|
Герман Ким. Советская политика в области просвещения корейского населения Дальнего Востока
Победа Октябрьской революции открыла путь к претворению ленинский стратегии в области народного образования, которая заключалась в решении первоочередных и основополагающих задач: отделение школы от церкви, бесплатное образование, равные права учащихся обоих полов и обучение на родном языке. Установление советской власти означало начало нового этапа в истории народного образования, охватившего 20-е начало 30-х годов 20 столетия. В течение этого этапа происходил процесс становления и упрочения советской системы просвещения, которая была призвана решить в качестве основных задач осуществление всеобщего начального образования среди учащейся молодежи и ликвидацию неграмотности и малограмотности взрослого населения. На первом этапе развития советской системы просвещения основная работа шла по определению ее структуры и содержания общего образования, разработке учебных планов, программ и учебных пособий, поиск новых методов обучения и воспитания и создания материально-технической базы школ. Один из сложных аспектов советизации школьной системы заключался в необходимости определенного выравнивания формы и содержания образования многих народов, проживавших на огромных пространствах нового социалистического государства.
Уже в первых программных документах большевистской партии и советского правительства, в ряде других законодательных актов обращалось особое внимание на декларацию равных прав всех народов на их культурное развитие и образование. Об этом свидетельствует один из первых постановлений Народного комиссариата просвещения "О школах национальных меньшинств" от 31 октября 1918 г., в котором провозглашалось, что:
1. Все национальности, населяющие РСФСР, пользуются правом организации обучения на своем родном языке на обеих ступенях единой трудовой школы и в высшей школе. Сборник декретов и постановлений Рабочего и Крестьянского правительства по народному образованию. Вып.1-2, М., 1919-1920, с.41
Советская власть на Дальнем Востоке начала претворение в жизнь требования партии и декреты правительства в области народного образования. В апреле 1920 г. было образовано министерство народного просвещения Дальневосточной республики, которому подчинялись областные, уездные и городские отделы народного образования. Таким образом была заложена структурная основа для единой государственной школьной системы. См.: Народное образование на Дальнем Востоке. Хабаровск, 1935; Половинчук Е.Н. Из истории народного образования в Приморье. Благовещенск, 1957.
Бесспорно, что развитие просвещения среди корейского населения российского Дальнего Востока протекало в контексте общенациональных процессов в советском государстве, в том числе в сфере народного образования. Однако такое движение в общем русле становления и развития единой советской народного образования не исключало наличия региональной или национальной специфики.
Важное значение в деле школьного строительства на Дальнем Востоке имели принятые в июне 1921 г. Советом министров ДВР положение "О единой школе" и закон "О реформе школы". Положение "О единой школе" упраздняло прежнюю дореволюционную царскую систему образования и воспитания и вводило на территории ДВР единую систему образования и воспитания, объединенную общностью целей, преемственностью содержания и основанную на трудовых принципах преподавания. Во всей республике вводилась единая школа, которая делилась на две ступени: I-я ступень - начальная, для учащихся I-IV классов; II-я ступень - средняя, для учащихся V-IX классов. См.: Положение "О единой школе", Хабаровск, 1921
К концу октября 1922 г. иностранные интервенты и белогвардейцы были изгнаны с территории Дальнего Востока, и ДВР вошла в состав РСФСР. Руководство народным образованием перешло к ДальОНО, на местах - губернским и уездным отделам народного образования. Сборник постановлений Дальревкома за 1922 г. Владивосток,1923, с.1-2.
Для успешного реформирования старой школьной системы и построения новой советской системы просвещения требовались, прежде всего, значительные финансовые средства, которых в государственном и местном бюджете катастрофически не хватало. Тем не менее, расходы на развитие народного образования постоянно увеличивались. В 1920-21 гг. правительство ДВР ассигновало на нужды народного образования лишь 1,4 процента бюджета, а в 1925-26 гг.- 19,2 процента. РГИА ДВ, ф. 2422, оп.1, д. 1545, л. 1
Партийные и советские органы развернули пропагандистскую деятельность среди широких слоев населения с призывом оказать всяческую материальную и финансовую помощь в деле школьного строительства. Корейские трудящиеся Дальнего Востока приняли активное участие в ремонте и строительстве школьных зданий, покупке и изготовлению мебели и инвентаря, заготовке топлива, обеспечении учителей жильем и питанием. Корейское население само находило разнообразные формы помощи школе, к примеру некоторые крестьяне производили специальные общественные запашки, доходы с которых шли на учебные пособия и хозяйственные расходы. В 1923-24 учебном году только по одному Сучанскому району доход от общественных запашек составил 50 тысяч рублей. На эти деньги построили 8 новых школ. В некоторых районах население приняло решение о самообложении - добровольном выделении средств на нужды школы. Ким Сын Хва. Очерки по истории советских корейцев.Алма-Ата, 1965, с. 204
Возможно, возникнет подозрение в том, что такая активность корейцев в оказании содействия строительству школьной системы носит скрытый принудительный характер. Однако, можно указать по крайней мере на два фактора, подтверждающих такую добровольность корейского населения: во-первых, уже в дореволюционный период не только частные, но и церковно-приходские и государственные школы полностью или частично содержались корейскими обществами. Во-вторых, в материалах различных проверок и инспекций состояния народного образования в Приморье отмечается, что такая массовая поддержка школе является специфической особенностью корейцев, ибо среди русского населения такое движение не наблюдалось.
Одновременно с первоочередными задачами строительства школьных зданий партийные и советские органы проводили с учреждениями народного образования различные мероприятия по реорганизации системы народного просвещения. Была проведена работа по проверке личного состава преподавательского состава и учащихся школ, удалению из школ политически нежелательных элементов и назначению на учительские должности соответствующих лиц, ликвидации влияния церкви, укрупнению школ, переводу обучения на корейском языке, переводу школ, содержавшихся на средства населения на государственное содержание и т.п. Эти мероприятия были осуществлены главным образом в 1923-24 учебном году и завершились в начале следующего учебного года. В результате объединения "карликовых" школ общая их численность уменьшилась и взамен стали действовать укрупненные школы, ставшие основой для качественного улучшения учебного процесса. Аносов С.Д. Корейцы в Уссурийском крае. Хабаровск-Владивосток, 1928, с. 80-81.
Для руководства новой школьной системы среди корейцев и других национальных меньшинств, проживающих в Дальневосточном крае, в 1924 г. при Приморской губернском отделе народного образования, а также уездных отделах был учрежден особый управленческий аппарат. Он состоял из уполномоченных и инструкторов по национальным школам. При Приморском Губоно работали:
1) Уполномоченный по корейским школам,
2) при нем инструктор по корейским школам
3) инструктор по корейским делам при Губполитпросвете.
При уездных отделах Народного Образования имелись следующие штатные работники:
1) Во Владивостокском Уоно - 1 уездный уполномоченный,
2) В Никольск-Уссурийском Уоно - 1 уездный уполномоченный,
3) В Спасском Уоно - 1 уездный уполномоченный
В Хабаровском и Николаевском на Амуре Уоно не было специальных работников, отвечавших за просвещение национальных меньшинств. На всех указанных выше должностях работали корейцы. РГИА ДВ ,ф.Р-87.оп.1. д. 584, л. 1
В задачу уполномоченных по корейским школам входило: укрепление сети корейский школ; политическое и методическое руководство, кадровые вопросы, обеспечение школ учебными пособиями, контроль за учебно-воспитательной работой и т.п. Ввиду особой важности и ответственности идеологически верной постановки школьного дела на должности уполномоченных назначались проверенные люди, состоящие членами партии или комсомола. Первым уполномоченным по делам нацменов при Приморском Губоно был П.Ф. Ни.
За 1924-25 учебный год губернский уполномоченный постоянно выезжал на места с целью обследования корейских школ. Губуполномоченным обследовано и посещено в течение первого квартала 13 школ в Никольск-Уссурийском уезде и 20 школ - в III квартале во Владивостокском уезде, а инструктором по корейским школам - 2 школы в г. Владивостоке. Уездные уполномоченные обследовали в Никольск-Уссурийском уезде 9 корейских школ, во Владивостокском уезде - 25 и в Спасском уезде - 18 школ. Кроме того уполномоченным по корейским делам при Хабаровском уездном исполкоме посещены 6 корейских школ в названном уезде. Таким образом всего в течение 1924-25 учебного года было охвачено инструктажем свыше 60 процентов корейских школ губернии. Там же, л. 2
О многогранности проведенной работы свидетельствует содержание отчетного доклада уполномоченного по делам корейских школ Владивостокского уезда за 1924-25 учебный год, в котором отмечалось следующее:
"Уполкоршкол принимал непосредственное участие в заседаниях УРК и в работах различных комиссий, поскольку вопросы касались коршкол и политпросветучреждений среди корнаселения или нацменского населения в уезде.
Также принималось непосредственное и деятельное участие в составлении ориентировочной сметы на новый операционный год /1925/ с тем, чтобы число коркомплектов в правительственных школах увеличилось сообразно клиентуры и включить в твердую правительственную сеть всех коршкол, находившихся на исключительном содержании населения.
Проведены волостные конференции школ-работников Посьетского района - Посьетской и Барабашевской волостей.
Проведена организация волостной и районной отчетных выставок Посьетского района, а затем - губернской выставки.
Проведена организация как уездной, так и районных проверочных комиссий для проверки квалификации коршколработников всего уезда.
Произведена вторичная экспертиза коручащих уезда для определения степени годности их в данный момент, как советских просвещенцев.
Произведено удаление из среды коручительства чуждых Советской Трудовой школе элементов и назначение на место более подготовленных и соответствующих школьных работников.
Принимались меры к расширению сети коршкол в уезде с включением частных коршкол в твердую правительственную сеть школ.
Принимались меры к расширению сети политпросветучреждений среди корнаселения.
Принимались к увеличению числа коркурсантов в Губучкурсах. Проведены отдельно самостоятельно районные курсы для коручителей уезда с целью переподготовки их, наряду с общей целью повышения квалификации, для перехода преподавания предметов на родной язык в тех школах, где еще преподавание велось на русском языке.
Проведен переход преподавания на родной язык во всех коршколах, за исключением одной школы, преподавателем состоит русский школьный работник.
Введено преподавание корязыка в тех русских школах, где контингент коручащихся превышает 50% общего количества учащихся данной школы.
Произведено назначение коручителей в тех русских школах, где имеются коручащиеся в том количестве, что могут быть выделены в отдельную группу. Также произведены назначения преподавателей русского языка в некоторые коршколы, где преподавание ведется на родном языке.
Установлен единый порядок назначения школьных работников через УОНО во все коршколы, независимо от того на чьи средства содержится та или иная коршкола.
Приняты меры по строгой регистрации всех коршкол, содержащихся на средства населения, а также по ликвидации всех нелегально существующих школ среди корнаселения.
Уполкоршколом давались на месте указания: о необходимости организации коллективов, кружков как волостных так и районных, для периодической работы по повышению квалификации; о порядке осуществления данных указаний в жизнь.
Приняты меры к содействию районных, волостных и низовых коршкол с назначением сверхштатных преподавателей с целью разгрузки школьных работников.
Без особых затрат со стороны ОНО переведен и напечатан мимиографическим способом и разослан на места устав Единой трудовой школы.
Разослан на места только что вышедший из печати первый корейский букварь под названием "Красное дитя " на корейском языке (1000 экземпляров)
Рассылались на места циркулярные предписания и распоряжения об участии школы в проведении разных кампаний в сельских местностях". РГИА ДВ ,ф.Р-87.оп.1. д. 871, лл. 36-38
Заметные достижения в деле просвещения корейцев, достигнутые в первые годы советской власти требовали своего дальнейшего закрепления и принятия целого ряда мероприятий по развертыванию просветительной работы в целях поднятия культурного уровня этих народов. 18 июня 1926 г. Совет Народных Комиссаров принял специальное постановление "О просветительской работе среди национальных меньшинств в РСФСР". В нем закреплялось решение планомерного улучшения и расширения сети школ 1 ступени в целях осуществления всеобщего обучения; открытия необходимого количества педагогических учебных заведений для национальных меньшинств. Так же составления плана развертывания сети профессионально-технических школ и техникумов в районах с компактным населением национальных меньшинств; учета в должной мере интересы национальных меньшинств при мероприятиях по подготовке и повышению квалификации культурных работников; усиления состава местных органов народного образования работниками национальных меньшинств. Было решено: обратить особое внимание на подготовку научных работников из среды национальных меньшинств путем прикомандирования их к научно-исследовательским институтам и вузам; разработать мероприятия по направлению лиц из среды национальных меньшинств, кончающих совпартшколы и школы повышенного типа, на места для обслуживания широких масс населения соответствующих народов; усилить меры по ликвидации неграмотности среди взрослого населения.
Согласно постановлению Народный комиссариат просвещения и Народный комиссариат финансов РСФСР, а также Советы Народных Комиссаров автономных республик, краевые, областные и губернские исполкомы должны были при составлении и рассмотрении плана и смет, начиная с 1926/27 г., предусматривать соответствующие ассигнования на вышеуказанные культурно-просветительные мероприятия.
Постоянное наблюдение за состоянием просвещения среди национальных меньшинств и за выполнением планов просветительной работы среди них поручалось Народному комиссариату просвещения РСФСР, Народному комиссариату рабоче-крестьянской инспекции и наркомпросам автономных республик. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР, 1926, Љ 37, с. 294
В начале 30-х годов главной задачей в области народного образования стало проведение всеобщего обязательного начального обучения. 25 июля 1930 было принято постановление ЦК ВКП(б), которое продублировало постановление ВЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 года. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР, 1926, Љ 39, ст. 420. Это постановление сыграло определяющую роль в осуществлении всеобщего обязательного обучения и среди корейского населения.
Дальневосточный крайком ВКП(б), руководствуясь указаниями центральных партийных и советских органов повседневно руководил делом всеобщего обучения. В ноябре 1930 г. на Пленуме краевого комитета партии был заслушан доклад о ходе работы по проведению всеобщего начального обучения среди представителей национальных меньшинств. В своем решении крайком потребовал от партийных и советских органов усиления работы по осуществлению всеобщего обучения, более активного привлечения к этому делу широкой советской общественности. В целях претворения в жизнь этого постановления при краевом и районных отделениях народного образования создавались специальные исполнительные комитеты содействия всеобщему обязательному обучению. Кроме того, на местах при каждом колхозе были созданы комиссии по руководству школьным строительством.
Корейское население Дальнего Востока с пониманием и одобрением отнеслось к решению партии и правительства и само проявляло инициативу, направленную к успешному осуществлению закона о всеобщем обучении. Корейские колхозники своими силами и средствами строили школы и направляли детей на учебу. Благодаря такому активному участию колхозников в школьном строительстве все начальные школы среди корейского населения были обеспечены помещением и все дети школьного возраста охвачены всеобучем.
Начало 30-х гг. просвещение корейцев Дальнего Востока характеризовалось увеличением численности школ, ростом контингента учащихся, пополнением кадров учителей, укреплением учебно-материальной базы школ, активизацией работы школьных комсомольских и пионерских организаций, укреплением связи школы с родителями, повышением качества обучения и ростом успеваемости учащихся. Корейские школы получили стандартные учебные планы и программы, стабильные учебники, необходимые методические разработки по проведению учебной и внеклассной работы. Ким Сын Хва. Очерки по истории советских корейцев.Алма-Ата, 1965, с. 211-212
Решение насущных задач всеобщего начального обучения корейского населения и выравнивание в уровне его образования позволило уже в 1932 г. перейти к обязательному обучению в объеме семилетней школы. В сельской местности хотя еще и не было введено всеобщее семилетнее обучение, но успехи в развитии неполного среднего образования к тому времени были значительны.
Таким образом. к середине 30-х годов были достигнуты серьезные успехи в развитии просвещения среди корейского населения Дальнего Востока. Этому способствовало прежде всего экономические успехи, достигнутые ценой невероятных усилий трудящихся колхозников и рабочим, в силу жестких директивных методов управления и контроля партийных и советских органов, а также благодаря стремления широких народных масс к знаниям. В целом была решена задача ликвидации неграмотности среди корейского населения. До насильственного выселения из Дальнего Востока корейцы пользовались своим правом получать образование на родном языке, действовали корейские школы всех звеньев, были созданы техникумы, педагогический институт, рабфаки, отделения и курсы при других высших учебных заведениях с корейским языком обучения. Однако новая советская система образования не была лишена недостатков и негативных аспектов, суть которых заключалась не в частных вопросах, как то: дефицит квалифицированных педагогических кадров, нехватка качественных учебников, плохое состояние школьных зданий и т.п., а в самом политическом и социально-экономическом строе. Зародившийся и стремительно набиравший силу режим тоталитаризма решал насущные национально-культурные потребности многочисленных народов страны, в том числе в сфере образования, только в рамках своих стратегических планов, что в полной мере проявилось в скором времени.
Ким Герман Николаевич, доктор исторических наук, зав. каф. корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби, тел./ факс раб. 3272-621345, e-mail: ger_art@astel.kz; kazgugnk@yahoo.com