К вопросу о корейском менталитете: прошлое в настоящем
Своеобразие и сложность современной жизни народов Востока не могут быть поняты без изучения исторических корней и национальной специфики, что вызывает особый интерес исследователей
В данном случае, рассматривая, систему мировоззрения корейцев сложившуюся под прямым влиянием существовавших религиозно-философских систем Востока, необходимо отметить, что в Корее средних веков и нового времени конфуцианство было стержневым идеологическим учением, определявшим основные стороны жизни общества. Субстратом корейского менталитета были народные верования и шаманизм. Корея сегодня одна из стран наиболее приверженных конфуцианству и по-прежнему стремится "к правильному образу мыслей".
Но, в переломный период общество подвергает коренной переоценке традиционные нормы, следствием чего является огромное психологическое воздействие на людей, а нарушение привычного уклада жизни, заставляет в свою очередь, по-новому взглянуть на порядок вещей, а в условиях современного быстро меняющегося мира, усиливающихся миграционных потоков, культура любого народа подвержена изменениям.
Учитывая, что корейская диаспора в странах СНГ, проживает полтора столетия в инокультурной среде, можно отметить произошедшие изменения в их менталитете и психологическом складе, проявляющемся в их образе жизни, образе мышления, характере.
Но, следует учесть, что базовые ценности духовной национальной культуры, сохранявшиеся в глубинах памяти, естественно срабатывают в любом месте, где бы не находился его носитель. Этим объясняются многие поведенческие особенности корейцев, поселившихся на Дальневосточных окраинах Российской империи во второй половине ХIХ века.
В новых условиях менталитет корейцев менялся в ответ на вызовы полуторавековой истории их пребывания вне исторической родины, но его базовые ценности оставались более или менее стабильными. Современные корейцы СНГ, живущие вне исторической родины, может быть сами того не подозревая, во многом воспроизводят поведенческие модели своих далеких предков.
Понимая это, можно с большей степенью объективности исследовать процессы социокультурного развития корейцев СНГ.
Важную роль в формировании мировоззренческого комплекса корейского народа сыграло конфуцианство, которое легло в основу государственного строительства и социальных отношений, построенных на почитании родителей, верности подданных государю, подчинении старшего младшему, жены мужу. Идея почитания пронизывает все общество: от семьи до государства, возникает модель государства-семьи.
Идеальное регулирование этих отношений основано на принципе "сыновней почтительности" (кит. сяо, кор. хё), что конфуцианцами считается первообразом всяких человеческих отношений, так же как семья является первообразом общества и государства.
Как отмечают исследователи, "можно говорить не просто о конфуцианстве в Корее, а о корейском конфуцианстве". Конфуцианство создавало тот идеальный фон, на котором развертывалась вся культурная и идеологическая жизнь страны. Практически все идеи, высказываемые в то время, облекались в конфуцианскую оболочку. Конфуцианский канон в его чжусианском истолковании был основой всего образования, и любой культурный кореец мыслил категориями и образами этого канона.
Семья в моральных ценностях корейцев в соответствии с конфуцианской традицией играла центральную роль. Изречение, гласящее, что прежде чем управлять страной, человек должен заняться внутренним самосовершенствованием и научиться решать собственные семейные проблемы, отражает конфуцианскую идею порядка.Семья у корейцев Корейского полуострова и живущих в других странах и сегодня играет в повседневной жизни гораздо большую роль, чем у подавляющего большинства народов иных развитых государств.
В современной Корее (и Южной и Северной), вопросу почтительности к родителям уделяется самое пристальное внимание как государства в целом, так и общественностью, которая считает категорию "сыновней почтительности" не только частью своей традиционной культуры, но и важнейшим элементом современной жизни. Относительно корейцев стран СНГ можно отметить, что данная черта менталитета осталась почти неизменной за исключением некоторых ритуальных моментов.
Социальный идеал Конфуция - "цзюнь цзы" - сохранился до наших дней как у корейцев Корейского п-ва, так и у корейцев СНГ в виде церемоний, проявлений учтивости, подарков, при этом предполагается, что внутреннее состояние человека соответствует внешнему проявлению чувств.
Важной основой корейского менталитета стали местные религиозные верования, прежде всего шаманизм. Практически на протяжении всей истории народа мировоззрение корейца одухотворяло всю природу и населяло все живое и не живое. Сегодня у корейцев п-ва и СНГ такое отношение к природе наблюдается повсеместно при проведении обряда поминовения (чеса) и других обрядов жизненного цикла.
Ю.Г. Смертин рассматривает влияние шаманизма на особенности корейского менталитета, характеризуя их следующим образом: 1) зависимость, где ответственность за все происходящее перекладывается на сверхъестественное проявление; 2) консерватизм, который объясняется нежеланием изменять окружающую обстановку; 3) прагматизм - где все потребности связаны с собственной жизнью, с происходящим "здесь и сейчас". К этому можно добавить еще отсутствие чувства солидарности и соответственно, проявление крайнего индивидуализма, которое граничит с проявлением меры ответственности (примеров тому множество в современной жизни корейцев СНГ).
Значительное влияние на сознание корейцев оказал буддизм, который принес в Корею интерес к конкретной индивидуальности, став важным фактором социальных отношений.
Кроме того, буддизм внес в корейскую культуру духовность в собственном смысле этого слова, буддизм являлся не религией стыда, а религией совести, предполагавшей контроль над сознанием и идеал святости .
В некоторой степени на национальный характер корейцев повлиял и даосизм. Наиболее ярко влияние даосизма проявляется в таких чертах национального характера корейцев, как гипертрофированное стремление к счастью, долголетию, прочно утвердившийся культ здоровья. Следы даосизма легко обнаружить в т.н. новых религиях Кореи, - Чондогё, Пэкпэгё, Почхонгё и др..
Влияние конфуцианства на мировоззрение и менталитет корейцев огромно, оно глубоко проникло в сознание и душу корейцев. Следовательно, новые мировоззренческие системы здесь не нарушают устои цивилизации, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Мировосприятие корейцев очень гибкое, оно способно вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми. Что вполне подтверждено историей проживания корейцев в Союзе ССР и странах СНГ.
Таким образом, мировоззрение корейцев представляет собой сложный феномен, формировавшийся на протяжении веков в результате взаимодействия и взаимовлияния местных религиозных верований и развитых религиозно-этических систем. Что касается корейцев стран СНГ, то их мировоззренческий комплекс уникален, поскольку включает в себя воспринимаемые на генетическом уровне основные базовые ценности корейской цивилизации и установки приобретенные в сложных условиях бытия в Союзе ССР, а затем в России и странах СНГ.
Литература:
Переломов Л. С. Конфуций "Лунь Юй". М., 2000. С. 192-193.
Confucian Philosophy in Korea. Seoul, 1996, p. 6.
Хангугый югё (Корейское конфуцианство). Сеул, 1999, с. 154-160.
Корея. Справочник. Сеул, 1993, с.165.
Хангуый югё (Корейкое конфуцианство). Сеул,1999, с. 87-90.
Смертин Ю.Г. Корейский шаманизм: прошлое в настоящем // Мир Востока: ежегодник факультета востоковедения института экономики, права и гуманитарных специальностей. Краснодар, 2003, с. 33-37.
Kim Jae-un. The Koreans: Their Mind and Behavior. Seoul, 1991, p.60.
См. там же, с. 68-70.
См. подробнее: Palmer S. The New Religions in Korea. Seoul, 1967.
Traditional Korea and a Cultural Historu. Seoul, 1997, p. 54-60.
Опубликовано в журнале "Известия корееведения в Центральной Азии", 2007, 14
Центр Корееведения КазНУ им. аль-Фараби принимает материалы для публикации в журнале "Известия корееведения в Центральной Азии" Статьи могут быть написаны на казахском, русском, корейском и английском языках объемом не более одного печатного листа. Автор прилагает к своей статье краткую аннотацию на английском языке. Если статья на английском, то аннотацию следует дать на русском языке. Сведения об авторе должны содержать фамилию, имя, отчество, место работы, должность, ученую степень и ученое звание автора, его основные публикации и круг научных интересов. Тексты рукописей набирать согласно следующим требованиям: Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный пробел - одинарный, абзацный отступом - 12 мм. поля со всех сторон 20 мм. Корейские слова передавать в транскрипции McCune-Reischauer, а термины выделять курсивом, комментарии и ссылки на литературу давать в конце текста. Рукописи, принятые к печати могут редактироваться и не возвращаются.
Адрес редакции: 050012, Алматы, ул. Амангельды 61-а, ком. 200, Центр корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби. тел/факс: 7272-2674589, e-mail: kazgugnk@yahoo.com
Редактор: Ким Герман Николаевич, профессор, доктор исторических наук, директор Центра корееведения КазНУ им. аль-Фараби