|
Ким Герман, доктор исторических наук,
зав. каф. корееведения КазНУ им. аль-Фараби
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ БРАКИ СРЕДИ КОРЕЙЦЕВ Г. АЛМАТЫ
Развал Советского Союза повлек за собой не только крушение общественно-политической системы, идеологии, но и вызвал изменения в ментальности, норм и обычаев повседневной жизни людей. У корейцев бывшего Советского Союза (коре сарам) возникли проблемы психологического порядка, соотносящиеся со спецификой функционирования этнического самосознания. Если раньше любой кореец уверенно идентифицировал себя с советским народом, коллективом, то теперь ему пришлось вносить существенные коррективы в личностные параметры идентификации. Такие, казавшиеся фундаментальными, факторы общности, как язык, история, культура, государственность в своей совокупности не всегда срабатывают. Только один показатель не утратил действенности - самоотнесение человеком себя к той или иной национальности, в частности к корейской.
Для корейской диаспоры в Казахстане начался новый этап - период национального возрождения. И в этом отношении одним из интереснейших вопросов является этническое сохранение нации. Межэтническое сближение, ставшее объективной реальностью современного состояния корейцев в Казахстане, находит отражение в различных сферах жизнедеятельности как в политике, экономике, так и в культуре. Одним из таких проявлений в культурной жизнедеятельности корейцев является заключение межнациональных браков и образование корейско-смешанных семей.
Национально-смешанные браки и семьи отражают в себе многие этносоциальные и этнодемографические процессы. Их изучение позволяет порой лучше понять данные процессы, глубже раскрыть их закономерности и последствия. Таким образом, изучение межнациональных браков становится важным не только с академической точки зрения, но и для решения практически значимых проблем современного общества.
Основой для написания настоящей статьи послужили две группы источников: архивные материалы городского отдела ЗАГС Алматы города за 1972-1973 гг. и 1981-1982 гг. и материалы анкетирования, проведенного в 1992 и 1996 гг. Таким образом, хронологические рамки охватывают 25 -летний период.
Крупные города современного мира, как правило, многонациональны. Это обусловлено широким диапазоном социально-экономических функций города в современном обществе и сложностью миграционных процессов, формирующих городское население. Многообразие городской культуры оказывает существенное влияние и на общенациональное социокультурное развитие. Старовойтова Г.В.,Этнические группы в современном городе.//Расы и народы.1987,17,С.110
Городская культура оказывает существенное влияние и на ход этнических процессов. Этнокультурное развитие, связанное с урбанизацией, может изменять традиционную материальную и духовную культуру, этническую психологию людей даже в тех случаях, когда эти изменения не приводят непосредственно к смене их этнической принадлежности. Однако весьма частыми последствиями приобщения к городской полиэтнической среде являются "перестройка структуры этнического самосознания, изменение значимости факторов этнической принадлежности личности и даже смена этнической самоидентификации". Бромлей Ю.В.,Современные проблемы этнографии.М.,1981,С.291
В 1999 г. согласно данных первой переписи населения Республики Казахстан численность корейцев составила 100 тыс. человек. В ряду наиболее многочисленных национальностей, проживающих на территории Казахстана, корейцы по удельному весу занимают 9-е место, а в городе Алматы - 6-е место. В Казахстане корейцы проживают по-прежнему в основном (около 83,7 процента) в пяти областях: Алматинской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областях и в городе Алматы. Самый высокий удельный вес в общей численности населения области (города) корейцы занимают в г. Алматы - 1,7 процента, а в абсолютных цифрах - около 20 тыс. человек. Коре ильбо, 22 февраля 2001,
По числу зарегистрированных браков эти годы были различными: в 1972 г.- 152; в 1973 г.- 134; в 1981 г.- 194; в 1982г.- 240. Таким образом, за четыре года зарегистрировано 720 браков. Неуклонный рост числа регистрируемых в загсе браков представляется более или менее естественным. Но нас интересовал рост числа именно межнациональных браков. В 1972 г. от всего числа браков межнациональных было зарегистрировано 44 брака, что составило 29; в 1973г. - 42 брака, что составило 31. В среднем в начале 70-х гг. доля межнациональных браков составила 30 процентов. В 1981 г. межнациональные браки составили 40, в 1982 г. - 39,4, то есть в среднем в начале 80-х годов доля межнациональных браков составила 39,4.
Сам по себе рост численности национально-смешанных браков - одно из следствий стирания традиционного образа жизни. Наиболее характерная черта традиционной системы межличностных отношений - зависимость отдельного человека от родственных и соседских связей, имеющая как социально-психологическое, так и экономическое выражение. Сусоколов А.А.,Межнациональные браки в СССР.М.,1987, С.98 За весь период 70-80-х годов мужчины корейской национальности чаще вступают в такой брак, чем женщины (53 и 47 соответственно). Сохранение элементов традиционного образа жизни способствует тому, что старшее поколение оказывает значительное влияние на выбор брачного партнера для своих детей и внуков. Причем подобное влияние больше сказывается на девушках и меньше - на юношах. Связано это прежде всего с более активной экономической ролью
Основная графа, имеющаяся в бланках всех выделенных нами лет, это графа о национальной принадлежности брачующихся. В 1970-х годах из 86 межнациональных браков - браки с русскими - 48(55,8), браки с казахами - 19 (22,1), с украинцами - 4(4,6), с татарами - 3(3,5), с узбеками и уйгурами -по 2 (2,3). Кроме того, по одному браку с поляками, белорусами, сербами, греками, бурятами, лезгинами, гагаузами, китайцами, что составило по 1,2. В 1980-х годах из 171 межнационального брака - браки с русскими - 95(55,5), браки с казахами - 37(21,6), с немцами - 7(4,1), с украинцами - 9(5,3), с татарами, уйгурами - по 6 (3,5), с белорусами - 3 (1,7), с узбеками, мордовцами - по 2(1,1), с осетинами, азербайджанцами и китайцами лишь по одному браку (0,6). Наиболее предпочитаемой национальностью среди корейцев пользуются русские - 55,8 и 55,5 процентов; на втором месте по количеству - браки с казахами - 22,1 и 21,6 процент. За десять лет эти показатели почти одинаковы. На третьем месте - браки с украинцами - 4,6 и 5,3 процента. Затем идут немцы, татары, узбеки, уйгуры, белорусы, греки, сербы, азербайджанцы, буряты, лезгины и др.
Мужчины и женщины разных национальностей неодинаково часто вступают в межнациональные браки. Для 70-х годов из 41 мужчин-корейцев 70,7 процентов выбрали русских девушек, а из 45 женщин-кореянок - 42,2 процента выбрали русских парней. Для 80-х годов из 95 мужчин-корейцев 54,7 процентов выбрали русских, соответственно - 56,6 процентов из 76 женщин кореянок выбрали русских. Что касается предпочтительности молодых людей казахской национальности - для 70-х годов казашек выбрало 9,7 процентов мужчин-корейцев, казахов выбрало 33,3 процента женщин-кореянок; для 80-х годов казашек выбрало 20 процентов мужчин-корейцев, казахов выбрало 23,7 процентов женщин-кореянок.
Таким образом, если в 70-е годы молодые люди большую предпочтительность отдавали русским девушкам, то в 80-е - этот процент значительно сокращается (70,7 и 54,7), а за это же десятилетие все чаще наблюдается выбор девушек казахской национальности (9,7 и 20). Для невест корейской национальности характерна совершенно пропорциональная тенденция. За десять лет процент выбора кореянками русских парней значительно вырос (42,2 и 56,6), в то время как выбор парней казахской национальности чувствительно сокращается (33,3 и 23,7).
Немаловажное значение в контексте рассматриваемых вопросов имеют возрастные категории брачующихся отдельно корейско-смешанных браков и отдельно чисто корейских. Одна из важнейших демографических характеристик брака - возраст женихов и невест. Материалы показывают, что по данному показателю межнациональные браки заметно отличаются от однонациональных, а именно в межнациональные браки чаще вступают люди более взрослые. В однонациональные браки вступают люди более молодые. В 18-20 лет чаще женятся на бывших одноклассницах или на сокурсницах, т.е. брачные пары подбираются в пределах одной возрастной когорты. В межнациональные браки, вступают люди более зрелые. Здесь уже связи внутри возрастной когорты в значительной степени ослаблены, поэтому чаще заключаются разновозрастные браки. Сусоколов А.А.,Межнациональные браки в СССР.М.,1987,С.104
Образовательный показатель и профессиональная деятельность также влияли на выбор спутника жизни. Данные однонациональных браков за 1972 г., показывают, что корейские мужчины имеют, как правило, высшее (44,44) или среднее специальное образование (23,14). В свою очередь, женщины ненамного отстают от мужчин, имея 27,77 высшего образования и 25 среднего специального. Доля студентов среди мужчин и женщин - корейцев примерно одинаков: 18,51 (мужчины) и 19,44 (женщины). Что касается совсем юного поколения брачующихся - учащихся средних учебных заведений или не работающих и имеющих только среднее образование, то у женщин-кореянок он почти в два раза больше, чем у мужчин - 6,48 и 13,88. Очень мал процент брачующихся, имеющих начальное и ниже образование - 0,92. Это обусловлено тем, что в этих случаях в брак вступают люди более преклонного возраста, как правило, пенсионеры. И, наконец, совсем не обустроенных или "не работающих" женщин опять в два раза больше, чем мужчин - 6,48 и 12,96.
В 70-х годах интенсивно идет процесс стандартизации культур народов, проживающих в Казахстане. Это находит отражение в выравнивании уровня образования людей разных национальностей. В свою очередь все это способствует взаимопониманию в межнациональном общении. "Чем больше народы общаются друг с другом,- пишет французский просветитель XIXв. Ш.Монтескье,- тем легче они изменяют свои обычаи, так как они чаще видят друг друга и лучше замечают особенности отдельных лиц". Более того, с историко-материалистической точки зрения своеобразие этнической психологии народа формируется в первую очередь и главным образом под воздействием способа производства материальных благ, характера его трудовой деятельности и общественных отношений. Джандильдин Н.,Природа национальной психологии.Алма-Ата,1971,С.38,45
Вступавшие в межнациональный брак, мужчины корейской национальности имели высшее образование - 25, незаконченное высшее - 20, среднее специальное - 30, среднее общее - 25, причем не работающих среди них нет. Так вот эти "высокообразованные мужчины" берут в жены женщин другой национальности имеющих: высшее образование - 25, незаконченное высшее - 12,5, среднее специальное - 29,16, среднее общее - 20,83, женщин-домохозяек оказалось 12,5.
Женщины корейской национальности, вступая в межнациональный брак, имели: высшее образование - 25, незаконченное высшее - 20, среднее специальное - 25, среднее общее - 20, домохозяек здесь - 10 и выходят замуж за молодых людей не корейской национальности с примерно также распределившимся образовательным уровнем. Высшее образование - 25, незаконченное высшее - 20, среднее специальное - 30, среднее общее - 25. По данным актовых записей очевидно, что чем выше образовательный уровень, тем больше вероятность вступления в межнациональный брак. Фактором, в определенной степени влияющим на выбор национальности будущего брачного партнера, оказался образовательный уровень: женщины с более высоким образованием чаще настроены на межнациональные браки. Комарова Г.А.,Этнические установки при выборе брачного партнера (по материалам Службы брачных объявлений в Уфе и Чебоксарах).//Советская этнография.1987,3,С.88
Исследуя графу актовых записей "образование", мы обнаружили в смешанных парах "муж-кореец - жена-не корейской национальности" - образование первого чаще выше, чем второй. Как правило, женщины другой национальности выходят замуж за мужчин-корейцев с высоким образовательным уровнем, в то время, как сами имеют уровень ниже, и чаще значительно ниже.
Касательно смешанных пар "муж-не корейской национальности - жена-кореянка", то здесь категория "образование" выглядит совсем по-другому. Для женщин кореянок вообще, и в частности с высшим образованием, характерно заключение брака (смешанного конечно) с мужчинами не корейцами более низкого образовательного уровня. Подобные пары выглядят примерно так: "он - помощник машиниста, она - экономист" или "он - рабочий завода, она - преподаватель вуза" и другие.
Но это лишь особенности, в основном же профессиональный и образовательный уровень жениха и невесты примерно одинаковы. Особенно ясен этот факт для студенческого поколения. Если в корейских однонациональных браках показатели "незаконченное высшее" или "студент вуза" примерно одинаковы /70-е 17 - 17; 80-е 13,3 - 14,8 соответственно мужчины и женщины/, то в национально-смешанных браках корейцев эти же показатели немного колеблются. В 70-е гг.: для 7,5 мужчин с незаконченным высшим образованием приходится женщин-не кореянок с незаконченным высшим - 22,5. 80-е гг.: для 28,8 женщин-кореянок с незаконченным высшим приходится 24,4 подобных мужчин.
Часты браки смешанных пар, где он и она - студенты и часто даже являются сокурсниками одного и того же вуза. Это объясняется близостью их общих интересов, взглядов, более продолжительным и частым общением вместе в стенах университета. Они во многом похожи. Они одинаково думают, говорят, придерживаются одних и тех же ценностей. Здесь нужно заметить, показатель разводимости межнациональных пар в отношении образовательного и профессионального уровня абсолютно независим.
Проблема развода. В традиционной корейской семье развод сильно осуждался старшим поколением. И если это даже и случалось, то об этом даже не принято было говорить вслух. Поводом к разводу служили супружеская неверность, чрезмерная ревность, бесплодие и другие болезни, болтливость и нечестность, но чаще непочтительное отношение к родителям мужа. Ионова Ю.В.,Обычаи, обряды и их социальные функции в Корее (сер.XIX-нач.ХХв.).М.,1982,С.136
Современная смешанная семья "с чистого листа", т.е. семья, молодые люди которой вступают в брак впервые оба, пока еще составляет преобладающее большинство. В 70-е: 1972г.-81,8; 1973г.-76 в межнациональном браке и браке вообще впервые оба. Но уже через десять лет этот показатель немного ниже - 1981г.-62,8; 1982г.-61,2. Это говорит о том, что с каждым годом среди населения города число бракоразводных процессов несомненно растет. Людям стало проще жениться и развестись, а потом с той же легкостью вновь вступить в брачный союз.
Среди пар, которые вступают в повторный брак, встречаются не только разведенные, но и вдовые люди. По теории американского психолога Эрика Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Так вот один из кризисов (7-й) переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Ж.Годфруа,Что такое психология.В 2-х томах, Т.2,Пер.с франц.Н.Н.Алипова, М.,1992г.,С.81 Он характеризуется развитием чувства сохранения рода. Автор теории считает, что необходимо противиться аффективному обеднению, связанному со смертью близкого человека или с обособлением детей, и сохранять эмоциональную гибкость и продолжать поиск новых форм поведения.
Проблема одиночества после смерти одного из супругов остро существует сегодня среди корейского населения. Многовековое воспитание, заложенное в традициях многих поколений народа, не позволяет с легкостью завести новую семью. Особенно это можно сказать о женщинах-кореянках. Потеряв мужа, они еще долго будут отдавать дань поминальным традициям, воспитывая тем самым самое уважительное отношение детей к отцу и жены (для своих дочерей) к будущему мужу. Так вот это к тому, что, исследуя наш материал, мы редко встречали вдовых кореянок, отважившихся на повторный брак. Что же касается женщин другой национальности, то хочется отметить высокую долю русских и небольшую казашек женщин-вдов, в возрасте около сорока лет, выходящих замуж за мужчин корейской национальности.
Как мужчины, так и женщины корейской национальности после неудавшегося первого брака все чаще (мужчины 40-45, женщины 57-60,6) решаются на повторный.
Сколько лет в среднем выдерживают корейско-смешанные браки? Чисто арифметический подсчет дали следующие результаты: в 70-х годах - 24 расторгнутых корейско-смешанных пар /27,9/ (всего корейско-смешанных 86). Все эти 24 пары прожили 9,7 лет, т.е. в среднем по десять лет каждая до расторжения. В 80-е годы картина резко меняется: из 171 межнационального брака - 46 расторгнутых /26,9/, каждая из которых в среднем просуществовала 5,5 лет. Таким образом, за одно десятилетие произошло значительное сокращение минимального срока существования межнациональной брачной пары почти вдвое.
Чтобы не быть столь строгими к судьбам межнациональных браков, мы хотели бы сравнить эти результаты с данными чисто корейских семей. Из всех браков расторгнуто в 70-е гг. - 20,5, в 80-е гг. - 23,5. Отсюда мы делаем вывод, что в сравнении, из всех заключенных за два десятилетия браков процент разводимости межнациональных браков выше чисто корейских браков.
Теперь на "выживаемость" - сколько выдерживают корейские браки? В 70-е годы корейские семьи разводятся, прожив в среднем 8,2 года; в 80-е годы - в среднем 5,6 лет. Как видим, здесь также идет сокращение совместной супружеской жизни. Следовательно, и корейско-смешанные и чисто корейские брачные союзы по показателю долгожития примерно одинаковы.
Как видно из наших некоторых подсчетов, самое большое количество разводов приходится на период до десяти лет совместной жизни: 80,5 (корейские семьи), 77,1 (межнациональные). Обращает на себя внимание тот факт, что разводы имеют место даже на первом году жизни новобрачных, во время так называемой "притирки" характеров. Здесь мы не нашли каких-то различий в разводимости корейских и межнациональных брачных пар. Возможно, причины разводов самые типичные и во многом не зависят от национальной принадлежности: несерьезное отношение к заключению брака (среди брачующихся есть и совсем молодые люди внебрачного возраста), трудности во взаимной адаптации супругов (типичное "не сошлись характерами"), нерешенность бытовых проблем, существование добрачной сексуальной жизни, свобода разводов и многое другое. Насколько часты проявления всех этих факторов, мы сможем разобраться, исследуя более поздние материалы бракоразводных процессов.
Нам удалось проследить судьбы некоторых мужчин и женщин корейской национальности, которые вступают в межнациональный брак повторно, предварительно разведясь. Этот вопрос не стоял в числе наших задач, но стечение материала невольно дало нам эти факты. Т.е. те браки, которые были заключены в 1982 году в большинстве своем /путем пометок работников загса/ содержат информацию о предварительном разводе. Эти актовые записи, помеченные в 1982 году случайно попали в нашу выборку, т.е. содержались в 1981 году. С кем они связывали судьбу в первом брачном союзе в национальном отношении и отличается ли чем-нибудь их новый выбор. Явилась ли одной из причин развода национальная принадлежность супругов и почему так поспешно заключается второй /ведь не прошло и года/?
Попробуем ответить на некоторые из этих вопросов. Приведем некоторые примеры. Нам бы не хотелось обобщать, но эти выборочные данные очень показательны.
Как можно заметить из приведенных случаев подобному колебанию в жизненных этапах более подвержены корейские мужчины, нежели женщины. Мы взяли равное количество браков корейских и межнациональных. В корейских: когда мужчины женятся повторно и связывают судьбу с женщиной своей национальности, 71 были женаты до этого также на кореянке. Остальные 29 - прожив 5-9 лет совместной жизни с русской женщиной и имея, как правило, одного ребенка, через 2-3 месяца после развода связывают свою жизнь с кореянкой. Здесь, как нам кажется, причины разводов нужно искать не в различии национальных характеров. Часто и корейские семьи, отметив свою серебрянную свадьбу, распадаются и вновь мужчины создают семью с женщиной кореянкой.
В межнациональных: когда мужчины женятся повторно и связывают дальнейшую свою судьбу с женщиной не корейской национальности, 71 были женаты до этого также на женщине не корейской национальности и 29 - развелись с кореянками и женились на женщинах другой национальности, причем большинство из них разведенные или вдовые.
Т.о., о мужчинах-корейцах можно сказать, если первоначально они женятся на кореянках, то и в последующем велика вероятность, что при разрыве отношений они будут искать альтернативу среди таких же корейских женщин. Равно также как, если в первоначальный брак мужчины-корейцы вступают, например, с русской женщиной, то также вероятно, что и в будущем его будут привлекать русские женщины, или же женщины европейской национальности. Причем, как правило, такие женщины оказываются также разведенными.
Существуют даже такие интересные случаи, когда одна и та же пара (корейская) поженились, через три года развелись, затем через год вновь заключили брачный союз. Что вело их к этому хотелось бы выяснить именно у них. Или другая пара (межнациональная), он - украинец, она - кореянка, В 1964 г. они заключают брак впервые оба, в 1980г. решением суда расторгают его, и в середине 1982г. вновь заключают. Детей у них двое. Дневниковая тетрадь 1,С.7-8 Возможно причины подобных примеров кроются с социально-экономической обстановке 70-80-х годов. Многие, наверное, помнят, что в эти годы существовала, например, практика заключения фиктивных браков и фиктивных разводов в целях получения квартир.
В современной Корее тоже принято выходить замуж ближе к 25-30 годам. Ланьков А.Н. Корея. Будни и праздники. М., 2000, с. 246 Хотя в традиционной Корее девушка, будучи не замужем в таком возрасте относилась к разряду старых дев - одной из самых порочащих семью категорий. По корейским правовым нормам лица, не вступившие в брак, считались несовершеннолетними. Не вышедшие замуж девушки не считались взрослыми и не имели голоса в семейном совете. Ионова Ю.В.,Обряды, обычаи и их социальные функции в Корее (сер.XIX-нач.ХХв.),М.,1982,С.163 Но время меняет обстоятельства. Сегодня девушки-кореянки вступают впервые в брак, будучи уже далеко не в раннем возрасте. Оценка раннего брака единодушна - ненадежный, обременительный, бесперспективный.
Некоторые наши современницы жалуются на то, что как рано она создала семью, сколько при этом не успела сделать, сколько возможностей упустила и талантов в себе загубила. Эта беда - замужество - приключилась в двадцать пять лет. А у других - в те же 25 - любящий муж, двое прелестных детей и семилетний стаж семейной жизни. И их союз каждый в отдельности - один из самых благополучных.
Приведем пример одной девушки-кореянки. Хотя ее история может повториться с любой девушкой, какой бы национальности она ни была. Вот ее слова. "Сейчас мне 22 года, и муж старше меня на 18 лет. Мы вместе пять лет, ребенок пошел в садик, а я чувствую свою полную никчемность. Любовь ушла, словно ее и не было. До замужества мне нравилось, что он старше, умнее, надежнее моих сверстников. Но со временем оказалось, что мы такие разные... Нужно бы разойтись. Но я попала в материальную зависимость, не успела получить образование, у меня нет никакой специальности. Муж хотел, чтобы я все время сидела при нем дома. Вот и досиделась... А если я уйду, как буду одна воспитывать ребенка?". Дневниковая тетрадь 1,С.2 Вот и получается, что эти девушки, попав в руки к взрослым мужьям, сами повзрослели, благодаря им вырастили детей и сумели сохранить покой в доме, где-то даже боясь отважиться при возникающих трудностях бросить мужа, боясь стать самостоятельной. Такие девушки из одних взрослых рук - родителей - попадают в другие опекающие и заботящиеся - взрослого, надежного мужа.
Стараясь найти противоположное, мы обнаружили, что значительное количество корейцев, вступают впервые в брак в более позднем возрасте (когда им уже около тридцати). В 70-е гг. из всех корейских мужчин 12 вступают впервые в брак в возрасте 30 лет и старше, причем из них (из 12) - 17 имея за плечами жизненный опыт более 40 лет. А из женщин 13,8 впервые сочетались в браке в возрасте 30 лет и 36 (из 13,8)не были замужем до сорока лет.
В 80-е годы: мужчины - 17 в тридцать лет и старше впервые в браке, из них 15 в возрасте 40-50 лет; женщины 25 впервые в браке в тридцать лет и старше, из них 15 в возрасте 40-50 лет. Нужно заметить, что процент таких людей растет. Почему так случается - люди не могут найти друг друга? Примечательно и то, что из таких людей количество женщин превышает мужчин.
В 70-е годы корейцев-мужчин, вступающих впервые в брак в возрасте около 30 лет и старше - 29 человек. Из них избранниц своей национальности, примерно одинакового возраста или чуть младше, которые также вступают в брак впервые нашли - 75,8, причем 22,7 из них рано или поздно приходят к бракоразводному процессу. Остальные 24,1 из таких мужчин находят себе невест другой национальности, часто старше их и уже побывавших в браке. Из них разводятся - лишь 14.
В 70-е годы из кореянок-женщин, вступающих впервые в брак в возрасте около 30 лет и старше - 33 (мы уже говорили, что женщины вступают в поздний брак чаще, чем мужчины). Из них мужьями своей национальности, примерно одинакового возраста, или - чуть старше, которые также вступают в брак впервые, - назвали 33,3 , причем каждая третья из них при всех этих благоприятных условиях через определенный период разводятся. 64 из таких потенциальных старых дев, связали в конце концов свою судьбу с мужчинами другой национальности, младше себя, вдовыми или разведенными. Из этих браков терпят поражение и приходят к разводу каждый четвертый.
Таким образом, большинство мужчин (75,8) к тридцати годам находят более или менее подходящую кандидатуру, с которой как ни странно, они имеют больше риска развестись. Мужчины "с годами" становятся менее разборчивы. Когда за плечами построены дом, карьера, в общем, полная обустроенность жизни, хочется найти лучшее и многое упускается из виду. В свою очередь, женщины с возрастом становясь старше, наоборот, решаются на брак рискованный и не соответствующий общественным меркам и традиционным пониманием брака как "эталона". И у них, как ни странно, в отличие от мужчин меньше риска прийти к распаду такого союза.
Таким образом, нельзя сказать в данном случае, что межнациональные браки более подвержены расторжению, чем чисто корейские. Здесь чаще все зависит от конкретных людей, и, может быть, психологии корейского мужчины и корейской женщины в отдельности. Более того, женщинам к тридцати годам достается "не самое лучшее" - показательное большинство из них связывают свою судьбу с человеком другой национальности, младше их, и к тому же часто разведенным. И лишь каждая третья из них обустраивает свою жизнь с тем человеком, как хотелось бы это видеть в те же 20 лет, причем каждая шестая приходит к разрыву отношений.
Results from a questionnaire which was given to the Koreans in Almaty and was devoted to the questions of inter-ethnic marriages and "mixed"families. The questionnaire was administered in two stages:the first one in summer on 1992 and the second in autumn-winter of 1996.The selection of respondents was done at random. However, in general it corresponds to the real ethno-demographic parameters.
158 people of Korean nationality were questioned and the least of respondents are representatives of inter-ethnic marriages.The age and sex characteristics of the respondents were as follows : men constitute 70 and women - 88.
Age total men women
18-25 86 37 49
25-30 28 18 10
40-50 41 13 28
60-... 3 2 1
total 158 70 88
Representatives of the Korean nationality among the respondents constitute 147 people the remaining 11 are from inter-ethnic marriages/Kazaks,Russians,Ukranians/.
The questionnaire was composed of 30 questions ,most of which were of the "open"type.We were interested in the demands to husband-wife to-be,how possible are intimate relations between Koreans and people of other nationalities, and what is the idea of ideal married couple.The respondents were asked to answer the questions openly concerning inter-ethnic marriages: relations with parents, attitude of both sides/wife and husband/ to the problem of family name,language,national traditions and culture of future spouse.The questionnaire also included situational questions of the family life:on division of family duties ,on leading role in solving important family matters,on up bringing of children.Apart from situations of personal character they were offered questions related to the problems of Korean diaspora on the whole.
To the question "What is in your opinion the most important while choosing a partner for family life ?" we offered several answers - approval of the parents, mutial feeling, education, nationality, material status and attractive appearance. Many respondents found difficulty in giving the only one answer prefering instead to say that a combination of all the traits in one person would be ideal. However, the majority answered "mutual feeling" - 84,8% , " material status " - 12,6% , education " - 15,2% , "approval of parents " - 10.1% . Regarding the question which is the most important for us 20,9 % answered -nationality . And ultimately -the last choise- "attractive appearance" was chosen by 8,9 % of those questioned.
We think the following two questions were logically related.The first is:"Have you ever had strong feelings to a girl/boy of other nationality than yours?"Positive answer was given by more than half of the respondents - 58,2%,negative - 41,8%.Then the second question followed :"Could you marry a girl/boy of nationality ohter than yours?"The answers divided as follows:positive answer - 54,4%/86 people/ and negative - 45,6%/72people/.
Almaty is a city where together with Koreans live people of many ohter nationalities but the majority constitute Russians and Kazaks.In connection with it we offered the question which gives the chance to determine the most"preferable",most adaptive nationality to Koreans.The question was - "A a girl/boy of what nationality you would prefer while choosing your future spouse?"Possible answers included - "the same nationality as mine","Russian","Kazak", besides if the offered varients did not satisfy the respondents they could give their own answer. The specific nature of this question was that in this case a respondent shoud think not about someone from his or her life story but about specific features of certain nationalities that appeal to him personally. Maybe it explains why 83,5% of the respondents felt like writing -"the same nationality as mine" as it is closer and better,8,2% said that it is of no importance for them,3,2% were in favor of Kazaks,1,3% Russians,the same number pointed to Germans or Europeans in general.Thus,at present time the most "preferable"nationality for Koreans are Kazaks.
The next question in the questionnaire was: "Would your parents object to your inter-ethnic marriage ?"56,3% answered "Yes",42,4% gave negative answers and 1,3% failed to give any definite answer.
Taking into consideration the fact that after inter-ethnic marriage have taken place the tendency of ethnic development of this microsocial collective manifests itself first of all in the every day family life ,we asked the respondents to imagine themselves as members of such a collective.The most important point in the scope of issues under consideration was determination of the nationality of children in the ethnically mixed families,as it is this point that is the external manifistation of ethnic orientation in mixed collectives. 94,9% of the respondents consider children in ethnically mixed families must be of the nationality of their farther,1,9% - of the nationality of the mother and 1,9% did not give any answer.
The determination of the nationality of children in ethnic their ancestors the ally mixed families depends on a number of factors:ethnic composition of the family, historically grounded national preference, place of living, ethnic environment and others.For Almaty Koreans childrens nationality in the ethnically mixed families depends on the nationality of the father, whether he is Korean, Russian, Kazakh or another nationality. Contemporary Koreans thus see this issue in the same way as their ancestors - a new generation in the family is connected with the continuation of the line of the father.Though the final result of an inter-ethnic marriage in the ethnic field becomes evident while determining their nationality by children who are off age.This issue remains to be studied.
Regarding culture and language of the children in ethnically mixed families 84,2% thought that children must acquire the culture and language of both parents .14, 5% consider that it was enough to know the cultural traditions of their father as he represents the continuation of their family . Only 1,3% pointed to the importance of the culture and language of their mother.
As far as language is concerned it is necessary to take into account the following: among ethnic factors influencing inter-ethnic marriages language is number one. The results of the sociological research done by Min L.V. at the end of the 80ies show that the absolute majority of the Korean teenagers born and living in Kazakhstan do not know their mother tongue and know only some words/62,7%/Only 11,7% of the teenagers stated in the questionnaire that they sometimes speak in Korean with their grandparents who live with htem but very often they use Russian words in their Korean. Almost 75% of grown -up people and 25,6% children said that they understand spoken Korean but cannot speak themselves. Neither parents nor children can read Korean and absolutely do not understand literary Korean.
To the question:" How do you want to live with the parents of your wife/husband?" we got nearly unanimous answer "separately" - 95% and only 5% wanted to live together with the parents. It should be pointed out that regarding respondents sex those who want to live separately constitute approximately the same number - 43,3% -men and 56,7% -women. Among these who prefered to live in the parents house men predominate considerably - 62,%5 while women are only 37,5%.
Among Koreans like among many other nations living together with ones wifes or husbands parents is considered as temporary,caused by material difficulties.In the families of socially different generations cultural level,ideas and views of parents and children are a bit different which sometimes create tense situation in the family.The desire of the young to live separately from the parents is quite often caused by their desire to free themselves from old traditions and from the necessity to observe traditional etiquette.
Due to the considerably higher number of mixed marriages wich can be found in the city in comparison with the rural areas we also asked:"Is anybody of your close relatives married to a person of other nationality?"In this case positive answers dominated - 75,9% against 24,1% negative.To gage personal assesments of such marriages,we asked the respondents to assess them according to the following categories:happy,-good,-unsuccessful,-bad.This question made nearly everybody think hard.Many said that it is impossible to describe ethnically mixed marriages in one word and that "everything depends on the people themselves" .The "mixed" couples themselves gave more neutral assessments - 61,4% called such marriages" good".It is also important that 24,7% defined such marriages as "unsuccessful".Part of the Koreans called them "happy" in comparison with monoethnic - 8,2%.And only a few totally rejected the possibility of harmony and happiness in such marriages having called them "bad"/1,9%/.
We cannot but agree that in every family even the happiest one there appear some problems."What in your opinion ,is the cause of difficulties in ethnically mixed families?"-we asked.The answers to this question varied.Regarding the cause of problems the answers were different .The main factor which was named among the reasons for family problems as "parents interferance" - 43,7%.Some of the Koreans thought that the reason
or all the troubles which appear in the mixed families is "different interests which do not depend on the nationality " - 38,6% and at last a considerable share of the respondents see the sources for family problems as "different national characters,traditions and culture of the spouses".
Concluding this bloc of questions we asked:"Which marriages are in your opinion more stable and happy?"It turned out that nevertheless Almaty Koreans consider more acceptable mono-ethnic marriages - 81% , 12% were in favor of ethnically mixed marriages and only 7% did not give any answer as they think that "it is not important."
A good family was an indespensible condition for a happy family life for the majority of the respondents. To gage the respondents idea of a happy family life was asked: what is more significant - a loving wife/husband/,- quiet without troubles life, or material status? The answers were also not limited. The respondents were given a chance to present their own idea of "happy family life".The answers were divided as follows. A considerable number of the answers were in favor of love,59% consider it the most important value.Another "standard" is material status - 39,2%..A small percentage /13,3/stick to the opinion that a happy family life consists in quiet,modest life free from troubles and concerns.The Koreans who lived in Kazakhstan have always to be careful as immigrants. Circumstances made them become even better than they really are and it was achieved by hard work with the constant feeling of worry and tension.This part of Almaty Koreans think that if the family is not rich but stable and quiet then the life is happy.A part of Koreans/10,1%/could not agree to such limited varients of the answers and tried to formulate their own varient of the answer :"Mutual understanding ,mutual trust,mutual respect ...Favourite work...Loving children....Warmth and comfort at home...Harmony".And only 1,9% failed to answer.
Within the frameworks of our research wed like to study the problems of family life connected with children as children change all spheres of the family life. When a child is born in the family the parents get new roles - "mother" and "father"which lead to certain changes in the relations between them, The appearance of these new relations thus transforms the structure of the family. The number of children depends not only on the size of the family / its quantity parameters/ but to a certain degree its inner structure and external connections both familial and social.
In a number of our questions there were two points which reflected the number of children in the families of the respondents and the number of children which they want to have.In the respondents parentsfamilies first of all we see that families with 1-2 children dominate /51,9%/then we see that in the near past the element of many children families still remained strong - more than 3 children - 24,7%.Comparatively a small percentage of the families among Almaty Koreans has 2 - 3 children - 17%.And only 6,3% did not give any answer because of unknown reason.It follows that the preceding generation of Koreans in urban areas were oriented towards small number of children in their families and the tendence for many children families started to dissapear.The next generation of urban Koreans imagine the composition of their family and the number of children in a different way.Most of the respondents /69,6%/would like to have only two children. Interestingly - the number of young people who imagine their families with three or more children still remains on the same level/20,2%/.The number of those who found difficulty in answering this question is 1%.
Ethnic processes in all times have been reflected in the system of interrelations among the members of the families.The most important parameters for distingguishing types of families .as is well known,are formal and real solutions to the question of who is the head of the family and the question on the authority of representatives of different generations who hold definite positions in the family ties /husband, wife, father, mother, son, daughter, sister, brother, daughter-in-law, son-in-law etc./
To the first type belong families where the personal power of the head is preserved,in most cases it is the eldest man/father,husband,in undivided families - grandfather/ and less frequently the eldest woman/mother,wife,grandmother/This power is based usually on the personal authority and life experience of the head and exercised on members of the family within certain limits.For the families of the second type it is characteristic that formal recognition of the head of the family is given to the husband/or father/seldom - wife/or mother/while in reality all grown up members enjoy equal rights.The third type refer families which are called "double head"with equal division of rights and duties between wife and husband.If in such families there are unmarried children they usually participate in the discussion of all important family matters but take into consideration the opinion of the parents.The forth type of families is close to the first and the second.In the families of this type it is difficult to call anybody -the head.
Taking into account the importance of this aspect of family relations we offered two parallel questions:"Who,in your opinion should be the head of the family?"As a result it turned out that for the parents families of Almaty Koreans the first type of the family is characteristic.Families with personal power/authority/ accorded to the eldest man,usually husband - 67,7%. A considerable number of the respondents also named as the head of the family the mother - 27,8%;in a comparatively small number of families - 4,4% - husband and wife share rights and duties equally.Regarding future families or already existing young families of the respondents it was noted that the percentage of those who stick to the opinion that the head must be the husband is increasing - 70,3%. Furthemore so only very few think that the head should be a woman - 2,5%. At the same time the number of those who support the idea of the "two-head"families where husband and wife share leadership is relatively high - 26,6%.
We should note that the general tendency of the development of family relations for both generations under consideration is reduction in the number of authoritarian families and the spread of families with recognized equality of spouses as far as ethnically mixed families are concerned - here the leading role in solving the main problems of family life belongs to the principle of collective, joint decisions. All the respondents - representatives of ethnically mixed families stated that all vital problems in their families are solved jointly by husband and wife, besides in such families they recognize the equal importance of the opinion of grown up children and their parents.
The formation of a new type of family relations based on the principle of equality is closely connected to the changing position of women in the family and society.One of the factors causing it - is the equal level of education and culture of men and women.Nowadays more than a half of married couples in ethnically mixed families have equal level of education and among the rest - families with a more educated wife predominate.Maybe here lies the reason for the situation in regards to the head of the family.
In the corse of history and culture for many thousands of years there functioned only one system of family relations - patriarchal where everything was based on obedience to the head of the family and even nowadays the cultural paradigm of the patriarchal model of the family is still relatively stable.Distribution of mens and womens work in the family remains traditional and because of it many city men practically do not have any sphere wich to apply their abilities except the professional sphere.
What is typical for Almaty Koreans regarding distribution of family duties between men and women? To the question "Provided your salary is high enough will your wife/you concentrate only on the family, children,home?" - 30,4% of the respondents answered "Yes";22,2% did not agree to it;and most - 46,8% answered that it "depends on her/my wish."As far as distribution of family duties is concerned despite the still existing traditional division of mens and womens work we can trace a general tendency towards equality.The more so in the answers of the respondents from ethnically mixed families/as compared to monoethnic/we notice a more equal distribution of family work between spouses.
Disputes on the up-bringing of children occupy quite a significant place among causes for family conflicts. To the question "Who will hold priority in the bringing up of your children?" - 60,1%pointed to "wife";10,1% decided to share this responsibility between husband and wife and interestingly - 29,1% voted for fathers as best educators of their children. "Fathers" in their turn think that they should educate sons while bringing up of daughters should be the responsibility of mothers.
Summing up the presented materials we can say that in the family relations of Koreans with other nationalities there are some general phenomena which appeared and are appearing in the process of the cultural integration of Koreans in Kazakhstan. The specific nature of this international organism is determined by traditions, which more and more modify under the modern conditions of multinational Kazakhstan. It is also important for us to study the ethnic consequences of modern tendencies in the development of inter-ethnic marriages.
The formation of an ethnically mixed married couple opens the possibility of exchange of information between the contracting ethnoses both within the generation/spouses themselves, their friends, and relatives/ and between the generations /first of all through the children of such marriages/. Inter-generation transmission of information can leave deep traces in the culture as children in mixed marriages to a certain degree inevitably learn elements from the cultures of both ethnoses. As a result there appear the possibility of the process of ethnic/national/assimilation of Koreans in Kazakhstan /the process of dissolution of an independent ethnos or small groups of such ethnos, full or partial loss by such groups of authentic ethnic features and the full adoption of new ones. /
How real is this possibility and what do Almaty Koreans think in this respect? Sharing the opinion that "when you grow older you become more sensitive to everything national and there appear problems in ethnically mixed families/53,8%/ - 18,2% think that this fact does not correspond to reality, 38% failed to answer. Most of our respondents failed to solve the question:" are the prospect of gradual assimilation of the Korean ethnic group in Kazakhstan real?"/48,1%/Nevertheless among the second half of the Koreans who are more acquainted with the modern ethnic situation, 36,1% were sure that such possibility exists and 15,8% reject it.
Summing it up, we do not want to make hasty conclusions on the nature of the phenomenon of inter-ethnic marriages among Kazakhstan Koreans and their ethnically mixed families. It should be also noted that until recently the topic of inter-ethnic marriages and ethnically mixed families was little studied. In this connection we see our task as follows: using the experience of ethnographers, demographers, sociologists, psychologists and the empirical base of scientific data to study these problems in historic retrospective taking Kazakhstan Koreans as an example that represents one of the unique ethnic groups of the multinational Republic.
В заключении мы бы хотели подвести некоторые выводы:
1.Корейская диаспора в Казахстане заняла достойное положение среди межнационального населения республики.
2.Городское корейское население подобно представителям других национальностей претерпело значительные социальные сдвиги в сторону всеобщей стандартизации общественной жизни.
3.Число корейско-смешанных браков постоянно увеличивалась в 1970-1996 гг.
4.Наиболее популярны среди корейцев в 70-80-е годы браки с представителями русской национальности, на втором месте - казахской национальности. Мужчины корейской национальности более склонны.
5.Рамки традиционного брачного возраста среди корейцев резко изменились. Резко проявляются его повышения, как мужчин, так и женщин.
6.В межнациональные браки склонны вступать лица более старшего возраста.
7.Для межнациональных брачных пар характерно наличие резкой разницы в возрасте жениха и невесты (причем независимо от того, кто старше - он или она).
8.В межнациональных браках корейская сторона брачной пары в образовательном и профессиональном уровне часто опережает свою вторую половину.
9.Разводы чаще преследуют межнациональные браки, чем одно-национальные.
10.Минимальный срок существования межнациональной брачной пары сравнительно сокращается.
11.Среди корейского населения города мужчины более подвержены разводам и повторным межнациональным бракам, причем склонность к корейской или европейской национальности женщины у них сохраняется и во второй (часто даже и в третий) раз.
12.Корейские женщины реже вступают в повторный брак после развода, а вдовые практически нет.
Ким Герман Николаевич, доктор исторических наук, зав. каф. корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби, тел./ факс раб. 3272-621345, e-mail: ger_art@astel.kz; kazgugnk@yahoo.com