Ем Наталья: другие произведения.

Ем Н. Межэтническое сближение корейцев Казахстана в начальный период этнокультурной истории 1930-1960гг.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ем Наталья (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 61k. Статистика.
  • Статья:
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    Ем Наталья

    Казахстанский Высший Инженерно-Экономический Университет

    Межэтническое сближение корейцев Казахстана в начальный период этнокультурной истории 1930-1960гг.

       Демографическая катастрофа начала 1930-х годов коренным образом изменила этнодемографическую ситуацию в Казахстане и на долгие годы превратила казахов в этническое меньшинство на своей исторической территории. С 1930-х годов началось расширение промышленной и продовольственной базы в восточных районах СССР, что потребовало перемещения трудовых резервов с Запада на Восток. Коллективизация и индустриализация привели к постепенному росту "европейского населения" и уменьшению доли казахского населения в Казахстане.
       Вторая половина 1930-х годов знаменуется резкой активизацией миграционных потоков, которые не просто стимулируются тоталитарным государством, но и прямо организуются и направляются им вплоть до депортации целых народов на территорию Казахстана. Именно с этого времени начинает свою историю народ, именуемый "коре сарам" - советские корейцы на территории Казахстана, потомки переселенцев преимущественно из провинции Северный Хамген на русский Дальний Восток. В 1937г. из Азербайджанской и Армянской ССР в Казахстан прибыло 1121 хозяйство переселенцев-курдов, армян, тюрков. К концу 1941г. в республике насчитывалось около 110 тыс. человек-переселенцев из Украины, Белоруссии, Воронежской, Рязанской и других областей. С конца августа 1941 года началось выселение немцев, которое продолжалось вплоть до 1948 года. В 1943-1944гг. в Казахстан были выселены калмыки, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, болгары, греки, армяне, турки-месхетинцы, курды и другие. За годы Великой Отечественной войны в Казахстан было также эвакуировано свыше 1 миллиона человек из района военных действий и прифронтовых регионов. В ходе войны продолжалась депортация многих народов на территорию Казахстана (немцев, крымских татар, калмыков, балкарцев, карачаевцев, греков).
       Период 1951-1960гг. - особый в истории формирования многонационального населения Казахстана. Пленум ЦК КПСС 1954г. поставил задачу массового освоения целинных и залежных земель. С 1954г. начинается период наивысшего притока новоселов. И если за 1954-1958гг. население Казахстана увеличилось на 24%, то в тех областях, где осваивались целинные земли, - на 40-50%. Созданные в целинном крае зерновые совхозы способствовали закреплению и укоренению в Казахстане сотен тысяч русско-европейских иммигрантов.
       Всесоюзная перепись населения 1959 года зафиксировала заметное увеличение населения Казахстана с 6 503 006 человек по переписи 1926г. до 9 309 847 человек по переписи 1959г.. По темпам роста населения Казахстан занимал прочное первое место в СССР, почти в семь раз опережая средний союзный показатель. Численность казахского населения увеличилась к 1959г. в сравнении с 1939г. на 19,7%, русского - на 50,7%, то есть темпы прироста русского населения были в 2,6 раза выше, чем казахского. Существенно возросла численность и многих других народов, проживавших в республике, увеличился их удельный вес в составе населения Казахстана.
       Размещение переселенцев преимущественно в южных областях Казахстана и республиках Средней Азии предусматривало сосредоточение переселенцев на занятие традиционной сельскохозяйственной деятельностью: рисоводстве и овощеводстве. 1937-1949гг. - это период - время начала социально-политической| хозяйственной и культурно-бытовой адаптации переселенцев-корейцев в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане. Их история развития во многом схожа, современные исследования вопросов корейской диаспоры в других республиках являются подтверждением тому.
       В межпереписной период 1939-1959гг. произошло значительное снижение численности корейского населения республики: в абсолютных цифрах на 23.277 человек, т.е. почти на одну четверть. Это произошло вследствие ряда конкретно-исторических причин.
       Депортация корейцев в Казахстан и Среднюю Азию нанесла невосполнимый урон развитию национальной культуры. Административно-командная политика по отношению ко всем национальным меньшинствам привела к всевозможной деформации в области духовной культуры, последствия которых особо остро ощущаются на современном этапе.
       Культура корейцев 1939-1950гг воплощена в двух началах - традициях и инновациях. Уже в начальный период этнокультурной истории корейцев в многонациональном Казахстане 1930-1960гг. произошли большие изменения во всех сферах общественной жизни корейцев Казахстана, особенно это коснулось этнокультурных процессов среди первых переселенцев. Интенсивное межнациональное общение подвергает изменению этнические стереотипы и отражается на семейно-бытовом уровне, в личностном общении. Яркое свидетельство этому - появление и рост удельного веса национально-смешанных браков среди корейцев Казахстана. Определяющую роль в распространении национально-смешанных браков играют не национальные особенности, а конкретные социально-экономические, социокультурные и демографические факторы.
       В 1930-е годы отмечалось, что у основной национальности Казахстана доминировали все же однонациональные браки. Так, "доля однонациональных браков в Казахстане у казахов составляла 95,4%. Этот показатель был еще выше у женщин основной национальности - казашек - 99,2%". В этом вопросе также отмечалось, что Казахстан в 1930-х годах отмечался одной из семи союзных республик (наряду с Белоруссией, Грузией, Украиной, Киргизией, Туркменией, Таджикистаном), где доля межнациональных браков была выше, чем в среднем по Советскому Союзу (СССР в целом - 12,5, Казахстан - 13,1). В 1930-х годах национальный состав брачующихся по Казахстану был представлен восемью национальностями. Переехавшие из других районов в Казахстан национальности - украинцы, немцы, евреи заключали браки в основном с русскими. В 1936 году в Казахстане было заключено 272 брака русских женщин с казахами. Значительно увеличилось число таких вариантов межнациональных браков как казахско-татарские - 358. В целом для населения был характерен широкий диапазон выбора национальности брачного партнера.
       Приступая к изучению истории межнациональных браков корейцев, необходимо отметить, что впервые корейцы в источниковом материале - актовых записях архива г.Алматы - появляются в начале 1940-х годов. Первый исследуемый период - 1940-е годы, где за основу были взяты 1940 - 1946 гг. Всего браков с участием корейцев за период в 7 лет было зарегистрировано - 64. Скудная частота корейских браков объясняется теми факторами, что, во-первых, корейцы-переселенцы были устроены главным образов в колхозах и совхозах, т.е. в сельской местности; во-вторых, в первые годы переселения корейцы значительно уступали по своему количественному составу другим представителям республики; в-третьих, в 1930-е годы и даже в первые послевоенные годы далеко не все браки в общем, а корейские, в частности, регистрировались в гражданском порядке.
       Брак в сознании корейцев-переселенцев, вступающих в брачный союз в 1940-50гг. утверждался как неимоверно важное и значимое событие. В браке прежде всего были заинтересованы родители, как лица, с одной стороны, ответственные перед обществом и предками семьи, а с другой - заботившиеся о своем собственном благополучии в старости и о посмертном "существовании".
       Каким образом социально-экономические, социокультурные и демографические факторы влияют на межнациональные браки корейцев? Среди представителей корейской национальности определенная часть переселенных корейцев активно включалась в трудовую деятельность городов (шахты Караганды, промышленные артели Кзыл-Орды, Чимкента, промышленно-кооперативные артели г.Алма-Аты и т.д.). "Мужчины-корейцы предпочитали работать в металлопроизводстве: механиками, литейщиками, слесарями, токарями и т.д.; в строительстве - плотниками, сварщиками, разнорабочими. Преобладающая часть женщин-кореянок была занята в швейном и трикотажном производстве". И среди корейцев Казахстана уже в первые годы пребывания на новом месте отмечаются началом процесса межэтнической интеграции, сближение наций во всех сферах: социально-профессиональной, бытовой, духовной. Эта тенденция в той или иной степени затрагивала всех без исключения горожан Казахстана - представителей этнодисперсных групп и контактирующее с ними местное население.
       На примере корейцев города Алматы в 1940-х годах по материалам архива из всех браков, заключенных с участием корейцев, количество однонациональных и национально-смешанных браков не очень различаются; вторые, наоборот, превалируют по численности над первыми - 41,2% и 57,8% - соответственно. В то время как у коренной национальности превалирование однонациональных браков было куда значительнее - 94,5%. Возможно здесь наблюдаются сдвиги в механическом подсчете бланков архива.
       Другая тенденция, которая была характерна для многонациональных городов начала ХХ в. - значительное межнациональное различие в сферах приложения труда - сохранялась и для данного исследуемого периода. Этнические группы как бы располагались в разных "нишах" социально-экономической структуры городов, что замедляло рост числа национально-смешанных браков. Корейцы, переселенные в Казахстан в 1937г., жили в селах и занимались сельскохозяйственной деятельностью. То есть они выступали как некий социальный класс - как производители сельскохозяйственной продукции. К тому же очевидно, что доля занятых в промышленности корейцев в 1930-40гг. значительно уступала доли занятых в промышленности, например, русских. Поэтому, занятие разными видами труда корейцев и не корейцев мешало вступлению в брак, прежде всего потому, что различие в занятиях в те годы зачастую означало и принадлежность к разным классам общества. Это создавало препятствия для развития межнациональной брачности. Внутриклассовые социальные границы иногда оказывались труднопроходимыми, так как принадлежность к профессиональной группе в значительной мере определяла выбор брачного партнера, особенно для корейских женщин. Социально-профессиональные границы дополнялись границами расселения национальностей в городе и на селе.
       Социально-экономические факторы оставались значимыми для развития межнациональной брачности. В 1940-50гг. женщины коренной национальности, женщины-кореянки были заняты в основном в сфере домашнего хозяйства. Низкая занятость женщин в общественном производстве была одним из социальных факторов, тормозивших рост национально-смешанных браков в прошлом. Корейские женщины всё еще имели экономически зависимое положение, которое ограничивало ее самостоятельность во всех сферах жизни, в том числе и в выборе брачного партнера. Поэтому закономерен и тот факт, что из всех межнациональных корейских браков, заключенных в 1940-е года в г.Алма-Ате в подобные браки вступило мужчин - 70,2%, в то время как женщины - всего лишь 29,7%. Мужчины корейской национальности в этот период были более подвержены вступлению в межнациональный брак, чем женщины.
       Как в научных изысканиях, так и на обыденном уровне было давно отмечено, что мужчины и женщины разных национальностей неодинаково часто вступают в межнациональные браки. В 40-е годы практически не вступали в национально-смешанные браки женщины коренной национальности Казахстана, женщины народов, исповедующих в прошлом ислам, а также женщины-кореянки. Причиной "половой асимметрии" при вступлении в межнациональные браки среди народов Казахстана являются и особенности межличностных отношений в среде этноса. Наиболее характерная черта традиционной системы межличностных отношений - зависимость отдельного человека от родственных и соседских связей. Это было традиционно для коренного этноса Казахстана, и это было наиболее обостренным чувством у корейского этноса, особенно в начальный период этнокультурной истории корейцев в Казахстане 40-50-х годов. Эта зависимость имела как социально-психологическое, так и экономическое выражение.
       Сохранение элементов традиционного образа жизни у корейцев в 40-50-е годы способствовало тому, что старшее поколение корейцев оказывало значительное влияние на выбор брачного партнера для своих детей и внуков. Причем подобное влияние больше сказывалось на девушках и меньше на юношах. Этот факт подтверждается одной из важнейших характеристик брака - возрастом женихов и невест. Выделяются две возрастные когорты - лица, вступающие в брак до 25 лет и после 25 лет.

    Таблица 1

    Распределение вступающих в браки корейцев г.Алматы по возрасту в 1940-е гг.

      
      

    Всего

    до 25 лет

    старше 25 лет

       ОНБ

    27

    чел.

    %

    чел.

    %

       мужчины

    12

    44,4

    15

    55,5

       женщины

    21

    77,7

    6

    22,2

       МНБ

    37

    чел.

    %

    чел.

    %

       мужчины

    15

    40,5

    22

    59,4

       женщины

    29

    78,4

    8

    21,6

       Для 1940-х годов было характерно, что мужчины-корейцы были более свободны в выборе брачного партнера в любой возрастной период и независимо от выбора партнера корейской или другой национальности. Женщины же вступают в брак предпочтительнее в более юном возрасте, когда они еще максимально подвержены социально-психологическому влиянию, оказываемому на них родственниками, соседскими и другими кругами общения.
       Важно учитывать не только возраст женихов и невест в отдельности, но и их сочетание в брачных парах.

    Таблица 2

    Распределение вступающих в брак корейцев г.Алматы в 1940-е гг. с разницей возраста

      

    всего

    не более 2 лет

    более 5 лет

      

    чел.

    чел.

    %

    чел.

    %

       ОНБ

    27

    13

    48,1

    10

    37,1

       МНБ

    37

    13

    35,1

    17

    45,9

       Уже в 1940-х годах проявляется такая тенденция: в однонациональные браки чаще вступают ровесники. К ровесникам были отнесены женихи и невесты, разница в возрасте которых не превышала двух лет. Разновозрастные браки, где жених заметно старше невесты, чаще встречаются среди корейско-смешанных браков.
       Возрастные различия между людьми, вступающими в мононациональные и полинациональные браки сказывались уже в этот период и на семейном состоянии женихов и невест. В ходе изучения архивных материалов браков по показателю "Семейное положение" за 1940-е годы были получены данные о доле вступающих в повторный брак среди женихов и невест отдельно в корейских браках и корейско-смешанных. В однонациональный брак при повторном браке вступали 7,4% среди мужчин и 3,7% среди женщин. В межнациональный брак - 13,5% и 5,4% соответственно. Корейцев, вступающих в повторный брак, оказалось больше среди межнациональных браков, причем мужчины, вступая во второй брак, в два раза чаще идут на союз с не кореянкой. Закономерен тот факт, что чем старше люди, тем больше среди них тех, кто раньше уже состоял в браке.
       В научной литературе давно было отмечено, что представители разных национальностей неодинаково часто вступают в национально-смешанные браки. И среди них особенно большую долю составляют межнациональные браки с участием русского населения, и особенно русских женщин. В Казахстане в силу конкретно-исторических причин именно русские начинали занимать ведущие позиции в жизни общества. Среди многообразия межнациональных браков корейцев в начальный период были представлены шесть разновидностей национальностей, вступающих в брак с корейцами.

    Таблица 3

    Доля вступающих в межнациональный брак корейцев в зависимости от национального состава брака в 1940-е гг.

       выбирают

    мужчины

    женщины

      

    чел.

    %

    чел.

    %

       русские

    18

    69,2

    3

    27,2

       казахи

    1

    3,8

    3

    27,2

       украинцы

    3

    11,5

    1

    9,1

       евреи

    3

    11,5

    1

    9,1

       татары

    1

    3,8

    1

    9,1

       китайцы

    -

    -

    2

    18,1

       Характерно, что мужчины-корейцы выбирают преимущественно русских женщин, в то время как кореянки отдавали одинаковое предпочтение как мужчинам русской, так и коренной национальности.
       Следующие исследуемые десятилетия - 1950-1960гг. Из них в выборку материалов попали 1950, 1951, 1962, 1963гг. Для ближайшего по времени сравнения и, тем самым, для уменьшения степени случайности были взяты материалы через десятилетия. Для более удобного сравнения данных разных десятилетий с 1950-х годов были взяты за единицу измерения десяти лет два года. По материалам архива ЗАГС г.Алматы всего было обработано бланков, регистрирующих браки среди корейского населения - за 50-е годы - 49 бланков, за 60-е годы - 124 бланка.
       Рост числа регистрируемых в ЗАГСе браков является более или менее естественным. Статистика заключения межнациональных браков в централизованном порядке не разрабатывалась. Поэтому при вычислении численности межнациональных браков была выведена закономерность, что число корейско-смешанных браков с каждым разом увеличивается.

    Таблица 4

    Динамика численности браков с участием корейцев в 1950-60-е годы

       годы

    всего

    из них ОНБ

    из них МНБ

      

    чел.

    %

    чел.

    %

    чел.

    %

       1950-51

    49

    100

    35

    71,4

    14

    28,5

       1962-63

    124

    100

    88

    70,9

    36

    29,0

       Первоначальный рост числа межнациональных браков среди корейцев не был явным. Исследуемые года среди 60-х затронули целинную эпопею и охватывали лишь городское население. Однако здесь была прослежена определенная закономерность.
       Национальный состав брачующихся среди межнациональных браков корейцев представлен уже по девяти национальностям. Корейцы-мужчины в 1950-х годах выбирали в спутники жизни женщин русской национальности - 66,6%; татарской - 16,6%; украинской и еврейской - по 8,3% каждой. Кореянки в межнациональных браках, если и вступали в таковые, в 1950-х годах были зафиксированы только с представителями русского этноса (50%) или же других немногочисленных народностей (буряты, монголы). Характерно, что в 50-е годы не было зафиксировано в выборке архива ни одного случая национально-смешанного брака с представителями казахской национальности. В 1960-е годы корейцы-мужчины, на которых выпадала основная доля подобных браков, женились на представительницах других национальностей в следующем порядке по "предпочтительности": 76,9% - русские, 11,5% - казахи, по 3,8% украинцы, немцы, китайцы. Женщины же кореянки основное предпочтение отдавали русским - 70,0%; казахам - 20,0% и другим очень немногочисленным национальностям (монголы, коряки).
       Как известно, в Казахстане в целом и в границах города Алма-Ата проживали в 50-60-е годы более ста национальностей, из которой самая многочисленная была отмечена русская. Русские в результате политики массового переселения русских в республики Советского Союза (Казахстан подпадал в их число одним из первых) стали проживать на всей территории Казахстана, количественно преобладая в крупных городах. Таким образом, вероятно, что на долю национально-смешанных браков сильнее влияет не этническая мозаичность (количество этнических групп, которые входят в состав населения), а представительство в населении города национальностей, количественно преобладающих, играющих наиболее активную роль в социально-экономической жизни населения, а следовательно, межнациональной брачности. Кроме многочисленности русских в 50-60-е годы зафиксировалось своеобразное разделение труда: повсеместно "русские составляют костяк индустриального пролетариата и технической интеллигенции". Получив материалы актовых записей о заключении брака 1950-60-х годов по возрастной категории, были подтверждены выводы, сделанные за 1940-е годы.

    Таблица 5

    Распределение вступающих в браки корейцев г.Алматы по возрасту в 1950-60-е гг.

      
      

    всего

    до 25 лет

    старше 25 лет

       ОНБ

    123

    чел.

    %

    чел.

    %

       мужчины

    60

    48,7

    63

    51,2

       женщины

    89

    72,3

    34

    27,6

       МНБ

    50

    чел.

    %

    чел.

    %

       мужчины

    22

    44,0

    28

    56,0

       женщины

    35

    70,0

    15

    30,0

       Мужчины вообще, и корейцы в частности, вступают в брак равномерно по времени принадлежности к разной возрастной когорте - как до 25 лет, так и после, причем абсолютно независимо от того, вступает ли он в брак корейский или корейско-смешанный. В отношении женщин выявлена закономерность, что они вступают в брак, во-первых, в подавляющем большинстве своем (более 70%) в возрасте до 25 лет; во-вторых, доля женщин-кореянок, вступающих после 25 лет в брак увеличилась среди межнациональных браков по сравнению с данными 1940-х годов.
       В вопросе о сочетании брачных пар по возрастной когорте за этот период было установлено следующее.

    Таблица 6

    Распределение вступающих в брак корейцев г.Алматы в 1950-60-е гг. с разницей возраста

      

    всего

    не более 2 лет

    более 5 лет

      

    чел.

    чел.

    %

    чел.

    %

       ОНБ

    123

    61

    49,6

    32

    26,0

       МНБ

    50

    26

    52,0

    14

    28,0

       В корейские однонациональные браки все также предпочитают вступать ровесники. Однако разница в возрасте более 5 лет между супругами-корейцами стала встречаться значительно реже (37,1% и 26,0% в 1940-е гг.). В 1950-60 годы это происходит за счет увеличения браков лиц одной возрастной когорты. В корейских межнациональных браках число лиц, вступающих в брак с разницей возраста не более 2 лет также увеличилась по сравнению с 1940гг. (35,1% и 52,0%). В межнациональные браки с разницей возраста не более 2 лет все больше стали вступать лица старшего возраста, когда их брак заключается впервые, причем в возрасте 30-45 лет. Здесь фиксируется увеличение поздних браков среди ровесников, лиц корейской и не корейской национальности. Это происходит еще и за счет того, что в межнациональных браках количество пар с разницей возраста более 5 лет по сравнению с 1940гг. значительно сократилась (45,9% в 40-х гг. и 28,0% в 50-х гг.). Отсюда следует, что в 1950-60гг. в национально-смешанные браки вступали чаще ровесники и реже женихи и невесты разных возрастов. Среди ровесников наблюдается особенность: в браки вступали ровесники старшего возраста, причем один из них вступал в брак впервые (чаще женщины), а второй - был разведен, либо вдов (чаще мужчины).
       Следующий вопрос демографической характеристики исследуемых бланков регистрации браков, которые прослеживаются в 1950-е года и отсутствуют в 1960-е - социально-профессиональный состав брачующихся. Это также один из немаловажных факторов в исследовании истории межнациональных браков.
       В Казахстане в 50-60-х годах отмечался тот факт, что доля инонационального, преимущественно русского населения, занятых в промышленности, была выше, чем коренного населения республики. "Важные изменения в социальной жизни страны начались с середины 50-х гг.: демографические преобразования, экономические реформы. Освоение целинных и залежных земель для демографии Казахстана имело последствия. Оно сказалось не только на социально-классовой (ликвидация колхозов), национальной и демографических структурах (резкое сокращение удельного веса коренного населения), но и на резком повышении удельного веса рабочего класса (без должного участия казахского населения), на росте численности интеллигенции (при сокращении удельного веса казахской интеллигенции)". В результате занятие разными видами деятельности мешало вступлению в брак, и прежде всего потому, что различия в занятиях в те годы зачастую означало и принадлежность к разным классам общества. Принадлежность к профессиональной группе в значительной степени определяла выбор брачного партнера. Если в начальный период своей истории корейцы в Казахстане в основном были заняты неквалифицированным трудом и на вспомогательных работах, то со временем они приобрели профессиональные навыки и соответствующее специальное образование. Они занимали ведущие позиции и даже руководящие посты во многих отраслях страны.
       Учитывая этот факт, необходимо согласиться с тем, что в 50-60гг. мужчины и женщины разной этнической принадлежности были представлены во всех социально-профессиональных и отраслевых группах городского населения Казахстана. В то же время на развитие межнациональной брачности продолжали влиять особенности социально-профессионального состава национальностей. Например, в 1950-60-е годы в союзных республиках среди студенчества преобладало инонациональное население - русские, украинцы и т.д. В Казахстане в вузах, ПТУ доля учащихся-казахов была заметно меньше, чем во всем населении. Среди них корейцы занимали еще меньшую долю. Лишь некоторому числу корейцев и то, преимущественно мужчинам, удавалось получить образование в вузах страны.
       В 1950-60-е годы в Казахстане особенно большое значение имело формирование многонационального рабочего класса. Причем доля коренной национальности в составе рабочего класса была заметно ниже, чем во всем населении республики. В первую очередь это относилось к наиболее квалифицированным отрядам рабочего класса. Все это отображалось на численности межнациональных браков: именно русские занимали ведущие позиции в структуре межнациональных браков.
       Сведем данные архива ЗАГС за 50-60-е годы по корейскому населению города Алматы в три основные категории: промышленные рабочие; специалисты с высшим образованием, сюда включены также и студенты; домохозяйки. Данные об образовательном уровне не даются ни в 50-х, ни в 60-х годах. Лишь сведения о месте работы, источнике средств существования присутствуют в бланках 1951-52 годов, и таковые отсутствуют в 1960-е годы. По данным места работы и должности были построены сведения о социально-профессиональном составе брачующихся. Среди профессионального уровня женщин была выведена отдельная категория домохозяек. В 1950-60-е годы обучение девушек-кореянок в вузах, ПТУ и других учебных заведениях оставалось еще редким явлением. Это относилось к девушкам коренной национальности.

    Таблица 7

    Показатель доли рабочих промышленности и специалистов среди лиц, вступивших в ОНБ и МНБ по г.Алматы в 1950-60гг.

      

    мужчины

    женщины

      

    ОНБ

    МНБ

    ОНБ

    МНБ

      
       чел.
       %
       чел.
       %
       чел.
       %
       чел.
       %
       всего
       35
       100
       14
       100
       35
       100
       14
       100
       рабочие
       14
       40,0
       2
       14,2
       15
       42,8
       2
       14,2
       специалисты
       21
       60,0
       12
       85,6
       9
       15,6
       7
       49,9
       домохозяйки
       ---
       ---
       ---
       ---
       11
       31,4
       5
       35,7
       По данным таблицы для мужчин-корейцев был характерен более высокий уровень образования среди всех вступивших в брак корейцев. Среди женщин-кореянок преобладало число лиц, занятых в промышленности и обслуживании. При этом к межнациональным бракам более склонны были специалисты с высшим образованием и студенты - инженеры, юристы, доценты, аспиранты, и реже - рабочие. Среди женщин, вступивших в брак, каждая третья была домохозяйкой как среди однонациональных, так и среди межнациональных. В остальной части среди них выявилась особенность: в однонациональный брак значительная часть среди женщин - это представительницы рабочего класса (швеи, бухгалтера, медсестры, секретари), а в корейско-смешанных браках, наоборот, среди женщин преобладала значительная часть специалистов с высшим образованием. Так как в межнациональных браках участвуют чаще мужчины-корейцы, а превалирующая часть из них состояла в браке с русскими, то это как раз и есть представительницы русской национальности, которые были домохозяйками, студентами, преподавателями, часто занимали ответственные посты на производстве и других сферах труда. Русские женщины принимали более активное участие в общественном производстве труда, чем кореянки или же представительницы коренного этноса. "Смешанные семьи, в которых жены - русские. Украинки можно чаще встретить в среде местной национальной интеллигенции, но они в 1950-е годы получили распространение и в среде рядовых рабочих. Русские женщины из смешанных семей обычно либо трудятся на производстве, либо работают педагогами, агрономами, руководителями детских садов и т.п.".
       Для 1940-50-х годов существовала закономерность: чем меньше различия их социально-профессионального состава, тем больше при прочих равных условиях, было межнациональных браков. Однако в дальнейшем по мере сближения социальных характеристик контактирующих этнических общностей влияние данного фактора как потенциального источника для дальнейшего роста межнациональной брачности среди корейцев будет уменьшаться. В Казахстане в среде городского населения г.Алма-Ата уже к началу 1960-х годов социально-профессиональный, отраслевой состав коренной национальности, корейской, русской, украинской и других групп инонационального населения практически не различается.
       Отмечая при этом более частое вступление корейцев в однонациональные браки по сравнению с межнациональными за период 50-60-х годов (71,1% и 28,9% соответственно), необходимо признать, что кроме возможностей для общения и особенностей социального состава на частоту образования национально-смешанных браков среди корейцев влияли и некоторые факторы этнической культуры.
       Одним из главных таких факторов, который несет в себе этнические функции, т.е. функции разграничения этносов, является язык. Если в 1940-е годы состояние корейского языка в Казахстане еще сдерживало развитие межнациональной брачности, то с середины 1950-х годов политика русификации населения Казахстана, наоборот, стимулировало развитие, рост числа национально-смешанных браков. Здесь нужно отметить еще тот факт, что как двуязычие влияло на рост числа национально-смешанных браков, так и национально-смешанные браки стимулировали развитие двуязычия. Дальнейшее широкое использование русского языка лицами корейской национальности в качестве языка межнационального общения в 1940-60-е годы стало одним из важных резервов развития межнационального общения, что закономерно вело к расширению возможностей межнациональных браков среди корейцев Казахстана.
       Другая, не менее важная составная часть этнической культуры, которая влияла на развитие межнациональных браков среди корейцев Казахстана - этнические особенности норм поведения, взаимоотношений между супругами, поколениями. Именно они влияют и на динамику численности корейско-смешанных браков. Уже отмечалось, что большее число корейцев вступало в браки в 1940-60-е годы в достаточно старшем возрасте, причем это были браки, заключаемые ими впервые. Т.е. наряду с корейцами, рожденными в 30-40-х годах, когда им было по двадцать лет, в браки вступали корейцы 1912-20-х годов рождения. Часты были случаи, когда в брак впервые вступали корейцы в 50-60-летнем возрасте. А значит, именно они несли в себе основные традиционные корейские семейные обычаи, и именно они, впервые попав в условия иноэтнического окружения двух доминирующих в Казахстане культур, были поставлены под угрозу растворения в культурах этнического большинства.
       В 1940-60-е годы почти каждый пятый брак в 1940-60-х годах регистрировал лиц корейской национальности, имеющих большой опыт традиционных семейных отношений. По результатам архивных материалов ЗАГС подавляющее большинство из них делало выбор брачного партнера своей национальности (их удельный вес составил 73,3%). В основном среди остальных это были мужчины-корейцы, регистрирующие союз с русскими женщинами.
       Для менталитета старшего поколения брачующихся корейцев были характерны традиционные корейские взгляды на брак. При выборе брачного партнера они старались не ориентироваться на представителя иной, чужой национальности. Именно этот фактор был одним из сдерживающих тенденцию развития межнациональной брачности среди корейцев Казахстана в 1940-60-е годы. Что же касается основной части корейцев, вступающих в брак в репродуктивном брачном возрасте (их подавляющее большинство - 83,6%), то они также находились в приоритетном выборе брачного партнера своей, корейской национальности. Причина этому была в том, что молодые корейцы не были еще столь самостоятельны в экономическом плане, в вопросах семейного быта, в выборе брачного партнера; они зависели от мнения родителей, родственников.
       Таким образом, на динамику межнациональных браков огромное влияние оказывает образовательный и социально-профессиональный уровень корейцев. С 1960-х годов наряду с расширением двуязычия, повышался образовательный и социально-профессиональный статус корейцев, что отразилось на росте межнациональной брачности корейцев. С другой стороны, межпоколенная информация о корейских семейных традициях сдерживала образование национально-смешанных браков и укрепляла семейные союзы корейцев.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
       1
      
      
       1
      
      
       1
      
      
      
       Алдажуманов К.С., Алдажуманов Е.К. Депортация народов - преступление тоталитарного режима. -Алматы: Фонд “XXI век”, 1997. - С.6
       См.: Бугай Н.Ф. К вопросу о депортации народов СССР в 30-40-х годах// История СССР.1989, 6; Он же. Правда о депортации чеченского и ингушского народов// Вопросы истории.1990, 7
       См.: Казахстанская правда, 1989, 13 июня; Алдажуманов К.С., Алдажуманов Е.К. Депортация народов - преступление тоталитарного режима. -Алматы: Фонд “XXI век”, 1997. - С.10-11
       Погодин С.О. О некоторых изменениях в численности городского населения Казахской ССР в 1946-1959гг.// Известия АН КазССР. Сер.общественных наук.1980.5
       Итоги Всесоюзной переписи населения. 1959г.СССР.(Сводный том).М.,1962.С.28-29
       См.: Ким П.Г. Корейцы Республики Узбекистан: История и современность. - Ташкент: Узбекистон, 1993.-176с.; Ли Г.Н. Корейцы в Кыргызстане. Бишкек. 1998; История, культура и быт корейцев Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана: Материалы Меджунар. Науч. Конф. - Бишкек, 2003, 217с.
       См.: Ким Г.Н. История иммиграции корейцев. Книга первая. Вторая половина 19в. - 1945г. - Алматы, 1999,С.202
       Борзых Н.П. Межнациональные браки в СССР в середине 1930-х годов // Советская этнография. 1984, 3, С.110
       См.: Борзых Н.П. Межнациональные браки в СССР в середине 1930-х годов // С.Э. 1984, 3,С.101-112; Он же. Распространенность межнациональных браков в республиках Средней Азии и Казахстане в 1930-х годах // С.Э. 1970, 4,С.87-95
       См.: Ким Г.Н. Социально-культурное развитие корейцев Казахстана. Алма-Ата, 1989; Он же Корейцы в братской семье народов Казахстана. Алма-Ата, 1988. С.16
       См. например, Ковжасарова Ж.У. Корейцы в Прикаспии. Алматы, 1997. - С.48-52
       См.: Старовойтова Г.В. Этническая ситуация в современном советском городе.Л.,1987
       Абрамзон С.М. Отражение процесса сближения наций на семейно-бытовом укладе народов Средней Азии и Казахстана// Советская этнография. 1962, 3,С.24
       См.: Калышев А.Б. Межнациональные браки в сельских районах Казахстана (По материалам Павлодарской области.1966-1979гг.)// Советская этнография. 1984, 2,С.71-77; Наумова О.Б. Национально-смешанные семьи у немцев Казахстана (по материалам экспедиции 1986г.)// Советская этнография. 1987, 6, С.91-100; Евстигнеев Ю.А. Национально-смешанные браки в Махачкале//Советская этнография. 1971, 4,С.80-85; Тер-Саркисянц А.Е. О национальном аспекте браков в Армянской АССР (по материалам ЗАГСов)// Советская этнография. 1973. 4, с.89-95 и др.
       Асылбеков М.Х., Галиев А.Б. Социально-демографические процессы в Казахстане (1917-1980). Алма-Ата, 1991, С.136
       Асылбеков М.Х., Галиев А.Б. Социально-демографические процессы в Казахстане (1917-1980)\ Алма-Ата, 1991, С.113
       См.: Черныш П.М., Хан В.Н. Корейцы Костанайской области. Костанай, 2000, С.216-328; Ковжасарова Ж.У. Корейцы в Прикаспии. - Алматы, 1997. - С.67-74
       См.: Дробижева Л.М. О социальной однородности республик и развитие национальных отношений в СССР// История СССР. 1967, 1; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Социально-культурное развитие и сближение наций в СССР на современном этапе. М.,1972
       См.: Сусоколов А.А., Новицкая А.П. Этническая и социально-профессиональная гомогенность браков// С.Э. 1981, 6
       Абрамзон С.М. Отражение процесса сближения наций на семейно-бытовом укладе народов Средней Азии и Казахстана// Советская этнография. 1962, 3,С.20
       Хан М.М. Язык и этническое самосознание корейцев Казахстана// Кунсткамера. СПб. 1996. Вып.10, С.35-60
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ем Наталья (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 61k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка