|
Ким Г.Н.
Корейцы за рубежом: прошлое, настоящее и будущее. Алматы: Гылым, 1995.
КОРЕЙЦЫ В КИТАЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современном Китае проживают около двух миллионов корейцев, составляющую самую крупную по численности зарубежную корейскую диаспору в одной стране. Известно, что корейцы в Китае до сих пор сохраняют сильное чувство этнического самосознаия, в особенности в сфере культуры, они обладают относительно высоким уровнем образования, занимают активную позицию в общегосударственных и локальных политических процессах. Уровень материального благосостояния китайских корейцев оценивается в сравнении с другими национальными меньшинствами страны значительно высоким. В целом, корейцы в Китае смогли удержать в своей жизнедеятельности сбалансированное равновесие между своей этнокультурной идентификацией и социо-полтитической адаптацией.
Согласно переписи населения 1982г. титульная нация (китайцы) составляли 93,3% от общей численности населения страны (936 703 824) , а официально признанные 55 национальных меньшинств составляли оставшиеся 6,7% (67 233 254). Доля корейского населения (1 763 870) человек в 1982г. не превышала 0,18% от общей численности Китая. Преобладающая часть китайских корейцев проживает на северо-востоке (Маньчжурии) - 1 103 400 в провинции Гирин, 431 100 в провинции Хэйлунцзян и 194 500 в Ляонин. Незначительные группы корейцев имеются в других регионах страны,в столице - Пекине и во внутренней Монголии.
В Енбенском корейском автономном округе (Yanbien Chaoxianzu zizhizhou), входящем в провинцию Гирин проживают свыше 800 тысяч корейцев, составялющие около 40% общей численности населения округа. В основном они сконцентрированы в трех городах: Яньцзы, Тюмен и Логнцзине. В межпереписной период с 1964 по 1982гг. численность корейского населения Китая выросла всего на 31,7%, что ниже общегосударственного показателя - 45,2%.
С. 10. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Впервые небольшие группы корейцев стали селиться в Маньчжуррии в XVII веке, а наиболее крупные переселения начались во втрой половине XIXв.Причиной иммиграции было тяжелое положение корейских крестьян в северных провинциях Корейского полуострова, усугубленное чередой неурожайных голодных годов, в особенности во время самого страшного из них в 1869г. Цинское правительство с одной стороны пыталсоь репрессивными мерами остановить поток переселенцев, а с другой строны ему было выгодно иметь дешевую рабочую силу., занятую непосильным трудом возделывания сельскохозяйственных культур в сложных природных условиях. Корейские переселенцы разработали в местах вселения ирригационные системы и им принадлежит приоритет в развитии рисоводства.
В 1902г. гиринским властями был создан новый административный округ Яньцзы, куда вошла территория компактного расселения корейцев.
Новая волна переселения в Маньчжурию связана с периодом японской колонизации Кореи, установлением режима протектората в 1905г. и аннексией страны в 1910г. В 1909г. Япония и Китай подписали соглашение, позволяющее корейцам владеть землей и имуществом в специально определенных участках севернее реки Туманган и свободно передвигаться по водной магистрали в коммерческих и иных хозяйственных целях. Численность корейцев в Маньчжурию резко увеличилась до четверти миллиона.
Японские колониальные власти объявили корейцев Китая своими субъектами и проявляли всяческую активность в правовой и политической "опеке" над ними. Внедрение метрополии в экономику колониальной Кореи и военные интересы Японии детерминировали массовый исход корейцев в Маньчжурию и русское Приморье. Корейские перселенцы в Китае стали заниматься не только сельским хозяйством, но и работать в промышленном производстве. Географическая специфика в миграционных процессах предопределили следующее распределение используемых корейцами диалектов:Хамгенский в провинции Гирине, Пхенъянский в Ляонине и Кенгсанский в Хэйлуцзяне.
В результате вышеупомянутых причин , численность корейцев в Маньчжурии увеличилась к 1922г. до 515 тыс., а к 1930г. достигла 607 тыс., причем более половины из них осели в Енбене. Растущая корейская община стала предметом разногласий и компромиссов между Японией и Китаем. К примеру, правительства обеих стран подписали в 1925г. секретное соглашение о преследовании, аресте и суде подозреваемых в антияпонской деятельности корейцев в Маньчжурии. Это соглашение развязало руки китайским властям в ужесточении эксплуатации , гонений и для физического устранения неугодных корейских крестьян. К одним из печально известных примеров китайско-корейского конфиликта относися инциндент, происшедший в Ванбаошане недалеко от Чанчуня между южной линией КВЖД и рекой Итунхе.
В этой местости группа китайских землевладельцев весной 1931г. сдала в аренду на 10 лет чанчуньскому китайцу Хао Юн Дэ 365 га. необработанной земли для рисосеяния, оказавшимся подставным лицом японцев. Он заключил в свою очередь договор о сдаче земли в аренду корейцам - японским подданым. Корейцы, числом около 300 человек, явившись в Ванбаошан, первым делом принялись за рытье канала, который проходил по полям китайских крестьян, не имевших никакого отношения к арендному договору.
Местное население, опасаясь конкуренции начало оказывать корейцам активное сопротивление, они несколько раз закапывали участики канала и в конце концов большой толпой окружили корейцев, не давая им работать. Это произошло 1 июля. На месте оказалось более десятка японских полицейских, которые открыли стрельбу по китайцам и разогнали их.
Однако крестьяне, вооружившись вилами и топорами, вернулись к месту стычки, окружили японцев и корейцев и держали их в осаде. чанчунские японские власти двинули в Ванбаошан вооруженный отряд в составе 100 человек, который ружейным и пулеметным огнем разогнал китайских крестьян. При этом было убито и ранено несколько десятков китайцев.
Этим инциндентом японца воспользовались для разжигания китайско-корейской вражды. В Корее японские власти спровоцировали погромы и убийства китайцев. По некоторым данным всего в середине июля в Корее было убито более 300 китайцев и более тысячи ранено. Десятки тысяч китайцев бежали из Кореи в Маньчжурию и Китай.
В 1932г. японские власти учредили марионеточное правительство Маньчжуго, которое осуществляло строжайший контроль в Маньчжурии и эффективно мобилизовала корейцев в Китай.
Положение корейцев в Маньчжурии в результате двойного национального гнета было исключительно тяжелым. Они работали батраками у китайцев, арендовали непригодные земли и превращали их в доходные рисовые поля. После нескольких лет обработки, когда земля приобретала ценность, землевладельцы настолько повышали арендную плату, что корейские арендаторы были вынуждены покидать разработынные участки.
В дополнение к корейцам-переселенцам, бежавшим от экономических трудностей на родине и поселившимся в Маньчжурии в поисках лучшей жизни прибавилось число корейских патриотов и итлеллигенции, развернувших здесь борьбу против японских клонизаторов и организовавших национально-освободительное движение. Десятки небольших мобильных партизанских отрядов досаждали внезапными атаками на японские гранизоны и полицейские участки в Корее и уходили за Туманган и Ялу. Лидеры национально-освободительного движения не имели четкой идеологической платформы, централизованной организации и скоординированной стратегии, однако они представляли две основные политические тенденции: национализм и коммунизм.
После окончания второй мировой войны в августе 1945г. и освобождения Кореи перед корейцами в Китае встала трудная дилемма: вернуться ли на родниу либо остаться в стране. Около полумиллиона корейцев приняли решение репатриироваться , среди которых были активисты национально-освободительного движения; лица тесно сотрудничавшие с японскими властями в Китае и те, кто надеялся на новые возможности на родине. Более миллиона корейцев по разным причинам остались в Китае. Одни предпочли не возращаться в Корею, так как имели определенные источники жизни в Китае, другие решили просто переждать и посмотреть какие изменения наступят в Китае и Корее после ухода японцев.
Оставшееся в Китае корейское население попало вскоре в вовдоворот гражданской войны, разгоревшейся между китайскмими коммунистами и гоминдановцами. В Маньчжурии десятки тысяч молодых корейцев вступили в контролируемую Китайской Компартией Народноосвободительную Армию. Корейцы опасались с одной стороны предполагаемой проханьской политики Гоминдана , с другой стороны были привлечены обещаниями Компарти, гарантировавшими равенство всех народов страны и раздачу земли всем крестьянам. Однако решающим был факт устанволения контроля КПК именно в Маньчжурии и корейцы должны были адаптироваться к доминирующей политической реальности. Опубликованная статистика убедилтельно доказывает значительный вклад корейцев в дело оканчательной победы КПК в этом регионе страны. Корейцы убеждены, что своей активной борьбой против японцев и Гоминдана они заработали себе законное право жить в Китае.
Китайские корейцы сыграли также значительную роль в Корейской войне. Они демонстрировали полную солидарность и поддержку Северной Корее, а большая группа корейской молодежи в особенности из Енбена, влилась в ряды Китайских Народноных Добровольцев, где командовали Мун Чхон Иль и Чхо Нам Ки. Другие корейцы сами переправились через Туманган и Ялу и служили в рядах северокорейской Народной Армии.
Именно во время Корейской войны , в сентябре 1952г. правительство Китая приняло решение о создании Енбенского корейского автономного района под руководством Чху Ток Хае. После вступления в силу новой Конституции Китая в 1955г., район был переименован в Корейский Автономный округ. Статус автономности получили также другие административные единицы северо-восточного Китая, населенные корейцами, к примеру, в провинции Хэйлуцзян в 1952г. образовали 5 корейских автномных уездов и 101 корейские сельские автономии. По три корейских автономных уезда учредили в провинцит Ляонин и во Внутренней Монголии, в Гиринебыло семь корейских уездов и один смешанный корейско-маньчжурский
Статус автономии не означал полной сободы в политических решениях по национальному вопросу, но позволял в строго регламетированных рамках практиковать и развивать этническую культуру в определенной степени осуществлять местное самоуправление.
Корейские автономии выдержали мощный левацкий крен в Китае во время "чистики" 1957-1959гг. и великой пролетарской культурной революции 1966-1976гг. Радикальные маоисты считали, что национальные автономии мешают делу всекитайского национального единства и построения социолизам. По их убеждению все национальные меньшинства должны признать приоритетт китайской культуры и скорейшим образом усвоить ее. Этническому и культурному разнообразию маоисты предпочили ассимиляцию национальных меньшинсва, слияние в единую общность.
Под руководством Мао Юан Ксина, племянника "великого Мао" группа молодых корейцев во главе с Чхо Хае Реном присоединилвсь к акциям хунвейбинов, направленных против Чху Ток Хае - лидера Енбенского округа. Хунвейбины прозвали Чху "китайским Хрущевым" и обвинили его в планах создания"независимого королевства" в Енбене. Они арестовали и избили многих корейских руководителей и интеллектуалов, навешивая всем ярлыки "клика Чху в Енбене" . По имеющимся данным в период культурной революции в Енбене было убито около 4 000 человек и свыше 5 000 ранено и искалечено.
После разоблачения "клики четырех" и смерти Мо Цзе Дунна корейцы стали постепенно управляться в русле прагматичной национальной политики нового политического лидера - Дэн Сяо Пина. Своими решениям Дэн Сяо Пин пытался уменьшить имеющиеся межэтнические трения и конфликты, признать и удовлетворить законные интересы и устремления национальных меньшинств страна. Он устранил от руководства радикальных маоистов, произвел крупную перестановку национальных кадров. Новая политика дала импульс пробуждения этнического сознания и новые, доселе неизвестные китайским национальным меньшинствам возможности в местной автономии. Корейцы также получили определенные преимущества.
Енбенский автономный округ был восстановлен с некоторыми атрибутами политической автономии. Ряд прогрессивных корейских лидеров получили руководящие посты, а 45-летний Ли Ток Су стал влиятельным секретарем КПК в Енбене. Он одновременно являлся политкомиссаром армейской группы в Енбене, вице-губернатором провинции Гирин и постоянным членом ЦК КПК.
Ряд корейцев занимали посты в высшем эшелоне Партии и правительства. Мун Чхонг Иль и Хван Кван Хак были замминистрами центрального правительства в Пекине. Среди депутатов Всекитайского собрания народных представителей 7-го созыва (1987-1991гг.) было двадцать корейцев и одни из них Чхо Енг Хо входил в Постоянный Комитет ВСНП. Среди членов Народного Политического Консультативного Совета Китая 7-го созыва было 7 корйцев. Принимая во внимание совершенно малый удельный вес корейцев вобщей численности Китая, можно отметить их значительное представительство в высших и местных органах власти и управления. Таким образом, корейцы Китая демонстрируют свои интеллектуальные, организаторские способности, проницательность и адаптацию в своих политических ориентациях.
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Корейцы в Китае были вынуждены постоянно приспосабливаться к переменам, происходящим в политической системе, однако они никогда не забывали свои этнические корни и культурные традиции. Чем больше корейцы ощущали на себе политическое давление, тем сильнее они понимали актуальность и важность культурного наследия в предотвращении утери своей этнической самоидентификации. В условиях сложившихся ныне политических реалий в Китае двухмиллионная корейская община вынуждена балансировать между неизбежность восприятия и усвоения доминирующей культуры титульной нации и стремлением сохранения и развития своей собственной.
С увеличением прироста корейских переселенцев в Маньчжурию повсеместно в местах их компактного проживания стали появляться учебные заведения для корейских детей. Правительство Кореи и администрация Южно-Маньчжурской железно-дорожной компани подписали соглашение о сотрудничестве по организации корейских школ. К концу 1932г. в Маньчжогоу действовали 4 детских сада , 164 начальные и 8 средних школ, которые охватывали соответственно 216, 15 448 и 1 099 корейских детей.
Когда китайское правительство даровало формальный статус полтической автономии Енбенскому округу и другим корейским административным единицам корейцы переживали "золотой век" этнической самоидентификации. Они могли гордиться своими достижениями в сфере образования иикультуры, более занчительными чем у других народов страны, включая титульную нацию. Вторая половина 50-х годов характеризуется подлинным расцветом искусства, литературы, культуры и всей социальной жизни корейцев Китая. Енбен превратился в важный географический центр корейской культуры и привлекал многих интеллектуалов из других регионов страны.
В этот период корейский язык функционировал вов сех сферах: народном образовании, печати, литературе , искусстве и науке. В Енбене организовали корейские библиотеки, музеи, театры, редакции газет и журналов. учебные и научные учреждения. Символом успеха корейцев в образовании стал Енбенский университет, основанный в 1949г. Численность студентов к середине 50-х годов увеличилась более двух раз, а университет превратился в важный центр подготовки специалистов с высшим образованием. Большую организационную работу проводил ректор университета Чху Ток Хае. Корейский язык был основным языком обучения. В 1958г. медицинский и сельскохозяйственный колледжи были отделены от Енбенского университета.
Золотой век оказался однако слишком коротким и "великая культурная революция" нанесла сильный урон в социально-культурной жизни всех национальных меньшинств Китая. Была развернута пропагандистская компания, направленная на отказ народов Китая от своих национальных языков, которые , якобы сдерживали социальную мобильность и мешали политическому прогрессу национальных меньшинств. Хунвейбины закрывали корейские школы, корейскоязычные хрестоматии изъяли из обращения, взамен предлагалиь переводы с китайский учебных пособий.
10-летний период культурной революции произвел опустошительный эффект среди корейской интеллигенции, так как многие из них были объявлены агентами Чху Ток Хае и предателями государственных интересов Китая. Многих корейцев сослали в сельхозкоммуны и отпраивли работать на фабрики и заводы в целях политического перевоспитания и идеологической очистки. Других заключили на несколько лет в тюрьмы. Поскольку весь цвет корейского профессорско-преподавательсткого состава Енбенского университета подвергся репрессиям, он утерял свою функцию центра высшего образования.
С пришествием к власти Дэн Сяо Пина у корейцев Китая появилась новая возможность для этнокультурного ренессенса. В первую очередь восстановили национально-ориентированную систему образования. Открылись вновь корейские школы, при поступлении в вузы Енбена абитуриенты могли сдавать экзамены на корейском языке. Студенты-корейцы получили специальные стипендии и пособия. Ко всему прочему корейским семьям в отличии от китайцев и других народов официально позволили иметь двух детей.
В настоящее врмея в Китае наблюдается массированная издательская деятелтность на корейском языке: печатается художественная, общественно-политическая, научная и учебная книгопродукция, выходят десятки газет и журналов. Полностью восстановлены учреждения театральногл и художественного искусства. Организованы местные и центральные корейские национальные организации, призванные развивать чувство этнической общности среди корейской интеллигенции такие как: Китайская Ассоциация корееведческих исследований. Союз корейских писателей, Ассоциация корейской лингвистики, корейского фольклора и корейской экономики. Появилось несколько научно-исследовательских институтов по корееведческим проблемам в университетах Пекина, Гирина и Енбена.
В 1989г. в Енбенском университете обучалось 2 800 студентов-очников, 2 500 студентов на вечерних и заочных отделениях и 115 аспирантов. Штат сотрудников насчитывал 1 114 человек, включая 20 профессоров, 140 доцентов и 300 лекторов . Около 70% студентов и сотрудников Енбенского университета- корейцы , однако основным языком обучения является китайский. В 1949г. университет подготовил около 15 000 тысяч специалистов-корейцев с высшим образованием. В университете действуют 15 факультетов: корейского языка и литературы, иностарнных языков, географический, физический, математический, химический, инженерный, физической культуры, искусства. При универститете есть несколько научно-исследовательских центров и институтов.
В 1950-х годах - в начале 1960-х годов корейцы в Китае испытывали сильное культурное влияние Северной Кореи. В конце 1980-х годов ситуация сильно изменилась и корейская интеллигенция предпочла развиваться скорее с Южной Кореей нежели чем с Северной. Корейцы Китая испытывали чувство гордости за достижения экономики и культуры Южной Кореи и успешно проведенную Сеульску Олимпиаду. Корейские лидеры в Енбене заявили, что международное признание Южной Кореи благотворно отразилось на социо-политическом статусе корейцев в Китае.
Китайские корейцы не скрывают своей этнической принадлежности, они не меняют свох имен и открыто говорят на родном языке. Корейские традиции и обычаи имеют место в повседневной жизни. Сохранились материальная этническая культура, в особенности пища. Женщины-кореянки по официальным праздникам и семейным торжествам надевают национальное одеяние - чхима и чогори. По всему видно, что корейцы Китая в своей социальной практике и национально-кульутрной жизни глубже и крепче связаны со своими этническими корнями, нежели их соплеменники, проживающие в дургих зарубежных странах.
Ким Герман Николаевич, профессор, доктор исторических наук, зав. каф. корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби, Республика Казахстан, Алматы, 480012, ул. Иманова 61а, каб. 200; тел./ факс раб. 3272-621345, сотовый: 8300-7551494; e-mail: ger_art@astel.kz; kazgugnk@yahoo.com
http://www.koryosaram.freenet.kz
Prof. Dr. Kim German Nikolaevitch, Head of the Department of Korean Studies Faculty of Oriental Studies Kazakh National University named after al-Farabi. Republic of Kazakhstan Almaty,480012, Imanova str.61a, Room 200;
Phone/fax: 3272-621345, mobile: 8300-7551494
e-mail: ger_art@astel.kz; kazgugnk@yahoo.com
http://www.koryosaram.freenet.kz