Южнокорейский опыт модернизации в реформировании образовательной системы Казахстана
Как известно, последнее десятилетие в нашей стране характеризуется реформированием и модернизацией всех сфер жизни общества. Неоспорим и тот факт, что в большой степени эти процессы коснулись области образования. На сегодняшний день во главу угла концепции развития республики поставлены образование и наука. Эта концепция подкреплена такими документами стратегического характера, как закон "Об образовании" (1999 г.), Государственная программа "Образование" (2000 г.), "Стратегия развития образования до 2010 г." (2001 г.) и "Государственная программа развития образования на 2005-2010 гг." (2004 г.). Основной целью модернизации является обеспечение качественного преобразования системы образования Казахстана в условиях рыночной экономики с учетом глобализации. Говоря о глобализации, подразумевается единый международный стандарт, в данном случае стандарт образования. Основными его пунктами, а соответственно и основными направлениями развития образования в Казахстане является переход на 12-летнее среднее общее образования, создание нового уровня - послесреднее профессиональное образование, обеспечение трехуровневой системы подготовки профессиональных кадров - бакалавриат - магистратура - докторантура (PhD), основанной на системе академических кредитов, создание национальной системы оценки качества образования. /1/
Одним из важнейших направлений развития образования являются вопросы международного сотрудничества, главной задачей которого является интеграция системы образования Казахстана в мировое образовательное пространство. Международное сотрудничество в области образования регулируется законодательством РК и осуществляется на основе международных договоров, соглашений и конвенций. Взяв за основу реформирования мировой стандарт образования, необходимо использовать опыт индустриально развитых стран, давно осознавших роль образования в развитии государства. В докладе анализируются возникающие в процессе реформирования образовательной системы Казахстана проблемы, в решении которых возможно применение южнокорейского опыта модернизации.
Республика Корея давно привлекает внимание многих исследователей, как одна из тех уникальных стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые, осваивая достижение постиндустриальной цивилизации, важнейшей задачей выдвигают сохранение своей традиционной культуры и стремятся согласовать коренные политические и социально-экономические реформы с сохранением собственной культурной идентичности, традиционных ценностей и ориентиров Востока. Система образования в этой стране признана экспертами ЮНИСЕФ самой эффективной среди промышленно развитых стран. /2/
Становление современной системы образования в Южной Корее началось после 1945 г., то есть после освобождения страны от японского господства. С 1945 по 1970 гг. образование получило значительное развитие. Несмотря на значительные разрушения и экономические потери в результате Корейской войны (1950-53 гг.), Южная Корея сумела ликвидировать неграмотность. Принятая в 1968 г. Хартия национального образования, на взгляд автора, как нельзя лучше отражает специфику корейского менталитета и ярко выраженный патриотизм нации. Согласно Хартии образование является тем фактором, который поможет сплотить нацию, привить уважение к истории и традициям, вдохновить на творческие начинания и воспитать дух первопроходцев во имя восстановления мощи нации и достижения всеобщего благосостояния./3/
Такое отношение к образованию является в Южной Корее и в странах так называемой конфуцианской цивилизации вполне естественным и, несомненно, является залогом успеха этих стран. В нашем обществе отношение к образованию иное, не подкрепленное изрядной долей патриотизма как в Южной Корее. Сформировавшиеся в 90-х гг. представления об успешном, состоявшемся человеке не подразумевали у него наличие образованности.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений южнокорейской системы образования является развитие дошкольного и школьного образования. С переходом на всеобщее бесплатное образование дошкольников Южная Корея еще раз подтверждает общеевропейскую тенденцию увеличения числа детей, посещающих дошкольные учреждения. В то время, как у нас процесс оптимизации учреждений образования в период с 1995 по 1998 годы привел к массовому закрытию детских дошкольных учреждений. Кстати, детские сады в Южной Корее не преследуют цели дать детям теоретическое образование, а выполняют свою главную задачу - обеспечить всестороннее развитие дошкольников, способствовать их здоровому физическому и эмоциональному развитию, воспитанию чувства уверенности в себе./4/
Если говорить о школьном образовании, то и в этом случае государство проводит проверенную и очень эффективную политику, которая заключается в щедром финансировании. Возможно, именно упор на школьное образование (лишь 10% бюджета образования предназначено для университетов) и принес столь положительные результаты. По сведениям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), правительство Кореи тратит на одного ученика в год примерно 2000 долларов США./5/
В Корее особое внимание уделяется внедрению информационных технологий в учебный процесс. Осуществление этого проекта началось в 1998 г., на него было потрачено около 1,1 млрд. долларов бюджетных средств. В результате, Южная Корея стала второй в мире страной после Сингапура, полностью обеспечившей свои школы компьютерами и доступом к Интернету./6/ В Казахстане в аналогичной области сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, с каждым годом увеличивается количество школ, оснащенных доступом к сети Интернет (в 2004 г. - 44% школ, к началу 2007 г. - 90%) /7/, с другой стороны, этот факт вовсе не означает, что Интернет стал доступен конкретно для этого количества учащихся. Чаще всего компьютерные классы в школах закрыты для желающих воспользоваться "плодами модернизации", коим является Интернет. То есть, подчас информатизация школ осуществляется лишь в угоду статистике.
Еще одно отличие казахстанской системы общего обязательного образования заключается в доминировании традиционной модели образования. Несмотря на проводимые реформы продолжает функционировать "знаниевая" модель образования. Школа по-прежнему существует в условиях общепринятых образцов классно-урочной системы, репродуктивной деятельности учителя по передаче учащимся содержания учебных программ.
Среди основных проблем общеобразовательной школы в Казахстане существуют такие, которые вполне решаемы финансовым путем, как то: отсутствие современной мебели и оборудования, спортивного инвентаря (особенно в сельских школах), отсутствие в ряде школ предметных кабинетов, специализированных лабораторий, необходимость капитального ремонта, аварийное состояние школ и т.д. Однако для решения главных проблем, проблем стратегического плана по перестройке школьной системы необходимо внедрение зарубежного опыта реформ. Республика Корея, не смотря на всю специфику подхода, придерживается западного стандарта образования. В связи с этим может стать своего рода образцом для нашего государства в решении следующих вопросов: увеличение сроков обучения до 12 лет, внедрение системы внешней оценки учебных достижений и профильного обучения учащихся старшей ступени.
В области высшего образования также немало проблемных ситуаций, в разрешении которых опыт зарубежных стран, в частности Южной Кореи, можно смело применять на практике и у нас. Среди них - вездесущая проблема недофинансирования. Решив ее можно одним махом разрешить несколько, очень важных для развития высшего образования, проблем. Это вызванная низкой заработной платой так называемая "утечка мозгов", причем не столько за границу, сколько в различные коммерческие структуры. Касается она не только профессорско-преподавательского состава, но и потенциальных преподавателей, ученых из числа студентов, предпочитающих зарабатывать деньги, а не развивать отечественную науку. Для сравнения в Южной Корее заработная плата молодого преподавателя составляет 2000-2500 долларов США, что в полтора раза выше средней по стране./8/
Недостаток финансирования сказывается также на материально-технической оснащенности высших учебных заведений и, что сегодня наиболее актуально, на внедрении информационных технологий в сферу образования. Как известно, модернизация в современном мире в большей степени подразумевает собой информатизацию. А введение таких новшеств, как дистанционное обучение, вообще немыслимо без внедрения информационных технологий.
Сегодня, в период становления информационного общества, когда для успешного функционирования государства необходимо эффективное использование и дальнейшее развитие высоких технологий, нехватка специалистов технического профиля является для Казахстана серьезной проблемой. Об этом на 2 съезде работников образования и науки сказал Н.А. Назарбаев: "Текущая динамика интереса абитуриентов может привести к тому, что мы окажемся страной лишь дипломированных юристов и экономистов. В то же время инженерно-технические специальности не обеспечены абитуриентами"./9/ В связи с этим в последние годы в республике быстро развивается инженерное образование. Резко возросло число грантов, выделяемых на технические специальности (объем госзаказа на группу технических специальностей в 2006 г. составил 10 тысяч 940 грантов, то есть 34%, по сравнению с 2005 г. количество грантов в этом секторе увеличено на 280)./10/
Если говорить об использовании южнокорейского опыта, то ежегодно Республика Корея выпускает 5 тысяч инженеров, а общая численность специалистов по IT в 2001 г. достигла 500 тысяч./11/
Южнокорейская система образования реализует еще одну общемировую тенденцию - интеграции образования и науки. В мировой практике успешно функционируют академические конгломераты, включающие в себя учебные заведения и научно-исследовательские институты. Такое соединение служит реальной основой интеграции науки и образования и позволяет проводить единую научно - техническую и образовательную политику в стране. Наиболее эффективной формой интеграции сегодня является слияние вузов и научно - исследовательских институтов. Наибольшее свое развитие исследовательские университеты получили в США (их насчитывается 104, а бюджет колеблется в пределах от 1 до 3 млрд. долларов). /12/
Южная Корея далеко не лидер в данной отрасли, и, конечно же, несравним масштаб исследовательских университетов Кореи и того же Массачусетского технологического института (ежегодный экономический эффект от использования изобретений и новых технологий, разработанных в этом институте достигает 20 млрд. долларов). В связи с этим возникает вопрос: что нам даст опыт Южной Кореи в создании и функционировании научно-исследовательских университетов? Сделав приоритетным инновационное развитие государства, Республика Корея осознала необходимость реформирования этой отрасли образования и науки. В стремлении достичь уровня признанных лидеров технологического прогресса корейское правительство готово к соответствующему финансированию. Подтверждением этого служит тот факт, что в настоящее время Корейский институт науки и технологий возглавляет американский физик, профессор Роберт Лафлин. Таким образом, назначив на столь важный пост иностранца, Южная Корея ставит себе целью перенять опыт более успешных в этой области стран.
Республика Казахстан располагает реальным потенциалом преобразований от пяти до десяти национальных университетов в исследовательские. 14 февраля 2000 г. было принято постановление Правительства Республики Казахстан "О некоторых мерах по интеграции образования и науки в Республике Казахстан". Однако для эффективной реализации подобных проектов на практике необходимо соответствующее материальное обеспечение и первостепенное внимание государства к этому вопросу как к важнейшему элементу осуществления Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.
Таким образом, наиболее ценный опыт, который можно заимствовать не только у Южной Кореи, но и у других развитых стран, - это трансформация традиционной концепции образования. В наиболее динамично развивающихся странах образование сегодня является ключевой производительной силой общества, чисто производственной, а не затратной сферой. То есть, образование должно быть конкурентоспособным, должно привлекать серьезные финансовые средства. Буквально с самой первой ступени, с начальной школы необходимо нацелить образование на развитие экономики и государства в целом. Надо учиться не просто для того, чтобы знать, но и для того, чтобы успешно применять полученные знания на практике для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.
Следует учесть, что сам по себе процесс системной модернизации образования предполагает преодоление существенных элементов старого порядка, выработку новых идей и, естественно, формирование иных механизмов и методов управления. Трансформация существующей системы образования Казахстана нуждается в дифференцированном подходе, когда наряду со стремлениям к новациям сохраняются лучшие традиции и достижения прошлого этапа развития.
Аналогичная осторожность должна соблюдаться и в использовании зарубежного опыта, следует избегать его слепого копирования. Так, система образования Южной Кореи находится в состоянии перманентного реформирования, поскольку имеет в своем арсенале существенные минусы. Но нельзя также полностью отвергать южнокорейскую модель образования, признанную, как упоминалось выше, самой эффективной среди промышленно развитых стран. И даже не обсуждается тот факт, что именно образование в том виде, в котором оно существует сегодня, способствовало так называемому "экономическому чуду" и обеспечивает общественно-государственную основу социально-экономического, научно-технического и культурного процветания.
Список использованных источников:
--
Муканова С.Д. Перспективы развития школьного образования.// Справочник руководителя образовательного учреждения.- 2007, 5
--
Смолин О.Н. Южная Корея: тигр образования.// Управление школой.- 2003, 2
--
Хорошо обучающиеся нации. // Эксперт Казахстан.- 2003, 46
--
Климин С., Пичугин И. Особенности национальных IT-стратегий.// Коммерсант.- 2001, 99
--
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы. Астана, 2004
--
Ланьков А. Высшее образование по-корейски. http:// www.russ.ru
--
Сверили часы по новому времени участники II съезда работников образования и науки.// Казахстанская правда.- 2001, 3 февраля
--
Глобальная экономика и Казахстан.// Казахстанская правда.- 2007, 27 апреля, 60
--
Климин С., Пичугин И. Особенности национальных IT-стратегий.// Коммерсант.- 2001, 99
--
Глобальная экономика и Казахстан.// Казахстанская правда.- 2007, 27 апреля, 60
Опубликовано в журнале "Известия корееведения в Центральной Азии", 2007, 14
Центр Корееведения КазНУ им. аль-Фараби принимает материалы для публикации в журнале "Известия корееведения в Центральной Азии" Статьи могут быть написаны на казахском, русском, корейском и английском языках объемом не более одного печатного листа. Автор прилагает к своей статье краткую аннотацию на английском языке. Если статья на английском, то аннотацию следует дать на русском языке. Сведения об авторе должны содержать фамилию, имя, отчество, место работы, должность, ученую степень и ученое звание автора, его основные публикации и круг научных интересов. Тексты рукописей набирать согласно следующим требованиям: Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный пробел - одинарный, абзацный отступом - 12 мм. поля со всех сторон 20 мм. Корейские слова передавать в транскрипции McCune-Reischauer, а термины выделять курсивом, комментарии и ссылки на литературу давать в конце текста. Рукописи, принятые к печати могут редактироваться и не возвращаются.
Адрес редакции: 050012, Алматы, ул. Амангельды 61-а, ком. 200, Центр корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби. тел/факс: 7272-2674589, e-mail: kazgugnk@yahoo.com
Редактор: Ким Герман Николаевич, профессор, доктор исторических наук, директор Центра корееведения КазНУ им. аль-Фараби