Темирбулатова А.Б.: другие произведения.

Человек, Пространство и Время в Прозе А.Кима

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Темирбулатова А.Б. (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 42k. Статистика.
  • Статья: Австралия
  • Скачать FB2
  • Оценка: 5.33*6  Ваша оценка:


    ЧЕЛОВЕК, ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ПРОЗЕ А.КИМА

    Темирбулатова А.Б.

       Имя Анатолия Кима известно многим. Его рассказы, повести, романы, наполненные огромной любовью к человеку, к земле, к природе, привлекают к себе людей самых разных поколений. Читая их, не просто осознаешь, насколько прекрасен окружающий мир, но и невольно проникаешься необычайным чувством сопричастности ко всему, что происходит вокруг.
       В своих произведениях, трогательно-лиричных, философских, пронизанных размышлениями о судьбе человечества, о смысле бытия, А.Ким сумел показать неразрывную связь людей друг с другом, с природой, Вселенной, раскрыть красоту и богатство человеческой души. Созданные им образы отличаются рельефностью и глубиной. В них писатель запечатлел черты, присущие нашим современникам, отразил особенности и противоречия эпохи.
       Судьба человека и человечества на рубеже XX-XXI столетий - центральная тема творчества Анатолия Кима. Обращение к ней писателя обусловлено его стремлением найти причину происходящих в обществе негативных явлений. Изображая в своих произведениях самых разных людей, раскрывая их характеры и внутренний мир, А.Ким пытается понять, отчего люди, имея столь большой исторический опыт и обладая немалым духовным потенциалом, порой совершают жестокие и страшные злодеяния.
       К решению данной проблемы писатель подходит со всех возможных сторон. Он рассматривает и исследует взаимоотношения человека с окружающим миром, природой, обществом, определяет, какое влияние оказывает среда на формирование личности. Огромное внимание в его творчестве уделяется вопросу о месте и роли человека на земле.
       В понимании Анатолия Кима человек - часть Вселенной, а его жизнь - мгновение в общем космическом времени. Но это мгновение не проходит бесследно. Судьба каждого человека оставляет свой след в космическом пространстве, ибо Земля чутко реагирует на все движения человеческой души. Любое чувство находит отклик в сердце Матери-природы и отражается на ней. Когда человек замышляет и совершает недоброе, окружающее его пространство погружается во мрак, и время словно замирает; когда же он творит добро, мир вокруг озаряется светом.
       Одна из ведущих тем в творчестве Анатолия Кима - проблема счастья. Достичь его, по мнению писателя, может лишь человек, умеющий любить, поскольку любовь -великая сила, способная воскрешать людей. Она - залог гармонии мира, возрождения человечества, его будущего. Причем счастье, по мысли писателя, имеет свои четко очерченные пространственные и временные координаты, ибо любовь - это солнце, вокруг которого, словно Земля, вращается жизнь человека. Когда оно находится рядом и греет, мир людей наполняется красками, все расцветает, как в весеннюю пору. Когда же солнце отдаляется и исчезает, наступает холод, все погружается в оцепенение, подобно природе, засыпающей в преддверии зимы. Именно так происходит в жизни главного героя рассказа Кима "Под сенью ореховых деревьев". В основе данного произведения лежит история любви московского инженера Турова.
       Туров приезжает в далекий для него Джалал-Абад, чтобы навестить своего брата. Здесь он знакомится с киргизской женщиной с загадочным именем Гаяна. Несмотря на взаимную симпатию, возникшую между ними с первой же встречи, они вынуждены расстаться. У Гаяны была семья.
       Туров возвращается в Москву, где в скором времени женится. В это же время он начинает работать над кандидатской диссертацией, основные идеи которой зародились у него во время поездки с Гаяной в ущелье Кара-Алма. Однако и в личной жизни, и в профессиональной сфере его ждут неудачи. От него отворачиваются коллеги, друзья, жена. И вдруг совершенно неожиданно, когда Туров находится на грани отчаяния, практически потеряв веру в себя, к нему приходит письмо от Гаяны. В послании женщина убеждает Турова, что его идеи представляют огромную ценность для науки. Для Турова письмо стало как вовремя протянутая рука друга, пришедшего на помощь в трудную минуту. Окрыленный поддержкой Гаяны Туров успешно защищает диссертацию, а затем отправляется в Киргизию, чтобы соединить свою судьбу с судьбой Гаяны. Но здесь его вновь ждет разочарование. В их отношения вмешиваются се родственники. Туров остается один, но с надеждой, что когда-нибудь сможет быть вместе с любимой женщиной.
       Как видим, главная мысль рассказа заключается в том, что любовь является своеобразным маяком в жизни людей. Она определяет основные моменты их судьбы, влияет па их внутренний мир. Любовь как бы знаменует новый этап в жизни человека, с иным отсчетом времени, иным восприятием действительности, поскольку человек начинает рассматривать окружающую его реальность сквозь призму своего чувства. Любовь делает человека счастливым, преображает его внутреннее и внешнее пространство. Об этом говорит и главный герой рассказа: "На земле нашей, дружище, жить все же хорошо. Это по-настоящему понимаешь, только пережив счастье...' И оказывается, что человеку нужнее всего такое яркое счастье, имеющее свои точные координаты пространства и времени. К этому счастью, вновь и вновь возвращается память, нет, пожалуй, кружится возле, словно Земля вокруг Солнца. А от этого Солнца начинается и постепенно набирает силу все то лучшее, что человек делает в своей жизни" [1]. Более того, любовь и неразрывно связанное с ней чувство счастья определяют смысл бытия людей. Они придают значимость человеческой жизни. "...Я появился на этот свет случайно, - говорит Туров, и так бы случайно прожил жизнь и умер, если бы в свой день и час не встретил эту женщину... Я словно обрел какой-то главный смысл всей своей жизни..." [2].
       .Любовь преодолевает пространственно-временные границы, разделяющие людей, - утверждает Анатолий Ким в рассказе "Баба Дора".
       В центре данного произведения судьба бабушки Доры. На протяжении многих лет она жила в доме жены своего покойного сына. У старушки была своя комната, и плохо ли, хорошо ли, но все эти годы невестка заботилась о ней. Но однажды пришла телеграмма, в которой сообщалось, что ее племянница Бэла приезжает поступать в институт. В связи с чем старушку выселили на веранду. Кто знает, как сложилась бы судьба бабы Доры, если бы ни приезд Бэлы. Едва появившись в доме своего дяди, она потребовала, чтобы старушку вернули жить в ее прежнюю комнату. Более того, Бэла стала заботиться о ней. А в один из теплых сентябрьских дней они вместе отправились на прогулку на высокий холм, расположенный за селом. Добравшись до его вершины, баба Дора, глядя вниз, подумала, что, возможно, в последний раз смотрит на мир и что зимой ей пора помирать. Но тут же у нее возникло желание пожить еще немного, хотя бы ради человека (Бэлы), который ее любит. И как бы в ответ на ее мысли "погасшее было на минуту солнце вышло из-за облака, зажгло его тонкий край, и вниз ударил луч". В тог момент баба Дора поняла, что "человеческое счастье пахнет землею и травами" [3].
       В своем рассказе Анатолий Ким утверждает, что счастье есть конечная цель пути человека и достичь его можно лишь благодаря любви. Любовь соединяет людей, размыкая их индивидуальные пространства и преодолевая их временные границы (баба Дора - Бэла: старушка и девушка). Она является залогом продолжения жизни на земле, о чем свидетельствует образ солнца, возникающий в финале рассказа. Когда баба Дора задумалась о смерти, солнце погасло. Когда же старушка вспоминает о человеке, которому не безразлична ее судьба, оно выходит из-за облака, и его луч ударяет вниз. Солнце - это баба Дора. Луч - Бэла. Соответственно, чем больше на земле любящих сердец, тем больше у солнца лучей.
       Большое значение в рассказе имеет образ холма. Не случайно герои Кима поднимаются наверх, и именно там, на вершине холма, баба Дора приходит к пониманию счастья. Холм воплощает собой путь человека, его стремление к самосовершенствованию. Чтобы достичь счастья, считает писатель, люди должны стать духовно богаче, морально и нравственно вырасти, ибо счастье находится не в заоблачных далях, не в безбрежном пространстве космоса, а на Земле, и пахнет оно травами.
       Огромное место занимает тема любви в романе А.Кима "Отец-лес". В этом произведении она приобретает общечеловеческое значение. Повествуя о судьбах людей различных поколений. Проводя параллели между минувшими событиями и явлениями реальной действительности, писатель приходит к выводу, что только благодаря любви человек может попасть в будущее, ибо она несет в себе то позитивное начало, которое способно возродить человечество, сделать его бессмертным.
       В своем романе Анатолий Ким подчеркивает мысль о том, что причиной всех войн на Земле является ненависть. Люди изначально не умеют любить, утверждает он. И доказательством этому служит судьба Иисуса Христа, образ которого неоднократно возникает на страницах произведения.
       Две тысячи лет назад Иисус пришел на Землю, чтобы донести до людей свое Слово. Он говорил им о любви, учил их милосердию, доброте. Но люди не стали слушать Его. Вместо того, чтобы внять Слову Иисуса, они распяли Его. А затем, как отмечает Ким, делали все, чтобы Он не вернулся. В результате не Земле появились дети, не знающие любви [4].
       Вплетая евангельский сюжет в реальную действительность, писатель проводит мысль о том, что настоящее и будущее человечества неразрывно связано с его прошлым, что любое злодеяние непременно отражается на судьбах всех и каждого. Поступив жестоко с Иисусом, люди тем самым обрекли себя на безбудущность, ибо залогом будущего является любовь.
       С темой любви, счастья в творчестве А.Кима неразрывно связана тема природы. По мнению писателя, природа - мать человечества. Она хранит память о его прошлом, выступает свидетелем настоящего, является залогом его будущего. Природа заботятся о людях. Чутко реагируя на движения их души, она поддерживает их в трудные минуты, залечивает их раны. Именно поэтому люди, оказавшись в сложной ситуации, устав от жестокости и несправедливости окружающего их мира, зачастую отправляются в лоно Матери-природы, как это сделал Павел, главный герой повести Л.Кима "Луковое поле".
       Разочаровавшись в жизни, Павел покинул Москву и приехал в небольшой казахстанский совхоз, где нанялся работать сторожем. Уже с первых дней своего пребывания на новом месте он почувствовал, что в его душе рождается что-то новое. Это чувство появлялось в нем каждый раз, когда он проходил на рассвете через яблоневый сад. В такие минуты он ощущал себя "чистым и свежим, словно вернулся к истокам далекого детства", а в его душе наступал "удивительный порядок", будто в нем открывалось "новое пространство", "такой же простор, что и вокруг" [5].
       Павел прожил в совхозе всего три месяца. Но за это время он изменился. Постоянно общаясь с природой, вдыхая запах земли, травы, Павел иначе стал смотреть нa мир. Более того, впервые в своей жизни он почувствовал себя счастливым, "открыл в себе совершенно и безукоризненно чистое, как свежевыпавший снег, человеческое бескорыстие" [6].
       В повести "Луковое поле" перед нами предстает "развернутый во времени, длящийся непрерывно миг радостного прозрения человека, понимания им своего величия, своей всемирности, всечеловечности" [7]. И происходит это благодаря влиянию человека с природой, со стихией жизни.
       Мотив единства человека с природой проходит и через весь роман А.Кима "Отец-лес". Главные герои данного произведения - Николай, Степан и Глеб Тураевы - в наиболее трудные для себя моменты жизни отправляются в лес. Причем природа для каждого из них означает что-то свое. Для Николая она воплощает собой независимую течения времени гармонию духа и материи, пути "дао" и совершенства "дэ". Будучи философом он ищет во "влажном дыхании растительного царства... струю вещественности, поток экзистенции, что унесет его самоощутимое "Я" прямо в океан Наджизни" [8]. Степан ощущает себя младенцем Матери-природы, для которого существование вне ее немыслимо. Глеб приходит в лес в поисках смысла жизни, утраченной гармонии с миром. Общаясь с природой, он пытается понять, в чем заключается сущность, ценность бытия.
       Такое различие в отношении героев к лесу обусловлено тем, что они являются представителями трех разных поколений, и, естественно, каждый из них воспринимает природу, исходя из собственного пространственно-временного опыта. Жизнь Николая проходит в дореволюционной России. В тот период, когда еще не были утрачены связи людей с землею. За плечами Степана жестокая, кровавая вторая мировая война. Глеб -представитель эпохи бурного развития НТР. Он один из создателей оружия массового уничтожения, изобретение которого, как и вторая мировая война, показало, что жизнь человека не имеет ни малейшей цены и его легко можно убить.
       Но несмотря на столь большую разницу в мировоззрениях Николая Тураева, его сына Степана и его внука Глеба, несмотря на имеющиеся между ними пространственно-временные границы, всех их объединяет понимание того, что они -дети леса. В конечном итоге каждый из них возвращается в лоно Матери-природы. Они уходят из мира людей в лес, ибо осознают, что только рядом с Отцом-лесом смогут обрести покой и счастье.
       Природа сыграла огромную роль в судьбах Павла ("Луковое поле"), Николая, Степана, Глеба Тураевых ("Отец-лес"). Она научила их радоваться жизни, видеть в окружающем мире не только темные, но и светлые стороны. Природа согрела их души, отдав им всю свою доброту и теплоту. Словом, она поступила с ними как настоящая Мать.
       Природа - Мать всех людей, утверждает Анатолий Ким на страницах своих произведений. Рядом с ней каждый человек, каким бы взрослым он ни был, ощущает себя ребенком. Он как бы возвращается к истокам своего далекого прошлого, к тем временам, когда он только появился на свет. Общаясь с природой, человек чувствует, что его жизнь - мгновение по сравнению с вечной жизнью природы. Но это мгновение, по мысли А.Кима, каким бы коротким оно ни было, оставляет определенный след в ее жизни, тем самым предопределяя ее будущее и будущее всего человечества. Поэтому тема природы в его творчестве переплетается с темой памяти. Прикасаясь к земле, траве, деревьям, человек, считает Ким, прикасается к своей истории, к своему прошлому. Более того, согласно представлениям писателя, люди, растения, животные, будучи детьми Матери-природы, являются братьями, а их жизнь, складываясь из многочисленных времен и пространств, составляет единый пространственно-временной поток жизни природы.
       Большое внимание в своем творчестве Анатолий Ким уделяет проблеме человека и эпохи. В своих произведениях он проводит мысль о том, что историческое время оказывает огромное влияние на людей. Оно определяет особенности их мировоззрения, жизненные принципы и цели, тем самым обусловливая общность их судеб и объединяя их в поколения. Так, например, отличительными чертами людей, родившихся в сороковые годы XX столетия, как отмечает А.Ким в повести "Луковое поле", стали кромешная боль и страх перед насильственной смертью, вызванные ужасами второй мировой войны. Они "приучились, словно пуганые звери, жить затаенно и в вечном трепете перед неведомой опасностью, выстрелом, мучением,... искать тайным взглядом везде и всюду какого-нибудь убежища,... куда молено забраться и притаиться, чтоб уцелеть" [9]. .
       Схожи цели и жизненный путь людей данного поколения. Повзрослев, многие из них поступили в институты, отправились работать на стройки, чтобы возводить новые здания, города. Учась и строя, они стремились обеспечить себя и своих детей теми благами, которых были лишены в годы войны, и тем самым преодолеть в своей душе впечатления далекого детства, наполненного голодом, холодом, ужасами взрывов, выстрелов, насилия.
       Каждый человек - часть своей эпохи, - утверждает Анатолий Ким, - а значит, он является "песчинкой", "гранулой", истории человечества, ибо она складывается из судеб не только целых поколений, но и отдельных людей. Отсюда схожесть их целей, жизненных путей. Из века в век люди стремятся к любви, благополучию, а их жизнь представляет собой последовательную смену горя и счастья. Однако не только эпоха влияет на судьбу человечества, но и оно определяет некоторые ее закономерности. От того, как построят люди свою жизнь, на какие нравственные начала будут опираться и к каким целям стремиться, зависит "облик", "лицо" эпохи и ее значение в историческом процессе [10].
       С проблемами взаимоотношений человека с историей, природой, обществом переплетается проблема отчуждения, одиночества. Все люди на Земле одиноки, -считает А.Ким, - главная причина этого заключается в том, что каждый из них живет в собственном пространственно-временном измерении. Пространство и время пронизывают их быт, сознание. Данные категории обусловливают мировоззрение, мировосприятие людей, и тем самым определяют их взаимоотношения друг с другом. Именно различие пространственно-временного опыта лежит в основе извечного конфликта отцов и детей, - считает Ким. Эта мысль четко прослеживается в следующем эпизоде из повести "Луковое поле". "...Она (старушка)... выбегала из хижины и шла через дорогу на поле, чтобы надергать рядок лука. Дочь прогоняла ее с поля... Дочь никак не могла понять, что она сталкивает родную мать со всеобщей лодки жизни, на которой находилась сама вместе с другими, и это непонимание и жестокость дочери были для матери обиднее всего" [11].
       Немаловажную роль играет и тот факт, что у каждого человека своя судьба, свой путь, пройти который должен он сам, ибо "глубь чужого времени... есть среда", где по-другому "дышать невозможно" [12]. Причем жизнь людей проходит как бы в замкнутом пространстве и времени. "Каждый из нас, как в скобках, - говорит отец Павла в "Луковом поле", - скобка слева и скобка справа, между ними все наши слова,
    которые успеем сказать в жизни" [13]. ,
       Отчуждению людей способствуют и внешние факторы. Стремясь спасти себя от природных стихий, от опасностей окружающего мира, люди стали строить дома, и тем самым фактически возвели стены, отделившие их друг от друга.
       Цивилизации, как ни парадоксально, также принадлежит не последняя роль в отчуждении. В своих произведениях Ким неоднократно подчеркивает, что достижения науки и техники зачастую приводят к отдалению людей друг от друга, от природы. Кроме того, строя дома, изобретая всевозможные машины в целях обеспечения собственного комфорта, человек попадает в зависимость от них. Происходит резкое сужение окружающего материального пространства, и он становится похожим на созданные им же предметы. Постепенно, как отмечает А.Ким в романе "Отец-лес", человек превращается в систему, подобную городам, автобусам, но в отличие от них, он система, меняющаяся изнутри [14]. А значит, человечество можно спасти от одиночества, - считает писатель. Для этого людям необходимо встать на путь возрождения. Они должны начать строить свою жизнь на новых, нравственных началах. Причем помочь человечеству в процессе возрождения; может искусство, ибо "творчество, - говорит Ким в повести "Луковое поле", - есть противовес чувству нашего вселенского сиротства" [15].
       Замкнутость пространства порождает также отсутствие свободы, без которой немыслимо осуществление судьбы. Каждый человек появляется на свет для того, чтобы достичь определенной цели в жизни. Однако это не всегда ему удается. В силу различных обстоятельств человек, порою, не находит смысла в своей жизни и чаще всего из-за отсутствия свободы, так как только благодаря ей, по мысли Анатолия Кима, люди могут "преодолевать пространства мира и устраивать в нем свои дела" [16].
       Особое место в творчестве А.Кима занимает философия всеединства, "убежденность в том, что человек - и шире - всякое живое существо - причастно другому" [17]. Эти мотивы всеобщего "родства пронизывают все его произведения. И прежде всего, они выражаются в его концепции "вечного человека", согласно которой человек един и бессмертен, ибо люди, в понимании писателя, в сущности являются "одним человеком, состоящим из различных человеческих существ" [18], а смерть -лишь преображение, переход из одного состояния в другое. Отсюда многочисленные перевоплощения героев, как, например, в повести "Лотос". Лиса, умершая от испуга на кладбище, оборачивается медсестрой, которая отдается Лохову возле смертного ложа его матери, желая силою любовного трепета противостоять страху перед неотвратимой смертью. И то ли давняя знакомая Лохова, у которой он, потрясенный смертью матери, провел ночь, то ли ее маленькая дочь вызвали утром в Лохове чувство, будто он был ее отцом, а она, возможно, его матерью или матерью его детей.
       Нередко в произведениях А.Кима происходят встречи предков и потомков и даже их соединение в одном времени и пространстве. Так, в "Лотосе" голос умирающей-умершей матери Лохова ведет диалог с голосом ее сына и с голосом ее мужа. А в повести "Луковое поле" по одной лесной дорожке одновременно идут Павел, автор и их Звездный Брат (человек из будущего). "Шел по дорожке юноша Павел... И я вижу, что это не Павел, а я сам иду по лесной дорожке... Но, возможно, это вовсе не я, а ты идешь, мой Звездный Брат, по нескончаемой дорожке остановленного мгновения, которую мы все проходим..." [19].
       Подобные встречи предков и потомков характерны и для романа А.Кима "Отец-лес".
       Данное произведение строится так, что повествование в нем ведется параллельно в трех пространственно-временных измерениях. Автор одновременно рассказывает о построения индивидуальные времена и пространства главных героев соединяются, они как бы становятся воплощением различных ипостасей одного человека. Кроме того, на протяжении всего романа Николай, Степан и Глеб постоянно встречаются со своими пращурами, жившими много лет назад, с людьми, с которыми в реальной действительности их жизненные пути ни разу не пересекались и пересекаться не могли.
       Перевоплощения, преображения героев А.Кима служат в его творчестве для утверждения идеи единства человека с миром. Писатель считает, что люди и окружающая их действительность взаимосвязаны. В своих произведениях он стремится "собрать, объять весь мир в любых его пространственных, временных, духовных измерениях" [20], чтобы показать бесконечность жизни, которую он обозначает местоимением "Мы". Мы - это прежде всего причастность каждого человека ко всему живому на Земле, это единство людей всех поколений.
       Большое внимание в творчестве Анатолия Кима уделяется вопросу о том, что представляет собою Человек. По мнению писателя, все люди - "явления такие же, как звезды". Они летают, они свободны и бессмертны, поскольку Человек - "равное звездам, духовное,... бесконечное существо" [21]. Но свободу и бессмертие люди могут обрести лишь в том случае, если они живут в гармонии и согласии с окружающим их миром, творят добро, ибо только те, кто умеет любить, способны подняться ввысь и достичь счастья.
       Вся жизнь человека - это бесконечное движение ввысь, - утверждает Ким в своих произведениях, однако люди, поставившие своей конечной целью собственное благополучие, страстно желающие служить самим себе, от младенчества до старости суетятся в тревожных поисках хлеба насущного и тем самым существуют как бы в "горизонтальном направлении". В то время как "Человек, рожденный под этим высоким именем, должен устремляться бесконечно ввысь по вертикали" [22], то есть из прошлого 15 будущее, "от одной души к единению всех человеческих душ".
       Причем в своем движении ввысь люди должны прежде всего опираться на культуру, ибо культура в- понимании Кима, - источник духовного богатства человечества. Благодаря ей осуществляется связь, преемственность поколений. Она помогает человеку встать на путь самосовершенствования, движение по которому невозможно без опоры на историю, традиции и опыт прошлого. "Культура, - говорит Л.Ким в романе "Отец-лес", - живой призрак самых высших реалий космического духа" [23], а значит, она - та нить, связующая людей с миром, со Вселенной, она - залог их будущего. |
       Одно из центральных мест Анатолия Кима занимает тема "человек и Бог". Так, в основу своего романа "Отец-лес" писатель кладет историю, описанную в Евангелии. Обращаясь к образу Иисуса Христа, он пытается понять, какую роль играет Бог в жизни людей, какова его сущность. По мнению Анатолия Кима, Бог -"мирообъемлющий отец, в сердце которого происходит связь между видимым и невидимым" [24]. Он соединяет людей с миром прекрасного.
       Воплощая собой любовь, Бог является высшей целью человеческого бытия. Стремясь познать Его, люди тем самым встают на путь самосовершенствования. Благодаря Богу человек постигает сущность красота, заключающуюся в понимании А.Кима в "единственности всего и всякого в прогулке жизни" [25]. Он соединяет поколения людей, связуя воедино их прошлое, настоящее и будущее.
       Особое звучание в произведениях Анатолия Кима получила тема детства. В его повестях, романах неоднократно возникают образы мальчиков, девочек. Изображая своих юных героев, писатель проводит мысль о том, что дети - олицетворение будущего, а потому отношение к ним определяет судьбу человечества. В обществе, где господствуют жестокость, ненависть, где нет любви и согласия, дети обречены, ибо убивая друг друга, уничтожая природу, люди фактически отрекаются от своего прошлого; губят свое настоящее, без которых немыслимо будущее. Доказательством тому служит трагическая гибель сиротки Авдотьи в романе А.Кима "Отец-лес". Девочку разрывают собаки, натравленные на нее помещиком Полуторацким и его холуем Жвоной. При этом один из них, как отмечает в дальнейшем рассказчик, является ее отцом.
       Кроме того, дети символизируют собой возрождение. Они несут в себе надежду людей на счастливое будущее, утверждает Анатолий Ким. Так, в финале его романа "Отец-лес" маленький мальчик, сброшенный Серафимой Грачинской с обрыва в реку, громко смеется и стремительно уплывает вперед, чтобы спустя много лет стать Отцом нового Леса, "благоухающего без гнева и зла" [26].
       Таким образом, художественное время и пространство играют огромную роль в творчестве Анатолия Кима. С помощью, данных категорий писатель раскрывает основные аспекты проблемы человека: определяет взаимоотношения людей с природой, историей, обществом. Проводя параллели между событиями современной действительности, прошлого и будущего, Ким выявляет, какое значение имеют цивилизация, культура в истории человечества. Категории времени и пространства составляют основу его философии всеединства, согласно которой все живые существа на Земле - братья, а их жизнь представляет собой единый пространственно-временной поток.
       ЛИТЕРАТУРА
        -- Ким Л.Л. Под сенью ореховых деревьев / Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2. - СПб., 1998, с.83;
        -- Там же. с.91:
        -- Ким Л.Л. Баба Дора / Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2. - СПб., 1998. с.49;
        -- Ким Л.Л. Луковое поле/Собр. соч. в 6-ти томах. T.I. - СПб., 1997, с.396; _
        -- Там же, с.407:
        -- Там же. с.530:
        -- Бондаренко 14.1". "Московская школа" или эпоха безвременья. М., 1990, с. 182;
        -- Ким Л.Л. Отец-лес. М., 1989, с.32; "
        -- Ким Л.Л. Луковое поле / Собр. соч. в 6-ти томах. 'Г. 1. - СПб., 1997, с.483;
        -- Ким Л.Л. Отец-лес.'М., 1989, с.272;
       I I. Ким Л.Л. Луковое поле / Собр. соч. к 6-ти томах. Т. I. - СПб., 1997, с.426;
        -- Там же. с.502:
        -- Тим же. с.459:
        -- Ким Л.Л. Отец-лес. М.. 1989, с.374;
        -- Ким Л.Л. Луковое поле / Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. - СПб.. 1997. с.486;
        -- Там же. с.43 1;
       17. Любимов И. Печать таймы. R кн.: Ким АЛ. I Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. - СПб.. 1997, с.5;
    ,18.
    Ким Л.Л. Отец-лес. М.. 1989. с.211;
       (19. Ким Л.Л. Луковое поле / Собр. соч. в 6-ти томах. Т.1. - СПб., 1997, с.499-500;
        -- Бочаров Л.Г. Чем жива литература? М, 1986, с. 182;
        -- Ким Л.Л. Луковое поле / Собр. соч. в 6-ти томах. Т. I. - СПб., 1997, с.504;
        -- Бондаренко П.Г. "Московская школа" или эпоха безвременья. М., 1990, с. 187;
        -- Ким Л.Л. Отец-лес. М, 1989, е.264: . . .
        -- Там же. е. 177;
        -- Там же. е.261;
        -- Там же. с -100.
      
       Опубликовано в журнале "Известия корееведения в Центральной Азии", 2007,  10
      
       Центр Корееведения КазНУ им. аль-Фараби принимает материалы для публикации в журнале "Известия корееведения в Центральной Азии" Статьи могут быть написаны на казахском, русском, корейском и английском языках объемом не более одного печатного листа. Автор прилагает к своей статье краткую аннотацию на английском языке. Если статья на английском, то аннотацию следует дать на русском языке. Сведения об авторе должны содержать фамилию, имя, отчество, место работы, должность, ученую степень и ученое звание автора, его основные публикации и круг научных интересов. Тексты рукописей набирать согласно следующим требованиям: Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный пробел - одинарный, абзацный отступом - 12 мм. поля со всех сторон 20 мм. Корейские слова передавать в транскрипции McCune-Reischauer, а термины выделять курсивом, комментарии и ссылки на литературу давать в конце текста. Рукописи, принятые к печати могут редактироваться и не возвращаются.
       Адрес редакции: 050012, Алматы, ул. Амангельды 61-а, ком. 200, Центр корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби. тел/факс: 7272-2674589, e-mail: kazgugnk@yahoo.com
       Редактор: Ким Герман Николаевич, профессор, доктор исторических наук, директор Центра корееведения КазНУ им. аль-Фараби
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Темирбулатова А.Б. (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 42k. Статистика.
  • Статья: Австралия
  • Оценка: 5.33*6  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка