Для восточных стран развитие единоборств, является неотъемлемым элементом культуры и языка нации. Яркий пример тому: японское каратэ и дзюдо, китайское ушу и кунгфу, кыргызское куреш и кок бору, корейское таэквондо...
Сегодня много ведется разговоров об установлении тесных взаимоотношений между республиками Корея и Кыргызстаном. Немало ведется разговоров о корейском "экономическом чуде", и не меньше о росте популярности таэквондо. Почему сегодня так актуальны эти темы и в чем секрет популярности таэквондо?
Воспоминания о старинных спортивных традициях сохранились в Корее в области боевых искусств, среди которых первенство принадлежит, конечно, таэквондо. Этим видом спорта занимаются или интересуются довольно многие, да и правительство поддерживает их как своеобразную часть корейского культурного наследия. Заметное распространение таэквондо в мире также стало для многих корейцев источником патриотической гордости, а уж его включение в программу Олимпийских Игр вызвало прямо-таки волну энтузиазма. Это боевое искусство перешагнуло рамки национальной системы - по таэквондо проводятся мировые чемпионаты, а соревнования по правилам ВТФ включены в программу Олимпийских игр.
Современное таэквондо значительно отличается от других видов боевых искусств. Ни один из видов боевых искусств не преуспел, так как таэквондо в разработке столь совершенной и эффективной техники, всестороннего развития занимающихся.
Исторические и археологические данные подтверждают, что еще в глубокой древности человек обитал на территории Корейского полуострова. Примерно в первых веках нашей эры на севере и юге Кореи образовываются государства более развитых корейских племен: Когуре, Пэкче, и Силла. В этих государствах родственных по этническому составу и языку, развивалась самобытная культура, оказавшая важное влияние на формирование последующей национальной культуры. В период этих трех государств возникли первые школы для подготовки государственных чиновников. О зачатках научных исследований проводимых древними корейцами, говорят остатки астрономической обсерватории столице Силлы, городе Кьснгджу. Об уровне архитектуры и изобразительного искусства дают представление гробницы древнекорейской знати. Именно здесь впервые были обнаружены настенные рисунки, изображающие движения таэквондо. Так потолок гробницы Муснг-чонг украшен рисунком, изображающим двух мужчин в характерных для таэквондо стойках. Эти рисунки дают основание предположить, что люди в то время достаточно активно занимались таэквондо.
В начале X века в период династии Коре, субак (прародитель таэквондо) занимались для укрепления здоровья и в качестве спорта. Это боевое искусство пользовалось достаточно большим уважением, и было признанным видом спорта, включавшим официальные соревнования. Так, чтобы занять пост гос. чиновника, обязательным считалось сдача экзаменов по таэквондо.
В период правления короля Уйджонга (1147-1170 г. н.э.) популярность искусства Субак достигла максимума.
В 1870-1890-е гг. корейские переселенцы состоявшие в первую очередь из крестьян северных провинций оказались на русском Дальнем Востоке и в китайской Маньчжурии. Эмиграция эта носила, "экономический характер". Крестьяне, уставшие от нехватки земли и грабительских налогов, от неурожаев и всеобщей нищеты, уходили туда, где земли хватало всем, и где чиновничество если и притесняло, то куда меньше, чем в родных местах. Около 1930 г. советская граница оказалась "на замке", и корейская эмиграция на российский Дальний Восток практически прекратилась.
В 1910-45 годах Корея была колонией Японии. Колониальный режим выражался, в частности, в целенаправленном подавлении национальных элементов во всех сферах культуры - от поэзии и содержания школьного образования до символики и традиционных боевых искусств. Загнав корейские боевые искусства в подполье на 35 лет, японцы оборвали в большинстве школ процесс передачи духовно-мистической практики, составляющей сокровенную суть любой традиционной школы. Но каким бы ни был запрет, таэквондо продолжали заниматься даже в подполье.
В 1937 г. все корейцы были насильственно выселены с советского Дальнего Востока, это официально объяснялось "необходимостью пресечь японский шпионаж".
В связи с этим надо заметить, что корейцы бывшего СССР четко делятся на две неравные группы. Большинство из них - это потомки выходцев из провинций корейского северо-востока, их предки переселились в Россию в XIX и начале XX века. Они в большой степени ассимилированы, и, если владеют корейским вообще, то говорят на северных диалектах, которые весьма непохожи на литературный корейский язык, который создан на основе столичного, сеульского диалекта. Вторая группа - это корейцы Сахалина, которые оказались на территории СССР после занятия острова советскими войсками в 1945 г. Они являются выходцами из провинций Юга, гораздо меньше ассимилированы, в своем большинстве свободно владеют корейским и, что немаловажно, говорят на "правильном" (сеульском) языке. Отметим, на протяжении почти столетия лингвисты пытались выяснить, к какой группе и к какой семье относится корейский язык. Его тщательно сравнивали со многими соседними языками. Однако, хотя корейский язык и не принадлежит ни к какой языковой группе, в последнее время удалось доказать, что эти языки являются членами Алтайской языковой семьи, хотя и занимают в ней очень изолированное положение.
Значительная часть корейцев, примерно 5 миллионов человек, так и осталась жить за пределами страны своих предков. В том числе и корейцы, переселенные в 1937-38 гг. с Дальнего Востока на территорию республик Средней Азии и Казахстана, в том числе и Кыргызстана, с тех пор живут бок о бок с кыргызами. Они нашли здесь не только взаимопонимание и теплый прием, но и как трудолюбивый старательный народ, смогли показать свои способности и возможности во всех сферах жизнедеятельности. Произошло взаимообогащение культур обеих народов.
Пожалуй, самой большой задачей для любого народа, относящегося к этническому меньшинству, является сохранение родного языка.Это желание вполне объяснимо, поскольку (по верному замечанию И. Блунчли) "язык есть то достояние, наиболее существенным образом принадлежащее народу, самое живое выражение его характера, самая энергичная связь его с общей культурой".
С первых дней пробуждения корейской нации, имеющей историю, язык, многовековую традицию общежития, стали подниматься вопросы о создании корейского национального культурного общества. Установление связей Кыргызской Республики с Республикой Корея вызвало необходимость подготовки специалистов по языку, истории, культуре и экономике Южной Кореи. Для решения этих задач была начата подготовка специалистов - корееведов в высших учебных заведениях Кыргызстана. В ряде высших учебных заведений Кыргызстана: Бишкекском Гуманитарном Университете, Кыргызском Национальном Университете им. Ж. Баласагына, Кыргызском Государственном Педагогическом Университете им. И. Арабаева, Американском Университете Кыргызстана, Кыргызско-Российском Славянском Университете, Ошском Государственном Университете, открылись отделения корейского языка и культуры.
В настоящее время в вузах, магистратуре и докторантуре Республики Корея продолжают учебу 9 выпускников БГУ по специальностям корейский язык и литература.
На сегодняшний день в 35 школах Кыргызстана, а также в 2 дошкольных учреждениях преподается корейский язык.
Результаты исследований, касающиеся "языковых" вопросов, показывают, что многие представители этнических меньшинств (особенно это относится к жителям сельской местности) наряду со своим родным языком предпочитают освоить еще кыргызский, чтобы свободно себя чувствовать в Кыргызстане, а для большинства из них общение на кыргызском языке - обычное явление, не представляющее больших трудностей.
Следует отметить, что фонетический язык созвучен с кыргызским языком, имеет одни исторические корни, принадлежащие к алтайско-языковой группе. Как показала практика обучения корейского языка, студентам кыргызской национальности произношение корейских звуков дается легче, чем студентам корейской национальности, не знающим своего языка.
Во время моей командировки в Алматы, мне было очень приятно услышать от заведующего кафедрой корееведения КазНУ им. аль-Фараби профессора Ким Германа Николаевича о качественном обучении корейского языка в нашей республике. На примере изучения языка можно утверждать, что в Кыргызстане не только уважают этническую, языковую и религиозную самобытность корейцев, но и реально создают условия для сближения двух народов, Кыргызстана и Кореи.
Развитие таэквондо и освоение корейского языка тесно связаны между собой, т.к. являются неотъемлемой частью корейской культуры. В 1945 г. после освобождения Кореи и разделения её на два государства интерес к национальным элементам в культуре резко возрос. В 1950 году руководители 9-ти "новых" школ, возникших после окончания японской оккупации, объединились для создания единого унифицированного стиля. В 1973-м, в Южной Корее создали Всемирную Федерацию Таэквондо (ВТФ), которую возглавил доктор Ким Ун Ён. Сейчас ВТФ имеет филиалы более чем 200 странах мира, в том числе в странах СНГ и Восточной Европы. Она насчитывает в своих рядах около 25 миллионов спортсменов, в том числе более полутора миллиона в самой Республике Корея. Штаб-квартира ВТФ находится в Сеуле, в огромном центре, известном под названием Куккивон.
Живя в Кыргызстане, приходишь к выводу, что история кыргызского и корейского народов во многом схожи. Кыргызстан - азиатская страна, с восточными традициями и восточным духом. Географически располагаясь по соседству с могущественными соседями, наши народы постоянно испытывали с их стороны притеснения, в результате чего культура, язык и обычаи нации ставились под угрозу. Благодаря стремлению выжить, преодолевая трудности, мы сумели сохранить данное нашими предками наследие.
Кыргызский народ, также как и корейский, не воевал со своими соседями, за исключением самообороны, хотя издревле был кочевым и славился своим воинским искусством. Ему всегда был присущ азарт к играм и состязаниям, которые не только сближали народ, но и помогали сохранить самобытную культуру. Пример тому национальные соревнования кок бору, виды единоборств куреш, которые также как таэквондо, должны быть использованы только для самообороны или для защиты своих близких.
Поскольку таэквондо было создано корейским народом и считается корейским боевым искусством, не удивительно, что и на философию искусства повлиял корейский менталитет, который выражается пятью принципами: учтивость, терпение, непоколебимый дух, самоконтроль, честность и целеустремленность. Чем объясняется такая популярность?
Прошло чуть больше 20 лет с тех пор, как таэквондо ВТФ после довольно короткого промежутка времени прочно встал на ноги и вошел в официальную программу Олимпийских Игр. Все это стало возможным благодаря титанической работе специалистов из Южной Кореи, которые сделали все для унификации устава соревнований, создания организационных структур, популяризации и развитию таэквондо в различных странах по всему миру. Все лучшие черты других восточных искусств единоборства были собраны воедино, вместе с результатами научных исследований в области мировой спортивной науки. Это стало результатом появления уникальных правил проведения соревнований, которые объединили в себе полный контакт и полную безопасность спортсмена, избежание травм. Таэквондо стал популярным и развлекательным видом спорта, который позволил занимающимся добиться гармоничного развития как физических, так и духовных черт характера. Одновременно занимающиеся приобретает навыки самозащиты. Таэквондо дает ему возможность самоутвердиться в социуме через высокие спортивные достижения в спорте.
На вопрос, почему вы занимаетесь таэквондо, большинство отвечали: "Для того чтобы поправить свое здоровье и стать физически сильным", "освоить технику самозащиты", "для того чтобы найти гармонию в самом себе, стать уверенным и спокойным". Другие отвечали: "Занимаюсь, чтобы стать выдающимся спортсменом", "хочу стать инструктор таэквондо", "начать жизнь с начала", "вести активный образ жизни в повседневной жизни", "занимаюсь, чтобы испытать на себе волшебство боевых искусств и восточной культуры", "занимаюсь таэквондо, потому что это интересно", "потому что родители заставляют". Разнообразие ответов объясняется тем, что каждый индивид вкладывает свое понятие в таэквондо. Какова же концепция таэквондо?
--
Изучить технику самозащиты, и обучиться приемам борьбы.
--
Упражнения для обретения здоровья, физической силы, баланса и т.д.
--
Обрести духовную силу и ознакомиться с восточной культурой и философией.
Первая концепция: Таэквондо - боевые навыки.
Многие часто говорят, что концепция таэквондо предполагает собой в основном боевые навыки, т. к. таэквондо - это боевая система, где применяются части тела. Техническая сторона приемов: удары ногой, основные движения: пумсе и керуги, все эти приемы можно классифицировать на технические приемы атаки и защиты (технические приемы с использованием ног, в дальнейшем НТП) пожалуй, самое мощные по сравнению с подобными техническими приемами в других боевых искусствах. Удары ногой - основа таэквондо. Сила удара ногой в 3 раза значительней силы удара рукой, причем НТП может быть выполнен с длинного расстояния от противника.
В таэквондо используются лишь руки и ноги, и возможно поэтому, этот вид спорта интересует современных людей, как прекрасное средство самозащиты.
Отличие таэквондо от других единоборств:
Во-первых. В таэквондо не используется оружие (ни сабли, ни деревянные палки). Для атаки и самозащиты в таэквондо используется лишь кулак, нога, локоть, колено.
Во-вторых. В таэквондо применяется ударная техника. Борьба, дзюдо и айкидо используют технику захвата противника или переброс через плечо.
В третьих. Таэквондо в основном построено на НТП. Упражнения НТП обычно следуют за растяжкой ног во время прохождения практики. Затем следует практическое применение НТП посредством ударов ногой по лапе или же в спарринге. НТП отличает таэквондо от китайских боевых искусств (где больше применяются технические приемы с использованием рук и кулака), карате и бокса. НТП в таэквондо отражают предпочтение корейского народа использовать ноги в боях.
В четвертых. Большинство видов единоборств основаны на 3-х ступенчатой технике: атака противника - защита - контр-атака. В таэквондо эта техника представлена в 2 стадиях: контр-атака позволяет одновременно выполнять защиту и контр-атаку.
2 концепция:
Таэквондо - это физические упражнения.
В современном обществе все больше возрастает интерес к восточным боевым искусствам, которые несомненно позволяют поддерживать здоровье в хорошей форме и физически тренироваться. В таэквондо мы вынуждены стремительно действовать руками, ногами и телом, для того чтобы избежать атаки со стороны противника. Чтобы увеличить силу мы стараемся бить быстро и достаточно сильно, а для этого требуются достаточно разумные упражнения и тренировки.
Таэквондо - это рассудительный комплекс упражнений для всего тела, и это особенно хорошо видно во время прохождения практики. Одночасовая тренировка по таэквондо требует от занимающихся всей энергии и силы. Тренирующийся должен полностью сконцентрироваться на ударе или спарринге. Упражнения по базовой технике (пумсе) в основном базируются на упражнениях верхней части тела и упражнениях на равновесие. Разминка и растяжка также очень важны в таэквондо. Они помогают обучающимся определить правильную позу и предотвратить физические повреждения.
3 концепция. Таэквондо - тренировка духа. Эта концепция рассматривает всеобщую тенденцию, которая рассматривает таэквондо лишь как боевое искусство или же систему физических упражнений. Таэквондо называют боевым искусством или боевым путем. Слово - путь может встретиться и в других восточных боевых искусствах: дзюдо, кендо. "Путь" подразумевает собой умственную и духовную арену боевого искусства. Боевой путь переводится как метод, благодаря которому каждый может отыскать правду Вселенной через боевые искусства. Слово "до" добавляет величия и глубокий смысл всем боевым искусствам
Как правило, подготовка и тренировка высококвалифицированного спортсмена - это очень длительный процесс, связанный с проблемами отбора, планирования, методологии, спортивной медицины и другими проблемами.
В то же время это творческий процесс. Система тренировок таэквондиста основывается на общей и специальной физической подготовке, тактической подготовке, тщательном планировании, последний из которых базируется на знании, опыте и интуиции тренера. Однако без обратной связи со стороны ученика, любая даже самая совершенная техническая база приведет к неудаче и незаменимой потере времени, средств и как это часто бывает, даже здоровья.
Преподавание таэквондо это сложный педагогический процесс, направленный на формирование у учеников навыков и знаний в выполнении задач общефизического и духовного развития, и все это одновременно. Характер тренировочного процесса должен быть конкретным и направленным на решение определенных педагогических и спортивных задач. Знания, приобретенные во время тренировочного процесса должны дополняться соответствующими навыками.
Тренировочный процесс обязательно должен быть построен в соответствии с общими дидактическими принципами физической культуры: сознательность, активность, ясность, систематический характер и стабильность. И здесь было бы уместно сказать о том, что говорил великий русский критик в искусстве К. С. Станиславский о методе преподавания: "Трудные задачи должны стать привычкой, привычные задачи станут легкими, а легкие задачи всегда приятно выполнять".
Таэквондо - это больше чем "искусство действия", это скорее физическая способность человека выжить и активное проявление духовных нужд. Все основные технические приемы в таэквондо основаны на человеческих инстинктах самосохранения, дополненный несколькими позитивными элементами культуры, которые позволяют преодолеть собственное "эго" и прийти к самосовершенствованию. Вот почему этот вид спорта основывается на философии.
Человеческое тело - это не просто "машина", которая растет, развивается, движется, некоторые из его функций вне контроля. Человеческая конституция проявляется в форме аффекта в различных ситуациях.
Таэквондо - это легкий и трудный вид спорта. "Трудный" - спорт развивает сильный дух в единоборстве и самоуверенность, в то время как "легкий" спорт регулирует гигиеническую систему. Под воздействием таэквондо характер занимающихся формируется в сильный и стойкий дух, развивается инициатива и чувство превосходства. Уверенность и сильный дух позволяют сохранять хладнокровие, скромность, терпение и безопасность при любой деятельности. затем следует преодоление собственного "эго" через самопожертвование. Это самый верный путь сформировать достойный характер и стать лидером в социуме. Таким образом, таэквондо - это основа основ, которая помогает человеку улучшить свой характер и стать истинным патриотом.
Таэквондо - это вид спорта, который помогает развивать все человеческое тело. Люди занимаются спортом потому, что настала необходимость приспособиться к окружающим условиям. Таэквондо увеличивает сопротивляемость организма к негативным факторам и защищает кого-либо от разрушающего воздействия.
Таэквондо может обратить руки, ноги, голову в некое подобие "орудия самозащиты". Кулаки могут вдруг стать "молотками", кончики пальцев "брусьями", край ладони - в "Лезвие ножа", а ноги имеют такой же эффект что и большие молоты.
Таэквондо - это сильный и властный вид спорта и упражнение на ломание досок часто применяются чтобы проверить силу занимающегося
Важным аспектом в изучении таэквондо - являются правила этикета, которые развивают высокий уровень интеллекта и воспитанности нашей молодежи, а также смирение в поведении, уверенность в себе, организованность, доброту и терпимость.
Одно из наиболее необычных правил для многих учеников - поклон. Поклон это способ показать свое уважение и отношение к тому, что вы делаете, а также имеет некоторые символические значения в зависимости от того, когда Вы кланяетесь. Вначале и в конце тренировки, ученики кланяются учителю в знак уважения к тому, кто обучает их духовно и технически. Поклоном ученики демонстрируют свое уважение и отношение к авторитету и личности учителя. Также учитель своим поклоном демонстрирует уважение и отношение к его ученикам.
Дома, на работе, в школе и других социальных сферах ученик должен демонстрировать высокий моральный уровень, проявлять уважение к родителям, близким, старшим, учителям и внимание к другим. Искренне и дружески относиться к своим товарищам, быть хорошим примером для остальных.
В начале пути, до приобретения первого дана, ученик проходит десять вступительных "шагов" - кып. По мере освоения очередного "кып" меняется цвет пояса ученика. И если первый пояс ученика белый (что символизирует чистоту помыслов), то затем его последовательно сменяют желтый, синий и красный. За это время обучающийся постигает базовую технику (пумсе) и осваивает принятые в таэквондо ритуалы (учится правильно носить форму, завязывать пояс, приветствовать старших и т.д.). Черный пояс, цвет которого обозначает достоинство, носят мастера от первого дана и выше.
В этом году мы отмечаем 10-летие создания нашей Ассоциации. Путь пройденный кыргызстанским таэквондо, конечно же, не всегда был устлан розами. Порой нас больно кололи шипы. Случались промахи, спады, но мы всегда стремились докопаться до причин неудач, находили выход из положения. И двигались вперед.
Таэквондо как вид спорта - очень современный, динамично развивающийся, и здесь помимо "голой" техники необходим и научный подход. Мы не можем развивать спорт отдельно от научных знаний. И поэтому по совместному проекту с КГИФК мы открыли кафедру таэквондо. По развитию этой кафедры планов очень много. Благодаря сотрудничеству с КГИФК, нам удалось создать один из самых лучших залов по таэквондо. Полностью его оснастить, приобрести соответствующую амуницию, тем самым значительно повысить престиж этой специализации. Работая в этом направлении, была налажена хорошая связь и сотрудничество с университетами Республики Корея, обучающих специалистов по таэквондо для обмена студентами, преподавателями, судьями. Заметим, выпускники этой кафедры - не преподаватели физической культуры, а готовые мастера по таэквондо, имеющие статус, авторитет, возможность повышать свои научные знания в университетах Республики Корея. При этом, заглядывая вперед, руководством института ставится вопрос о преподавании в КГИФК корейского языка, для желающих освоить этот язык в качестве иностранного.
По такой же схеме, в тесном взаимодействии мы работаем с Бишкекским Центром Просвещения при Посольстве Республики Корея, где параллельно с изучением языка, ведутся тренировки по таэквондо. Знакомясь с корейской культурой посредством обучения таэквондо, ребята проявляют огромный интерес к изучению корейского языка. В связи с этим во многих школах, где проходят занятия по таэквондо, ввели обучение корейского языка. В будущем эти ребята пополнят ряды студентов, не только кафедр таэквондо, но и корейского языка. Таким образом, выпускники отделений корейского языка, имея в багаже знания, и владея наукой таэквондо, становятся универсальными, востребованными специалистами с широкими возможностями.
Таэквондо очень универсален. В мировой практике пользуются популярностью соревнования среди Вооруженных сил, Налоговой полиции, инвалидов и т.д. Так у нас заключено соглашение с Министерством Обороны республики о сотрудничестве и взаимопомощи по укреплению боевой и спортивной подготовки посредством обучения таэквондо военнослужащих кыргызской армии. По этому направлению ведется обучение курсантов Бишкекского Высшего Военного Училища. Обучение таэквондо у нас ведется и во внутренних войсках. Уже принимают участие на соревнованиях курсанты средней специализированной школы МВД.
С первых дней своего существования, Ассоциация строила работу по нескольким направлениям, одним из которых стало воспитание профессиональных инструкторов. Именно они, владеющие методикой преподавания, способные донести до учеников тонкости и нюансы корейской культуры.
Предметом особой нашей гордости является подрастающее поколение. В спортивных залах ежедневно под руководством инструкторов занимаются более 2 тысяч мальчишек и девочек. Для них мы регулярно проводим турниров и аттестации для их дальнейшего роста.
Проработав с детьми и подростками около 10 лет, мы однозначно можем ответить, что систематические занятия в первую очередь улучшают их здоровье, силу, гибкость, координацию и выносливость. И хотя в таэквондо существуют соревнования, мы не оказываем никакого давления на детей, чтобы они стали спортсменами или чемпионами. Это личное дело каждого. А если ребенок или подросток проявляет желание стать спортсменом и проявляет способности, он может стать членом сборной команды, чтобы достойно представлять наше государство в мировом сообществе. Но наша цель - это не только воспитание чемпионов, но воспитание достойных граждан своей страны. Мы постоянно просматриваем молодое поколение, помогаем им добиться своих целей. Так за 10 лет существования Ассоциации таэквондо, ее воспитанники не только добились больших успехов, в личностном "росте", но и завоевали уважение и авторитет в обществе.
Сегодня занимающиеся таэквондо, в основном, дети и подростки от 5 до 16 лет. И от того, как правильно мы преподнесем принципы таэквондо, зависит отношение ребенка к окружающему миру. Мы делаем акцент на изучение таэквондо как искусства, где совершенствуется не только тело, но и разум, характер. Таэквондо для детей - это школа. Школа жизни, где у ребят есть большое будущее. Сначала идешь в первый класс и потом переходишь из класса в класс, постоянно получая при этом знания, а затем идет учеба в "университете". Таэквондо позволяет ребенку встать на правильный путь. И поэтому менее вероятно, что ребенок вступит на путь преступности со своей жестокостью и бесчеловечностью. Таэквондо круто меняет характер ребенка. Был такой случай, когда к нам подошел один влиятельный человек, со словами благодарности: "Вы вернули мне сына". Дело в том, что ребенок был очень избалованным, грубил родителям, неоднократными были приводы в милицию. Но когда он начал заниматься таэквондо, сам того не замечая, стал меняться в лучшую сторону. Стал уважать своих родителей, с пониманием относиться к своим товарищам.
В этой духовно-нравственной позиции, в отличие от других видов спорта, дающих только физическое воспитание, заключается феномен таэквондо.
Так что же первично и вторично: таэквондо или корейский язык? Ответа на этот вопрос нет. Потому что и таэквондо и корейский язык, еще раз подчеркиваю, являются элементами национальной культуры, которые исторически взаимодействуют и дополняют друг друга.
И в заключении я бы хотел подчеркнуть, культурный обмен между двумя нашими государствами идет с 1997 года, и открытие в республике школ, кафедр по обучению корейского языка и таэквондо, изучение в свою очередь кыргызского языка и культуры кыргызского народа, помогают нашим странам понять друг друга. Думается, что этот культурный обмен, будет постоянно развиваться, и проводиться в течение долгих лет.