Kim German: другие произведения.

Kim German.Koryo Saram or Koreans of the Former Soviet Union in the Past and Present

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 15/08/2006.
  • © Copyright Kim German (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/12/2004. 18k. Статистика.
  • Статья:
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

    9

    Koryo Saram or Koreans of the Former Soviet Union in the Past and Present.

    German N. Kim. Kazakh National University.

    Численность корейцев современного постсоветского пространства составляет около полумиллиона человек, из которых две трети сосредоточена в Узбекистане и Казахстане, а остальная часть в России. Незначительные корейские диаспоры есть в Киргизстане, на Украине, Туркменистане, Белоруссии и т.д.1. В 1999 г. состоялась Первая Национальная перепись населения в Казахстане, в других странах СНГ она еще предстоит. Такое дисперсное расселение было предопределено как политикой депортации сталинской эпохи, так и миграционными процессами среди корейского населения.

    В прошлом в литературе и обиходе широко использовался термин "советские корейцы", который подразумевал всю совокупность корейцев, проживавших в бывшем "едином и нерушимом Союзе". Параллельно бытовали этнонимы "коре сарам" и "чосон сарам", однако в последнее десятилетие на постсоветском пространстве и за рубежом широкое распространение получило название и самоназвание "коре сарам". Советские корейцы не были однородны в своем составе. Их можно было условно разделить на три группы. К первой преобладающей по численности группе, относятся потомки переселенцев на русский Дальний Восток. Эта группа представлена 2-5 поколениями и ее по праву именуют "коре сарам". Kim Syn Khwa. Ocherk po istorii sovetskikh koreitsev. Alma-Ata, 1965; Pak B.D. Koreitsy v rossiskoi imperii. Мoscow, 1993; Ко второй группе относятся сахалинские корейцы. Как известно, в период с 1939 по 1945 гг. около 60 тысяч корейцев были вывезены японскими колониальными властями из южных провинций Кореи для принудительного труда на южной части Сахалина. В настоящее время численность сахалинских корейцев составляет более 35 тысяч, и они представляют 1-3 поколения. Bik Zi Kou. Sakhalinskiye koreitsy: problemy i perspektivy. Yuzhno-Sakhalinsk, 1989; Kuzin A.T. Dalnevostochnye koreitsy: zhizn i tragediya sudby. Yuzhno-Sakhalinsk, 1993. Третья группа является самой малочисленной, но она очень заметна, так как ее представители владеют хорошо корейским языком. Эту группу составляют бывшие граждане КНДР, оставшиеся в Советском Союзе после учебы в университетах или работы по контракту. Таким образом, термин "коре сарам" по своей семантике несколько уже, чем термин "советские корейцы".

    История коре сарам на сегодняшний день уже не представляет собой tabula rasa и многие белые пятна ликвидированы усилиями отечественных ученых и зарубежных ученых. Kim G.N. Koryo saram. Bibliografia i istoriografia. Almaty. Kazakh University Press. 2000.

    Массовая эмиграция корейцев в российские пределы начался в конце 1860-х гг. и продолжалась несколькими волнами до середины 20-х годов прошлого века. Голод, природные катаклизмы, эксплуатация, безземелье, а позже японские репрессии были выталкивающими силами из Кореи переселенцев в Россию. Географическая близость, лояльное отношение властей России к переселенцам, незаселенные земли, возможность новой жизни притягивали многих корейцев. В начале XX века корейцы были достаточно широко расселены не только в сельской местности Приморья, но и городах Дальнего Востока и Сибири. В первые десятилетия корейские переселенцы, проживавшие отдельными деревнями оставались прежними, сохранились социальные отношения, этническая культура и язык. Октябрьская революция 1917г. своими лозунгами справедливости, свободы и равенства объединила все трудящихся. Корейцы стали борцами за советскую власть, ибо эта борьба слилась воедино с антияпонским освободительным движением. Сотни корейских партизан отдали за это свои жизни. Babichev I. Uchastiye kitaiskikh i koreiskikh trudyaschikhsya v grazhdanskoi voine na Dalnem Vostoke. Tashkent, 1959; Kim M. Koreiskie internatsionalisty v borbe za vlast Sovetov na Dalnem Vostoke, 1918-1922. Moscow, 1979; Pak Hwan. A History of Nationalist Movements among Koreans Residing in Russia, Seoul, 1995.

    Корейцы советского Дальнего Востока в 30-х годах, представляли собой сложившуюся, со своими устоями, традициями общность людей. На Дальнем Востоке были десятки корейских земледельческих и рыболовецких колхозов. Существовали корейские населенные пункты и национальные сельсоветы. Корейцы принимали самое активное участие в деятельности государственных и общественных организаций всех уровней. Развивалась национальная культура, язык, росла национальная интеллигенция, на корейском языке выходили газеты, журналы, было корейское издательство, радиовещание, театр, педагогический институт, корейские отделения в вузах, педагогические училища, техникумы, культурно-просветительные учреждения. Сотни молодых корейцев получили образование в вузах Москвы и Ленинграда, ряда крупных городских центров России. Корейцы советизировались и интегрировались в новые политические и социально-экономические условия. Pak B.D. Koreitsy v Sovetskoi Rossii. Moscow-Irkutsk,1995

    Дальневосточные корейцы были первыми из народов Советского Союза, испытавшими на себе депортацию, затем последовали репрессии против десятков других народов. Ошибочно считать, что решение о депортации принял Сталин единолично и спонтанно. Постановление Љ 1428-326сс правительства и партии от 21 августа 1937 г. о депортации корейского населения из Дальневосточного края, подписанное В. Молотовым и И. Сталиным было логическим продолжением царской и советской национальной политики в отношении национальных меньшинств. German N. Kim and Ross King (Eds.) The Koryo Saram: Koreans in the Former USSR. Korean and Korean American Studies Bulletin. Vol. 2&3, 2001, рр. 19-45 Около 100 тысяч депортированных корейцев были устроены в Казахстане, главным образом в самостоятельные колхозы или "доприселены" в существовавшие хозяйства. Именно в Казахстан попали корейский театр, редакция газеты "Сэнбон", корейский педагогический институт и педагогический техникум и книги на корейском языке, то есть в Казахстане сосредоточился интеллектуальный потенциал советских корейцев. В Узбекистане таким же образом были устроены 74 тыс. переселенцев, причем примерно в "самостоятельных корейских колхозах", остальная часть в узбекских колхозах. Kan G.V. Istoriya koreitsev Kazakhstana. Almaty, 1995; Kim P.G. Koreitsy Respubliki Uzbekistan. Tashkent, 1993 Корейцы, оказавшись на новом месте, ценой неимоверных усилий заложили фундамент для последующей жизни, они внесли огромный вклад внесли в развитие сельского хозяйства Казахстана и Узбекистана. Свыше 100 корейцев получили Золотую звезду Героя Социалистического Труда, высшую советскую награду. Kho,Songmoo. Koreans in Soviet Central Asia. Studia Orientalia. Vol.61, Helsinki, 1987

    В жизни корейцев Казахстана, как и в жизни всего советского народа, вехой стал 1953 г., год смерти Сталина, тогда только появились первые признаки ослабления политического режима. Активизировалось стремление корейцев восстановить свои права, остановить процесс утраты самобытности, своего языка и культуры. В 1957-1958гг. корейцы стали направлять письма об этом в высшие органы партии и правительства с просьбой о реабилитации. Руководство страны не могло игнорировать активную "петиционную кампанию", и были приняты меры по "усилению культурно-просветительской работы среди корейского населения", создана видимость активности по удовлетворению запросов корейцев. Организаторские способности и высокая квалификация позволили корейцам вырасти со временем до руководителей и главных специалистов крупных промышленных предприятий, министерств и ведомств. Многие из них трудились в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других областях. Большой вклад внесли корейцы в развитие науки, культуры, образования, искусства, литературы, здравоохранения и спорта. Все больше корейцев, обучалось в университетах и институтах, в итоге в 1970-80 гг. среди корейцев в Казахстане уровень высшего образования был почти в два раза выше чем в среднем по стране. Корейцы заслужили, что со временем их стали избирать депутатами в парламент Советского Союза и среднеазиатских республик. Корейцы в разные годы были министрами в правительстве Казахстана, Узбекистана и Киргизии, им стали присваивать генеральские звания. На сегодняшний день Центральной Азии и России сотни докторов наук работают в университетах , институтах и научных центрах.

    Политические и социально-экономические изменения происшедшие в последние годы в условиях независимых постсоветских государств Центральной Азии и России, ухудшающаяся реальность повседневной жизни, тревоги и опасения за будущее своих детей коснулись всех народов бывшей социалистической державы. Общество все явственнее расслаивается на бедное большинство и незначительную часть состоятельных людей. Люди сталкиваются в повседневной жизни с множеством трудностей. Материалы социологических исследований среди корейцев Казахстана и Узбекистана содержатся в книгах Кан Г.В. Корейцы в Степном Крае. Алматы, 2001; Kwon Hwi Young, Han Valery, Ban Byong Yul. Uchekhistan haninyi jongchasong yongu. Seoul, Hanguk Jengsin munhwa yenguwon. 2001.

    Всю совокупность актуальных проблем корейских диаспор постсоветского периода можно группировать или классифицировать по ряду параметров. На мой взгляд необходимо выделить две бинарные проблемы. Первая пара: проблема всесторонней внутриэтнической консолидации и проблема дальнейшей межэтнической интеграции в новых политических и социально-экономических условиях. Вторая пара: проблема национального возрождения и проблема национального выживания как малой этнической группы не имеющей какой-либо формы автономии.

    Развал союзного государства, парад суверенизации, форсированное введение атрибутики независимых государств, ставшие реальностью границы между бывшими советскими республиками и углубляющиеся в них процессы ведут однозначно к нуклеаризации сформировавшейся в советский период новой этнической общности советских корейцев. Приведет ли такая нуклеаризация к образованию новых этнических общностей "казахстанских", "узбекистанских", "российских", "киргизстан-ских" и т.д. корейцев? Поскольку около 70% корейцев проживали в среднеазиатском регионе, схожем по составу населения, родственном в этнической культуре и языку коренных наций и ввиду тесных связей между диаспорами советского периода, не исключалась возможность формирования региональной общности корейцев. Для этого необходимы, по крайней мере, два фактора: наличие у самых широких масс корейской диаспоры чувства этнической консолидации и второе - четкая программа этноконсолидирующих мероприятий корейских общественных организаций. Не последнюю роль играют также межправительственные соглашения относительно национальных меньшинств, проживающих в договаривающихся странах. Совместная деятельность ассоциаций культурных центров в Средней Азии и Казахстане сводилась к эпизодическим мероприятиям. В ряде крупных городов как в Ташкенте, Москве и Алматы появились параллельные корейские общества со стандартными программами и уставами, но объединяющие разные группы с нередко конфликтующими друг с другом лидерами.

    Проблема межэтнической интеграции заключается в сбалансированной занятости корейцев во всех сферах общественной деятельности в многонациональном окружении, как это имело место в советский период. Наблюдается значительное сокращение численности корейского студенчества, творческой, научной и технической интеллигенции. Произошел значительный отток молодых специалистов-корейцев из науки, образования, культуры, здравоохранения, строительства и т.д. в мелкое и среднее предпринимательство. Уже сегодня наблюдается разрыв в преемственности, Вслед за пожилыми докторами наук и профессорами, следует заметно поредевшие ряды 30-40 летних ученых, становление которых прошло в период престижности и высокой оплаты интеллектуального труда. Молодых ученых корейцев насчитывается несколько десятков. Хотя эта тенденция касается всех народов, потери интеллектуального потенциала корейской диаспоры будут гораздо чувствительнее, чем для числено крупных этносов.

    Местное тюркоязычное, мусульманское по вере население Центральной Азии после развала Советского Союза стало быстро увеличиваться, и эта тенденция сохраняется поныне. Здесь играют несколько факторов: отток русскоязычного населения, репатриация немцев, греков, евреев и т.д. на историческую родину; снижение уровня рождаемости некоренного населения; репатриация из зарубежных стран (Монголии, Китая, Ирана, Афганистана, Турции и т.д.) в Центральную Азию, относительно высокий уровень рождаемости коренного сельского населения и т.д. Казахи, узбеки, киргизы и др. не менее пострадавшие от русификации народы возвращаются к своей национальной культуре. Повсеместно вводится обучение на национальных языках, строятся и открываются мечети, возрождаются обычаи и обряды.

    Проблема национального возрождения корейской диаспоры не получила еще должного развития ни в академически кругах, ни в институтах государственной власти, ни в корейских общественных организациях. Отсутствует какая-либо концепция возрождения национального языка, культуры, обычаев и обрядов. Нецелесообразно механически копировать какие-то действия, если они выпадают из контекста жизнедеятельности и не соответствуют уже трансформированному менталитету. В обыденном же сознании утвердился упрощенный взгляд на возрождение обычаев и традиций, который представляется, образно говоря, переодеванием в национальные платья.

    Для возрождения традиционной культуры коре сарам должны кардинально изменить свой образ жизни, психологию, менталитет, то есть принести в жертву свои привычки, обычаи и традиции, а хотят ли они этого? Здесь уместно подчеркнут, что южные корейцы акцентируя на единокровии, на фразу "вы же корейцы" пытаются навязывать корейцам в Центральной Азии свои привычные модели поведения и сознания. На корейских фирмах действуют привнесенные корейские правила и порядки, которые рано или поздно приводят к негативной реакции местного персонала. Говоря о возрождении национальной культуры следует помнить, что сформировался определенный синтетический культурный генофонд коре сарам, вобравшем в себя элементы корейской, русской, среднеазиатской и европейской культур. Для постсоветских корейцев характерно: сильная степень трансформации этнокультурного генетического фонда; протекание этого процесса в полиэтническом окружении; адаптация к культурам, существенно отличных от традиционно корейской культуры; выход за рамки мононационального сознания; высокий уровень аккультурации, граничащий с ассимиляцией; динамизм и интенсивность этих процессов и т.д. Kim G.N., Khan V.S. Aktualnye problemy i perspektivy koreiskoi diaspory Tsentralnoi Azii. - Izvestiya koreyevedeniya Kazakhstana, Almaty, Vypusk 6, 1999, pp. 27-40; Natsuko Oka. The Korean Diaspora in Nationalizing Kazakhstan: Strategies for Survival as an Ethnic Minority. - German N. Kim and Ross King (Eds.) The Koryo Saram: Koreans in the Former USSR. Korean and Korean American Studies Bulletin. Vol. 2&3, 2001, рр. 89-114

    И последнее. У корейцев, не имеющих национально-государственного, автономного образования ни в России, ни в постсоветской Центральной Азии стоит проблема выживания как уникального этноса. В настоящий момент корейцы один из наиболее урбанизированных этносов, к примеру, в Казахстане свыше 85% корейцев проживают в городах, причем крупных, где многообразная жизнь различных народов стандартизируется и унифицируется. В последние 10-15 лет среди городских корейцев наблюдается значительный удельный вес межнациональных браков. К примеру, в Алматы, где проживает каждый 6-ой кореец, он составляет свыше 40%, и как следствие появилась генерация корейцев - маргиналов с весьма слабо развитым чувством этнического самосознания. Ем Н.Б. K probleme natsionalno-smeschannykh brakov. Izvestiya koreyevedeniya Kazakhstana, Almaty, Vypusk 26, 1997, pp. 40-51 Поколение метисированных с европейской кровью корейцев (по паспорту ) уже не назовешь даже "бананами", желтыми снаружи и белыми изнутри, так как и снаружи они уже желтые.

    В последнее время некоторыми российскими корейцами возбуждался вопрос об автономии для корейцев на российском Дальнем Востоке, а несколько лет тому назад немногие молодые корейцы из Казахстана и Узбекистана выезжали на разведку в Приморский край и пришли к выводу, что обустройство в индивидуальном или семейном порядке чрезвычайно затруднительно. Говорить же об организованном переселении и его финансовом и материальном обеспечении со стороны российского правительства или местных властей на Дальнем Востоке не приходится. Bugai N. Rossiyskiye Koreitsy: novyi povorot istorii. 90-ye gody. Moscow, 2000

    Ким Герман Николаевич, доктор исторических наук, зав. каф. корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби, тел./ факс раб. 3272-621345, e-mail: ger_art@astel.kz; kazgugnk@yahoo.com

    Корейцам автономии не предоставят. На это нет ни политической воли руководства России, ни юридического обоснования для ее создания ни на Дальнем Востоке, ни в Казахстане или Узбекистане, ни финансовых средств. Таким образом, опыт межэтнической интеграции советских корейцев в многонациональном Советском Союзе будет корректироваться в трансформирующихся обществах Центральной Азии. В ближайшее десятилетие корейцам Казахстана и Узбекистана предстоит усвоить, а со временем, возможно, перейти от ставшего родного русского языка к иному, казахскому или узбекскому языку, знать и уважать историю, культуру, обычаи и традиции титульных этносов. Иным словом, корейцы будут вынуждены вновь адаптироваться в современных политических, социально-экономических и культурных условиях.

  • Комментарии: 1, последний от 15/08/2006.
  • © Copyright Kim German (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/12/2004. 18k. Статистика.
  • Статья:
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка