часть корейцев совершенно не владеет корейским языком. Для возрастной группы от 25 до 60 лет характерно пассивное владение языком на уровне понимания просторечия на обиходные, бытовые темы. Лишь самая старшая возрастная группа от 60 до 80 лет, выросшая в относительно этнокомпактной сельской среде и получившая азы письменной национальной грамоты, владеет не в определенной степени активными видами речевой деятельности, то есть говорением и письмом. Для поколения рожденных и социализировавшихся в Казахстане корейцев родным языком стал русским, а для преобладающей части депортированного поколения, которых в определенном смысле можно отнести к билингвам, русский язык по степени владения стал первичным, а корейский - вторичным.

    Что касается дифференциации языковой компетенции по социальной принадлежности, то в первичном делении на людей на две группы: умственного и физического труда, безусловно первая уступает второй в степени сохранения навыков корейского языка. Физическим трудом корейцы были заняты в основном аграрном секторе, а как известно именно село является в тем этногомогенным резервуаром, в котором лучше чем в национально-смешанном городской "котле" сохраняется этническая культура и язык. Среди людей интеллектуального труда знания языка сохранили и развили те, кто по роду своей профессиональной деятельности были заняты либо в корейскоязычных средствах массовой информации (газета, радио, телевидение), либо в корейском театре.

    Говоря об уровне владения корейским языком следует иметь ввиду, что часть современной корейской диаспоры Казахстана составляют сахалинские корейцы и немногие бывшие северные корейцы, языковая компетенция которых существенным образом отличается от основной массы. Именно представители этих групп в силу владения корейским языком на литературном уровне занимали ведущие позиции в корейскоязычных учреждениях культуры, искусства, а также в литературном творчестве

    Данные, полученные в результате анкетирований, выявили среди корейской диаспоры Казахстана наличие тенденции регенерировать родной язык как основание этничности. Так, большое количество респондентов воспользовались возможностью изучать родной язык, появившейся в последние годы. Еще большое число опрошенных хотели бы сами изучать корейский язык и считают необходимым знание корейского языка своим детям.

    О большом значении, которое придается проблеме возрождения языка, говорит также то, что большинством респондентов (более 80%) в качестве первоочередной задачи выделяется необходимость развивать систему образования на корейском языке, выпускать литературу, радио- и телепередачи. Кроме этого, 34,9% респондентов среди наиболее значительного, сделанного для корейского народа в Казахстане, отметили открытие отделений корейского языка на филологических факультетах Кзылординского и Алматинского педагогических институтов. Хан М.М. Язык и этническое самосознание корейцев Казахстана. - Кунсткамера. Этнографические тетради. 1996, вып. 10, с. 45

    Таким образом краткие выводы по оценке языковой ситуации среди современной корейской диаспоры Казахстана могут быть следующими:

    1. Качественные и количественные показатели свидетельствуют о смене

    родного языка, происшедшей у абсолютно преобладающей части корейцев. к

    2. В силу действия факторов политического, социально-культурного и этнопсихологического характера сферы употребления корейского языка сузились до семейно-бытовых отношений.

    3. Инновации последней декады в Казахстане, динамично развивающиеся отношения с Южной Кореей, всплеск этнического самосознания и деятельность корейских общественных организаций стимулировали возросший интерес к корейскому языку, желание овладеть им.

    6.5. Вопросы обучения корейскому языку

    Перестройка и гласность явили взрыв интереса к своей истории, этнической культуре и национальному языку всех без исключения советских народов. В конце 80-нач.90-х гг. наблюдался своеобразный бум в изучении родного языка и многочисленные курсы корейского языка были организованы корейскими культурными центрами, корейскими христианскими миссионерскими церквями, кружками. Корейский язык стали преподавать в вузах, школах и детских садах.

    В 1990 г. в Южно-Казахстанской области было создано 6 групп по изучению корейского языка, затем их стало 20 с охватом 220 человек, а в 1991-92 учебном году количество групп увеличилось до 48 с охватом 653 человек, в том числе по г. Чимкенту - 35 групп в 14 общеобразовательных школах и в районах области 11 групп в г. Джетысае, Сары-Агаче, с. Белые воды. Коре ильбо, 1992, 11 января

    В Кзыл-Ординской области были укомплектованы 34 группы по изучению корейского языка в 3-х общеобразовательных школах, а также 5 кружков в трех колхозах и на швейной фабрике. Была организована воскресная школа корейского языка, которую позже преобразовали в подготовительное отделение для поступающих на открывшееся в 1991 г. отделение корейского языка в Кзыл-Ординском педагогическом институте. Коре ильбо, 1992, 25 января

    В г. Уштобе открыта корейская школа ( директор - Юн С. Г.), здание, мебель и оборудование для которой выкупили южнокорейские бизнесмены из г. Кванджу. При школе организована детская библиотека с подборкой художественной и учебной литературы, справочных изданий, словарей и журналов, получаемых из Республики Корея. Создан лингафонный кабинет, подаренный школе главой областной администрации. Коре ильбо, 1991, 17 июля

    Анализ состояния изучения языка наглядно выявляет региональные особенности решения данной проблемы на территории Казахстана. В наиболее благоприятных условиях с обеспеченностью преподавательскими кадрами находятся южные области. Главной проблемой этих областей является дальнейшее повышения квалификации учителей, обеспечение учащихся учебными пособиями.

    В Мангистауской, Семипалатинской, Уральской областях, в г. Балхаше отсутствие преподавателей корейского языка явились одной из главных причин, затруднивших организацию групп обучения. Например, в ноябре 1990 г. в Балхаше в детсадах ПО "Балхашмедь" были укомплектованы 3 группы детей, однако из-за отсутствия учителей корейское языка обучение не состоялось. В Карагандинской области, где численность корейцев составляла около 11,5 тыс. человек, корейским языком занимались всего 75 человек. В Восточно-Казахстанской области функционировала одна группа для взрослых (30 человек) и факультатив в университете; в Павлодарской области были организовано обучение корейскому языку в 2 группах. Региональная программа возрождения языка и национальной культуры корейцев Казахстана. - Хан Г.Б. Прошлое и настоящее корейцев Казахстана. Алматы, 1997, с. 87-88

    В целом в 1992 г. обучением корейскому языку было охвачено около 3 тысяч человек, в 1994 г. - более 5 тысяч. В 1995-96 учебном году корейский язык преподавали в 17 школах Казахстана, в которых были сформированы 95 групп с общей численностью в 1450 учащихся.

    Первоначально помощь в обеспечении желающих изучать корейский язык учебными пособиями поступала в Казахстан из Северной и Южной Кореи, однако вскоре Пхеньян в силу экономических кризиса прекратил ее. Из Южной Кореи, наоборот, поступление книг, словарей, учебников, языковых курсов с аудиокассетами увеличивалось с каждым годом. Активность проявлялась как правительством, государственными учебными заведениями, так и общественными фондами, организациями и частными лицами Республики Корея. К примеру Институт обучения зарубежных корейцев при Сеульском Национальном университете прислал "Начальный курс разговорной речи" с кассетной записью. Президент издательства Республики Корея Кван Бен Юль прислал 2480 комплектов букварей, 870 учебников по письму, чтению и разговорной речи, более 5 тысяч наименований книг по истории, культуре и искусству Кореи, которые были распределены по культурным центрам. Хан Г.Б. Прошлое и настоящее корейцев Казахстана. Алматы, 1997, с. 79

    В организации процесса обучения языку важное значение имеет подготовка профессиональных преподавательских кадров, повышение квалификации учителей, овладение навыками методики преподавания предмета обучения. В Казахстане после перевода в Кзыл-Орде Корейского педагогического института на русский язык обучения и ликвидации в Казалинске Корейского педагогического училища в течение более полувека корейский язык был исключен из учебных программ всех учреждений образования. Таким образом корейский преподавали в кружках и группах по изучению языка люди преклонного возраста, многие из которых владели лишь в определенной знанием корейского языка в письменной форме. Однако, как известно, владение языком не означает умение его преподавать.

    На начальном этап, когда с одной стороны резко возрос интерес к изучению корейского языка, увеличилась численность обучающихся до 3-5 тыс. человек, а с другой стороны не были еще подготовлены новые преподавательские кадры, весьма актуальными явилась курсы по повышению квалификации учителей корейского языка.

    Центральным институтом усовершенствования учителей в 1990 и 1991 гг. были проведены первые семинары-курсы для учителей корейского языка. В 1993-94 гг. Республиканская ассоциация совместно с Центральным институтом усовершенствования учителей организовала летнюю школу для корейских детей. За двадцать дней пребывания в школе они изучали корейский язык по 60-часой программе. Цель создания языковой среды была достигнута. С детьми постоянно находились воспитатели, занятия проводили опытные педагоги, направленные Алматинским корейским центром просвещения.

    Важное значение имело открытие отделений корейского языка в ряде университетов и вузов Казахстана. В настоящее время специалистов со знанием корейского языка готовят на факультете востоковедения КазГНУ им. Аль-Фараби, на филологических факультетах АГУ им. Абая, Кзыл-Ординского, Усть-Каменогорского университетов, в Казахском государственном университе международных отношений и мировых языков, университете мировой журналистики, Академии КНБ, Казахской государственной академии управления. В ряде вузов и на отдельных факультетах корейский язык преподается в качестве предмета - иностранный язык или второй восточный язык. Общая численность студентов корейских отделений вузов Казахстана составляет около 200 человек.

    В ряде вузов корейский язык преподают волонтеры, приехавшие в Казахстан по линии KOIKA (Корейское агентство по международному сотрудничеству). Посольство Республики Кореи, Алматинский Центр просвещения, а также другие государственные учреждения и фонды оказывают большую спонсорскую помощь в налаживании обучения корейскому языка. Корейские отделения получают оргтехнику, компьютеры, учебную литературу, словари и аудиовизуальные материалы.

    Однако резкое увеличение количественных показателей, сказывается на качестве преподавания корейского языка и подготовки специалистов с уровнем свободного владения. Значительная часть преподавательского состава характеризуется далеким от совершенства знанием обучаемого языка, малым опытом практической работы, слабой методической подготовкой. Недостаточный уровень методики обучения касается также волонтеров и других преподавателей из Республики Корея, ибо часть из них не имеет базового филологического образования.

    В КазГУ им. аль-Фараби с 1999 г. действует кафедра корееведения, преподаватели которой не только обучают языку, но читают лекции и проводит семинарские занятия, осуществляют научное руководство в написании курсовых работ по истории, культуре, социально-политическому строю, истории религии в Корее. Учитывая избранную правительством стратегической линии на достижение интеграции науки и высшего образования, можно предположить, что в скором времени исследовательская деятельность в области корееведения переместится из Института Востоковедения на факультет востоковедения КазГУ. Таким образом, следует сфокусировать внимание и средства, сосредоточить студенческий контингент и усилить профессорско-преподавательский состав в КазГУ - одном и старейших и крупнейших вузов нашей страны.

    Подготовка специалистов со знанием корейского языка проходила не только в Казахстане, но и в Республике Корея. Около двух десятков молодых корейцев Казахстана прошли полугодичные и 9 месячные языковые курсы в Республике Корея. Свыше десятка ученых из Казахстана прошли долгосрочные языковые и научные стажировки в ведущих университетах Кореи. Многие студенты корейские отделений сумели совершить кратковременные учебно-ознакомительные поездки в Сеул.

    Стоит отметить целенаправленную работу, проведенную филиалами АКК и корейскими культурными центрами в Талдыкорганской, Южно-Казахстанской, Жамбылской областях. См.: Отчет Правления на VI съезде Ассоциации корейцев Казахстана о проделанной работе за период с октября 1995 г. по октябрь 1999 г. Алматы, 16.10 1999 г.

    В Талдыкорганском филиале корейский язык изучали в 7 школах Каратальского района, в 2 обычных и одной воскресной школе в г. Текели. Преподавали язык местные учителя, пасторы и волонтеры из Южной Кореи.

    В Южно-Казахстанской области в гимназии Љ 8 открыт спецкласс с углубленным изучением корейского языка. Факультативно обучали корейскому языку в школах Љ1 и Љ30 г. Шымкента, где учились около 130 детей корейской национальности. Директор школы Љ30 О.С. Левикова выделила отдельный кабинет для обучения корейскому языку. Благодаря учителю корейского языка Юн А.Н., художнику-оформителю Ким Н.А., пастору Чон Чун Сону и родителям учеников кабинет оформлен в красочном национальном стиле. Это единственный в г. Шымкенте подобный кабинет, в котором дети обучаются также корейским танцам, песням, рисованию и рукоделию.

    Южно-Казахстанский филиал АКК успешно работал с пасторами из Южной Кореи, с которыми пришли к договоренности, что каждая церковь берет шефство над закрепленной школой, где оформляет кабинет и обеспечивает преподавание корейского языка.

    В Жамбылской области корейский изучали на языковых курсах при миссионерских церквях, 5 средних школах, Таразском госуниверситете, в кружках и в частной школе искусств "Ариран".

    Корейский язык изучали также в детских садах и воскресных школах. Так, например, в Кызылординской области в 4-х дошкольных учреждениях открыты группы по изучению корейского языка. В Жезгазганском филиале учат языку в местном Центре просвещения, во Дворце школьников и в воскресной школе в г. Сатпаеве.

    В г. Караганде функционировали 3 группы по изучению корейского языка - в благотворительной миссии "Грейс", средней школе Љ52 и в университете "Лингва".

    Несмотря на значительные успехи в обучении корейскому языку по-прежнему острыми оставался ряд вопросов. Прежде всего следует отметить, что этап бума корейского языка резко спал. Если раньше кружки по изучению корейского языка не могли принять всех желающих, то теперь многие сомневаются в целесообразности его изучения. И, как ни странно, именно родители-корейцы считают, что не стоит тратить время и силы своих детей на изучение корейского языка, поскольку он сегодня не востребован. Например, в Южно-Казахстанской области отмечают, что в последнее время уменьшился процент корейских детей в группах по изучению корейского языка и наоборот увеличивается удельный вес учащихся других национальностей. Родители последних считают, что знание корейского языка - это перспективно.

    О потери престижности корейского языка говорит также тот факт, что в летом 1999 г. производился набор студентов в корейскую группу в университете мировых языков, но ни один абитуриент не изъявил желания поступить. В то время как на японское отделение факультета востоковедения КазГУ ограничили прием желающих, то на корейское набрали с трудом две группы на первый курс.

    Серьезным остается вопрос о квалифицированных преподавательских кадрах. Корейские пасторы и волонтеры по линии KOIKA оказывают посильную помощь прежде всего как носители языка, но нужны наши преподаватели, выпускники корейских отделений вузов нашей страны, владеющие на высоком уровне самим языком и методикой его обучения. К сожалению уровень владения корейскому языку этими выпускниками желает быть намного лучше. С будущими кадрами напрямую связан еще один аспект. Дело в том, что именно лучшие знатоки корейского языка после окончания вуза уходят зачастую работать переводчиками или сотрудниками на фирмы ли в церкви, ибо заработная плата вузовского преподавателя намного ниже, чем у переводчика.

    Еще одна проблема связана с тем, что до сих пор нет хороших учебников, самоучителей, компьютерных программ рассчитанных на русскоязычных учащихся и студентов. Нет до сих частотных двойных или тройных словарей, разговорников и т.д.

    Таким образом, в суверенном Казахстане после полувекового перерыва вновь корейский язык стал предметом обучения в учебных заведениях. Начальный этап в налаживании преподавания корейского языка отмечен как известными достижениями, так и рядом проблем, до сих пор не получивших своего разрешения.

    Несмотря на первоначальные сдвиги в организации массового изучения корейского языка, результат был далек от желаемого. Взрыв энтузиазма и интереса к корейскому языку довольно быстро утих и количественные показатели так и не переросли в качественные. Потребуются продолжительное время, большие усилия, значительные средства, целенаправленная и повседневная работа, чтобы компенсировать потери во владении корейским языком, понесенные в течение долгих десятилетий вынужденного забвения.

    Ким Герман Николаевич, доктор исторических наук, зав. каф. корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби, тел./ факс раб. 3272-621345, e-mail: ger_art@astel.kz; kazgugnk@yahoo.com

    http://www.koryosaram.freenet.kz

    Prof. Dr. Kim German Nikolaevitch, Head of the Department of Korean Studies Faculty of Oriental Studies Kazakh National University named after al-Farabi. Phone/fax: 3272-621345, e-mail: ger_art@astel.kz; kazgugnk@yahoo.com

    http://www.koryosaram.freenet.kz

  • Комментарии: 1, последний от 01/09/2018.
  • © Copyright Ким Герман Николаевич (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 08/08/2008. 75k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Оценка: 5.41*7  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка