Кудайбергенова Р., аспирантка КазНУ им. аль-Фараби
Образовательное и научное сотрудничество Казахстана и Южной Кореи(опыт контент-анализа)
В январе этого года исполнилось 15 лет со дня установления дипломатических отношений между Казахстаном и Республикой Корея. Все эти годы развивается и крепнет сотрудничество во многих отраслях экономики, промышленности, культуры. Несомненно, развитие промышленных и торгово-экономических связей было и остается приоритетным, тогда как сотрудничество в области образования и науки является скорее вспомогательным, или сопутствующим. Обозначив таким образом характер сотрудничества в области образования и науки, ни в коем случае нельзя умалять значимость данного направления как для развития казахстанско-южнокорейских отношений, так и для успешного проведения модернизации системы образования в нашей стране.
Среди источников, предоставляющих наиболее полную информацию о совместной казахстанско-корейской образовательной и научной деятельности, можно особо выделить периодические издания, в частности, республиканскую корейскую еженедельную газету "Коре ильбо". Газета "Коре ильбо" - преемница газеты "Ленин кичи" и "Сэнбон", была основана на Дальнем Востоке в 1923г. После депортации корейцев с Дальнего Востока в Казахстан стала выходить в Кзыл-Орде и называться "Ленин кичи". Свое современное название "Коре ильбо" получила в 1991 г. Газета издается в двух частях: на корейском и русском языках.
В данной статье делается попытка исследовать в динамике развитие казахстанско-южнокорейского сотрудничества в области образования и науки, используя метод контент-анализа еженедельных выпусков газеты "Коре ильбо" с 1991 г. по настоящее время. Газета "Коре ильбо", с точки зрения поставленной задачи, представляет интерес как, пожалуй, единственное издание в Казахстане, освещающее каждый визит южнокорейских делегаций различного уровня, каждое мероприятие, проводимое при участии южнокорейских организаций или посольства РК в Казахстане. Таким образом, ознакомившись с содержанием статей, посвященных сотрудничеству в сфере образования и науки, можно сделать следующее: определить этапы сотрудничества, выявить основные направления сотрудничества на каждом этапе, а также интенсивность сотрудничества в тот или иной период.
На неофициальном уровне контакты между отдельными представителями Казахстана и Южной Кореи начались еще до установления дипломатических отношений. Что касается образовательного сотрудничества, то, судя по материалам "Коре ильбо", оно имело односторонний характер и его главная цель заключалась в популяризации изучения корейского языка в школах и вузах. Соответственно, статьи в газете того периода посвящены открытию корейских классов, кружков по изучению корейского языка или же как, например, в 140 от 20 июля 1991 г. - открытию корейского отделения на филологическом факультете Казахского Государственного Педагогического университета им. Абая. /1/
С открытием в 1993 г. в Алматы посольства Республики Корея в Казахстане начинается новый этап образовательного сотрудничества. К основным его направлениям в данный период относятся:
1) проведение международных научных конференций. В основном это либо конференции, проходящие в Алматы с участием южнокорейских ученых (1993 г. - "Образ будущего в корейской диаспоре и ее полиэтническом окружении"; /2/ 1997 г.- "История, культура и язык корейцев Центральной Азии", организованные при поддержке Института по изучению проблем зарубежных корейцев и Korea Foundation /3/), либо проходящие за рубежом, куда приглашены казахстанские ученые, корейцы по национальности (например, Совещание Всемирной корейской научно-технической ассоциации в 1997 г. в Москве, организаторами которого были Корейская научно-техническая федерация KOFST и Корейская научно-техническая федерация стран СНГ /4/ );
2)открытие организаций, функционирование которых напрямую связано с дальнейшим укреплением сотрудничества. В 1995 г. состоялось официальное открытие казахстанского офиса Корейского Агенства международного сотрудничества (KOICA). 27 апреля 1996 г. в "Коре ильбо" вышла статья, посвященная деятельности KOICA в Казахстане - "KOICA: помощь приобрела масштабный и стабильный характер". /5/ Также в апреле 1996 г. при содействии Посольства Республики Корея в Казахстане, Республиканской Ассоциации корейских культурных центров при Институте востоковедения НАН РК была создана Ассоциация корееведов Казахстана. /6/ Сюда же можно отнести открытие отделения корейского языка на базе факультета востоковедения в 1994 г. после того, как между КазГНУ им. аль-Фараби и Международной Ассоциацией корейского языка (Франция, Париж) был подписан соответствующий договор; /7/
3) заключение первых казахстанско-корейских соглашений, в которых говорится о взаимообмене. В сентябре 1993 г. с этой целью в Алматы прибыла делегация Квангунского частного университета. /8/ Однако в период с 1993 по конец 90-х гг. это направление не получило должного развития. Вообще, сотрудничество на данном этапе проходило без всплесков повышенной активности и не отличалось разнообразием. В среднем в год выходило три публикации, посвященных заданной теме.
Если рассматривать казахстанско-корейское сотрудничество в целом, то период с 1996 по 1999 год считается третьим этапом отношений и характеризуется как период предкризисных и кризисных явлений в Республике Корея. Именно поэтому, так называемый , послекризисный этап взаимоотношений, начавшийся в 2000 г., характеризуется активными действиями с обеих сторон.
Активизация сотрудничества, в свою очередь, привела к развитию новых направлений, со временем ставшими приоритетными. Традиционно стабильным остается проведение международных научных конференций и семинаров преподавателей корейского языка. /9/ В основном же для третьего периода характерны следующие процессы.
1. Сотрудничество в области науки и проведение научных исследований. В 25 газеты "Коре ильбо" от 29 сентября 2000 г. опубликована статья под названием "Кызылорда - Южная Корея: грани сотрудничества", посвященная началу работы Центральноазиатской Ассоциации корееведения, возникшей в результате международного сотрудничества Кызылординского государственного университета им. Коркыт Ата с вузами Южной Кореи. Ассоциация была призвана "способствовать исследованию корееведения, корейского языка и литературы, истории, культуры, науки и искусства, знакомить общественные и научные круги с результатами исследований". /10/ Однако, как верно заметил д.и.н., профессор Ким Г.Н. в статье "Корееведение в Казахстане советского периода", "в очередной раз правильная идея получила извращенную реализацию". Так как на конференции не было ни одного представителя из Алматы, Бишкека, не говоря о зарубежных делегатах./11/ Незадолго до этого, 20 сентября, в АГУ им. Абая состоялось открытие казахстанско-корейского научного центра. В статье "Связи крепнут" подчеркивается, что его создание - свидетельство углубления интеграционных процессов в сфере сотрудничества университета с высшей школой Республики Корея. На открытие прибыли член Парламента Республики Корея г-н Ан Дон Сон, глава администрации одного из районов Сеула г-н Им Их Кын, председатель Общества корейско-казахстанской дружбы г-жа Ли Ок Рен, а также Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Корея в Казахстане г-н Че Сын Хо и другие. /12/
Важной теме сотрудничества Академий наук двух стран посвящена статья, опубликованная 7 мая 2004 г. - "Академии наук Казахстана и Южной Кореи будут сотрудничать". В ней идет речь о встрече Посла Республики Казахстан в Южной Корее Д. Бердалиева и президента Корейской научно-технической академии Чон Гын Мо. Актуальность события заключалась в необходимости реализации подписанного в 2002 г. меморандума о взаимопонимании. /13/
Начиная с 2000 г. периодически появляется информация о проведении южнокорейскими учеными различных исследований в Казахстане ("Корейские ученые проводят исследования" - о встрече с представителями Исследовательского института по иностранным делам при университете иностранных языков "Хангук", цель которых - собрать материалы об изменениях в повседневной жизни молодого поколения соотечественников, проживающих за пределами Кореи; /14/ "Совместные исследования" - о визите уже других ученых того же университета в Каратальский район с намерением исследовать жизнь корейской диаспоры Казахстана путем сбора материалов, видео- и фотосъемки исторически значимых меств г. Уштобе и его окрестностях /15/).
В ноябре 2003 г. в ходе визита в Южную Корею президента РК Н.А. Назарбаева правительства двух стран приняли решение о развитии совместных исследований и сотрудничества в области информационных технологий, а также научно-технического сотрудничества. О необходимости создания и развития в стране высоких технологий говорится в Программе индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы./16/ Доказательством тому, что данная стратегия стала реализовываться на практике служит тот факт, что именно с 2003 г. в газете "Коре ильбо" появляются публикации, связанные с сотрудничеством в области IT-технологий.
В 39 от 3 октября 2003 г. выходит статья Н. Хван под названием "IT Card в Казахстане", в которой говорится о визите в Алматы представителей PICCA (Promoting Information Communication Companies Association). Цель их визита - внедрение IT Card. Эти карты дают право специалистам из-за рубежа на протяжении трех лет жить и работать а Корее. 29 сентября семь представителей Ассоциации посетили ряд алматинских вузов и предприятий (КИМЭП, АТУ, КазНУ, АНРК, Казактелеком) и подписали договоры о сотрудничестве и взаимопомощи. /17/ В ноябре 2004 г. уже в Астане побывала группа предпринимателей из Южной Кореи, которая намеревалась создать там общество по IT-технологиям. /18/ 3 сентября 2003 г. в Корейском центре просвещения в Алматы состоялось официальное открытие первого семинара "Программа обучения информационным технологиям для корейцев СНГ" при финансовой поддержке Фонда зарубежных корейцев. Отчет о данном мероприятии был предоставлен корреспондентами "Коре ильбо" в статьях "IT-образование для корейцев СНГ" и "Под флагом IT-семинара". /19/
Таким образом, начиная с 2003 г. научно-техническое сотрудничество обрело новые приоритеты, а именно развитие информационных, био-, нано- и других технологий, необходимых Казахстану для получения конкурентоспособной продукции и обеспечения национальных экономических интересов.
2. Межуниверситетское сотрудничество и взаимообмен.
Как уже говорилось выше, третий этап образовательного сотрудничества ознаменован активной деятельностью как Южной Кореи, так и Казахстана. Это относится и к сотрудничеству в сфере высшей школы. Заключаются договоры, которые, в отличие от соглашений, заключенных на втором этапе, действительно реализуются. Так, в январе 2003 г. Казахстан по официальному приглашению КазНУ им. аль-Фараби посетил ректор Сеульского иняза, в ходе визита был подписан договор о взаимообмене студентами. /20/ В феврале 2004 г. договор заключили КазУМОиМЯ им. Аблайхана и Чунбукский государственный университет. /21/ Рассказать о всех подписанных Казахстаном и Южной Кореей соглашениях в рамках данной статьи не представляется возможным, так как только за период с 2002 по 2006 годы их насчитывается более двадцати. Их условия скорее стандартные - обмен студентами, аспирантами, преподавателями, совместное проведение научно-исследовательских работ и т.п. В то же время в 2004 г. благодаря договору, заключенному КазНУ и Корейским университетом зарубежных исследований, произошли поистине революционные для дальнейшего развития казахстанско-корейских отношений события. В Корейском университете зарубежных исследований открылось отделение казахского языка./22/
Укрепление сотрудничества способствовало проведению первой в Казахстане выставки "Образование в Корее - 2003", на которой были представлены десять южнокорейских вузов./23/ Значение этой выставки заключалось в том, что Южная Корея сделала попытку расширить границы межвузовских связей, которые на тот момент существовали лишь с университетами, где есть кафедры корейского языка, и поставила цель привлечь внимание абсолютно всех потенциальных студентов. Вторая выставка прошла в марте 2006 г. в КазЭУ им. Т. Рыскулова, на этот раз гости могли не только познакомиться с корейскими университетами, но и выиграть один из четырех бесплатных образовательных грантов (сроком на 8 и 10 недель, на 6 месяцев и на год). /24/
3. Корейский язык в казахстанских школах.
Это направление нельзя назвать новым, так как свое развитие оно получило еще в начале 1990-х годов. В это время в некоторых школах открываются классы, в которых возможно изучение корейского языка, создаются всевозможные языковые кружки и т.п. Постепенно по принципу естественного отбора - выживают сильнейшие - осталось не так много школ, где преподается корейский язык, однако они поддерживают определенный, далеко не самый низкий, уровень обучения.
2000 год был ознаменован в развитии данного направления очень важным событием - открытием международной школы-лицея "Достар"./25/ Примерно в то же время происходит событие иного масштаба, но также значимое в деле распространения корейского языка - в поселке Энергетическом открывается свой класс корейского языка. /26/ 18 апреля 2003 г. делегация южнокорейского посольства побывала с рабочим визитом в Талдыкоргане и Каратальском районе, в одной из школ которого - СШ им. Дзержинского - преподается корейский язык. На встрече с акимом Каратальского района речь шла о дальнейшем расширении партнерства, в частности, о направлении в Каратальский район волонтеров из Кореи. /27/ В 2005 г. уже другая делегация из Южной Кореи во главе с директором Департамента среднего образования посетила алматинскую СШ 65, где также все желающие могут изучать корейский язык. /28/ Естественно, визит каждой делегации предполагает определенную спонсорскую поддержку, без которой изучение корейского языка в школе попросту нереально.
Изучение корейского языка в средних школах Республики Казахстан дает свои результаты. На очередном конкурсе на самое лучшее сочинение на корейском языке, где участвовали учащиеся 7-11 классов, был показан высокий уровень знаний. Победители завоевали право на поездку в Республику Корея на Тэджон-Экспо. /29/ Однако нельзя сказать, что эта область образовательного сотрудничества направлена конкретно на обучение школьников корейскому языку. Скорее она имеет ознакомительную функцию, которая пробуждает в некоторых учениках стремление в дальнейшем уже углубленно изучать корейский язык.
Таким образом, периодизация сотрудничества Республики Казахстан и Республики Корея в области образования и науки выглядит следующим образом.
--
1991-1992 годы - начало сотрудничества. Основные события на этом этапе связаны, в первую очередь, с повышенным интересом к изучению корейского языка. Соответственно, развитие сотрудничества было направлено в это русло.
--
1993-1999 годы - дальнейшее развитие и углубление сотрудничества после открытия Посольства Республики Корея в Алматы и относительный застой в годы "предкризисных и кризисных явлений".
--
С 2000 г. по настоящее время - активизация сотрудничества, связанная с преодолением кризиса. Возникновение новых направлений сотрудничества, развитие которых подкреплено заключением соответствующих соглашений на правительственном уровне.
То, что сотрудничество стало более интенсивным, и, главное, эффективным отразилось на страницах "Коре ильбо". Если в период с 1993 по 1999 годы в среднем в год выходило 3-4 материала, посвященных образовательным и научным отношениям, то на третьем этапе этот показатель увеличился в среднем до 8-10.
Тема казахстанско-корейского сотрудничества в области образования и науки настолько обширна и многогранна, что невозможно ее исследовать, основываясь лишь на газетных публикациях.
С другой стороны, только с помощью газет и других периодических изданий можно составить хронологию сотрудничества и проследить, как из года в год менялись его темпы и приоритеты.