Ким Герман: другие произведения.

Ким Герман.Начало формирования корейской национальной интеллигенции на советском Дальнем Востоке

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ким Герман (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/12/2004. 14k. Статистика.
  • Статья:
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

    2

    Герман Ким. Начало формирования корейской национальной интеллигенции на советском Дальнем Востоке.

    На советском Дальнем Востоке было заложено начало формированию кадров корейской национальной интеллигенции в области просвещения, искусства, литературы и науки. В первое десятилетие советской власти острая практическая потребность в квалифицированных учительских кадрах явилась основой для появления первых корейцев-интеллигентов именно в сфере народного образования. Некоторые преподаватели корейских школ получили образование в Корее или Японии, но их было недостаточно и они не могли справиться с поставленными перед ними задачами советизации учебно-воспитательной работы. В связи с ростом численности корейских школ и учащихся, в первую очередь первой степени, необходимы были педагогические училища и техникумы готовили бы учителей для начальных классов.

    В 1923 г. при Никольск-Уссурийском педагогическом техникуме было открыто корейское отделение, на котором обучалось 21 человек, окончившие школу первой ступени. На отделении техникума было 2 класса, где работали 6 преподавателей. Одного корейского отделения было совершенно недостаточно, поэтому вопрос о необходимости открытия корейского педагогического техникума поднимался неоднократно корейской общественностью и ставился перед партийными и советскими органами. В марте 1924 г. состоялось совещание представителей Корейской секции РКП(б) при Примгубкоме, на котором обсуждались такие вопросы как:

    1. Имеется ли необходимость в открытии Корпедтехникума на Д.В.

    2. Какова могла бы быть местная помощь.

    3. В каком пункте организовать корпедтехникум.

    4. Характер и уклон корпедтехникума.

    5. Могущие быть привлеченными к преподаванию в Корпедтехникуме квалифицированные силы (в особенности корейские).

    6. О возможности расширения Коротделения в Корпедтехникум.

    7. Мнение о китотделениях.

    8. Смета корпедтехникума.

    РГИА ДВ ,ф.Р-87ф. Оп 1 Д. 857. Л. 8-8 об.

    В 1924-25 учебном году с разрешения ДальОНО на корейском отделении был организован подготовительный класс, в который набрали 45 учащихся, а на 1-ый курс зачислили 20 слушателей. Таким образом всего на корейском отделении стало обучаться 65 человек. В этом году же году отделение получило значительную материальную поддержку, а также книги на корейском языке.

    В 1925 г. на базе существовавшего корейского отделения Никольск-Уссурийского педагогического техникума был образован Корейский педагогический техникум с семилетним сроком обучения (включая два года учебы на подготовительном отделении), сыгравший большую роль в обеспечении корейских школ учителями. РГИА ДВ, ф.Р-87.оп.1. д. 162, лл.61-67об. Только за годы первой пятилетки педагогический техникум подготовил и выпустил 420 преподавателей.

    Однако один корейский педтехникум был далеко не в состоянии подготовить необходимое количество учителей. В марте 1925 г. во Владивостоке состоялось совещание корейских работников, на котором был заслушан доклад уполномоченного по корейским школам при ГубОНО. Совещание признало "настоятельно необходимой организацию с 1925-26 учебного года корейского отделения при рабфаке Государственного Дальневосточного университета".

    Далее совещание считало необходимым принять на открываемое отделение 40 студентов в составе одной полной группы, получивших подготовку на корейском языке. Студентам предполагалась предоставить стипендии. В отношении педагогического персонала совещание находило возможным обеспечить таковым открываемое отделение, предусматривая "частичное привлечение преподавателей из Кореи". Задача корейского отделения заключалось в том, чтобы выпускники рабфака по окончании учебы могли бы без особых трудностей проходить обучение в высших учебных заведениях. РГИА ДВ ,ф.Р-87.оп.1. д. 589, лл. 19-19а-25а

    Кроме того, только в 1923-1924 гг. из Приморья было отправлены на учебу 716 корейцев, из них: 53 - в Коммунистический университет трудящихся Востока, 98 - в Интернациональную военную школу комсостава, 49 - в 24-ю Школу комсостава, 300 - на уездные и губернские учительские курсы, 17 - в педагогические и медицинские институты, 4 - в Военно-морскую школу, 45 - на корейское отделение Никольск-Уссурийского педагогического техникума, 22 - на уездные и волостные курсы административных работников, кооператоров и политпросветработников, 75 - на курсы в краевую и губернскую совпартшколу I, II и III ступени, 9 - на курсы политработников, уездных партработников и курсы секретарей укомов г. Москвы, 13 - на рабфаки местных, московских и ленинградских высших учебных заведений, 9 - на губернские корейские курсы, 7 - в Никольск-Уссурийскую сельскохозяйственную школу, 30 - на курсы пионерских работников.

    В 1926 году только через политшколы и районные партийные курсы прошло всего 130 корейцев. При совпартшколе Приморского губкома РКП(б) обучалось 33 курсанта-корейца, 19 корейцев прошли курсы волостных работников. Через Корейскую секцию Приморского губкома РКП(б) были отправлены на учебу: в Коммунистический университет трудящихся Востока - 70 чел., в советские и партийные школы первой и второй ступени - 67 чел., на курсы секретарей уездных комитетов в Москву - 2 чел., в Ленинградскую Интернациональную пехотную школу - 114 чел., в 24-ю Пехотную школу - 37 чел., в прочие ВУЗы и рабфаки - 50 человек. Пак Б.Д. Корейцы в советской России (1917-конец 30-х годов). Москва-Иркутск-С. Петербург, 1995, с. 143

    Рост педагогических кадров явно не мог удовлетворить потребности расширившейся школьной сети. В 1930 г. открылся еще один педагогический техникум в Посьетском районе, в котором обучалось 280 студентов. Там же было организовано специальное отделение для подготовки кадров дошкольных работников. Народное образование на Дальнем Востоке. Хабаровск, 1935, с.12

    В 1931 году во Владивостоке был создан корейский педагогический институт в составе исторического, литературного, физико-математического и биологического факультетов с общим контингентом 780 студентов. В 1933-1934 учебном году институт уже выпустил 217 квалифицированных учителей, обучалось 234 студента на различных факультетах, из 21 девушка и 282 слушателя на рабфаке (77 девушек). Студентам выплачивалась стипендия в размере 150-215 рублей. У института имелся учебный корпус на 600 человек при двусменном режиме учебы. Здание находилось в неудовлетворительном состоянии. Существовали ботанический, физический и военный кабинеты, причем последний считался одним из лучших среди вузов Владивостока. ГАХК, ф. П-2, оп.1, д. 94,л.282-285

    Без решительных мероприятий укреплению материально-технической базы дальнейшее развитие института представлялось невозможным. 15 декабря 1934 г. бюро Приморского обкома приняло постановление о необходимости строительства нового учебного корпуса и общежития на 480 студентов, выделении 500 тыс. рублей на оборудование кабинетов и лабораторий; организации педагогическими и научными силами института переводов учебников и учебной литературы; перестройки работы кафедр института по коренному улучшению учебно-воспитательного процесса; улучшению учебных и бытовых условий студентов. Отдельный 8-ой пункт постановления гласил: " При историческом факультете организовать кабинет корееведения, где сосредоточить изучение современной Кореи. Просить крайком партии поставить вопрос перед ЦК и НКП об отпуске 1000 рублей валюты на выписку иностранной литературы, главным образом корейской, японской и китайской. В учебный план ввести преподавание истории и экономики Кореи". См.: ГАХК, ф. П-2, оп.11, д. 194,лл.57-59 Однако многим этим благим намерениям так и не было суждено сбыться.

    Помимо подготовки специалистов в корейском пединституте, только в 1932 году 350 корейцев, в том числе десятки советских работников, окончили Институт Красной профессуры в Москве, Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова, Коммунистический университет народов Востока и другие ВУЗы в Москве, Ленинграде и др. городах. Ким Сын Хва. Очерки по истории советских корейцев. Алма-Ата, 1965, с. 210

    Небольшая группа корейской интеллигенции появилась в сфере литературной, переводческой и журналисткой деятельности. В ДВК издавалось 6 журналов и 7 газет на корейском ; языке: "Сонбон" ("Авангард"), "Мунхва" ("Культура"), "Сэ сеге" ("Новый мир"), "Нодончжя" ("Рабочий"), "Нодон синбо" ("Крестьянская газета"), "Донъа консан синмун" ("Газета восточной коммуны") и др. С марта 1923 г. во Владивостоке стала издаваться газета "Сэнбон", печатный орган корейской секции губернского комитета РКП(б). С 1929 г. редакция газеты переводится в Хабаровск и она становится органом Далькрайкома ВКП(б) и Далькрайсовпрофа. В 1930 г. "Сэнбое" становится ежедневной и самой массовой газетой на корейском языке тиражом в 10 тысяч экземпляров. В период коллективизации политотделы при Сучанском и Посъетском МТС издавали свои многотиражки на корейском языке. Ким Г.Н. Из истории и современности зарубежной корейской периодической печати.- Время газетной строкой. Алматы, 1998, с. 96.

    В начале 1930 г. во Владивостоке было создано Дальневосточное отделение ОГИЗа, а при нем сформировали корейский сектор в составе 10 человек. Уже в следующем 1931 году на корейском языке было выпущено 71 названия книг общим объемом 10 тыс. страниц и тиражом в 332 тыс. экземпляров. В 1933 г. краевое издательство издало на корейском печатной продукции 60 наименований объемом 250 тыс. страниц и тиражом 346 тыс. экземпляров. В 1933 г. на корейском языке были выпущены 18 стабильных и 13 нестабильных учебников, а в 1934 г. - 37 стабильных учебников, таким образом незадолго до депортации для корейских школ всех ступеней были подготовлены переводные издания всех основных учебников и пособий, использовавшихся в русскоязычных учебных заведений. Кроме учебников в 1930-х гг. краевым издательством были напечатаны на корейском языке сотни тысяч экземпляров партийной и общественно-политической литературы. ГАХК, ф. П-2, оп.1, д. 94,л.286-287 Корейские читатели получили на родном языке произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.П. Чехова и других русских классических писателей, а также новых пролетарских - М. Горького, В. Маяковского и других.

    Вокруг редакции газеты "Авангард" сложилась группа корейских авторов, переводчиков и журналистов, насчитывавшая около 40 человек, из которых половина была сотрудниками газеты, а остальные - преподаватели, редакторы и сотрудники других корейских газет и журналов, переводчики партийных и советских учреждений. Однако, как отмечал О Сен Мук - редактор "Авангарда" уровень переводческого мастерства желал быть лучшим. Там же, лл. 288-289

    В конце 1920-начале 1930-х годов на Дальнем Востоке действовали несколько кружков художественной самодеятельности, такие как кружок при табачной фабрике г. Владивостока, при клубе "Синханчхон", при средней школе Љ8, при школе крестьянской молодежи села Пуциловка, при педагогическом техникуме в Никольск-Уссурийском. Многие активные участники указанных коллективов художественной самодеятельности, среди которых следует назвать Ен Сен Нен, Ким Дин, Ким Хя Ун, Ли Ги Ена, Ли Хам Дек, Ли Гир Су, Тхай Дян Чун, Цой Гир Чун сыграли видную роль в становлении и развитии театрального искусства советских корейцев.

    В 1930 г. во Владивостоке был создан корейский театр рабочей молодежи (ТРАМ). Режиссером театра был Ен Сен Нен, директором - Ем Са Ир, а творческий состав насчитывал 30 человек. Из-за финансовых и материальных трудностей ТРАМ был реорганизован в 1931 г. в корейскую агитбригаду при ЦК профсоюза "Рыбник", который взял на себя расходы по ее содержанию.

    9 сентября 1932 года во Владивостоке был создан Дальневосточный краевой корейский театр, в котором стали работать бывшие трамовцы и лучшие представители любительских художественных коллективов. В течение пяти лет деятельности театра во Владивостоке формировалась актерская труппа, зарождалась национальная драматургия, определялось творческое направление театра. См.: Ким И.Ф. Советский корейский театр. Алма-Ата, 1982,с. 6-10

    Б. Пак в своей книге приводит яркий пример становления интеллигенции среди советских корейцев, используя статью А. Фетисова "Крепость", опубликованную 9 июня 1937 г. в газете "Тихоокеанская звезда". В статье рассказывалось о жизни корейского колхоза "Крепость" Буденновского района Приморской области. Автор писал, что за годы советской власти около десятка колхозников получили высшее образование - Пак Голь окончил Свердловский университете, Пак Николай - Московский плановый институт, Пак Вера - Московский университет, Ко Василий - педагогический институт, Ли Тихон - Ленинградский медицинский институт; более 10 человек окончили техникумы; учатсяь в корейском педагогическом институте колхозницы -девушки Ким Чун Ок, Ким Ян Сун, юноши Ким Яч Хук, Ким Бак Сон,Син Тон Бом, в авиационном институте учится Ким Алексей; в 1936 году неполную среднюю школу окончило 17 человек и 15 из них уехало учиться дальше, в институты и техникумы; в 1937 году заканчивают школу 21 человек и все они едут учиться дальше; в начальной школе учатся 250 детей, а всего в колхозе 103 двора с населением 606 человек.

    Таким образом, к моменту депортации корейцев из Дальнего Востока в Центральную Азию были определенные достижения в школьном образовании, подготовки преподавательских кадров, переводе и издании учебной и иной литературы на корейском языке, формировании национальной интеллигенции. Однако поступательный процесс культурно-просветительского развития советских корейцев был прерван насильственным, форсированным и тотальным выселением всего корейского населения из Приморья.

    Ким Герман Николаевич, доктор исторических наук, зав. каф. корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби, тел./ факс раб. 3272-621345, e-mail: ger_art@astel.kz; kazgugnk@yahoo.com

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ким Герман (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/12/2004. 14k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка