|
Ким Г.Н.
История религий Кореи, Алматы, Казак университетi, 2001, 230 стр.
ВВЕДЕНИЕ
О понятии "религия". Определение предмета и задач любой учебной дисциплины имеет принципиальное значение, ибо этого зависит весь успех правильного построения изучаемого материала. Однако прежде чем перейти к самому учебному предмету следует определиться с ключевым понятием "религия". Что такое религия? Найти ответ на этот вопрос оказалось чрезвычайно сложно. Все попытки дать объяснения сущности религии носят либо теологический, либо научный характер.
Теологическим определениям религии также свойственны отсутствие единой точки зрения и наличие различных дефиниций, о чем можно судить хотя бы по самоопределению мировых религий - буддизма, христианства и ислама.
В буддийской богословской литературе отсутствует понятие, которое в полной мере соответствовало бы термину "религия". На языке пали, на котором написаны древнейшие буддийские каноны, в соответствующих случаях употребляется слово дарма, означающее порядок, церемония или даже закон. Буддийская священная книга "Пратимокша Сутра", написанная на санскрите, также не содержит термина "религия".
В православном богословии в качестве синонима религии употребляется термин "вера". В отличие от православия, в католическом богословии понятия "религия" и "вера" не совпадают, здесь они не синонимы. Даже в этих двух наиболее распространенных течениях христианства нет единой концепции религии.
В мусульманском богословии понятие "религия" не разработано: ни в Коране, ни в последующих дополнениях к нему, а также в толкованиях Корана определение религии не содержится. Всюду в мусульманской богословской литературе в качестве синонима религии употребляется термин "вера".
Таким образом, теологические толкования понятия "религия" в буддийской, христианской, исламской литературе отличаются значительным своеобразием. Но есть в мировых религиях и нечто общее: это их нетерпимое отношение к инаковерию. Все мировые религии различают понятия "истинная вера", "иная вера", "язычество", "ересь", "суеверие". К истинной, или правой, вере каждая мировая религия относит только себя. Иной верой каждая религия называет такую религию, которая обладает, своей священной литературой, обрядностью и клиром.
Обратимся теперь к научным определениям религии. По мнению одних, религия есть особая форма сознания, по мнению других, напротив, область религии - подсознательное, по мнению третьих, религия есть исконное свойство человека, которое единственно отличает его от животных, тогда как, по мнению четвертых, религия - это сравнительно поздний продукт интеллектуального творчества человека и т. д. и т. п.
Итак, религия есть явление многоплановое, многоаспектное. Поэтому сводить религию к какому-нибудь одному и единственному "основному", или "главному", или "определяющему", признаку - значит упрощать проблему. Каждый из компонентов религии, взятый отдельно сам по себе, еще не религия.
О происхождении религии. Относительно происхождения религии создано множество гипотез и теорий, написано множество различных трудов. В античном мире над этой проблемой думали известные мыслители Греции и Рима: Геродот, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Плутарх, Лукиан, Лукреций, Цицерон и многие другие. Уже в те древние времена определились два взгляда на происхождение религии: идеалистический и материалистический. По мнению идеалистов вера в богов преподана людям самими богами. Напротив, материалисты утверждали, что религию, а равно и богов создали люди, что в основе религии лежат невежество и страх.
В средние века были созданы значительные произведения на данную тему. Начиная с эпохи великих географических открытий, когда европейской науке постепенно становились известными новые страны с их своеобразными цивилизациями, научные представления о религиях существенным образом расширились, а проблема происхождения религии приобрела более глубокое познавательное содержание.
Известны попытки решить вопрос о природе религии экспериментальным путем. Опыт этого рода приписывается, например, правителю Индии Джелад-уд-Дину Акбару (1542-1605). По его приказу двенадцать новорожденных младенцев были заперты в башне вместе с приставленными к ним немыми мамками-кормилицами. Дети остались на попечении немых, ни один говорящий человек не должен был приближаться к башне в течение нескольких лет, пока продолжался этот опыт. Когда прошло двенадцать лет, маленьких узников привели к правителю Индии. К нему собрались ученые из разных стран; тут были евреи, персы, индусы, арабы и каждый доказывал на основании своей "священной книги", что именно на его языке должны заговорить дети и его бога должны назвать. Что же оказалось на деле? Дети не говорили ни на одном из существующих языков и, конечно, не знали ни о каком боге. Они издавали какие-то непонятные звуки, объяснялись жестами и мимикой.
С XVIII века начинается сравнительно-историческое изучение религии, одной из центральных проблем которого становится генетическая проблема религии. Тут в первую очередь должны быть названы выдающиеся деятели французского Просвещения Д. Дидро и П. Гольбах, вклад которых в разработку проблем происхождения религии трудно переоценить; многие положения Д. Дидро и П. Гольбаха не утратили своей ценности и в наше время.
Картина генезиса религии раскрыта в фундаментальных трудах европейских и русских ученых XIX и XX веков, а также советских ученых (Э. Тэйлор, Дж. Фрэзер, Н. Харузин, Л. Штернберг, В. Богораз-Тан, И. И. Скворцов-Степанов, Ем. Ярославский, Д. К. Зеленин, Ю. П. Францев, С. А. Токарев и др.). Научно доказано, что религиозные верования и представления отнюдь не являются врожденным свойством человеческой психики, что они формируются в сознании людей под влиянием общественной среды. Это значит, что религия есть социальное, историческое явление и вопрос о том, всегда ли существовала религия и как, при каких условиях и обстоятельствах она возникла, есть одна из проблем исторического знания.
Основные функции религии. Религия выполняет различные функции в обществе и жизни человека, из которых одной из самых основных является компенсирующая функция. Уже в первобытных верованиях, магии и ранних формах религии древние люди пытались найти покровительство и спасение от природных стихий, злых сил. Веря в духов и богов, принося им жертвы, молясь им и надеясь на их помощь, человек добровольно отдавал себя под покровительство могущественных и сверхъестественных сил, которым он верил. С усложнением общества изменялись формы компенсации: обращаясь к религии и твердо веря в ее догматы,- человек стремился найти в ней утешение, избавиться с ее помощью от несправедливостей и обид, социального неустройства и политических преследований. Но суть функции оставалась неизменной: в религии люди, и искали путь к спасению от несовершенства земного существования, к избавлению от страданий, к бессмертию, слиянию с Абсолютом, к вечной жизни на небесах и т. п.
Другая функция религии, имеющая важную социальную значимость - интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Религиозные верования и учения объединяют и разделяют людей именно по конфессиональному признаку. На ранних этапах развития человеческого общества интегрирующая функция наиболее наглядно проявляла себя в феномене этноцентризма: любая этническая общность, объединенная системой единых верований, ритуалов, обрядов и мифов, считала именно свою систему норм эталоном, отклонение от которых в рамках данной общности считалось недопустимым. С развитием общества формы и значимость этой функции становились более разнообразными. Религии переставали быть этническими, распространялись по многим странам и континентам, а буддизм, христианство и ислам превратились в мировые. Однако суть функции от этого не менялась: преданность той или иной системе религиозных норм и поныне имеет огромное интегрирующее значение. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, общество, народы и государства. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция - ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых единое и общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются несогласующиеся друг с другом тенденции, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.
Третьей важной функцией религии является регулятивно-контролирующая. Она состоит в том, что с помощью определенных идей, стереотипов, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Религия, со своей сформированной идеологией и организованной структурой контролировала истинность приверженности вере, надлежащее исполнение ритуалов, церемониалов, богослужений. Контроль касался также этических норм и моральных правил общежития, которые должны были следовать заповедям отцов церкви, основоположников религиозных учений. Иногда регламентация и контроль, как в католицизме начального периода носили тотальный характер. Со временем по мере развития общества и обретением им светских основ в политической и социально-экономической организации государства регулятивно-контролирующая функция имеет тенденцию к ослаблению. Однако в некоторых обществах, в особенности в странах Востока, где сильны традиции в сознании, менталитете и правилах общежития, эта функция по сей день занимает важное место.
Наряду с упомянутыми выше религия имеет и ряд других функций, важных для понимания ее роли в обществе. Одна из них - ее можно условно назвать экзистенциальной - касается философского аспекта религиозной концепции, т. е. стремления религиозных теоретиков объяснить законы и обстоятельства существования и места человека в этом мире, его существования в мире ином, связанные с этим проблемы жизни и смерти, бытия и небытия. Другая - ее можно назвать политической - служит делу освящения власти, обожествления правителя ("кесарю - кесарево"). Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание, миросозерцание, мироощущение и проч. Религия обеспечивает коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, где прежде всего верующие общаются между собой и с Абсолютом, святыми, духами и другими высшими силами.
Однако эти и многие другие функции не являются основными для религии как социального феномена, ибо важнее всего сама вера: именно она составляет основу любой религии и обеспечивает реализацию ее главных социальных функций.
История религии и религиоведение. История религии как раздел религиоведения, подобно философии религии, начала формироваться раньше, чем три других его раздела (психологии религии, социологии религии и феноменологии религии). Первые попытки понять сущность религии и причины ее возникновения относятся к античной древности. Еще в середине I тысячелетия до н. э. греческие философы, одними из первых пытавшиеся рационалистически осмыслить мир, обратили внимание на то, что религиозные представления не имманентно присущи человеку, что люди выдумали своих богов.
Наивные, но не лишенные смысла концепции древних мыслителей, о происхождении и социальных функциях религии заложили фундамент научного религиоведения. Распространение христианства на долгие века покончило с практикой античного свободомыслия, направив поиски истины в русло богословия. И хотя христианская теология дала миру немало незаурядных мыслителей, их суждения о религии обычно ограничивались строгими рамками церковной догмы. Поэтому лишь с эпохи Возрождения и особенно в эпоху Просвещения, когда всесилие церкви стало исчезать под давлением новых явлений и процессов (возникновение капитализма в сфере социально-экономической, реформация в сфере церковной), традиция античного свободомыслия возродилась - на сей раз на новом, более высоком уровне.
Идеи XVII в. подготовили почву для расцвета в XVIII .в., веке знаменитых философов, просветителей и энциклопедистов, разоблачительной критики религии. П. Гольбах считал религию вымыслом, созданным человеческим воображением. В какой-то степени близок к этой идее был и Вольтер с его классическим тезисом: "Если бы бога не было, его следовало бы выдумать".
Религиоведение второй половины ХХ в. называют "современным религиоведением", противопоставляя его религиоведению классическому. Оно имеет ряд тенденций, которые важно учитывать как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Наиболее очевидной тенденцией современного религиоведения является усиление организационного начала, международных контактов и междисциплинарных взаимодействий.
Вторая тенденция современного религиоведения состоит в изменении области исследований. Классическое религиоведение уделяло главное внимание истории религий. Об этом красноречиво свидетельствуют названия религиоведческих работ: "Первобытная культура" (Э. Тайлор), "Становление религии" (Э. Лэнг), "Элементарные формы религиозной жизни" (Э. Дюркгейм), "Древний город" (Н. Фюстель де Куланж), "Мистический опыт и символы первобытных людей" (Л. Леви -Брюль) и др. Даже работы по психологии, социологии и философии религии основывались прежде всего на историческом материале. Повышенный интерес к историческому материалу во второй половине ХIХ - первой половине ХХ в. был обусловлен обилием этого материала, его новизной и неординарностью. Первобытные верования и ритуалы, археологические находки, только что расшифрованные тексты, мифы народов мира, фольклорные традиции - все это притягивало к себе внимание религиоведов, которые целиком ушли в историю, оставив изучение современности последующим поколениям исследователей религии. Неудивительно, что работы крупнейших религиоведов этого периода дают весьма слабое представление о религиозной ситуации в странах Европы и Америки. Более или менее серьезное прогнозирование в этих работах отсутствует вообще. Никто из религиоведов первой половины ХХ в. не смог, например, предсказать "исламский взрыв" или бурный расцвет так называемых "религий нового века".
Во второй половине ХХ в. четко прослеживается усиление интереса к современности, к "новым религиозным движениям" (Г. Керер), "квазирелигиям" (Н. Смарт), "крипторелигиозности" (М. Элиаде), "секуляризации" (Т. Парсонс). Изменение акцентов в объекте исследований, а именно переход от исторического анализа к изучению современности потребовал новых подходов к изучаемому материалу. На первый план вышли методы и методики социологии религии. В странах Запада проводятся масштабные социологические исследования, хотя, как отмечают сами западные религиоведы, современная социология религии страдает от отсутствия общей социологической теории и разбивается на множество эмпирических исследований, порой не связанных между собой. С такой же проблемой сталкиваются современные антропологи, психологи и историки религий. Претензии феноменологии религии на то, что именно она сможет стать общей религиоведческой теорией, по-видимому, оказались несостоятельными. Сейчас идут напряженные поиски философской парадигмы, способной объединить усилия представителей разных подходов к изучению религии и дать некую перспективу религиоведческим исследованиям.
Еще одной чертой современного религиоведения является повышенное внимание к уточнению религиоведческой терминологии и упорядочению многочисленных определений религии. Здесь на первый план выдвигается проблема преодоления традиционного для западного религиоведения евро- и христоцентризма. Очень многие понятия, образы, символы, ритуалы "мертвых" и "живых" религий не описываются при помощи сложившегося в современном религиоведении категориально-понятийного аппарата. Большую роль в уточнении религиоведческой терминологии играет создание религиоведческих энциклопедий, словарей и справочников, чему многие исследователи на Западе уделяют свое внимание.
Следующей тенденцией современного религиоведения является усиление интереса к методологической проблематике. На всех конференциях, проводимых Международной ассоциацией истории религий, работали секции, на которых обсуждались методологические проблемы. Во второй половине ХХ в. значительно увеличилось количество работ, посвященных методологической проблематике. Здесь важно выделить серию книг под общей рубрикой "Религия и разум". Развитие религиоведения в конце ХХ в. убедительно свидетельствует об актуальности методологической проблематики, необходимости разработки новых подходов к изучению религии и решения задач, во многом схожих с теми задачами, которые решаются мировым религиоведческим сообществом.
Отличительной чертой современного религиоведения можно считать все возрастающий плюрализм методологических подходов к изучению религии. Это проявляется в том, что в рамках традиционно сложившихся религиоведческих дисциплин (философия, история, социология, психология, феноменология религии) постоянно возникают новые подходы к изучению религии. Многие современные религиоведы полагают, что такой плюрализм методологических подходов к изучению религии можно считать закономерностью развития религиоведения, но в то же время в религиоведческих кругах прослеживается стремление к созданию интегральной методологии религиоведческих исследований.
Следующей особенностью современного религиоведения является более легкий доступ к данным и новым результатам исследований. Это связано с беспрецендентным развитием во второй половине ХХ в. средств массовой информации и с компьютеризацией науки. Сегодня при помощи глобальной сети Интернет можно познакомиться с результатами наиболее значимых полевых исследований, международных симпозиумов и конференций, связаться с любой библиотекой мира, при помощи видеотехники воочию наблюдать ритуалы и обряды африканских племен, нетрадиционных культов и тоталитарных сект и т.п.
История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Изучаются происхождение религии, ранние формы верований (на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.). Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий. Как явствует из сказанного, содержание религиоведческого знания не сводится только к философскому, в системе этого знания имеются социологические, психологические, семиотические, исторические и другие компоненты, дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощью соответствующих теорий и методов.
Немного статистики о религиях в Корее. По данным официальной статистики, среди корейского населения неверующие составляют 46%. Верующие, таким образом, являются незначительным большинством, из них: буддисты 27%; протестанты 18,6%; католики 5,7%; конфуцианцы и представители прочих религий - по 1%. Таким образом, статистика утверждает, что христиане и поныне образуют меньшинство корейского населения. Однако эти цифры во многом искажают реальное положение вещей, и современная Корея является христианской (протестантско-католической) страной. В статистике не отражено самое важное - религиозное усердие представителей разных конфессий, то, насколько всерьез принимают они свои убеждения.
Согласно данным национальной переписи 1985г. верующие составляют 41,4% от общей численности населения республики Корея, однако число тех, кто абсолютно не признает существование и действие неких сверхестественных сил, духов и был бы свободен от всяких суеверий минимально. Приверженцев Будды - 8 млн. человек, то есть около 46,8% общей численности религиозных корейцев. Доля второй по численности адептов (6, 5 млн.) протестантской церкви составляет 37,7% , а данные по римско-католической церкви соответственно были следующими: 1 865 000 верующих или 10,8%. 483 000 корейцев признали конфуцианство в качестве своего религиозного вероучения.
Данные относительной численности (в процентах) членов основных конфессиональных групп в целом имеют силу и по сей день. Однако абсолютная численность христиан и буддистов с момента последней переписи заметно возросла за счет формальных или номинальных приверженцев, то есть детей.
Надо сказать, что и статистика при более внимательном рассмотрении подтверждает, что христианство является в Корее наиболее активной и влиятельной религией. Во-первых, чем моложе человек, чем больше вероятность того, что он окажется христианином. Если в целом по стране в 1991 г. буддисты составляли 51,2% верующих, а христиане - 45%, то а том же году среди верующих в возрасте от 20 до 29 лет буддистов было 40,2%, а христиан - 56,8%. Во-вторых, чем выше уровень образования и социальный статус корейца, тем, опять-таки, больше вероятность того, что он исповедует христианство.
Интересны и результаты опроса, в ходе которого верующим задавали вопрос о том, насколько часто они посещают религиозную службу. Результаты этого обследования говорят сами за себя. Больше половины (54,2%) буддистов посещали религиозные церемонии "раз в год и реже", и только 17,2% всех тех, кто считал себя буддистами, бывали в храмах чаще, чем раз в месяц. С другой стороны, более двух третей христиан (76,1% протестантов и 67,2% католиков) посещали храмы "раз в неделю и чаще". количество христиан в Корее быстро растет, в то время как численность сторонников иных, в том числе и традиционных для Кореи религий уменьшается.
В заключении следует отметить, что в развитии современной религиозной жизни Кореи значительно выросла роль новых и исконно корейских народных верований. Эти религии можно классифицировать по их происхождению, базовым доктринам которых могут быть либо буддизм, конфуцианство, христианство, либо они уходят корнями в традиционные корейские верования. В целом в современной Корее насчитывается более 200 новых религий. Большинство новых религий характеризуется синкретическим отношением к различным религиозным традициям и включает в себя также многие элементы корейских народных верований. Таким образом, спектр религиозных верований в Корее чрезвычайно разнообразен и ныне параллельно практикуются и ранние формы верований, и шаманизм, все три мировые религии, и даосизм, конфуцианство, а также новые секты и церкви.
Цель и задачи учебной дисциплины. Цель учебной дисциплины "История религий Кореи" заключается в изучении религии как одной из сфер жизни традиционного корейского общества, истории ее развития, формирования различных направлений и конфессий религии, особенностей проявления религии в современной Корее. Из этой целеустановки следуют основные задачи:
Во-первых, следует обеспечить будущих специалистов-корееведов необходимым объемом знаний, которые дадут им прочное представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении знания и веры, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни.
Во-вторых, предстоит задача профессиональной подготовки по истории религий Корее. Усвоению подлежит история проникновения и развития религий; сущность вероучений, место и роль тех или иных религий в истории корейского государства и народа Кореи, взаимосвязь религий и корейской национальной культурой.
В третьих, студенты корейских отделений должны получить навыки анализа современной религиоведческой проблематики, основных тенденций изменения религиозной обстановки в Корее, в различных социальных слоях и группах корейского населения, в том числе и среди многочисленной зарубежной корейской диаспоры.
В-четвертых, будущим корееведам необходимо свободно ориентироваться и самостоятельно исследовать литературу по религиоведческой проблематике на русском и иностранных языках, в том числе и корейском.
Ким Герман Николаевич, профессор, доктор исторических наук, зав. каф. корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби, Республика Казахстан, Алматы, 480012, ул. Иманова 61а, каб. 200; тел./ факс раб. 3272-621345, сотовый: 8300-7551494; e-mail: ger_art@astel.kz; kazgugnk@yahoo.com
http://www.koryosaram.freenet.kz
Prof. Dr. Kim German Nikolaevitch, Head of the Department of Korean Studies Faculty of Oriental Studies Kazakh National University named after al-Farabi. Republic of Kazakhstan Almaty,480012, Imanova str.61a, Room 200;
Phone/fax: 3272-621345, mobile: 8300-7551494
e-mail: ger_art@astel.kz; kazgugnk@yahoo.com
http://www.koryosaram.freenet.kz