Ким Герман: другие произведения.

Ким Герман. "Са и гу" - 4,2,9

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ким Герман (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 30k. Статистика.
  • Статья:
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    Ким Герман

    Са и гу - 4, 2, 9

      
       Завершая свою статью о том, где проживают американские корейцы, я упомянул события, происшедшие весной 1992 года в Лос Анжелесе. Они вошли в черные страницы истории корейцев в США и широко известны под названием "са и гу", что означает в иероглифическом написании цифры 4, 2, 9, то есть 4 месяц, 29 день - или понятнее - 29 апреля. Кстати, у корейцев, таким манером довольно часто обозначают важные исторические события и даты, к примеру: "юк и о" (6,2,5) - Корейская война, которая началась 25 июня 1950 года, "пхаль-пхаль Олимпик" - Сеульская олимпиада 1988 года и т.п.
       Так что же произошло в конце апреля 1992 года, как оно отразилось на жизни американских корейцев, какие последствия и уроки следует вынести из этого трагического урока всем зарубежным соотетественникам? Забегая вперед отмечу, что "са и гу" это не просто трагедия американских корейцев, а транснациональное проявление кризисных проблем современного общества в целом, что подтверждено недавними массовыми беспорядками в пригородах Парижа, где проживают выходцы их стран арабского Востока, погромами турецких кварталов в Германии, впышками этнических конфликтов постсоветского периода....Примеров не счесть.
       Известно, что только в США на протяжении последних 150-ти лет произошло около 200 крупных волнений, большинство из которых носили характер межрасовых столкновений. Большая часть бунтов явилась ответной реакцией черного населения на политику апартеида и дискриминации. Однако известны случаи, когда белые проводили погромы среди азиатов, как например, погромы в китайских кварталах Сиэтла в 1886 году.
       События, непосредственно предшествовашие погромам, учиненными афроамериканцами в Кориатауне Лос Анжелеса, разворачивались за год вперед. А началось это с того, что 3 марта 1991 года полицейский наряд пытался остановить машину, превысившую допустимую скрость. Водитель - чернокожий мелкий хулиган Родни Кинг (King, Rodney) не остановился, а пытался удрать, набрав резко скорость. Однако полицейские, а их было четверо белых, преградили беглецу дорогу, выволокли его из машины и жестоко избили дубинками и запинали ногами. В результате, чернокожий получил переломы черепа в 11 местах, а также повреждение мозга и почек.
       Полицейские не подозревали, что с балкона близлежащего дома их действия были записаны на любительскую видеокамеру Джорджом Холидеем, который передал их местному телеканалу. Затем эта 81 - секундная запись прошла по национальным телеканалам и по новостным сводкам многих стран мира. Разразился большой скандал..
       Четырем полицейским: Лоренсу Пауэлу, Теодору Бризено, Тимоти Вайнду и сержанту Стейси Куну были предъявлены обвинения в незаконном применении сил и превышении полномочий. Однако место суда было переведено из Лос-Анджелеса в соседнее, в основном, "белое" графство Вентура, где традиционно проживали многие действующие и отставные полицейские. Из их числа и были отобраны присяжные. К этому судебному разбирательству было приковано пристальное внимание черного населения Америки и, прежде всего, Лос Анжелеса, ожидавшего справедливого решения.
       Через год разбирательства, 29 апреля 1992 суд присяжных, состоявший из 12 человек - 10 белых, одного латиноамериканца и одного азиата единогласно и полностью оправдал троих полицейских. Только по пункту превышения полномочий, предъявленных к 29- летнему Лоренсу Пауэлу мнения присяжных разделились, однако счет голосов оказался 8 к 4 в пользу обвиняемого, который также оказался полностью оправдан.
       Даже мнения представителей власти по поводу вынесенного вердикта оказались неоднозначными. Том Брэдли - мэр Лос Анжелеса сказал следующее: "Я потерял дар речи, когда услышал вердикт. Решение суда присяжных никогда не сотрет из памяти увиденную видеозапись. Люди, избившие Родни Кинга недостойны носить полицейскую униформу". Президент Джордж Буш сдержано высказался, что суд присяжных выполнил свою работу и теперь необходимо проявить уважению к закону.
       Такое решение, объявленное судьей Стейнли Вайсбергом вызвало ярость в черных кварталах Лос-Анджелеса. Начались грабежи, погромы и нападения на белых и выходцев из азиатских стран.
       Беспорядки продолжались четыре дня. В результате уличных боев 58 человека были убиты, почти 2.4 тыс. были ранены, 11 700 человек были арестованы, в том числе афро-американцы - 42 процента, латинос - выходцы из латинской Америки - 44%, белые 9 % и другие - 2%. Эти цифры отражает пропорциональный состав населения районов, где прошли беспорядки, но не самомго Лос Анжелеса в целом. Среди бунтовщиков были замечены откровенно криминальные элементы, которые воспользовались ситуацией и разного рода любители острых ощущений. Мародерство охватило толпу и полицейская видеохроника запечатлела на вид безобидных обывателей, которые просто "забирали" то, что осталось после пожарищ: дорогую обувь, радио-теле-аппаратеру, часы и т.д. Всего было соженно свыше 1,100 зданий. Пострадала территория, площадью 169 кв. км.. Общий ущерб оценивается от 700 млн. до одного миллиарда долларов. На подавление бунта были брошена Национальная Гвардия и военные подразделения, в том числе морские пехотинцы общей численностью в 22 тыс. человек.
       Размах стихийного бунта принял угрожающие размеры, такие же беспорядки, сопровождашиеся насилем прошли в ряде других годов с черным населением - Сан Франциско, Лас Вегасе, Сиеттле, Нью Йорке, Атланте, спорадические вспышки насилия были отмечены также в Тампе, Питтсбурге, Бирмингеме, Омахе и т.д.
       Эти события вынудили власти назначить новый суд над полицейскими, на этот раз в Федеральном суде, который приговорил двоих их них к тюремным срокам по 30 месяцев.
       Опасаясь за новые беспрядки власти предприняли превентивные меры. Прежде всего решение суда было зачитано в совершенно необычное время на утреннем заседании, начавшемся в 7 часов утра 17 апреля 1993 года. Двоих полицейских - Лоренса Пауэла и сержанта Стейси Куна суд счел виновными, а оставшихся двоих вновь оправдали. Вся полиция находилась в состоянии повышенной мобилизационной готовности, город патрулировался усиленными нарядами, в небе постоянно кружили вертолеты наблюдения, работали тактические командные пункты, привлекли в поддержку Национальную гвардию и элитную морскую пехоту. Никаких беспорядков не последовало.
       Однако вопрос: почему же острие гнева черных жителей Лос Анжелеса оказалось направлено против корейцев не давал мне покоя и я пытался прояснить его в течение долгого времени тем, что читал публикации о "са и гу", распрашивал американских корейцев, в том числе профессоров. Но это были суждения пострадавшей стороны. На это раз обращение к отчетам Полицейского управления Лос Анжелеса и статьи крупнейших американских газет и журналов пролили свет с другой стороны трагедии, о чем я расскажу в завершающей части моего рассказа.
      
       (продолжение следует)
      

    Са и гу - 4, 2, 9

      

    (окончание следует)

      
       "Кориатаун" в Лос-Анжелесе, как известно, появился в районе прежних афроамериканских кварталов, из которых корейские иммигранты постепенно выдавили чернокожих и выкупили у них мелкое предпринимательство. Корейцы, зарабатывавшие деньги на черных клиентах, не обращали внимания на нужды местного населения и не вносили какого-либо вклада в их решение. Языковой барьер, разница в манерах поведения и общения с людьми усугубили натянутые отношения. Складывались прочные негативные по отношению друг другу стереотипы. Корейцы стали считать афроамериканцев ленивыми, малограмотными и вороватыми, а те в ответ называли корейцев жадными, грубыми и скоробогатенькими. Словесные перепалки и мелкие стычки между корейскими владельцами магазинчиков и минимаркетов происходили каждодневно и холодный ком взаимной неприязни рос с угрожающим постоянством, а протянуть друг другу руки примирения и дружбы не соизволили ни те и ни другие.
       Я не помню названия фильма, но его незамысловатый сюжет засел крепко в моей памяти. Молодой китаец (Джеки Чан), приезжает в Америку и по воле случая встает на защиту своей симпатичной соплеменницы, только что открывшей магазинчик. Герой лихо кулаками и пинками разгоняет хулиганов, но в итоге налеты только участились и ужесточились. В конце концов, дело доходит до того, что озверевшие бандиты полностью разрушают новый магазин. Этот фильм мог быть и про корейских иммигрантов, магазинчики которых чуть ли не каждодневно подвергались атакам чернокожих уличных банд и в них не раз раздавались смертельные выстрелы. Список жертв пополнялся с каждым годом, поэтому корейцы также стали вооружаться с целью самообороны. Но вот первая жертва со стороны черных, по роковому случаю, совпавшая с избиением Родни Кинга, и вынесением судебного вердикта, послужила детонатором для взрыва, происшедшего в Кориатауне.
       Утро 16 марта 1991 года в районе Саус Лос-Анжелес. Магазинчик по продаже алкогольных напитков, сигарет, закуски-снеди и всякой мелочевки, которые в Америке называют "ликёр стор". Над магазинчиком громкая вывеска "Эмпайер Ликер" (“Empire Liquor”). В Корее меня всегда поражало обилие всяких "ройал", "дэ люкс", "плаза". Эту страсть к звучным вывескам-названиям корейцы привезли с собой в Америку, да и к нам в Казахстан. За кассовой стойкой усталая, нервная женщина-кореянка под 50 лет по имени Ду Сун Чжа (Soon Ja Du). Вообще-то работать в таком заведении не женское дело, и во всех подобных магазинчиках за стойками стоят в основном цветные мужчины. Но в тот злополучный день ее муж Ду Хёнг Ки (Heung Ki Du), которого клиенты-завсегдатаи звали на американский манер Билли приболел, а сын из-за угроз уличных бандитов вынужден был остаться дома.
       В магазин вошла 15 летняя чернокожая девушка-подросток Латаша Харлинс и Ду Сон Чжа увидела в камеру, как та засунула себе в рюкзак пластиковую бутылочку апельсинового сока за один доллар 79 центов и направилась к выходу. Ду Сон Чжа не заметив, что Латаша на ходу вынула деньги, намереваясь расплатиться, схватила ее за свитер и накинулась с руганью. Девушка в ответ четырежды ударила кулаком в лицо и Ду Сон Чжа оказалась на полу. Поднявшись, она бросилась назад к стойке, выхватила пистолет и выстрелила в уходящую Латашу. Пуля угодила в затылок девушке. Муж Ду услышав выстрелы, примчался в магазин и сразу набрал по телефону 9-1-1, но было уже поздно - девушка скончалась на месте.
       Судья Джойс Карлин вынесла вердикт, по которому обвиняемая Ду Сон Чжа была приговорена к 5 годам условного заключения, 400 часам принудительного труда в сфере социального обслуживания и 500 долларам штрафа, хотя присяжные рекомендовали осудить Ду за преднамеренное убийство Латаши Харлинс к 16 годам тюрьмы.
       Считается, что этот инцидент и судебное решение обострили до предела неприязнь друг к другу чернокожих жителей-клиентов и желтокожих торговцев, что и привело, в конечном счете к погромам и поджогам в Кориатауне, к трагедии под названием "са и гу".
       До сих пор нет единого мнения по поводу того, что явилось катализатором беспорядков. Газета "Лос-Анджелес таймс" провела опрос, и результаты оказались следующими:
      -- 18% опрошенных полагали, что они произошли из-за оправдательного приговора в деле Родни Кинга;
      -- 20% ответили, что виновато было имущественное неравенство различных этнических (расовых) групп населения
      -- Более 30% опрошенных возложили вину за грабежи и поджоги на хулиганов и мелких преступников.
      -- Оставшиеся 20% респондентов считали, что повлияли все эти факторы.
       Межрасовый конфликт и массовые беспорядки в Лос-Анжелесе стали темой диссертаций, научных и публицистических книг, множества газетно-журнальных статей, о них сняты документальные и художественные ленты.
       Не случайно фильм "Столкновение" (Crash) - режиссера Пола Хэггиса, поднимающий проблему расизма в американском обществе, получил на 78-й церемонии в Лос-Анжелесе "Оскара". В картине задействованы несколько звезд первой величины, таких как Сандра Баллок, Мэтт Диллон, Дон Чидл, Брендан Фрейзер, Тэнди Ньютон и Райан Филипп. "Столкновение" обошлось своим создателям в $6,5 млн, а кассовые сборы от картины достигли 55 миллионов долларов в США.
       Существуют различные мнения по поводу того, насколько возможно в Лос-Анжелесе повторение событий 1992 года. Некоторые утверждают, что уровень расовой ненависти, безработицы и материального неравенства по-прежнему остается высоким. Согласно опросу общественного мнения, проведенному "Лос-Анжелес таймс" в начале нынешнего века, 69% жителей города считают, что был достигнут определенный прогресс в деле исправления ситуации. Однако в результате другого опроса выяснилось, что 50% обитателей Лос-Анжелеса считают повторную вспышку насилия вполне возможной.
       Урок, который вынесли власти, заключается в том, что нельзя белым полицейским избивать чернокожих, ибо это воспринимается населением не столько социальным, сколько расовым конфликтом. Сейчас, картина другая: белые и черные полицейские вместе дубасят чернокожего преступника. В 2002 году несколько десятков тысяч афроамериканцев хотели провести марш памяти Родни Кинга. Марш был властями запрещен, и попытка бунта жестоко подавлена в самом зародыше. Но никаких масштабных расовых волнений это не спровоцировало, так как беспорядки подавлялись, в том числе и значительным числом чернокожих полицейских.
       Теперь только представьте ситуацию, что в "Бакае" или "Шаныраке" разгоном людей занимались бы полицейские-блондины, и при этом со стороны жителей оказалась бы хоть одна жертва со смертельным исходом?
       Какие же уроки вынесли для себя американские корейцы? Вот об этом я расскажу в заключительной части моего очерка о "са и гу".
      
       (продолжение следует)

    Са и гу - 4, 2, 9

    (Окончание)

       Из Америки как из всех своих зарубежных поездок я привез книжные новинки, в том числе и по теме нашего нынешнего разговора, а именно, почему корейцы оказались вовлеченными в расовые волнения в Лос-Анджелесе и, что следует вынести из этого трагического урока.
       Об одной из приобретенных книг хотелось бы рассказать подробнее. Называется она “East to America. Korean American life story”? то есть "На восток в Америку. Рассказы о жизни американских корейцев". Парадокс, но это факт, что Америка для Кореи не запад, а восток, так что и мы из Казахстана можем лететь в сторону восхода Солнца и скорее достичь берегов Америки, во всяком случае, Аляски и, кажется Калифорнии, чем через Западную Европу. В сборник, который составили два известных профессора Элейн Ким и Ю Ый Юнг вошли воспоминания и эссе 38 американских корейцев разных поколений, возрастов, профессий, живущих по всей стране.
       Лишь некоторые из них оказались жертвами "са и гу", но исключительно все с замиранием сердца следили за ставшими таблоидными погромами и пожарами в Кориатауне, видели по телевизору, слышали по радио и читали в газетах репортажи, комментарии, интервью. У кого-то там, в Лос-Анжелесе, жили родные, близкие люди, партнеры по бизнесу и просто знакомые. Так вот, что они вспоминают и о чем думают по поводу "са и гу"?
       Мнения относительно того "кто виноват" разделились от совершенно нигилистического "сами допрыгались, не надо было выпендриваться!" до слепой ненависти и ярости - "все вокруг гады и страна хуже африканских джунглей!" Ну, а мне то кажется, что как всегда права истина о "золотой середине" и вот почему.
       Налицо здесь и ошибки лидеров корейско-американских общин, выступающих зачастую в качестве отцов-основателей, которые не сумели настроить своих соотечественников-иммигрантов на волну мультикультурализма, межрасового и межэтнического общения. Да и сами корейцы содействовали всячески появлению стереотипного представления о себе как о быстро богатеющих и преуспевающих иммигрантов, которые разъезжают на дорогих лимузинах, носят золотые часы и бриллианты, посылают детей учиться в гарварды. Многие стереотипы на поверку оказываются ложными, но, появившись однажды, они остаются устойчивыми надолго. На самом деле, как показывает статистика, большинство американских корейцев вряд ли можно отнести к категории хорошо оплачиваемых или имеющих высокие доходы. Обилие лавочек магазинчиков, прачечных и парикмахерских, которыми владеют корейские иммигранты, создает впечатление, что у них тут все схвачено. Причем, для афро-американского или белого населения, что китайцы, что японцы, что вьетнамцы, что корейцы - все одно - азиаты. Это как в России или у нас, многие народы попали под одну категорию "лица кавказской национальности", которая заведомо несет в себе негатив. В истории уже не раз повторялось, когда корейцы страдали не по своему этнически-национальному признаку, а по цвету кожи, когда их идентифицировали с другими азиатами. Достаточно вспомнить антияпонские настроения в Америке после разгрома Пёрл-Харбора, когда некоторые американские корейцы стали носить таблички с надписью “I'm not Japanese”, то есть - "Я - не японец".
       Рудименты такой ненависти к японцам живы до сих пор и муссируются в СМИ и кинематографе, поэтому вколачиваются в обыденное сознание простых американцев. Например, в 1995 году одна из американских компаний восстановила и растиражировала копии мультфильма с кроликом Банни времен Второй мировой войны, в котором длинноухий раздает толпе японцев стаканчики мороженого со спрятанными в них бомбами, приговаривая: "Вот вам, кривоногие, вот вам, обезьяньи морды, вот вам, косоглазые, берите по одному!".
       Ныне стереотип "образцового этнического меньшинства" (model minority), который часто применяется к корейцам, стал явно беспокоить их, равно как и других азиато-американцев. Этот образ успеха используется для замалчивания проблем, с которыми сталкивается это меньшинство, или для критики других меньшинств, которые не столь удачливы, а значит, более ленивы. Такая позиция способствует разжиганию страстей. Кстати, после "са и гу", университет Южной Калифорнии и ряд других престижных американских вузов установили "азиатскую квоту", ограничив число азиато-американских студентов.
       Отмечу, что появилась целая теория о "доминирующих на рынке этнических меньшинствах". Такие меньшинства, как правило, существуют в традиционно небогатых странах с консервативным укладом. Их роль, их экономическое влияние резко возрастает в период перехода к свободному рынку. Результатом сплошь и рядом становится резкое обострение этническое розни в обществе, что приводит к массовым беспорядкам и кровопролитию.
       Что же касается "са и гу" и пострадавших в них корейцев, то подчеркну еще раз, что афро-американское гетто - малоприятное место для предпринимательства. Но, как правило, чем выше степень риска, тем больше извлекаемая прибыль и корейцы вошли в гетто без опыта, без хорошего знания английского языка и даже без полных гражданских прав - в той мере, в какой эти права вообще в Америке существуют. Но зато у этих иммигрантов было нечто другое: этническая или семейно-родовая спайка, без которой на чужбине прожить трудно и которая служит заменой контрактному праву в стране. Корейцы двинулись, прежде всего, в торговлю. Невероятным терпением и трудом корейские иммигранты, чьи магазины были открыты 24 часа в сутки, смогли освоить гетто в крупных американских городах. Их этническая сеть позволила действовать более эффективно, чем коренным жителям - вначале в рознице, затем в оптовой торговле, при этом их функции остались посредническими, вроде перераспределения товаров повседневного спроса из точки изобилия в точки дефицита. Корейские торговцы объективно выполняли социально полезную роль для местного населения, устраняя дефицит, сбивая цены и платя налоги. Они завоевывали рынок, но не любовь коренного населения, которое с завистью наблюдало, как богатеют вчерашние пришельцы. Вот почему, в миг накала страстей именно на них опрокинулся этнический и расовый гнев, хотя ни они, ни их предки не несли никакой вины за беды чернокожего населения Америки.
       Не успели остыть пепелища пожаров, а тысячи корейцев Лос-Анжелеса двинулись маршем мира и согласия по Олимпийскому бульвару неся на руках транспаранты с требованиями "Восстановить Кориатаун!" и "Справедливость для Кинга!". Впервые в христианских церквях корейские и афроамериканские пасторы провели совместные богослужения. Произошли встречи и переговоры между лидерами этнических общин. То есть то, что надо было сделать ab initio, а не post factum, то есть до того, как жареный петух клюнул.
       Завершить же хочется на оптимистической ноте, и вот какой она получилась.
       В Лос-Анжелесе есть единственный в мире музей толерантности, которому исполнилось уже 15 лет. Он был открыт в 1992 году, в год "са и гу". В музее показывают и рассказывают о том, к чему может привести расовая, религиозная нетерпимость и межэтническая вражда. Музей толерантности призван сохранить всеобщую гармонию и мир.
      
       Ким Герман Николаевич, профессор, доктор исторических наук, зав. каф. корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби, Республика Казахстан, Алматы, 050012, ул. Амангельды 61а, каб. 200; тел./ факс раб. 7-327- 2674589, сотовый: 7-701-7551494; e-mail: kazgugnk@yahoo.com gerkim@mail.ru; MSN kazgugnk@hotmail.com
          http://www.koryosaram.freenet.kz
         
       Prof. Dr. Kim German Nikolaevitch, Head of the Department of Korean Studies Faculty of Oriental Studies Kazakh National University named after al-Farabi. Republic of Kazakhstan Almaty,050012,Amangeldy str.61a, Room 200;
          Phone/fax: 7-327-2674589, mobile: 7-701-7551494
          e-mail:kazgugnk@yahoo.com gerkim@mail.ru; MSN kazgugnk@hotmail.com
          http://www.koryosaram.freenet.kz
         
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ким Герман (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 30k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка