Феномен этнического предпринимательства как следствие миграционных процессов и адаптации национальных меньшинств в иноэтничной среде: на примере корейской диаспоры г. Новосибирска
Актуальность данного исследования определяется тем, что за последние несколько лет Россия сделала заметный рывок в развитии международных отношений на Азиатско-Тихоокеанском направлении, в частности в развитии внешних связей с Южной Кореей. В этой связи проблемы азиатской иммиграции как в экономическом и социально-культурном плане, так и в плане практической политики могут стать для России не менее актуальными, чем для США и других стран-реципиентов современных потоков иммигрантов и беженцев.
В последнее время в дискуссии, посвященных "корейской" проблематике, всё чаще обсуждается вопрос взаимоотношений Республики Кореи с этническими корейцами, проживающих за пределами корейского полуострова, или так называемая проблема "международного корейского сообщества". Зарубежные диаспоры также достигли впечатляющих результатов и закрепили за собой статус "образцового меньшинства".
В свою очередь Республика Корея, в результате так называемого "корейского экономического чуда" вплотную приблизилась к клубу самых богатых стран планеты. Однако её политическое и культурное влияние в мире не соответствуют экономическому положению страны. Вполне естественно, что Корея будет стремиться упрочить свои геополитические позиции и своё политико-культурное влияние в мире. Один из путей достижения данной цели - корейские диаспоры.
Целью данной работы является исследование бизнес-элиты корейской диаспоры г. Новосибирска на предмет этно-социльных установок в выборе стратегий поведения в полиэтническом пространстве. Полученные результаты позволят подтвердить или опровергнуть тезис о том, что этническое предпринимательство - это только способ выживания отдельной социальной (этнической) группы в некоторых экстремальных для нее условиях, а с изменением ситуации в лучшую сторону, явление этнического бизнеса исчезает как таковое. В данной работе под этническим предпринимательством понимается специфический способ организации и ведения бизнеса этнических меньшинств в инонациональной для них среде, опирающийся на земляческие связи и этническую групповую (клановую) солидарность национальных меньшинств (диаспоры).
Исследование проводилось преимущественно методом углубленного интервью с респондентами. Также применялись методы наблюдения, изучение результатов других исследований по схожим темам, мониторинг СМИ.
В развитии этнического предпринимательства можно выделить три основные стадии:
1. "Маргинализация" мигрантов.
2. "Расцвет этнического предпринимательства".
3. "Стабилизация".
В связи с этим необходимо отметить, что миграция корейцев в Сибирь, в частности, в Новосибирск, не является первичной миграцией непосредственно из мест исторического проживания нации по причине вынужденных или стрессовых факторов (гражданские войны, голод, стихийные бедствия и т.п.). Корейцы прибыли в регион, будучи уже адаптированными к российским реалиям, этап этнической маргинальности был пережит в других регионах (Дальний Восток, Средняя Азия, Сахалин). Мотив миграции носит уже социально-экономический характер, основанный на желании получить более качественное образование, найти высокооплачиваемую работу, развить свой бизнес и т.д.
Одной из побудительных причин приезда корейцев в Новосибирск явилось получение высшего образования. Как известно, у корейцев поступление в ВУЗ рассматривается как моральный долг детей перед родителями, а получение диплома - как необходимое условие при трудоустройстве, установлении личных и деловых контактов в обществе. Для подавляющей массы корейцев, выходцев из Казахстана и Средней Азии, также немаловажным стимулом миграции в столицу Сибири является относительно высокий уровень жизни, широкий рынок труда, перспективы профессионального роста и самореализации.
По мнению В.В. Радаева, этнические предприниматели обычно на рынке находят четыре ниши:
--
Поставка, производство и реализация этнических потребительских товаров для внутренних нужд общин этнических мигрантов;
--
Поставкой этнических товаров для коренного населения - предложение "экзотики" на местном рынке;
--
Удовлетворение местных потребностей в разного рода услугах;
--
Слабозащищенные и неустойчивые рынки, а также непрестижные сферы экономики, которые являются непривлекательными для коренных жителей.
Нельзя сказать, что перечисленные выше ниши абсолютно не характерны для представителей корейской диаспоры. В масштабах страны корейцы прочно заняли вторую нишу, занимаясь производством и продажей “корейских” салатов во многих городах России, и Новосибирск в этом плане тоже не стал исключением. Однако, учитывая специфику Новосибирска как научного, культурного центра, и то, что большинство имеет высшее образование (преимущественно техническое), корейцы в основном заняты в сфере квалифицированного труда, высока их доля в науке, образовании, медицине, спорте, культуре, бизнесе, есть также представители в местных органах власти. Из этого можно сделать вывод, что корейцы заняли престижные области в различных сферах общественной жизни, и то, что их имена часто упоминаются в средствах массовой информации, позволяет говорить о том, что корейцы добились общественного признания в определенных сферах.
В 1990-е гг. во время перестройки социальная структура диаспоры претерпела некоторые изменения. Часть корейцев покинула традиционные сферы, и стали осваивать новое поле деятельности - бизнес. Переход в основном был стихийным, во многом даже случайным, но к этому времени уже многие зарекомендовали себя как высококвалифицированные специалисты, титулованные спортсмены и т.п., поэтому успех служебной лестницы было легче перенести в бизнес. Здесь большой интерес вызывает исключительная способность корейцев адаптироваться к новым экологическим, экономическим и социо-культурным условиям.
На вопрос, какие отличительные национальные черты помогли добиться успеха, на первое место ставят трудолюбие, готовность трудиться по 24 часа в сутки. Тем более, будучи в условиях нацменьшинства, когда надо быть готовым принять подчиненное положение, чтобы выжить у них был только один выход - титанический труд.
Что касается внутри- и межэтнических контактов в сфере бизнеса, исследование показало, что ориентация на этничность носит ситуативный характер и не является определяющей в выборе жизненных стратегий. В реальной жизни, в реальном бизнесе, помогают и доверяют друг другу не “co-ethnetic”, а люди, часто принадлежащие к различным этническим группам; помогают друг другу друзья, соседи, коллеги.
Было выделено пять основных факторов, определяющих организацию социальных сетей корейских бизнесменов:
--
Легкость (простота, беспроблемность);
--
Рациональность (выгода);
--
Доверие
--
Давление извне (вытеснение);
--
Пространство.
Принципом их выделения была формулировка “Взаимодействую с тем, с кем легко, выгодно, кому доверяю, с кем пересекаюсь в пространстве”.
Здесь нужно отметить, что в условиях стрессовых или вынужденных перемещений этнические связи имеют наибольшую прочность, тогда как у этнических групп, мигрировавших по социально-экономическим мотивам, степень сплоченности обычно бывает на порядок ниже. Степень ослабления этих связей прямо пропорциональна росту уровня дохода мигранта. Если все или многие представители этнического меньшинства продвигаются вверх по социальной лестнице новой родины, эти связи могут опуститься до уровня дружественных, где от этнической сплоченности не останется и следа. Подобная тенденция проявляется среди корейских предпринимателей в сфере бизнеса.
Таким образом, резюмируя все выше сказанное, можно сказать, что этническая самоидентификация является очень важным элементом в жизни новосибирских корейцев-бизнесменов, однако не играет ключевой роли в развитии и продвижении бизнеса. В силу того, что миграции корейцев в Новосибирск носят преимущественно социально-экономический характер, то и степень сплоченности является на порядок ниже по сравнению с ранними стадиями адаптации. Респонденты отмечают, что, прибыв в Новосибирск, они полагались, прежде всего, на себя, а не на этнические ресурсы. Кризисные времена переживались в общегосударственном масштабе, а не на уровне одной нации, поэтому методы выхода из сложившейся ситуации были примерно схожи с методами всей страны. Однако применительно к корейцам-новосибирцам правомерно использовать определение “феномен большого скачка”. То есть российские корейцы представляют собой яркий пример того, как в силу своей высокой адаптивной способности и трудолюбия нация с традиционно сельскохозяйственным складом ума смогла за предельно короткий срок превратиться в нацию, представители которой сейчас являются главами банков, крупных фирм, представителями властных структур, видными деятелями науки и спорта.
Опубликовано в журнале "Известия корееведения в Центральной Азии", 2007, 14
Центр Корееведения КазНУ им. аль-Фараби принимает материалы для публикации в журнале "Известия корееведения в Центральной Азии" Статьи могут быть написаны на казахском, русском, корейском и английском языках объемом не более одного печатного листа. Автор прилагает к своей статье краткую аннотацию на английском языке. Если статья на английском, то аннотацию следует дать на русском языке. Сведения об авторе должны содержать фамилию, имя, отчество, место работы, должность, ученую степень и ученое звание автора, его основные публикации и круг научных интересов. Тексты рукописей набирать согласно следующим требованиям: Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный пробел - одинарный, абзацный отступом - 12 мм. поля со всех сторон 20 мм. Корейские слова передавать в транскрипции McCune-Reischauer, а термины выделять курсивом, комментарии и ссылки на литературу давать в конце текста. Рукописи, принятые к печати могут редактироваться и не возвращаются.
Адрес редакции: 050012, Алматы, ул. Амангельды 61-а, ком. 200, Центр корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби. тел/факс: 7272-2674589, e-mail: kazgugnk@yahoo.com
Редактор: Ким Герман Николаевич, профессор, доктор исторических наук, директор Центра корееведения КазНУ им. аль-Фараби