Ким Герман: другие произведения.

Ким Герман.Предыстория.Владивосток-центр просвещения корейцев на русском Дальнем Востоке

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ким Герман (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/12/2004. 7k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:

    1

    Предыстория

    Герман Ким. Владивосток - центр просвещения корейцев на русском Дальнем Востоке

    Владивосток или Хясами* * в переводе на русский - трепанг, ибо в бухте Золотой рог трепангов водилось в изобилии. По-китайски город назывался Хань шей вей, что значит залив трепангов с самого начала корейской иммиграции стал для нее центром передовой, освободительной мысли, образования и просвещения. С историей Владивостока неразрывно связана вся история русского Дальнего Востока. Владивосток еще до присоединения Уссурийского края к России был занят русским военным отрядом и получил статус города в 1876 году, а в 1888 г. вошел в состав Приморской области и превратился в губернский центр. С 1889 г. Владивосток стал резиденцией вновь образовавшейся Владивостоко-Камчатской епархии. Холодов Н. Уссурийский край. Спб. 1908, с. 62-63.

    Корейцы селились во Владивостоке с самого раннего периода его становления. Корейцы во Владивостоке // Новь, 1888 , Љ 23, с. 19- 59. Вот какие сведения о населении города в 1886 г. даются Н. Матвеевым: " ...всех жителей как постоянных, так и временных насчитывалось более 13 тысяч.

    В том числе было: морского ведомства офицеров и чиновников 158, нижних чинов - 1980, их семейств - 585 душ; военно-сухопутного ведомства: офицеров и чиновников - 49, нижних чинов 1528, их семейств - 428; гражданского ведомства: русских мужского пола приблизительно 2800, женского пола до 1000; иностранцев: белой расы обоего пола до 1000, желтой расы - китайцев, корейцев и японцев до 5 500 человек.

    В началу 90-х гг. XIX в. корейское население Владивостока насчитывало 2816 человек ( в том числе женщин 86 и 50 человек детей). Домохозяев корейцев в городе было 29. Собиралось в год разных налогов около 9 тысяч рублей. Было образовано городское корейское общество. Сходки общества собирались большей частью по требованию полиции. Однако общество имело определенные функции самоуправления, в которые входили вопросы проведения санкционированных властями культурно-просветительских видов деятельности. Общество на своих сходах решало порой спорные вопросы, возникшие среди корейцев, осуждали неправедное поведение членов общины, выносили порицание. Матвеев М.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. 1860-1910, Владивосток, 1910, с. 150-151.

    В 1893 году последовало переселение части китайцев и корейцев из города во вновь отведенный для них квартал - Корейская слободка ( по-корейски - Синханчхон - Новокорейская слободка). Выдворение было закончено к 20 мая, но все-таки большинство корейцев , не говоря уже о китайцах, остались в городе. Там же, с. 150.

    Именно Синханчхон превратился в центр всей передовой корейской эмиграции. По словам российского генерального консула в Сеуле А. Сомова, накануне аннексии Кореи Японией корейцы смотрели на Владивосток "как на уцелевшую цитадель их полунезависимости, с падением которого нет больше спасения". Пак Б.Д. Корейцы Российской империи. М., 1993, с. 159. Уполномоченный министерства иностранных дел России В. Граве, внимательно изучавший политическую жизнь и экономическое положение жителей корейской слободки во Владивостоке, тонко подметил: "Слободка ныне - центр, вокруг которого группируются недовольные настоящим режимом в Корее, политические эмигранты и вообще те, которым пребывание на родине грозит опасностью для жизни, здесь проживает зажиточная и более образованная часть корейцев-русскоподданных, тут же, наконец, ютятся корейские рабочие-кули, занятые на бесчисленных работах города и порта". Граве В. Китайцы, корейцы и японцы Приамурья // Труды Приамурской экспедиции. Выпуск XI, Хабаровск, 1911, с. 184.

    В последующие годы роль Владивостока как политического центра корейской эмиграции возрастала. В представлении Ведомства православного исповедания, внесенном на рассмотрение Государственной Думы в 1914 году, по этому поводу было записано: "В городе Владивостоке и его окрестностях проживает до 10 тыс. корейцев. Образовалась особая корейская слободка. Жители этой слободки в огромном большинстве корейцы-иностранцы, частью прибывшие сюда для заработков и частью эмигранты из Кореи, бежавшие оттуда вследствие преследований со стороны японских властей или вследствие острого чувства обиды за униженную родину, потерявшую свою самостоятельность. Среди эмигрантов, поселившихся в корейской слободке, немало интеллигентных, крайне озлобленных против японского режима в Корее и против японцев вообще, как своих поработителей. Корейская слободка во Владивостоке - центр умственной корейской жизни не только для корейцев, проживающих в России, но и для всей Кореи вообще. Сюда приезжают корейцы из Кореи и сообщают обо всем, что происходит на родине; сюда прибывают и корейцы, проживающие в пределах России и имеющие какие-либо дела в г. Владивостоке, узнают обо всем происходящем в Корее и сообщают о своем положении на новом местожительстве". См.: Чернышева В. Из истории революционного движения на Дальнем Востоке в 1905-1907 гг. Хабаровск, 1959, с. 179

    Корейское население города стремилось иметь собственную школу. Первая попытка создания такой относится к 1901 г., когда по инициативе нескольких корейцев была основана русская школа для корейских детей в старой Корейской слободке. Вскоре эта школа была присоединена к Покровской церковно-приходской школе и перенесена в черту города в 1907 г. эта попытка была возобновлена, причем на добровольные пожертвования, частью полученных из Кореи. Группой корейской интеллигенции была учреждена в слободке частная бесплатная корейская школа. Поскольку ее учреждение состоялось без ведома администрации она была закрыта в конце 1908 года. Вслед за этим у корейцев явилась идея хлопотать об открытии 2-классного училища Министерства Народного просвещения по типу начальных училищ для инородцев, живущих в Восточной и Юго-Восточной части России. С разрешения инспектора народных училищ Приморской области это училище начало функционировать с 13 октября 1909 г. и в первый год существования насчитывало всего 81 учащихся обоего пола (62 мальчика и 19 девочек) Училище помещалось в доме состоявшего тогда уполномоченным М.Л. Цоя, предоставленном им в обмен на здание прежней закрытой школы. Преподавательский состав состоял из трех лиц: одного заведующего, с содержанием в 960 рублей в год и двух учителей-корейцев с жалованием по 480 рублей в год каждому. В должности заведующего состояли корейцы, получившие образование в русских учебных заведениях. Средствами на содержание учителей, главным образом, служили добровольные пожертвования и особые сборы с корейцев, разрешенные к взиманию военным губернатором Приморской области. С вступлением на должность уполномоченного Ким Хак Мана, не проявлявшего особой заботы о школе, она стала приходить в упадок и к марту 1911 г. она фактически перестала функционировать. ЦГА РДВ, ф. 87, оп.1, д. 1028, л. 96-97.

    С дальнейшим развитием системы просвещения, увеличением числа различных учебных заведений, ростом численности населения Владивосток превращался в новый центр образования и науки на русском Дальнем Востоке, а в последующем местом зарождения и сосредоточения всех наиболее важных очагов корейской национальной культуры советских корейцев.

    Ким Герман Николаевич, доктор исторических наук, зав. каф. корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби, тел./ факс раб. 3272-621345, e-mail: ger_art@astel.kz; kazgugnk@yahoo.com

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ким Герман (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/12/2004. 7k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка