Чой Б.С.: другие произведения.

Южнокорейские инвестиции в Казахстане

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Чой Б.С. (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 35k. Статистика.
  • Статья:
  • Скачать FB2
  • Оценка: 6.54*4  Ваша оценка:


      

    Чон Бён Сун

    Старший преподаватель кафедры кореееведения КазНУ им. аль-Фараби, соискатель факультета философии, политологии и социологии

       Южнокорейские инвестиции в Казахстане
      
       В процессе становления суверенитета и независимости и Республика Корея, и Республика Казахстан прошли сложный и противоречивый путь. Кардинальные преобразования в экономике сопровождались реконструкцией прежней плановой распределительной системы, разгосударствлением и либерализацией экономики, поощрением частного предпринимательства. Как в Республике Корея, так и в Казахстане на первом этапе становления государства приходилось отступать от принципов демократического строя в угоду экономического становления. В Республике Корея в начале 1960-х годов диктатор Пак Чжон Хи взял всю полноту власти, чтобы привести затем страну после десятилетий упорного труда к экономическому процветанию. И только в начале 1990-х годов в стране были проведены первые действительно подлинные демократические выборы президента страны, когда главой государства стал бывший оппозиционер действующей власти Ким Ен Сам. В Казахстане в начале 1990-х годов глава государства Н.А.Назарбаев вынужден был усилить президентскую власть, ущемив некоторые демократические права, в угоду экономических реформ, которые были необходимы как воздух молодой независимой стране.
       Переход Казахстана от жесткой плановой к рыночной экономике повлек за собой такие кризисные явления, как сокращение производства, рост цен, безработицу, снижение жизненного уровня населения, серьезные изменения во всех отраслях народного хозяйства. В то же время, правительством Казахстана осуществляется комплекс мер в целях предотвращения кризисных явлений, обеспечения макроэкономической стабилизации и углубления рыночных преобразований в экономике республики. В частности, принята и реализуется экономическая программа, предполагающая, с одной стороны, жесткие меры в области кредитно-денежной и бюджетной политики, а с другой, либерализацию внешнеэкономической, ценовой политики, изменение отношений собственности, предоставление хозяйственной самостоятельности товаропроизводителям, активизацию работы по техническому пере вооружению производства, интеграцию в мировое хозяйство. Получила дальнейшее развитие законодательная и нормативная база, адекватная рыночным отношениям. Были приняты такие важные законы как "Об иностранных инвестициях", "О ценных бумагах и фондовой бирже", "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", "О лицензировании", "О государственной регистрации юридических лиц", "О государственных предприятиях".
       В республике продолжается процесс разгосударствления и приватизации предприятий, демонополизации крупных организационных структур, развивается рыночная инфраструктура, идет процесс становления рынка ценных бумаг, расширяются услуги страховых и транспортно-экспедиционных компаний, консалтинговых фирм, консультационных и маркетинговых центров.
       Внешнеэкономическая деятельность государства реализуется через внешнеэкономическую политику, вырабатываемую правительством в составе его экономической политики, учитывающей ситуацию, складывающуюся внутри страны и в мировой экономике, стратегические и текущие задачи государства. Как неотъемлемая часть всей экономической политики она вырабатывается в комплексе с финансово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной, ценовой, структурно-инвестиционной, сырьевой, социальной и региональной политикой государства.
       Большое значение для структурных преобразований в экономике республики имеют иностранные инвестиции. Подписанные межгосударственные соглашения по результатам визитов Президента республики в Китай, США, Великобританию, Испанию, Аравию создают основу инвестиций в республику.
       Как правило, всех потенциальных инвесторов интересуют прежде всего политическая и социальная стабильность страны получателя инвестиций, наличие ее природных ресурсов и высококвалифицированной, дешевой рабочей силы, степень реформированности экономики. В этом отношении по многим позициям Казахстан является достаточно привлекательным для инвестиций и вложений капитала.
       Большое значение, с точки зрения интересов Республики Корея имело то обстоятельство, что Казахстан обладает значительными запасами полезных ископаемых, которые позволяют рассматривать республику в качестве базы для расширения и универсализации глобальных источников энергии, используемых американскими компаниями. Республика Казахстан является одной из стран с богатейшими минерально-сырьевыми ресурсами. Углеводородное сырье занимает в ряду других полезных ископаемых одно из важнейших мест. На сегодняшний день доказанные извлекаемые запасы нефти и газа составляют: нефти - 2,1 млрд. тонн, природного газа - 1,7 трлн. куб. метров, газового конденсата - 0,7 млрд. тонн. В то же время, в ходе осуществления разведки этих месторождений уже в ближайшие годы, размер запасов может быть увеличен на 890 млн. тонн нефти и 150 млрд. куб. метров газа. По многим другим полезным ископаемым активные запасы вполне могли бы обеспечить нормальное развитие предприятий и вывести республику на достойное место в мировом сообществе стран-производителей металлов. Запасы меди в Казахстане Японию, Италию и Саудовскую для привлечения иностранных составляют - 10% от мировых, свинца - 19%, цинка - 13%, железа - 10%, марганца - 25%, хромитовых руд - 30%. Утвержденные запасы барита в 1,1, вольфрама в 1,2 раза превышают мировые. Потенциальная извлекаемая ценность минерального сырья в недрах республики оценивается в 8,7 трлн. долл. США, В том числе разведанных запасов - 3.3 трлн. долл. США, прогнозных ресурсов - 5,4 трлн. долл. США.
       Приоритетными направлениями в минерально-сырьевом комплексе по твердым полезным ископаемым для республики являются железо, марганец, хром, уран, полиметаллы, медь, золото. Реформирование минерально-сырьевого комплекса производится на основании концепции управления и регулирования недропользованием и охраной недр, обеспечивающих принятие законов о нефти, драгоценных металлах, создание информационно-презентационного центра, обслуживающих всех недропользователей и инвесторов.
       Известно, что одним из сдерживающих факторов развития экономики Казахстана является отсутствие выхода республики к мировым рынкам и узловым морским транспортным артериям. Не случайно развитию инфраструктуры придается огромное значение, особенно транспортным сообщениям и коммуникациям. В этом направлении в Казахстане уже сейчас сделано многое. Завершилось строительство нефтепровода Каспийским трубопроводным консорциумом, реконструирован морской порт в Актау, позволяющий дополнительно экспортировать миллионы тонн нефти и различной продукции в другие страны. Практически завершены работы по сооружению Трансазиатской железнодорожной магистрали, открывающей Казахстану доступ к морским портам Индийского и Тихого океанов. Реконструирована железнодорожная станция Дружба на границе с Китаем, что позволит резко увеличить пропускную способность дороги и товарооборот в восточном и юго-восточном направлениях. Открыты регулярные воздушные сообщения со странами Европы и Азии.
       В стране продолжается осуществление модернизации экономики, либерализация торговли, привлечение иностранных инвестиций в Казахстан. В настоящее время внешнеэкономическую деятельность и соответственно деятельность иностранных инвесторов в Казахстане регулируют более 80 законодательных и подзаконных актов. Одним из главных является Закон "Об иностранных инвестициях", принятый в декабре 1994 года, задачей которого является совершенствование инвестиционного климата в Казахстане для привлечения иностранных инвестиций.
       Все указанные выше обстоятельства способствовали не только быстрому установлению южнокорейско-казахстанских дипломатических отношений, но и динамичному развитию договорно-правовой базы двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
       Важную роль в становлении и развитии двухсторонних отношений играют государственные визиты глав государств. Впервые государственный визит Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Республику Корея состоялся с 15 по 18 мая 1995 года. Во время визита президента сопровождала представительная делегация. Не случайно казахстанская пресса охарактеризовала этот визит как "прорыв на азиатско-тихоокеанском направлении", "прорыв корейского бизнеса в Казахстан". В составе делегации были ученые, общественные деятели, бизнесмены.
       На встрече двух президентов Республики Корея Ким Ен Сама и Республики Казахстан Н.А. Назарбаева была подписана "Декларация об основных принципах отношений и сотрудничества между Республикой Корея и Республикой Казахстан". Это заложило правовую основу для наращивания широкомасштабного партнерства двух стран. Стороны договорились, что будут поощрять широкие связи между ветвями государственных структур, включая исполнительную, законодательную и судебную, а также между общественными организациями. Оба государства будут развивать интенсивное сотрудничество в области промышленности, инвестиций, торговли, разработки природных ресурсов, науки, технологий, сельского хозяйства и транспорта. В приоритетном плане предусмотрено содействие тесным контактам между представителями деловых кругов.
       Республика Корея, полностью поддерживая усилия Казахстана в реформировании своей национальной экономики и строительстве демократического общества, опираясь на обретенный опыт, будет сотрудничать с ним в составлении планов экономического и социального развития, включая проблемы окружающей среды и здравоохранения, повышения уровня подготовки промышленных кадров Казахстана посредством программы технологического обучения.
       Последний визит Президента Республики Казахстан в Республику Корея состоялся с 12 по 14 ноября 2003 года, в ходе которого было подписано немало документов и принято "Совместное заявление Республики Казахстан и Республики Корея по случаю официального визита в Республику Корея Президента Республики Казахстан 12-14 ноября 2003 года":
       По приглашению Его Превосходительства господина Но Му Хёна, Президента Республики Корея, Его Превосходительство господин Нурсултан Абишевич Назарбаев, Президент Республики Казахстан, посетил Республику Корея 12-14 ноября 2003 года с официальным визитом.
       13 ноября 2003 года во время встречи в Сеуле главы государств обменялись мнениями по следующим вопросам, представляющим взаимный интерес.
       1. Стороны согласились развивать дружественные отношения между двумя государствами на основе Декларации между Республикой Казахстан и Республикой Корея об основных принципах взаимоотношений и сотрудничества, подписанной 16 мая 1995 года; проводить совместную работу в рамках региональных и международных организаций и форумов; содействовать развитию сотрудничества по различным направлениям в сфере экономики и торговли, энергетики и минеральных ресурсов, науки и технологий.
       2. Стороны выразили удовлетворение большим прогрессом, достигнутым за 12 лет с момента установления дипломатических отношений в политической, экономической, социальной и культурной сферах, и намерены расширять и укреплять совместное взаимодействие, используя в полной мере имеющийся потенциал.
       3. Стороны будут прилагать совместные усилия для поддержания мира и стабильности в Азиатском регионе. Республика Казахстан выразила свою поддержку политике "мира и процветания" Республики Корея, которая направлена на обеспечение мира на Корейском полуострове и процветание Северо-Восточной Азии, а также позиции Республики Корея, заключающейся в том, что вопрос о ядерной программе Северной Кореи должен решаться мирными средствами путем конструктивного диалога.
       4. Стороны разделили мнение о том, что развитие консультативных институтов по региональной безопасности в Азии, включая Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, является актуальным, и намерены проводить совместную работу по борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и другими видами международных преступлений.
       5. Стороны намерены активно поддерживать обмен не только между государственными структурами, но и общественными объединениями обеих стран в целях развития дружественных связей и взаимопонимания между народами двух стран.
       Стороны намерены прилагать усилия для дальнейшего продвижения двусторонних отношений посредством активизации систематического обмена в сфере образования, культуры, туризма, спорта, а также между органами местного управления.
       6. Стороны отметили важность заключения Договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Договора об экстрадиции, Программы сотрудничества в области образования между Министерством образования и науки Республики Казахстан и Министерством образования и развития человеческих ресурсов Республики Корея. В целях дальнейшего укрепления договорно-правовой базы, охватывающей все сферы взаимодействия и сотрудничества между двумя странами, Стороны намерены приложить усилия для скорейшего заключения договоров и соглашений, которые находятся на согласовании в государственных органах двух стран, включая Соглашение о воздушном сообщении между Республикой Казахстан и Республикой Корея, Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Корея о реализации Программы Корпуса добровольцев Кореи в Республике Казахстан и Соглашение между Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан и Палатой аудита и инспекции Республики Корея об обмене опытом и сотрудничеству.
       7. Стороны будут придавать особое значение развитию эффективного и взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества. Стороны будут в соответствии со своими национальными законодательствами создавать благоприятные условия для взаимной защиты инвестиций, всемерно развивать взаимные контакты и сотрудничество между заинтересованными государственными органами и поощрять все формы экономического сотрудничества. В этой связи Стороны выразили удовлетворение результатами второго заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, состоявшегося в Сеуле 10 ноября 2003 года.
       8. Стороны признали важность сотрудничества в области энергетики и минеральных ресурсов между двумя странами. Республика Казахстан приветствовала намерение корейских компаний участвовать в разведке и разработке углеводородных запасов и строительстве соответствующей инфраструктуры, в частности планы Корейского нефтегазового консорциума участвовать в каспийском нефтяном проекте, и выразила намерение поддерживать вовлечение корейских компаний.
       9. Стороны разделили мнение о необходимости проведения совместных исследований и сотрудничества в области науки и передовых технологий, включая информационные технологии следующего поколения, исследования и разработки в области мирного использования ядерной энергии; производства новых материалов.
       10. Стороны намерены укреплять сотрудничество в рамках международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций и Всемирная торговая организация (ВТО). В этой связи Республика Корея выразила свою поддержку намерению Республики Казахстан вступить в ВТО в целях интегрирования в систему мировой рыночной экономики.
       11. Обе стороны отметили, что этнические корейцы в Казахстане внесли значительный вклад в развитие Казахстана, и согласились содействовать дальнейшему культурно-этническому развитию корейской общины в Казахстане.
       12. Стороны высоко оценили визит Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева в Республику Корея.
       На следующий год, в 2004 году в Казахстан нанес официальный визит Президент Республики Корея Но Му Хён. Президенты Но Му Хён и Нурсултан Назарбаев обменялись мнениями по вопросам, представляющим взаимный интерес. Обсуждались пути дальнейшего углубления взаимовыгодного сотрудничества двух стран. По завершении встречи стороны подписали Совместное заявление, в котором говорится о необходимости дальнейшего укрепления двусторонних отношений в духе дружбы и сотрудничества, поднятии на более высокий уровень практического взаимодействия в сфере торговли, энергетики, добычи минеральных ресурсов, науки и технологий. РК и Казахстан выразили удовлетворение в связи с подписанием Соглашения о мирном использовании атомной энергии, Соглашения о сотрудничестве в области информатизации и связи и Меморандума о взаимопонимании о сотрудничестве в области энергетики и добычи минеральных ресурсов. Казахстан, в частности, приветствовал участие южнокорейских компаний в разработке нефтяных месторождений и минеральных ресурсов, в том числе участие Корейского нефтяного консорциума в разработке месторождений на Каспийском море, а также в создании инфраструктуры, включая строительство нефтехимических комплексов, и выражает намерение оказать корейской стороне необходимую поддержку. В Совместном заявлении высказалась также необходимость мирного урегулирования северокорейской ядерной проблемы, а также расширения взаимовыгодных двусторонних связей, ориентированных в будущее. Но Му Хён - первый президент РК, посетивший Казахстан после установления дипломатических отношений между двумя странами в 1992 году. Главы двух государств Но Му Хён и Н.А.Назарбаев едины во мнении, что накопленный потенциал сотрудничества следует наращивать во всех сферах, в том числе в атомной энергетике. Если Казахстану в этом направлении еще предстоит сделать первые шаги, то для Южной Кореи, где 40% электроэнергии производится атомными станциями, вопрос развития мирного атома уже давно стоит в повестке дня. Не случайно одним из главных результатов переговоров стало подписание между Министерством энергетики и минеральных ресурсов Казахстана и Министерством науки и технологии Кореи межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. Кстати, ранее уже было заключено долгосрочное соглашение между НАК "Казатомпром" и Корейской государственной атомной корпорацией о ежегодных поставках в Южную Корею 800 тонн урановой руды, что составляет примерно четверть потребностей Южной Кореи в уране.
       Особое значение оба государства придают совместному освоению углеводородного сырья. Корейское правительство в последние годы активно занимается поиском новых источников энергоресурсов. Поэтому интерес Сеула к нефтяным богатствам Каспия и потенциальному участию корейских компаний в их освоении вполне понятен. В настоящее время компании Samsung и "Севон хэви машинери" проводят маркетинговые и геотехнические исследования в Западном Казахстане для совместного производства нефтегазового оборудования, в частности, буровых плавучих платформ. Президент Казахстана выразил надежду, что по завершении геолого-разведочных работ в казахстанском секторе каспийского шельфа будут заключены соответствующие контракты и созданы совместные предприятия. Не менее активно развивается сотрудничество между двумя странами в области электроэнергетики. Примером тому может служить намерение Корейской государственной энергетической корпорации построить в Уральске газотурбинную электростанцию стоимостью 15 миллионов долларов США.
       В ходе встречи Н. Назарбаев подчеркнул необходимость создания благоприятных условий для расширения и развития обмена между предпринимателями двух стран. С этих позиций стороны выразили удовлетворение результатами бизнес-форума, проведенного накануне, а также решили способствовать скорейшему проведению заседания Совместной комиссии по торговому и экономическому сотрудничеству. На состоявшемся накануне визита заседании межгосударственной казахстанско-южнокорейской комиссии корейская сторона очень интересовалась возможностью поучаствовать в реализации нефтегазовых проектов освоения казахстанского сектора Каспийского моря.
       Учитывая большой опыт судостроителей Южной Кореи, перспективной считается идея строительства на Каспии судоремонтной верфи объединенными усилиями "Казмортрансфлота" и Samsung.
       Корейская сторона придает большое значение сотрудничеству в области информатики и высоких технологий. Среди прочего, она хотела бы поучаствовать в создании так называемого "электронного правительства" в Казахстане.
       Достигнуты договоренности о проведении совместных исследований в области информационно-коммуникационных технологий нового поколения и разработки передовых научных технологий, включая создание новых материалов. Президент Республики Корея поддержал стремление Казахстана вступить в ВТО для полной интеграции в мировую рыночную систему.
       Корейская сторона высоко оценила вступившее в силу с 1 сентября 2004 года решение казахстанских властей о включении Республики Корея в список 27 развитых стран мира, гражданам которых упрощена процедура получения однократных дипломатических, служебных, частных и туристических виз Республики Казахстан без предъявления приглашения и визовой поддержки.
       Сам президент Назарбаев приглашал корейские фирмы поучаствовать в его любимом деле - строительстве новой столицы Астаны, ведь у строительных компаний Республики Корея большой опыт сооружения крупных объектов, в том числе и за рубежом. Когда зашла речь о строительстве новой южнокорейской столицы, Н. Назарбаев со знанием дела порекомендовал всем корейским СМИ поддержать инициативу своего президента. "Капиталовложения выгодны не только внешние, но и внутренние. Строительство дает огромный мультипликативный эффект, а экономические и политические последствия переноса столицы окупают любые затраты", - отметил Н.А.Назарбаев.
       Казахстан и Южная Корея подписали соглашение по ядерной энергетике, в соответствии с которым Казахстан будет поставлять в Южную Корею "почти тысячу тонн урана ежегодно". Об этом 20 сентября 2004 года на пресс-конференции в Астане по окончании переговоров на высшем уровне с президентом Южной Кореи Ро Му Хеном президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.
       "Это примерно четверть потребностей Южной Кореи в уране и наша страна готова увеличить эту составляющую", - сказал Н. Назарбаев.
       Кроме того, по словам президента РК, "подписан меморандум о сотрудничестве в освоении нефтяных месторождений на Каспии". "Здесь будут вестись геологические, прогнозные работы и на месторождении на Каспии, и на суше", - пояснил президент РК, выразив надежду, что "по результатам этих исследований будет заключен контракт, который будет действовать".
       По данным казахстанской стороны, основным сдерживающим фактором развития двусторонней торговли являются трудности с транспортировкой, необходима активизация сотрудничества железнодорожных ведомств двух стран для стимулирования грузопотоков по северному коридору Трансазиатской железнодорожной магистрали, в том числе в рамках проекта ЭСКАТО ООН.
       В первой половине 2004 года товарооборот между Казахстаном и Республикой Корея составил 227 млн. долл. США, что на 44% больше, чем за аналогичный период 2003 года. Казахстанский экспорт при этом увеличился на 49%.
       В Казахстане зарегистрировано 110 компаний с участием корейского капитала, из которых 48 - совместных предприятий и 62 - представительства. В основном корейские инвестиции идут в сектор сервиса, отрасли добывающей промышленности, телекоммуникационной инфраструктуры и электронного оборудования, также находят развитие проекты в области строительства и энергетики.
       Инвестиции в экономику Казахстана (в млн. долл. США)
       Страны
       2003
       2004
       2005
       1993-2005
       Канада
       8,3
       169,0
       262,5
       1497,9
       Китай
       248,6
       397,7
       195,0
       1669,4
       Франция
       161,3
       275,7
       774,7
       1549,8
       Германия
       63,9
       65,6
       74,2
       553,3
       Италия
       375,7
       313,0
       306,6
       2468,2
       Япония
       96,1
       178,5
       331,4
       1001,5
       Нидерланды
       612,2
       1782,2
       1534,2
       4939,2
       Российская Федерация
       198,0
       200,6
       223,0
       1210,7
       США
       1105,5
       2970,6
       1125,5
       11834,6
       Великобритания
       591,4
       924,6
       -62,4
       4378,7
       Южная Корея
       86,3
       72,5
       52,3
       1875,7
       Всего
       4624,5
       8293,0
       6416,4
       40559,1
       Источник: Национальный банк Республики Казахстан
      
       Объем иностранных инвестиций по секторам экономики Казахстана (в млн. долл. США)
       Секторы экономики
       Январь-сентябрь 2005 года
       Рост к предыдущему году (в %)
       Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
       0,7
       0,01
       Горное дело и добыча полезных ископаемых
       1237,5
       29
       Электросеть, газо- и водопровод
       202,1
       4,7
       Промышленное производство
       116,7
       2,7
       Строительство
       87,6
       2
       Розничная и потребительская торговля, ремонт авто- и мототехники, бытовых приборов
      
       251,4
      
       5,89
       Гостиницы и рестораны
       3,3
       0,07
       Транспорт, связь и коммуникации
       89,6
       2
       Финансы
       52,8
       1,2
       Недвижимость, аренда и бизнес-активы
       2184,5
       51
       Образование, здравоохранение и социальная сфера
       43,5
       1
       Всего
       4269,7
       100
       Источник: Национальный банк Республики Казахстан
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Инвестиционный климат в Республике Казахстан // Текущий архив Министерства экономики РК. Управление внешнеэкономического сотрудничества
       Там же
       Там же
       Панорама, 1995, 21 мая
       Казахстанская правда, 2003, 16 ноября
       Казахстанская правда, 2004, 22 сентября
       www.gazeta.kz/art.asp?aid=50225, 2004, 20 сентября
       www.inform.kz, 2005, 1 сентября
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Чой Б.С. (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 35k. Статистика.
  • Статья:
  • Оценка: 6.54*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка