Симбирцева Татьяна: другие произведения.

Симбирцева Татьяна.Патриарх православной церкви в Корее архимандрит Хрисанф (1869-1906):его дела и время

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Симбирцева Татьяна (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/12/2004. 17k. Статистика.
  • Статья:
  • Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

    1

    Опубликовано в: "Христианство на Дальнем Востоке". Материалы международной научной конференции 19-21 апреля 2000 г. Части I и II. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та. - Ч. I, с. 160-164.

    Симбирцева Т.М.

    Московский государственный университет

    ПАТРИАРХ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В КОРЕЕ АРХИМАНДРИТ ХРИСАНФ (1869-1906): ЕГО ДЕЛА И ВРЕМЯ

    В 2000 г. корейская православная церковь отметила свое 100-летие. Ее история началась 17 февраля 1900 г., когда в оборудованной под часовню сеульской резиденции российского поверенного в делах в Корее состоялась первая литургия на корейской земле. Эту дату корейские православные считают днем рождения своей церкви. Согласно другой точке зрения, православие в Корее ведет отсчет своей истории с 2-4 июля 1897 г., когда был принят указ Св.Синода об учреждении русской духовной миссии в этой стране Волохова А. Из истории российской политики на Дальнем Востоке: МИД, министерство финансов и учреждение Российской духовной миссии в Корее // Проблемы Дальнего Востока. - 1998, Љ 4. - С. 112-122.. Первую литургию в корейской столице отслужил начальник первой (1900-1904) русской духовной миссии в Корее, выпускник Казанской духовной академии, доктор богословия архимандрит Хрисанф (Щетковский).

    Несмотря на краткость своего пребывания на корейской земле (около трех лет), о. Хрисанф оставил яркий след в истории православия в Корее, выступив первым проповедником учения, созидателем организационных основ церкви, которые остаются незыблемыми и поныне. Верующие в Республике Корея почитают его как своего патриарха. Вместе с тем, биографические сведения о нем скудны. Настоящий доклад является попыткой осветить деятельность о. Хрисанфа в Корее на основании его печатных работ, записей о. Феодосия (Перевалова) Феодосий (Перевалов), архимандрит. Российская духовная миссия в Корее за первое 25-летие ее существования (1900-1925 г.г.), Харбин, 1926., воспоминаний ныне живущих руководителей и старейшин православной общины в Сеуле и некоторых других материалов.

    Первоначально главной задачей миссии, которую возглавил о. Хрисанф, ставилось обслуживание духовных потребностей русских православных, которых в момент принятия указа Св. Синода, проживало в Корее около 150 человек. Не исключалась и миссионерская деятельность, и двойственность поставленных задач ставило малочисленную Кроме о. Хрисанфа, в нее входил иеродьякон Николай (Алексеев) и псаломщик Иона Левченко. духовную миссию в особо трудное положение. "Я, конечно, не против того, чтобы удовлетворять религиозные потребности русских православных, - это необходимо; но был всегда против того, чтобы соединять это с миссионерством. Личный опыт достаточно меня убедил в том, что эти два дела несовместимы: ожидать ревностного отношения к своим религиозным обязанностям со стороны русских, живущих за границей, невозможно; если же они будут неисправны, то... будут разрушать то, что с большим трудом созидает мисси-онер. Лучше, по моему мнению, удовлетворять религиозные потребности русских совершенно отдельно от инородцев" Еп. Хрисанф. Из писем корейского миссионера. - Казань, 1904. - С. 48-49., - писал о. Хрисанф.

    В связи с изменением внешнеполитического курса России и резким уменьшением ее влияния на полуострове в 1898 г., русская православная община в Корее сократилась многократно. В результате о. Хрисанф и его сотрудники полностью сосредоточили усилия на миссионерской деятельности. Почва для нее была подготовлена предшествовавшими многолетними трудами христиан-подвижников - как корейских, так и иностранцев. С христианством, а именно - с католичеством, корейцы познакомились впервые в XVII в. путем самостоятельного изучения христианской литературы, привезенной из Китая. Первым корейским христианином считается Ли Сынхун (Петр), сын секретаря корейского посольства, крестившийся в 1783 г. в Пекине. К концу XIX в. католическая община в Корее насчитывала 40 тыс. верующих Kim Andrew E. A History of Christianity in Korea: From Its Troubled Beginning to Its Contemporary Success. - "Korea Journal", vol. 35, # 2, 1995. - Р. 38.. С 1880-х гг. в стране появились первые протестанты. Начало ХХ в. ознаменовалось в Корее поразительным ростом влияния христианства. Это было вызвано не только прозелитизмом западных миссионеров, но возрастающим возмущением корейцев против активного проникновения в страну японцев. В отличие от Китая, куда протестантские миссионеры пришли вместе с отрядами солдат-колонизаторов, в Корее христианство не воспринималось как связанное с западным империализмом, тем более, что присутствие американских и европейских компаний в корейской экономике было ничтожным. Напротив, оно стало идеей, объединившей корейцев в их стремлении к независимости, что нашло впоследствии яркое отражение в массовом участии корейских христиан в Первомартовском движении 1919 г.

    Число крещений в православной миссии не шло в сравнение с другими конфессиями. В 1900-1904 гг. о.Хрисанф крестил всего несколько корейцев Еп. Хрисанф. Указ.соч.. - С. 6, 23, 32, 48-49.. Это объяснялось не отсутствием интереса к православию у местного населения, а высокой ответственностью, с которой русские пастыри подходили к своему делу. "Если бы мы стремились побольше накрестить, то за три года своего существования в Корее мы могли бы накрестить десятки тысяч, ибо желающих принять "русскую веру" являлось очень много, но по тщательным справкам и строгому испытанию всегда оказывалось, что... забота у них не о спасении души, а в том, чтобы приобрести в лице миссионера защитника для своих незаконных действий в отношении своих ближних или начальства... Все, приходившие к нам за получением крещения с нечистыми побуждениями, предсказывали нам, что если мы не будем делать так, как делают инославные миссионеры, то у нас не будет ни одного христианина, и я выражал им полную готовность лучше не иметь ни одного христианина, чем иметь много и вести их к погибели" Там же. - С. 6-7., - писал о. Хрисанф.

    Появление православия в Корее было закономерным результатом развития связей ее с Россией. Не случайно большинство крещеных в ранний период существования миссии корейцев составляли жители северокорейских провинций Хванхэ и Хамгёндо, жители которых вели с Россией торговый обмен. Иногда крестились сановники, принадлежавшие к т.н. "прорусской группировке" при дворе. По рассказу священника церкви Св. Павла в Инчхоне о. Даниила На (На Чхангю), именно так крестился его дед по материнской линии Чо Пхильхён, сановник королевского двора, в конце XIX в. - помощник городского головы г. Сеула. (Полевые записи автора. Республика Корея. Сеул, 11.06.1999. Интервью с о.Даниилом На).. Они связывали с Россией надежды на возможность сохранения независимости страны в условиях усиливавшегося японского проникновения. Негласно к этой группировке принадлежал сам король Коджон, который подарил российской дипломатической миссии участок земли, специально для строительства православной церкви. Однако условия в стране уже тогда были таковы, что глава государства не мог свободно действовать по собственному усмотрению. Чтобы избежать политических осложнений, русская сторона отказалась от королевского дара и самостоятельно выкупила предназначавшийся для постройки церкви участок.

    О.Хрисанф был полон оптимизма относительно будущего своей миссии и основательно осваивался на новом месте. Одним из первых предпринятых им шагов было строительство зданий миссии отдельно от посольства: школы, дома для сотрудников, помещения для сторожа, переводчика. В 1901 г. в школу были приняты 12 мальчиков, из которых двое сирот полностью содержались за счет о.Хрисанфа. Он предпринял поездку верхом из Сеула во Владивосток для изучения быта и нравов корейцев, их отношения к религии и возможности открытия миссионерских станов в разных частях Кореи. Написанные им во время этого путешествия путевые записки свидетельствуют о писательском даровании о. Хрисанфа, его наблюдательности, доброжелательности, терпении, практицизме, основательности, преданности делу и энтузиазме.

    О. Хрисанф активно занимался корейским языком, стремясь "назидать свою паству живою проповедью" и, видимо, добился немалого успеха, о чем свидетельствуют его письма из Мунсанпхо, деревни "верстах в 50 от Сеула", где он открыл первый миссионерский стан весной 1903 г. и где часто бывал. "Корейцы не оставляют меня своим посещением, и сегодня - воскресенье - было так много, что и церковь моя не вмещала желающих молиться, - писал о. Хрисанф. - Потребность помолиться у них, без сомнения, есть и с тем большим желанием, что здесь почти половину службы правлю я на корейском языке" Еп. Хрисанф. Указ.соч. - С. 23..

    О. Хрисанф создал группу по изучению Библии в пров. Хванхэ, начал работу по переводу на корейский язык православной литературы. К 1904 г. в миссии имелся на корейском языке "Краткий молитвослов", отпечатанный во Владивостоке, краткое изложение веры и выдержки из "Простых речей о великих делах Божьих" преосвященного Макания Томского. Огромное значение для миссии, как и для всей культурной и общественной жизни Кореи в целом, имело издание в 1900 г. Нового завета на корейском языке.

    О. Хрисанф интересовался жизнью корейцев и любил свою паству. Описывая холод, который приходится ему терпеть, живя зимой в фанзе в стане Мунсан-пхо, он поясняет: "Надежда хоть чего-либо добиться заставляет нас жить и при такой обстановке. Уж больно хорошие люди, и жалко их оставлять. Есть у нас здесь всякого сорта прихожане, кроме чиновников, и земледельцы (большинство), и мастеровые, и купцы, и просто рабочие - всего наберется человек 30. Один, например, есть купец, как и полагается купцу, - очень толстый господин, благодушнейшее существо; я им часто любуюсь... Есть один старец лет 65 - добрейшей души человек, и много, много таких... Конечно, есть и у них пороки, и не мало; но что же мы бы и делали, если бы к нам все шли беспорочные; наше дело в том и состоит, чтобы очищать их от пороков и воспитывать в добре" Там же. - С. 32..

    Первая миссия была вынуждена свернуть свою деятельность в связи с началом русско-японской войны. В феврале 1904 г. ее сотрудники вместе с работниками дипломатической миссии и членами их семей были эвакуированы в Шанхай. Последние дни о. Хрисанфа в Корее ознаменовались крещением кореянки, которая ровно четыре года исправно посещала церковь. "В искренности ее желания и глубине веры я нисколько не сомневаюсь, - отмечал о. Хрисанф. - Господь устроил так, что первый кратковременный период существования нашей миссии окончился таким знаменательным событием, которое по справедливости можно считать только началом миссионерской деятельности ее, и я глубоко верю, что это именно так. Грустно было покидать свое насиженное место,... но я не сомневаюсь в том, что Господь послал нам столь тяжелое испытание для того, чтобы возбудить в нас любовь к этому несчастному народу, которого давят со всех сторон, вселить в нас надежду на более светлое будущее и усилить в нас энергию и ревность к святому служению" Там же..

    Хрисанфу больше не пришлось вернуться в Корею. По прибытии в Россию он в 1904 г. посвящен был в сан епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии; в 1905 г. по болезни перемещен на кафедру епископа Елисаветградского, Херсонской епархии, и 22 октября 1906 г. скончался от скоротечной чахотки в Одессе, где и был погребен О.Феодосий (Перевалов). Уаз.соч.. - С. 60..

    О. Хрисанф долгие годы был незаслуженно забыт на родине. Только в 1999 г. в России было предпринято переиздание одного из его печатных трудов Еп. Хрисанф. От Сеула до Владивостока (путевые записки миссионера) // История Российской духовной миссии в Корее. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства. 1999. - С. 6-114.. В 1990-х годах впервые появились публикации, где упоминается его имя Анисимов Л. Православная миссия в Корее (к 90-летию основания) // Журнал Московской патриархии. - 1991, Љ 5; Августин (Никитин), архимандрит. Русская православная миссия в Корее // Православие на Дальнем Востоке. Вып. 1. - СПб., 1993; Симбирцева Т.М. Из истории христианства в Корее: к 100-летию православия // Российское корееведение. Альманах. Вып. 2. - М.: "Муравей", 2001.. Эти шаги представляются необходимыми и не только как дань памяти нашего соотечественника-первопроходца, честно выполнявшего свой долг в сложнейших условиях другой цивилизации, несколькими годами раньше открывшейся западному миру. Изучение жизни и деятельности о. Хрисанфа актуально не только для историков, религиоведов или миссионеров, готовящих себя к трудному служению на Востоке. Над этой темой стоит задуматься современным политикам и дипломатам, размышляющим о путях и перспективах развития отношений между Россией и Корейским полуостровом, психологам и этнографам, изучающим особенности корейского национального менталитета. Детище о. Хрисанфа - православная церковь в Корее - не только выжило, пройдя через тяжелейшие испытания и лишения ХХ в., не только пустило прочные корни в религиозном и бытовом сознании верующих корейцев, но и остается сегодня единственным сохранившимся русским наследием в этой стране, живым памятником высшему расцвету российско-корейских отношений, имевшему место в конце XIX в.

    Несмотря на то, что созданная о. Хрисанфом миссия несколько раз меняла свою юридическую принадлежность В 1923 г. она перешла из юрисдикции Владивостокской епархии в юрисдикцию право-славной церкви в Японии, официально подчинявшейся Московскому патриархату, а в 1955 г. - в ведение Экуменического патриархата (Греция)., а также на то, что прошло 50 лет с тех пор, как последний русский миссионер покинул Корею, корейские православные на протяжении вот уже пяти поколений помнят об о. Хрисанфе и других русских миссионерах. Близостью к ним предков гордятся. В семьях потомков крещенных ими корейских священников варят борщ, солят огурцы, пьют чай из самовара Интервью с Татьяной Ким (Ким Сундок), дочерью третьего корейского православного священника о. Алексея Кима (Ким Ыйхана, 1895-1950). Архив автора. Республика Корея. Анъян, 10.06.1999.. Эти традиции сохранились, несмотря на усиленную антирусскую пропаганду в годы японского колониального господства (1910-1945) и принятый в 1948 г. закон об антикоммунистической деятельности Официально действует по сегодняшний день., в результате которых "самое имя русского человека стало поношением "во языцех"". Южнокорейскими учеными написаны многие тома о "русской угрозе Корее", якобы существовавшей со времени албазинских войн 1654 и 1658 гг. На этом постулате построены школьные учебники истории, книги переведенных в Корее зарубежных историков, среди которых нет ни одного русского. Факты, свидетельствующие о дружеских отношениях между Россией и Кореей в прошлом, даже такое беспрецедентное в мировой истории событие как годовое (1896-7 гг.) пребывание корейского короля Коджона в российской дипломатической миссии в связи с угрозой его жизни со стороны японцев, трактуется как "национальная трагедия". В стране, где многие десятилетия думать хорошо о России было опасно, где даже русская классическая музы-кА была запрещена как "коммунистическая", люди сохраняли русские иконы, церковную утварь, облачения, старинные книги, пели русские церковные песнопения.

    Это чудо не имело никакого отношения к политике. "Православная миссия, по сравнению с другими, имеет дорогие и несомненные качества, - писал о. Павел (Ивановский), глава второй (1906-1912) русской духовной миссии в Корее. - Православные миссионеры не занимаются политикой, они чужды вмешательства в дела гражданcкого управления, Царства Божия они не смешивают с царством мира сего... Успехи, достигнутые силой человека, не могут быть прочными и для нас желательными" Павел (Ивановский). Указ.соч.. - С. 185-186.. Русские миссионеры неизменно следовали этому правилу. Не изменяют ему и их почтительные духовные дети - члены православной общины в Республике Корея. Ощущая свое единство с патриархами церкви, они не считают свою веру "иностранной", а воспринимают ее как свою, корейскую. В связи с этим кажется формальным существующий в современной русской литературе подход, согласно которому история православия в Корее разделяется на два этапа: "русский" (1900-1949) и "греческий" (1956 г. - по сей день) Анисимов Л. Указ. соч. - С. 56-60; Августин (Никитин), архимандрит. Указ. соч. - С. 133-147; Дионисий (Поздняев), священник. К истории российской духовной миссии в Корее // Российское корееведение. Альманах. Вып. 1, М. - 1999. - С. 196-202. - в соответствии с административной принадлежностью корейской православной церкви. Представляется более целесообразным рассматривать историю православия в Корее как единый закономерный процесс, состоящий из трех этапов: возникновения и становления (1900-1912), сохранения (1912-1955) и развития (с 1956 г.).

    Несмотря на малочисленность На середину 1999 г. - 2200 чел. Полевые записи автора. Республика Корея. Сеул, 18.05.1999. Интервью с Епископом Сотирием Зиласким (Трамбасом). Архив автора, с. 17., православная церковь в РК пользуется заслуженным уважением и зарегистрирована в качестве одной из официальных церквей страны, наряду с католической, протестантской, англиканской, методистской. Несмотря на большое число различных религиозных групп (по данным Korea Herald от 22.2.1994, в РК существует около 350 религиозный объединений христианского направ-ления), лишь 6 из них имеют официальный статус и пользуются поддержкой государства. С уверенностью вступая во второе столетие своей истории, она опирается на прочный фундамент, заложенный о.Хрисанфом и продолжателями его дела - как русскими, так и корейцами.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Симбирцева Татьяна (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/12/2004. 17k. Статистика.
  • Статья:
  • Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка