|
СЕУЛ - ПХЕНЬЯН:
РЕАЛИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ
Мен Д.В.,
канд. философских наук, доцент АГУ им. Абая
Исторический саммит руководителей двух корейских государств в Пхеньяне 13-15 июня 2000г. открыл новую главу в развитии корейского полуострова. Совместная декларация, подписанная лидерами Ким Дэ Чжуном и Ким Чен Иром, стала важной вехой в отношениях между государствами, которые обязались строить их на основе примирения, сотрудничества и мирного сосуществования.
Историческая межкорейская встреча на высшем уровне прошла в теплой, а то и в дружественной обстановке. В существующих обстоятельствах сам этот факт можно расценить как немалое достижение сторон, возможно даже как психологический прорыв к новому качеству их взаимоотношений.
Как известно, после распада в 1945г. ранее единой Кореи на Северную и Южную обе ее части развивались не просто раздельно и независимо друг от друга, но совершенно по-разному и взаимно конфронтационно. Южная Корея при значительной западной поддержке строила капитализм и немало в этом преуспела, превратившись в одного из экономических лидеров развивающихся стран. Северная Корея примыкала к мировому социализму и создала у себя своеобразную замкнутую, военизированную с бедствующим национальным хозяйством его версию.
Если сравнить экономику двух стран, можно заметить, что "в 1999г. валовой национальный доход Республики Корея (РК) составил 402 млр. долл., тогда как в КНДР - 15,8 млрд. долл. При населении в РК, вдвое превышающем население КНДР (46,86 млн. чел. против 22,08 млн. чел.), доход на душу населения на юге (8,5 тыс. долл.) в 12 раз выше, чем на Севере (714 долл.). РК превосходит КНДР по объему своего внешнеторгового оборота в 178 раз, экспорта - в 282 раза, импорта - в 125 раз. В 1999г. РК имела положительное торговое сальдо (23,9 млрд. долл.), а КНДР - дефицит в 450 млн. долл. Производственные мощности РК превосходили северокорейские в автомобильной промышленности - в 390 раз, в нефтехимической - в 96 раз, в текстильной - в 33 раза. [1]
Экономический потенциал Республики Корея. Хотя в конце 90-х годов РК оказалась одной из тех стран, которые наиболее сильно пострадали от "азиатского" финансово-экономического кризиса, она весьма быстро преодолела его последствия, продемонстрировав высокую жизнеспособность своей экономики. Для этого Сеулу пришлось пойти на серьезное совершенствование прежней системы хозяйствования в направлении еще большей открытости национальной экономики, ограничения всесилия финансово-промышленных конгломератов "чеболь", допущения большей свободы предпринимательства. "Южнокорейское национальное хозяйство является одним из самых мощных на планете. Страна находится на 12 месте в мире по уровню экономического развития. В том числе она занимает 10-е место по энергопотреблению, 6-е - по потреблению нефти, 2-е - по судостроению (27,6% от общего объема мирового выпуска), 3-е - по выпуску полупроводников (14,1%), 4-е - по производству электронных изделий, 5-е - по автомобилестроению и производству продукции нефтехимии, 6-е - по выпуску металлургической продукции". [2]
Экономические успехи РК во многом строятся на высоком уровне развития науки и техники. Индустрия информационных технологий обеспечила в 1998г. примерно 21% ВВП (в США в том же году - 27%). Удельный вес РК в мировом производстве компьютеров составляет примерно 2% (11-е место). В 1998г. РК занимала лидирующие позиции в выпуске чипов динамической памяти произвольной выборки (DRAM) (около 40%) и второе место (30%) после Японии в производстве запоминающих устройств (ЗУ) в целом. Компании РК входят в число ведущих мировых продуцентов жидкокристаллических дисплеев (ЖДК). Быстро растет выпуск оборудования проводной и мобильной связи. В 1999г. "Самсон электроникс" разработал первый в мире мобильный телефон со встроенным телевизором. РК даже развивает свою космическую промышленность: на 2005г. намечено строительство первого космического центра с космодромом. [3]
На конец 2000г. РК располагала 96 млрд. долл. валютных резервов, что обеспечивало ей 5-е место в мире. При этом ее внешний долг составлял 136,6 млрд. долл. [4]
Экономический потенциал Северной Кореи. КНДР уже длительный период своего развития придерживается курса на милитаризацию экономики, что сопровождается жесткой административно-командной системой хозяйствования и "опорой на собственные силы". Однако после распада мировой социалистической системы и утраты тем самым Пхеньяном решающего фактора материальной помощи со стороны СССР и других братских стран органические дефекты этой социально-экономической стратегии стали уже в полной мере определять ситуацию и привели к затяжному кризису и без того хронически больного северокорейского хозяйства.
В стране чрезвычайно обострена проблема энергоснабжения для промышленных нужд и гражданского населения. Отсутствие собственных энергоносителей и свободных валютных средств для их импорта привело к острому дефициту энергопотребления в стране. Крайне тяжелое положение сложилось на железнодорожном транспорте. Жизненный уровень вообще и медицинское обслуживание в частности находится на весьма низком уровне, не хватает продуктов питания.
При всем этом страна продемонстрировала силу и стабильность существующего политического режима культа личности Ким Чен Ира и господства Трудовой партии. У КНДР многочисленные и довольно мощные вооруженные силы. На единичных направлениях экономического и социального развития (разработка ракетной техники, жилищное строительство, среднее образование) имеются несомненные достижения.
В этих условиях КНДР идет на осторожные и медленные хозяйственные реформы. Они концентрируются главным образом в сфере внешнеэкономических отношений.
Внешнеторговый товарооборот КНДР в 1998г. уменьшился до 1,6 млрд. долл., а доля внешней торговли в ее ВНП составила около 10%. [5.] Дело дошло до того, что со второй половины 1990-х годов в поддержании жизнедеятельности северокорейской экономики существенную роль играет международная гуманитарная помощь. Крупнейшими донорами являлись США, КНР, ЕС, РК. Стране помогает также Программа развития ООН.
Основу северокорейского экспорта составляет промышленное сырье: цветные и черные металлы, огнеупорные материалы, неметаллические руды. Сравнительно на большие суммы вывозятся также морепродукты, женьшень.
Импорт КНДР состоит преимущественно из машин и оборудования, промышленного сырья. Заметную долю занимает также продовольствие.
Межкорейский политический диалог. Повышенный интерес международного сообщества к проблемам Корейского полуострова вызван целым рядом важных обстоятельств, главным из которых является то, что, несмотря на наметившиеся позитивные сдвиги в отношениях между Югом и Севером после первого межкорейского саммита на уровне президентов, полуостров продолжает оставаться "пороховой бочкой", одним из немногих рудиментов "холодной войны".
Угроза вооруженного противостояния реальна, поскольку до сих пор в приграничных районах сосредоточены войска сторон, находящиеся в повышенной боеготовности. Столица Юга - 12-миллионный Сеул - легкоуязвим для тяжелой артиллерии северокорейской армии. И поэтому, присутствие 37-тысячного военного контингента США в Южной Корее, а в более широком плане - американо-южнокорейское военно-политическое взаимодействие - рассматривается Сеулом в качестве решающего фактора для предотвращения дестабилизации на Корейском полуострове.
Не будет преувеличением сказать, что корейская проблематика входит в сферу интересов крупных держав, в том числе США, КНР, России и Японии. Исходя из оценки важности "корейского вопроса" для поддержания глобальной безопасности, в последнее время активизировалась роль Европейского Союза, пытающегося взять на себя функции посредника и примирителя.
Вопросы, касающиеся объединения страны и преодоления последствия гражданской войны (1950-1953гг.), всегда были в фокусе внимания Сеула и Пхеньяна. 4 июля 1972г. (после не предававшегося тогда огласке миссиями для обсуждения путей ослабления напряженности на полуострове и возможности объединения страны) было подписано первое межкорейское совместное Коммюнике. В 1990-1992гг., попеременно в Сеуле и Пхеньяне были проведены 8 раундов переговоров на уровне премьер-министров. 17 сентября 1991г. РК и КНДР одновременно были приняты в ООН. 19 февраля 1992г. вступило в силу "Основное соглашение", подписанное премьер-министрами обеих стран в декабре 1991г. Все это подготовило почву для ключевого в истории разделенного народа события - июньского межкорейского саммита 2000 года. Встреча Президента РК Ким Дэ Чжуна с Председателем Комитета национальной обороны КНДР Ким Чен Иром стала настоящим прорывом в межкорейских делах. В подписанном в ходе встречи базовом документе обозначены вопросы, касающиеся вариантов интеграции двух Корей, воссоединения разделенных семей, экономического сотрудничества и культурного обмена.
Реализация пунктов соглашения придала существенный импульс процессу примирения и эвентуального единения корейского народа. В частности, после саммита проведены несколько раундов переговоров на министерском уровне, организованы взаимные поездки родственников из разделенных семей.
"Дальнейшее развитие ситуации на полуострове зависит также и от позиции крупных держав. Бесспорна ключевая роль США в формировании параметров ситуации на полуострове. Обладает рычагами влияния на ситуацию и Китай. Активизировала усилия по возврату прежних позиций в межкорейском процессе Российская Федерация. В стабильности и предсказуемости ситуации заинтересована Япония". [6].
Администрации руководителей обеих корейских государств сыграли весьма важную роль в установлении диалога между Пхеньяном и Сеулом на высшем уровне. Правильно оценив сложившуюся ситуацию и выдвинув реалистичные инициативы, Юг и Север сформулировали основные аспекты мирного сосуществования одной нации. Авторитеты глав государств способствовали вовлечению ведущих держав в процесс разрешения противоречий на полуострове.
К сожалению, достигнутый прогресс в постсаммитовский период временами не получал дальнейшего закрепления. Практически все двусторонние контакты были прерваны из-за внешних обстоятельств, в частности, когда новая администрация США объявила о пересмотре политики в отношении КНДР.
Ситуация складывается таким образом, что Пхеньян стремится наладить прямой диалог с Вашингтоном, с которым Север рассчитывает "комплексно" решить все проблемы, а Сеулу отводится "второстепенная роль". Поэтому долгосрочные перспективы межкорейских переговоров будут зависеть от хода и результатов диалога КНДР-США.
Разногласия сторон по повестке дня, а также стремление Президента США Дж. Буша во всеобъемлющем комплексе преодолеть все угрозы со стороны Севера говорят о том, что северокорейско-американские переговоры будут сложными.
Задержка Пхеньяна от проведения второго саммита привела к значительному снижению поддержки "солнечной политики" со стороны южнокорейского общества, которые в своем большинстве считает, что КНДР односторонне использует Сеул для получения экономической помощи.
Перспективы развития межкорейских политических отношений надо рассматривать через призму продвижения американо-северокорейских переговоров. В случае благоприятного для Пхеньяна развития диалога с Вашингтоном, отмечают эксперты, Север может пойти на возобновление контактов с Югом на различных уровнях, в том числе и на проведение второго межкорейского саммита.
Перспективы экономических связей Республики Корея и КНДР. Прошло уже два года, как состоялась первая встреча руководителей двух Кореи и, хотя процесс дальнейшего сближения Сеула и Пхеньяна идет не слишком быстро и гладко, напряженность на Корейском полуострове все более разряжается.
На этом фоне происходят важные подвижки в плоскости внешнеэкономических связей. Нарастают количественно и совершенствуются качественно торговые, и даже инвестиционные отношения. Возникли идеи уже жизнеспособных (ранее все изначально упиралось в межкорейскую конфронтацию) крупных проектов международного экономического сотрудничества при участии одновременно и Южной, и Северной Корей.
В совместной декларации (саммит 2000г.) есть и одна весьма интригующая формулировка о "сбалансированном развитии национальной экономики" как единого комплекса. Что можно ожидать или скрывается в этом важном документе?
1. Взаимные экономические интересы должны были изменить межкорейские отношения. Если каждая сторона будет извлекать прибыль от делового сотрудничества, то отношения в политической сфере постепенно станут партнерскими.
2. Непременным условием для этого является сохранение мира. При интенсивном экономическом сотрудничестве между странами участники этого процесса станут зависимыми друг от друга и будут озабочены тем, чтобы не нанести вреда партнеру, и как результат следовало ожидать снижения вероятности возникновения межкорейского конфликта.
3. РК имеет не менее значительный интерес в том, что использование дешевого труда в Северной Корее снизит производственные затраты, что позволит ее товарам стать еще более конкурентоспособными. В свою очередь, перед КНДР открывается перспектива привлечения южнокорейских инвестиций и доступ к их технологиям, а также использование возможностей рынка РК.
А это в итоге должно было создать предпосылки для строительства экономической общности "Север-Юг". Без сомнения, южнокорейские бизнесмены ради перспективы готовы инвестировать в страну с однотипной культурой и языком. Северяне, в свою очередь, также не оставались безучастными к наметившимся переменам. Меры, предпринятые КНДР, привели к тому, что был снят ряд ограничений для инвесторов, значительно расширен список областей применения инвестиций. [7]
Началом реальных экономических контактов между РК и КНДР считается сентябрь 1984г., когда КНДР выступила с инициативой о предоставлении гуманитарной помощи жертвам наводнения в РК, и ЮГ принял это предложение. За этим событием последовало принятие Сеулом специальной декларации 7 июля 1988г. касательно политики развития экономических отношений с Севером.
После внесения либерализационных элементов в политику РК в отношении КНДР в 1988г. объём торговли между двумя Кореями заметно вырос, ассортимент товаров стал более разнообразным. Взаимный товарооборот увеличился с 18,72 млн. долл. в 1989г. до 111 млн. в 1991г. и 425 млн. в 2000г. Объем торговых операций РК с КНДР был весьма небольшим по сравнению с общим объемом внешнеторговых связей РК (198,36 млрд. долл. в 1994г.), однако для КНДР торговля с РК была достаточно важным элементов в сфере внешнеэкономических отношений. Так, в 1994г. торговля с РК составляла 9,2% всех экспортно-импортных операций КНДР, а экспорт в Южную Корею составлял 21% всего экспорта Севера в денежном выражении. Одновременно необходимо отметить, что на импорт РК из КНДР приходилось почти 90% всего межкорейского товарооборота, причём количество экспортных позиций было весьма незначительным. В товарной структуре имеет место явное преобладание текстильной продукции, однако благодаря диверсификации увеличивается доля мониторов для ЭВМ, деталей и узлов для производства аудиоаппаратуры, магнитной ленты для изготовления кассет. [8]
Основные показатели торговли между РК и КНДР (9).
11989 11991 11992 11994 11995 11996 11997 11998 11999 22000 22001
Импорт РК из КНДР (млн.долл.) 118,7 1105,7 1162,9 1176,3 2222,9 1182,4 1193,1 992,3 1120,0 1150,0 117,5
Число сделок 666 3300 5510 8827 11124 11648 11806 11963 22392 (янв.-окт.)
Экспорт РК в КНДР (млн.долл.) 00,1 55,5 110,6 118,2 664,4 669,6 1115,3 1129,7 2244,0 2275,0 119,2
Число сделок 11 223 662 4495 22720 22980 22185 22847 22863 (янв.-окт.)
Товарообо-рот между РК и КНДР (млн.долл.) 118,7 1111,3 1173,4 1194,5 2287,3 2252,0 3308,3 2221,9 3364,0 4425,0 336,8
Число сделок 667 3323 5572 11322 33844 44628 33991 44810 55255 (янв.-окт.)
Источник: Korea Today 2000 (БИКИ / Korea Economic Institute; N70)
По данным Корейской корпорации содействия торговли (КОТРА), традиционные формы товарообмена между РК и КНДР доминируют, однако все большую роль приобретает торговля материалами, полуфабрикатами и комплектующими. Объём последней вырос с 840 тыс. долл. в 1991г. до 28,5 млн. в 1994г., и 80 млн. в январе - октябре 1999г. Число компаний, занимающихся этими торговыми операциями, выросло с 48 в 1997г. до 130 в 1999г.
Постоянно увеличивается число компаний, участвующих в двусторонней торговле: на конец 1999г. их число превысило 500, в 2000г. - 650, из которых большую часть составляют ранее не участвовавшие в ней. Несмотря на сохраняющиеся политические проблемы, южнокорейские предприниматели заинтересованы в активной работе на данном направлении. [10]
Перспективы коммерческих проектов южнокорейских компаний на территории КНДР значительно расширились на фоне заявления руководителя КНДР Ким Чен Ира в июне 2000г. о развитии межкорейских торгово-экономических контактов на межправительственном уровне. Деловые круги РК с энтузиазмом откликнулись на общее потепление климата в отношениях между двумя государствами новыми инициативами по развитию экономического сотрудничества на полуострове.
Наиболее активна на этом направлении промышленная корпорация "Хёндэ Групп", которая является своего рода первооткрывателем деловых связей с северным соседом. В настоящее время монополизировала в реализации проекта по осуществлению туристических поездок в основном граждан РК на знаменитые КЫМГАНСАН и строительства там современного туристического комплекса. С начала Кымгансанского проекта в 1998г. "Хёндэ", с приобретением прав на создание здесь международного курорта, вложила в развитие объектов инфраструктуры, туристического сектора, легкой и пищевой промышленности в этом регионе 130 млн. долл. К 2005г. планируется, что инвестиции достигнут уже 360 млн. долл. В 1999г., несмотря на временное охлаждение двусторонних отношений, в этом районе побывало 160 тыс. туристов из РК, к 2001г. их число должно было превысить 500 тыс., однако, расчеты не оправдались, и число туристов не превысило 380 тыс. [11]
Другая корпорация РК "Самсон", которая в первой половине 2000г. запустила сборочное производство цветных телевизоров, телефонных аппаратов и аудиосистем на венчурном предприятии близ Пхеньяна, планирует в течение 10 лет инвестировать в экономику КНДР порядка 500 млн. долл. для сооружения комплекса по сборке и производству электротехнических изделий на территории в 1,65 млн. кв. метров. В кооперации с КНДР "Самсон" планирует организовать разработку программного обеспечения для мобильной телефонной техники и систем обработки текстов.
"LG Электроникс" также намеревается построить в КНДР завод, по производству порядком 200 тыс. телевизоров в год, представители родственной фирмы "LG Интернэшнл" заявили о планах инвестировать до 1 млрд. долл. в строительство крупномасштабного центра по координации перевозок и логистике близ Пханмунджома на территории демилитаризованной зоны. Компания "Мэдисон", производитель медицинского оборудования, также планирует вложить примерно 10 млн. долл. в строительство собственного завода около Пхеньяна.
Что касается совместных энергетических проектов, то 3 февраля 2001г. корейская газовая корпорация РК направила в КНДР свои предложения о сроках конкретных переговоров по вопросу строительства через ее территорию газопровода от Ковыктинского месторождения до города Пентхэк. Этот проект сможет помочь КНДР справится с энергетическим кризисом и получить не малые доходы от транспортировки газа по ее территории.
В качестве одной из мер для активизации межкорейских торговых и инвестиционных связей, а также для реформирования северокорейской экономики, приведения ее в соответствие с современными условиями хозяйственной деятельности, РК может способствовать вступлению КНДР в международные финансовые институты, в частности МВФ, МБРР и Азиатский банк развития. В случае вступления КНДР в эти организации, Пхеньян сможет воспользоваться долгосрочными кредитами данных учреждений, которые обычно предоставляются на весьма льготных условиях, для развития своей экономики. По оценке Банка Кореи, при благоприятном стечении обстоятельств КНДР сможет получить только от МВФ кредиты на сумму от 2,7 млрд. до 4,5 млрд. долл. [12]. Для финансирования экономических программ в КНДР правительство РК может использовать и ресурсы Фонда сотрудничества Южной и Северной Кореи: в 2000г. на балансе этой организации находилось около 500 млн. долл., и правительство РК стремилось в перспективе удвоить эту сумму.
После исторического саммита в июне 2000г. южнокорейские банки также активизируют свою деятельность на северном направлении, стремясь использовать новые открывающиеся перед ними возможности в инвестировании и обслуживании торговли между РК и КНДР. Пионером в этой области стал "Кориа Иксчейндж Бэнк" (КИБ), который уже имеет свое представительство на Севере. Он выступил с официальным обращением к руководству КНДР о получении разрешения на открытие отделения банка близ гор Кымган и ведет переговоры с северокорейским банком "Кориа Тэсон Бэнк" о подписании корреспондентского договора об осуществлении определенных операций по поручению и за счет другого.
Другие банки РК также проявляют инициативу в налаживании контактов с Севером: так "Чо Хын Бэнк" стремится открыть свое отделение на территории Северной Кореи, "Ханвит Бэнк" в сотрудничестве с Интернет-провайдером "Юнион Комьюнити" планирует предоставлять гражданам РК и КНДР услуги в переводе денежных средств, в частности для трансферта денег между членами разделенных семей (порядка 10 млн. человек по всему миру), встречи которых начались после саммита 2000г. Банк Кореи в настоящее время также готовится подписать агентское соглашение с Центральным банком КНДР, согласно которому последнему будет поручено выполнение от имени Банка Кореи определенного рода услуг, действий и обязательств.
Подписание целого ряда предварительных документов между двумя корейскими государствами в области экономики в ноябре 2000г. стало еще одним поводом для оптимистических оценок перспектив развития межкорейских торгово-экономических отношений. Уже во втором заседании Комиссии по экономическому сотрудничеству стороны, отбросив 50 лет вражды и недоверия, сумели согласовать и подписать четыре документа: о гарантиях инвестиций, об избежании двойного налогообложения, об улаживании спорных вопросов в коммерческой деятельности и ведении банковских расчетов. Впервые два корейских государства выработали каркас системы двусторонних внешнеэкономических связей - раньше их основой служили лишь общие декларируемые принципы строительства.
После вступления в силу эти четыре соглашения, несомненно, могли бы облегчить предпринимательскую деятельность как южнокорейских бизнесменов на Севере, так и северокорейских на Юге, ликвидировав опасения касательно выплат по заимствованным средствам и некоторой неопределенности статуса таких начинаний в целом: деловым кругам предоставляется право изымать капитал из обращения и возвращать его на родину в самые сжатые сроки и с минимальными потерями.
Особенные трудности у представителей РК и КНДР возникли при согласовании документа о гарантиях инвестиций, т.к. именно неуверенность деловых кругов Юга в том, что им удастся вернуть свои капиталовложения в случае каких-либо негативных изменений в политической ситуации в КНДР или курса северокорейского руководства в целом, служила одним из существенных препятствий в активизации деятельности южнокорейских компаний. В соглашении декларируется, что инвесторы из РК получат все те же права, что и инвесторы из других стран, что Пхеньян не будет присваивать или национализировать основные фонды, активы южнокорейских деловых кругов на территории КНДР, а в случае необходимости руководство Севера обязуется выплатить компенсацию на основании международных стандартов.
Оценивая состояние межкорейских экономических отношений в целом, можно отметить наличие большого потенциала для ее дальнейшего роста в случае благоприятного развития ситуации на полуострове. Существует ряд обстоятельств, которые могут положительно повлиять на развитие межкорейских экономических контактов:
1. масштабному привлечению иностранного капитала в страну, вероятно, будет предшествовать установление стабильных отношений КНДР и РК;
2. сотрудничество с Югом будет в наибольшей степени эффективно для Севера из-за географической близости и культурологических факторов;
3. южнокорейские предприятия в высшей степени заинтересованы в налаживании экономических связей и инвестировании в КНДР в условиях глобализации мировой экономики.
В то же время ограничителями являются, прежде всего, неурегулированность политических отношений между РК и КНДР, продолжающийся системный кризис в экономике КНДР, которая до сих пор не сумела войти в группу ведущих торговых партнеров РК, а также:
1. нестабильность экономических контактов между КНДР и РК;
2. внутренняя ситуация в КНДР остается и плохо прогнозируемой и реализация многочисленных договоренностей с РК пока пробуксовывает;
3. в КНДР по-прежнему опасаются, что экономическая зависимость от РК приведет к полному поглощению Севера;
4. РК в свою очередь не заинтересована в быстрой интеграции с Севером.
Несмотря на указанные препятствия, специалисты настаивают на необходимости активизации экономических контактов РК с КНДР, так как углубление таких отношений может создать предпосылки для снижения напряжения на полуострове и развития диалога между Кореями в политической сфере.
Для Юга, равно как и для Севера, экономическая кооперация может стать средством для преодоления институциональных различий двух систем. За КНДР остается формальное владение средствами производства, тогда как в целях их более эффективного использования некоторые важные функции владельца будут предоставлены южному партнеру. Такая схема может найти применение во многих областях совместного предпринимательства.
В заключении можно отметить огромный запас терпения корейского народа. Самое главное, как говорил Президент РК Ким Дэ Чжун, людей не покидает надежда, "встречая перед собой непреодолимую преграду, они временно отступают, но не теряют надежды". [13]
Принимая во внимание эту характерную черту корейского народа, можно предположить, что корейцы сами смогли бы осуществить свои смелые планы в двустороннем экономическом сотрудничестве, если бы этот процесс не был в значительной степени обусловлен международным политическим климатом. Однако именно жесткая позиция новой администрации США в отношении Пхеньяна определила характер межкорейских контактов, фактически заморозив их на неопределенное время, не смотря на твердое намерение Сеула продолжать осуществление политики, направленной на активизацию контактов с КНДР.
Север прямо дал понять, что жесткая политика по отношению к КНДР со стороны США стала главным фактором "похолодания" на Корейском полуострове. Бесцеремонное выкручивание рук Вашингтоном своему союзнику, все демарши которого о продолжении либеральной политики по отношению к Пхеньяну были отвергнуты, убедили Север: прежде чем иметь дело с Сеулом, надо договариваться с США. Ким Дэ Чжун же, к которому Пхеньян испытывает скорее уважение, чем враждебность, может подождать. При этом Север, возможно, осознает, что в настоящее время на Юге идет активная президентская гонка. Какие силы придут к власти, как они будут относиться к "братьям по крови", благосклонно или же враждебно? Никто сейчас не может дать определенного ответа.
А Президенту РК Ким Дэ Чжуну хочется довести дело до завершения, ему необходимо, чтобы второй саммит состоялся именно при его правлении страной. Что решит этот саммит, даст положительный результат или наоборот? Но оба руководителя войдут в историю Кореи, как основоположники мирного сосуществования корейской нации, которая в дальнейшем нацелена на объединение Родины.
Из этого можно констатировать, что в сложившихся условиях проблемы развития межкорейских политических и экономических связей вряд ли могут быть успешно и оперативно преодолены при сохранении существующего узла политических противоречий в мире и регионе. Одностороннего стремления определенно недостаточно для налаживания процесса мирного сожительства на Корейском полуострове.
Литература.
1. См.: Суслина С. Корейский полуостров в формате экономического сотрудничества с Россией. // Проблемы Дальнего Востока. 2001г. Љ5, стр. 41
2. По данным: Overcoming a Сrisis, Korea Makes a New Jeap Forward/ The Ministry of Finance and Economy. The Korean Information Service. Policy Series. September 2000. P4; Korea Herald. December 9, 2000.
3. Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ) Љ 113. 2000. 28 сентября. С 12-13
4. Korea Herald. December 9, 2000.
5. www.polpred.com
6. Нургалиев Б.К.. О развитии межкорейского процесса // Дипломатический курьер. 2001. Љ 3, с 85-86.
7. См.: Аманжол И., Аманжол Д. "Солнечная политика" Ким Дэ Чжуна // Континент, 6-19 марта 2002. Љ 5 (67). Стр. 42-43.
8. Каукин И.. Основные черты межкорейского экономического сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2002. "1, стр. 122.
9. Korea Today. 2000. (БИКИ/ Korea Economic Institute; Љ 70)
10. Каукин И.. Основные черты межкорейского экономического сотрудничества. // ПДВ. 2002, Љ 1, стр. 123.
11. Korea Herald. 2001.10. January.
12. www.consulatekorea-for.org/html
13. Ким Дэ Чжун. Южная Корея: драмы и надежды демократии. М., 1992. с 35.