|
Рассказ тринадцатый. Язык - оружие идеологии.
1. Языковая политика в Северной Корее.
Языковая политика в северной Корее определялась мыслью Ким Ир Сена, что язык есть мощное оружие революции и строительства социализма (сравните с Марксовым высказыванием о языке, как оружии пролетариата в борьбе за мировую революцию) играющее жизненно важную роль для человека и общества. Вождь Северокорейского народа трижды указывал основные направления языковой политики в стране в соответствии с изменениями в политических и идеологических задачах вверенного ему государства. Указание Ким Ир Сена неукоснительно находили претворение и язык в Северной Корее как в письменной, так и устной форме претерпевал значительные изменения.
Согласно учению Ким Ир Сена, человек являясь свободным созданием и социальной личностью, должен обладать собственной волей, иметь свое самоопределение быть хозяином своего материального и идеального "Я". Философия "чучхе" упрощенно переводимая на русский язык как "опора на собственные силы" является государственной идеологией Северной Корей. Она имеет следующие основополагающие цели: убеждение народа в уникальности страны и ее развитии, воспитание чувств национальной гордости и уважения к великому лидеру государства.
Для претворения в жизнь учения "чучхе" люди должны быть достаточно образованы, чтобы строить свою собственную жизнь, развивать национальную культуру и родной язык.
Периодизация языковой политики в КНДР не нашла единства мнении среди лингвистов корейстов. Профессор Ким Мин Су предлагает следующее хронологическое деление.
1. Период унификации орфографии 1945-19*54гг.
2. Период утверждения системы произношения.1954-63.
3. Период введения нормативной грамматики 1966-.
Другой южнокорейский языковед Ким Чхин У возражает своему коллеге, утверждая, что первый характеризовался не только утверждением единых принципов правописания, но и соответствующими мерами по организации преподавания родного языка, очищению его от иностранных слов. Разработке нормативной грамматике и т. п. Росс Кинг в статье озаглавленной "Язык, политика и идеология в послевоенной Корее", следующим образом датирует основные этапы языковой политики и развития языка в Северной Корее.
1. Начало языковой политики 1946-1948.
2. Дискуссия о шести новых графемах1949-58
3. Идеологизация языка. Начало 60 гг.
2. Народное образование в Северной Корее.
В своем указе от 19 августа 1982 г. президент КНДР в очередной раз подчеркнул, что "Образование - дело исключительной важности, от которого зависят судьбы государства и нации. Лучшая постановка дела просвещения гарантирует воспитание нового, подрастающего поколения достойными людьми коммунистического склада, активное проведение революции и решение задач построения нового общества".
Народному образованию как инструмент идейно воспитательной работы всегда придавалось в Северной Корее важное значение. В своем развитии система просвещения прошла несколько этапов. Первый этап 1945-1950 связан с ликвидацией массовой безграмотности, входе которой происходило инфицирование широких масс трудящихся коммунистической идеологией, и в этой акции значительная роль принадлежала победившему во второй мировой войне СССР. В КНДР работало на этом этапе большое число советских специалистов и среди них 428 корейцев из Москвы, Ленинграда, Средней Азии и Казахстана. Ким Ир Сен не имевший в первоначальный период ни авторитета, ни влияния, ни опыта аппаратной политической и государственной деятельности использовал посланников старшего брата из Москвы в своей борьбе за власть против группы маньчжурских партизан и северного бюро корейской коммунистической партии. Принятие помощи от СССР, зависимость от него вынуждало к внедрению советской системы государственных органов, советского стиля партийной организации. Поэтому в первые годы за основу обучения советские учебные планы, использовались советские учебные программы и учебники. (КНДР. Справочник, Москва, 1988, с 76).
Во втором этапе (1950-1959) несмотря на серьезный ущерб нанесенному народному образованию войной сначала была решена задача всеобщего начального обучения, а затем объявлено о введении обязательного всеобщего семилетнего обучения. За истекшие десятилетие был в целом заложен фундамент новой системы идейно воспитательной работы, привитие коммунистической идеологии и обучения основам естественно -научных учебных дисциплин и технических навыков труда.
28.Октября 1959 г 6 сессия Верховного народного собрания КНДР приняла "Закон о перестройке системы народного образования". Новая система, просуществовавшая до 1967г. предусматривала обучение детей и подростков в начальной школе в течение 4 лет, в неполной средней 3, в технической 2, в высшей технической в течение 2 лет. Этот период характеризуется началом формирования и утверждения независимой северо корейской модели народного образования. К концу 50 гг. Ким Ир Сен одолел все три политические группировки, искоренил фракционность в партийных и государственных органах и тем самым перешел на принципы единоначалия в решении всех вопросов.
С апреля 1967 г в КНДР введено всеобще обязательное девятилетнее техническое образование. В связи с этим подверглась изменению и система народного образования. Прежняя Трехлетняя школа была объединена с двухлетней технической и создана пятилетняя средняя школа второй ступени. С этого периода содержание обучения во всех звеньях народного образования полностью политизируется и начинается идолизация северо корейского вождя. Действующая ныне система народного образования была введена в 1984 г и представляет собой логическое продолжение непосредственно предшествовавшего периода. Схематически она имеет следующий вид:
Дошкольным воспитанием и обучением в Северной Корее охвачены все без исключения дети. Свыше 2 млн. мальчиков и девочек ходят в 19300 детских сада и 28500 яслей на полном государственном обеспечении. Следующий этап четырехлетняя начальная школа и полная шестигодичная средняя школа. Эти школы призваны вооружать всех учащихся прочными основами революционного мировоззрения и дать им средние общеобразовательные знания и фундаментальные технические знания на высоком уровне. К настоящему моменту функционируют около 5000 начальных школ приблизительно столько же полных средних школ.
В отчетном докладе 6 съезду Партии Корей, прозвучавшем 10 октября 1980 г, Ким Ир Сен отметил, что за прошедшее десятилетие с 1970 по1980 гг. численность высших учебных заведении увеличилось с 129 до 170. В стране насчитывалось свыше 480 повышенных техникумов, равномерно распределенных по различным районам. В каждой провинции имеются политехнические, сельскохозяйственные, медицинские, педагогические и другие институты и коммунистические университеты. При многих заводах, сельхозкооперативах, рыболовецких хозяйствах работают вузы, в которых рабочие и крестьяне могут получить высшее образование без отрыва от производства.
Первым высшим учебным заведением в КНДР стал университет Ким Ир Сена в Пхеньяне, основанный 01.10. 1946. Сейчас в нем обучается 12000 студентов на дневном и 3000 на вечернем и заочном отделениях. К услугам студентов и преподавателей библиотека с книжным фондом в 2 млн. томов и читальным залом на 1200 мест. В университете есть лаборатории, научно исследовательские центры, музей искусственных наук издательство, типография, завод опытных и экспериментальных приборов, общежития и столовые на 10000 человек, поликлиника, а также многое другое, необходимое для обучения и жизни студентов. По общепринятому мнению "экстраординарное место" главной "кузницы кадров" выделяет ее в единстве .Университет Северной Корей, приблизительно соответствующий мировым стандартам.
До недавнего прошлого северокорейские студенты учили следующие иностранные языки: русский, английский, китайский, французский, арабский, японский и испанский. Сейчас самое важное значение придается английскому языку, что связано с его международным статусом, а также политическими изменениями в бывшем СССР и нынешней России. Действуют 2 языковых вуза: Пхеньянский институт иностранных языков и педагогический техникум иностранных языков с 4 летним сроком обучения. Лишь немногие северокорейские студенты обучаются за рубежом, из которых самая большая группа из 250 человек получила знания в вузах Советского Союза. В период горбачевской перестройки все северокорейские студенты спешно отозваны из СССР и восточно-европейских стран на родину. Значительная группа северян обучалась в Китае, и определить их численность представляется чрезвычайно затруднительным. В конце 70-х и начале 80-х гг. около 100 корейцев обучалось в Гайане, единственном англо-говорящей стране, с которой северокорейский режим имел тесные связи.
Иностранных студентов мало в Пхеньяне. До середины 80-х гг. здесь обучались преимущественно корейскому языку советские и восточноевропейские студенты. В настоящий момент обучение продолжают лишь несколько десятков студентов из развивающихся стран Африки, Латинской Америки и Азии.
Вот таким образом выглядит в целом система народного образования в КНДР, а каково содержание обучения, в чем особенности преподавания родного языка, чему учат детей в дошкольных заведениях и школах на занятиях корейского языка и о кое о чем ином будет речь в моем следующем рассказе.
3. Язык вождя - Родной язык.
Кому из нас, закончивших советскую десятилетку неизвестны строки пролетарского поэта Маяковского "я русский бы выучил за то, что им разговаривал Ленин". При этом под "Я" подразумевался некий иностранец, а все граждане страны Советов, само собой разумеется, должны были знать "Великий могучий русский язык", на котором будут объясняться все люди после победы мировой революции. Вождь Северной Корей трезво оценивал интернациональные возможности корейского языка, однако внутри страны язык и его обучение должны отвечать задачам построения уникального государства, основанного на великих принципах "чучхе". Язык вождя должен быть образцом и стандартом родной речи и вся система и содержание преподавания предмета "родной язык" были проникнуты этой целью.
Как вероятно уже заметил читатель в своих "рассказах о родном языке" я шел от общего описания рассматриваемого объекта к кратким выводам по его существу. Нарушая привычку, попытаюсь на сей раз пойти от обратного. Итак, краткая характеристика системы и содержания языкового образования в Северной Корее сводиться к следующим положениям.
1.Обучение родному языку служит, прежде всего, орудием идеологического воспитания подрастающего поколения.
2.Руководство Северной Корей уделяет большое внимание начальному этапу языкового образования, ибо чем младше по возрасту учащийся, тем эффективнее идеологическое воспитание.
3.Учебная дисциплина "Родной язык" в большей степени сводиться к отработке, заучиванию произведений Ким Ир Сена. Либо материалов о нем. Тексты в хрестоматиях и учебниках состоят из тем о величии Кима, истинности и всепобеждающей силе коммунистической идеологии, продажности марионеточного, антинародного южнокорейского режима, хищной империалистической политике США и Японии. Шедевром и образцом корейской классической литературы в северокорейских учебниках нет места.
4.Школьные учебные пособия по родному языку и литературе написаны индивидуальными или коллективными анонимными авторами, имена которых невозможно обнаружить, где-либо на страницах.
5.В обучение родному языку из всех четырех видов речевой деятельности доминирует письмо.
6.Обучение навыкам чтения (западном понимании методики языкового преподавания придается совершенно слабое значение.
7.Широко практикуется публичное чтение вслух. При этом учащиеся должны обращать внимание на силу голоса, скорость, темп и интонацию речи, которыми подчеркивается безграничное почитание и любовь к отцу нации.
Мой коллега российский историк кореевед Андрей Ланьков, находившийся в середине 80-х годов в годичной учебной стажировке в КНДР следующим образом описывает систему северокорейской идеологической обработки. Возвеличение Ким Ир Сена и его заслуг стало главным образом во всей внутренней агитации. Всеми средствами народ убеждают в гениальности "Великого вождя", солнца нации. Всепобеждающего стального полководца, маршала - Ким Ир Сена. Имя Ким Ир Сена набранное специальным жирным шрифтом встречается чуть ли не в каждой газетной строке, денно и ношно звучит по радио, сверкает по ночам неоновым светом лозунгов, его лицо повторенное многими миллионами портретов и значков, смотрит отовсюду. На культ личности работают не только радио, телевидение и газеты - традиционные, так сказать инструменты пропаганды, но и весь уклад жизни, вся система воспитания в КНДР.
Дело дошло до того, что установлены специальные слова и даже грамматические формы, которые могут употребляться только по отношению к обоим Кимам и ни к кому другому, так что культ личности проник даже в грамматику.
И у Ким Ир Сена и у Ким Чен Ира есть четкая титулатура, список почетных прозвании. Например самого Ким Ир Сена именуют таким полным титулом "Великий вождь, Маршал могучей республики, железный всепобеждающий полководец", Сен" не упоминается в статье или радиопередаче, каждый кореец отлично знает к кому приложимы эти титулы, и никогда не спутает, например, Великого вождя(то есть Ким Ир Сена) с "Любимым руководителем" (то есть Ким Чен Иром)".
В качестве наглядной демонстрации гиперидеологической направленности языкового обучения уместно раскрыть одну из сверхсекретных тайн КНДР, а именно дошкольные и школьные учебные программы и планы. (см. Парк Юнсун, "Языковая политика и обучение языку в северной Корее", журнал "Корея" 31. 1. 1991 стр.34-35).
Таблица Љ1 Учебный план детских садов.
Название учебной дисциплины
содержание
1. Детство Маршала Ким Ир Сена
Почитание, любовь и преданность вождю.
2. Коммунистическая мораль Верное служение делу партии.
3. Корейский язык Навыки устной речи. Усвоение лексики объемом в 2-3 тысячи слов.
4. Счет Простые арифметические действия.
5. Музыка Заучивание песен.
6. Изобразительное искусство Навыки рисования
Итого 1.360 часов
Весной 1985 г мне довелось провести 2 недели в Северной Корее, где стандартная культурная программа для иностранцев включала кроме всего прочего посещение столичного детсада Љ1. Увиденное, настолько поразило меня, что я до сих пор помню все в деталях, позже из рассказов других очевидцев стало понятным, что детсад Љ 1 не исключение, а составная часть системы.
Итак, в каждом детсаде есть "Кимирсеновская комната" (вспомните и сравните "Ленинская комната и уголок Ленина"), посреди которой искусно сконструирован макет Мангендэ - родной деревни Ким Ир Сена, на стенах висят неизменный портрет "отца нации" и картины повествующие о его революционном детстве. Воспитательница и дети перед началом занятии трижды покланяются портрету и простирая руки к нему хором благодарят его. После этого начинается сам урок во время которого воспитательница, водя указкой по макету и обращая внимание на картины благовейно и восторженным голосом рассказывает "славную, героическую биографию детства Маршала отца". Затем дети, по очереди следуя указке воспитательницы заученно вторят подражая интонации своей учительницы и дикторов радио и рассказывают как "Великий вождь играл в войну, как в 9 лет с рогаткой в руках впервые выступил против японской военщины и защитил односельчан от произвола колонизаторов, как занимался спортом, как закалял себя и готовился выполнить великую историческую миссию".
В начальной школе каждый корейский ученик вновь изучает революционную биографию "Великого вождя", затем снова зубрит ее в средней школе и наконец четыре семестра в институте. Студенты северокорейских Вузов изучают к тому же полных 2 учебных года революционную историю Любимого Руководителя. И все же ударная идеологическая доза вводится в раннем возрасте. Об этом свидетельствуют следующие документы.
Таблица Љ2. Учебный план 4- ого класса начальной школы. 1984 г.
Љ Название учебной дисциплины уд. вес (%)
1. Корейский язык 32
2. Арифметика 23
3. Физкультура 8.4
4. Музыка 8.4
5. Рисование 8.4
6. Основы естественных наук 6.4
7. Революционная биография Великого вождя Ким Ир Сена 4.2
8. Специальные занятия 4.2
9. Коммунистическая мораль 4.2
10. Уроки здоровья 1.0
Итого 10 предметов 100%
Таблица Љ 4 Название и содержание текстов хрестоматии по корейскому языку для 4 класса начальной школы. 1984 г.
Љ Название текста
Содержание текста
1. За нашего Великого Вождя
Идолизация Ким Ир Сена
2. Эффективность паузы
Правильное чтение
3. Ким Чен Ир, смотрящий на фотографии Восхваление Ким Чен Ира
4. Наши матери
Восхваление семьи Кимов
5. Построение предложении
Правописание
6. Наша классная комната Идолизация Кима
7. Дневник Выражение духа почитания старших и восхваление Ким Чен Ира
8. Цель вашего письма должна быть ясна Правильное составление текста
9. Почему Чхаллуги знал об этом? Дух коллективизма
10. Лекарство любви Восхваление Ким Хенг Чжика, отца Ким Ир Сена
11. Скорость чтения Правильное чтение
12. Охрана штаба Дух патриотизма и на-циональной независимости от японских колонизаторов
13. Знакомые звуки ток-ток Идолизация Кима
14. В поисках материала для письма Правописание
15. Прекрасная дорога Идолизация Кима
16. Окончательно разгромленные япошки Идолизация Кима
17. Следуя, матери Ким Ир Сена Восхваление матери Ким Ир Сена
18. Составление композиции Навыки сочинения
19. Посещение Чхенгбонг Сугенг Идолизация Кима
20. Цветы цветущие в нашей душе Идолизация Кима
21. Синонимы и антонимы Значение слов
22. Бинокль Маршала Идолизация Кима
23. Рисунок черной собаки Воспитание чувств ответственности
24. Характеристика речи Навыки правильной речи
25. Я выращу еще больше кроликов Воспитание чувства ответственности
26. На ниве учебы Идолизация Кима
27. Как выразить письменно благодарность Навыки сочинения
28. Думы о Сунгхи Воспитание чувства ненависти к помещикам
29. Дорога цветов Идолизация Кима
30. Выражения нашего языка Навыки риторики
31. Отец наш Идолизация Кима
32. Пхеньян - революционная столица Защита идей чучхе
33. Три буханки хлеба и пять яблок Воспитание чувств анти- американизма
34. Простые и сложные предложения
Грамматика корейского языка
35. Дождливая ночь Восхваление Ким Чен Ира
36. Золотой медалист Восхваление Ли Су Бока
37. Любовь к нашему отцу Идолизация Кима
38. Правильные манеры речи Навыки правильной речи
39. Тигр в западне Воспитание чувства благодарности
40. Фотография сестры Критика Южной Кореи
Ким Герман Николаевич, профессор, доктор исторических наук, зав. каф. корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби, Республика Казахстан, Алматы, 480012, ул. Иманова 61а, каб. 200; тел./ факс раб. 3272-621345, сотовый: 8300-7551494; e-mail: ger_art@astel.kz; kazgugnk@yahoo.com
http://www.koryosaram.freenet.kz
Prof. Dr. Kim German Nikolaevitch, Head of the Department of Korean Studies Faculty of Oriental Studies Kazakh National University named after al-Farabi. Republic of Kazakhstan Almaty,480012, Imanova str.61a, Room 200;
Phone/fax: 3272-621345, mobile: 8300-7551494
e-mail: ger_art@astel.kz; kazgugnk@yahoo.com
http://www.koryosaram.freenet.kz