Асмолов Константин: другие произведения.

Асмолов Константин.Восприятие в России политических стратегий соседних государств в отношении Корейского полуострова

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Асмолов Константин (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/12/2004. 78k. Статистика.
  • Статья:
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    1

    ВОСПРИЯТИЕ В РОССИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ СОСЕДНИХ ГОСУДАРСТВ В ОТНОШЕНИИ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА

    Введение

    Данная работа посвящена восприятию в России нацеленных на Корейский полуостров геополитических стратагем остальных трех сверхдержав, на пересечении чьих жизненных интересов он находится - а именно, США, Японии и КНР.

    Тема исследования обусловлена тем, что у России как у непосредственного участника этого геополитического противостояния есть тенденция воспринимать определенным образом действия той или иной страны. Таким образом, задача данной работы - отражение точки зрения ряда деловых, политических и научных кругов России на геополитические стратагемы остальных великих держав, касающиеся Корейского полуострова.

    В рамках этой темы мы рассмотрим комплекс основных направлений интересов и влияния других стран на Корейском полуострове, проанализируем некоторые сегодняшние изменения миропорядка там, посмотрим на то, как выглядит, с точки зрения России, баланс сил на полуострове, сложившийся на скрещении политических стратегий США, Китая и Японии.

    Анализ материала, проведенный в данной работе, опирался на разнообразные источники, включая официальные материалы или выполненные информационной службой РК сборники статей на корейском языке, посвященные визитам корейского президента в Соединенные штаты Ким Дэ Джун тэтхоннён Мигук кукпин пангмун. "Тэдынхаго ханчхавон нопхын ханми син сидэрыль ёльда., Японию Ким Дэ Джун тэтхоннён Ильбон кукпин пангмун. Весин кисаджип. Хэве мунхак хонбовон. или КНР Ким Дэ Джун тэтхоннён Чунгук кукпин пангмун мит черюкчха АПЕК чонсан хвеый чхамсок. Конбосиль, а также публикации в официальной северокорейской и южнокорейской прессе, главным образом - в газетах "Кореа Таймс" (Сеул) и "Пхеньян Таймс".

    В данном исследовании использованы также материалам научных семинаров, проводимых в Центре корейских исследований Института Дальнего Востока РАН. Среди проблемных публикаций южнокорейских ученых на интересуюшую нас тему следует отметить работы Кан Ин Дока и Ан Бён Джуна. Kang In-Duk 1998 Perspective of the situation around Korean Peninsula and the roles of the surrounding countries. East Asian Review, vol.10 #1 Spring 1998

    Учитывая особенности данной работы, автор намеренно уделяет особое внимания публикациям в англоязычной корейской прессе, ибо они направлены на создание у иностранного читателя определенного впечатления о внутреннем положении дел и внешнеполитической стратегии обоих корейских государств.

    1. Традиционный расклад сил и изменение стратегической ситуации на полуострове в начале 90-х годов

    Нет необходимости объяснять важность Корейского полуострова как геополитического узла столкновения интересов четырех больших соседей Кореи. Три из них вплотную примыкают к полуострову, рассматривая его в той или иной степени как зону своих стратегических или жизненных интересов.

    Разделенный в эпоху холодной войны на два противостоящих друг другу государства полуостров даже в период разрядки оставался районом четкого противостояния социалистической и капиталистической систем. Советский Союз и Китай поддерживали КНДР, строй которой выглядел в глазах внешнего мира "апофеозом" социалистической системы, доведенной до абсурда. США и Япония также старательно поддерживали Южную Корею, создавая ей образ демократической страны, противостоящей социалистическому монстру. При этом политические или идеологические противоречия, как между СССР и Китаем, так между США и Японией, хотя и имели место, в данном случае отступали на второй план перед противоречием более глобальным. А руководство и КНДР, и Южной Кореи, с одной стороны, пользовалось режимом наибольшего благоприятствования со стороны поддерживающих их сверхдержав и закрывающих глаза на нарушения прав человека ("он, конечно, сукин сын, но он наш сукин сын..."), а с другой - за счет внутренних противоречий между этими сверхдержавами могло лавировать между ними, проводя относительно самостоятельную политику в рамках общего направления.

    Именно эта система приоритетов и интересов обеспечила обоим корейским государствам пространство для маневра, не превратив каждое из них в обыкновенное государство-марионетку, слепо следующее политической линии своего патрона. Темпы роста экономики КНДР объяснялись тем, что она могла лавировать между СССР и Китаем. У Юга такая свобода маневра появилась много позже, после установления дипломатических отношения с Японией.

    Миропорядок был достаточно четким - "мы и они", причем каждая из систем считала альтернативную ей "корейскую республику" марионеточной, не имеющей право на существование, активно строя планы объединения страны под контролем "своей" Кореи. Однако несмотря на высокий уровень общемировой напряженности, эта система удерживала Север и Юг от серьезных самостоятельных действий, так как в условиях холодной войны вспышка дестабилизации на Корейском полуострове могла мгновенно привести к более широкому конфликту.

    Сейчас эта общемировая напряженность ослабла (негативным следствием чего явилась цепочка охвативших мир региональных конфликтов), традиционно четкое распределение мира на сферы влияния распалось, но Корейский полуостров во многом сохранял -четкую линию напряженности.

    Изменения геополитической ситуации на полуострове, приведшие к нынешнему положению дел, начались в конце 80-х - начале 90-х годов и могут быть условно разделены на три этапа.

    Первый, завершившийся в 1992 г., был ознаменован распадом СССР, крушением мировой социалистической системы и переходом Китая к новому курсу, вследствие которого обе сверхдержавы, ранее поддерживавшие исключительно Север, установили дипломатические отношения с Югом.

    Второй этап , 1993 - 1997 гг., был отмечен рядом изменений внутри двух корейских государств, явившихся следствием изменения геополитической ситуации. В первую очередь, здесь имеется ввиду приход к власти в Южной Корее гражданского правительства Ким Ён Сама; смерть северокорейского лидера Ким Ир Сена породила надежды на изменение политического курса КНДР. Наложили свой отпечаток на данный этап и приход к власти в Америке правительства Клинтона, и события 1993 г. в России, обозначившие отход российского руководства от ранее декларированных демократических лозунгов, и дальнейшее развитие событий в Китае.

    Перекрестное признание двух Корей закрепило факт существования на Корейском полуострове двух государств, и даже при анализе германского опыта аналогия проводится не столько между ГДР и ФРГ, сколько между Германией и Австрией. Многие специалисты считают, что сейчас геополитическая ситуация на полуострове вступила в новый этап, при котором она будет формироваться под влиянием ряда новых факторов.

    Первым из них по времени возникновения является финансовый кризис, больно ударивший по Южной Корее и рарушивший надежды некоторых кругов РК на скорую "мягкую посадку" Юга на Севере. Частично благодаря кризису, частично под давлением МВФ, Корея начала беспрецедентный комплекс структурных реформ, очень болезненных для современого корейского общества, но должных привести его к европейским стандартам. Хотя и здесь Сеулл пытается выдать навязанные ему МВФ меры за собственную политику равнения на демократические ценности, которую кризис только подстегнул.

    Затем следует отметить запуск в КНДР 31 августа 1998 г. искусственного спутника Земли. Вопрос о том, владеет ли КНДР ядерным оружием, до сих пор остается открытым. Очевидно, что Северная Корея располагает теперь техническими средствами, позволяющими нанести удар по своим вероятным противникам и за пределами АТР. В этом смысле запуск этого спутника можно сравнивать лишь с проведением Индией ядерных испытаний, он убедительно свидетельствует о выходе КНДР на новый военно-технологический уровень.

    Наконец, фактическое принятие КНДР новой конституции, ряд положений которой и их трактовка средствами массовой информации КНДР указывают на возможность изменения политического лица Северной Кореи, что опять-таки открывает новые горизонты геополитического общения.

    Можно условно говорить о том, что на Корейском полуострове формируется новый миропорядок, характеризующийся снижением общего уровня конфронтации. Каждая из четырех великих держав не стремится быть военно-политическим покровителем только одной стороны, желая "стоять на Корейском полуострове на двух ногах". Эта политика фактически признает статус кво на полуострове и существование на нем двух корейских государств.

    Новые реальности, конечно, не могут быстро изменить структуру традиционных связей. Перекрестное признание двух Корей в значительной степени трансформировало геополитическую ситуацию вокруг полуострова и даже создало иллюзию того, что четыре великие державы переходят здесь от конкуренции к сотрудничеству. Во второй половине 1997 г. корейская проблема неоднократно всплывала во встречах руководителей этих стран. Данный период был отмечен весьма высоким уровнем дипломатической активности.

    Вторая половина 1998 года оказалась богатой на визиты на высшем уровне: Ким Дэ Чжун посетил с визитом США, а затем Японию и КНР, где встречался с премьером Чжоу Жунчжи, а президент США Клинтон побывал в Сеуле.

    Однако процесс перекрестного признания проходит все же с трудом. Хотя противоречия на Корейском полуострове стали менее идеологизированными из-за распада СССР и перехода Китая к новому курсу, они не изменили общей расстановки сил. Россия и Китай по-прежнему противостоят Японии и США.

    Соединенным Штатам и Японии нелегко преодолеть определенный негативный имидж Северной Кореи, давно сложившийся в их системе пропаганды. Кроме того, Японию и США несколько беспокоит то, как Южная Корея будет реагировать на улучшение дипломатических отношений Севера с этими странами.

    2. Япония и ее интересы

    Интересы Японии на полуострове имеют давнюю историю, что обуславливает целый ряд факторов, как позитивных, так и негативных. Японцы значительно лучше, чем кто-либо другой, знают внутренние ресурсы страны - они там уже были, и многие промышленные объекты были построены, когда Корея была японской колонией.

    Однако 35-летнее колониальное правление в сочетании с антияпонской пропагандой по обе стороны 38 параллели наложило заметный отпечаток на массовое сознание. Возвращению Японии к самостоятельному влиянию на Корейском полуострове на определенном этапе препятствовали ее прошлое, а также политика США, стремившихся придержать перевооружение и рост политического веса "страны восходящего солнца".

    Однако после японского экономического чуда и восстановления отношений между Японией и РК, предпринятого Пак Чжон Хи, у Южной Кореи появилась свобода маневра, а у Японии - шанс вернуться к восстановлению утраченных позиций. До японского экономического чуда можно было говорить о трех сверхдержавах, но после резкого предпринятого Японией рывка она снова заявила о себе как региональная и глабальная держава.

    Кроме этого, Япония стала основным экспортером капитала в экономику Южной Кореи с середины 70-х годов, сделавшись вторым по значению инвестором в эту страну после Америки и не стремясь опережать США в этом: для Токио поддержание хороших отношений с Вашингтоном имеет значительно более важное значение, чем быстрые темпы роста своих позиций в Корее.

    Конечно, в случае более активного экономического проникновения Японии на Корейский полуостров, оно, скорее всего, будет осуществлено мощным темпом, так как для этого уже готова необходимая база. Однако сейчас японцы выжидают. Начинать подобные действия раньше американцев они не могут, так как в Корее хорошо помнят японское владычество, и любые слишком активные попытки Японии оказывать влияние на регион немедленно будут восприняты как попытки возрождения колониальной империи.

    Сейчас Япония часто описывается южнокорейцами как их ближайший сосед, второй после США по значению торговый партнер и главный "поставщик" иностранных туристов. Япония же воспринимает Южную Корею, с одной стороны, как объект экспансии, с другой - как опасного конкурента. Однако, вышеописанные факторы и геополитическая ситуация, связанная с формированием треугольника Вашингтон - Токио - Сеул, удерживала Японию от активных действий, направленных на ослабление Юга.

    Следует отметить, что в отличие от США Япония находится чрезвычайно близко от Кореи, и любая активная дестабилизация на полуострове серьезно ей угрожает. Даже если не учитывать ситуацию, сложившуюся после запуска КНДР спутника, она, все равно, находится в сфере досягаемости северокорейского оружия. Поэтому она в большей степени заинтересована в отсутствии вооруженных конфликтов в непосредственной близости от своих границ. Не случайно японские средства массовой информации поддерживают "солнечную политику" Сеула.

    В экономических отношениях между Японией и Южной Кореей присутствует, с одной стороны, очень сильная взаимная неприязнь, с другой - ощущение неизбежности их партнерства. Это несколько странное и в целом неприязненное отношение проявляется и в условиях потрясшего РК финансового кризиса, когда многие корейцы предъявляют претензии к Японии, считая, что она, защищая свои интересы и действуя под влиянием стран Запада и США (поддерживать мирные отношения с которыми ей существенно важнее), не предприняла ни одного значительного шага для того, чтобы улучшить ситуацию в Азии, откуда она получает около 50% своего торгового дохода.

    Как сказал доктор Чон Хун, научный сотрудник Корейского института международной экономической политики (мнение которого можно во многом воспринимать как полуофициальную точку зрения), в условиях кризиса Япония не оправдала ожидания региона (т.е., Кореи). Япония стимулировала бурную финансовую активность в Азии, насытив финансовый рынок валютой, получаемой за счет экспорта японских товаров в регион, но резкий уход ее с азиатского рынка, естественно, больно ударил по странам Азии. Korea Times,

    Достаточно характерным можно считать и заявление специального президентского советника Ю Джон Гына You ugres Japan to aid Korean Economy. Korea Times, Sep2, который заявил, что без зарубежной поддержки Корея не достигла бы того прогресса в оздоровлении своей экономики, которого она достигла с декабря прошлого года, и активно предлагал всем, в первую очередь Японии, оказать помощь РК. По его мнению, южнокорейское правительство во многом изменило прежние правила игры, убрав такие традиционно мешающие элементы, как замена системы пожизненого найма на систему социальной защиты нового образца, отмена процентной квоты на иностранную долю в совместных предприятиях и другие. А это значит, что обстановка для вложения капиталов в корейский рынок стала благоприятнее.

    Сама же Япония пережила кризис относительно благополучно и оказалась несколько в стороне от него, оставив США и Междунарордному валютному фонду роль спасателей, лишь частично принимая участие в мероприятиях МВФ. Так, Япония отклонила просьбу правительства РК о чрезвычайном валютном займе, как бы переадресовав его к МВФ.

    Даже падение курса иены по отношению к доллару рассматривается в Сеуле как хитрый план закрытой страны, т.к. считается, что ослабевшая иена усилит экспорт Японии и даст ей возможность получить больше прибыли. Кроме того, девальвация иены больно бьет по японским торговым партнерам в Азии. Слабая иена сделает японские товары дешевле и, как ни странно, потому более конкурентоспособными по сравнению с корейскими. По данным министерства финансов и экономики РК, в апреле 1998 г. японская прибыль от торговли возросла на 53% , или до 8.79 млдр. долларов, так как импорт упал на 14%, а экспорт всего на 1.7%.

    Не имея возможности добиться желаемой выгоды экономическим путем, РК активно пытается прибегать к "методам внеэкономического давления", пытаясь воздействовать на Токио через Вашингтон. Многие надежды в связи с этим врзлагались на встречу Ким Дэ Джуна с Клинтоном, позиции которого, как рассчитывали в Сеуле, подтолкнут Японию к оказанию помощи странам региона.

    Но ведущим методом давления на Японию для получения помощи является все-таки использование в качестве идеологического прессинга вопроса о компенсации за моральный ущерб, нанесенный японским колониальным игом. Сеул постоянно вынуждает Японию "признать свою историческую и моральную ответственность" за деяния времен Второй мировой войны. При этом те вложения в корейскую экономику, которые произвели японцы за время своего управления этой страной, естественно, выпускаются из виду.

    Правда, Сеул уже не требует от Токио материальной компенсации жертвам, а "глубоких извинений". Но вопрос о компенсации бывшим "женщинам для удовольствий" выдвигался в качестве одного из условий визита Ким Дэ Джуна в Японию и занимал значительное место на переговорах руководителей МИД двух стран в мае 1998 года.

    Меж тем в мае 1998 г. японское правительство выступило против решения суда округа Ямагути, который 27 апреля вынес решение о компенсации трем корейским женщинам в размере 300 тыс. иен (2280 долларов). Министр юстиции заявил, что решение этого суда, признающее ответственность Японии перед ними, идет против прецедентов, установленных Верховным судом страны.

    Другим вопросом подобного типа является то, как Япония освещает в школьных учебниках свою роль в Корее . Корейские дипломаты неоднократно выдвигали требования, чтобы факты там были освещены "беспристрастно и правдиво".

    Получается достаточно интересная ситуация. Будируя вопрос о моральном ущербе, РК не только пытается достичь по этому вопросу реальных результатов, но и намеренно возводит препятствия на пути заметной активизации южнокорейско-японских отношений, справедливо опасаясь, что расширенное экономическое или культурное проникновение Японии в страну может повредить корейским интересам.

    Естественно, Япония считает для себя приемлемым принесение извинений только в очень мягкой и завуалированной форме и связь принесенных извинений с дальнейшим сотрудничеством тормозит это сотрудничество. Хотя источники из южнокорейского МИД периодически упоминают о наличии неких конкретных планов стратегического сотрудничества, пессимисты замечают, что все предыдущие попытки крепить корейско-японские отношения не принесли видимых результатов.

    Должен заметить, что некоторые элементы политической стратегии Южной Кореи в отношении Японии чрезвычайно напоминают аналогичную стратегию КНДР в отношении РК. Более того, излишне навязчивое упоминание "жестокости захватчиков" в последнее время начинает провоцировать некоторых молодых независимых ученых посмотреть на эту проблему взглядом, свободным от предрассудков теории классовой борьбы или традиционного корейского взгляда на проблему. Выясняется, что, например, пресловутый набор женщин для "обслуживания" японских солдат проводился отнюдь не только в Корее. Девушек брали также из Китая, Филиппин и Индонезии, но, по свидетельству источников, солдаты отдавали предпочтение именно кореянкам, считая их этно-психологически наиболее близкими себе.

    Вообще же, серьезные аспекты взаимоотношений Японии и РК являются табу для публичного обсуждения В южнокорейской прессе можно встретить статьи, посвященные влиянию японской массовой культуры, необходимости приношения извинений Японией Корее, или материалы, подтверждающие правильность претензий РК на остров Токто, но серьезные материалы, посвященные, допустим, фактам экономического сотрудничества, или анализу политической активности отсутствуют.

    Сдерживая стратегическое сотрудничество, обе страны тем не менее продолжают развивать его по отдельным, тактическим вопросам. Так, в июне 1998 г. Южная Корея и Япония подписали соглашение о видоизменении налогового договора. Новый пакт войдет в силу в 1999 г., после того, как будет подписан министрами иностранных дел обеих стран и утвержден их парламентами.

    Новое соглашение обеспечивает более выгодные возможности для японских инвесторов в сферах торговли акциями. Во-первых, японские инвесторы освобождаются от налога на прибыль, полученную от продажи облигаций. Во-вторых, корейцы в Японии будут пользоваться теми же бонусами. Для того, чтобы стимулировать японское инвестирование в Корею, нынешний 12-типроцентный налог на дивиденды будет снижен до 5 % для тех инвесторов, чья доля составляет больше 25%. Для тех, чья доля меньше, налог возрастет до 15%, но 5% фактически превращаются в 10 из-за проблем в экономике Южной Кореи. Проблемы Корейского полуострова и интересы России.Материалы II-ой научной конференции. Москва, 21-22 января 1998 года. М., 1998. В конце марта прямое инвестирование Японии в Корею насчитывало около 6 млрд. долларов, а корейское в Японию возросло до 400 млн. долларов.

    Согласно тому же соглашению, японские корейцы будут пользоваться значительным освобождением от налогов. Так, потолок (сумма, не облагающаяся налогом) взимания налога на прибыль, заработанную корейскими студентами, возрастает с 1800 долларов в год до 20000. Для технических стажеров - с 5-ти до 10-ти тыс. долларов, а для деятелей индустрии развлечений (спортсменов и музыкантов) - с 3-х до 10-ти. По данным 1997 г., в Японии насчитывалось 31700 корейских студентов, проходивших обучение в высших учебных заведениях, 52000 технических стажеров и 9200 работников в сфере развлечений.

    Не так давно был найден компромисс в соглашениях о разграничении зон рыболовства южнокорейских и японских рыбаков. Так, каждая из этих стран имеет право ловить рыбу в 35-мильной зоне за пределами своих территориальных вод Rhee Sang-Myon. Salvaging the Korea-Japan Fisheries agreement. Korea Focus vol.6 #2, March-April 1998.

    Однако, много проблем еще остается решить, и первая из них - проблема острова Токто. Хотя сейчас положение РК в этом территориальном споре достаточно устойчивое, окончательное решение территориального вопроса путем переговоров еще предстоит. Новое Соглашение о зонах рыбной ловли, окончательно утвержденное после визита Ким Дэ Чжуна в Токио, является пересмотром Соглашения от 1965 г. и не проясняет статус острова Токто, вследствие чего, кстати, оппозиция критикует правительство, считая, что нахождение острова в зоне, открытой для рыболовства обеих стран, свидетельствует о неудаче корейской дипломатии.

    Интересно рассмотреть и вопрос проникновения в РК японской культуры, особенно массовой. С одной стороны, молодежная культура находится под сильным влиянием японской, и многие ревнители традиций бьют тревогу, утверждая, что это размывает национальный корейский менталитет. Что же касается японской массовой культуры, то она в стране находится под формальным запретом, и поэтому играет для молодежи роль своего рода запретного плода, о плюсах и минусах легализации которого сейчас идет дискуссия в правительстве и в средствах массовой информации Importing Japanese Pop Culture. Two views. Korea Focus vol.6 #2, March-April 1998.

    Как определенную подвижку во взаимоотношениях двух стран можно было бы рассмотреть визит южнокорейского лидера в Страну восходящего Солнца. Сам фатк подобного визита стал достаточно значительным событием, а результаты опроса накануне визита Ким Дэ Джуна в Японию показали следующее (по данным газеты "Korea Times" от 17 октября 1998 г.). 51,7% из 1002 опрошенных против того, чтобы называть Акихито императором, хотя подобный опрос от 22 сентября давал по этой позиции 59,1%. Только 35,4% корейцев ( 31,7% в предыдущем опросе) были не против того, чтобы корейское правительство именовало Акихито "его императорским величеством". Около 80% не против его визита в Сеул, а 58,4% считают, что такой визит окажет позитивное влияние на совместное проведение Кореей и Японией в 2002 г. чемпионата мира по футболу. Кстати, 53% населения Японии также поддерживают идею посещения японским императором Республики Корея.

    В позитивном свете видит Японию 44,8% населения, в то время как 48% считюет, что визит Ким Дэ Джуна не изменит их негативного отношения к этой стране. 65,4% ожидают улучшения японско-корейских отношений, в том числе 50,8% непосредственно связывают их с грядущим визитом.

    36,8% считают, что отношение Японии к Корее изменилось к лучшему. 48,6% думают, что нет. 65,1% считают, что принесенные японским премьер-министром извинения за политику Японии в отношении Кореи в период Второй мировой войны являются шагом вперед по сравнению с предыдущими заявлениями японских политиков. И только 29% считают, что искренности в них не больше, чем в прочих заявлениях такого же типа. 52% of Koreans oppose Emperor title. Korea Times, Oct 17

    В ходе визита премьер-министр Японии наконец "принес необходимые извинения" Корее в такой форме, что Япония вроде бы как является ответчиком. Император Акихито тоже выразил сожаление о периоде невообразимой боли, которую корейцы претерпели от Японии, боли, которую он будет держать в своей памяти как глубокую печаль. Он же сказал: "Между нашими странами в течение нашей долгой истории были разные периоды взаимоотношений. Две нации должны искать правду и стараться ее понять. В то же время мы должны стремиться в будущем больше ценить и уважать друг друга".

    Безусловно, встрече Ким Дэ Джуна с японскими императором и премьер-министром уделялось очень большое внимание в средствах массовой информации обеих стран, а итоговый докумет получил громкое название "Декларация о корейско-японском партнерстве в XXI веке". Однако опубликованные тексты документов изобилуют общими фразами. Основные острые углы корейско-японских отношений, по крайней мере на словах, были несколько смягчены. Император Акихито был приглашен посетить Сеул.

    Во время визита Ким Дэ Джун снова говорил о необходимости японского инвестировния, однако одними из немногих реальных моментов сотрудничества был японский трехмиллиардный заём на очень льготных условиях, переданный в обмен на обещание Сеула убрать препоны на проникновение в Корею японской поп-культуры, демаркация водного пространства между двумя странами для рыбной ловли и договоренность о ежегодных встречах на высшем уровне.

    Интересно, что именно от японского премьера Обучи поступло предложение о том, что Япония и Россия должны также принять участие в четырехсторонних переговорах по обеспечению мира и стабильности на Корейском полуострове. Президент Ким в ответ предложил провести международный форум, но отдельный от идущего переговорного процесса.

    В ходе указанных визитов шла речь также о сотрудничестве в области молодежных программ и студенческого обмена, совместного проведения чемпионата мира по футболу в 2002 года. Президент Ким Дэ Чжун выразил желание повысить статус корейцев, проживающих постоянно в Японии, но конкретных мер пока не было принято. Korea Times Oct8

    Что же до отношений Японии и КНДР, то японские аналитики не имеют определенного мнения относительно будущего Северной Кореи, и геополитическая стратегия Японии поэтому двояка Kim Young-Choon Japanese Perspectives on North Koreas future. KINU research abstracts 1997..

    С одной стороны, Япония стремится косвенно помогать Северу - не столько ради оказания реальной помощи КНДР, сколько для того, чтобы этим ослабить Юг. Ведь помощь Японии Северу стимулирует определенную конкуренцию между двумя корейскими государствами, что опять-таки играет на руку Токио Lee Kyo-Duk. DRPK-Japan normalisation and the Inter-Korean Relationship. KINU research abstracts 1997..

    С другой, агрессивность и внешний антияпонизм Севера безусловно ее пугает, и Япония осознает свою относительную уязвимость в случае агрессии оттуда. Практически на следующий день после запуска спутника министры обороны Японии и Южной Кореи договорились о "совместной борьбе с северокорейской угрозой", а заодно - об усилении обмена военными делегациями и периодических встречах представителей Объединенного Комитата Начальников Штабов по тому же вопросу. ROK, Japan agree to jointly counter NK missile threat. Korea Times, Sep2

    К тому же нормализация отношений между КНДР и Японией тесно связана с нормализацией отношений между КНДР и США. С одной стороны, Япония здесь как бы не решается действовать первой без разрешения старшего партнера, но с другой, установление каких бы то ни было контактов между Японией и КНДР является для Америки стимулом подключаться к диалогу.

    В любом случае Токио приходится действовать с оглядкой на Вашингтон. По заявлению ЦТАК, японская продовольственная помощь идет в КНДР как бы не от правительства Японии, а в виде помощи Международного Красного Креста, "ответственно выполняющего свою работу с гуманитарной точки зрения". Поэтому акты японской помощи КНДР напоминают действия человека, который осторожно сует мясо в клетку к тигру, быстро отдергивая руку при первом же его движении.

    Каждую северокорейскую демонстрацию своих военных возможностей японцы сопровождают разговорами о сокращении помощи или принятии репрессивных мер против Северной Кореи. Для угрозы сокращения помощи используются даже явно надуманные предлоги. Например, в начале июня 1998 г. Япония собиралась приостановить продовольственную помощь в случае, если КНДР не предоставит ей данные о десяти японских гражданах, которые, по мнению Токио, были похищены северокорейскими спецслужбами для тренировки шпионов и обучения их японскому языку и японскому стилю жизни. Учитывая количество репатриантов, возвратившихся из Японии в КНДР в минувшие годы, такие подозрения выглядят, по меньшей мере, надуманно.

    В последнее время, Япония продолжает развивать тезис об агрессивности Северной Кореи и ее готовности осуществить вторжение на японскую территорию. Этой цели, на наш взгляд, послужила организация утечки информации о подготовке северокорейского спецназа. К стати, сюжет об этом отряде, напоминающий скорее пропагандистскую военную кинохронику, был показан вечером 15 сентября 1998 г. по российскому каналу ТВ в программе "Сегодня вечером". Как нам кажется, приняв запуск искусственного спутника за испытание военной ракеты и не желая потерять лицо из-за такой своей ошибки, Япония вынуждена в течение какого-то времени продолжать будировать эту тему.

    Помощь Японии КНДР в дальнейшем, скорее всего, будет выражаться не в твердой валюте, а в товарах и опытных специалистах, как это собственно было и ранее. Возможно, однако, что это увеличение объема помощи, с одной стороны, привнесет в Северную Корею некоторые изменения в стиле жизни, а с другой - повысит роль Чхонрёна - ориентирующейся на КНДР организации корейских соотечественников, проживающих в Японии. Не исключено, что эта организация получит возможность осуществлять в Японии свою экономическую деятельность в интересах КНДР.

    В свое время борьбой за умы японских корейцев занимались и Север, и Юг. Однако, Ли Сын Ман, при его неприязненном отношении к Японии, не считал создание проюжнокорейской организации в среде японских корейцев важным делом. В результате среди корейцев, живущих в Японии, Север имел гораздо большее влияние, чем Юг. КНДР намеревалась даже создать внутри компартии Японии корейское крыло. Попытка создать "Бунд" не удалась, и до сих пор КПЯ относится к КНДР весьма негативно.

    Зато был создан Чхонрён - организация, которая не только объединяет проживающих в Японии корейцев, но и обеспечивает экономическую помощь им, а также - "утечку мозгов", когда талантливые ученые и инженеры, корейцы по национальности, по получении образования репатриируются на Север, где в закрытых институтах им создаются условия для жизни и работы, не уступающие японским. Стоит отметить, что такая деятельность осуществляется, естественно, с молчаливого согласия японских спецслужб, которые видят в этом путь косвенного ослабления Юга...

    Встречные шаги Северной Кореи, направленные на установление дипломатических отношений с Японией, являются очень важным этапом в ее политике, способным прорвать политическую изоляцию страны. Нормализация отношений с Японией является для Пхеньяна ключевым моментом и средством ускорения нормализации отношений с США, что, в свою очередь, даст Северной Корее возможность существенно расширить свои внешние связи со странами, ориентирующимися в своей внешней политике на Америку. Кроме того, через непосредственные контакты и переговоры с США у Севера будет возможность влиять на Юг, союзник которого уже не будет абсолютно всеподдерживающим.

    3. США и их интересы

    Безусловно, несмотря на достаточное число противоречий, в двусторонних отношениях Южной Кореи с США американцы остаются ведущими стратегическими партнерами Южной Кореи. Естественно, что американо-корейские отношения значительно лучше других освещены в научной литературе РК.

    Корейский полуостров является для США зоной стратегических, но не жизненно важных, интересов. И хотя Вашингтону нужно демонстрировать свою значительность в этом регионе, он резонно опасается быть втянутым в крупномасштабный военный конфликт, в котором США не смогут быстро и оперативно подавить врага своей технической мощью. Отсюда и переход от доктрины применения силы к доктрине угрозы применения силы.

    Формально политика правительства Клинтона строится на "либеральном интернационализме" и нацелена на предотвращение войны на Корейском полуострове, замораживание развития ядерного оружия, сокращение оружия массового поражения и поддержку медленного и бесконфликтного абсорбирования Севера Югом. Но для современной политики США по-прежнему характерно стремление исполнять роль "мирового полицейского". В отличие от конца прошлого века у них есть возможность контролировать все регионы, а не ослаблять одну сферу влияния за счет переноса внимания на другую, более приоритетную.

    Корейский полуостров для США является гораздо более удобным плацдармом, чем Япония, как минимум, по двум причинам: в Корее отсутствуют предпосылки для "сдерживания" аппетитов Соединенных Штатов; полуостров, являющийся частью континента, безусловно, может стать для американцев резервной базой для отстаивания ими своих интересов в СВА и в целом в АТР.

    С этой точки зрения американцам неважно, в какой из двух Корей они находятся. Кстати, некоторые южнокорейские ученые считают, что вовлечение Советского Союза в войну на Дальнем Востоке было вообще стратегической ошибкой США. Недооценив психологическое воздействие атомной бомбы и переоценив ресурсы Квантунской армии, Америка погналась за сокращением сроков войны и впустила в регион Советский Союз, следствием чего стал не только раздел Кореи, но и коммунизация Китая, создание на Дальнем Востоке нынешнего миропорядка. Ким Юн Дук. Динамика баланса сил между США, Россией, Китаем и Японией на Корейском полуострове. М., "Научная книга", 1996.

    Нет также необходимости напоминать, что южнокорейское политическое устройство во многом складывалось под влиянием США, пытавшихся перенести свою модель на корейскую почву. Отметим, что первая попытка в форме Первой и Второй республик не оказалась удачной, а рывок, предпринятый Пак Чжон Хи, был осуществлен благодаря системе, включавшей в себя большое число традиционных элементов. Сейчас же, с потеплением общей обстановки снова возникает возможность внедрения на Корейский полуостров элементов демократии западного типа.

    По мнению профессора университета Ёнсе Ан Бён Джуна, которого автор склонен считать неформальным выразителем мнения властных кругов Will Pres. Kim transform Korean Economy into American model? Korea Times, Jun 7, Корея сейчас движется к американской модели либерализма, но ее методы управления являют собой странную смесь из плюрализма, отношений "патрон-клиент" и корпоративных связей. Страна как бы переходит от японской модели управления к американской.

    С одной стороны, из-за особенностей разделенной страны жесткое лидерство и долгосрочное планирование распространяются и на экономику. С другой, растут элементы плюрализма с постепенным введением элементов демократии гражданского общества. Тем не менее, препятствием являются не столько коррупция или система, при которой промышленными конгломератами руководят представители влиятельных семей, сколько конфуцианская политическая культура, для которой семья и связи внутри семьи важнее, чем "стандартные правила игры".

    В сочетании с развитым регионализмом это приводит к тому, что, невзирая на громкую риторику, семейственность и регионализм присутствуют в корейском менеджменте и государственном управлении. Однако, в новой реструктуризованной Корее это должно сойти на нет.

    Примером нового политического мышления для профессора Ана является рост числа компромиссов и коалиций: между политическими партиями; между правительством, корпорациями и профсоюзами, причем определенная корпоративность даже помогает сохранять мир и устойчивость в экономической и политической жизни.

    Ан считает, что под влиянием этих изменений происходит и изменение структуры взаимоотношений между Кореей и США. Корея в дополнение к своим интересам в сфере обеспечения безопасности и экономических связей так же активно заимствует из Америки ее демократические ценности, являясь одной из стран АТР, где демократия наиболее развита. Сейчас их сотрудничество направлено уже не на то, чтобы предотвратить военную угрозу, а на достижение Северо-Восточной Азией региональной стабильности.

    РК движется сейчас в сторону взросления своей демократии и превращается из простого партнера по альянсу в стратегического партнера Соединенных Штатов в Азии, что меняет расстановку сил в регионе и особенно - во взаимоотношениях США с Китаем и Японии с Китаем.

    Для того, чтобы совершить объединение родины так, чтобы не нарушить стабильность в регионе и сохранить полуостров свободным от ядерного оружия, Корея и США должны "переоформить" свои взаимоотношения так, чтобы американские войска оставались бы на полуострове во время и после объединения страны в качестве своего рода страховки от гонки вооружений и острой борьбы за власть, которая может начаться после объединения. По мнению Ана, Юг должен взять на себя роль лидера в конструировании отношений с Севером, а Соединенные Штаты - поддерживать его инициативы своей готовностью обеспечивать безопасность в регионе в течение длительного времени.

    В статье, написанной незадолго до визита Ким Дэ Джуна в США., Ан указывал, что в ходе этого мероприятия Корея и Америка могут подписать такое соглашение. Кроме этого, двум президентам имеет смысл подумать о том, как утилизовать стремление Пекина играть конструктивную роль в организации диалога между Севером и Югом.

    Однако, уровень понимания корейской проблемы общественным мнением Соединенных Штатов очень низок по сравнению с пониманием ею проблем, допустим, Северной Ирландии или Израиля, хотя американцев корейского происхождения в Штатах насчитывается около миллиона. Поэтому Корее следует удвоить усилия для того, чтобы, укрепляя контакты во всех сферах, добиться активной поддержки идеи корейско-американского партнерства в обеих странах.

    Я привел этот большой и не совсем относящийся впрямую к теме работы отрывок как пример того, как властные круги РК стремятся давать наставления США. При этом создается впечатление, что американцы устали от поведения южан, от их стремления воспринимать Америку как равного себе партнера, от их желания всех учить жить. Дабы "укоротить поводок" и обеспечить себе свободу маневра, США начали устанавливать контакты с Севером. Сближение с КНДР нужно, дабы поддерживать реноме всеобщего миротворца и одновременно намекнуть Сеулу, что если он не будет послушным, на нем как на стратегическом партнере свет клином не сошелся (ведь, как говорил Хван Чан Об, определенные круги внутри КНДР уже ориентируются на Америку).

    Можно провести определенную параллель между попытками американцев установить контакт с Пхеньяном и попытками Советского Союза установить отношения с Югом в начале 90-х годов, - в первую очередь, они были вызваны отсутствием взаимопонимания между СССР и КНДР из-за негибкой позиции последней.

    Складывается менние, что наиболее важный вопрос южнокорейско-американского сотрудничества - вопрос об американской помощи и неободимость финансовых вливаний в экономику РК. Еще 26 мая 1998 г. министр торговли РК Хан Док Су утверждал, что помощь США и международного сообщества жизненно необходимы Корее Han Duck-soo calls for US support to end crisis . Korea Times May 26. В выступлении перед группой сотрудников аппарата Конгресса США он утверждал, что если корейская экономическая реформа будет успешной, то в ближайшем будущем она обретет экономическую жизнеспособность и в 2000 г. прирост ВНП достигнет 5 процентов. Он также пытался убедить американцев во взаимной выгоде корейско-американского сотрудничества, построенного на базовых технологиях США и корейских "ноу-хау" в сочетании со знанием азиатского рынка.

    Вину за кризис министр Хан пытался свалить на государственно-монополистический капитализм предшествующего режима, который своими действиями подавлял частный бизнес. По его словам, признаки кризиса начали проявляться еще в 1987 г., но тогда правительство не смогло принять необходимые меры.

    Значительное место в дальнейшем развитии этой темы в рамках развития американо-южнокорейских отношений занял визит Ким Дэ Джуна в США в июне 1998 года, где он щедро раздавал обещания, демонстрируя свою готовность вести Корею по цивилизованному (т.е. американскому) пути развития. Так, например, свои речи в Стэнфордском университете 13 июня 1998 г. президент Ким заявил, что одним из его приоритетных направлений деятельности будет привлечение в Корею американского капитала, особенно в форме совместных предприятий. Он считает, что таким образом в Корею придут не только деньги, но и продвинутые технологии, опыт современного менеджмента, который увеличит конкурентоспособность корейского бизнеса.

    В тот же день Ким Дэ Джун говорил об инвестициях в корейскую экономику в ходе встречи с ведущими бизнесменами Силиконовой долины. А 12 июня президент Ким, встречаясь с представителями МВФ и МБРР, утверждал, что сейчас в Корее существуют методы обеспечения политического и экономического реструктурирования страны: "Если вы посетите сегодня Корею, вы увидите многие вещи, которые во время ваших предшествующих посещений вы бы не увидели. Корея и ее народ объединены сильной верой в то, что реформы являются для нее единственным путем экономического возрождения". Korea Times, June12-13

    Ким Дэ Джун считает, что в Корее много высококвалифицированных человеческих ресурсов, развитая инфраструктура и технология в сфере информации и телекоммуникаций. Она занимает первое место по экспорту контейнерных грузов в США, опережая Японию и Китай.

    Сейчас на корейской Международной валютной бирже международные инвесторы могут без ограничений покупать акции или недвижимость. Практически отсутствует потолок процентного состава иностранной доли в совместных предприятиях. Среди больших проектов сотрудничества, например, предлагается аналог Силиконовой долины около Инчхона, под названием "Долина Медиа".

    По мнению Ким Дэ Джуна, сейчас в Корее к рычагам экономической власти приходит новое поколение, готовое к экспериментам и новым методам ведения бизнеса. Времена, когда все было под контролем союза военно-авторитарного режима и "чеболь", прошло. Ту же мысль высказал Ким Дэ Джун и позднее, в интервью журналу " USA Today" 28 августа 1998 г. По его мнению, США должны сыграть активную роль в оживлении азиатской экономики, ибо крах азиатского рынка негативно отразится и на экономике США.

    Итогом визита стало подписание протокола "О поощрении и защите инвестиций". Базовое предложение американцев, конечно, встретило определенную отрицательную реакцию РК, хотя ее претензии связаны, в основном, с нечеткостью внутренних взаимоотношений между министерствами. Так, Корея не получила статус наибольшего благоприятствования в 31-й сфере из 1148-ми.

    Могут возникнуть и некоторые проблемы с американскими инвесторами, понесшими потери в ходе кризиса. Широко обсуждается в Корее и идея создания свободной экономической зоны. Кстати, собственно говоря, соглашение о развитии взаимных инвестиций было предложено США еще в 1994 г., но тогда корейское правительство отказалось, боясь, что это будет чревато слишком сильным проникновением иностранного капитала на корейские рынки. Отметим, что МБРР согласился выдать Корее 2 млрд. долларов до конца этого года.

    Конечно, сейчас власти РК просто обязаны представить ситуацию в Корее как новую эру экономического сотрудничества, особенно после того, как правительство было вынуждено принять целый пакет предложений Международного Валютного Фонда, направленных на оздоровление экономики страны. Пакет этих предложений, однако, достаточно больно бьет по среднему классу, вызвав, в том числе, беспрецедентную 10%-ную безработицу.

    Оппозиционные газеты РК достаточно активно нападают на МВФ, обвиняя его в неоколониализме и вообще склоняя эту организацию по любому поводу. Для правительства Ким Дэ Джуна это своего рода выпуск пара. Не имея возможности не следовать его директивам, силами оппозиции и прессы оно активно демонстрирует свое неудовольствие.

    Между тем, экономическое сотрудничество между РК и США проходит отнюдь не гладко. В марте 1998 г. компания "Форд" официально заявила об отсутствии альянса между "Фордом" и компанией "Самсон", распространившей пресс-релиз о том, что эти компании договорились о начале производства "мирового автомобиля "Форда", и о том, что вице-президент компании "Самсон" уже отбыл в Вашингтон для выяснения деталей. Представитель "Форда" заявил, что переговоры еще не привели к каким-либо конкретным результатам.

    Конечно, "Самсону", особенно в условиях кризиса, партнерство с "Фордом" поможет выжить, однако две других крупнейших корейских компании - производители автомобилей, "Киа" и "Хёндэ", проявляют к этой перспективе повышенное внимание. В конце мая, однако, переговоры о совместном предприятии закончились неудачей, хотя "Самсон" продолжает переговоры с "Фордом" о его участии в реструктуризации автомобильной промышленности Кореи, особенно - после того, как "Киа" практически прекратила свое существование. Проблемой стало то, что "Самсон" требовал от "Форда" равного участия. Представители "Самсона", конечно, не говорят о полном разрыве отношений и утверждают, что переговоры продолжаются. Ford denies alliance with Samsung. Korea Times Mar 13

    Другой пример: производители американского фармацевти- ческого и медицинского оборудования сформировали значительное лобби для того, чтобы уговорить американскую Палату Торговых Представителей (USTR) принять контрмеры против "нечестной практики Кореи, связанной с лицензированием и торговлей иностранными фармацевтическими продуктами". Хотя корейское правительство информировало о своем желании облегчить работу американских товаропроизводителей на территории Кореи и принять международные регистрационные стандарты, те требуют более быстрых и решительных действий US drug makers eye reprisals aganist ROK . Korea Times Jul 20. Кстати, сегодня найти в Корее импортные лекарства - действительно проблема.

    Особенно жестко против такой демпинговой политики выступают представители автомобильной промышленности США. Именно поэтому Корея обещала США не обеспечивать свою автомобильную промышленность специальными правительственными субсидиями. По заявлению одного из чиновников министерства иностранных дел и торговли, это делается для создания американским инвесторам лучших условий на корейском рынке. Указанное решение было связано с поступившей во второй половине октября просьбой компании "Хёндэ" выделить ей 3 триллиона вон, и разговорами в Конгрессе США о том, что деньги, вливаемые в Корею с помощью МВФ, в действительности используются для поддержания конкурентоспособности корейских компаний в борьбе с американскими. Korea promises not to give subsides to carmakers. Korea Times Oct 24

    Тема противостояния корейской экономической политики, связанной с демпинговыми ценами на экспортные товары, с одной стороны, и проблемой протекционистской политики на внутреннем рынке всплывает периодически, хотя часто выполняет функции отвлечения внимания конгрессменов и общественного мнения от каких-то более важных проблем.

    Интересно, что позиция многих европейских компаний в этом вопросе отличается от американской. Так, например, Энтони Хелшэм, президент "Volvo Construction Equipment Korea", не только привез необходимое оборудование для поддержки своих корейских партнеров, но даже принял участие в конфуцианском ритуале, нацеленном на скорейшее избавление Кореи от пут МВФ. В нем приняли участие все 1600 служащих компании

    С другой стороны, сталелитейная промышленность Европы собирается исключить Корею из списка стран, к которым применяются антидемпинговые меры. Korea Excluded from the EU steel dumping List. Korea Times Nov 25 Возможно, именно этим объясняется то, что сейчас Корея пытается наладить некоторые контакты с европейскими странами, в основном с Англией и Германией.

    Не лишено проблем и военное сотрудничество между двумя странами. Мысль о сокращении расходов на оборону исходила и от президента Клинтона, который высказал ее в ходе визита Ким Дэ Джуна в США 11 июня текущего года. Как утверждал американский президент, так же, как меняется реальность безопасности, должен меняться и бюджет, следуя этой реальности. А учитывая экономический кризис и зависимость в этой связи от американской политики, Ким Дэ Джун и его правительство не могут игнорировать подобные заявления.

    Конечно, предложение Клинтона о сокращении южнокорейских расходов на оборону нацелено не столько на изменение ситуации, связанной с безопасностью на полуострове, сколько на то, чтобы Южная Корея не тянула бы из США деньги на военные нужды. Американские войска , затраты Южной Кореи на обеспечение которых заложены в бюджет и составляют 380 миллионов долларов, безусловно остаются гарантом безопасности РК, а структура организации и вооружения армии Южной Кореи создана по образцу американской.

    Возникает интересный вопрос - какую роль играют американские войска в РК сейчас? С определенной точки зрения можно сказать, что сегодня их присутствие скорее сдерживает Юг от решительных действий в отношении Севера. Тем не менее реакция общественности на военное присутствие США скорее негативная.

    29 августа 1998 г. "Korea Times" поместила полемическую статью некоего Ниялла Рейлли "Нужны ли Корее до сих пор американские войска?". Does Korea Still need the US Armed Forces? . Korea Times Aug 29 Обращая внимание на стандартное поведение американских солдат по отношению к корейцам, автор отмечает их нежелание подстраиваться под страну и проявлять уважение к ее традициям, помноженное на уверенность в том, что без американской помощи Юг давно бы стал добычей страшных коммунистов.

    Между тем, по мнению автора, Юг, особенно учитывая уровень его экономического развития и военные расходы, трехкратно превышающие аналогичные расходы Севера, может справиться с угрозой сам. В случае же критической ситуации американская армия достаточно мобильна, чтобы быстро перебросить в Корею свои войска. Кроме того, в отличие от Японии, которая несет половинные расходы на содержание американского экспедиционного корпуса, Корея оплачивает только 12% из них. Автор считает, что эти деньги нужны Америке для того, чтобы справиться со своими внутренними проблемами.

    Тем не менее, Соединенные Штаты по-прежнему намерены держать в Корее стотысячный воинский контингент, мотивируя его нахождение там стремлением обеспечить безопасность в регионе и потенциальной угрозой со стороны КНДР. А по сообщениям от 15 октября 1998 г. Палаты Аудита и Инспекции, Сеул намерен значительно увеличить расходы на содержание американского экспедиционного корпуса. Сумма определена в размере 399 млн. доларов из расчета 907,6 вон за один доллар вместо текущего курса 1350 вон за один доллар. Разница в курсе покрывается за счет того, что Корея освобождает от уплаты НДС на американские поставки амуниции или, если это не получится, предоставит американским войскам материальную помощь в объеме разницы между этими курсами, что составит 102 млн. долларов Seoul likely to pay Heavier US troop maintainance costs. . Korea Times, Oct 16.

    Группа гражданских представителей РК выступила против таких планов, заявив, что чрезмерные расходы на содержание американского экспедиционного корпуса являются одним из факторов, разрушающих корейскую экономику. 8-14 июля 1998 г. состоялись переговоры между министрами обороны РК и США, Дж. Коэном и Чон Ён Тхэком, посвященные как проблемам совместных затрат на размещение в Корее американского экспедиционного корпуса, так и попытке получить у США заём на перевооружение ракетного комплекса земля-воздух. Ориентировочно речь идет о замене морально устаревших ракет "Nike" их новыми вариантами, скорее всего "Patriot", хотя обсуждался и вариант приобретения ракет у России.

    Взаимоотношения РК и США по вопросам развития в Южной Корее ракетных технологий являются важным моментом. Согласно "джентельменскому" соглашению между двумя странами, Южная Корея до сих пор не разрабатывала ракеты с дальностью полета более 180 км, однако сейчас насущная нобходимость требует появления средств доставки на дистанцию до 300 километров.

    Первый этап переговоров по ракетам был проведен на уровне министров обороны и свёлся к обсуждению общих положений. Однако, дальнейшие переговоры, посвященные конкретно этой теме, не принесли результатов. Хотя Сеул получил от Вашингтона продвинутые технологии, США активно требуют "прозрачности" в этом вопросе, так как американцы подозревают, что Сеул в закрытом порядке предпринимает попытки создать ракеты с большей дальностью. Двухдневные переговоры по этому вопросу между заместителем министра иностранных дел Чхве Сын Хоном и специальным послаником Ч. Картманом ни к чему не привели. Korea, US to hold defense talks. Korea Times Oct 29 В конце октября переговоры министров снова были отложены. Затем снова были отсрочены конец декабря. На повестке дня были выработка совместной политики по отношению к КНДР и финансовые вопросы. Заметим, что эти переговоры идут на фоне параллельных встреч американского министра обороны с японскими чиновниками.

    Примером сложных отношений может служить и инцидент с двумя истребителями KF-16, которые потерпели крушение из-за дефектов в двигателе. Министерство обороны пыталось получить компенсацию от американской фирмы-изготовителя "Pratt & Whitney", чтобы компенсировать расходы, которые могут достигнуть 100 млрд. вон. Программа оснащения корейской армии самолетами нового типа шла под непосредственным контролем американских фирм, в том числе фирмы "Локхид", вокруг которой неоднократно поднимались скандалы, связанные с ее финансовой деятельностью и получением незаконных прибылей ( можно вспомнить аналогичные "дела" "Локхид" в Японии и Египте). Poor tactics result in Koreas loss to Lockheed in legal dispute. Korea Times Oct 24

    Отметим, что это не единственный случай, когда американские компании наживаются на поставках оружия в Корею, а попытки добиться справедливости в международных арбитражных судах заканчиваются ничем.

    С другой стороны, США стремится занимать прокорейскую позицию в корейско-японских спорах. Так, позиция американцев по вопросу о государственной принадлежности острова Токто была еще раз подтверждена 22 октября 1998 г. заявлением американского представителя Роберта Смита на форуме, посвященном вопросам корейско-американской политики на море. US acknowledges Korean sovereignty over Tok-do. Korea Times Oct 23 Смит признал корейский суверенитет над островом, покритиковал Японию за неуступчивость и предложил несколько вариантов выхода из положения, в том числе проведение демаркации границы без учета Токто и передача этого вопроса на арбитражное рассмотрение третьей стороне.

    Коротко об иных аспектах двусторонних отношений США и РК. Правительство РК планирует просить США о выдаче около 170 корейцев, подозреваемых в различных преступлениях, как только будет подписано соглашение о взаимной выдаче преступников, подготовленное в ходе визита Ким Дэ Джуна в США 6-14 июня текущего года. Отметим , что речь идет не столько об уголовных преступниках, сколько о лицах типа Пак Хи До (бывший начальник штаба армии, оказавший помощь Чон Ду Хвану при захвате власти в 1980 г.), или Ли Сок Чхэ (бывший министр информации и коммуникаций, подозреваемый в коррупции). В основном же, список состоит из обвиняемых в экономических преступлениях, преимущественно с использованием фальшивых чеков.

    Вообще же, США является страной, где скрывается более 50% южнокорейских преступников. В США находится более 5000 корейцев, пытающихся избежать встречи с корейским правосудием. 601 criminal suspect Fled abroad by August. Korea Times Oct 7

    К этому нужно добавить, что в первые восемь месяцев 1997 г. запрет на выезд из страны как мера пресечения был применен по отношению к 3796 подозреваемым. Что же касается американских правонарушителей в Корее, то, согласно договоренности между правительствами двух стран, американские военнослужащие, совершившие преступления на территории Кореи, подлежат суду по корейским законам. Однако, реально осуждено очень мало нарушителей.

    Так, в первом полугодии текущего года обвинительные приговоры были вынесены только в 6 из 273 случаев, и осуждено 8 из 302 человек. Правда, из 273 нарушений закона 214 относились к нарушениям правил дорожного движения, 40 - случаи хулиганства, 11 - кражи. Crimes by US soldiers show low conviction rate in Korean courts. Korea Times Oct 17

    Пересматиривая некоторым образом свою политику, США стремятся разрабатывать иные, кроме прямого, варианты проникновения в Корею, - в первую очередь под шапкой контролируемых ими меджународных организаций, главным образом МВФ. С формальной точки зрения, помощь осуществляется международным сообществом, но, как и в случае с корейской войной 1950-1953 гг., когда войска ООН фактически состояли из подразделений армии США, международные организации вынуждают Корею играть по европейским, а вернее - американским, правилам. При этом заметим, что если раньше США использовали международные политические организации (ООН или военные блоки), то сейчас их в значительной степени интересует экономический контроль с помощью МВФ или МБРР. Частично это связано с тем, что если раньше ООН во многом зависела от США, то теперь, учитывая политику нынешнего руководства ООН, есть некоторый шанс того, что она проявит большую объективность. Правда, в конце века эффективность роли международных организаций в гашении региональных конфликтов многие подвергают обоснованному сомнению.

    Действия МВФ были восприняты в Корее весьма негативно, как попытка нанести удар корейским концернам, которые, вроде бы, стали слишком опасны для их американских или японских конкурентов. Не забудем, что для рядового гражданина не только Южной Кореи, но, кстати, и России, МВФ прочно ассоциируется с Соединенными Штатами и воспринимается как организация, действующая по их указке.

    Если же говорить об отношениях США и КНДР, то они только-только начинаются Han Sung-Joo. New perspectives of US - North Korea relations. Korea Focus vol.6 #2, March-April 1998. Соединенные Штаты теперь понимают, что Северную Корею загонять в угол нельзя Lee Hun-Kyung US policy toward North Korea under the second Clinton government. KINU research abstracts 1997..

    Однако американцы не имеют представления о внутренних резервах или возможностях этой страны. Поэтому они боятся действовть сами и, по крайней мере, ранее, предпочитали ждать, пока в условиях организованной ими экономической блокады КНДР постигнет острый экономический кризис, и они смогут прийти и диковать ей свои условия Kim Kyu-Ryung US economic policy toward North Korea: current situation and prospects. KINU research abstracts 1997., когда Северная Корея, растратив все свои резервы, будет вынуждена обратиться за внешней помощью. Lee Seok-soo Dynamics of the relationship between North Korea and the US: policy, policy capability, and policy performance. East Asian Review, vol.10 #1 Spring 1998

    Пхеньян избрал иную тактику, распространяя информацию о новом курсе как о переходе власти в руки военных и полном уходе с политической арены старой партийной элиты. В глазах США и Запада диктатура армии выглядит более понятной и располагающей к общению, чем коммунистическая диктатура "внутренней партии". А это теоретически дает режиму шанс улучшить свое международное положение и решить главную проблему северокорейской экономики - отсутствие внешнеэкономических связей, вызванное политическими причинами. При прорыве этой блокады у КНДР есть возможность пойти по пути военных режимов, сумевших провести успешную экономическую реформу. Словесный антиамериканизм нового северокорейского руководителя не помешает нормализации отношений с США. Намеком на возможность такой нормализации и на готовность Пхеньяна сделать важные шаги навстречу является отсутствие требования обязательного и безусловного вывода американских войск из Южной Кореи в программной работе Ким Чен Ира "Последовательно претворим в жизнь заветы великого вождя товарища Ким Ир Сена в деле воссоединения Родины" от августа 1997 года. Согласие США на открытие в Пхеньяне Бюро по связи, т.е. почти Посольства, последовавшее вслед за проведением первой сессии ВНС КНДР (и, добавим, запуском спутника), подтверждает правильность выбранного Ким Чен Иром пути.

    Другим показателем определенного потепления является относительное развитие торговли. По данным, опубликованным в газете "Кореа таймс" от 25 ноября 1998 г., торговый оборот между КНДР и США резко возрос. В 1996 г. он составлял 541 тыс. долларов, в 1997 г. - 2,4 млн., а за январь - август 1998 года - уже 4,04 млн. долларов. Северокорейское отделение "Котры", представившее эти сведения, предсказывает, как минимум, двухкратное его увеличение в будущем году, хотя весь американский экспорт на Север состоял исключительно из зерновых. North Korean trades with US rises sharply. Korea Times Nov25

    Что сейчас беспокоит США больше всего, так это потенциальная ядерная опасность со стороны Пхеньяна. 10 октября 1998 г. в южнокорейских газетах появилась информация о том, что авторитетная группа экспертов по внешней политике написала открытое письмо Клинтону с критикой его политики в отношении Севера и предложением оперативно разрешить политический кризис, связанный с "наличием у КНДР базы для разработки и производства ядерного оружия". Experts voice deep concern about US policy on N. Korea. Korea Times Oct 10; US to demand access to NK "nuclear site" . Korea Times Nov 16 На 4-5 декабря 1998 г. была намечена встреча спецпосланника Чарльза Картмана с заместителем министра иностранных дел КНДР Ким Ге Кваном.

    В ноябре текущего года Картман был в Пхеньяне с поручением вынудить Северную Корею разрешить США провести инспекцию на предмет проверки наличия в КНДР ядерного оружия. Северяне согласились в обмен на компенсацию в 300 млн. долларов. Вашингтон, естественно, отказался, но состояние корейской оборонной промышленности его все равно очень беспокоит. И 25 ноября 1998 г. Пентагон снова "серьезно предупредил" Северную Корею, требуя свернуть ядерную программу. В противном случае она "столкнется с серьезным ответом".

    Утверждается, что Север тайно продолжает реализацию ядерной программы в Кымчханри, что является нарушением соглашения от 1994 г., когда Пхеньян обязался свернуть свою ядерную програму и получил за это от США не только 4 млрд. долларов, но и значительное количество топлива. Однако с тех пор США постоянно подозревают КНДР в попытках оживить свою ядерную программу, а КНДР считает стремление США выяснить ситуацию замаскировнной шпионской деятельностью и унижением своего достоинства.

    Как попытку усилить давление на Пхеньян можно рассматривать поездки спецпредставителя президента США Уильяма Перри по Японии, Китаю и Южной Корее. Теоретически, эти поездки являют собой консультации, связанные с возможным давлением на КНДР для сворачивания ее ядерной программы. ROK, US to form new consultative channel. Korea Times Nov25

    Правда, сейчас внимание Соединенных Штатов оказалось в заметной мере переключенным на Ирак, по которому после долгих предупреждений 17 декабря 1998 г. был нанесен ракетно-бомбовый удар. Возможно, что в случае успеха операции "Лиса в пустыне" американцы "войдут во вкус". Однако, вероятность подобного развития событий на Корейском полуострове крайне мала.

    Переход к военному разрешению проблемы, во-первых, сдерживается геополитической стратегией прочих сверхдержав, так и высоким уровнем боеспособности северокорейской армии. Именно поэтому параллельно с предупреждением от 25 ноября началось формирование рабочего консультативного комитета из представителей США и РК для выработки совместной позиции по этому вопросу на четырехсторонних переговорах.

    4. Китай и его интересы

    Роль Китая на Корейском полуострове значительно возросла в период корейской войны, когда активная советская военная помощь могла бы привести к новому витку конфронтации между США и СССР, чреватой третьей мировой войной. Поэтому Советский Союз предпочел оказывать помощь КНДР руками китайских добровольцев. При этом к концу 50-х годов, после смерти Сталина, развенчания его культа личности на ХХ съезде КПСС и дальнейшей идеологической дивергенции компартий двух стран Китай снова обрел значительное влияние на полуострове. В определенном смысле повторилась ситуация Имджинской войны 1592-1598 гг., завершившаяся для Кореи изгнанием заморских захватчиков не без помощи китайской армии.

    С появлением новых центров геополитических сил и распадом прежней системы Китай тоже был вынужден пересмотреть свою политику с более прагматических позиций. Перекрестное признание двух Корей не внесло серьезных перемен в расклад политических сил на полуострове, вместе с тем любому наблюдателю видно, что нормализация отношений Вашингтона и Токио с Пхеньяном безусловно напрягает Пекин, вынуждая его более активно включиться в борьбу за влияние в Северной Корее, оказывая более активную помощь этой стране. Очевидно также, что идея экономических реформ при сохранении неизменной политической структуры власти, к чему сейчас движется северокорейское руководство, вызывает у руководителей КНР симпатию Shin Sang-Jin PRC-DRPK relations: with the special reference to the cange in US-DRPK relations. KINU research abstracts 1997..

    Но в целом с того времени, как в августе 1992 г. Китай и РК установили дипломатические отношения, КНР воспринимает КНДР как бремя и, одновременно, как объект необходимой поддержки. Сохранение Северной Кореи в том виде, в каком она есть, выгодно Китаю для защиты своих стратегических интересов в регионе. Мировое общественное мнение осознает опасность Севера и ту роль, которую играет Китай в его умиротворении. Кроме того, на фоне КНДР китайская политическая система, где идеологические установки во многом остались неизменными со времен Мао, лучше смотрится.

    КНДР рассматривает Китай как страну, придерживающуюся одной с ней социалистической системы, и ее недовольство сближением Китая с Югом не наносит серьезного ущерба отношениям двух стран. Частично для того, чтобы успокоить КНДР, Китай обеспечивает небольшую, но постоянную, экономическую помощь Северной Корее, и Пхеньян во многом зависит от продовольственных поставок и импорта энергоносителей оттуда.

    Одновременно с этим Китай развивает и военное сотрудничество с КНДР. Регулярные встречи китайских и северокорейских военных представителей укрепляют альянс между ними. Большинство "межкорейских" переговоров также проходит в Пекине, в том числе - переговоры по линии Красного Креста или ожидаемые переговоры "на высоком правительственном уровне" (зам. министров иностранных дел).

    Дело здесь не столько в контроле Китая над ходом переговорного процесса, сколько в роли Китая как своего рода посредника или традиционной "крыши". На этом фоне в течение последнего квартала текущего года в северокорейской прессе вновь появились статьи о заслугах китайских народных добровольцев в корейской войне, иных формах китайской помощи и той роли, которую сыграла КНР в становлении социализма в Корее. Это можно воспринять как стремление Севера напомнить о своем пиетете по отношению к Китаю и тех традиционных связях, которые соединяют эти две страны, на фоне визита в Китай южнокорейского президента.

    Объем торговли КНДР с Китаем все же сократился на 35,8% по сравнению с прошлым годом, в основном, за счет уменьшения поставок зерна. Аналитики связывают это с наводнениями в северо-восточном Китае. Тем не менее, Китай остается ведущим торговым партнером Северной Кореи. В прошлом году объем торговли с ним оценивается в 656 млн. долларов, а доля Китая во внешней торговле Севера составила 30,1%, китайский импорт составил 534 млн. долларов или 42,1% объема всего импорта. North Korean trades with US rises sharply. Korea Times Nov25

    Со времени установления дипломатических отношений КНР с РК в 1992 г. сотрудничество между РК и Китаем развивается медленнее и лишено той эйфории, которая отличала российско-южнокорейские отношения на начальном этапе. Политику КНР в отношении Южной Кореи, как нам представляется, следует воспринимать и с учетом стремления Пекина усилить свои позиции в политическом и экономическом соперничестве с Тайванем. Влияние Китая на Южную Корею во многом имеет целью и вытеснение оттуда Тайваня, который ранее воспринимался там как "настоящий Китай". С идеологической точки зрения, Тайвань как бы является дополнительным элементом баланс сил в окружающей Китай геополитической ситуации. Учитывая отсутствие политических контактов между Тайванем и Северной Кореей, КНР, безусловно, на этом выигрывает.

    Активизацию китайской политики в АТР можно воспринять и как попытку компенсировать осложнение отношений между Китаем и Европой после событий на площади Тяньаньмэнь. Ведь на Дальнем Востоке, и особенно - в Южной Корее (вспомним Кванджу), такие действия правительства трактуются все-таки скорее не как попрание демократических свобод, а как вынужденные меры правительства по поддержанию стабильности в государстве.

    Именно поэтому большое значение было придано визиту президента РК в КНР. Южнокорейское руководство пригласило премьер-министра КНР в Сеул. Однако какие именно конкретные результаты даст этот визит - покажет время. Пока же можно считать хорошим признаком необычно теплое письмо, которое послал президент КНР Ким Дэ Чжуну, пролетая над корейской территорией во время визита из России в Японию. Цзян Цзэминь выразил уверенность в том, что в будущем содружество и партнерство между Кореей и Китаем достигнут более высокого уровня.

    Интересно и то, что после принесения японским руководством извинений Корее, подобных извинений начал активно добиваться и Китай, и на встрече Цзяна с японским премьер-министром Обути принес эти извинения, хотя и в более смазанной форме, чем в случае с Кореей. Можно сказать, что прогресс на эту тему в корейско-японских отношениях стимулировал аналогичную активность дипломатов КНР.

    C другой стороны, согласно недавно принятому в Республике Корея закону о соотечественниках, проживающих за границей, корейцы, проживающие в Китае и России или проживавшие в СССР и Китае до 1948 г., не считаются гражданами РК. В отличие от японских или американских корейцев, они не могут, например, прибыв в страну на срок более 90 дней, участвовать в выборах наравне с гражданами РК.

    Такую позицию можно объяснить как достаточно высокой численностью корейской диаспоры в этих странах, особенно в Китае, так и недостаточной "нелояльностью" представителей данных стран по отношению к политическому курсу Южной Кореи.

    Улучшение отношений между КНДР и США воспринимается в Пекине двояко. В принципе китайцы поддерживают этот процесс, рассчитывая на то, что изоляция Пхеньяна от внешнего мира закончится, напряженность на полуострове разрядится и необходимость постоянного подкармливания КНДР частично упадет с китайских плеч.

    В то же время Китай, естественно, опасается усиления американского влияния на Корейском полуострове и снижения собственного влияния в КНДР. Поэтому он сейчас усиливает свою поддержку КНДР в пределах рамочного соглашения, пытаясь построить свою политику так, чтобы развивать политические взаимоотношения с Южной Кореей и держать под контролем развитие северокорейско-американских отношений.

    Пхеньян также делает в отношениях с Китаем упор на экономическое сотрудничество, сознавая свою зависимость от китайских стратегических поставок. С точки зрения руководителей КНДР, такая политика обеспечивает безопасность и стабильность северокорейской политической системы.

    Китай понимает, что, невзирая на открытие торговых представительств, нормализация экономических взаимоотношений между США и КНДР, реальное экономическое взаимодействие двух страна начнется, в лучшем случае, после 2000 года. На политику открытых дверей КНДР не пойдет, справедливо опасаясь, что это может развалить ее политическую систему. Но она может лавировать между США и Китаем, используя торговые контакты с Америкой как средство давления на Китай с целью получения него необходимой помощи. Не исключено, что Северная Корея попытается заставить Китай действовать в этом русле, руководствуясь не только идеологическими, но и экономическими интересами, провоцируя Китай на подключение к конкуренции за корейский рынок.

    Китай же рассматривает свои отношения с Соединенными Штатами на Корейском полуострове как одно из направлений развития отношений между двумя странами. Соперничество с США за Корею для Китая - лишь одно из направлений его политической игры с Америкой. Есть еще проблемы Тайваня, китайской диаспоры в США, необходимости поддерживать свой статус эквивалентной Америке сверхдержавы и центра "конфуцианского культурного региона".

    Следует, кроме того, помнить, что дестабилизация на Корейском полуострове волнует Китай в не меньшей степени, чем Японию, как из-за большой протяженности географической границы между ними, так и из-за того, что корейская диаспора в КНР наиболее многочисленная - более миллиона человек.

    Надо ожидать, что с нормализацией отношений между Вашингтоном и Пхеньяном стратегическое партнерство между Китаем и КНДР усилится. Для того, чтобы не потерять Север, Китай будет вынужден наращивать ему свою помощь, а Пхеньян будет добиваться максимальной выгоды от конкуренции между двумя великими державами. Поскольку же такое положение Пхеньяна волей-неволей делает его более независимым от Китая, Пекин, вероятно, будет пытаться нащупывать контакты с Южной Кореей, хотя бы для того, чтобы компенсировать некоторые потери от снижения своего влияния на Севере.

    Выводы

    С российской точки зрения геополитические стратегии корейских государств и соседних с ними стран, чьи интересы распространяются на Корейский полуостров, выглядит следующим образом.

    США занимает в регионе ведущие позиции, оставаясь основным стратегическим соперником России и, не пострадав от азиатского финансового кризиса, использует это обстоятельство для укрепления своих позиций на Корейском полуострове в целом, а не исключительно на Юге. При этом Америка использует как уже существующие политические и экономические узы, так и помощь международных организаций (МВФ), стремясь занять в Северной Корее позиции, оставленные Россией. В условиях изменившейся ситуации Америка предпочитает экономические рычаги воздействия политическим.

    Южная Корея с геополитической точки зрения находится в менее выгодном положении, чем ее северный сосед. Она сильно связана обязательствами союзника, последствиями экономического кризиса, а также особенностями политики, которую должен проводить президент Ким Дэ Джун в непростых условиях.

    Интересно, что РК сейчас активно пытается "привлечь на свою сторону" ООН, о чем свидетельствует присвоение ее Генеральному Секретарю своего аналога Нобелевской премии мира. На фоне финансового кризиса позиции РК по отношению к США заметно ослабли. Если раньше Сеул считал себя практически равным Вашингтону и осмеливался давать ему советы, то сейчас РК снова заставили себя почувствовать страной третьего мира.

    Возможно, поэтому Республика Кореи в последнее время демонстрирует стремление поддерживать связи со всеми большими державами. На мой взгляд, здесь гораздо более уместно не столько сравнение с прусской дипломатией времен Бисмарка, сколько с опытом тайских дипломатов, которые сумели отстоять независимость своей страны, превратив ее в своеобразный буфер между английской и французской колониальными империями.

    Декларированное стремление старательно избегать минимальных осложнений во взаимоотношениях с другими государствами иллюстрирует попытку обрести свободу дипломатического маневра, а также еще больше привлечь внимание Китая к интересам Сеула в регионе, попытаться убедить Россию безусловно поддерживать южнокорейскую позицию. В ходе поездки в Китай и ЮВА Ким Дэ Чжун назвал Корею невестой в окружении четырех женихов. Это несколько непривычное для дипломатического лексикона сравнение, возможно, отражает некоторую неуверенность Сеула в связи с возможными переменами обстановки в регионе.

    Северная Корея обрела определенную свободу политического маневра, для которого у нее есть и больше простора на фоне нового курса Ким Чен Ира, и больше силовых аргументов после запуска спутника.

    Стратегия Японии двояка и несколько противоречива. Существует определенный разрыв между экономическими интересами и политическими лозунгами, обусловленными историческим прошлым в японо-корейских отношений. Одновременно наблюдается противоречие между желанием вкладывать деньги в Корею и боязнью ее усиления. Продолжает наблюдаться также несоответствие между необходимостью следования в кильватере американской политики и лучшим по сравнению с ней знанием японцами корейской специфики. Поэтому японская линия поведения характеризуется тем, что одни считают нерешительностью, а другие - стратегией выжидания.

    Китай также близок Корее, как и другие названные государства, но корейский вопрос для него лишь один из многих в его "шахматной партии" с другими державами. Он достаточно спокоен, понимая, что не потеряет своего стратегического союзника хотя бы из-за тех традиционных связей, которые существуют между Китаем и Кореей и которые он подкрепляет экономической помощью, осуществляемой только по мере необходимости. Как следствие этого, у него нет причин активизировать свою политику на полуострове. Пекину остается только соперничать с Тайванем за влияние на Сеул.

    Таким образом, хотя ситуация вокруг полуострова отличается изрядной остротой, она образует своего рода динамическое равновесие - из-за столкновения интересов других государств на полуострове существует как бы ситуация взаимного сдерживания. Поэтому, вряд ли есть основания ожидать в ближайшем будущем каких-либо неожиданностей или резких политических ходов со стороны сверхдержав, могущих разрушить это положение. На Корейском полуострове мы давно перешли от политики применения силы к политике угрозы применения силы.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Асмолов Константин (han1000@yandex.ru)
  • Обновлено: 09/12/2004. 78k. Статистика.
  • Статья:
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка