Отношения между Кореей и Новой Зеландией начались с того, что правительство Зеленого континента решило послать свои войска для участия в Корейской войне. Посольствами обе страны обменялись в конце 1960-х годов, и первое десятилетие прошло под знаком становления внешнеэкономических отношений.
В 1970 г. объем новозеландского экспорта в Корею составил 1,6 млн. NZD.* Успехи в экономике Южной Кореи и Новой Зеландии привели к резкому увеличению товарообмена. Через десять лет в 1980 г. объем новозеландского экспорта подскочил до 64 млн. NZD. Корея по объему экспорта из Новой Зеландии (1, 028 млн. NZD) заняла 5-е место.
Корея превратилась для новозеландских товаров во второй по величине и важности рынок в Азии. Корея была наименее важным источником импорта, однако, за последнее десятилетие она стала пятым по величине источником импорта из Азии в Новую Зеландию. В 1948 г. между двумя странами были заключены только 2 соглашения в области экономики, а в 1998 г. было заключено 98 внешнеэкономических и торговых договоров!
Из Новой Зеландии вывозились первичное сырье и полуфабрикаты, в то время как корейский экспорт состоял из различных видов готовой продукции. Статьи экспортно-импортного товарообмена отражают преимущества отдельных отраслей экономики двух стран. Новая Зеландия экспортирует в Корею металлопрокат, лес и пиломатериалы, товары химической промышленности, алюминий в различных видах, резину, сырые шкуры и кожу, шерсть, мясо и т.д.
Из Кореи импортируются транспортные средства, в том числе автомобили, морские суда, полупроводники, товары нефтехимической промышленности, радиотехнические товары, бытовую электронику, текстиль, готовую одежду и т.п.
* (New Zealand Dollar -новозеландский доллар примерно в два c половиной раза "легче" доллара США), а импорта из Кореи - 0,5 млн. NZD.
Так как страны находятся в разных полушариях и есть большие различия во временах года, то в статьях товарообмена важное место занимают также сельскохозяйственные товары. Новозеландские сельхозпродукты освоили значительную нишу южнокорейского рынка. Южная Корея, по-прежнему, не является для Новой Зеландии стратегически важным торговым партнером, и она занимает 12 строку среди стран-импортеров новозеландских товаров и шестое место среди азиатских стран.
Таким образом, Новая Зеландия сохраняла на протяжении двух десятилетий положительное сальдо в товарообмене с Кореей. Причины такого торгового дисбаланса видятся в том, что, во-первых, Новая Зеландия, ввиду малочисленности населения, представляется для южнокорейских бизнесменов слишком узким рынком. Во-вторых, новозеландцы мало знакомы с Корей и южнокорейскими товарами.
Корея начала инвестировать за рубежом в 1968 г. и объем корейских зарубежных инвестиций резко подскочил после 1986 г. в связи политикой либерализации размещения капитала в других странах. В 1998 г. он достиг 4,8 млрд. долларов США. Однако Новая Зеландия и Южная Корея обменялись лишь крохами своих инвестиционных пирогов. Отношения между двумя странами в других сферах, таких как туризм и образование развивались гораздо более активно.
Новая Зеландия за последние два десятилетия сумела построить свою индустрию приема и обслуживания иностранных туристов. Корейцы позднее других проявили интерес к Новой Зеландии, ибо она была малоизвестной страной, находящейся на большем удалении, для въезда в которую требовалась виза. В 1981 г. страну на короткий срок посетили 670 корейцев, что было меньше по сравнению с визитерами из Гонконга, Тайваня или Японии. Число корейских туристов постепенно росло и в 1987 г. достигло отметки 2 тыс. человек, а в 1990 г. оно выросло до 4 тыс. человек., однако оно оставалось во много раз меньше чем число японских туристов (113, 540 чел.) Через 6 лет ситуация изменилась коренным образом, что было связано с тем, что с 1993 г. граждане Кореи были освобождены от необходимости получать новозеландскую туристическую визу.
В первой половине 1990-х годов Новая Зеландия переживала феноменальный наплыв южнокорейских туристов и визитеров с коротким сроком пребывания (short-term visitors). В 1991 г. из Кореи побывали в Новой Зеландии с краткосрочным визитом около 5 тыс. ; в 1993 г. - 19 тыс. ; 1995 г. - 80 тыс. ; 1997 г. - свыше 145 тыс., то есть, увеличение произошло в 28 раз!
По числу туристов Корея обогнала в несколько раз Тайвань, Гонконг и Китай и вплотную приблизилась к Японии. Валютно-финансовый кризис 1997 г. приостановил туристический поток из Кореи до 1999 г., затем наметилось постепенное усиление. Несмотря на стремительное увеличение абсолютного числа корейских туристов в Новую Зеландию, они составляли менее 3 процентов всех южнокорейских туристов, побывавших в 1998 г. в зарубежных странах. Встречный поток туристов был несравненно слабее и в 1981 г. всего 160 новозеландцев посетили Корею, а 1997 г. - свыше 10 тысяч.
Корейские туристы прибывали в Новую Зеландию в основной массе группами и лишь одна четверть индивидуальным образом. Новая Зеландия привлекала корейских туристов по трем основным причинам: во-первых, возможностями шопинга, во-вторых, наличием геотермальных источников. Известно, что корейские туристы в Новой Зеландии тратят намного больше денег, нежели чем туристы из других стран. В среднем южнокорейский турист тратит на две трети больше, чем японский турист, хотя по уровню ВНП на душу населения Корея отставала от Японии как минимум на 25 процентов. Однако, затраты корейских туристов можно рассматривать как выгодные сделки, так как они приобретали в Новой Зеландии в основном замшу из оленьих шкур, цена на которые в Корее была в три раза выше. Корейские туристы вывозили также иные, менее дорогие товары, но с большой разницей цен в Новой Зеландии и в Корее, к примеру, натуральный мед, прополис, шерстяные пуховые одеяла и т.п.
Наконец, в-третьих, многие корейские туристы приняли решение съездить в Новую Зеландию, потому что хотели встретиться с родными или близкими друзьями, иммигрировавшими раннее и получить информацию из первых рук, о возможностях переезда в эту страну. Отмечается прямая взаимосвязь между количеством туристов и числом корейских предпринимателей-иммигрантов в Новой Зеландии. С ростом числа туристов становится больше туристических компаний, гостиниц, магазинов, кафе и ресторанов, специализирующихся на обслуживании соотечественников. Наоборот, чем лучше развита этнически ориентированная инфраструктура, тем более это привлекает туристов из родной страны.
Опубликовано в газете "Коре ильбо".
Џ Ким Герман Николаевич, профессор, доктор исторических наук, директор Центра корееведения КазНУ им. аль-Фараби, Республика Казахстан, Алматы, 050012, ул. Амангельды 61а, каб. 200; тел./ факс раб. 7-327- 2674589, сотовый: 7-701-7551494; e-mail: kazgugnk@yahoo.comgerkim@mail.ru; MSN kazgugnk@hotmail.com
Џ Prof. Dr. Kim German Nikolaevitch, Director of the Center for Korean Studies Faculty at the Kazakh National University. Republic of Kazakhstan Almaty, 050012,Amangeldy str.61a, Room 200;